Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ В ВОСПРИЯТИИ Л. ТОЛСТОГО 9
1.1 Роль семьи в становлении личности писателя 9
1.2 Религиозное и философско-нравственное отношение Л.Н. Толстого к 19
семье
1.3 Природа женщины и мужчины в понимании Толстого 24
1.4 Женский вопрос. Природа материнства 27
ГЛАВА 2. «МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ» В РОМАНЕ Л.Н. ТОЛСТОГО 31
«ВОЙНА И МИР»
2.1 Семья в романной части произведения. Образ семейной усадьбы 31
2.2 Семья Ростовых как идеальная семейная модель Л.Н. Толстого 38
2.3 Нравственные принципы семьи Болконских 51
2.4 Семья Курагиных как воплощение безнравственности и корыстолюбия 59
2.5 Взаимодействие семей в романе как воплощение «мысли семейной» 63
Л.Н. Толстого
Глава 3. «МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ» В РОМАНЕ Л.Н. ТОЛСТОГО «АННА 69
КАРЕНИНА»
3.1 История создания романа 69
3.2 Семейная философия в романе 71
3.3 Семья Карениных как узаконенная форма семейных отношений 75
3.4 Семья Левина и Кити - идеальный пример семейных отношений 79
3.5 Анна и Вронский. Отражение пустоты семейных патриархальных тра- 92
диций в образе Алексея Вронского
3.6 Идеал женщины-матери на страницах романа 110
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 114
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 117
Характеризуя собственный роман «Анна Каренина», Л.Н. Толстой использует удивительно ёмкую формулу «мысль семейная». Как представляется, эта корневая «мысль» определяет не только названный роман, но и всё остальное творчество Толстого.
Анализируя свой жизненный путь, Толстой приходит к выводу, что правда жизни заключается в предельной натуральности и непринужденности, ориентировании на ценности и традиции народа. Когда заходит речь о семье как основной жизненной ценности Толстого, то прежде всего представляется семья, в которой он родился и вырос, которой принадлежит основная роль в формировании Толстого-писателя. Немалое значение имела также семья, которую писатель создал сам вместе с Софьей Андреевной.
В процессе эволюции человеческого общества семья является не только способом репродукции, но и идеальным средством воспитания в подрастающей личности духовно-этических принципов, формирования способностей и дарований. Внутри семьи происходит процесс передачи накопленного веками культурного опыта поколений.
Что же представляет собой мысль семейная в художественной литературе? Русские писатели-классики всегда изображали семью как базовую структуру общества и основу формирования характера, мировоззрения, бытия и будущего человека и всей страны в целом.
И.С. Тургенев в романее «Отцы и дети» поднимает острый вопрос противостояния общественным семейным традициям, приводящего главного героя к одиночеству. Разложение семейного уклада, ведущее к полному исчезновению семьи, а также и деградирование провинциального дворянства в целом в России отражено в романе М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы». Низменное стремление сжить со свету всех членов семьи ради захвата в свои руки всех семейных материальных ценностей постепенно приводит главного героя к позднему раскаянию и в итоге к мучительной смерти.
В плане широкого проблемного освещения ключевых вопросов современности семейная тема занимает центральное место в идейном содержании двух уникальных романов Л.Н. Толстого «Война и мир» и «Анна Каренина», являющихся результатом самого продуктивного этапа творческой активности писателя.
Но, по мнению многочисленных критиков, читателей и самого Льва Толстого, в его романе «Анна Каренина» в смысловом соотношении она доминирует, так как отражает не только современную для автора эпоху, но и жизнь страны и русского народа в перспективе.
Находясь на этапе окончания романа «Анна Каренина», Лев Толстой писал своей жене: «... в «Анне Карениной» я люблю мысль семейную, в «Войне и мире» любил мысль народную, вследствие войны 12-го года...». Данное высказывание писателя может стать источником для постижения идейного содержания романов.
Писатель в своем романе «Война и мир» проводит всех членов семей через превратности судьбы обывательского образа жизни привилегированного общества, через испытание любовью и через ужас военных событий. Таким образом, все семьи изображены не обособленно от окружающего их мира, а в плотном взаимодействии с ним, в близком межличностном контакте.
Победа в войне 1812-го года была одержана русскими, по мнению Толстого, далеко не за счет четкой организации и слаженного командования руководителей штабов. Победить армию Наполеона удалось благодаря героическому духу русских солдат, их патриотическому настрою, вызванному бескорыстной любовью к своей родине, к тихим, до боли близким русским полям и просторам, к родным людям, за благо которых они и пошли воевать. Толстой неоднократно в романе делает акцент на том, что количественный состав огромной русской армии определяется наличием в ней обыкновенных людей, которые характеризуются исключительностью и неповторимостью душевных качеств, формирующихся в здоровой атмосфере идеальных дворянских семей.
Нравственные ценности семьи Ростовых способствуют формированию в человеке чувства отзывчивости и готовности защищать все то, что дорого и любимо. Спартанские семейные традиции Болконских мотивируют ее представителей преданному служению отечеству. Бесполезность присутствия в рядах русской армии представителя семьи Курагиных Анатоля объясняется загниванием нравственного стержня данного семейства по причине восторжествовавшей алчности отца, Василия Курагина, приведшей к все более усиливающейся погоне за выгодой. Таким образом, наряду с мыслью народной в романе «Война и мир» мысль семейная становится стержневой, отражая тот факт, что основание и крепость государства составляют отдельно взятые семьи со своими ценностными ориентирами. Военные события 1812-го года в романе воспроизводятся в романе через призму семейных отношений. Именно по этой причине Толстой, отражая в романе «Война и мир» целую эпоху русской нации с ее эволюцией и противоречиями, не мог не затронуть мысль семейную, которая имеет в произведении большое значение. Писатель утверждает идею о том, что будущее России напрямую зависит от таких образцовых семей, олицетворяющих простодушие, порядочность и высокую духовность, какие создали любимые герои Толстого в финале романа.
Толстой считал семейное окружение средством для успешной самореализации личности, главным эталоном, по которому можно судить о нравственных качествах человека. От того, как человек справится со своими воспитательными обязанностями, зависит моральный облик дальше идущих поколений.
Следующий фундаментальный роман «Анна Каренина», в котором писатель уделил особое внимание решению проблемы счастья в условиях семейного окружения, стал вершиной эволюции мысли семейной в творчестве Льва Толстого. Вопрос личного счастья человека был поднят Толстым еще около двадцати лет назад, в 1858 году, на страницах небольшого произведения под названием «Семейное счастие», которое сам Толстой называл романом. Но в «Анне Карениной» писатель вновь возвратился к художественному осмыслению этого достаточно непростого жизненного явления.
....
Л.Н. Толстой в своих вершинных романах решает вопросы взаимоотношений между супругами, положения женщин в социуме, их права и обязанности, отношения к детям, преемственности поколений. Все эти важные вопросы объединяются в творчестве писателя в «мысль семейную».
В романе «Война и мир», созданном в 1863 - 1869 годы, брак и семья показаны как основные человеческие ценности, как главное предназначение человека, как сфера, которая помогает человеку выжить в дисгармоничном мире, не впасть в уныние, в пропасть греховности. Крепкие семейные узы помогают обрести смысл человеческого существования.
На примере семей Ростовых и Болконских Толстой изобразил модель семейного счастья, условиями которого являются взаимная любовь супругов как чувство уважения к отцу и матери своих детей.
В романе «Анна Каренина» «мысль семейная» является своего рода наставлением последующим поколениям о том, какими должны быть семейные устои, на что должен ориентироваться человек, решивший вступить в брачные отношения. Людям необходимо помнить, что любая семья всегда находится в непосредственной связи с домом, следовательно, «мысль семейная» - это также наставление о содержании домашнего быта и благоразумном ведении хозяйства.
У зрелого Толстого в корне меняется отношение к браку и семье. Это связано с отношением писателя в 70-х годах XIX века к церковной религии, которая, оправдывая брак, таким образом, оправдывает плотскую любовь. Также в этот период происходит осложнение отношений писателя с женой и детьми.
Лев Толстой в данный тяжелый для него период начинает опираться на истинное христианское учение, согласно которому главное предназначение христианина - служение богу. В браке же человек служит себе, своим плотским потребностям.
Толстой в этот период начинает отрицать брак, считая его завуалированной формой блуда. Но в оценках брака писателя проявляется некоторая непоследовательность мыслей и противоречивость мнений. Отрицая брак, Толстой в то же время отрицает и развод, читая, что последний ведет к нравственному падению мужчины и женщины. Так главная героиня романа «Анна Каренина» теряет свои жизненные ориентиры после решения разрушить брачные узы, сделав выбор в пользу безудержной любовной страсти.
В своих романах, а также философских и религиозных трудах Толстой рассуждает о том, что делает жизнь человека осмысленной и гармоничной. Будучи философом, основателем нового религиозного течения, Толстой ищет ответ не только в художественно- нравственном отображении идеала семьи, брака и ответственного отношения к традициям, но и задает все эти вопросы в трех плоскостях: морально-нравственной, философской и религиозной.
Отношение Л.Н. Толстого к роли женщины в семье переживает эволюцию по мере взросления писателя. Верный патриархальным установкам, Толстой сначала требует от женщин покорности и беспрекословного выполнения традиционных обязанностей, потом восторгается их мудрости и женственности, ставя во главе семейного очага (Наташа Ростова и Марья Болконская в романе-эпопее “Война и мир”), затем размышляет о правах женщин на примере судьбы Анны Карениной, бросившей вызов обществу и законам. Женские персонажи у Толстого выступают олицетворением теплых и светлых образов. Юная Наташа Ростова - живая жизнь романа, ее душа, в ней простота, искренность, музыкальность, близость к народу. Марья Болконская - самоотверженность, любовь и забота. Образы Матери с ее великой любовью к своему ребенку - Наташа и Марья в семейной жизни, Кити, Долли Щербацкие.
Герои Толстого, потерявшие чувство принадлежности к семье, дому, приходят к душевному кризису. Отрекшаяся от семьи, потерявшая дом, Анна погибает, не видя смысла в своей жизни. В гостинице, на постоялом дворе умирает и беглец Николай Левин, оставивший отчий дом символично с отказом от наследия предков. Смерть ждет Андрея Болконского, не построившего свою семью. Все люди подчинены той исторической действительности, в которой они существуют. Толстой приводит нас к выводу о том, что нельзя преступать общечеловеческие ценности и нравственные законы, мистическим и религиозным пониманием которых ознаменована судьба каждого человека. Герои, которые ведут напряженный нравственный поиск, не должны забывать о семье и обязанностях перед продолжением рода. На примере судеб персонажей своих романов Толстой рассуждает о свободе и необходимости, о божественном и религиозном предназначении человека.
...
1. Амирханян, А.М. Нравственная цель религиозного контекста в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина».
2. Андреева, В.Г. Левин и Вронский в художественном мире романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. № 2, 2011.
3. Андрей Белый. Лев Толстой и культура (1912). Издательство Русского Христианского гуманитарного института. Санкт-Петербург. 2000 г. С. 575.
4. Аникин Г.В. Национальный характер юмора и иронии в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» // Уч. зап. Уральского ун-та им. А.М. Горького. - Свердловск, 1961. - Вып. 40. - С. 23 - 32.
5. Анненков П.В. Исторические и эстетические вопросы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» // Л.Н. Толстой в русской критике: Сб. ст. / Вступит. ст. и примеч. С.П. Бычкова. - 3-е изд. - М.: Гослитиздат, 1960. - С. 220 - 243.
6. Апостолов Н.Н. Материалы по истории литературной деятельности Л.Н. Толстого // Печать и революция. Кн. 4. - М., 1924. - С. 79 - 106.
7. Арденс Н.Н. Творческий путь Л.Н. Толстого. М., 1962
8. Ахметова, Г.А. Икона и картина (портрет) в романе Л.Н. Толстого «Анна Ка
ренина». Вестник Башкирского университета. 2013. Т. 18. №1.
9. Бабаев Э.Г. "Анна Каренина" Л. Н. Толстого. М: Художественная литература, 1978. С. 95.
10. Бахтин М.М. Конспекты лекций / Подг. Текста вступ. Заметка В.В. Кожинова // Прометей. М., 1980. Т. 12. С. 263.
11. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу.-М.:Современник, 1981.-591с.
12. Бердяев Н.А. Ветхий и Новый Завет в религиозном сознании Толстого // О религии
Льва Толстого: Сб. второй. М., 1912 (То же: Вопросы литературы. 1991. №8.
С.131_153).
13. Бердяев Н.А. О религиозном значении Л.Толстого, 1908 // Вопросы литературы. 1989. №4. С.269_274.
14. Березкина Е.П., Федурина К.П. Духовные ценности в пьесах А.Н. Островского // Вестник Бурятского гос. ун-та. Язык. Литература. Культура. - 2016. - Вып. 3.
15. Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.aldebaran.ru
... всего 157 источников