ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ ООО БИРГРУП
|
Введение 3
1 Субъекты малого предпринимательства: критерии, правовые основы, 6
особенности бухгалтерского учета и налогообложения
1.1 Правовые основы регулирования деятельности малых предприятий в РФ 6
1.2 Особенности бухгалтерского учета и налогообложения малых 12
предприятий
1.3 Основные проблемы и перспективы развития малого 25
предпринимательства в России
2 Особенности анализа финансового состояния малых предприятий 34
2.1 Общая характеристика анализа финансового состояния, его значение для 34
деятельности организации
2.2 Анализ имущественного положения организации, его 36
платежеспособности и финансовой устойчивости
2.3 Анализ деловой активности и рентабельности 44
3 Анализ финансового состояния ООО БирГруп и рекомендации по его 49
проведению
3.1 Характеристика организации и специфика деятельности ООО БирГруп 49
3.2 Анализ финансового состояния ООО БирГруп и рекомендации по его совершенствованию
Заключение 58
Список использованных источников и литературы 60
Приложение А 65
Приложение Б
1 Субъекты малого предпринимательства: критерии, правовые основы, 6
особенности бухгалтерского учета и налогообложения
1.1 Правовые основы регулирования деятельности малых предприятий в РФ 6
1.2 Особенности бухгалтерского учета и налогообложения малых 12
предприятий
1.3 Основные проблемы и перспективы развития малого 25
предпринимательства в России
2 Особенности анализа финансового состояния малых предприятий 34
2.1 Общая характеристика анализа финансового состояния, его значение для 34
деятельности организации
2.2 Анализ имущественного положения организации, его 36
платежеспособности и финансовой устойчивости
2.3 Анализ деловой активности и рентабельности 44
3 Анализ финансового состояния ООО БирГруп и рекомендации по его 49
проведению
3.1 Характеристика организации и специфика деятельности ООО БирГруп 49
3.2 Анализ финансового состояния ООО БирГруп и рекомендации по его совершенствованию
Заключение 58
Список использованных источников и литературы 60
Приложение А 65
Приложение Б
Малый бизнес в России, имея крайне важное стратегическое значение для развития национальной экономики, в настоящее время испытывает серьезные трудности. Несмотря на постоянное совершенствование законодательной базы и реализацию государственной финансовой программы поддержки малого и среднего предпринимательства состояние малого бизнеса в нашей стране оставляет желать лучшего. Все еще высокая налоговая нагрузка, возрастающая арендная плата, повышение цен на оборудование, высокая конкуренция и другие проблемы оказывают негативное влияние на развитие этого сектора экономики.
По данным Росстата, за 2014 год субъекты малого предпринимательства обеспечили занятость 23,6% населения России и 20,2% от всего оборота предприятий. Для примера, в зарубежных странах эти показатели составляют 50-70%. А между тем, малый бизнес занимает очень важное место в экономике любого государства. Именно данный сегмент предпринимательства позволяет государству решать такие экономические проблемы, как:
— увеличение занятости населения;
— повышение уровня благосостояния населения;
— пополнение бюджета за счет налоговых поступлений;
— развитие конкуренции;
— повышение уровня экономической и правовой грамотности граждан;
— и др.
Более того, считается, что малый бизнес - обязательное условие развития и нормального функционирования рыночной экономики, так как именно этот сектор экономики, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, обеспечивает быструю мобильность и придает экономике необходимую гибкость, без которой немыслима ее эффективность. Кроме того, субъекты малого предпринимательства вносят существенный вклад в формирование конкурентной среды, что препятствует монополизации экономики, позволяет сдерживать рост цен на товары и услуги, и побуждает предпринимателей постоянно повышать качество продукции и внедрять новые технологии.
На данный момент в России предприятий малого бизнеса «умирает» значительно больше, чем появляется новых. По статистике лишь 3,4% малых предприятий живет более трех лет, остальные закрываются раньше. Согласно опросам, большая часть предпринимателей связывает это исключительно с внешними причинами: государственной политикой, экономическим кризисом, финансовыми проблемами и т.д. Однако стоит отметить, что, находясь в схожих условиях, подвергаясь воздействию одних и тех же 3
внешних факторов, некоторые предприятия успешно функционируют и развиваются, то есть внешние причины все же не являются основополагающими.
Что же, в таком случае, мешает развитию малого бизнеса? На наш взгляд, важным фактором, тормозящим деятельность субъектов малого предпринимательства, является пренебрежение таким важным экономическим инструментом как финансовый анализ. В условиях неустойчивой внешней среды грамотно, а главное вовремя, проведенный анализ финансового состояния организации позволит предпринимателям оценить реальное финансовое положение и возможности предприятия, выявить слабые места, риски, выстроить стратегию дальнейшего развития и главное - не допустить банкротства организации.
К сожалению, здесь существует ряд проблем. На сегодняшний день в учетно-аналитической практике коммерческих организаций не существует единого мнения относительно методики анализа финансового состояния предприятия: нормативно-правовое регулирование затрагивает только учетные процедуры, а сами методики оценки финансового состояния организаций, закрепленные нормативно-правовыми документами, имеют, как правило, адресный характер. Каждый автор использует индивидуальный подход в определении сущности финансового состояния и его взаимосвязи с другими экономическими категориями. Кроме того, число рекомендуемых в экономической литературе показателей, характеризующих ту или иную сторону финансового состояния предприятия, достаточно велико, поэтому каждый аналитик выбирает те показатели, которые, по его мнению, представляют наибольший интерес. Так же не стоит забывать, что особенностью малого бизнеса является минимальное количество сотрудников и небольшие обороты выручки, и отсутствие единой методологии анализа создает непреодолимые препятствия для небольших организаций, не имеющих, в отличие от крупных фирм, в штате десяток экономистов и аналитиков. Кроме того, упрощение форм бухгалтерской отчетности для малых предприятий ограничивает их аналитические возможности при проведении анализа финансового состояния на основе этой отчетности, и полученные результаты могут существенно отличаться от реального финансового положения организации.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что предложенные методы анализа применимы по отношению к малым предприятиям и позволят оценить их текущее финансовое положение.
Целью данной выпускной квалификационной работы является рассмотрение особенностей анализа финансового состояния субъектов малого предпринимательства.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть правовые основы деятельности малых предприятий в РФ;
— изучить особенности и проблемы учета и отчетности малых предприятий;
— изучить методологию анализа финансового положения субъектов малого предпринимательства;
— провести анализ финансового состояния ООО БирГруп.
В работе были использованы следующие информационные источники:
— учебная литература таких авторов как Шеремет А.Д., Ковалев В.В., Савицкая Г.В., Кротова Е.А., Проданова Н.А. и др.;
— статьи периодических изданий;
— электронные ресурсы, в частности, данные официального сайта Федеральной службы государственной статистики, Федеральной налоговой службы, справочно¬правовой системы КонсультантПлюс, Федерального портала малого и среднего предпринимательства и др.
По данным Росстата, за 2014 год субъекты малого предпринимательства обеспечили занятость 23,6% населения России и 20,2% от всего оборота предприятий. Для примера, в зарубежных странах эти показатели составляют 50-70%. А между тем, малый бизнес занимает очень важное место в экономике любого государства. Именно данный сегмент предпринимательства позволяет государству решать такие экономические проблемы, как:
— увеличение занятости населения;
— повышение уровня благосостояния населения;
— пополнение бюджета за счет налоговых поступлений;
— развитие конкуренции;
— повышение уровня экономической и правовой грамотности граждан;
— и др.
Более того, считается, что малый бизнес - обязательное условие развития и нормального функционирования рыночной экономики, так как именно этот сектор экономики, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, обеспечивает быструю мобильность и придает экономике необходимую гибкость, без которой немыслима ее эффективность. Кроме того, субъекты малого предпринимательства вносят существенный вклад в формирование конкурентной среды, что препятствует монополизации экономики, позволяет сдерживать рост цен на товары и услуги, и побуждает предпринимателей постоянно повышать качество продукции и внедрять новые технологии.
На данный момент в России предприятий малого бизнеса «умирает» значительно больше, чем появляется новых. По статистике лишь 3,4% малых предприятий живет более трех лет, остальные закрываются раньше. Согласно опросам, большая часть предпринимателей связывает это исключительно с внешними причинами: государственной политикой, экономическим кризисом, финансовыми проблемами и т.д. Однако стоит отметить, что, находясь в схожих условиях, подвергаясь воздействию одних и тех же 3
внешних факторов, некоторые предприятия успешно функционируют и развиваются, то есть внешние причины все же не являются основополагающими.
Что же, в таком случае, мешает развитию малого бизнеса? На наш взгляд, важным фактором, тормозящим деятельность субъектов малого предпринимательства, является пренебрежение таким важным экономическим инструментом как финансовый анализ. В условиях неустойчивой внешней среды грамотно, а главное вовремя, проведенный анализ финансового состояния организации позволит предпринимателям оценить реальное финансовое положение и возможности предприятия, выявить слабые места, риски, выстроить стратегию дальнейшего развития и главное - не допустить банкротства организации.
К сожалению, здесь существует ряд проблем. На сегодняшний день в учетно-аналитической практике коммерческих организаций не существует единого мнения относительно методики анализа финансового состояния предприятия: нормативно-правовое регулирование затрагивает только учетные процедуры, а сами методики оценки финансового состояния организаций, закрепленные нормативно-правовыми документами, имеют, как правило, адресный характер. Каждый автор использует индивидуальный подход в определении сущности финансового состояния и его взаимосвязи с другими экономическими категориями. Кроме того, число рекомендуемых в экономической литературе показателей, характеризующих ту или иную сторону финансового состояния предприятия, достаточно велико, поэтому каждый аналитик выбирает те показатели, которые, по его мнению, представляют наибольший интерес. Так же не стоит забывать, что особенностью малого бизнеса является минимальное количество сотрудников и небольшие обороты выручки, и отсутствие единой методологии анализа создает непреодолимые препятствия для небольших организаций, не имеющих, в отличие от крупных фирм, в штате десяток экономистов и аналитиков. Кроме того, упрощение форм бухгалтерской отчетности для малых предприятий ограничивает их аналитические возможности при проведении анализа финансового состояния на основе этой отчетности, и полученные результаты могут существенно отличаться от реального финансового положения организации.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что предложенные методы анализа применимы по отношению к малым предприятиям и позволят оценить их текущее финансовое положение.
Целью данной выпускной квалификационной работы является рассмотрение особенностей анализа финансового состояния субъектов малого предпринимательства.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть правовые основы деятельности малых предприятий в РФ;
— изучить особенности и проблемы учета и отчетности малых предприятий;
— изучить методологию анализа финансового положения субъектов малого предпринимательства;
— провести анализ финансового состояния ООО БирГруп.
В работе были использованы следующие информационные источники:
— учебная литература таких авторов как Шеремет А.Д., Ковалев В.В., Савицкая Г.В., Кротова Е.А., Проданова Н.А. и др.;
— статьи периодических изданий;
— электронные ресурсы, в частности, данные официального сайта Федеральной службы государственной статистики, Федеральной налоговой службы, справочно¬правовой системы КонсультантПлюс, Федерального портала малого и среднего предпринимательства и др.
Как уже говорилось ранее, малый бизнес имеет важное стратегическое значение для развития национальной экономики: повышение уровня занятости и благосостояния населения, пополнение бюджета за счет налоговых поступлений, формирование конкурентной среды и т.д. Учитывая влияние малого предпринимательства на динамику экономики в целом, наше государство старается уделять развитию малого бизнеса достаточно большое внимание. На текущий момент происходит явное совершенствование законодательной базы, и, в целом, в России созданы организационные и правовые основы государственной поддержки малого и среднего бизнеса, включая упрощённое налогообложение, систему грантов на открытие собственного дела, предоставление микрозаймов, гарантий, кредитов на льготных условиях, расширяется доступ малого и среднего бизнеса к закупкам государственных компаний и компаний с государственным участием.
Однако развитие бизнеса зависит не только и не столько от внешних факторов: очень многое зависит от самого предпринимателя, его знаний и действий.
Для эффективного управления бизнесом предпринимателю необходимо иметь четкое представление о финансовом положении своего предприятия и его возможностях уже на начальном этапе деятельности.
Однако в настоящее время не существует единого механизма оценки финансового состояния предприятия, ориентированного на субъекты малого бизнеса, что в значительной степени ограничивает возможность анализа деятельности малого бизнеса.
Целью данной работы было рассмотреть особенности анализа финансового состояния субъектов малого предпринимательства.
В ходе исследования были рассмотрены правовые основы деятельности малых предприятий в РФ; изучены особенности и проблемы их учета и отчетности; рассмотрена методология анализа финансового состояния предприятий и возможность их применения к субъектам малого предпринимательства.
Результатом проделанной работы стали усовершенствование существующей методики анализа финансового состояния и ее применение на практике - для оценки деятельности Общества с ограниченной ответственностью БирГруп.
Методика финансового анализа деятельности организации включает систему аналитических показателей, рассматривающих основные аспекты ее деятельности:
— имущественное положение;
— финансовая устойчивость;
— ликвидность и платежеспособность;
— деловая активность;
— доходность и рентабельность.
Рассмотренные показатели рассчитываются на основании данных бухгалтерской отчетности, а именно бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. Поскольку упрощенная отчетность субъектов малого предпринимательства не предусматривает подробной детализации объектов учета, применение стандартных методик не представляется возможным.
В целях адаптации общепринятой методики оценки финансового состояния организации к субъектам малого бизнеса, нами были выполнены следующие действия:
— исключение блока анализа имущественного положения;
— перегруппировка статей баланса по степени ликвидности;
— видоизменение расчета коэффициентов ликвидности;
— оценка финансовой устойчивости не с помощью коэффициентов, а на основе излишка/недостатка собственных оборотных средств.
Для максимальной эффективности проведенного анализа нами были учтены такие особенности организации как недостаточная информативность отчетности, вид деятельности, отрицательный финансовый результат.
Полученный комплекс показателей позволит малым торговым предприятиям в нужном объеме и без особых материальных и временных затрат оценить текущее финансовое положение своей организации и своевременно предпринять эффективные управленческие действия.
Однако развитие бизнеса зависит не только и не столько от внешних факторов: очень многое зависит от самого предпринимателя, его знаний и действий.
Для эффективного управления бизнесом предпринимателю необходимо иметь четкое представление о финансовом положении своего предприятия и его возможностях уже на начальном этапе деятельности.
Однако в настоящее время не существует единого механизма оценки финансового состояния предприятия, ориентированного на субъекты малого бизнеса, что в значительной степени ограничивает возможность анализа деятельности малого бизнеса.
Целью данной работы было рассмотреть особенности анализа финансового состояния субъектов малого предпринимательства.
В ходе исследования были рассмотрены правовые основы деятельности малых предприятий в РФ; изучены особенности и проблемы их учета и отчетности; рассмотрена методология анализа финансового состояния предприятий и возможность их применения к субъектам малого предпринимательства.
Результатом проделанной работы стали усовершенствование существующей методики анализа финансового состояния и ее применение на практике - для оценки деятельности Общества с ограниченной ответственностью БирГруп.
Методика финансового анализа деятельности организации включает систему аналитических показателей, рассматривающих основные аспекты ее деятельности:
— имущественное положение;
— финансовая устойчивость;
— ликвидность и платежеспособность;
— деловая активность;
— доходность и рентабельность.
Рассмотренные показатели рассчитываются на основании данных бухгалтерской отчетности, а именно бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. Поскольку упрощенная отчетность субъектов малого предпринимательства не предусматривает подробной детализации объектов учета, применение стандартных методик не представляется возможным.
В целях адаптации общепринятой методики оценки финансового состояния организации к субъектам малого бизнеса, нами были выполнены следующие действия:
— исключение блока анализа имущественного положения;
— перегруппировка статей баланса по степени ликвидности;
— видоизменение расчета коэффициентов ликвидности;
— оценка финансовой устойчивости не с помощью коэффициентов, а на основе излишка/недостатка собственных оборотных средств.
Для максимальной эффективности проведенного анализа нами были учтены такие особенности организации как недостаточная информативность отчетности, вид деятельности, отрицательный финансовый результат.
Полученный комплекс показателей позволит малым торговым предприятиям в нужном объеме и без особых материальных и временных затрат оценить текущее финансовое положение своей организации и своевременно предпринять эффективные управленческие действия.
Подобные работы
- КОНЦЕПЦИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018



