🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Жизнестойкость и тревожность как предикторы совладающего поведения у студентов во время выполнения учебных задач

Работа №189592

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы60
Год сдачи2022
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
42
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 8
1. Теоретические основы исследования жизнестойкости и тревожности как
предикторов стратегии совладающего поведения у студентов 11
1.1. Психологический стресс и его разновидности 11
1.2. Жизнестойкость и тревожность, как психологические характеристики
студента 16
1.3. Жизнестойкость и тревожность, как факторы, влияющие на успешность
решения учебных задач 18
1.4. Типы и особенности совладающего поведения 19
Вывод 25
2. Эмпирическое исследование тревожности и жизнестойкости как факторов
успешности решения учебных задач и предикторов стратегий совладающего
поведения 27
2.1 Процедура исследования и первичные результаты 27
2.2 Анализ результатов исследования и их интерпретация 32
Вывод 40
Заключение 42
Список использованных источников и литературы 46
ПРИЛОЖЕНИЕ А 52
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 55
ПРИЛОЖЕНИЕ С 58


В современном мире студент подвергается воздействию самых разных социальных, экономических, национальных, экологических, техногенных, межличностных стрессовых факторов. Учебная деятельность располагает многообразными ситуациями стрессового характера, которые требуют от студента активизации всех компонентов психики и мобилизации внутренних ресурсов организма. Повышенная стрессогенность учебной деятельности становится причиной тревоги, беспокойства, неуверенности в себе и в своем будущем, потере смысла жизни. Ощущение этой нестабильности приводит, в свою очередь, к снижению психологического благополучия и нарушениям поведения и адаптации, в частности к сложностям во взаимоотношениях с окружающими людьми, трудностям в разрешении конфликтов и преодолении стрессовых состояний. Одним из качеств, позволяющих студентам адекватно реагировать на происходящие изменения и развиваться, т.е. быть более эффективным в современных условиях обучения в высшей школе, является жизнестойкость [68].
В данном случае жизнестойкость является фактором, способствующим преодолению и адаптации к стрессовым ситуациям, которыми и являются учебные задачи (написание курсовых работ, сдача зачетов и экзаменов, прохождение и описание практики и др.). Тревожность же может влиять на успешность решения учебных задач как положительно (мобилизация сил), так и отрицательно.
Теоретико-методологическую основу работу составили:
- представления о жизнестойкости как личностном ресурсе (С. Мадди, С. А. Богомаз, Р. И. Стецищин и др.);
- представления о тревожности как индивидуально -психологической характеристике (Спилбергер и другие).
Объект исследования: личностные особенности (жизнестойкость,
личностная и реактивная тревожность, типы стратегий совладающего поведения).
Предмет исследования: жизнестойкость и тревожность как предикторы стратегии совладающего поведения у студентов во время выполнения учебных задач.
Цель исследования в рамках ВКР: изучение жизнестойкости и тревожности как предикторов стратегии совладающего поведения у студентов во время выполнения учебных задач.
Для достижения цели в выпускной квалификационной работе решается ряд задач:
• Провести теоретический анализ понятий жизнестойкости и тревожности, типов совладающего поведения и понятия успешности решения учебных задач, используемых в данной работе;
• Выявить связи между уровнем жизнестойкости, личностной и реактивной тревожности и выбранными типами стратегий совладающего поведения
• Выявить зависимость успешности сдачи курсовой работы от выбранной стратегии совладающего поведения.
Гипотезы исследования:
• Жизнестойкость и тревожность являются предикторами стратегии совладающего поведения у студентов во время выполнения учебных задач.
• Студенты, имеющие проблемы со сдачей курсовой работы используют непродуктивную копинг-стратегию.
Теоретические методы, используемые в данном исследовании: анализ научных источников, синтез полученной информации. К практическим методам относятся методики, применяемые в эмпирической части исследования: Методика диагностики жизнестойкости С. Мадди (в 9
адаптации Д.Леонтьева), методика Спилбергера-Ханина, шкала тревоги (State-Trait Anxiety Inventory, STAI), тест
Э. Хайма (E. Heim / Э. Хейм). Методы статистического анализа: непараметрический критерий Манна-Уитни, анализ ANOVA, параметрический критерий Пирсона, дисперсионный анализ, непараметрический критерий Краскелла-Уолиса.
Исследование было проведено на базе НИ ТГУ. Общее количество участников достигло 64 человека - студенты различных факультетов, имеющие опыт касательно написания курсовых работ.
Практическая значимость данной дипломной работы заключается в том, что при анализе и изучении того, как факторы, негативно влияющие на успешность выполнения учебных задач, взаимосвязаны с выбранной студентом стратегией совладающего поведения, мы можем определить, насколько требуется теоритическая или практическая помощь для увеличения успешности студентов в решении учебных задач, а затем и в решении других типов задач, вплоть до профессиональных.
Выпускная квалификационная работа изложена на 60 страницах, состоит из двух глав, в первой главе имеются 4 подглавы, а во второй- две. Так же в работе имеются задание, аннотация, оглавление, введение, выводы/заключение и список использованных источников и литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По итогам теоретического анализа влияния уровня тревожности и жизнестойкости на выбор копинг стратегии студентами во время выполнения учебных задач, мы можем заключить о том, что такие показатели, как личностная тревожность, по некоторым шкалам- ситуативная тревожность и жизнестойкость будут влиять на выбор более продуктивной копинг стратегии, что является проблемой. Совладающее поведение представляет собой особую форму реализации активности личности, в которой проявляются ее общие, специфичные и индивидуальные характеристики в трудных жизненных ситуациях [19]. И, в зависимости от своих составляющих, оно бывает продуктивным, относительно продуктивным и не продуктивными. Факт того, что значительный процент студентов выбирает не продуктивные копинг стратегии, может обеспечивать низкую учебную успеваемость студентов. Но, ведь студент может просто не обладать информацией об альтернатиных видах совладающего поведения.
Сведение совладающего поведения только к тому, что оно должно помогать работать в условиях стресса, ведет к его неполному и ограниченному пониманию. Поэтому целесообразно и наиболее корректно рассматривать совладание как многомерный процесс, в котором имеют место несколько видов копинг-стратегий, имеющих свои особенности и ведущих к разным последствиям. Однако в зависимости от сочетания внутренних и внешних условий личности те или иные процессы совладания будут для студента более предпочтительными в данный момент времени, но не всегда будут оправданы.
Практический анализ показал, что при нахождении студентов в условиях образовательной деятельности, особенно в условиях выполнения важных учебных задач, таких как написание и сдача курсовых работ, такие личные показатели как жизнестойкость и тревожность зачастую имеют не лучший уровень. Низкий уровень жизнестойкости и высокий уровень тревожности вызывают трудности при выполнении курсовых работ и влияют на показатель своевременности при их сдаче. Именно здесь проявляется результат неверно выбранной стратегии совладания со стрессом. Студент рискует получить негативные психические последствия, которые будут сказываться на его дальнейшей учебной деятельности и на возможности без проблем получить высшее образование. Именно в связи с этим существует необходимость просветительской деятельности в стенах высшего учебного заведения, помогающей студентам узнать о существовании различных видов копинг стратегий и понять, почему важно выбирать стратегию правильно.
Во время обучения в университете у студентов множество трудностей в учебной сфере. Одной из них и является написание и сдача курсовых работ. Для студента это новый вид деятельности, масштабный и ответственный, зачастую сложный и малопонятный, от чего написание курсовой работы сопровождается повышением психического напряжения. В связи с этим становится особенно значимым обладание студентами вспомогательными психологическими знаниями, облегчающими ситуацию. Период студенчества насыщен различными особенностями, которые следует учитывать, особенно в процессе обучения будущих хороших специалистов и личностей, готовых к профессиональной деятельности. А одной из главных особенностей студенческого периода является его стрессогенность.
В данной конкретной работе рассмотрены такие личностные характеристики, связанные со стрессом, как жизнестойкость и тревожность студентов. А конкретно — их взаимосвязь с выбором копинг стратегии при выполнении учебных задач. В связи с этим для студентов будет актуальна помощь в поучении информации о том, что такое копинг стратегии, какие они бывают и на что они влияют. Студенчество - время учиться адекватно оценивать ситуацию, принимать решения и оценивать последствия.
Выбор студентом продуктивной копинг стратегии будет вести к более успешному выполнению такой учебной задачи, как написание и сдача курсовой работы. Но, прежде чем прийти к такому выводу, было проведено исследование с помощью ряда диагностических методик. Целью в данном случае было исследование тревожности и жизнестойкости как факторов успешности решения учебных задач и предикторов стратегий совладающего поведения.
В ходе теоретического и эмпирического исследования был сделан вывод о том, что, личностная тревожность студента отрицательно связана с его показателями жизнестойкости. А чем выше тревожность как характеристика человека, тем ниже будет:
• Убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности;
• Убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован;
• Убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, — неважно, позитивного или негативного.
Студенты, имеющие проблемы со своевременной сдачей курсовой работы, имеют более высокую личностную тревожность, чем те, кто сдал курсовую вовремя.
Это может говорить о том, что высокая личностная тревожность способствует тому, что студентам становится сложнее работать над курсовой работой и именно личностная тревожность может быть одним из факторов не успешности сдачи курсовой работы и выполнения других учебных задач.
При выборе копинг стратегии наибольший показатель ситуативной тревожности имеют студенты с крайними вариантами признания ситуации и ее адекватного видения, от чего они склонны выбирать либо продуктивные, либо не продуктивные копинг стратегии. Здесь тревожность может быть причиной как адаптивного выхода из стрессовой ситуации, так и абсолютно дезадаптивного, что будет зависеть от других личностных характеристик студента (например, характера, а именно акцентуации). В то же время, студенты, обладающие сниженным уровнем ситуативной тревожности, будут использовать относительно продуктивные копинги, то есть, они будут сомневаться в ситуацих стресса и поэтому будут выбирать не крайние варианты, а нечто среднее. Что не хорошо, и не плохо.
Личностная тревожность гораздо выше у тех студентов, которые выбирают непродуктивные копинг стратегии. Это говорит о том, что состояние постоянной тревоги студента и возникновение стрессовой ситуации способствуют дезадаптации, выбору стратегий, которые никак не помогут.
В то же время все показатели жизнестойкости оказались выше у тех, кто использует продуктивные копинг стратегии. То есть, чем выше у студента способность адаптироваться в новых и непонятных для него ситуацих, тем продуктивнее будут его копинги и наоборот.
На базе ТГУ создано большое количество кампусных курсов, ведет свою деятельность тьюторская служба и институт кураторов. На факультете психологии, в рамках учебной программы, на 1 курсе реализуется обязательный к посещению тренинг знакомства и самоанализа. В университете работает служба психологической помощи. Помощь студентам имеет разную форму. Но, студент может не знать и не задумываться, что у него имеется какая-то проблема в конкретной сфере, что можно поступать по-другому, и что ему нужна помощь. Университет предоставляет для студентов огромный спектр возможностей для реализации и профессионального становления. Но, я считаю, что университет может получить лучший результат и большую пользу от организации этих возможностей, если реализовать хотя бы минимальное обязательное психологическое образование, которое бы позволило студентам более успешно достигать учебных и профессиональных вершин, сохраняя психологические и физические ресурсы для развития себя, как высококлассного специалиста.



1. Александрова Л. А. К осмыслению понятия" жизнестойкость личности" в контексте проблематики психологии способностей / Л. А. Александрова // Психология способностей: Современное состояние и перспективы исследований. - 2005. - С. 16-21.
2. Андреева А. Д. Диагностика эмоционального отношения к учению в среднем и старшем школьном возрасте / А. Д. Андреева // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик/Под ред. ИВ Дубровиной. - 1988. - С. 129-146.
3. Вергунов Е.Г. К вопросу о психометрической надежности некоторых психологических методик / Е.Г. Вергунов, Е.И. Николаева, Ю.В. Боброва // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2019. - №1. - С. 61¬68.
4. Водяха С. А. Креативность студентов как предиктор психологического благополучия и жизнестойкости / С. А. Водяха // Педагогическое образование в России. - 2015. - №. 3.
5. Водяха С. А. Жизнестойкость как фактор психологического благополучия / С. А. Водяха // Личность в современном мире. - 2016. - С. 55-59.
6. Волобуева Н. М. Психологическая культура как условие развития жизнестойкости студентов / Н. М. Волобуева : дис.- Белгород, 2012.
7. Гордеева Т. О., Диагностика оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач: опросник СТОУН. / Т. О. Гордеева, Е. Н. Осин, В. Ю. Шевяхова- 2009.
8. Дмитриев М. Г., Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков / М. Г. Дмитриев, В. Г. Белов, Ю. А. Парфенов //СПб.: ЗАО «Пони». - 2010. - Т. 316.
9. Евтушенко Е. А. Жизнестойкость личности как психологический феномен / Е. А. Евтушенко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2016. - №. 1 (58).
10. Зиновьева Э.В. Школьная тревожность и ее связь с когнитивными и личностными особенностями младших школьников. / Э.В. Зиновьева Дис. канд. психол. наук. М., 2005. - 260 с.
11. Карелин А. А. Большая энциклопедия психологических тестов / А. А. Карелин М.: Эксмо, 2007.
12. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости / Д. А. Леонтьев //М.: Смысл. - 2006. - Т. 63.
13. Митрофанова Е. Н. Жизнестойкость и психологическое благополучие студентов / Е. Н. Митрофанова // ББК Ю956. 6 П86. - 2018. - С. 246.
14. Наливайко Т. В. Исследования жизнестойкости и ее связей со свойствами личности. / Т. В. Наливайко - 2006.
15. Ратанова Т.А. Связь школьной тревожности с когнитивными особенностями младших школьников / Т.А. Ратанова, Э.В. Лихачева // Психологический журнал. 2009. Т.30. №3. С. 39-51... 71


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ