Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ КОНВОЙНОЙ СЛУЖБЫ

Работа №189575

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы78
Год сдачи2020
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ 7
1.1. Эмпатия и ее значение в профессиональной деятельности 7
1.2. Толерантность к неопределенности и ее значение для сотрудников полиции 11
1.3. Эмоциональное выгорание, факторы и этапы развития 15
Выводы по главе I 23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЙ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ВЫГОРАНИЯ У СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ 25
2.1. Организация и методики исследования 25
2.2. Анализ результатов исследования профессионального выгорания у сотрудников полиции 31
Выводы по главе II 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ А 70
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 71
ПРИЛОЖЕНИЕ В 75

Рост темпа жизни повышает риск испытать эмоциональные перегрузки и, как следствие, развитие синдрома хронической усталости. В большей степени этому риску подвержены специалисты, которые находятся в ежедневной коммуникации с другими людьми. Это профессии типа «человек-человек» [18], среди которых находятся и сотрудники полиции. Именно эти люди в связи с особенностями профессиональной деятельности чаще сталкиваются с различными психосоматическими расстройствами и стрессовыми ситуациями. К таким расстройствам, прежде всего, относится синдром профессионального выгорания, являющийся негативным последствием, обусловленным особенностями работы, выполняемой специалистами указанной сферы.
Проблемой, с которой сталкиваются представители данной сферы деятельности, является высокая психоэмоциональная нагрузка, которая возникает и накапливается в процессе выполнения прямых рабочих обязанностей. И если в аспекте финансовой поддержки сотрудников со стороны государства осуществляется определенный комплекс мер, призванный улучшить финансовый климат, то мер, призванных стабилизировать негативные проявления, возникающие в процессе работы, а именно профессиональное выгорание - практически нет. Говоря более точно, есть некоторые фактические рекомендации по повышению стрессоустойчивости и выработки навыка эффективной саморегуляции и т.п., но на практике они не используются.
Проанализировав научную литературу по проблематике исследования, можно сделать вывод о том, что, несмотря на выраженность выгорания среди представителей коммуникативных профессий, сам вопрос относительно конкретных причин возникновения данного синдрома сформулирован недостаточно полно. Что касается описания системы профилактических мер, направленных на минимизацию вероятности проявления указанного заболевания, то в этом аспекте следует подчеркнуть еще меньшую степень исследования проблемы.
В западноевропейской практике данная сфера более развита. В американских и европейских компаниях активно применяются антикризисные системы повышения личной продуктивности специалистов, предотвращения стресса и выгорания, улучшения здоровой коммуникативной среды в коллективе. В российской практике такого опыта нет. Указанная ситуация обостряется еще и тем, что с учетом разницы в условиях работы, уровне оплаты труда и менталитете самих сотрудников многие антикризисные модели, которые с успехом применяется в западных компаниях крайне сложно применить для российских компаний государственного сектора. Эти факты указывает на необходимость проведения исследований в данной области с целью выработки оптимальной антикризисной системы, которая бы в полной мере учитывала специфику и реалии деятельности российских специалистов социальной сферы.
Приведенные данные позволяют судить о недостаточной теоретической освещенности вопроса и изученности, а также отсутствия практической базы в виде комплекса средств и методов противодействия выгоранию. Вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы исследования.
Степень научной разработанности. Вопросами профессионального выгорания занималось значительное количество ученых, в частности такие как: В.А. Бодров[3], В.В. Бойко[5], М.В. Борисова [4]. Профилактика профессионального выгорания изучена в меньшей степени. Данной теме посвящены работы Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченковой[11], А. О. Прохоров [33].
Объект исследования- профессиональная деятельность сотрудников полиции.
Предмет исследования- профессиональное выгорание сотрудников полиции.
Цель исследования-выявить взаимосвязь профессионального
выгорания, толерантности к неопределенности и эмпатии у сотрудников конвойной службы. Для достижения поставленной цели необходимо разрешить ряд исследовательских задач:
1) через теоретический анализ источников уточнить понятия «эмпатия» и «толерантность к неопределенности» и определить роль этих явлений в профессиональной деятельности сотрудников конвойной службы;
2) рассмотреть в научной литературе феномен профессионального выгорания и факторы, влияющие на развитие профессионального выгорания;
3) эмпирически исследовать особенности профессионального выгорания у сотрудников полиции.
Гипотеза исследования заключается в том, что существует взаимосвязь между показателями профессионального выгорания, толерантности к неопределенности и эмпатии у сотрудников конвойной службы.
Для решения поставленных задач были использованы исследующие методы исследования, а именно:
а) теоретические методы: анализ, обобщение и систематизация теоретической информации по теме исследования;
б) эмпирические методы исследования: тестирование (методика «Диагностика эмоционального выгорания» и методика «Диагностика эмпатических способностей» В. В. Бойко, «Новый опросник толерантности- интолерантности к неопределенности» Т.В. Корниловой);
в) математико-статистические методы: тест Колмогорова-Смирнова, коэффициент корреляцииПирсонаД-критерий Стьюдента.
Эмпирическая база исследования. Исследование было проведено на базе Отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых (ОБОКПО) Управления МВД России по г. Кемерово. В исследовании приняли участие 60сотрудников.
Практическая значимость состоит в том, что в ходе исследования были получены сведения, позволившие расширить и уточнить систему мер, которая может быть использована для повышения продуктивности и улучшения общего состояния здоровья сотрудников полиции.
Работа состоит из аннотации, введения, двух глав, заключения, списка литературы и трёх приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате изучения и анализа теоретической информации по проблеме синдрома профессионального выгорания, проведения эмпирической диагностики и анализа результатов были сформулированы следующие выводы:
1. Эмпатия - это чувствование, сопереживание. Профессионализация эмпатии - это закономерная и необходимая для успешного профессионального развития помогающих специалистов взаимосвязанная трансформация всех компонентов эмпатической способности:
а) формирование определенных эмпатических действий, адекватных профессиональным целям и задачам;
б) включение эмпатии в систему профессиональной мотивации;
в) развитие систем регуляции эмпатического отклика.
2. Толерантность к неопределенности - это способность личности быстро реагировать на новые обстоятельства и эффективно действовать в них. Толерантный стиль поведения в ситуации неопределённости представляет возможность для роста, развития и получения нового опыта. В социальном плане проявляется в виде коммуникабельности, способности легко вступать в контакт и находить общий язык с собеседником, поскольку уровень развития эмпатии и социальной ответственности достаточно высок.
3. Синдром «выгорания» имеет несколько трактовок. Одни исследователи рассматривают его как «эмоциональное выгорание», другие как «психическое выгорание, а также как «профессиональное выгорание». Синдром профессионального выгорания особенно часто встречается у специалистов, которые находятся в постоянной коммуникации с пациентами и клиентами, среди таких профессий - органы безопасности. Профессиональное выгорание сопровождается апатией, эмоциональной опустошенностью, поверхностным обязанностям.
Развитие синдрома профессионального выгорания происходит постепенно и поэтапно. Так, В. В. Бойко выделяет три этапа: напряжение, резистенция и истощение. Если на первом этапе сложности возникают внутри личности, то на последующих стадиях они перерастают во внешние и проявляются в отстраненном поведении и отношении к окружающим.
На развитие синдрома профессионального выгорания влияют как внутренние, так и внешние факторы. К внутренним факторам относятся личностные особенности, индивидуальные для каждого сотрудника; к внешним - все, что связано с взаимодействием с коллегами, начальством и клиентами компании. Другими словами, даже если человек будет работать по профессии, к которой он испытывает подлинный интерес, это не гарантирует психологическую безопасность, поскольку он находится в рабочем коллективе.
4. Исследование синдрома профессионального выгорания осуществлялось на базе Отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых (ОБОКПО) Управления МВД России по г. Кемерово. В исследовании приняли участие 60сотрудников полиции, большая часть которых - мужчины со стажем от 1 до 7 лет. В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что существует взаимосвязь между показателями профессионального выгорания, толерантности к неопределенности и эмпатии у сотрудников конвойной службы.
Анализ результатов диагностики эмоционального выгорания у респондентов двух групп показал, что более стабильными в данном плане являются сотрудники полиции, имеющие стаж работы от 8 до 15 лет, что можно объяснить их адаптированностью к условиям работы и к особенностям профессионального взаимодействия с нарушителями. В то же время, несмотря на наличие сформированных фаз эмоционального выгорания у некоторых сотрудников полиции со стажем до 7 лет, среди них есть респонденты, у которых все фазы находятся в стадии несформированности, что может свидетельствовать об отсутствии у них признаков профессионального выгорания.
Диагностика и сравнение результатов исследования эмпатических способностей респондентов покали, что высокий уровень эмпатических способностей характерен для некоторых сотрудников со стажем до 7 лет, средний уровень - для одного сотрудника из группы респондентов со стажем от 8 до 15 лет. Заниженный уровень распространен в обеих группах, но преобладает группа сотрудников с большим стажем работы. Очень низкий уровень эмпатических способностей практически одинаково распространен в обеих группах. Из этого следует, что стаж работы влияет на уровень развития эмпатических способностей. Так, для сотрудников с меньшим стажем характерна большая степень проявления интереса и внимания к оппоненту, которыми чаще всего выступают нарушители, в связи с этим наблюдается у них наличие высокого уровня эмпатических способностей, что в свою очередь может отрицательно сказываться на формировании синдрома профессионального выгорания. В то время как сотрудники полиции с большим стажем действуют с оппонентом на интуитивном уровне, т. е. на основе опыта, что позволяет им меньше концентрировать внимание на их проблемах, поэтому у сотрудников со стажем 8-15 лет наблюдается заниженный и очень низкий уровень эмпатических способностей.
Результаты диагностики отношения респондентов к неопределенности показали, что сотрудники полиции со стажем от 1 до 7 лет в большей степени толерантны к неопределенности, чем сотрудники со стажем от 8 до 15 лет. Интолерантное отношение к неопределенности, наоборот, в большей степени проявляется у сотрудников с большим стажем, межличностное интолерантное отношение к неопределенности также в большей степени проявлено у сотрудников со стажем от 8 до 15 лет. Из этого следует, что сотрудники полиции с меньшим стажем более гибкие по отношению к неизвестности и амбициозны в решении сложных задач, в то время как сотрудники с большим стажем в большей степени тяготеют к стабильности и определенности.
Итак, основными детерминантами синдрома профессионального выгорания у сотрудников полиции является их уровень эмпатических способностей и отношение к неопределенности событий и взаимоотношений с оппонентами. Синдрому профессионального выгорания в большей степени подвержены сотрудники полиции со стажем от 8 до 15 лет, для которых характерны фазы резистенции и истощения. Наличие значимых корреляций подтверждает гипотезу исследования о наличии взаимосвязи между показателями профессионального выгорания, толерантности к неопределенности и эмпатии у сотрудников конвойной службы.



1. Аленок, Р. С. А. И. Галич и его книга «Картина человека» / Р. С. Аленок // Социально-экономические явления и процессы, 2015. - С. 55¬60.
2. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В. А. Бодров. - М.: Пер Сэ, 2006. - 528 с.
3. Бодров, В. А. Психология профессиональной пригодности: Учебное пособие для вузов / В. А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2001. - 511 с.
4. Боримова, Е. М. Профессиональное самоопределение учащихся /
Е. М. Борисова [Электронный ресурс] / Режим доступа
:https://www.gumer.info/bibliotek Buks/Pedagog/hrestomatia/73.php (дата
обращения: 21.05.2020).
5. Бойко, В. В. Психоэнергетика / В. В. Бойко. - Спб.: Питер, 2009. - 413 с.
6. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / В. В. Бойко.- М., 2004. - 480 с.
7. Бойко, В. В. Диагностика эмоционального выгорания / В. В. Бойко [Электронный ресурс]. - Режим доступа :https://www.bsmu.by/page/6/5657/(дата обращения: 29.06.2020).
8. Бойко, В. В. Диагностики уровня эмпатических способностей / В. В.
Бойко [Электронный ресурс]. - Режим доступа :chrome-
extension://ohfgljdgelakfkefopgklcohadegdpjf/http://www.miu.by/kaf new/mpp/078.pdf(дата обращения: 29.06.2020).
9. Борисова, Д. П. Эмпатические способности в деятельности пенитенциарного служащего / Д. П. Борисова // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. - 2016. - С. 197-202.
10. Большой психологический словарь / Авдеева Н. Н. и др. - М. : АСТ; Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2009. - 811 с.
11. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика : практическое пособие / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 343 с.
12. Водопьянова, Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. - СПб.: Издательство СПбГУ, 2000. - С. 443-463.
13. Ваганова, О. И. Формирование педагогическойэмпатии у бакалавров профессионального обучения / О. И. Ваганова, Н. В. Быстрова // Концепт. - 2015. - С. 1-5.
14. Гришина, Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы /Психологические проблемы самореализации личности /Ред. А.А. Крылов, Л.А. Коростылёва. - СПбГУ, 1997. - 420 с.
15. Гринберг, Дж. Управление стрессом / Дж. Гринберг.- СПб.: Питер, 2002. - 496 с.
16. Зайцева, А. С. Помогающие профессии / А. С. Зайцева // Вестник Калужского университета. - 2016. - С. 41-46.
17. Краткий психологический словарь / Л. А. Карпенко, А. В.
Петровский, М. Г. Ярошевский. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1998
[Электронный ресурс] / Режим доступа
:https://psychology.academic.ru/2653/%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5(дата обращения: 24.05.2020).
18. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. - М.: Академия, 2004 - 304 с.
19. Кот, Е. Основные идеи философии Демокрита [Электронный ресурс] / Режим доступа :http://www.solecity.ru/philosophy/demokrit(дата обращения: 17.05.2020).
20. Карягина, Т. Д. Эмпатия как метод: философский взгляд / Т. Д. Карягина // Консультативная психология и психотератия. - 2015. - С. 205¬234.
21. Кабанова, Е. Е. Формированиетолерантности в обществе в современноммире/ Е. Е. Кабанова, Е. А. Ветрова // Социально-экономические явления и процессы. - 2017. - С. 170-177.
22. Корнилова, Т. В. Толерантность к неопределенности и ригидность в системе личностных предпосылок успешности интеллектуальных стратегий в условиях неопределенности / Т. В. Корнилова, Н. В. Веденеева, С. А. Корнилов // Интеллектуальная Система Тематического Исследования Наукометрических данных «Истина». - 2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа :https://istina.msu.ru/projects/6315958/(дата обращения: 05.06.2020).
23. Корнилова, Т. В. Новый опросник толерантности-интолерантности к неопределенности / Т. В. Корнилова // Психологический журнал. - 2010. - С. 74-86.
24. Карягина, Т. Д. Профессионализация эмпатии: постановка проблемы / Т. Д. Карягина // Консультативная психология и психотерапия. - 2015. - С. 235-256.
25. Коэффициенты корреляции (r-Пирсона и r-Спирмена) //
Методические рекомендации к выполнению практических работ [Электронный ресурс]. - Режим доступа :http://cito-
web.yspu.org/link1/metod/met154/node10.html(дата обращения: 29.06.2020).
26. Классические методы статистики: t-критерий Стьюдента // Анализ и
визуализация данных [Электронный ресурс]. - Режим доступа :https://r-
analytics.blogspot.com/2012/03/t.html(дата обращения: 29.06.2020).
27. Краткий психологический словарь / Л. А. Карпенко, А. В.
Петровский, М. Г. Ярошевский. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1998
[Электронный ресурс] / Режим доступа
:https://psychology.academic.ru/2653/%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5(дата обращения: 23.06.2020).
28. Лучинин, А. История психологии: конспект лекций / А. Лучинин [Электронный ресурс] / Режим доступа : https://www.e-reading.club/chapter.php/99770/26/Luchinin -
Istoriya psihologii konspekt lekciii.html(дата обращения: 20.05.2020).
29. Липский, И.А. Социальная педагогика. Методологический анализ / И. А. Липский. - М.: ТЦ СФЕРА, 2004. - 320 с.
30. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В. В. Бойко) / Психологический практикум [Электронный ресурс] / Режим доступа :https://psylist.net/praktikum/ 19.htm(дата обращения: 12.05.2020).
31. Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются / К. Маслач //Практикум по социальной психологии - СПб: «Питер», 2001. - 432 с.
32. Платонов, Ю. П. Факторы, обусловливающие профессиональное
выгорание / Ю. П. Платонов // Элитариум - центр дополнительного образования [Электронный ресурс] / Режим доступа
:http://www.elitarium.ru/faktory professionalnoe vygoranie/(дата обращения: 12.05.2020).
33. Прохоров, А. О. Саморегуляция психических состояний : феноменология, механизмы, закономерности / А. О. Прохоров. - М. : Пер Сэ, 2005. - 352 с.
34. Поддубная, Т. В. Проблематика эмпатии в исследованиях психологических аспектов профессиональной медицинской деятельности (обзор) / Т. В. Поддубная // Консультативная психология и психотерапия. - 2015. - С. 9-36.
35. Семенков, В. Е. Аристотель как первый философ профессионал / В. Е. Семенков // Вестник Русской христианской гуманитарной академии, 2011. - С. 20-27.
36. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье [Электронный ресурс] / Режим доступа : http://lib.ru/PSIHO/SELYE/distree.txt with-big-pictures.html(дата обращения: 17.05.2020).
37. Сидоров, П. И. Синдром профессионального выгорания: учебное
пособие / Под ред. П.И. Сидорова. - Архангельск: Северный
государственный медицинский университет, 2007. - 450 с.
38. Сизикова, М. В. Эмпатия как личностная черта и профессиональное качество психологов-консультантов с различным стажем практической деятельности:дис. на соиск. уч. степени к. психол. наук / М. В. Сизикова. - М., 2018. - 165 с.
39. Толерантность как важнейшая составляющая гуманной педагогики
// Учебно-методические документы Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Московская школа на Юго-Западе № 1543» [Электронный ресурс]. - Режим доступа
:https:// gym1543.mskobr.ru/docs/methodical documents/tolerantnost kak vazhnejshaya sostavlyayuwaya gumannoj pedagogiki/(дата обращения: 03.06.2020).
40. Тест Колмогорова-Смирнова (Kolmogorov-SmirnovTest) // Иллюстрированный самоучитель по SPSS[Электронный ресурс]. - Режим доступа :http://www.datuapstrade.lv/rus/spss/section 14/13/(дата обращения: 29.06.2020).
41. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения от
07.04.1948 г. [Электронный ресурс] / Режим доступа
:https://www.who.int/governance/eb/who constitution ru.pdf(дата обращения: 19.05.2020).
42. Холодная, М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М. А. Холодная. - Санкт-Петербург: Питер, 2002. - 260 с.
43. Холодная, М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума / М. А. Холодная. - 2-е изд. — Санкт-Петербург: Питер, 2004. - 140 с.
44. Шаповал, В. А. Взаимосвязь толерантности к неопределённости со структурными компонентами интеллекта у курсантов образовательной организации МВД России / В. А. Шаповал, А. В. Кулинченко // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2019. - С. 220-227.
45.. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие / В. Д. Шадриков. - 2-е изд,, перераб. и доп. - М.; Издательская корпорация «Логос», 1996. - 320 с.
46.. Шермазанян, Л. Г. Мотивация помогающего поведения в контексте житейской и профессиональной помощи / Л. Г. Шермазанян // Консультативная психология и психотерапия. - 2015. - С. 257-289.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ