Индийский научный институт и основные современные тенденции развития высшего образования в Индии 1909-2020гг
|
Введение 5
Глава 1. Развитие научно-технологической политики Индии и штата Карнатака 13
1.1 Что такое научно-технологическая политика? 13
1.2 Резолюция о научной политике 1958 года 16
1.3 Заявление о технологической политике 1983 года 18
1.4 Научно-техническая политика 2003 года 19
1.4 Научно-техническая и инновационная политика 2013 21
1.5 Двенадцатая Пятилетка (2012-2017) 23
1.6 Отношения между федеральными органами власти и органами власти штатов в
сфере регулирования научно-технологического сектора 25
Глава 2. История создания Индийского научного института 32
2.1 Положение в Индии на момент создания 32
2.2 История создания Индийского научного института 33
2.3 Научно-технологическая политика Индийского научного института 41
2.4 Органы, осуществляющие проведение политики 44
Глава 3. Деятельность Индийского научного института в настоящее время 46
3.1 Образовательные программы 47
3.2 Сотрудничество Института с государством и бизнесом 49
3.3 Сотрудничество Института и школы 58
Заключение 62
Список использованных источников и литературы 65
Глава 1. Развитие научно-технологической политики Индии и штата Карнатака 13
1.1 Что такое научно-технологическая политика? 13
1.2 Резолюция о научной политике 1958 года 16
1.3 Заявление о технологической политике 1983 года 18
1.4 Научно-техническая политика 2003 года 19
1.4 Научно-техническая и инновационная политика 2013 21
1.5 Двенадцатая Пятилетка (2012-2017) 23
1.6 Отношения между федеральными органами власти и органами власти штатов в
сфере регулирования научно-технологического сектора 25
Глава 2. История создания Индийского научного института 32
2.1 Положение в Индии на момент создания 32
2.2 История создания Индийского научного института 33
2.3 Научно-технологическая политика Индийского научного института 41
2.4 Органы, осуществляющие проведение политики 44
Глава 3. Деятельность Индийского научного института в настоящее время 46
3.1 Образовательные программы 47
3.2 Сотрудничество Института с государством и бизнесом 49
3.3 Сотрудничество Института и школы 58
Заключение 62
Список использованных источников и литературы 65
В настоящее время всё большую роль в экономическом развитии стран играют высокотехнологичные производства, основанные на инновациях. Этот рост обеспечивается не производством товаров, не накоплением капитала, а плодами интеллектуального труда ученых и изобретателей — новыми технологиями, изобретениями. Именно они, в конечном счёте, создают добавленную стоимость товара и составляют всё большую долю его цены. Такой тип экономики называется инновационной экономикой или экономикой знаний и характерен в настоящее время для большинства развитых стран.
Что необходимо для того, чтобы экономика от индустриальной, зарабатывавшей на производстве товаров, превратилась в инновационную, зарабатывающей на знаниях?
По мнению экономистов, для этого нужна конкуренция в научной и предпринимательской среде, создающая избыток не товаров, а идей, патентов, высоких технологий. Такая конкуренция приводит к тому, что качество услуг и товаров повышается, появляется всё большее их разнообразие. Для того, чтобы получить прибыль и финансовую поддержку своих исследований, люди, создающие знания, должны постоянно искать более современные, технологичные и креативные решения, имеющие преимущества на рынке.
Осознавая тот факт, что успешное развитие и внедрение технологий оказывает большое влияние на экономическую мощь государства, правительства активно инвестируют в научно-технологическое и инновационное развитие. Одним из распространённых способов ускорить развитие в области науки, техники и инноваций — развитие территориальных кластеров. Они создаются в рамках государственной кластерной политики, то есть на первых этапах создания таких кластеров большую, а иногда и решающую роль играет государство.
Индия пошла по тому же пути. Благодаря политике модернизации экономики в 1990¬х годах, с особым вниманием к развитию науки и технологий, в стране успешно развивается биотехнологическая и аэрокосмическая отрасли, а информационные технологии Индии давно являются наиболее развитой отраслью научно-технологического сектора. В 2000 году экспорт индийских ИТ составлял меньше трёх миллиардов долларов США , к 2019 году этот показатель увеличился до 136 миллиардов. По данным на 2015 год, доля Индии в мировом экспорте информационных технологий составляет около 16%. Это свидетельствует об эффективности мер, принятых в рамках модернизации и требует тщательного изучения для понимания причин успеха.
Бангалор — один из инновационных кластеров Индии, столица штата Карнатака на юго-западе страны. Бангалор — крупный город с населением больше 11 миллионов человек , ставший ИТ-кластером, в котором созданы сотни компаний, являющихся частью инновационной экономики Индии, размещены офисы крупнейших транснациональных компаний. В начале 2010-х власти штата сформулировали собственную политику по развитию научно-технологического сектора Карнатаки. Стимулирующие меры включают продажу земли ИТ-компаниям по цене ниже рыночной, создание инвестиционного фонда штата. До введения политики штата (в 2010 году) в области науки, технологий и инноваций экспорт оценивался в 17 миллиардов долларов. В 2018 году экспорт увеличился до 51 миллиарда, что составляет 38% от общего экспорта ИТ Индии.
Важной частью этого кластера стал Индийский научный институт (ИНИ), основанный в 1909 году при партнерстве государства и бизнеса — инициативу предложил Джамсетджи Тата, основатель ныне крупнейшей индийской транснациональной компании- конгломерата Tata Group. Инициатива была поддержана Правительством Индии и махараджей Майсура. За 111 лет своего существования Индийский научный институт стал лидером среди высших учебных заведений Индии и превратился в место, где создаются технологии не только штата или страны, а для всего мира.
Эффективная политика Индии в области науки, технологий и инноваций достойна пристального изучения. Данное исследование ставит цель понять процессы, определяющие развитие отрасли, приоритеты, задачи и цели страны в этой области. Понимание процессов развития индийской инновационной системы способно усилить и расширить экономическое и научно-техническое сотрудничество России и Индии, что приобретает всё большую актуальность в рамках стратегического партнерства двух стран.
Цель бакалаврской работы: определить роль Индийского научного института в формировании и развитии научно-технологического кластера Бангалора.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
1. Проследить развитие научно-технологической политики Индии и штата Карнатака и роли университетов в ней;
2. Рассмотреть историю Индийского научного института, делая упор на современный этап развития;
3. Выявить механизмы поощрения исследований и предпринимательской деятельности;
4. Рассмотреть опыт сотрудничества Института с государством и бизнесом и определить результаты этого взаимодействия.
Объектом исследования является политика Индии в области науки, техники и инноваций.
Предмет исследования: деятельность Индийского научного института.
Хронологические рамки исследования: 1909 год-начало 2020 года, нижняя граница определена по году открытия Индийского научного института.
Методологической базой работы являются общенаучные и специально-научные методы.
К использованным общенаучным методам относятся анализ, синтез и индукция.
К специально-научным методам, примененным в работе, относятся описательно-повествовательный метод, метод исторической периодизации.
Актуальность исследования: создание технологических кластеров, которые стали бы локомотивами современной экономики становится все более важной задачей для многих государств. Многие успешные кластеры образованы вокруг университетов, в том числе и ИТ-кластер Бангалора. Определение роли Индийского научного института в инновационной системе и выявление успешных практик взаимодействия с государством и бизнесом является необходимой частью по изучению мирового опыта технологических кластеров. Эта работа актуальна как для представителей деловых кругов, научных и образовательных учреждений, так и для людей, участвующих в формировании инновационных кластеров в России. Результаты данного исследования и его материалов могут быть использованы для изучения возможностей расширения российско-индийского сотрудничества в области науки, технологий и инноваций. Материалы исследования, описывающие работу Индийского научного института, могут быть использованы для дальнейшего изучения исследовательских институтов Индии и определения направлений возможного сотрудничества в сфере высшего образования.
Анализ источников:
Для достижения цели и решения задач, поставленных в работе, использовалась обширная источниковая база, большая часть которой на английском языке. Источниковая база включает в себя официальные программные документы Республики Индия и штата Карнатака в области науки, техники и инноваций, материалы международных и индийских информационных агентств, материалы и документы, размещенные на сайте Индийского научного института, интервью сотрудников Института, отчеты международных организаций. Все источники можно разделить на несколько групп.
Первая группа — нормативно-правовые источники: Конституция Индии, «Резолюция о научной политике» 1958 г., «Заявление о технологической политике» 1983 г., «Научно-технологическая политика» 2003 г., «Научно-технологическая и инновационная политика» 2013 г., 12-й Пятилетний план 2012-2017 гг., «Karnataka I4 Policy» 2013 г. С помощью описания и анализа этой группы источников необходимо проследить историю развития научно-технологической политики Индии и современную политику штата Карнатака в области науки, техники и инноваций.
Вторая группа — статистические материалы, отчеты государственных департаментов (Департамента науки и технологий, Департамента информационных технологий, биотехнологий, науки и технологий Карнатаки, Совета по науке и технологиям Карнатаки) и зарубежных ведомств, в частности Центрального разведывательного ведомства США.
Третья группа — интервью научных сотрудников Индийского научного института.
Отдельной группой источников является периодическая печать — индийские газеты Times of India, The Hindu, Hindustan Times, The Indian Express, The New Indian Express, Deccan Herald, использованные в электронном виде. Также, были использованы такие зарубежные издания, как Forbes. Периодика помогла посмотреть на исследуемые события и процессы с точки зрения общества и дала возможность получить актуальную информацию по теме исследования.
Анализ литературы:
При написании работы были использованы книги, учебники, монографии и статьи на отечественных и зарубежных авторов.
В числе использованных учебников можно выделить труд Юрлова Ф.Н. и Юрловой Е.С по истории Индии ХХ века , который позволяет проследить внутриполитическое и социально-экономическое развитие Индии в указанный период. Учебник Страшуна Б.А. по конституционному (государственному праву) зарубежных стран помог разобраться в тонкостях разделения полномочий между центральными властями и властями штатов.
В работе автор ссылается на монографию Устюжанцевой О.В. о научно-технологическом и инновационном развитии Индии, которая представляет собой всесторонний анализ научно-технологической политики правительства Индии.
О.В. Устюжанцева отмечает, что государство имело значительную роль в области науки и технологий Индии на ее ранних этапах развития, но в 1980-х и последующие периоды был предприняты необходимые меры по ослаблению регулирования отрасли и допущению к рынку иностранного капитала, что и позволило отрасли резко развиться. От прямого финансирования государство перешло в результате реформ к мерам по укреплению связей между университетами и предприятиями государственного и частного сектора, сотрудничество государственного и частного капитала все чаще приобретает консорциумный характер.
Однако, несмотря на значительное развитие сектора, исследовательница выделяет такие проблемы как сохраняющаяся большая роль государства, низкая включенность микро-, малого и среднего бизнеса в научно-технологический сектор, слабый технологический рынок. Отдельной проблемой остается подготовка научных кадров - исследовательские лаборатории, в которых в основном проводятся исследования, оторваны от образовательных заведений.
Учитывая все эти факторы, в Политике 2013 года Правительство Индии отразило новый подход к ведению политики. Индия выработала свою модель инновационного развития, включив в нее беднейшие слои населения, которые правительство рассматривает как «огромный инновационный потенциал». В соответствии с этой моделью развития, неформальный сектор (результатом деятельности которого являются низовые инновации) включается в инновационную систему страны.
В отечественной науке тема научно-технологического развития освещена слабо, главным ученым, занимающимся этим вопросом, остается Устюжанцева О.В. , работы Юрлова Ф.Н. рассматривают данные вопросы лишь в рамках политики модернизации Индии.
Работы зарубежных авторов, главным образом индийских, представлены статьями В.В. Кришны — одного из главных исследователей научно-технологической политики Индии, Б.С. Минхаса — индийского экономиста, работавшего в Индийской комиссии по планированию, Б.П. Сингха — сотрудника Департамента науки и технологий Индии. В работе Лалы Р.М. , индийского писателя, который специализируется на изучении биографии семьи Тата, рассматривается деятельность членов семьи в области филантропии, история того, как с начала ХХ века они создавали исследовательские институты, в том числе и Индийский научный институт, и продолжают финансировать их до сих пор.
В.В. Кришна внес большой вклад в изучение научно-технологической политики Индии. В своей работе он анализирует политику Индии в области науки, технологий и инноваций 2013 года, выделяя проблемы, которые могут возникнуть при ее реализации. В.В. Кришна критикует индийское правительство за то, что оно пытается добиться поставленных целей руками частного сектора и усилением его вовлечения в научно-технологический сектор, при этом не пытаясь даже обозначить, какие меры будут предприняты самим государством для достижения цели. По мнению исследователя, проблема развития сектора состоит и в том, что высшее образование остается на задворках инновационной политики, несмотря на очевидную важность университетов в инновационной системе. Кришна говорит о необходимости усиления связей между бизнесом, наукой и образованием.
Бхану Пратап Сингх положительно оценивает развитие научно-технологической политики Индии, обращая внимание на ее исторический и культурный бэкграунд. Сингх отмечает, что долгое время наука и технологии были доступны лишь привилегированной части индийского общества, но после обретения независимости правительство взяло курс на инклюзивные инновации, которые, в настоящее время, доступны для широких масс населения.
Баладжи Партхасаратхи, профессор Индийского института информационных технологий, в своей работе исследует развитие технологического кластера в Бангалоре под влиянием разной государственной политики в области науки и технологий. Ученый приходит к выводу о том, что меры, принятые в рамках политики 1983 года, были направлены на усиление автономности национальной экономики и научно-технологического сектора в частности. По его мнению, в таких условиях, отрасль смогла, с одной стороны, значительно развиться без каких-либо препятствий. С другой стороны, имела ограниченные возможности для развития, которые устанавливались размером внутреннего рынка.
После снятия ограничений и перехода к экспортоориентированной политике, научно-технологическая отрасль в Бангалоре начала активно развиваться и превратилась в полноценный кластер, обладающий собственной инфраструктурой. Профессор Партхасаратхи приходит к выводу, что несмотря на это появились проблемы с применением инновационных технологий. Многие технологии идут на экспорт, а не применяются для развития Индии.
Тема научно-технологического развития Индии находит отражение и в работах европейских и американских ученых.
Симон Мазурек, сотрудник Экономического университета во Вроцлаве, в своей статье исследует инновационные системы и кластеры Индии. Он отмечает отставание индийской инновационной системы от других, обладающих таким же потенциалом. Ученый говорит о том, что государственная политика в области инноваций - новое явление для Индии. Несмотря на наличие общего видения и направления развития на уровне центрального правительства, внедрение на практику может быть затруднено из -за огромной бюрократической системы. Однако, подчеркивает Мазурек, если удастся сохранить согласованность на всех уровнях, то политика правительства имеет большой потенциал.
Вейпинь Ву, профессор Колумбийского университета, в своей работе о креативных кластерах отмечает важность Индийского научного института в формировании бангалорского кластера и приходит к выводу о том, что наличие таких престижных высших учебных заведений в технологическом кластере помогает создавать и укреплять связи между Институтом и компаниями и усиливает трансфер технологий.
Энтони Ди’Коста, профессор Университета Алабамы, в своей работе рассмотрел проблемы, с которыми столкнулась инновационная система Бангалора, уделив большое внимание созданию и укреплению связей между университетом и промышленностью. Ди’Коста утверждает, что кластер построен по экспортоориентированной, аутсорсинговой бизнес-модели, а не по модели тройной спирали, которая предполагает устойчивую связь между университетом и промышленностью. В своей работе ученый приходит к выводу, что для закрепления успеха кластера и дальнейшего развития, нужно перейти от экстенсивного развития за счет количественного увеличения фирм, сотрудников, проектов к интенсивному развитию, укрепляя связи с бизнесом, которые будут способствовать взаимному обогащению идеями и знаниями.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Первая глава, состоящая из двух разделов, освещает эволюцию научно-технологической политики Индии и штата Карнатака и ее влияние на развитие страны. В первом разделе анализируются пять программных документов, определяющие цели и содержание политики правительств Индии в области науки и технологий. В заключение представлены данные, подтверждающие улучшение положения Индии в социальной и экономической сферах. В разделе о политике Карнатаки проводится анализ директив в области ИТ, биотехнологий и других высокотехнологичных производств. С помощью нескольких экономических и социально-экономических показателей показывается динамика развития сектора.
Во второй главе излагается история Индийского научного института, его современное устройство и анализируется политика по поощрению научных исследований.
Заключительная глава посвящена опыту сотрудничества Индийского научного института с государственными и частными компаниями и опыту поддержки предпринимательской деятельности.
Что необходимо для того, чтобы экономика от индустриальной, зарабатывавшей на производстве товаров, превратилась в инновационную, зарабатывающей на знаниях?
По мнению экономистов, для этого нужна конкуренция в научной и предпринимательской среде, создающая избыток не товаров, а идей, патентов, высоких технологий. Такая конкуренция приводит к тому, что качество услуг и товаров повышается, появляется всё большее их разнообразие. Для того, чтобы получить прибыль и финансовую поддержку своих исследований, люди, создающие знания, должны постоянно искать более современные, технологичные и креативные решения, имеющие преимущества на рынке.
Осознавая тот факт, что успешное развитие и внедрение технологий оказывает большое влияние на экономическую мощь государства, правительства активно инвестируют в научно-технологическое и инновационное развитие. Одним из распространённых способов ускорить развитие в области науки, техники и инноваций — развитие территориальных кластеров. Они создаются в рамках государственной кластерной политики, то есть на первых этапах создания таких кластеров большую, а иногда и решающую роль играет государство.
Индия пошла по тому же пути. Благодаря политике модернизации экономики в 1990¬х годах, с особым вниманием к развитию науки и технологий, в стране успешно развивается биотехнологическая и аэрокосмическая отрасли, а информационные технологии Индии давно являются наиболее развитой отраслью научно-технологического сектора. В 2000 году экспорт индийских ИТ составлял меньше трёх миллиардов долларов США , к 2019 году этот показатель увеличился до 136 миллиардов. По данным на 2015 год, доля Индии в мировом экспорте информационных технологий составляет около 16%. Это свидетельствует об эффективности мер, принятых в рамках модернизации и требует тщательного изучения для понимания причин успеха.
Бангалор — один из инновационных кластеров Индии, столица штата Карнатака на юго-западе страны. Бангалор — крупный город с населением больше 11 миллионов человек , ставший ИТ-кластером, в котором созданы сотни компаний, являющихся частью инновационной экономики Индии, размещены офисы крупнейших транснациональных компаний. В начале 2010-х власти штата сформулировали собственную политику по развитию научно-технологического сектора Карнатаки. Стимулирующие меры включают продажу земли ИТ-компаниям по цене ниже рыночной, создание инвестиционного фонда штата. До введения политики штата (в 2010 году) в области науки, технологий и инноваций экспорт оценивался в 17 миллиардов долларов. В 2018 году экспорт увеличился до 51 миллиарда, что составляет 38% от общего экспорта ИТ Индии.
Важной частью этого кластера стал Индийский научный институт (ИНИ), основанный в 1909 году при партнерстве государства и бизнеса — инициативу предложил Джамсетджи Тата, основатель ныне крупнейшей индийской транснациональной компании- конгломерата Tata Group. Инициатива была поддержана Правительством Индии и махараджей Майсура. За 111 лет своего существования Индийский научный институт стал лидером среди высших учебных заведений Индии и превратился в место, где создаются технологии не только штата или страны, а для всего мира.
Эффективная политика Индии в области науки, технологий и инноваций достойна пристального изучения. Данное исследование ставит цель понять процессы, определяющие развитие отрасли, приоритеты, задачи и цели страны в этой области. Понимание процессов развития индийской инновационной системы способно усилить и расширить экономическое и научно-техническое сотрудничество России и Индии, что приобретает всё большую актуальность в рамках стратегического партнерства двух стран.
Цель бакалаврской работы: определить роль Индийского научного института в формировании и развитии научно-технологического кластера Бангалора.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
1. Проследить развитие научно-технологической политики Индии и штата Карнатака и роли университетов в ней;
2. Рассмотреть историю Индийского научного института, делая упор на современный этап развития;
3. Выявить механизмы поощрения исследований и предпринимательской деятельности;
4. Рассмотреть опыт сотрудничества Института с государством и бизнесом и определить результаты этого взаимодействия.
Объектом исследования является политика Индии в области науки, техники и инноваций.
Предмет исследования: деятельность Индийского научного института.
Хронологические рамки исследования: 1909 год-начало 2020 года, нижняя граница определена по году открытия Индийского научного института.
Методологической базой работы являются общенаучные и специально-научные методы.
К использованным общенаучным методам относятся анализ, синтез и индукция.
К специально-научным методам, примененным в работе, относятся описательно-повествовательный метод, метод исторической периодизации.
Актуальность исследования: создание технологических кластеров, которые стали бы локомотивами современной экономики становится все более важной задачей для многих государств. Многие успешные кластеры образованы вокруг университетов, в том числе и ИТ-кластер Бангалора. Определение роли Индийского научного института в инновационной системе и выявление успешных практик взаимодействия с государством и бизнесом является необходимой частью по изучению мирового опыта технологических кластеров. Эта работа актуальна как для представителей деловых кругов, научных и образовательных учреждений, так и для людей, участвующих в формировании инновационных кластеров в России. Результаты данного исследования и его материалов могут быть использованы для изучения возможностей расширения российско-индийского сотрудничества в области науки, технологий и инноваций. Материалы исследования, описывающие работу Индийского научного института, могут быть использованы для дальнейшего изучения исследовательских институтов Индии и определения направлений возможного сотрудничества в сфере высшего образования.
Анализ источников:
Для достижения цели и решения задач, поставленных в работе, использовалась обширная источниковая база, большая часть которой на английском языке. Источниковая база включает в себя официальные программные документы Республики Индия и штата Карнатака в области науки, техники и инноваций, материалы международных и индийских информационных агентств, материалы и документы, размещенные на сайте Индийского научного института, интервью сотрудников Института, отчеты международных организаций. Все источники можно разделить на несколько групп.
Первая группа — нормативно-правовые источники: Конституция Индии, «Резолюция о научной политике» 1958 г., «Заявление о технологической политике» 1983 г., «Научно-технологическая политика» 2003 г., «Научно-технологическая и инновационная политика» 2013 г., 12-й Пятилетний план 2012-2017 гг., «Karnataka I4 Policy» 2013 г. С помощью описания и анализа этой группы источников необходимо проследить историю развития научно-технологической политики Индии и современную политику штата Карнатака в области науки, техники и инноваций.
Вторая группа — статистические материалы, отчеты государственных департаментов (Департамента науки и технологий, Департамента информационных технологий, биотехнологий, науки и технологий Карнатаки, Совета по науке и технологиям Карнатаки) и зарубежных ведомств, в частности Центрального разведывательного ведомства США.
Третья группа — интервью научных сотрудников Индийского научного института.
Отдельной группой источников является периодическая печать — индийские газеты Times of India, The Hindu, Hindustan Times, The Indian Express, The New Indian Express, Deccan Herald, использованные в электронном виде. Также, были использованы такие зарубежные издания, как Forbes. Периодика помогла посмотреть на исследуемые события и процессы с точки зрения общества и дала возможность получить актуальную информацию по теме исследования.
Анализ литературы:
При написании работы были использованы книги, учебники, монографии и статьи на отечественных и зарубежных авторов.
В числе использованных учебников можно выделить труд Юрлова Ф.Н. и Юрловой Е.С по истории Индии ХХ века , который позволяет проследить внутриполитическое и социально-экономическое развитие Индии в указанный период. Учебник Страшуна Б.А. по конституционному (государственному праву) зарубежных стран помог разобраться в тонкостях разделения полномочий между центральными властями и властями штатов.
В работе автор ссылается на монографию Устюжанцевой О.В. о научно-технологическом и инновационном развитии Индии, которая представляет собой всесторонний анализ научно-технологической политики правительства Индии.
О.В. Устюжанцева отмечает, что государство имело значительную роль в области науки и технологий Индии на ее ранних этапах развития, но в 1980-х и последующие периоды был предприняты необходимые меры по ослаблению регулирования отрасли и допущению к рынку иностранного капитала, что и позволило отрасли резко развиться. От прямого финансирования государство перешло в результате реформ к мерам по укреплению связей между университетами и предприятиями государственного и частного сектора, сотрудничество государственного и частного капитала все чаще приобретает консорциумный характер.
Однако, несмотря на значительное развитие сектора, исследовательница выделяет такие проблемы как сохраняющаяся большая роль государства, низкая включенность микро-, малого и среднего бизнеса в научно-технологический сектор, слабый технологический рынок. Отдельной проблемой остается подготовка научных кадров - исследовательские лаборатории, в которых в основном проводятся исследования, оторваны от образовательных заведений.
Учитывая все эти факторы, в Политике 2013 года Правительство Индии отразило новый подход к ведению политики. Индия выработала свою модель инновационного развития, включив в нее беднейшие слои населения, которые правительство рассматривает как «огромный инновационный потенциал». В соответствии с этой моделью развития, неформальный сектор (результатом деятельности которого являются низовые инновации) включается в инновационную систему страны.
В отечественной науке тема научно-технологического развития освещена слабо, главным ученым, занимающимся этим вопросом, остается Устюжанцева О.В. , работы Юрлова Ф.Н. рассматривают данные вопросы лишь в рамках политики модернизации Индии.
Работы зарубежных авторов, главным образом индийских, представлены статьями В.В. Кришны — одного из главных исследователей научно-технологической политики Индии, Б.С. Минхаса — индийского экономиста, работавшего в Индийской комиссии по планированию, Б.П. Сингха — сотрудника Департамента науки и технологий Индии. В работе Лалы Р.М. , индийского писателя, который специализируется на изучении биографии семьи Тата, рассматривается деятельность членов семьи в области филантропии, история того, как с начала ХХ века они создавали исследовательские институты, в том числе и Индийский научный институт, и продолжают финансировать их до сих пор.
В.В. Кришна внес большой вклад в изучение научно-технологической политики Индии. В своей работе он анализирует политику Индии в области науки, технологий и инноваций 2013 года, выделяя проблемы, которые могут возникнуть при ее реализации. В.В. Кришна критикует индийское правительство за то, что оно пытается добиться поставленных целей руками частного сектора и усилением его вовлечения в научно-технологический сектор, при этом не пытаясь даже обозначить, какие меры будут предприняты самим государством для достижения цели. По мнению исследователя, проблема развития сектора состоит и в том, что высшее образование остается на задворках инновационной политики, несмотря на очевидную важность университетов в инновационной системе. Кришна говорит о необходимости усиления связей между бизнесом, наукой и образованием.
Бхану Пратап Сингх положительно оценивает развитие научно-технологической политики Индии, обращая внимание на ее исторический и культурный бэкграунд. Сингх отмечает, что долгое время наука и технологии были доступны лишь привилегированной части индийского общества, но после обретения независимости правительство взяло курс на инклюзивные инновации, которые, в настоящее время, доступны для широких масс населения.
Баладжи Партхасаратхи, профессор Индийского института информационных технологий, в своей работе исследует развитие технологического кластера в Бангалоре под влиянием разной государственной политики в области науки и технологий. Ученый приходит к выводу о том, что меры, принятые в рамках политики 1983 года, были направлены на усиление автономности национальной экономики и научно-технологического сектора в частности. По его мнению, в таких условиях, отрасль смогла, с одной стороны, значительно развиться без каких-либо препятствий. С другой стороны, имела ограниченные возможности для развития, которые устанавливались размером внутреннего рынка.
После снятия ограничений и перехода к экспортоориентированной политике, научно-технологическая отрасль в Бангалоре начала активно развиваться и превратилась в полноценный кластер, обладающий собственной инфраструктурой. Профессор Партхасаратхи приходит к выводу, что несмотря на это появились проблемы с применением инновационных технологий. Многие технологии идут на экспорт, а не применяются для развития Индии.
Тема научно-технологического развития Индии находит отражение и в работах европейских и американских ученых.
Симон Мазурек, сотрудник Экономического университета во Вроцлаве, в своей статье исследует инновационные системы и кластеры Индии. Он отмечает отставание индийской инновационной системы от других, обладающих таким же потенциалом. Ученый говорит о том, что государственная политика в области инноваций - новое явление для Индии. Несмотря на наличие общего видения и направления развития на уровне центрального правительства, внедрение на практику может быть затруднено из -за огромной бюрократической системы. Однако, подчеркивает Мазурек, если удастся сохранить согласованность на всех уровнях, то политика правительства имеет большой потенциал.
Вейпинь Ву, профессор Колумбийского университета, в своей работе о креативных кластерах отмечает важность Индийского научного института в формировании бангалорского кластера и приходит к выводу о том, что наличие таких престижных высших учебных заведений в технологическом кластере помогает создавать и укреплять связи между Институтом и компаниями и усиливает трансфер технологий.
Энтони Ди’Коста, профессор Университета Алабамы, в своей работе рассмотрел проблемы, с которыми столкнулась инновационная система Бангалора, уделив большое внимание созданию и укреплению связей между университетом и промышленностью. Ди’Коста утверждает, что кластер построен по экспортоориентированной, аутсорсинговой бизнес-модели, а не по модели тройной спирали, которая предполагает устойчивую связь между университетом и промышленностью. В своей работе ученый приходит к выводу, что для закрепления успеха кластера и дальнейшего развития, нужно перейти от экстенсивного развития за счет количественного увеличения фирм, сотрудников, проектов к интенсивному развитию, укрепляя связи с бизнесом, которые будут способствовать взаимному обогащению идеями и знаниями.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Первая глава, состоящая из двух разделов, освещает эволюцию научно-технологической политики Индии и штата Карнатака и ее влияние на развитие страны. В первом разделе анализируются пять программных документов, определяющие цели и содержание политики правительств Индии в области науки и технологий. В заключение представлены данные, подтверждающие улучшение положения Индии в социальной и экономической сферах. В разделе о политике Карнатаки проводится анализ директив в области ИТ, биотехнологий и других высокотехнологичных производств. С помощью нескольких экономических и социально-экономических показателей показывается динамика развития сектора.
Во второй главе излагается история Индийского научного института, его современное устройство и анализируется политика по поощрению научных исследований.
Заключительная глава посвящена опыту сотрудничества Индийского научного института с государственными и частными компаниями и опыту поддержки предпринимательской деятельности.
Целью работы было определение роли Индийского научного института в формировании и развитии научно-технологического кластера Бангалора.
Для достижения цели были решены следующие задачи:
1. Прослежено развитие научно-технологической политики Индии и штата Карнатака и роли университетов в ней;
2. Рассмотрена история Индийского научного института, сделав упор на современный этап развития;
3. Выявлены меры поощрения исследований и предпринимательской деятельности;
4. Рассмотрен опыт сотрудничества Института с государством и бизнесом и определены результаты этого взаимодействия.
За 70 лет существования независимой Индии ее научно-технологическая политика эволюционировала, выполняя на каждом этапе развития разные задачи, стоящие перед государством. На начальных этапах политика была направлена на создание развитой системы научно-исследовательской инфраструктуры и подготовку достаточного для развития сектора количества специалистов. После принятия Заявления о технологической политики был взят курс на самодостаточность национальной научно-исследовательской системы, дальнейшее развитие инфраструктуры и улучшение механизма трансфера технологий.
В 2003 году пришедшая к власти Бхаратия Джаната Парти утвердила новую научно-технологическую политику. В результате поток инвестиций увеличился больше, чем в два раза, существенно расширился ИТ-сектор и стал одним из главных двигателей индийской экономики. Был взят курс на экспорт технологий.
В 2013 году премьер-министр Манмохан Сингх, представитель ИНК, принял новую политику в области науки, технологий и инноваций. В настоящий момент, выполнены не все поставленные цели. Индии удалось увеличить долю публикаций почти в два раза, как и было заявлено в документе. В стране развивается национальная инновационная система, о создании которой было заявлено в директиве. Была поставлена цель достичь показателя расходов на НИОКР в 2% от ВВП. Однако, роста не произошло. Напротив, наблюдаются тенденции к снижению расходов в процентах от ВВП.
Можно проследить преемственность политических документов в области науки и технологий. Также, можно отметить главенствующую роль государства на первых этапах проведения политики, уменьшение его роли и увеличение роли частного сектора на современном этапе развития научно-технологической политики.
Одним из штатов, вошедших в национальную инновационную систему, стал штат Карнатака. Карнатака входит в число наиболее развитых и быстро развивающихся 63
индийских штатов. В штате находится более 3500 ИТ-компаний, 380 компаний и около 270 стартапов, занимающихся биотехнологией. Столица штата Бангалор — единственный инновационный кластер Индии в рейтинге тридцати наиболее развитых инновационных экосистем мира.
Карнатака проводит активную научно-технологическую политику, цель которой — улучшение инвестиционного климата, улучшение образования в области фундаментальных наук в Карнатаке, увеличение доли компаний, расположенных в штате, на рынке высоких технологий.
Развитие политики штата повторяет путь НТП Индии. В начале 2000-х, когда были приняты первые документы, регулирующие инновационный сектор, значительная роль в развитии региональной инновационной системе отводилась государству, сейчас же все большую роль играют частные инвестиции венчурных фондов.
Индийский научный институт — часть региональной инновационной системы Карнатаки, один из ведущих научно-исследовательских институтов и лучшее высшее учебное заведение Индии.
Институт был основан в 1909 крупным индийским промышленником Джамсетджи Тата, махараджей Майсура и Правительством Британской Индии. На протяжении всей истории Индийский научный институт развивал связи как с государством, так и с частными компаниями. В настоящее время, в Институт обучаются около четырех тысяч студентов, из них более двух тысяч — аспиранты. Исследования ведутся в 48 различных направлениях от молекулярной биофизики до промышленного дизайна.
Помимо мер, принятых государством и штатом для поощрения исследований и развития сектора, Институт самостоятельно поощряет проведение исследований и сотрудничает с компаниями государственного и частного сектора. Для упрощения процесса регистрации интеллектуальной собственности, Институт сформулировал правила регистрации и условия получения прав на ИС. Для координации деятельности по регистрации ИС была создана организация, аффилированная с ИНИ.
В 1991 году Институт основал Общество развития и инноваций — связующее звено между учеными и компаниями. Общество работает с крупными компаниями, малым и средним бизнесом и инкубирует стартапы. Благодаря сотрудничеству с Индийским научным институтом, сотни компаний получили доступ к ценным научным кадрам и научно-исследовательским лабораториям. В инкубаторе Общества были созданы десятки стартапов, которые имеют социальную направленность и решают проблемы в сфере здравоохранения, продовольственной безопасности и обеспечения доступа к интернету.
Сотрудничество ИНИ со школами нацелено на поиск и поддержку талантливых
студентов. Студенты-волонтеры обеспечивают школы канцелярскими товарами, проводят уроки для школьников и учредили при финансовой поддержке выпускников Института стипендиальную программу по поддержке талантливых школьников из бедных семей.
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:
1. Высшие учебные заведения играли важную роль в научно-технологической политике Индии на протяжении всей ее истории, так как составляли большую часть научной инфраструктуры страны;
2. Развитые инновационные кластеры, такие как штат Карнатака, имеют собственную политику в области науки, технологий и инноваций, что позволяет эффективнее управлять сектором и реагировать на потребности рынка;
3. Индийский научный институт — важная часть инновационной системы Карнатаки: ежегодно он выпускает сотни высококвалифицированных специалистов, привлекает инвестиции для развития исследовательской инфраструктуры и создает условия для инкубирования стартапов;
4. Несмотря на существующую проблему слабых связей между высшими учебными заведениями и бизнесом, ИНИ удалось найти эффективный способ создания и укрепления таких связей;
5. Для сотрудничества с предприятиями частного и государственного сектора в Индийском научном институте была сформулирована собственная политика в области защиты ИС, созданы специальные органы, которые занимаются посредничеством между компаниями и Институтом и лицензированием результатов совместных исследований;
6. Проблема недостатка инноваций, созданных для улучшения жизни индийского общества, также отмечается исследователями. В ИНИ она решается путем наибольшей поддержки социально-полезных стартапов, часть из которых уже вышла на индийский рынок с собственным продуктом.
7. Несмотря на большое количество индийских компаний-партнеров, Индийский научный институт часто сотрудничает и с зарубежными ТНК. Можно сделать вывод о том, что результаты деятельности Института направлены не только на решение проблем Индии, но и нередко идут на экспорт.
Для достижения цели были решены следующие задачи:
1. Прослежено развитие научно-технологической политики Индии и штата Карнатака и роли университетов в ней;
2. Рассмотрена история Индийского научного института, сделав упор на современный этап развития;
3. Выявлены меры поощрения исследований и предпринимательской деятельности;
4. Рассмотрен опыт сотрудничества Института с государством и бизнесом и определены результаты этого взаимодействия.
За 70 лет существования независимой Индии ее научно-технологическая политика эволюционировала, выполняя на каждом этапе развития разные задачи, стоящие перед государством. На начальных этапах политика была направлена на создание развитой системы научно-исследовательской инфраструктуры и подготовку достаточного для развития сектора количества специалистов. После принятия Заявления о технологической политики был взят курс на самодостаточность национальной научно-исследовательской системы, дальнейшее развитие инфраструктуры и улучшение механизма трансфера технологий.
В 2003 году пришедшая к власти Бхаратия Джаната Парти утвердила новую научно-технологическую политику. В результате поток инвестиций увеличился больше, чем в два раза, существенно расширился ИТ-сектор и стал одним из главных двигателей индийской экономики. Был взят курс на экспорт технологий.
В 2013 году премьер-министр Манмохан Сингх, представитель ИНК, принял новую политику в области науки, технологий и инноваций. В настоящий момент, выполнены не все поставленные цели. Индии удалось увеличить долю публикаций почти в два раза, как и было заявлено в документе. В стране развивается национальная инновационная система, о создании которой было заявлено в директиве. Была поставлена цель достичь показателя расходов на НИОКР в 2% от ВВП. Однако, роста не произошло. Напротив, наблюдаются тенденции к снижению расходов в процентах от ВВП.
Можно проследить преемственность политических документов в области науки и технологий. Также, можно отметить главенствующую роль государства на первых этапах проведения политики, уменьшение его роли и увеличение роли частного сектора на современном этапе развития научно-технологической политики.
Одним из штатов, вошедших в национальную инновационную систему, стал штат Карнатака. Карнатака входит в число наиболее развитых и быстро развивающихся 63
индийских штатов. В штате находится более 3500 ИТ-компаний, 380 компаний и около 270 стартапов, занимающихся биотехнологией. Столица штата Бангалор — единственный инновационный кластер Индии в рейтинге тридцати наиболее развитых инновационных экосистем мира.
Карнатака проводит активную научно-технологическую политику, цель которой — улучшение инвестиционного климата, улучшение образования в области фундаментальных наук в Карнатаке, увеличение доли компаний, расположенных в штате, на рынке высоких технологий.
Развитие политики штата повторяет путь НТП Индии. В начале 2000-х, когда были приняты первые документы, регулирующие инновационный сектор, значительная роль в развитии региональной инновационной системе отводилась государству, сейчас же все большую роль играют частные инвестиции венчурных фондов.
Индийский научный институт — часть региональной инновационной системы Карнатаки, один из ведущих научно-исследовательских институтов и лучшее высшее учебное заведение Индии.
Институт был основан в 1909 крупным индийским промышленником Джамсетджи Тата, махараджей Майсура и Правительством Британской Индии. На протяжении всей истории Индийский научный институт развивал связи как с государством, так и с частными компаниями. В настоящее время, в Институт обучаются около четырех тысяч студентов, из них более двух тысяч — аспиранты. Исследования ведутся в 48 различных направлениях от молекулярной биофизики до промышленного дизайна.
Помимо мер, принятых государством и штатом для поощрения исследований и развития сектора, Институт самостоятельно поощряет проведение исследований и сотрудничает с компаниями государственного и частного сектора. Для упрощения процесса регистрации интеллектуальной собственности, Институт сформулировал правила регистрации и условия получения прав на ИС. Для координации деятельности по регистрации ИС была создана организация, аффилированная с ИНИ.
В 1991 году Институт основал Общество развития и инноваций — связующее звено между учеными и компаниями. Общество работает с крупными компаниями, малым и средним бизнесом и инкубирует стартапы. Благодаря сотрудничеству с Индийским научным институтом, сотни компаний получили доступ к ценным научным кадрам и научно-исследовательским лабораториям. В инкубаторе Общества были созданы десятки стартапов, которые имеют социальную направленность и решают проблемы в сфере здравоохранения, продовольственной безопасности и обеспечения доступа к интернету.
Сотрудничество ИНИ со школами нацелено на поиск и поддержку талантливых
студентов. Студенты-волонтеры обеспечивают школы канцелярскими товарами, проводят уроки для школьников и учредили при финансовой поддержке выпускников Института стипендиальную программу по поддержке талантливых школьников из бедных семей.
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:
1. Высшие учебные заведения играли важную роль в научно-технологической политике Индии на протяжении всей ее истории, так как составляли большую часть научной инфраструктуры страны;
2. Развитые инновационные кластеры, такие как штат Карнатака, имеют собственную политику в области науки, технологий и инноваций, что позволяет эффективнее управлять сектором и реагировать на потребности рынка;
3. Индийский научный институт — важная часть инновационной системы Карнатаки: ежегодно он выпускает сотни высококвалифицированных специалистов, привлекает инвестиции для развития исследовательской инфраструктуры и создает условия для инкубирования стартапов;
4. Несмотря на существующую проблему слабых связей между высшими учебными заведениями и бизнесом, ИНИ удалось найти эффективный способ создания и укрепления таких связей;
5. Для сотрудничества с предприятиями частного и государственного сектора в Индийском научном институте была сформулирована собственная политика в области защиты ИС, созданы специальные органы, которые занимаются посредничеством между компаниями и Институтом и лицензированием результатов совместных исследований;
6. Проблема недостатка инноваций, созданных для улучшения жизни индийского общества, также отмечается исследователями. В ИНИ она решается путем наибольшей поддержки социально-полезных стартапов, часть из которых уже вышла на индийский рынок с собственным продуктом.
7. Несмотря на большое количество индийских компаний-партнеров, Индийский научный институт часто сотрудничает и с зарубежными ТНК. Можно сделать вывод о том, что результаты деятельности Института направлены не только на решение проблем Индии, но и нередко идут на экспорт.



