Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ КОНФЕССИОНАЛЬНОГО ИСТОРИОПИСАНИЯ ХРИСТИАН-БАПТИСТОВ: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Работа №189566

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы73
Год сдачи2021
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1.Ообзор истории развития баптистской конфессиональной историографической традиции в период с 1905 по 2005 гг 8
1.1. Развитие общин христиан веры евангельской на территории СССР
с 1905 по 2005 гг 8
1.2. Становление конфессиональной историографической традиции
баптистов на территории России - Советского Союза (1911-1989 гг.) 23
Глава 2. Конфессиональная историографическая интерпретация христианской истории России до евангельского возрождения 31
2.1. Характер и соотношение памяти и истории в конфессиональной
историографии российских христиан-баптистов 31
2.2. Христианская история Руси-России до периода раскола 1653¬1655 гг. в восприятии конфессиональной историографии христиан-баптистов 34
2.3. Великий раскол 1653-1655 гг. в восприятии конфессиональной
баптистской историографии 45
2.4. Неортодоксальные христианские движения на территории России XVIII-XIX веков в отражении баптистской конфессиональной историографии 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65


Актуальность. Вопрос самоопределения различных социальных групп стоит на повестке нынешнего дня весьма остро: события в Соединенных Штатах, связанные с борьбой отдельных представителей чернокожего населения Америки за реализацию программы компенсаций за века рабства и системного угнетения, которое по их мнению все еще актуально; миграционный кризис в Европе подводит народы Запада к тому, чтобы переопределить самих себя на иной лад в условиях изменения расового и этнического состава населения. В России, в стране, претерпевшей серьезные идеологические преобразования на протяжении XX столетия, вопрос самоопределения людей, отдельных их групп (этнических, языковых, культурных, конфессиональных и прочих) в условиях идеологического вакуума, связанного с принятием обществом и государством идеологического плюрализма, вопросы самоопределения населения также являются важными и актуальными.
В этих условиях развитие конфессиональных историографических традиций, позволяющих верующим обрести индивидуальную и коллективную связь с прошлым и уверенность в будущем, приобретает высокое значение в смысле идентификации верующих, позиционирования себя в обществе. Баптистская церковь, как и другие евангелистские церкви, является не столь традиционным элементом отечественного религиозного пространства, как, например, православие или протестантизм лютеранского толка. При этом ее члены являются весьма заметными участниками социальных процессов на территории России, внося свою лепту в решение таких социальных проблем как алкоголизм, наркомания, рецидивная преступность и прочие.
Изучение внутриконфессиональной историографической традиции, функции которой обозначены выше, представляется актуальным, поскольку изучение коллективной идентичности людей, составляющих ее демографическую базу, позволит понять мотивы и следующие действия 2
данных людей, их реакцию на те или иные социальные, экономические и, особенно, политические (в силу антиэтатистского характера догматики баптистских церквей) преобразования, на события и потрясения, которые могут произойти в будущем.
Объектом исследования является корпус исторических сочинений авторов-баптистов, которые были написаны в промежуток с 1905 по 2005 годы. Данный промежуток времени был выбран в силу специфики источниковой базы работы: на современном этапе ее развития она представляется собой весьма малую выборку текстов, которые зачастую ссылаются друг на друга в порядке соблюдения академической культуры цитирования и для соблюдения накопительного принципа формирования коллективного знания.
Предметом исследования, в свою очередь, являются отличительные черты и характеристики конфессиональной баптистской историографической традиции периода XX начала XXI вв., которые выражены в непосредственных сочинениях историков-баптистов.
Проблемой, рассматриваемой в исследовании, является вопрос о том каковы характерные черты русскоязычной историографической традиции авторов-приверженцев вероучения христиан-баптистов веры евангельской.
Целью работы является установление особенностей и характерных черт конфессиональной традиции историописания баптистов периода с 1905 по 2005 годы.
Для достижения цели ставятся несколько задач:
1. Выявить основные черты развития баптистской общины в период с 1905 по 2005 года для того, чтобы представить контекст развития историографической традиции конфессионального направления;
2. Представить основные вехи становления русскоязычной традиции конфессионального историописания баптистов для того, чтобы получить сведения о том, какие черты прежней традиции были переняты современной баптистской историографией;
3. Установить актуальные взгляды историков-баптистов на русскую христианскую историю до возникновения баптистских общин на территории России для того, чтобы выявить основные черты конфессиональной историографии.
Хронологические рамки работы определены периодом с 1905 по 2005 года, поскольку именно в этот период вышло наибольшее количество непосредственно исторических исследований конфессионального направления, которые содержат в себе наиболее репрезентативные образцы взглядов историков-баптистов на добаптистскую христианскую историю России. При этом следует заметить определенные сложности с обозначением этих рамок: дело в том, что, как будет показано ниже, установив начало развития историографической традиции в 1905 году, мы обнаружим, что в дальнейшем, после выхода работы «Правда о баптистах», никаких иных сохранившихся и доступных для изучения историографических сочинений, написанных баптистами о своей истории, и содержавших повествование о христианской истории до XIX века, создано не было. Главные условия и предпосылки для возрождения этой русскоязычной традиции в Советском Союзе сложились ближе к концу периода Оттепели, к началу правления Л. И. Брежнева, что было связано с борьбой баптистов за собственные права, подъемом диссидентского движения, а также расширением институциональной основы конфессионального объединения христиан- евангелистов, которое позволило мобилизовать существовавшие на тот момент человеческие и информационный ресурсы для составления и печати объемных трудов на историческую тематику. Именно поэтому наибольшее внимание в контекстуальном отношении уделено периоду с 1960 по 1989 гг.
Источниковую базу работы составляют сочинения историков- приверженцев различных групп христиан веры евангельской. К ним можно отнести таких авторов как М. С. Каретникову , С. В. Санникова , С. В.
Савинского2 , которые были непосредственными членами баптистской церкви и историками ее жизнедеятельности. Помимо этого перечня историографических источников, мною привлекаются для рассмотрения истоков традиции баптистского историописания труды В. Г. Павлова , также интервью с отдельными деятелями баптистских общин СССР, взятыми К. С. Прохоровым.
Историографическая основа работы представлена крайне малым количеством репрезентативных работ. Рассмотрение историографической традиции баптистов конфессионального направления в отечественной исторической науке является огромной редкостью. Из сочинений, которые так или иначе касаются рассмотрения особенностей непосредственно конфессиональной историографии баптистов можно выделить следующие работы. Во-первых, это статья Ф. Н. Никитина «Современная конфессиональная историография и историографические мифы». Данная работа посвящена выявлению и представлению конкретных фактических ошибок в работах конфессиональных историков-баптистов, изучающих движение пашковцев и личность его непосредственного основателя В. А. Пашкова. Как утверждает автор, конфессиональная историография «довольно небрежно» излагает историю пашковского движения, при этом подчеркивается, что «ложные утверждения» допускаются и представителями академической историографии в любом из направлений историографических исследований .
Во-вторых, это работа С. И. Куксенко «Конфессиональные исследования баптизма в УССР и СССР». Автор приходит к выводу, что работы, посвященные истории баптизма, которые были составлены непосредственными членами евангелистских церквей, имеют довольно обширную источниковую и фактологическую базы, которые позволяют раскрыть проблемы внутреннего развития баптистского движения с XIX по конец XX вв., борьбы оппозиции с главенствующими институциями внутри евангелистского сообщества, особенности государственно-церковных отношений. При этом историки-баптисты демонстрируют высокий уровень исторической эмпатии к прошлому, сильную эмоциональную окраску при описании фактов. Для составления нарративов используется ненаучная стилистика текста, присутствует крайне малая степень аналитики полученного материала. Независимо от обозначенных особенностей, эти работы имеют высокую ценность, поскольку содержат важные сведения об отношении советской власти к религиозным организациям и проблемам местных общин баптистов .
Методологическая основа работы составлена из базовых методов исторической науки: историко-сравнительный метод, необходимый для составления представлений о сущностных различиях двух традиций историописания христиан веры евангельских; генетический метод, который позволит рассмотреть точку зрения конфессиональной историографии в ее исторической динамике.
Концептуальную рамку исследования составляет концепция коллективной памяти авторства французского исследователя М. Хальбвакса, положения которые изложены в работе «Социальные рамки памяти» . Данный подход применяется поскольку он предлагает эффективный инструментарий для работы с историографическими традициями, которые не являются частью академического мира исторической дисциплины. Это диктуется характером влияния памяти, а также научной культуры, которые делают баптистскую конфессиональную историографию отличной от академической традиции. Эффективность заключается в возможности рассмотрения основных положений историографов-баптистов не как исторического высказывания, имеющего своей целью, в первую очередь, произвести критический анализ документального или иного источникового материала для выявления некоторого знания о людях в прошлом, но как в подкреплении собственной памяти весом исторической работы, а также закреплении одного варианта памяти о прошлом целой группы людей.
В качестве вспомогательной методологической концепции выступает концепция памяти П. Нора, во многом опирающаяся на работы М. Хальбвакса, но при этом дополняющая ее сопоставлением памяти и исторического знания, что важно для нашей работы, о чем речь пойдет во второй главе.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введение обозначаются актуальность, проблематика, цели и задачи работы, ее источниковая, историографическая и методологическая базы. В первой главе рассматривается контекст возникновения конфессиональной историографической традиции, краткий обзор истории баптистского движения в период с 1905 по 2005 гг., а также ее базовые черты историографической традиции, которые были сформулированы первыми авторами-баптистами, занимавшимися историей евангельских христиан в начале XX в.
Вторая глава посвящена рассмотрению интерпретаций историков- баптистов основных вех истории развития христианства на территории России, в которой можно выделить такие узловые периоды как древнерусский период (X-XIV вв.), предраскольный период (XV-XVI вв.), период Раскола (XVII в.), период становление независимых от официальной православной церкви сектантских течений (XVIII-XIX вв.).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие историографической традиции конфессионального направления баптистов в России происходило в весьма специфических условиях: длительное время оно совершенно не имело результативных и плодовитых авторов, ограничиваясь лишь созданием текстов, которые оставались на полках домашних архивов, собиравшихся по всей стране отдельными энтузиастами. При этом никто из них не был академически подготовленным историком, что приводило к возникновению определенной специфики конфессионального направления историописания.
Мы склонны соглашаться с оценкой, данной С. И. Куксенко в его статье, посвященной обзору и анализу конфессиональной историографической традиции евангельских христиан-баптистов: историки этого направления проявляют действительное сострадание к прошлому, прибегают к сильной эмоциональной окраске при создании собственных нарративов. Ими используется ненаучная стилистика текста, присутствует крайне малая степень аналитики полученного материала. Однако данная оценка содержит высказывания, имеющие своей целью дать комментарий относительно тех форм, к которым прибегали историки конфессионального направления при своей работе.
Следует отметить основные содержательные черты конфессионального исследования предыстории христиан-баптистов, содержащихся в их трудах, которые и составляют отличительные характеристики этой традиции историописания:
Во-первых, довольно легко обнаружить весьма строгое деление историками-баптистами всех религиозных течений, существовавших на территории первых русских княжеств, Московского государства и Российской империи, на возникавших до Раскола 1653-1655 годов, и на возникших в его результате и после него. Как пишет М. С. Каретникова в своей работе «Русское богоискательство»: «До раскола это все были более или менее энергичные попытки реформировать государственную церковь, 62
исправить нравы иерархов, то есть привести их в соответствие с евангельским учением. После раскола стали создаваться новые церкви; верующие люди, вышедшие из «порушенной» церкви, стали собираться отдельно от нее и независимо от нее, потеряв к ней всякое доверие за ее союз с государством и подчиненность его целям» .
В этой дихотомии видится и догматический элемент, характерный для баптистских оценок прошлого: любые проявления борьбы с внешней обрядовостью и ритуальной стороной исповедания православного христианства, с иерархической структурой церкви и строгим делением людей на священнослужителей и мирян, на стремлении к существованию согласно «первоначальному откровению», которое основывалось на использовании Евангелия и текстов Предания как единственного истинного источника предписаний праведной жизни.
Не менее явно в их трудах проявляется и общепротестантский аспект: зачастую подчеркивается аналогичность событий Раскола и европейской Реформации, сходство таких религиозных деятелей, проповедовавших на территории России, как протопоп Аввакум и Мартина Лютера. Отмечается это и в стремлении упростить обрядовость, вернуться к первоначальному христианству, и, что самое главное, дать возможность русским людям самостоятельно читать Евангелие и исповедовать те принципы, которые изложены в нем.
Во-вторых, можно выделить и национальный аспект риторики историков-баптистов, поскольку ими выделяются особенности развития русского баптизма: признается самостоятельность возникновения этого течения от иностранных влияний (в частности, от немецких баптистов и других евангелистских и протестантских групп). Этот аспект проявляется и в антикатолической риторики, особенно заметной в работе Каретниковой: обращение славян к Византии для перевода Библии на родной язык объясняется непримиримой позицией католических народов (в особенности, германского происхожедния) по вопросам независимости отдельных церквей и религиозных общин в своих внутренних делах. Отказ от принятия католического варианта христианства для историков-баптистов имеет и национальную подоплеку, заключающуюся в стремлении народов к собственной независимости и автономии.
Таким образом, содержательное изучение интерпретаций авторами- баптистами ранней и дораскольной христианской истории России, показывает ее специфику, заключающуюся в активном использовании религиозной и нестрогой в сравнении с академической историей аргументацией, в стремлении продемонстрировать глубину собственного происхождения на национальной русской почве, что осуществляется посредством рассмотрения любых схожих по догматике с баптистским (или любым евангелистским) религиозных учений, существовавших на территории России. Учений, как проявлений стремления к истине, изложенной в тексте Евангелия, заключающейся в признании его как главного источника руководства к праведной жизни, в отрицании необходимости любых связей между церковью и государством, деления людей на мирян и священнослужителей, в признании самостоятельности отдельных религиозных общин в своих внутренних делах.



1. Каретникова М. С. Русское богоискательство. Национальные корни евангельско-баптистского движения / М. С. Каретникова. - СПб.: Библия для всех, 2006. - 84 с.
2. Савинский С. Н История евангельских христиан-баптистов в
СССР / С. Н. Савинский [и др.], М.: Издание Всесоюзного Совета
евангельских христиан-баптистов, 1989. - С. 320-352
3. Савинский С. Н. История русско-украинского баптизма / С. Н. Савинский. - Одесса: Богомыслие, 1995. - 176 с. 2015. - 54 с.
Литература
5. Артемова С. Ф. Регламентация деятельности евангельских христиан-баптистов в СССР. 19501980-е гг. (по материалам Пензенской области) // Образование и наука в современном мире. Инновации. - 2018. - №4. - С. 49-56.
6. Артемова С. Ф. Власть и евангельские христиане-баптисты в СССР в конце 1950-х гг. - первой половине 1980-х- гг. // Образование и наука в современном мире. Инновации. - 2016. - №5. - С. 101-121.
7. Амбарцумов И. В. Русский штундизм, общество и власть в XIX начале XX в. // Вестник ПСТГУ. - 2011. - №5. - С. 30-47.
8. Апанасенок А .В . «Нет моления за победу русского оружия»: из истории провинциального баптизма в годы Первой Мировой войны // Вестник ТвГУ. - 2014. - №4. - С. 38-49.
9. Батурин С. П. К вопросу о вероисповедной политике Российской империи на рубеже XIX XX вв. (на примере Сибири) / С. П. Батурин, Т. В. Батурина // Вестник КемГУ. - 2015. - №4. - 713 с.
10. Беликова Н. Ю. К вопросу о причинах развития протестантизма на юге России (конец XIX начало XX вв.) // Научный журнал КубГАУ. -
2016. - №118. - С. 1109-1118.
11. Белоусов С. С. Евангельские христиане-баптисты Калмыкии в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период (1941-1956 гг.) // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. - 2014. - №2. - С. 47-52.
12. Буянов Д. Е. Духовные христиане в Сибири и на Дальнем Востоке (вторая половина XIX начало XX в.) // Вестник ТГУ. - 2017. - №418. С. 62-70.
13. Волохов С. П. Протестное движение евангельских христиан- баптистов 1960-1980 гг. (на материалах Алтайского края, Новосибирской и Томской областей) // Вестник БГПУ. - 2002. - №2. - С. 129-142.
14. Воробьева О. В. Историческая память и профессиональная
историография // Преподаватель XXI века. - 2015. - №4. - С. 240-250.
15. Гераськин Ю. В. Особенности конфессиональной политики
Советского государства в середине 1960-х годов в Рязанской области // Вестник РГУ им. С. А. Есенина. - 2020. - №2. - С. 11-20.
16. Гордеева И. А. Отказы от военной службы и формирование пацифистского движения в России в конце XIX начале XX века // Крестьяноведение. - 2018. - №4. - С. 78-104.
17. Глушаев А. Л. Исповедальные практики «очищения» в движении баптистов-инициативников (1960-е начало 1980-х годов): историко¬культурные аспекты // Технологос. - 2020. - №1. - С. 47-56.
18. Дворянчикова Н. С. Положение религиозных общин на территории Новосибирской области в 1970-е начале 1980-х гг. // Известия АлтГУ. - 2019. - №3. - С. 35-39.
19. Дик, Й. Первооткрыватель: Сергей Никитович Савинский как конфессиональный историк. Заметки по случаю его кончины : статья. - 2021. - 14 января.
20. Дударенок С. М. Дальневосточные баптисты в годы сталинских репрессий // Советский Дальний Восток в сталинскую и постсталинскую эпоху. - Владивосток, 2014. - С. 273-281.
21. Дударенок С. М. Евангельские христиане-баптисты Дальнего Востока СССР в годы Великой Отечественной войны // Вестник Сахалинского музея. - 2020. - №2. - С. 164-189.
22. Зуева О. Б. Протестантские общины в Дагестане // Вестник института ИАЭ. - 2007. - №1. - С. 75-86.
23. Клюева В. П. Религия в последнее советское десятилетие:
воспоминания тюменских христиан о 1980-х гг. // Вестник археологии,
антропологии и этнографии. - №3. - 2013. - С. 169-179.
24. Клюева В. П. Религия в последнее советское десятилетие:
воспоминания тюменских христиан о 1980-х гг. // Вестник археологии,
антропологии и этнографии. - №3. - 2013. - С. 154-166.
25. Конев Е. В. Деятельность евангельских христиан-баптистов Западной Сибири в период «хрущевской оттепели» // Дни науки: материалы междунар. конф., - 17-20 марта 2015. - Новосибирск, - 2015. - С. 169-174.
26. Конев Е. В. Взаимоотношения евангельских христиан-баптистов и христиан веры евангельской в 1940-1960-е гг. (на примере Западной Сибири) // Государство, общество, церковь в истории России XX века: материалы междунар. конф., 12-13 марта 2014 года. - Иваново, 2014. - С. 420-425.
27. Конь Р. М. Противосектантская деятельность Русской церкви по материалам подготовки Освященного (поместного) Собора 19171918 годов // Богословский вестник. - 2017. - №26. - С. 122-158.
28. Крапивин М. Ю. Докладная записка Всероссийского Союза евангельских христиан в Совнарком РСФСР (октябрь 1920 г.) // Новейшая история России. - 2013. - №1. - С. 256-283.
29. Кротт И. И. «Персональная история» сибирского «миллионера» и «епископа» Гавриила Ивановича Мазаева // Князь Владимир: цивилизационный выбор Руси. История и духовно-нравственные традиции Западной Сибири: материалы регион. конф., 67 ноября 2014. Ишим, 2014. С. 117-126.
30. Мартыненко А. В. Власть и конфессии на территории Молдавии
в XX в.: от гонений к социальному партнерству // Клио. 2014. - №10. - С.
78-83.
31. Машковцев А. А. Распространение баптизма в Волго-Уральском регионе в 1905-1917 гг. // Частные миры русской революции: материалы регион. конф., 2829 сентября, 2017. Казань, - 2017. - С. 150-156.
32. Машковцев А. А. Старообрядцы и сектанты Вятской губернии во второй половине XIX начале XX века: взаимоотношения с региональными властями и православной церковью / А. А. Машковцев, В. В. Машковцева. - Киров: Радуга-Пресс, 2015. - 219 с.
33. Меньковский В. И. История, историография и историческая память // Вестник ОГПУ. - 2014. - №2. -С. 130-135.
34. Мишина Т. М. «Немецкая вера в русской скорлупе»: русская православная церковь и нетрадиционные религии Борисоглебского уезда в 1900-1917 гг. // Развитие современной науки: тенденции, проблемы, перспективы: материалы междунар. конф., 21 апреля 2018. София, 2018. С. 130-134.
35. Михайлова Е. Д. Развитие религиозного инакомыслия и его влияние на православное сообщество в Центральной России во второй половине XIX начале XX века (на материалах Курской епархии) // Известия ЮЗГУ. - 2013. - №4. - С. 127-132.
36. Мусаев В. И. Межконфессиональные отношения в Прибалтике в конце XIX начале XX в. // Международные отношения и диалог культур. - 2016. - №5. - С. 46-67.
37. Никольская Т. К. Возрождение или кризис? Вызовы «Перестройки» в конфессиях русского протестантизма // Народы и религии Евразии. - 2021. - №2. - С. 121-131.
38. Нора П. Франция-память / П. Нора - СПб. : Изд-во СПбГУ, 1999. - 328 с.
39. Одинцов М. И. Свобода совести в России: накануне и в годы Первой Мировой войны (19141918 гг.) / М. И. Одинцов, М. М. Одинцова // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2014. - №4. - С. 130-136.
40. Павлов В. Г. Правда о баптистах. Очерк истории, церковного устройства и принципов баптистских общин / В. Г. Павлов. - СПб.: Протестант, 2006.
41. Прохоров К. А. Подвиг веры / К. А. Прохоров. - СПб. : Свет на Востоке, 2009. - С. 78-82.
42. Романкина И. А. Эволюция диссидентского движения в СССР // Вестник ГСГУ. - №3. - 2020. - С. 28-30.
43. Руденко А. А. Проблема институциональной и догматической поляризации Евангельского движения в процессе его становления в России (на примере Ростовской общины) // Русская старина. 2016. №2. 95-105.
44. Руфин С. М. Правовое положение баптистов и адвентистов в Российской империи в конце XIX начале XX века (по материалам Саратовской губернии) // Известия СГУ. 2019. №1. С. 104-108.
45. Рухлин А. Н. Секты и религиозные движения в Российской империи во второй половине XIX первой четверти XX в. на страницах Симбирских и Самарских епархиальных ведомостей // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2021. - №1. - С. 48-62.
46. Рыбаков Р. В. «Усилить влияние милитаристов на местах»: из документов иркутского губернского отдела ОГПУ о методах борьбы с религиозными организациями в первой половине 1920-х гг. // Омский научный вестник. 2017. №3. С. 30-37.
47. Терскова А. А. Взаимоотношения православной церкви и общин баптистов в Енисейской губернии начала XX века // Государство, общество, церковь в истории России XXXXI веков: материалы междунар. конф., 34 апреля 2019 года. Иваново, 2019. С. 168-173.
48. Терюкова Е. А. Понятие сектантства в Российском вероисповедном законодательстве начала XX в. / Е. А. Терюкова, А. П. Дворецкая // Вестник СПбГУ. 2013. №4. С. 102-106.
49. Соколова Э. А. Миссионерская деятельность на Северном Кавказе в XIX начале XX в.: постановка проблемы и условия организации исследования // Вестник СГУ. 2010. №71. С. 55-61.
50. Хальбвакс, М. Социальные рамки памяти / М. Альбвакс - М.: Новое издательство, 2007. - 384 с.
51. Черказьянова И. В. Религиозные общины меннонитов и баптистов в Западной Сибири // Немцы. Россия. Сибирь. - Омск, 1997. - С. 79-98.
52. Якупов Р. А. Этноконфессиональный вопрос в СССР во второй половине 1970-х начале 1980-х годов в оценках ЦРУ / Р. А. Якупов, Д. В. Якупова // Гуманитарный научный вестник. 2020. №10. - С. 165 - 179.
53. Ярыгин Н. Н. Отношение советского государства к евангельским христианам-баптистам // Религиоведение. - №4. - 2012. - С. 83-86.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ