Анализ возможностей сервисов для сбора статистики, аналитики и визуализации данных в маркетинговых исследованиях в сфере рекламы и связей с общественностью
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Тренды маркетинговых исследований в сфере рекламы и PR 7
1.1. Цели и виды маркетинговых исследований в сфере рекламы и PR 8
1.2. Повышение роли анализа данных на разных этапах в маркетинговых исследованиях 11
2. Обзор доступных в России сервисов для сбора статистики, аналитики и визуализации данных в маркетинговых исследованиях в сфере рекламы и PR 19
2.2. Сервисы, заменяющие традиционные способы маркетинговых исследования 20
2.3. Сервисы аналитики, основанные на новейших информационных технологиях (ИИ,
большие данные и пр.) 42
3. Использование доступных в России цифровых сервисов для сбора статистики,
аналитики и визуализации данных на разных этапах проведения маркетинговых исследований в сфере рекламы и PR 46
3.1. Рекомендации по выбору сервисов по этапам в сфере рекламы 48
3.2. Рекомендации по выбору сервисов по этапам в сфере PR 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ A 60
В современном мире, где все строится на цифровых технологиях, данные начинают играть значительную роль. Одна из исследователей в области кибербезопасности С. Ротич утверждает, что в цифровой экосистеме данные выделяются как ключевой актив. Данные являются наиболее важным активом/товаром в XXI веке, потому что они предоставляют ценную информацию. Путем тщательного сбора и анализа данных можно выйти на новые идеи, прогнозы и пр.
Многие области, включая маркетинговые исследования, требуют данных. Понимание поведения, потребностей и предпочтений потребителей является основой маркетинговых исследований. Это один из факторов, на которые маркетологи в значительной степени полагаются при принятии любых решений, связанных с маркетингом. В современной деловой среде, где всегда происходит рост, предпочтения потребителей быстро меняются, и это может быть показано только собранными данными. Доктор С. Чарневский в Европейском журнале исследований и отражений в управленческих науках утверждает, что миграция клиентов на микроуровне означает изменения в поведении клиентов, что приводит к изменениям в маркетинге, активах и стратегиях бизнеса . Сбор статистики, анализ данных и инструменты визуализации, если проводятся эффективно, могут дать исследователям необходимое понимание, чтобы иметь правильную стратегию для достижения желаемых целей.
В маркетинговых исследованиях каждая исследовательская задача требует различной информации, поэтому используемые цифровые инструменты также различаются. Существует множество различных инструментов для сбора статистики, анализа и визуализации данных. Проблемы возникают при обнаружении цифровых сервисов, предоставляемых для конкретных исследовательских задач и этапов маркетинга, а также их доступности использования в РФ. Исследование о выборе качественных инструментов говорит о том, что хорошее понимание целей и способов использования инструментов является предпосылкой для их правильного использования . Новые технологии приносят в эту область как надежду, так и трудности. Актуализируется потребность в знаниях о том, что могут эти инструменты, и как их лучше всего использовать на разных этапах маркетинговых исследований.
Степень изученности темы
Существует множество статей и исследований, в которых говорится об инструментах маркетинговых исследований, такие как работа А.А. Груданова, Н.А.Груданов «Обзор инструментов онлайн-опросов для информационного обеспечения маркетинговых исследований» , Ю.Е. Петруня, А.П. Мищенко «Основные методы, инструменты и этапы маркетинговых исследований потребителя» , О.М. Куликова и Н.Е. Тропынина «Трансформация инструментов маркетинговых исследований в условиях цифровой экономики» , О.В. Махнева «Инструментарий для проведения маркетинговых исследований» , статья про методы и инструменты маркетингового исследования . Однако не хватает работ, описывающих использование цифровых платформ для исследовательских задач и различных этапов, и не все платформы доступны в Российской Федерации.
Отсюда проблема, на решение которой направлена данная исследовательская работа, заключается в том, что не систематизированы возможности применения доступных в России цифровых сервисов для сбора статистики, аналитики и визуализации данных на разных этапах маркетинговых исследований в сфере рекламы и PR.
Объект — тренды использования цифровых сервисов для проведения маркетинговых исследований.
Предмет — возможности использования доступных в России цифровых сервисов для сбора статистики, аналитики и визуализации данных на разных этапах маркетинговых исследований в сфере рекламы и PR.
Цель исследования — выявить возможности использования доступных в России цифровых сервисов для сбора статистики, аналитики и визуализации данных на разных этапах маркетинговых исследований в сфере рекламы и PR.
Задачи данного исследования:
1. Описать цели, виды, тренды маркетинговых исследований в сфере рекламы и PR;
2. Обозначить роль анализа данных на разных этапах маркетинговых исследований;
3. Определить возможности сервисов, заменяющих традиционные способы сбора статистики, аналитики и визуализации данных маркетинговых исследований;
4. Определить возможности сервисов аналитики, основанные на новейших информационных технологиях;
5. Дать рекомендации по использованию доступных в России цифровых сервисов для сбора статистики, аналитики и визуализации данных проведения маркетинговых исследований в сфере рекламы и PR.
При написании работы использованы следующие методы: анализ литературы и электронных источников по теме, описательный метод, метод понятийного анализа, сравнительный анализ, обобщение, систематизация, кейс-стади.
Научная новизна исследования заключается в том, что систематизированы возможности применения доступных в России цифровых сервисов для сбора статистики, аналитики и визуализации данных на разных этапах маркетинговых исследований в сфере рекламы и PR.
Теоретическая база исследования включает работы Н. Н. Анохина «Маркетинговые исследования и аналитика» и Б. Алвина и В. Анна «Маркетинговые исследования» , которые использовались для понимания основ маркетинговых исследований и актуальных тенденций в этой области. Р. Х. Тагиев., А. Ю. Яшаев в работе «Сравнительный анализ программного обеспечения анализа данных» описали различные программные инструменты, используемые для анализа данных, и их преимуществ и недостатков в контексте маркетинговых исследований. Материалы Центра маркетинговых исследований о тенденциях в маркетинговых исследованиях помогли оценить тренд роста влияния маркетинговых исследований в будущем индустрии маркетинговых коммуникаций. Работа Fast Capital, онлайн-инкубатора/акселератора, о важности анализа данных в исследованиях рынка помогла понять решающую роль анализа данных на различных этапах маркетингового исследования. Агентство стратегического маркетинга предоставила кейсы использования маркетинговых исследований внутри российского рынка .
Теоретическая значимость - выявлены возможности использования доступных в России цифровых сервисов для сбора статистики, аналитики и визуализации данных на разных этапах маркетинговых исследований в сфере рекламы и PR.
Практическая значимость работы заключается в формировании рекомендаций по использованию доступных в России цифровых сервисов для сбора статистики, аналитики и визуализации данных на разных этапах в маркетинговых исследованиях в сфере рекламы и PR.
Структура ВКР включает введение, основную часть, заключение и список использованной литературы.
1. Тренды маркетинговых исследований в сфере рекламы и PR
Исследования часто проводятся с целью найти решение проблемы или получить новые идеи. В маркетинговых исследованиях они призваны решать задачи маркетинговых коммуникаций и в этой работе основное внимание уделяется сфере рекламы и PR. Чтобы полностью понять, что такое маркетинговые исследования, приведем несколько определений.
Маркетинговые исследования - это процесс выдвижения гипотез, проведения экспериментов путем сбора данных и анализа результатов. Эмпирические данные, основанные на реальных данных, ищутся для того, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу .
Ф. Котлер определяет маркетинговое исследование как определение систематического набора данных для связи с маркетинговой ситуацией компании, сбором данных, исследованиями и составлением отчетов о собранных результатах .
Из этих двух определений можно понять, что маркетинговое исследование — это исследование, имеющее организованный процесс, который начинается с выработки предположений для стратегий в сфере маркетинга путем работы с такими данными, как сбор и анализ. Данное исследование имеет возможность решить проблемы, связанные с маркетингом. Проблемы определяются как непонимание конкретной целевой аудитории, неиспользование правильной стратегии в нужное время, неправильное понимание тенденций в маркетинге и т. д. Проведя исследование, можно найти более эффективные решения правильных проблем.
Маркетинговые исследования — это инструмент, который помогает принимать эффективные решения, основанные на данных. Поскольку маркетинг основан на таких данных, как предпочтения клиентов, их демографические данные и другие информационные детали, требуется тщательный анализ, чтобы получить значительную информацию, которая затем может оптимизировать маркетинговые планы и стратегии на благо компании или маркетолога. Собранные качественные и количественные данные должны быть использованы в качестве ключа к решению вопросов, связанных с маркетингом продуктов или услуг. Количественные данные должны быть в состоянии ответить на то, что происходит на рынке по определенным темам, в то время как качественные данные должны поддерживать, объясняя «почему». Качественные данные содержат больше информации, поскольку позволяют глубже погрузиться в них, однако, так как метод довольно сложен, обычно он собирается из небольшой выборки. С другой стороны, количественные данные зависят от большой выборки: чем больше данных будет собрано, тем лучше эти данные будут отражать состояние рынка. Выбор того, какой из них использовать, зависит от цели маркетингового исследования и источников.
Несмотря на изменения, вызванные пандемией и другими глобальными силами, один фактор остается неизменным: продолжающаяся эволюция технологий, лежащих в основе сложных рыночных исследований. Сегодня исследователи могут собирать информацию из множества различных источников благодаря достижениям в области искусственного интеллекта. Помимо искусственного интеллекта, существуют и другие инструменты, которые меняют способы работы с данными. В ИТ-технологиях также есть инструмент под названием «облачные вычисления». Облачные вычисления делают работу с данными легко доступной. Предоставляются хранилище данных, наборы данных, аналитика и другие функции. Глубокая нейронная сеть — еще один инструмент, позволяющий анализировать данные в формате изображений, видео, звуков. Есть и другие инструменты, однако в этой работе основное внимание будет уделено искусственному интеллекту.
В рамках данной выпускной квалификационной работы были изучены тренды маркетинговых исследований в сфере рекламы и PR. Были рассмотрены такие понятия, как цели и виды маркетинговых исследований в данной сфере. Также было описано повышение роли анализа данных в маркетинговых исследованиях, показано, что благодаря передовым технологиям создается больше данных, которые могут быть полезны, если их правильно проанализировать для эффективной маркетинговой стратегии.
Основой этой работы является анализ доступных сервисов в России для сбора статистики, аналитики и визуализации данных на разных этапах маркетинговых исследований в сфере рекламы и PR с подробным описанием цифровых платформ, таких как возможности, преимущества, недостатки, стоимость, чтобы иметь хорошее представление о каждой платформе. Также были изучены традиционные и современные технологии, основанные на ИИ и больших данных. До появления цифровых услуг сбор данных осуществлялся вручную человеком с помощью традиционных инструментов, таких как опросы и анкеты, что занимало очень много времени и, возможно, приводило к проблемам, связанным с человеческими ошибками, что делало сбор неточным. Анализ данных основывался на простых статистических методах и ограниченных наборах данных, что в данном случае ограничивало возможности прогнозирования и понимания поведения потребителей. Мониторинг эффективности СМИ требовал огромного количества времени и финансовых ресурсов. Визуализация данных была не такой эффективной из-за статических отчетов и давала только базовую информацию, поскольку возможности настройки отчетов были ограничены. Благодаря цифровым сервисам эти проблемы не станут препятствием, ведь теперь с помощью цифровых сервисов можно автоматически собирать и обновлять данные в режиме реального времени. Применение передовых алгоритмов и технологий искусственного интеллекта доступно любой компании в любой отрасли для глубокого анализа и точного прогнозирования поведения потребителей, и на основе этого были предоставлены ценные идеи для стратегии. Мониторинг СМИ проще и может осуществляться сразу, а веб-анализ имеет больше возможностей по предоставлению важной информации. Также возможно делать персонализированные предложения, основанные на подробном анализе данных о потребителях. Кроме того, визуализация данных может быть представлена в виде интерактивного отчета, который позволяет более подробно представить результаты маркетинговых исследований, помогая принимать быстрые и более обоснованные решения.
В последней части работы был проведен анализ по выбору сервисов для различных этапов маркетинговых исследованиях в сфере рекламы и PR.
По результатам проведенного исследования был создан цифровой продукт для практиков по выбору сервисов на разных этапах маркетинговых исследований в сфере рекламы и PR (Приложение Б).
С помощью вышеуказанных рекомендаций специалисты будут оснащены знаниями о существующих цифровых платформах доступных в России для сбора, анализа и визуализации данных для проведения маркетинговых исследований в сфере рекламы и PR. Рекомендации помогут понять, какие платформы более подходят для определенных этапов маркетингового исследования, исследовательских задач и для определенных сфер.
Таким образом, цель и задачи данной выпускной квалификационной работы были достигнуты.
1. 5 эффективных кейсов по маркетинговому исследованию рынка [Электронный ресурс] // Spezia агененство стратегического маркетинга — URL: https://asm— spezia.ru/kopilka—marketologa/kejsy—marketingovye—issledovaniya.html ( дата обращения 16.03.2024)
2. Анохина Н. Н. и др. Маркетинговые исследования и аналитика: электронный учебно-методический комплекс для студентов специальности 1-26 02 03" Маркетинг". - 2022. (дата обращения: 15.02.2024)
3. Инструментарий для проведения маркетинговых исследований [Электронный ресурс] // Cyberlinka — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/instrumentariy-dlya- provedeniya-marketingovyh-issledovaniy (дата обращения: 10.02.2024)
4. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. К.: Уильямс, 2015. 496 с. ( дата обращения 18.02.2024)
5. Маркетинг: конспект лекций / Ю.Е. Петруня, А.П. Мищенко. - Днепропетровск: ДУЕП им. Альфреда Нобеля, 2011. - 101 с. (дата обращения: 10.02.2024)
6. Маркетинговое исследование [Электронный ресурс]— URL: https://www.unisender.com/ru/glossary/chto-tokoe-marketingovoe- issledovanie/#anchor-2 (дата обращения 27.02.2024)
7. Маркетинговые исследования в Связях с общественностью: Ключевые инструменты и методы для успешной коммуникации [Электронный ресурс] // Nauchniestati— URL: https://nauchniestati.ru/spravka/marketingovye-issledovaniya-v- svyazyah-s-obshhestvennostyu/?ysclid=lvmemqrxnz4405786 ( дата обращения 25.02.2024)
8. Маркетинговые исследования: как провести маркетинговое исследование и получить ценную информацию для вашего предприятия [Электронный ресурс] // Fastercapital— URL: https://fastercapital.com/ru/content/Маркетинговые- исследования--как-провести-маркетинговое-исследование-и-получить-ценную- информацию-для-вашего-предприятия.html ( дата обращения 18.02.2024)
9. Маркетинговые коммуникации: учебное пособие / Ж.Т. Кульчикова, Н.А. Баранова. - Костанай: Костанайский филиал ФГБОУ ВО «ЧелГУ», 2020. - 100 с (дата обращения 22.02.2024)
10. Методы и инструменты маркетингового исследования [Электронный ресурс] // Cyberlinka — URL: https://www.reklama-expo.ru/ru/articles/metody-i-instrumenty- marketingovogo-issledovaniya/ (дата обращения: 10.02.2024)
11. Методы сбора первичной маркетинговой информации: надежные стратегии для успешного бизнеса [Электронный ресурс] // Moscow MBA— URL: https://moscow.mba/journal/metody-sbora-pervichnoj-marketingovoj-informaczii- uvelichivaem-prodazhi?ysclid=lwyvfchba2377326075 (дата обращения: 28.04.2024)
12. Обзор инструментов онлайн опросов для информационного обеспечения маркетинговых исследований [Электронный ресурс] // Cyberlinka — URL: Https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-instrumentov-onlayn-oprosov-dlya- informatsionnogo-obespecheniya-marketingovyh-issledovaniy/viewer (дата обращения: 10.02.2024)
13. Подходы к определению и разновидности маркетинговых исследований [Электронный ресурс] // Tribune sientists ru — URL: https://tribune- scientists.ru/media/p articles/Шилов buC0BL8.pdf ( дата обращения 20.02.2024)
14. Программа маркетингового исследования [Электронный ресурс]— URL: https://studfile.net/preview/5269866/page:9/ ( дата обращения 27.02.2024)
15. Рынки: примеры из исследований [Электронный ресурс] // Scanmarket— URL: https://scanmarket.ru/markets-detail/ ( дата обращения 16.02.2024)... 77