Введение 5
1 Теоретико-методологические основы изучения социокультурных барьеров в межкультурном взаимодействии 9
1.1 Социокультурные барьеры: понятие, сущность и факторы формирования 9
1.2 Теоретические подходы к анализу межкультурного взаимодействия 16
1.3 Концепции повседневности как инструмент анализа межкультурного взаимодействия студентов 23
2 Эмпирическое исследование социокультурных барьеров в условиях совместного проживания студентов в общежитиях ТГУ 29
2.1 Значимые культурные различия в повседневных практиках и виды барьеров 29
2.2 Типовые конфликты и стратегии взаимодействия в условиях совместного проживания российских и иностранных студентов 34
Заключение 39
Список использованных источников 41
Приложение А Программа исследования 45
Приложение Б Гайд интервью 47
Приложение В Список информантов 49
Приложение Г Расшифровки интервью 50
Актуальность: В условиях глобализации и интернационализации образования российские вузы становятся площадками для активного взаимодействия студентов из разных стран, что подтверждает актуальность изучения их интеграции в академическую и социальную среду. Согласно данным Министерства науки и высшего образования РФ, в 2023 году в российских вузах обучалось более 350 тысяч иностранных студентов из 180 стран мира [37]. Например, только в Томском государственном университете (ТГУ) в 2024 году было зачислено более 1300 иностранных студентов из 24 стран, что на 19% больше по сравнению с предыдущим годом. Они составили 23% от общего числа зачисленных [42]. Это свидетельствует о растущем интересе иностранных граждан к обучению в российских вузах и подчеркивает значимость изучения процессов их адаптации в академической и социальной среде.
Один из ключевых аспектов такой адаптации — это совместное проживание российских и иностранных студентов в общежитиях. Здесь, в условиях тесного бытового контакта, различия в культурных нормах, ценностях и привычках особенно заметны. Например, в общежитиях ТГУ, таких как СЖК «Маяк» и «Парус», студенты ежедневно сталкиваются с необходимостью взаимодействовать друг с другом. Вследствие этого возникающие социокультурные барьеры могут затруднять взаимопонимание, мешать полноценной интеграции в студенческую среду и влиять на учебную мотивацию и успеваемость. Эти факторы делают необходимым всесторонний анализ таких барьеров. Социокультурные барьеры в общежитиях проявляются в самых обыденных ситуациях: при распределении бытовых обязанностей, организации совместного использования общих пространств или соблюдении культурных традиций. В этой связи особенно важно развивать межкультурную компетентность студентов. Было показано в исследовании [40], что проведение адаптационных тренингов способствует снижению конфликтных ситуаций и улучшению качества взаимодействия между студентами разных национальностей, а также облегчает процесс адаптации в новой культурной среде. Понимание факторов, вызывающих барьеры, позволяет создавать программы адаптации, направленные на снижение конфликтов и укрепление межкультурного диалога. Вузы, активно внедряющие тренинги по межкультурной коммуникации, демонстрируют более высокую степень интеграции иностранных студентов. Это особенно важно в условиях растущего числа иностранных студентов в России, что требует создания комфортных условий для их успешной адаптации и интеграции. Несмотря на значимость темы, многие аспекты социокультурных барьеров остаются недооценёнными. В России исследования межкультурного взаимодействия в вузах часто ограничиваются общими аспектами адаптации, без глубокого изучения специфики совместного проживания в общежитиях. Отсутствие системного подхода к анализу барьеров и их преодолению ограничивает возможности вузов по созданию комфортной мультикультурной среды в совместном проживании.
Степень теоретической изученности:
Степень теоретической изученности темы можно охарактеризовать как среднюю: в научной литературе представлены работы, посвящённые различным аспектам социокультурной адаптации иностранных студентов (Мартынкова А. В., Лазарева А. С. и Агеева Н. В., Минакова Л. Ю., Корякина А. А. и Гоголева Н. М., Береговая О. А. и др., Гурбан А. Д., Огородова Е. В. и Новиков А. В., Cilveren M. и Mukhametshin I.). Однако проблема социокультурных барьеров в условиях совместного проживания в общежитиях изучена недостаточно и требует дальнейшего анализа.
Проблемная ситуация: По данным Минобрнауки 311 500 иностранных студентов получают высшее образование в высших учебных заведениях России, одним из которых является Томский государственный университет. [42] В настоящее время в нём по всем программам обучаются 2294 иностранца. [42] Данный факт подразумевает наличие обширного многообразия культур, языков и традиций внутри Томского государственного университета, который представляет собой площадку для обмена опытом, диалога культур, сплочение разных национальностей в процессе обучения. Однако, с другой стороны, наблюдаются трудности в эффективном взаимодействии между студентами разных национальностей, вынужденных проживать вместе. Языковые барьеры, культурные различия и отсутствие систематизированных мер поддержки могут создавать препятствия для успешной адаптации и полноценного участия международных студентов в университетской жизни.
Проблема: Каковы особенности восприятия и переживания социокультурных различий российскими и иностранными студентами в условиях совместного проживания? Какие трудности возникают при этом в повседневном взаимодействии и какие стратегии используются для их преодоления?
Цель исследования: Выявить и проанализировать социокультурные барьеры, возникающие при повседневном взаимодействии российских и иностранных студентов в условиях совместного проживания, на примере общежитий Томского государственного университета.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие социокультурных барьеров, определить их сущность и
ключевые факторы формирования в контексте межкультурного взаимодействия студентов;
2. Проанализировать теоретические подходы к изучению межкультурного взаимодействия; рассмотреть теории повседневности в анализе межкультурного взаимодействия
3. Определить типичные трудности и конфликты, возникающие в процессе межкультурного взаимодействия в условиях общежитий;
4. Рассмотреть личный опыт совместного проживания и восприятия
социокультурных барьеров российских и иностранных студентов и стратегий их преодоления;
Объект исследования: Процесс взаимодействия российских и иностранных студентов в условиях совместного проживания в общежитии.
Предмет исследования: Социокультурные барьеры, возникающие в процессе совместного проживания российских и иностранных студентов. А также стратегии их преодоления.
Теоретико-методологические основы исследования:
Исследование опирается на культурологический и кросс-культурный подходы (Г. Хофстеде, Ш. Шварц, Ф. Тромпенаарс), позволяющие анализировать устойчивые ценности и модели поведения, влияющие на межкультурное взаимодействие. Теории легли в основу интерпретации различий в бытовых ситуациях студентов.
Социологический подход, включающий теорию повседневности (А. Гарфинкель, Э. Гоффман), помогает исследовать повседневные взаимодействия, ролевое поведение и решение бытовых вопросов в условиях совместного проживания.
Теория социальной дистанции (М. Беннетт), а также работы Э. Холла о видах дистанции, высококонтекстуальных и низкоконтекстуальных культурах, были использованы для анализа способов освоения чужой культуры.
Эмпирическую базу составили полуструктурированные интервью, позволившие выявить ключевые трудности и барьеры на основе личного опыта студентов и интерпретировать их с опорой на теоретические модели.
Для достижения целей исследования применялись следующие методы:
• Качественное полуструктурированное интервью — для сбора информации о личном опыте студентов, их восприятии и интерпретации повседневных ситуаций взаимодействия;
• Метод интерпретативного анализа — для осмысления интервью на основе теоретических моделей Хофстеде, Шварца, Тромпенаарса, Гоффмана и Гарфинкеля.
Выборка: 12 человек
Выборочный метод: целевая
Критерии отбора: иностранные и русские студенты, проживающие в общежитии ТГУ от полугода.
Гипотеза-основание: Различия в бытовых привычках, таких как представления о чистоте, порядке, правилах тишины, гостеприимства и личных границах, обусловленные культурной принадлежностью студентов, становятся значимыми источниками напряжённости, недопонимания и межличностных конфликтов в условиях совместного проживания в студенческом общежитии
Гипотеза-следствие: Чётко сформулированные и доступно донесённые правила совместного проживания, а также участие кураторов, старост или администрации в регулировании конфликтов, способствуют снижению уровня напряжённости и позволяют студентам успешнее преодолевать социокультурные барьеры посредством выработки согласованных норм повседневного взаимодействия.
Научная новизна исследования заключается в фокусе на общежитие как специфическую среду, где социокультурные барьеры проявляются особенно ярко. Исследование вносит вклад в изучение социокультурных барьеров в условиях совместного проживания российских и иностранных студентов.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты могут быть использованы для разработки адаптационных программ, повышения межкультурной компетентности студентов и сотрудников вузов, а также в оптимизации стратегии поддержки иностранных студентов в общежитиях.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из оглавления, введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Проведенное исследование подтвердило актуальность изучения социокультурных барьеров, возникающих при повседневном взаимодействии российских и иностранных студентов в условиях совместного проживания. Целью исследование было выявление и анализ этих барьеров — успешно достигнута благодаря комплексному подходу, включающему анализ теоретических концепций и эмпирических данных, собранных в ходе полуструктурированных интервью со студентами, проживающих в общежитиях Томского государственного университета. Эмпирические данные, позволили выявить основные направления культурных различий, проявляющихся в повседневных ситуациях — таких как уборка, приготовление пищи, соблюдение режима тишины, отношение к личному пространству и выражение эмоций. Результаты анализа показали, что большинство конфликтов обусловлены различиями в культурных ценностях, социальных нормах и способах коммуникации. Особое значение имеют языковой барьер, различия в бытовых привычках, а также эмоциональные и когнитивные реакции на поведение «другого», не соответствующее собственным ожиданиям. Конфликты часто носят латентный характер, сопровождаясь молчаливым недовольством, пассивной агрессией или попытками ухода от взаимодействия.
Применение социокультурных теорий (Хофстеде, Шварц, Тромпенаарс, Гоффман, Гарфинкель, Беннетт, Холл) позволило интерпретировать поведенческие особенности студентов как проявление устойчивых культурных моделей. Модель Хофстеде объяснила различия в восприятии порядка, дисциплины и иерархии. Теория Шварца выявила расхождения в мотивационных установках. Модели Холла и Беннетта проанализировали стили коммуникации и уровень межкультурной чувствительности, а этнометодологический подход Гарфинкеля — скрытые правила, регулирующие повседневность.
В ходе исследования были выявлены три базовые стратегии взаимодействия: Протестная - жалобы, конфликты, обращение к администрациям, Коммуникативная - объяснения, переговоры, компромиссы, Адаптивная - смирение, избегание, привыкание.
Их применение варьируется в зависимости от уровня владения языком, индивидуальных установок и степени культурной адаптивности. Несмотря на наличие трудностей, значительная часть студентов демонстрировала готовность к компромиссу, взаимопомощи и поиску решений, направленных на снижение напряженности.
Гипотеза-основание о том, что различия в привычках ведения быта, обусловленные культурными особенностями, являются источником напряжения и конфликтов между студентами, нашла подтверждение в эмпирических данных. Гипотеза-следствие также подтверждена: наличие общих правил проживания, согласованных в группе, и участие посредников (старост, кураторов) действительно способствуют снижению конфликтности.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для разработки адаптационных и просветительских программ, повышения межкультурной компетентности студентов и сотрудников вузов, а также оптимизации стратегии поддержки иностранных студентов в общежитиях, что повседневное взаимодействие в многонациональной студенческой среде может сопровождаться рядом барьеров, однако при наличии диалога и желания к пониманию культурные различия становятся не препятствием, а ресурсом для формирования более гибкого и толерантного общежитского сообщества. Полученные результаты могут быть использованы в практических целях — для разработки программ межкультурной адаптации, систем кураторства и профилактики бытовых конфликтов в образовательной среде.
Данное исследование опирается на парадигму интерпретативной социологии, в центре которой, повседневные практики, взаимодействия и смыслы, придаваемые действующими лицами своим действиям. С социологической точки зрения, общежитие как социальное пространство представляет собой локальную среду повседневного взаимодействия, в которой происходят процессы культурной интерпретации, адаптации и согласования норм. Через анализ повседневного опыта студентов выявляются механизмы воспроизводства и трансформации социальных норм в условиях межкультурного сосуществования, а также роль рутин и скрытых норм в структурировании взаимодействия.
Таким образом, исследование нацелено не только на фиксацию культурных различий, но и на анализ того, как именно эти различия осмысляются, преодолеваются или воспроизводятся в рамках повседневных практик студентов. Это делает исследование релевантным в рамках социологии повседневности, микросоциологии и социологии образования.
1. Беккер И. Л. Проблемы адаптации иностранных студентов к образовательному процессу российского вуза (на примере Пензенского государственного университета) / Беккер И. Л., Иванчин С. А. // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. — 2015.
— №4 (36). - С. 247-257.
2. Береговая О. А. Барьеры социокультурной адаптации иностранных студентов в российских вузах / Береговая О. А., Лопатина С. С., Отургашева Н. В. // Перспективы науки и образования. — 2019. — № 2 (38). — С. 108-118.
3. Винокурова М. А. Роль межкультурной коммуникации в системе высшего образования / Винокурова М. А., Васильева Н. П. // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2019. — № 4. - С. 41-50.
4. Воеводина Е. В. Социокультурные барьеры адаптации иностранных обучающихся в условиях российского высшего образования / Воеводина Е. В., Тюриков А. Г. // Народонаселение. — 2021. — № 4. - С. 134-146.
5. Гарфинкель Г. Этнометодология: основные концепции и подходы. - М.: Академический Проект, 2020. - 335 с.
6. Гофман И. Анализ фреймов: эссе по организации повседневного опыта. — М.: Институт социологии РАН; Институт фонда «Общественное мнение», 2004. — 223 с.
7. Гришаева Л. И. Введение в теорию межкультурной коммуникации / Гришаева Л. И., Цурикова Л. В. — Воронеж: ВГУ, 2004. — 176 с.
8. Грушевицкая Т. Г. Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов / Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д., Садохин А. П. — М.: Юнити-дана, 2003. — 352 с.
9. Гурбан А. Д. Социокультурная адаптация иностранных студентов в российских
вузах (на примере ТПУ): магистерская диссертация. — Томск: Национальный
исследовательский Томский политехнический университет, 2017. — 120 с.
10. Данные образовательной сети Studyportals.com // Studyportals.com: сайт. — URL: https://studyportals.com/wp-content/uploads/2018/01/Report-EnvisioningPathways-to%202030- Studyportals%202018.pdf (дата обращения: 04.06.2025).
11. Данные статистики иностранных обучающихся в России // StudyinRussia: сайт.
— URL: https://studyinrussia.ru/actual/articles/rekordnoe-kolichestvo-inostrannykhstudentov-
vybrali-rossiyu-v%202020-godu/ (дата обращения: 04.06.2025).
12. Елисеева Н. Н. Формирование межкультурной компетентности иностранных студентов посредством адаптационного тренинга / Елисеева Н. Н., Мокроусова М. В. — Педагогика. — 2022. — № 1. — С. 52-60.
13. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный.
— М.: Русский язык, 2000. — 832 с.
14. Зиновьева И. Международный обмен: особенности адаптации иностранных студентов в процессе обучения в российской вузовской системе (на примере Томского государственного университета) / Зиновьева И., Покровская Е. М., Раитина М. Ю. — Русин.
— 2020. — Т. 62. — С. 235-249.
15. Иванов В. Г. Межкультурные коммуникации, академическая мобильность студентов УШОС // Педагогический журнал Башкортостана. — 2015. — № 3 (58). — С. 80-86... 50