ИЗУЧЕНИЕ ТИПА РЕЧИ «ОПИСАНИЕ» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
|
Введение 5
1. Лингвистические основы изучения типа речи «описание» в
начальных классах 8
1.1 Текст как основное лингвистическое понятие методики развития
речи 8
1.2 Описание как тип речи 13
2. Работа над типом речи «описание» на уроках русского языка в
начальных классах 18
2.1 Обзор методической литературы, анализ программы и учебников по
русскому языку образовательной системы «Школа России» в аспекте работы над типом речи «описание» 18
2.2 Опытно - экспериментальная работа и ее результаты 25
Заключение 39
Список использованных источников 41
1. Лингвистические основы изучения типа речи «описание» в
начальных классах 8
1.1 Текст как основное лингвистическое понятие методики развития
речи 8
1.2 Описание как тип речи 13
2. Работа над типом речи «описание» на уроках русского языка в
начальных классах 18
2.1 Обзор методической литературы, анализ программы и учебников по
русскому языку образовательной системы «Школа России» в аспекте работы над типом речи «описание» 18
2.2 Опытно - экспериментальная работа и ее результаты 25
Заключение 39
Список использованных источников 41
Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД).
Актуальность исследования. Знание человеком функционально-смысловых типов речи актуально на сегодняшний день. Типы речи необходимы для создания грамотных текстов в соответствии с задачами коммуникации в различных областях человеческой деятельности, для грамотного выступления перед публикой. Особо значимо умение общаться и понимать других людей. Работа над описательным функционально-смысловым типом текста весьма актуальна в связи с появлением нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), поскольку в нем обозначены метапредметные результаты, например, как умение строить речевое высказывание в устной и письменной формах в соответствии с задачами.
Цель исследования: подобрать и апробировать упражнения, направленные на формирование у младших школьников понятия о типе речи «описание».
Объект исследования: процесс изучения типов речи на уроках русского языка в начальных классах.
Предмет исследования: упражнения для работы над типом речи «описание» на уроках русского языка в начальных классах.
Гипотеза исследования: если при изучении типа речи «описание» использовать упражнения, направленные на понимание как композиции этого типа речи, так и характерных языковых средств художественного описания, то это будет способствовать осознанному усвоению младшими школьниками данного понятия.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть, как трактуется понятие «текст» в лингвистической литературе.
2) Рассмотреть «описание» как тип речи.
3) Произвести обзор методической литературы, проанализировать программу и учебники по русскому языку образовательной системы «Школа России» в аспекте работы над типом речи «описание».
4) Провести опытно - экспериментальную работу в соответствии с гипотезой исследования.
Методологическая основа исследования: работы О.А.Нечаевой, Л.М.Лосевой, О.М. Казарцевой, Н.А. Ипполитовой и др.
Методы исследования:
1. Анализ лингвистической, методической и учебной литературы.
2. Эксперимент.
3. Анализ письменных работ учащихся.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предлагаемые в исследовании упражнения для усвоения понятия типа речи «описание» могут быть использованы учителями начальных классов и студентами факультета педагогики и психологии для подготовки уроков русского языка в ходе педагогической практики и для написания курсовых работ по дисциплине «Методика обучения русскому языку и литературному чтению».
Экспериментальная база исследования. Опытно- экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «СОШ №2» г. Лесосибирска в 3 классе.
Апробация работы состоялась в виде выступления с докладом по теме исследования на внутривузовской научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» в ЛПИ-филиале СФУ в апреле 2017 года, а также в виде публикации статьи «Изучение типа речи «описание» на уроках русского языка в начальных классах» в сборнике по материалам конференции «Информация как двигатель научного прогресса».
Структура работы. Выпускное исследование состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованных источников, который включает 40 наименований. Общий объем работы - 47 страниц.
Во введении мы определили актуальность исследования, цель, объект, предмет, задачи работы, указали методы исследования, практическую значимость, апробацию работы и структуру работы.
В первом параграфе первой главы рассмотрели понятие «текст» и его основные признаки.
Во втором параграфе первой главы рассмотрели понятие «тип речи», рассмотрели тип речи «описание», описали виды типа речи «описание».
В первом параграфе второй главы мы провели анализ методической литературы, программы и учебников по русскому языку образовательной системы «Школа России» в аспекте работы над типом речи «описание».
Во втором параграфе второй главы мы описали опытно-экспериментальную работу и ее результаты.
Актуальность исследования. Знание человеком функционально-смысловых типов речи актуально на сегодняшний день. Типы речи необходимы для создания грамотных текстов в соответствии с задачами коммуникации в различных областях человеческой деятельности, для грамотного выступления перед публикой. Особо значимо умение общаться и понимать других людей. Работа над описательным функционально-смысловым типом текста весьма актуальна в связи с появлением нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), поскольку в нем обозначены метапредметные результаты, например, как умение строить речевое высказывание в устной и письменной формах в соответствии с задачами.
Цель исследования: подобрать и апробировать упражнения, направленные на формирование у младших школьников понятия о типе речи «описание».
Объект исследования: процесс изучения типов речи на уроках русского языка в начальных классах.
Предмет исследования: упражнения для работы над типом речи «описание» на уроках русского языка в начальных классах.
Гипотеза исследования: если при изучении типа речи «описание» использовать упражнения, направленные на понимание как композиции этого типа речи, так и характерных языковых средств художественного описания, то это будет способствовать осознанному усвоению младшими школьниками данного понятия.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть, как трактуется понятие «текст» в лингвистической литературе.
2) Рассмотреть «описание» как тип речи.
3) Произвести обзор методической литературы, проанализировать программу и учебники по русскому языку образовательной системы «Школа России» в аспекте работы над типом речи «описание».
4) Провести опытно - экспериментальную работу в соответствии с гипотезой исследования.
Методологическая основа исследования: работы О.А.Нечаевой, Л.М.Лосевой, О.М. Казарцевой, Н.А. Ипполитовой и др.
Методы исследования:
1. Анализ лингвистической, методической и учебной литературы.
2. Эксперимент.
3. Анализ письменных работ учащихся.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предлагаемые в исследовании упражнения для усвоения понятия типа речи «описание» могут быть использованы учителями начальных классов и студентами факультета педагогики и психологии для подготовки уроков русского языка в ходе педагогической практики и для написания курсовых работ по дисциплине «Методика обучения русскому языку и литературному чтению».
Экспериментальная база исследования. Опытно- экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «СОШ №2» г. Лесосибирска в 3 классе.
Апробация работы состоялась в виде выступления с докладом по теме исследования на внутривузовской научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» в ЛПИ-филиале СФУ в апреле 2017 года, а также в виде публикации статьи «Изучение типа речи «описание» на уроках русского языка в начальных классах» в сборнике по материалам конференции «Информация как двигатель научного прогресса».
Структура работы. Выпускное исследование состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованных источников, который включает 40 наименований. Общий объем работы - 47 страниц.
Во введении мы определили актуальность исследования, цель, объект, предмет, задачи работы, указали методы исследования, практическую значимость, апробацию работы и структуру работы.
В первом параграфе первой главы рассмотрели понятие «текст» и его основные признаки.
Во втором параграфе первой главы рассмотрели понятие «тип речи», рассмотрели тип речи «описание», описали виды типа речи «описание».
В первом параграфе второй главы мы провели анализ методической литературы, программы и учебников по русскому языку образовательной системы «Школа России» в аспекте работы над типом речи «описание».
Во втором параграфе второй главы мы описали опытно-экспериментальную работу и ее результаты.
В нашей работе было проанализировано множество трактовок понятия «текст» разных лингвистов. Благодаря приведенным определениям, мы обнаружили, что текст трактуется как единица языка и как единица речи.
Также рассмотрели функционально - смысловой тип речи - описание, его признаки, структуру, виды. Дали характеристику видам описания.
При обзоре методической литературы образовательной системы «Школа России» нами были рассмотрены приемы работы с типом речи «описание» на уроках русского языка в начальных классах. В ходе анализа программы по русскому языку образовательной системы «Школа России» мы выявили, что программа разработана на основе ФГОС НОО. Целью программы является разностороннее развитие учеников. Работа над текстом в данной программе предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию собственных текстов разного типа, в том числе текстов - описаний. Анализ учебников по русскому языку для 1-4 класса образовательной системы «Школа России» в аспекте работы над типом речи «описание» показал, что в соответствии с программой предусматривается знакомство младших школьников с этим типом речи в связи с изучением разделов курса русского языка, причем упор делается на усвоение характерных языковых особенностей этого типа речи. Теоретическая и практическая части представлены в наибольшем объеме в учебниках для второго класса.
Полученные результаты проведенного исследования подтверждают правоту выдвинутой гипотезы, заключающейся в том, что, если при изучении типа речи «описание» использовать упражнения, направленные на понимание как композиции этого типа речи, так и характерных языковых средств художественного описания, то это будет способствовать осознанному усвоению младшими школьниками данного понятия.
Таким образом, разработанный нами комплекс упражнений дает возможность младшим школьникам прочно усвоить языковое понятие «описание как тип речи».
Также рассмотрели функционально - смысловой тип речи - описание, его признаки, структуру, виды. Дали характеристику видам описания.
При обзоре методической литературы образовательной системы «Школа России» нами были рассмотрены приемы работы с типом речи «описание» на уроках русского языка в начальных классах. В ходе анализа программы по русскому языку образовательной системы «Школа России» мы выявили, что программа разработана на основе ФГОС НОО. Целью программы является разностороннее развитие учеников. Работа над текстом в данной программе предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию собственных текстов разного типа, в том числе текстов - описаний. Анализ учебников по русскому языку для 1-4 класса образовательной системы «Школа России» в аспекте работы над типом речи «описание» показал, что в соответствии с программой предусматривается знакомство младших школьников с этим типом речи в связи с изучением разделов курса русского языка, причем упор делается на усвоение характерных языковых особенностей этого типа речи. Теоретическая и практическая части представлены в наибольшем объеме в учебниках для второго класса.
Полученные результаты проведенного исследования подтверждают правоту выдвинутой гипотезы, заключающейся в том, что, если при изучении типа речи «описание» использовать упражнения, направленные на понимание как композиции этого типа речи, так и характерных языковых средств художественного описания, то это будет способствовать осознанному усвоению младшими школьниками данного понятия.
Таким образом, разработанный нами комплекс упражнений дает возможность младшим школьникам прочно усвоить языковое понятие «описание как тип речи».
Подобные работы
- ИЗУЧЕНИЕ ТИПА РЕЧИ «ПОВЕСТВОВАНИЕ» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ - ОПИСАНИЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Особенности изучения имён собственных на уроках русского языка в начальной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2020 - ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ РУССКОЙ
ЖИВОПИСИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИКА РАБОТЫ СО СЛОВАРЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2023 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ ПРИЕМОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЛОВ С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ НАПИСАНИЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - РЕАЛИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МЕСТОИМЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛЕКСИКОНА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
(НА МАТЕРИАЛЕ СТИЛИСТИЧЕСКИ ОКРАШЕННОЙ ЛЕКСИКИ)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2018 - Работа над текстом описанием в начальной школе (Саратовский Национальный Исследовательский Государственный Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023



