Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИЗУЧЕНИЕ ТИПА РЕЧИ «ОПИСАНИЕ» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Работа №18953

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы47
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
892
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1. Лингвистические основы изучения типа речи «описание» в
начальных классах 8
1.1 Текст как основное лингвистическое понятие методики развития
речи 8
1.2 Описание как тип речи 13
2. Работа над типом речи «описание» на уроках русского языка в
начальных классах 18
2.1 Обзор методической литературы, анализ программы и учебников по
русскому языку образовательной системы «Школа России» в аспекте работы над типом речи «описание» 18
2.2 Опытно - экспериментальная работа и ее результаты 25
Заключение 39
Список использованных источников 41



Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД).
Актуальность исследования. Знание человеком функционально-смысловых типов речи актуально на сегодняшний день. Типы речи необходимы для создания грамотных текстов в соответствии с задачами коммуникации в различных областях человеческой деятельности, для грамотного выступления перед публикой. Особо значимо умение общаться и понимать других людей. Работа над описательным функционально-смысловым типом текста весьма актуальна в связи с появлением нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), поскольку в нем обозначены метапредметные результаты, например, как умение строить речевое высказывание в устной и письменной формах в соответствии с задачами.
Цель исследования: подобрать и апробировать упражнения, направленные на формирование у младших школьников понятия о типе речи «описание».
Объект исследования: процесс изучения типов речи на уроках русского языка в начальных классах.
Предмет исследования: упражнения для работы над типом речи «описание» на уроках русского языка в начальных классах.
Гипотеза исследования: если при изучении типа речи «описание» использовать упражнения, направленные на понимание как композиции этого типа речи, так и характерных языковых средств художественного описания, то это будет способствовать осознанному усвоению младшими школьниками данного понятия.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть, как трактуется понятие «текст» в лингвистической литературе.
2) Рассмотреть «описание» как тип речи.
3) Произвести обзор методической литературы, проанализировать программу и учебники по русскому языку образовательной системы «Школа России» в аспекте работы над типом речи «описание».
4) Провести опытно - экспериментальную работу в соответствии с гипотезой исследования.
Методологическая основа исследования: работы О.А.Нечаевой, Л.М.Лосевой, О.М. Казарцевой, Н.А. Ипполитовой и др.
Методы исследования:
1. Анализ лингвистической, методической и учебной литературы.
2. Эксперимент.
3. Анализ письменных работ учащихся.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предлагаемые в исследовании упражнения для усвоения понятия типа речи «описание» могут быть использованы учителями начальных классов и студентами факультета педагогики и психологии для подготовки уроков русского языка в ходе педагогической практики и для написания курсовых работ по дисциплине «Методика обучения русскому языку и литературному чтению».
Экспериментальная база исследования. Опытно- экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «СОШ №2» г. Лесосибирска в 3 классе.
Апробация работы состоялась в виде выступления с докладом по теме исследования на внутривузовской научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» в ЛПИ-филиале СФУ в апреле 2017 года, а также в виде публикации статьи «Изучение типа речи «описание» на уроках русского языка в начальных классах» в сборнике по материалам конференции «Информация как двигатель научного прогресса».
Структура работы. Выпускное исследование состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованных источников, который включает 40 наименований. Общий объем работы - 47 страниц.
Во введении мы определили актуальность исследования, цель, объект, предмет, задачи работы, указали методы исследования, практическую значимость, апробацию работы и структуру работы.
В первом параграфе первой главы рассмотрели понятие «текст» и его основные признаки.
Во втором параграфе первой главы рассмотрели понятие «тип речи», рассмотрели тип речи «описание», описали виды типа речи «описание».
В первом параграфе второй главы мы провели анализ методической литературы, программы и учебников по русскому языку образовательной системы «Школа России» в аспекте работы над типом речи «описание».
Во втором параграфе второй главы мы описали опытно-экспериментальную работу и ее результаты.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В нашей работе было проанализировано множество трактовок понятия «текст» разных лингвистов. Благодаря приведенным определениям, мы обнаружили, что текст трактуется как единица языка и как единица речи.
Также рассмотрели функционально - смысловой тип речи - описание, его признаки, структуру, виды. Дали характеристику видам описания.
При обзоре методической литературы образовательной системы «Школа России» нами были рассмотрены приемы работы с типом речи «описание» на уроках русского языка в начальных классах. В ходе анализа программы по русскому языку образовательной системы «Школа России» мы выявили, что программа разработана на основе ФГОС НОО. Целью программы является разностороннее развитие учеников. Работа над текстом в данной программе предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию собственных текстов разного типа, в том числе текстов - описаний. Анализ учебников по русскому языку для 1-4 класса образовательной системы «Школа России» в аспекте работы над типом речи «описание» показал, что в соответствии с программой предусматривается знакомство младших школьников с этим типом речи в связи с изучением разделов курса русского языка, причем упор делается на усвоение характерных языковых особенностей этого типа речи. Теоретическая и практическая части представлены в наибольшем объеме в учебниках для второго класса.
Полученные результаты проведенного исследования подтверждают правоту выдвинутой гипотезы, заключающейся в том, что, если при изучении типа речи «описание» использовать упражнения, направленные на понимание как композиции этого типа речи, так и характерных языковых средств художественного описания, то это будет способствовать осознанному усвоению младшими школьниками данного понятия.
Таким образом, разработанный нами комплекс упражнений дает возможность младшим школьникам прочно усвоить языковое понятие «описание как тип речи».


1. Антамошкина, З.С. Формы работы с текстом // Психология, социология и педагогика. [Электронный ресурс]. - 2014. - №2 - Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2014/02/2842
2. Аргинская, И.И. Обучение по системе Занкова Л.В. - Москва : Эксмо, 2014. - 228 с.
3. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - Москва : Наука, 2011. -139 с.
4. Головкина, С.Х. Лингвистический анализ текста / С.Х. Головкина,
С.Н. Смольников. - Вологда, 2006. - 60 с.
5. Ипполитова, Н.А. Русский язык и культура речи: курс лекций / Н.А. Ипполитова. - Москва: ТК Велби, Изддательствово Проспект. - 2015. - 448 с.
6. Ипполитова, Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: Учеб пособие для студентов пед. вузов. — Москва : Флинта, Наука, 2008. - 176 с.
7. Казарцева, О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения / О.М. Казарцева. - Москва : Флинта, Наука, 2003. - 496 с.
8. Капинос, В.И. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 классы: книга для учителя / В.И Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик и др.- Москва : Просвещение, 1991. - 191 с.
9. Коган, П. С. Теория словесности. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rudiplom.ru/lectures/stilistika-teksta/1088.
10. Ладыженская, Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. - Москва : Просвещение, 2010. - 165с.
11. Ладыженская, Т.А. Речь.Речь.Речь. - [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http: //nashol. com/2017012792834/rech-rech-rech-ladij enskoi-t-a-
1990.html.
12. Лосева, Л.М. Как строится текст: пособие для учителя / Л.М. Лосева. - Москва: Просвещение, 1985. - 176 с.
13. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед учеб. заведений М.Р.Львов,
В.Г.Горецкий, О.В. Сосновская - 3-е изд. стер. - Москва : Издательский центр «Академия», 2007. - 464 с.
14. Львова, А.С. Как знакомить первоклассников с типами речи // Начальная школа. - 2015. - №2. - С. 16-18.
15. Майская, А.З. Метод рекомендации к написанию сочинений. Майская /А.З. Майская // Начальная школа. - 2011. - №2. - C. 41-44
16. Методика обучения русскому языку и литературному чтению // Учебник и практикум для академического бакалавриата / по ред. Т.И. Зиновьевой. - Москва, Юрайт, 2016. - 464 с.
17. Москальская, О.И. Грамматика текста / О.И. Москальская. - Москва, 1981. -183 с.
18. Нечаева, О.А. Очерки по синтаксической семантике и стилистике функционально-смысловых типов речи / О.А. Нечаева. - Улан-Удэ : БГУ, 1999. - 127 с.
19. Нечаева, О.А. Функционально-смысловые типы речи: описание, рассуждение, повествование. — Улан-Удэ, 1974. 294 с.
20. Николаева, Т.М. Лингвистика текста. Современное состояние и перспективы новое в зарубежной лингвистике. Лингвистика текста. - Москва : ПЕР СЭ, 2008. - 151 с.
21. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - [Электронный ресурс]. Москва : Академик, 2016. - Режим доступа: http: //methodological_terms. academic. ru/
22. Песняева, Н.А. Знакомство с описанием как типом текста // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - №4. - С. 36-38.
23. Программа «Школа России». Москва : Просвещение, 2016. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://school-russia.prosv.ru/
24. Роляк, Л.Н. Учимся писать сочинения по картине / Л.Н. Роляк // Начальная школа. - 2001. - №5. - С. 96 - 98.
25. Русский язык: Учебник для 1 класса четырехлетней нач. шк. / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. - 3-е изд.- Москва : Просвещение, - 2013. 121с.
26. Русский язык: Учебники для 2 класса четырехлетней нач. шк. В 2 ч.
Ч. 1 / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. - 3-е изд.- Москва : Просвещение, - 2013. 136с.
27. Русский язык: Учебники для 2 класса четырехлетней нач. шк. В 2 ч.
Ч. 2 / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. - 3-е изд.- Москва : Просвещение, -
2013. 175с.
28. Русский язык: Учебники для 3 класса четырехлетней нач. шк. В 2 ч.
Ч. 1 / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. - 3-е изд.- Москва : Просвещение, - 2013. 159с.
29. Русский язык: Учебники для 3 класса четырехлетней нач. шк. В 2 ч.
Ч. 2 / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. - 3-е изд.- Москва : Просвещение, - 2013. 159с.
30. Русский язык: Учебники для 4 класса четырехлетней нач. шк. В 2 ч.
Ч. 1 / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. - 3-е изд.- Москва : Просвещение, -
2013. 120с.
31. Русский язык: Учебники для 4 класса четырехлетней нач. шк. В 2 ч.
Ч. 2 / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. - 3-е изд.- Москва : Просвещение, -
2013. 120 с.
32. Русский язык: Учебники для 2 класса четырехлетней нач. шк. В 2ч.
Ч. 1 / А.В. Полякова. - 2-е изд. - Москва : Просвещение, - 2012. - 143 с.
33. Русский язык: Учебники для 2 класса четырехлетней нач. шк. В 2ч.
Ч. 2 / А.В. Полякова. - 2-е изд. - Москва : Просвещение, - 2012. - 144 с.
34. Русский язык: Учебники для 3 класса четырехлетней нач. шк. В 2ч.
Ч. 1 / М.С. Соловейчик. - «Издательство «Ассоциация XXI век», - 2015. -166
с.
35. Русский язык: Учебники для 3 класса четырехлетней нач. шк. В 2ч.
Ч. 1 / М.С. Соловейчик. - «Издательство «Ассоциация XXI век», - 2015. - 144с.
36. Сергеев, И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности / И.С. Сергеев. - Москва, 2007. - 425 с.
37. Солганик, Г.Я. Стилистика текста: Учебное пособие. - 3-е изд / Г.Я. Солганик. - Москва : Флинта: Наука, 2001. - 256 с.
38. Соловейчик, М.С. Типы речи как фрагменты текста с определенным, обобщенным значением. - 3-е изд. / М.С. Соловейчик. - Москва : Издательский центр «Академия», 1997. - 305с.
39. Ушакова, Ю.А. Развитие связной устной речи на уроках письма/
Ю.А. Ушакова // Начальная школа. - 2010. - №7. С. 2 - 4
40. Формановская, Н. И. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения / Н. И. Формановская - Москва : Институт русского языка им. А. С.Пушкина, 1998. - 292 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ