Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Работа №189525

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

физическая культура

Объем работы45
Год сдачи2025
Стоимость4450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 3
Введение 2
1 Теоретико-методологическая основа формирования субъектности детей дошкольного возраста в процессе их физического воспитания 4
1.1 Субъектность личности в процессе социализации 4
1.2 Формирование субъектности у детей дошкольного возраста средствами физической
культуры 11
2 Методы и организация исследования 23
2.1 Методы исследования 23
2.2 Организация исследования 25
3 Модель становления субъектности дошкольников средствами физического воспитания 27
3.1 Содержание процесса физического воспитания детей дошкольного возраста, направленное на становление субъектной позиции к двигательной активности 27
3.2 Оценка эффективности разработанной модели становления субъектности дошкольников в процессе физического воспитания на их двигательную подготовленность 32
Выводы 36
Список литературы 38

Актуальность. Развитие субъектности у детей дошкольного возраста является одной из ключевых задач в системе образования и воспитания. В условиях современного общества, где акцент делается на личностно-ориентированный подход, физическая культура становится важным инструментом для формирования активной, самостоятельной и ответственной личности.
Физическая культура не только способствует физическому развитию детей, но и играет значительную роль в их социальном, эмоциональном и когнитивном развитии. Как отмечает Л.А. Венгер, физическая активность в детском возрасте способствует не только улучшению здоровья, но и формированию социальной активности, что является основой для развития субъектности (Венгер Л.А. (2010).
Согласно исследованиям Н.А. Кузнецовой, физическая культура способствует формированию у детей навыков самоорганизации и саморегуляции, что является важными компонентами субъектности (Кузнецова, Н.А. (2015). В свою очередь, С.Л. Рубинштейн утверждает, что субъектность включает в себя не только осознание себя как личности, но и способность к самостоятельному принятию решений и ответственности за свои действия (Рубинштейн, С.Л. (2003).
Методическая литература также подчеркивает важность интеграции физической культуры с другими образовательными областями для создания условий, способствующих развитию субъектности. Например, работы Е.В. Кузнецовой показывают, что игровые методы в физической культуре могут быть эффективными для формирования у детей навыков сотрудничества и командной работы (Кузнецова, Е.В. (2018).
Таким образом, актуальность темы исследования заключается в необходимости изучения и внедрения методов физической культуры, направленных на развитие субъектности у детей дошкольного возраста. Учитывая разнообразие подходов и методик в данной области, важно разработать рекомендации для педагогов и родителей, которые помогут эффективно использовать физическую культуру как средство для формирования активной и самостоятельной личности.
Цель исследования - выявить формы и средства физической культуры, направленные на формирование субъектности детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретико-методологические основы формирования субъектности
детей дошкольного возраста на основе анализа научно-методической литературы.
Определить критерии субъектности детей дошкольного возраста в процессе их физического воспитания.
3. Разработать модель становления субъектности дошкольников в процессе их
физического воспитания и оценить ее влияние на физическое развитие детей.
Объект исследования - физическое воспитание детей 5-6 лет.
Предмет исследования - процесс формирования субъектной позиции детей 5-6 лет посредством физического воспитания .
Методы исследования:
1. Анализ научно - методической литературы.
2. Педагогическое наблюдение
3. Моделирование
4. Педагогическое тестирование
5. Метод математической статистики
Структура и объем выпускной квалификационной работы: Работа
представлена на 42 страницах, содержит введение, оглавление, основную часть, которая состоит из трёх глав, выводы, список литературы, который состоит

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Изучение теоретико-методологических основ формирования субъектности детей дошкольного возраста на основе анализа научно-методической литературы. В ходе исследования были проанализированы ключевые концепции субъектности, включая работы Рубинштейна, Брушлинского, Абульхановой и других авторов. Установлено, что субъектность формируется через активность, самостоятельность, инициативность и творчество, а физическая культура является эффективным средством для её развития у дошкольников. Теоретический анализ подтвердил актуальность темы и необходимость интеграции физического воспитания с личностно-ориентированным подходом.
2. Определение критериев субъектности детей дошкольного возраста в процессе их физического воспитания.
• Критерии субъектности были систематизированы и включают:
• Активность (способность действовать без внешних указаний).
• Самостоятельность (автономность в деятельности).
• Инициативность (стремление к организации деятельности).
• Коммуникативность (способность к сотрудничеству).
• Креативность (творчество в решении задач).
Эти критерии легли в основу оценки эффективности разработанной модели. Разработка модели становления субъектности дошкольников в процессе их физического воспитания. Модель включает три блока: Предварительная работа (создание
благоприятной среды, выявление интересов детей, индивидуальный подход). Предметно - семиотическая развивающая среда (использование разнообразного оборудования, игровых сценариев, вовлечение родителей). Процессуальный компонент (парные и групповые игры, расширение двигательного опыта).
3. Результаты педагогического эксперимента показали значительный прирост показателей субъектности в экспериментальной группе (30-35%) по сравнению с контрольной (3-7%), что подтверждает эффективность модели. Исследование подтвердило, что физическое воспитание, организованное с учётом принципов субъектности, способствует развитию у детей дошкольного возраста таких качеств, как активность, самостоятельность, инициативность и креативность.
Результаты педагогического тестирования также продемонстрировали статистически достоверные улучшения физических показателей у детей экспериментальной группы по сравнению с контрольной (p<0,05). Это свидетельствует о том, что внедрение специально разработанных методик, включающих игровые формы, индивидуальный подход, развитие координации, силы, гибкости и ловкости, способствует не только физическому развитию, но и формированию активной субъектной позиции у детей 5-6 лет.
Разработанная модель может быть рекомендована для внедрения в дошкольных образовательных учреждениях для оптимизации процесса физического воспитания и формирования субъектной позиции детей.


1. Абульханова, К.А. О субъекте психической деятельности [Текст]. / К.А. Абульханова. - М., 1973 - С. 288.
2. Асмолов А.Г. Психология личности: учебник [Текст] / А.Г. Асмолов. - М.: Изд- во МГУ, 2010. - С. 367.
3. Атрибуты субъектности [электронный ресурс]. - URL:
https://studref.com/405360/psihologiya/atributy_subektnosti_lichnosti (дата обращения:
21.11.2022).
4. Битянова М.Р. Развитие субъектной позиции учащихся: модель и технология [Текст]. / М.Р. Битянова, Т.В. Беглова. - М.: Сибирский педагогический журнал, 2016. - С.
6.
5. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
6. Брушлинский, А. В. Проблемы психологии субъекта [Текст]. / А. В.
Брушлинский. - ,М.: Институт психологии РАН, 1994. - С. 109.
7. Бутырская Е.В. Сюжетно-ролевая игра как ценностная основа развития субъектной позиции у детей дошкольного возраста [Текст]. / Е.В. Бутырская, Е.В. Хибина. - М.: Аксиологические проблемы педагогики, 2016. - №7. - С. 22-26.
8. Варенова Ю. А. Исследование субъектности и ее развития в дошкольном возрасте: дис. / Ю.А.Варенова. - Калуга, 2020 - С. 174.
9. Василенко А.В. Психолого-педагогические условия развития пространственного мышления учащихся [Текст]. / А.В. Василенко. - М.: Наука и школа, 2013 - С. 4.
10. Волкова Е.Н. Субъектность педагога: автореф. дис. / Е.Н. Волкова. - Москва, 1998.
11. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. — 1966. — №6. — С. 62-76.
12. Гилева А.В. Возможности субъективаци старшего дошкольника [Текст]. / А.В. Гилева. - М.: Материалы науч-практ. Конференции преподавателей и студентов СГПИ, 1998. Вып.2. - С. 112-123.
13. Гогоберидзе А.Г. Проблема исследования и познания ребенка дошкольного возраста как субъекта деятельности и поведения [Текст]. / А.Г. Гогоберидзе. - М.: Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. - № 100. - C. 29-37.
14. Горбунова Л. Картотека летних подвижных игр в средней группе [электронный ресурс]. - [Б.м.], 2021. - URL: https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-podvizhnyh-igr-v-srednei- grupe-1364517.html (дата обращения 4.12.2022).
15. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — СПб.: Питер, 2004. — 208 с.
..50


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ