Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Миграция китайских студентов и квалифицированных специалистов 9
1.1. История развития зарубежной миграции китайских студентов 9
1.2. Позитивные и негативные последствия процесса «утечки умов» в Китае 14
1.3. Основные причины феномена «утечки умов» в КНР 20
Глава 2. Государственная политика в отношении «утечки умов» в Китае 26
2.1. Формирование государственного регулирования в области «утечки умов» 26
2.2. Меры правительства Китая, стимулирующие возвращение научных кадров 31
2.3. Способы и пути интеграции вернувшихся кадров в экономику Китая 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
ЛИТЕРАТУРА 51
В XXI веке процессы глобализации и интернационализации охватили все сферы человеческой жизни, включая образование. «Утечка умов» - явление не новое. Впервые оно проявилось в 1950-е г.г., когда произошел массовый переезд британских ученых в Соединенные Штаты. Термин «утечка мозгов» (с англ. «brain drain») можно охарактеризовать как процесс, в ходе которого страна теряет своих самых образованных и талантливых работников в результате их миграции в другие государства. Эта тенденция считается проблемой для государства, поскольку наиболее высококвалифицированные и компетентные люди покидают свою родину, при этом внося вклад в экономику других стран.
Китай в наши дни шагает в ногу с современными тенденциями, поэтому интеллектуальная миграция не обошла его стороной. Политика «открытых дверей», переход к рыночной системе экономики и вступление в ВТО буквально открыли китайские границы для мобильности академических кадров.
Изначально мобильность принесла положительные плоды в виде экономического роста, так как вернувшиеся специалисты вносили вклад в развитие экономики, однако в скором времени стали видны первые негативные результаты - из страны массово стали мигрировать высококвалифицированные специалисты, которым были предложены лучшие условия за рубежом. В итоге в КНР появилась острая нехватка престижных кадров для осуществления модернизации экономики и промышленности.
Тема «утечки умов» является весьма актуальной в наши дни. В свете роста числа выезжающих за рубеж студентов и специалистов по всему миру крайне важно изучать эту проблему с той целью, чтобы уметь грамотно управлять процессами интеллектуальной миграции, не допустив их перерастания в стихийную фазу.
Таким образом, актуальность темы исследования состоит в том, что, во-первых, положительный опыт решения проблемы «утечки умов» Китаем может быть использован другими странами для замедления процесса оттока «умов»; во-вторых, от решения данной проблемы напрямую зависит статус Китайской Народной Республики как мирового экономического лидера, так как национальные «таланты», согласно высказываниям китайских лидеров, являются залогом инновационного развития страны.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2000 г. по 2018 г. Процесс интеллектуальной миграции из Китая приобрел массовый характер еще с началом проведения политики реформ и открытости в 1980-е г.г. Однако в XXI веке тенденции начали меняться: помимо снижения темпов миграции, стало расти число специалистов, которые после обучения за рубежом возвращаются обратно в Китай для поиска работы. Это связано с меняющейся экономической обстановкой в стране, а также с улучшением условий жизни и труда.
Объектом исследования является стратегия Китая по решению проблемы «утечки умов» в период с 2000 г. по 2018 г. как важная составляющая его стратегии в сфере образования.
Предмет исследования - основные меры китайского правительства по решению проблемы «утечки умов» в период с 2000 г. по 2018 г., а также способы и пути интеграции вернувшихся академических кадров в экономику Китая.
Цель квалификационной работы - оценить степень эффективности мер, применяемых Китаем для решения проблемы «утечки умов», для выработки стратегии российских вузов и Министерства образования по отношению к данному вопросу, а также для применения аналогичных мер в условиях России.
Для достижения указанной цели в дипломной работе решаются следующие исследовательские задачи:
1. Проанализировать причины интеллектуальной миграции из Китая;
2. Выделить основные направления политики китайского руководства по решению проблемы «утечки умов»;
3. Выявить проблемы, возникающие при осуществлении политики по регулированию интеллектуальной миграции;
4. Изучить основные сферы, в которые наиболее успешно интегрируются китайские специалисты, прошедшие обучение за рубежом.
Терминология, применяемая в работе, помогает раскрыть суть исследования. Термин brain drain (с англ. «утечка мозгов») уже был упомянут выше, однако существует также термин brain gain, в переводе означающий «приток умов», который подразумевает увеличение числа высококвалифицированных специалистов иностранного происхождения, приезжающих в страну, где для них открываются широкие перспективы, с целью проживания и работы. Данное понятие касается роста числа китайцев, которые возвращаются в Китай после прохождения обучения за рубежом.
Еще одно понятие, возникшее в результате «утечки умов» — «циркуляция мозгов» (Brain Circulation). Оно означает циклические перемещения определенных представителей населения страны за границу для обучения и дальнейшей работы, а затем — возвращение их на родину, улучшение их профессиональной позиции за счет преимуществ, полученных во время пребывания за рубежом.
Китайский термин «Хайгуй» (ЖЙ, haigui) обозначает гражданина Китая, который вернулся на материковую часть КНР после более двух лет пребывания за рубежом с целью работы или учебы.
Неоднократно в работе используется термин «таланты» или «человеческий потенциал» (АЖ, rencai). Он подразумевает под собой высококвалифицированных работников, являющихся основным ресурсом для развития стратегических новых отраслей.
Методологической основной при написании работы являются научные методы, основанные на необходимости всестороннего анализа политики КНР по отношению к интеллектуальной миграции. Методы анализа и индукции позволили детально рассмотреть политику КНР по отношению к «утечке умов», так как рассмотрение отдельно взятых действий в итоге сложилось в единый комплекс мер. Метод сравнения позволил оценить изменения, произошедшие в процессе интеллектуальной миграции в Китае за последние 40 лет. Применение статистических и математических методов позволили определить тенденции мобильности специалистов, динамику и диспропорции в процессах, а также прогноз дальнейшего развития интеллектуальной миграции.
Квалификационная работа включает в себя введение, 2 главы и 6 подглав в них, в которых решаются поставленные исследовательские задачи; заключение, список источников и литературы. В первой главе исследуются сущность интеллектуальной миграции китайских студентов и специалистов, в частности - история и причины развития зарубежной миграции, а также ее последствия для Китая. Вторая глава изучает непосредственно политику КНР по отношению к данному явлению - анализирует меры правительства по стимулированию возвращения кадров и пути их интеграции в национальную экономику.
«Утечка мозгов» в Китае является объектом исследований многих современных специалистов ввиду актуальности данной темы, поэтому база исследований включает в себя широкий набор работ на английском, русском и китайском языках.
Источники и литературу, использованные в квалификационной работе, можно разделить на несколько групп. К первой относятся научные источники (публикации, книги, монографии, статьи), в которых комплексно рассматривается проблема «утечки мозгов», то есть, анализируется статистика, причины, последствия, направления, правовые акты, а также меры руководства КНР по решению этой проблемы.
Следует выделить монографию Дэвида Цвейга и Чэна Чанггуй (China’s brain drain to the United States : views of overseas Chinese students and scholars in the 1990s ), изданную в 1995 г., в которой содержатся подробные исследования китайских студентов,
получающих высшее образование в Соединенных Штатах. На основе проведенных опросов авторы сделали вывод о том, что в 1990-е г.г. Китай действительно столкнулся с беспрецедентной «утечкой умов» - более 50% опрошенных китайских студентов не планировали возвращаться обратно. Исследователи пришли к выводу, что основными причинами данного феномена является высокое качество жизни в США, а также политическая нестабильность в КНР. В данной работе подробнейшим образом рассматриваются причины и стимулы для интеллектуальной миграции, однако, главный недостаток в том, что статистические данные являются устаревшими - работа написана более двух десятков лет назад.
В эту группу можно отнести монографию Анохиной Е.С. «Новая» китайская миграция и политика КНР по ее регулированию» 2. Работа посвящена исследованию феномена «новой» китайской миграции, появившегося после старта реформ в 1978 г., а также образовательная миграция как одно из ее направлений. Автор рассматривает структуру, численность, основные направления и каналы образовательной миграции. Исследуется законодательство и дается анализ основных правовых актов, регулирующих данную сферу. Работа написана в позитивном ключе: автор считает, что данный феномен не является для Китая проблемой, так как механизмы, использованные руководством Китая, позволили найти способы взаимодействия с зарубежными китайскими кадрами для их участия в модернизации страны без их непосредственного проживания на территории КНР.
В работе Элен ле Бейл и Вэй Шень «The Return of the «Brains» to China: What are the Social, Economic, and Political Impacts?» авторы отмечают рост потока вернувшихся специалистов, которые выделяются в отдельную категорию «хайгуй» (аббревиатура от «haiwai guiguo liuxuesheng» - студенты, возвратившиеся из-за рубежа)). Как и в работе Анохиной Е.С., авторы придерживаются позиции, что благодаря грамотной политики КНР в данной сфере удалось минимизировать урон от «утечки умов»: согласно принципу «свободного передвижения» существует гибкая профессиональная позиция для репатриантов, которые могут поочередно работать в зарубежных странах и на родине благодаря долгосрочным визам и постоянному виду на жительство. Исследователи также рассматривают сферы экономики, в которых находят себя репатрианты. Сюда входят информационные технологии, научные исследования на базе университетов, управление компаниями, а также сфера политики.
Боревская Н. в своей публикации «КНР: "охота за умами". Урок для России?» пишет о том, что поощрение образовательной миграции было необходимо для Китая, иначе без квалифицированных специалистов невозможно было бы осуществить модернизацию страны. Поэтому вопрос не в том, чтобы предотвратить «утечку умов», а в том, чтобы привлечь их обратно. Далее автор более подробно рассматривает меры правительства КНР по отношению к китайским специалистам за рубежом, такие как государственные программы по привлечению китайских ученых и специалистов к работе на родине, гранты на исследования, широкие возможности для открытия бизнеса, а также экономические стимулы: зарплата, более выгодные условия труда и жизни.
Исследовательская работа автора Юнг Лю «Brain Drain and Brain Gain in China since 1978» посвящена рассуждениям на тему «происходит ли в Китае утечка умов или приток умов?». Приходит к выводу, что понятия «brain drain» и «brain gain» сосуществуют в контексте китайской образовательной миграции. Главная задача - поддерживать баланс между ними. Он приходит к выводу, что «утечка» вполне может принести только положительные результаты в долгосрочной перспективе: специалисты, оставшиеся за рубежом, получат научный и практический опыт, который не смогут приобрести в Китае. В таком случае Запад выступает в качестве «хранилища» или «полигона» ценных научных китайских кадров.
Работа вьетнамского ученого Нгуен Динь Лока «The Application of Talent Management Theories to the Prevention of "Brain Drain " in China» рассматривает проблему «утечки мозгов» в контексте Китайской Народной Республики, а также более подробно - меры управления талантами и удержания талантов (talent management, talent retention). Исследование дает объективное представление о текущих проблемах интеллектуальной миграции в Китае, что иллюстрируется фактами, данными, статистикой и примерами. Анализируются внешние факторы, которые формируют направления данной политики, такие как политические (зависимость бизнеса от линии Партии), экономические (низкий ВВП на душу населения), социо-культурные (конфуцианские традиции иерархичности), технологические (формирование экономики знаний) и правовые (пробелы в законодательстве о найме рабочей силы, жесткая налоговая система). Детально рассматриваются такие меры, как программы правительства по привлечению иностранных специалистов, ярмарки вакансий, денежные стимулы, развитие системы образования. В качестве инструментов удержания выделены пенсионные отчисления, оплата, основанная на результатах деятельности, перспективы профессионального развития, корпоративная культура, баланс между работой и личной жизнью и др.
В статье Чэна Ли «Статус и характеристика специалистов с иностранным образованием в руководящем аппарате Китая» выделяется тезис о том, что процент возвратившихся на руководящих постах по-прежнему очень мал. Обычно эти кадры служат в таких областях, как образование, наука и техника, финансы, внешняя торговля и международные отношения. По мнению Ли, отсутствие таких лидеров подтверждается тем фактом, что очень немногие из них имеют обширный профессиональный опыт и квалификацию, достаточную для управления страной, так как они проходили обучение только лишь в течение 1-3 лет. Однако, в других областях такие китайцы вносят огромный вклад - проводят научные исследования, открывают бизнес в инновационных областях, привозят из-за рубежа новейшие технологии.
Ко второй группе можно отнести нормативно-правовые документы и другие источники (законодательные акты, статистические сборники, официальные документы), а также официальные сайты, содержащие статистические данные. К примеру, ежегодные доклады Всемирного Банка помогли сформировать картину доходов населения в Китае, в то время как данные об исходящей мобильности сайта Project Atlas были полезны тем, что помогли проанализировать численность китайских студентов за рубежом в различные периоды времени. Статистика, касающаяся трудоустройства в Китае была взята с официальных сайтов Национального Бюро Статистики КНР и Министерства трудовых ресурсов и социального обеспечения КНР .
Данные рекрутингового агентства Hays позволили сравнить заработную плату, которую предоставляет вернувшимся специалистам Китай с теми же данными в других странах. Статистический портал Statista был полезен своими данными о динамике роста числа университетов в Китае, а также численности студентов в стране.
Сайт Министерства образования КНР предоставил информацию о самых
популярных программах правительства для решения проблемы «утечки умов». К примеру, положения Национального плана средне- и долгосрочной реформы и развития
образования до 2020 г., 10-летнего плана развития молодежи на 2016-2025 годы, а также Национальной стратегии «Тринадцатая пятилетка».
Аналитический портал «гуманитарные технологии» был полезен тем, что помог сформировать представление о месте китайский экономики в мире, так как разметил рейтинги конкурентоспособности стран мира. Данные Центра обслуживания китайского обучения за рубежом позволили проанализировать Уведомление Канцелярии Госсовета относительно лиц, обучающихся за границей, который обозначил новую политику в отношении студентов, выезжающих на учебу за рубеж.
Наконец, веб-сайт Программы «Тысяча талантов» предоставил данные о программах, которые проводят крупнейшие города страны для привлечения китайцев из- за рубежа, а также о программах «1000 талантов», Пекинском проекте по накоплению зарубежных талантов, Проекте «Феникс».
Некоторые статистические данные были взяты из архивов веб-сайтов Женьминь Жибао Онлайн и новостного агентства Синьхуа .
Таким образом, все рассмотренные источники дают возможность всесторонне рассмотреть политику Китая по отношению к «утечке умов» в XXI веке, проанализировать текущие тенденции и сделать некоторые прогнозы о будущих событиях в данной сфере. Однако все еще сохраняются некоторые пробелы в изучении этой темы, которые я бы хотела рассмотреть более подробно. Во-первых, большинство работ и статистических данных, касающихся проблемы интеллектуальной миграции, опубликованы на китайском языке, что является препятствием для многих специалистов, изучающих эту тему. В данной работе использован широкий набор источников и литературы на китайском, английском и русском языках. Во-вторых, во многих работах упор сделан на статистике численности студентов и специалистов, при этом, нет углубления в сферы, в которых чаще всего ищут работу репатрианты. На основе анализа источников и литературы, в квалификационной работе выделены основные сферы, которые стоит развивать Китаю для привлечения специалистов.
В результате проведенного исследования можно прийти к выводу, что меры, которые применяются Китаем для решения «утечки мозгов», в целом доказали свою эффективность. Действительно, процент студентов, возвратившихся на родину после обучения из-за рубежа, в последние годы составляет около 80%. Тем не менее, все еще сохраняется ряд проблем, поэтому в долгосрочной перспективе еще предстоит усовершенствовать механизмы политики.
Китай выбрал верную стратегию в отношении «утечки умов». Правительство не накладывало ограничения на число студентов, которые выезжают за рубеж. Очевидно, что это только усугубило бы проблему. Более того, не произошел отказ от политики поощрения выезда специалистов за рубеж для обучения. Это связано с тем, что страна пока что не обладает достаточными внутренними ресурсами для подготовки высококлассных кадров мирового уровня. Однако изменилось отношение к студентам - они больше не расцениваются как «дезертиры», как это было во времена Мао Цзедуна. Напротив, их нарекли «драгоценными сокровищами» страны, так как они несут с собой опыт и технологии. Поэтому КНР сейчас необходимо выработать стратегию, которая позволила бы совместить две крайности - поощрять выезд студентов за рубеж и одновременно внедрять меры, стимулирующие их возвращение.
По моему мнению, несмотря на достигнутые результаты, в ближайшие десятилетия не представляется возможным полностью решить проблему «утечки умов» в Китае по той причине, что это все еще развивающаяся страна с переходной экономикой. Соответственно, люди всегда будут стремиться в развитые страны с высоким уровнем жизни. Поэтому для замедления «оттока умов» необходимо, в первую очередь, отталкиваться от базовых стимулов для эмиграции. Самые блистательные «умы» покидают страну в погоне за высоким уровнем жизни, достойной зарплатой, комфортными условиями труда и новейшими технологиями для исследований.
Таким образом, для решения проблемы следует концентрироваться на внутреннем развитии и создать такие условия, чтобы те, кто уехал, обязательно вернулись, а те, кто еще не выезжал, попросту не хотели покидать страну. То есть, повышать ВВП на душу населения, поддерживать высокие темпы роста экономики, создавать инфраструктуру для работы и отдыха. При такой политике изменения в количественных показателях мигрантов будут незаметны, однако в долгосрочной перспективе темпы «утечки мозгов» значительно замедлятся, так как устранятся стимулы уезжать в развитые страны. Именно в этом направлении Китай сейчас выстраивает свою политику по привлечению специалистов, предоставляя щедрые финансовые стимулы и непрерывный рост заработной платы.
Также стоит отметить, что большую роль в привлечении специалистов из -за рубежа играют муниципальные власти городов, образовательные учреждения и представители среднего бизнеса. Поэтому достигнутые успехи - результат совместных усилий на различных уровнях.
Традиционной чертой образовательной политики КНР является акцент на количественных показателях - КНР является первой в мире страной по числу студентов за рубежом, вузы входят в топы лучших университетов мира, создается огромное количество исследовательских центров и вузов, работают десятки программ по привлечению экспертов. Однако качество услуг зачастую остается на прежнем уровне. Это подтверждает тот факт, что китайское высшее образование по-прежнему значительно уступает западным конкурентам на мировом образовательном рынке. Более того, сохраняются огромные диспропорции в развитии регионов. Шансы на получение престижного образования или высокооплачиваемой должности в провинциальных западных районах практически равны нулю, тогда как Пекин и Шанхай являются «магнитами» для талантов.
В долгосрочной перспективе было бы гораздо эффективнее перейти от количественных показателей к качественным. Отобрать, к примеру, десять научно-исследовательских центров и бизнес-инкубаторов в разных районах страны и постепенно стимулировать их развитие: привлечь специалистов мирового класса, завезти
инновационное оборудование, выделить внушительные суммы денег, чтобы создать высококлассные центры подготовки специалистов. Затем, основываясь на успешном опыте функционирования данных центров, развивать и другие национальные проекты. Таким образом, будет создана национальная сеть конкурентоспособных образовательных и исследовательских учреждений.
Во-вторых, стоит постоянно поддерживать связи с теми, кто уже покинул страну через различные форумы и ассоциации, а также развивать каналы распространения информации. Это нужно для того, чтобы снабжать хуацяо актуальными новостями о свободных вакансиях, правительственных программах и привилегиях для репатриантов. Таким образом, если у них возникнут трудности при трудоустройстве за рубежом, они, вероятнее всего, сделают выбор в пользу Китая. Власти активно над этим работают - к примеру, созданы Центры обслуживания возвратившихся студентов, однако степень информированности студентов за рубежом по-прежнему остается низкой. Вдобавок ко всему, можно стремиться к тому, чтобы китайцы за рубежом вносили вклад в развитие национальной экономики. Например, предлагать удаленную работу в научно-исследовательских центрах или вузах Китая или выделять мегагранты на исследования.
В-третьих, следует предпринимать альтернативные меры по борьбе с «утечкой мозгов» - привлекать «таланты» из-за рубежа. Иностранные эксперты нивелируют нехватку отечественных специалистов и внесут зарубежный опыт в национальную систему науки образования. С этой целью можно разработать упрощенную процедуру получения визы и вида на жительство, а также предлагать участие в совместных проектах и научных исследованиях. Китай уже работает в этом направлении через политику «мягкой силы», привлекая огромное количество студентов из России и Африки.
Переходя к вопросу о перенесении опыта Китая на российскую действительность, можно сделать вывод, что такой сценарий в настоящее время может быть осуществим с большим трудом. Во-первых, темпы роста экономики КНР значительно превышают российские, поэтому даже при одинаковых мерах руководства страны поток возвратившихся в Китай будет внушительнее. Другой фактор - востребованность таких 49
специалистов. В Китае развернулась целая война за «мозги» с зарубежным опытом, тогда как сфера научных исследований в РФ является весьма непопулярной. В-третьих, в Китае более развита свобода предпринимательской деятельности, и у репатриантов гораздо больше возможностей для запуска своего дела. Наконец, тенденция к росту зарплат, в отличие от Китая, в России является отрицательной. Не подходит для России и вариант с привлечением специалистов из-за границы, так как такая политика будет приносить минимальные результаты в условиях непривлекательного имиджа российского образования за рубежом.
Тем не менее, мы можем перенять для себя некоторые отдельные меры и трансформировать их под российские условия. Для начала - определить приоритетные направления исследований, которые бы отвечали интересам развития страны, при этом увеличивая финансирование этих областей. Далее - создавать в регионах научно-исследовательские центры, которые бы занимались инновационными исследованиями в приоритетных сферах. В России сфера научных исследований сталкивается с той же проблемой, что и в Китае - сохраняются диспропорции в развитии регионов в пользу столицы, однако именно небольшие города больше всего страдают от «утечки мозгов». Наконец, предоставить финансовые льготы и стимулы специалистам, проводящим исследования в приоритетных областях. Это могут быть гранты на проведение исследований или открытия бизнеса, а также ипотечные кредиты на жилье по сниженной ставке. Маловероятно, что все эти меры помогут вернуть специалистов из-за рубежа, однако они могут удержать в России тех, кто еще не уехал.
Таким образом, Китай и Российская Федерация разрабатывают политику в отношении феномена «утечки умов» в разных условиях: пока Китай стремится к возвращению «талантов» для создания с их помощью сильнейшей экономики в мире, Россия ставит приоритетную задачу замедления процесса оттока умов, чтобы предотвратить истощение интеллектуального потенциала страны.
1. Дй^й (Проект «Феникс»). [Электронный ресурс] // Веб-сайт Программы «Тысяча талантов». URL: http://www.1000plan.org/qrjh/channel/298
2. ДЖФА^^ШАЖ^АЖШй^М (2010 X 2020 X) (Сводка Национального
Плана Китая по реформе и развитию высшего образования (2010-2020).
[Электронный ресурс] // Министерство образования Китайской Народной
Республики.
URL: http://www.moe.edu.cn/srcsite/A01/s7048/201007/t20100729_171904.html (Дата обращения: 20.03.2019)
3. Д^РлААЙА “ IX / ” ДЖ^^'В ( 2016 ) 67 ^. (Госсовет выпустил
национальную стратегию «Тринадцатая пятилетка»). [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства КНР.
URL: http://www.gov.cn/zhengce/content/2016-12/19/content_5150090.htm (Дата
обращения: 20.03.2019)
4. ДЖ%ААА«ААЙ#Й^ЛМААЙ^ЙЖ£О (Уведомление Канцелярии
Госсовета относительно лиц, обучающихся за границей). [Электронный ресурс] // Центр обслуживания китайского обучения за рубежом. URL: http://www.cscse.edu.cn/publish/portal0/tab38/info6997.htm (Дата обращения:
25.03.2019)
5. ЖАЖЖЖААЙЖА^ (The Thousand Talents Plan). [Электронный ресурс] // Веб-
ссайт программы «Тысяча талантов». URL: http://www.1000plan.org/ (Дата
обращения: 20.03.2019)
6. А'ЖКЙАЖААА^М^^А^^АААЙАЖЁ (Речь Цзян Цземиня по случаю 100-летия основания Пекинского университета от 4.05.1998 г.). [Электронный ресурс] // Министерство образования Китайской Народной Республики. URL: http://www.moe.edu.cn/publicfiles/business/htmlfiles/moe/moe_177/200407/2475. html (Дата обращения: 20.03.2019)
7. ^ЖМЖЙ^ЙА^^А® (Политический курс по привлечению репатриантов по- прежнему считается крайне привлекательным). [Электронный ресурс] // China Education Daily, 2018. URL: http://www.1000plan.org/qrjh/article/77920
8. ФА^А^АЖШ^С2016 — 2025 ^) (10-летний план развития молодежи на
2016-2025 годы). [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства КНР. URL: http://www.gov. cn/zhengce/2017-04/13/content_5185555. htm#1 (Дата
обращения: 20.03.2019)
9. ФДАЙ^ЖН ЖФА^ААЖААА#АААЖ (Коммюнике третьего
пленарного заседания 11-го Центрального комитета Коммунистической партии Китая). [Электронный ресурс] // База данных Национального Конгресса Коммунистической Партии Китая.
URL: http://cpc.people.com.cn/GB/64162/64168/64563/65371/4441902.html (Дата
обращения: 25.03.2019)
10. ФДАЙ^ЖН ЖФА^ААЖААА#АААЖ (Коммюнике третьего
пленарного заседания 11-го Центрального комитета Коммунистической партии Китая). [Электронный ресурс] // База данных Национального Конгресса Коммунистической Партии Китая.
URL: http://cpc.people.com.cn/GB/64162/64168/64563/65371/4441902.html (Дата
обращения: 25.03.2019)
11. Ф#^ИА^Ж (Программа «100 талантов» Академии Наук Китая). [Электронный
ресурс] // Министерство образования КНР.
URL: http://www.1000plan.org/qrjh/channel/7
12. Институт исследований развивающихся рынков: Индекс быстроразвивающихся рынков 2012 года. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 27.08.2012. URL: https://gtmarket.ru/news/2012/08/27/4915
13. Рейтинг конкурентоспособности стран мира в 2015 году. [Электронный
ресурс] // Institute of Management Development. —
04.06.2015. URL: https://gtmarket.ru/news/2015/06/04/7188
14. Рейтинг самых дорогих глобальных брендов 2016 года. [Электронный ресурс] // Interbrand. — 12.10.2016. URL: https://gtmarket.ru/news/2016/10/12/7307
15. Сайт Академии Наук КНР. [Электронный ресурс] // URL: http://www.cas.ac.cn/ (Дата обращения: 20.03.2019)... 98