Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В ЭЛЕКТРОННЫХ СМИ: ДИНАМИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ (2010 - 2020)

Работа №189519

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы116
Год сдачи2021
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Научно-популярная журналистика в России: определения, истоки, генезис 9
1.1 Научно-популярная журналистика в России. Становление и развитие ....9
1.2 Обзор работ по теме исследования 15
1.3 Основные понятия 17
Глава 2 Специфика научно-популярной журналистики в электронных отечественных СМИ 24
2.1. Обоснование выбора критериев исследования 24
2.2 Исследование научно-популярных СМИ отечественного медиа-пространства 26
2.2.1 Наука и жизнь 26
2.2.2 Популярная механика 32
2.2.3 National Geographic 38
2.2.4 Вокруг света 45
2.2.5 Антропогенез 50
2.2.6 Дилетант 55
2.2.7 Постнаука 60
2.2.8 Naked Science 66
2.2.9 Наука XX2 71
2.2.10 Кот Шрёдингера 76
2.2.11 Arzamas 81
2.2.12 N+1 85
2.2.13 Научная Россия 90
2.2.14 Индикатор 95
2.2.15 Нейроновости 99
Заключение 109
Список литературы 111
Приложение 1 116

Научно-популярные СМИ представляют собой издания, главной функцией которых является популяризация научных знаний, достижений, разработок среди массовой аудитории. Так, с помощью научно-популярных изданий происходит развитие экономических, культурных, социальных направлений страны. Поскольку, подлинные научные знания являются одной из причин развития общества, отвечая за просвещение и образование в открытом доступе.
Отечественная научно-популярная журналистика берет свое начало во времена правления Петра I. Так, при помощи научно-популярных изданий, стало возможным повышение уровня образования, актуализация знания среди населения страны, это послужило дополнительному развитию экономической, культурной, социальной сферы развития в России. Наука и научно-популярная журналистика были связаны друг другом последующие столетия, что привело к развитию распространения высокого уровня образования и развития среди граждан России.
С 1994 года стал развиваться новый вид распространения научно¬популярной информации: электронный. На сегодняшний день всемирная сеть превосходит по скорости распространения, количеству СМИ, количеству аудитории, вариативности форматов любую другую форму журналистики: телевидение, печать. Научно-популярная журналистика появилась в интернет пространстве. За прошедшие 27 лет электронные научно-популярные издания поделились на определенные категории, развили собственную аудиторию, показали развитие группы научно-популярных изданий в интернете, создали крупную группу СМИ, объединенную характерными признаками. Научно¬популярные издания стали неотъемлемой частью средств массовой информации в интернете и продолжили рост аудитории и развития качества изданий и просвещения, информирование массовой аудитории и популяризацию научный знаний. Таким образом, возникла необходимость исследования динамики и развития электронный научно-популярных изданий и прогноза развития научно-популярных СМИ.
Актуальность исследования научно-популярных электронных СМИ в формате динамики и развития обусловлена большим интересом общества к научно-популярным изданиям. Поскольку скорость распространения информации в интернете опережает другие формы средств массовой информации, электронные научно-популярные издания являются важной группой электронных изданий. Отечественная научно-популярная журналистика сегодня развивается довольно динамично. Это стало причиной того, что многие аспекты отечественной научно-популярной журналистики по-прежнему остаются вне круга научной рефлексии.
Степень изученности проблемы. Научно-популярные электронные издание масштабно исследовались, лишь в двух диссертационных работах. Это связано с тем, что электронные научно-популярные СМИ, появились в нашей стране в 1994 году, на протяжении двух десятилетий они проходили этапы развития. Научные работы, анализирующие электронные научно-популярные издания начали появляться, лишь с 2010 года, но они быстро теряют свою актуальность, поскольку научно-популярные издания находятся в постоянном развитии. Также, динамика роста научно-популярных СМИ, созданных с 2014 года не являются изученными.
Целью является исследование динамики развития отечественных электронных научно-популярных СМИ с 2010 по 2020 и выявление перспектив развития.
Для реализации данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть изученность темы. Теоретическое определение базовых понятий.
2. Обозначить этапы развития отечественной научно-популярной журналистики.
3. Провести типологический анализ выбранных медиа (издатель, цели и задачи, аудитория) используя методику структурного анализа, web- аналитики, индекс цитируемости, анализ соц. сетей провести исследование научно-популярных СМИ.
4. Рассмотреть динамику развития отечественных научно-популярных СМИ.
5. Сделать выводы о развитии отечественных научно-популярных СМИ.
Научная новизна исследования заключается в аналитическом подходе к научно-популярным изданиям, прогнозировании динамики их развития, опирающейся на фактический и аналитический материал.
Теоретическая база исследования составили работы по теории научно-популярной журналистики: Н. В. Дивеевой «Научная популяризация как одна из актуальных задач журналистики в условиях высоких технологий и рыночной экономики», Е. Е. Макаровой «Популяризация науки и новые информационные технологии».
Гипотеза. Научно-популярные СМИ, становятся более популярными среди граждан, научно-популярная журналистика переживает бурное развитие. Научно-популярные издания становятся эффективным источником самообразования, электронная форма изданий является более прогрессивной, привлекающей внимание. Просветительская деятельность становится наиболее важным фактором развития и популяризации научно-популярных изданий.
Эмпирической базой являются 15 научно-популярных электронных СМИ с 2010 по 2020 год. Исследуемые издания были сгруппированы по признакам: тематические (астрономия, филология, математика или смешение видов наук); формат издания (только электронный, электронный и печатный).
Тематические: («Антропогенез», «Нейроновости», «Arzamas»)
Электронные: («ПостНаука», «N + 1», «Наука XX2», «Indicator», «Научная Россия») Электронные и печатные: («Популярная механика», «National Geographic», «Naked Science», «Кот Шрёдингера», «Дилетант», «Вокруг света», «Наука и жизнь»).
Объект исследования: научно-популярные отечественные издания.
Предмет: динамика и перспективы развития научно-популярной журналистики.
Методы исследования: Для решения поставленных задач и
использовался комплекс теоретических научных методов: типологический анализ для общей характеристики научно-популярных изданий, структурный анализ для содержательной характеристики, стиль изложения, эмоциональное воздействие текстового и графического материала.
Критериями анализа были: рейтинг индекса цитируемости научно-популярных изданий с 2017 до 2020 года, рейтинг посещений сайтов с научной темой за 2014-2015 год, рейтинг посещения научно-популярных изданий за 2012 год, web-анализ: количество посещений, вид траффика (прямой, поиск, соц. сети), исследован показатель отказа, переходы по сайту. Анализ аудитории изданий в соц. сети “VK”. Исследование разделов, рубрик СМИ, форматов материалов (фото, видео, текст).
Содержание работы состоит из введения, двух глав и заключения.
В главе 1 теоретического характера: были рассмотрены исследования по теме отечественных научно-популярных электронных СМИ, кратко описаны и обозначены этапы развития научно-популярной журналистики в России. Были рассмотрены теоретические термины необходимых понятий, выделены определенные определения для данного научного исследования.
В главе 2 был проведён типологический анализ 15 научно-популярных электронных СМИ по выделенным ранее критериям, используя методику структурного анализа, web-аналитики, рейтингов индекса цитируемости и популярности, а также анализу социальных сетей. Были выявлены характерные тенденции электронных научно-популярных изданий и особенности развития и индивидуальные характеристики каждого издания, рассмотрена динамика роста и развития научно-популярной журналистики.
Также, изучены показатели, данные и содержание СМИ. Выявлен прогноз для каждого издания, изучено отдельно каждое из 15 изданий и сделан общий вывод о динамики развития научно-популярной электронной журналистики и каждого издания отдельно.
В заключении были подведены итоги исследования теоретической и аналитической части научной работы, даны важнейшие выводы, перечислены тенденции научно-популярных изданий, выделено мнение относительно дальнейших перспектив исследования, подведены общие итоги научной работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного научного исследования подтвердилась выдвинутая гипотеза о том, что отечественная научно-популярная журналистика переживает бурное развитие. Некоторые научно-популярные издания являются источниками неформального образования и выраженной просветительской деятельности, которая становится наиболее выраженным фактором развития и популяризации научно-популярных СМИ, также были решены задачи и цель исследования.
Создание электронных научно-популярных изданий является историческим развитием научной журналистики в России с указа Петра I о создании первой отечественной газеты, а в дальнейшем открытии тематических научных сообществ, создании первого отечественного обще тематического научно-популярного журнала «Наука и жизнь», возникновением электронной версии научно-популярного печатного издания, появлением электронного научно-популярного СМИ.
По итогам исследования удалось выявить, что общей чертой изданий является функция популяризации науки для массовой аудитории. Наиболее очевидная тенденция состоит в присутствии спецпроектов в 11 наиболее популярных изданиях.
Следующей тенденций развития научно-популярной журналистики с 2010-2020 год является появление и увеличение количеств видео формата в СМИ, спровоцированным общей популярностью видео контента в интернете.
Главная тенденция динамики развития научно-популярных изданий с 2010 по 2020 год состоит в развитии изданий, характеризующихся просветительской деятельностью. На протяжении, исследуемого периода СМИ с просветительской функцией были активно востребованы аудиторией, планомерно росли в популярности, обладая более высоким процентном вовлеченности пользователей, в соотношении других изданий.
В ходе исследования динамики развития, удалось выявить наиболее выраженный «скачок» интереса к научно-популярной журналистике с 2018-2019 год.
С помощью полученных данных, можно предположить прогноз будущего развития научно-популярной журналистики. Так, главным критерием дальнейшего роста будет развития просветительской деятельности, в виде курсов, лекций онлайн и офлайн формата, неформального образования.
К перспективным направлениям будущих научных исследований, можно отнести следующие темы: 1) «Сравнение тенденций отечественных и зарубежный научно-популярных электронных изданий», 2) «Динамика роста и перспективы развития научно-популярных отечественных блогов».



1. Абрамов Р. Н. «Профессионализация научной
журналистики в России: сообщество, знание, медиа» [Электронный ресурс]: КиберЛенинка / Вестник Томского государственного
университета: Философия. Социология. Политология. 2014. №1 (25) URL: https://cyberleninka.ru/article/n7professionalizatsiya-nauchnoy-
zhurnalistiki-v-rossii-soobschestvo-znanie-media (дата обращения:
04.03.21)
2. «ГОСТ Р 7.0.60-2020. Национальный стандарт Российской
Федерации» [Электронный ресурс]: cntd / Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу Издания. Основные виды, Термины и определения. 2020-12-01 URL:
https://docs.cntd.ru/document/1200175699 (дата обращения: 04.03.21)
3. Дивеева Н.В. «Популяризация науки как разновидность
массовых коммуникаций в условиях новых информационных
технологий и рыночных отношений» [Электронный ресурс] /
Диссеркат 2014 URL: https://www.dissercat.com/content/populyarizatsiya- nauki-kak-raznovidnost-massovykh-kommunikatsii-v-usloviyakh-novykh- informat (дата обращения: 04.03.21)
4. Жохов С. Б. «Научно-популярные издания в средне новых
медиа» [Электронный ресурс]: КиберЛенинка / Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2020. № 4 (38) URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-populyarnye-izdaniya-v-srede- novyh-media (дата обращения: 04.03.21)
5. Кильдякова О. А., «Популяризация науки на примере
журнала Кот Шрёдингера» [Электронный ресурс]: КиберЛенинка / Изв. вузов. ПНД. 2019. T. 27, № 1. С. 119-125. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/populyarizatsiya-nauki-na-primere- zhurnala-kot-shryodingera-opyt-analiticheskoy-retsenzii (дата обращения: 04.03.21)
6. Ковлер А.С., Морозова Т.В. «Лексико-грамматические
особенности научно-популярных англоязычных текстов»
[Электронный ресурс] // core.ac.uk 01.01.2017 URL: https://core.ac.uk/download/pdf7197461923.pdf (дата обращения: 10.04.21)
7. Малахова К. А. «Образование и Интернет сегодня:
возможности и перспективы» [Электронный ресурс]: Киберленинка 2017 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-i-internet-
segodnya-vozmozhnosti-i-perspektivy (дата обращения: 04.03.21)
8. Макарова Е.Е. «Научно-популярные сайты в системе
СМИ: типологические и профильные особенности» [Электронный ресурс]: Дисеркарт 2014 URL:
https://www.dissercat.com/content/populyarizatsiya-nauki-kak- raznovidnost-massovykh-kommunikatsii-v-usloviyakh-novykh-informat (дата обращения: 04.03.21)
9. Мильчин А.Э. «Издательский словарь-справочник»
[Электронный ресурс] // find-info 2003 URL: http://find-
info.ru/doc/dictionary/publishing/index.htm (дата обращения: 04.03.21)
10. Модельный закон, 20 заседания Межпарламентской
Ассамблеи государств «неформальное образование» [Электронный ресурс] // cntd О модельном законотворчестве в Содружестве Независимых Государств 25.11.2008 URL:
https://docs.cntd.ru/document/901865093pdf (дата обращения: 10.04.21)
11. Ожегов С.И. «Толковый словарь» [Электронный ресурс]
//Словарь Ожегова 1949 URL: https://slovarozhegova.ru/ (дата
обращения: 04.03.21)
12. «Перечень поручений по итогам встречи с представителями общественности в Череповце» [Электронный ресурс]: РИА 13.04.2020 URL: https://ria.ru/20200413/1569991261.html (дата обращения: 07.05.21)
13. «Перечень поручений по итогам встречи с представителями общественности в Череповце» (утв. Президентом РФ 10.04.2020 N Пр-647)»[Электронный ресурс]: Консультант 10.04.2020 URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 350329/ (дата обращения: 07.05.21)
14. Романов А.И., Сивоволова А.И. «Популяризация науки как
государственная и образовательная проблема» [Электронный ресурс] // КиберЛенинка 2015 URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/populyarizatsiya-nauki-kak- gosudarstvennaya-i-obrazovatelnaya-problema (дата обращения: 04.03.21)
15. Суворова С.П. «Журналистика научная и научно¬
популярная: особенности предметной области, функций и задач» [Электронный ресурс]: Киберленинка ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2009. № 6 URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/zhurnalistika-nauchnaya-i-nauchno- populyarnaya-osobennosti-predmetnoy-oblasti-funktsiy-i-zadach (дата
обращения: 04.03.21)... 35


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ