Аннотация
Введение 3
1 Теоретические основы мотивации персонала 6
1.1 Понятие, сущность и основные теории мотивации 6
1.2 Виды мотивации, особенности мотивации персонала торгового предприятия 12
1.3 Мотивационный процесс 21
1.4 Зарубежный опыт мотивации персонала 23
2 Совершенствование мотивации персонала торгового предприятия 31
2.1 .Характеристика организации, качественная оценка основных показателей ее
деятельности 31
2.2 Анализ системы мотивации персонала торгового предприятия «Ярче» 38
2.3 Мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала
торгового предприятия «Ярче» 46
Заключение 52
Список использованных источников и литературы 55
Приложение А Бухгалтерский баланс ИП Процкая Т.Н. 59
Приложение Б Анкета для сотрудников торгового предприятия «Ярче» 60
Важных элементом, обеспечивающим трудовую деятельность сотрудников, считается мотивация, а точнее, внутренние силы, побуждающие работника к действиям и проявляющиеся в характеристиках поведения. Мотивация - это динамическая система, взаимодействующих между собой внутренних факторов, вызывающих и направляющих поведение человека на достижение цели. Мотивация направлена на соединение цели деятельности организации и работников.
Мотивация сотрудников занимает одно из центральных мест в управлении персоналом, поскольку она выступает непосредственной причиной их поведения. Ориентация работников на достижение целей организации по существу является главной задачей руководства персоналом. Вследствие изменения содержания труда в условиях научно - технического прогресса, широкой информатизации, в результате повышения уровня образования и социальных ожиданий сотрудников значение мотивации в управлении персоналом еще более возросло, усложнилось содержание этого рода деятельности. Сегодня для эффективной деятельности организации требуются ответственные и инициативные работники, высокоорганизованные и стремящиеся к трудовой самореализации личности. Обеспечить эти качества невозможно с помощью традиционных форм материального стимулирования и строгого внешнего контроля, зарплаты и наказаний. Только те люди, которые осознают смысл своей деятельности и стремятся к достижению целей организации, могут рассчитывать на получение высоких результатов.
Таким образом, путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его деятельности, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления человеком. Мотивация персонала в значительной степени определяет как непосредственно успех деятельности организации, так и развитие экономики в стране, уровень благосостояния людей, что предопределяет актуальность и важность изучения проблем мотивации персонала.
Актуальность темы исследования определена тем, что в последнее время усилилось внимание к мотивации как функции управления, с помощью которой руководство любого предприятия побуждает работников действовать наиболее эффективно для обеспечения производственного процесса в соответствии с намеченным планом. Процесс создания либо реконструкции организационной структуры управления неразрывно связан с разработкой систем управления персоналом, контроля и информационного обеспечения, а люди - это основной источник эффективного развития предприятия. Мотивация - это деятельность, 3
которая активизирует коллектив предприятия и каждого работающего и побуждает их эффективно трудиться для выполнения целей. Она является базовым психологическим процессом. Это самое важное понятие в подходе к поведению человека на рабочем месте. Знание мотивации необходимо в практической работе по управлению персоналом. Оно помогает при распределении и планировании работ. Данная тема является актуальной в современной экономике, так как успех компании, ее дальнейшее развитие зависит в первую очередь от профессионализма сотрудников. Необходимо создать грамотную систему мотивации персонала, чтобы персонал трудился с большей эффектностью, достигал целей, которые ставит перед ним компания.
Степень разработанности темы исследования. Вопросами стимулирования и мотивации труда занимались, как зарубежные исследователи, так и отечественные. Теоретические и методологические основы мотивации и стимулирования персонала были заложены в работах: Ф. Тейлора, Э. Мэйо, А. Маслоу, Ф. Герцберга, Д. Мак-Клеланда, П.М. Керженцева и других. Вопросам материального стимулирования, организации оплаты труда уделяли особое внимание В.Ф. Башмачников, М.Г. Гриценко, В.А. Тихонов, А.В. Чаянов, Шумаков Ю.Н. и другие.
Цель исследования - проанализировать систему мотивации персонала в торговом предприятии «Ярче».
Исходя из цели исследования, в исследовании поставлены следующие задачи, определяющие его структуру:
1) Изучить теоретические основы мотивации персонала.
2) Проанализировать организацию мотивации персонала в торговом центре «Ярче».
3) Предложить мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала.
Объектом исследования, проводимого в рамках выпускной квалификационной работы, является персонал торгового предприятия «Ярче» (ИП Процкая Т.Н).
Предметом исследования выступает система мотивации персонала в магазине «Ярче».
Теоретическая основа исследования. В процессе исследования были использованы периодические издания, монографии, статистические справочники, диссертационные исследования, материалы международных, всероссийских, региональных научнопрактических конференций и семинаров, авторефераты диссертаций. Теоретической основой исследования послужили научные труды отечественных ученых и специалистов в области менеджмента, управления персоналом, мотивации и стимулирования персонала. В 4
исследовании использовались работы таких авторов, как: Башмаков В.И., Боковня А.Е., Вешнякова Т.А., Горленко О.А., Грачев М.В., Егоршин А.П., Зуб А.Т., Лисина Е.А., Литвиненко Г.Н., Магура М.И., Маслоу А., Мескон М.Х., Пронников В.А., Сафейкина А.А., Терещенко О.В., Ульянова В.С., Уткин Э.А. и ряда других авторов.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы познания: метод системного анализа, экспертных оценок, статистический, логический, сравнительного правоведения, метод единства теории и практики и социологического исследования. В первой главе выпускной квалификационной работы были изучены теоретические основы механизма мотивации персонала методом метод единства теории и практики, с применением методов системного анализа и синтеза. Во второй главе выпускной квалификационной работы проведен анализ действующей в торговой компании системы мотивации, анализ организации мотивации на предприятии на основе методологии анкетирования, составленного на базе активного использования теоретических основ мотивации. Персонал магазина «Ярче» был опрошен на предмет их потребностей и ожиданий от работы. Всего было опрошено 30 человек, занимающих разные должности в компании. Каждую конкретную характеристику было предложено оценить по десятибалльной шкале. Анкета была составлена на основе теорий Маслоу и Герцберга.
Структура и объем исследования обусловлены содержанием темы, задачами и логикой проведенной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, в котором обоснованы актуальность исследования, поставлены цель и задачи работы, основной части, состоящей из двух глав, выводов, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.
Резюмируя все вышесказанное, на основании проведенного исследования, подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы:
1. Мотивация труда - комплекс движущих сил, которые побуждают человека к осуществлению определенных действий; система факторов, вызывающих активность человека и мотивации связанных между собой. Стимулирование труда является неотъемлемой частью мотивации. Практика показывает, что мотивация играет большую роль в развитии. Можно выделить две категории теорий мотивации: процессуальные и содержательные. Первым видом мотивации персонала является материальная мотивация в виде денежных награждений. Тем самым каждый работник стремится работать более качественно и эффективнее, серьезнее относится к поставленным перед ним задачам и ко всей деятельности организации в целом. Вторым видом мотивации персонала является нематериальная мотивация - важным стимулом является поощрение сотрудников льготами, такими как: медицинское обслуживание, возможность повышения квалификации за счет предприятия, получения общественного признания, развоз персонала, доступ к акциям компании и к скидкам, бесплатный обед, развлекательные игры. Данные нематериальные вознаграждения сотрудников обеспечивают комфортные условия работы на предприятии. Мотивационный процесс цикличен и имеет шесть стадий. Правильный отбор и использование факторов мотивации повышает эффективность мотивационных процессов и выступает в качестве экономических рычагов усиления процесса мотивирования и повышения эффективности менеджмента качества. Если сравнивать российские подходы к построению системы мотивации с зарубежными странами, то можно отметить значительные отличия, несмотря на то, что используются одинаковые теории мотивации труда. На сегодняшний день иностранный опыт мотивации персонала в целом направлен на комплексную работу с отдельным индивидом и представляет собой ориентацию на системные подходы мотивации персонала. Сегодня больших успехов в мотивации трудовой деятельности персонала достигли такие страны, как США и Япония. Японская модель мотивации персонала строится с учетом трех факторов: возраста, стажа работы и профессионального мастерства. Американская модель мотивации персонала основана на социально-культурных особенностях нации - массовой ориентации на достижение личного успеха каждого, а также на высоком уровне экономического благосостояния.
2. В рамках темы исследования, обозначенных цели и задач, была рассмотрена система мотивации персонала на предприятии розничной торговли «Ярче» (ИП Процская Т.Н.). Положительные стороны системы мотивации персонала в торговом предприятии «Ярче»: высокая организация труда, которая основана на соблюдения норм трудового законодательства и заботе о сотрудниках со стороны руководства и соблюдении трудовой дисциплины со стороны сотрудников; участие компании в жизни сотрудника - регулярно устраивает конкурсы, по результатам которых вручаются своим служащим разного рода награды, звания и поощрения. Однако на предприятии отмечена большинством сотрудников недостаточная прямая (денежная) материальная форма мотивации персонала, которая связана с оплатой труда, что отмечено отрицательно сотрудниками компании. Когда как для персонала торгового предприятия «Ярче» наиболее важным фактором, побуждающим их к деятельности, являются денежные выплаты, а затем стремление к построению успешной карьеры. Слабая система прямой (денежной) материальной мотивации, основанной на системе оплаты труда сотрудников и тяжелый рабочий график (шесть рабочих смен через три выходных дня) являются существенными недостатками системы мотивации персонала торгового предприятия «Ярче».
3. В работе было предложено разработать и внедрить мотивационную систему оплаты труда, позволяющую оценить не только количество, но и качество труда каждого сотрудника. Предложены следующие рекомендации, направленные на повышение мотивации персонала организации: разработка более эффективной прямой (денежной) материальной мотивации персонала, путем совершенствования экономических методов мотивации персонала (в части окладной и премиальной системы оплаты труда); совершенствование нематериальной мотивации персонала и социально-психологических методов мотивации (возможность творческой самореализации, карьерного роста, повышения квалификации, расширение социального пакета). Рекомендуемой для внедрения системой оплаты труда стала комиссионно-премиальная система оплаты, стимулирующая продажи и премиальная система выплат, основанная на расчете ключевых показателей эффективности и предоставление сотрудникам торгового предприятия того, что принято называть «расширенный социальный пакет». Предложенные мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала торгового предприятия «Ярче» соответствует следующим принципам: прозрачность и объективность системы мотивации; связь между результатом и поощрением (наличие мотивационной системы оплаты труда, состоящей из основной и дополнительной заработной платы и премиальных выплат на основе KPI); разнообразие элементов нематериальной мотивации; охват системой всего персонала торгового предприятия, с учетом индивидуальных особенностей личности; соответствие мотивационной системы целям торгового предприятия.
Таким образом, внедрение предложенных мероприятий по разработке эффективной мотивационной системы в сочетании с совершенствованием иных методов управления, позволит повысить заинтересованность сотрудников в результатах своего труда и эффективность всей системы управления торговым предприятием «Ярче».
1. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.06.2018).
2. Баженов С.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности / С.В. Баженов // Интернет журнал «Науковедение». - 2015. - № 4. - С. 53-59.
3. Башмаков В.И. Управление социальным развитием персонала / В.И. Башмаков, Е.В. Тихонова. - М.: Изд-во «Академия - Москва», 2012. - 240 с.
4. Боковня А.Е. Мотивация - основа управления человеческими ресурсами (теория и практика формирования мотивирующей организационной среды и создания единой системы мотивации компании): Монография / А.Е. Боковня. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 524 с.
5. Бунеев Д.И. Разработка комплексной системы мотивации персонала, как способ повышения трудового потенциала организации / Д.И. Бунеев, А.А. Россинская // Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности. - 2018. - №1. - С. 44-47.
6. Ветлужских Е.Н. Мотивация и оплата труда. Инструменты. Методики. Практика/ Е.Н. Ветлужских. - М.: Альпина Паблишер, 2013. - 152 с.
7. Вешнякова Т.А. Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях сферы услуг : учебник / Т.А. Вешнякова. - М: Академия, 2010. - 224 с.
8. Виханский О.М Менеджмент: Человек, стратегия, организация, процесс/ О.М. Виханский, А.В. Наумов. - М.: Дело, 2015. -187 с.
9. Генкин Б.М. Управление человеческими ресурсами: учеб.-метод. пособие / Б.М. Генкин, И.А. Никитина. - М.: Норма, 2015. - 463 с.
10. Голуб О.С. Эффективные методы мотивации персонала / О.С. Голуб, С.С. Малхасьян // Проблемы эффективного использования научного потенциала общества. - 2018. - №1. - С. 37-39.
11. Горленко О.А. Управление персоналом учеб.-метод. пособие / О.А. Горленко [и др.] - М.: Юрайт, 2016. - 249 с.
12. Грачев М.В. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации / М.В. Грачев. - М.: Дело, 2013. - 218 с.
13. Губанова Т.А. Материальная мотивация трудовой деятельности персонала / Т.А. Губанова // Молодежь и наука: шаг к успеху. - 2018. - №1. - С. 55-59.
14. Дарченко Н.Д. Мотивация персонала: учебное пособие / Н.Д. Дарченко, Т.П. Гитис. - Краматорск: ДГМА, 2013. - 139 с.
15. Егорова Л.И. Корпоративная культура и мотивация персонала / Л.И. Егорова, О.В. Курис // Проблемы современной экономики и менеджмента. - 2018. - №1. - С. 73-82....51