Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эволюция трехсторонних отношений между Китаем, Россией и США (1960-2023)

Работа №189478

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международные отношения

Объем работы62
Год сдачи2025
Стоимость4620 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 5
Глава 1. Изменения в китайско-советско-американских отношениях до распада Советского Союза 12
1.1 Китайско-советско-американские отношения в начале холодной войны 12
1.2 Ухудшение китайско-советских отношений и разрядка между Китаем и США 15
Глава 2. Отношения Китая и России с США после окончания холодной войны 27
2.1 Разрядка в китайско-российских отношениях после распада Советского Союза 27
2.2 Экономическое взаимодействие Китая и США 31
2.3 Торговый конфликт между США и Китаем 36
2.4 Современное стратегическое экономическое взаимодействие между Россией и Китаем 42
2.5 Влияние трехсторонних отношений на современную международную ситуацию 49
Заключение: 56
Список использованных источников и литературы


Актуальность исследования : После завершения холодной войны структура международных отношений претерпела радикальные изменения, и среди множества факторов, определяющих её развитие, особое место заняло взаимодействие Китая, России и США. Эти три державы не просто влияют на мировую политику и экономику — их отношения задают вектор глобальной безопасности и стратегического баланса.Крах Советского Союза в 1991 году стал переломным моментом в системе «Пекин—Москва— Вашингтон». Китай активно начал встраиваться в мировую экономику, налаживая партнёрство с США и получая доступ к инвестициям и технологиям. Россия, напротив, оказалась перед задачей переосмысления собственной роли в меняющемся мире, лавируя между сближением с Западом и сохранением отношений с Востоком. Уже в начале XXI века наблюдается отчётливое сближение Москвы и Пекина — отчасти как ответ на растущее давление со стороны Вашингтона.
На современном этапе, пожалуй, трудно переоценить значение трёхсторонней конфигурации. Торговые конфликты между Китаем и США, антироссийские санкции, а также стратегическое сближение между Китаем и Россией в военной и технологической сферах отражают не только усиление конкуренции, но и появление новых форм геополитического взаимодействия. В этом контексте особое внимание заслуживает вопрос: как эти процессы повлияют на устойчивость международного порядка?
Представляется важным проанализировать, как с начала 1990-х годов и по сегодняшний день менялась динамика китайско-российско-американских отношений. Особое внимание в рамках данного исследования уделяется выявлению факторов, оказывающих решающее влияние как на развитие конфликтов, так и на возможные форматы сотрудничества между тремя державами.
Кроме того, попытаемся очертить вероятные сценарии дальнейшей эволюции трёхсторонних связей в условиях усиливающейся глобальной трансформации. На наш взгляд, глубокое понимание этих процессов становится всё более актуальным для формирования взвешенной и результативной внешнеполитической стратегии, учитывающей интересы всех сторон и минимизирующей риск крупных международных столкновений.
Степень разработанности темы исследования:
В процессе работы были проанализированы труды авторов из Китая, России и США, а также официальные документы, затрагивающие развитие трёхсторонних отношений с 1949 по 2023 год. Особое внимание уделено ключевым этапам взаимодействия, наиболее ярким изменениям в дипломатической динамике и тем факторам, которые, по нашему мнению, оказали наибольшее влияние на эволюцию отношений между тремя державами. Так, в работе Чжан Эрчи«Реакция гоминьдановского правительства на дипломатические документы США» рассматривается период после Второй мировой войны, когда Китайская Республика активно взаимодействовала с США, но в 1949 году уступила место КНР. Автор подробно анализирует позицию гоминьдановского правительства в отношении американской дипломатии, что помогает понять истоки политики США в отношении Китая в начале Холодной войны. Исследование Ню Даёна«Международная обстановка холодной войны и истоки культурной революции» подчеркивает, что ухудшение китайско-советских отношений в 1960-е годы сопровождалось переориентацией Китая на самостоятельную внешнюю политику. В этом контексте Культурная революция сыграла роль в усилении напряженности с СССР и спровоцировала дальнейший поворот Китая в сторону нормализации отношений с США. В книге Стент, А. «Россия и Китай: ось ревизионистов?» автор анализирует российско-китайское стратегическое партнерство в XXI веке и его влияние на мировую систему. Исследование подчеркивает, что после 2000-х годов отношения между Россией и Китаем укрепляются, особенно в ответ на усиливающееся давление Запада, что формирует альтернативный центр силы в мировой политике. Официальный документ «Советско- китайский договор о дружбе, союзе и взаимной помощи» (1950) показывает начальный этап альянса между Китаем и Советским Союзом, который сыграл ключевую роль в формировании политического ландшафта Восточной Азии. Однако в 1979 году Китай официально расторг этот договор, что ознаменовало окончательный разрыв с СССР и свидетельствовало о новой внешнеполитической стратегии Пекина. В работе Моррисон, У М. «Проблемы торговли между Китаем и США» рассматриваются основные аспекты торговых конфликтов между Китаем и США в XXI веке. Автор подробно анализирует динамику торгового дисбаланса, политику субсидий в Китае и ответные меры США, что позволяет выявить корни современных экономических противоречий между двумя странами. Статья
< Ф^#^^^Ш^» (*Соглашение о научно-техническом сотрудничестве между Китаем и США, 1979) демонстрирует важность двустороннего сотрудничества в области технологий. 5Подписание этого соглашения стало переломным моментом в китайско-американских отношениях, так как США признали важность научного обмена с Китаем, а КНР получила доступ к американским технологиям. В исследовании Хейли, Ю. и Хейли, Г. «Субсидии китайской промышленности: государственный капитализм, бизнес-стратегия и торговая политика» анализируется роль государственного капитализма в Китае и его влияние на международную торговлю. Авторы рассматривают, как китайская система субсидий влияет на конкурентоспособность национальной промышленности и провоцирует торговые разногласия с США и Европой.
Согласно данным Таможенного управления Китая, опубликованным в «Отчёте о торговле между Китаем и Россией», после 2014 года — в условиях западных санкций — экономическое сотрудничество между двумя странами вышло на новый уровень. Особенно заметным стал рост экспорта российских энергоресурсов в Китай, что стало прямым следствием переориентации внешнеэкономической политики России на Восток.Такое сближение неразрывно связано с более широкой геополитической картиной. Как показывают источники, треугольник Пекин—Москва—Вашингтон формируется под воздействием целого спектра факторов: от идеологических расхождений до пересекающихся экономических интересов и борьбы за стратегическое влияние. Отношения между тремя державами развиваются волнообразно — через фазы диалога, конкуренции и периодической конфронтации. Именно такая нестабильность придаёт анализу этих взаимодействий особую ценность в контексте изучения современной международной динамики.
Объект исследования :
Внешняя политика Китая, США и России
Предмет исследования : Китайско-российско-американские отношения с 1960 г.
Цель исследования:
выявить причины резких изменения в отношениях между КНР, Россией и США ( 19602023)
Задача исследования:
- рассмотреть дипломатическую историю между тремя странами;
- оценить направление китайско-российско-американских отношений;
- выявить влияние других стран мира на отношения между Китаем, Россией и США.
Хронологические рамки определены целью и задачами исследования.
Они охватывают изменение в отношениях между Китаем, Россией и США с 1960 до 2023 года.
Методология исследования:
Настоящая работа посвящена исследованию эволюции треугольных отношений между Китаем, Россией и Соединёнными Штатами Америки в период с 1949 по 2023 годы. Хронологически охватывая ключевые этапы - от становления китайско-советского союза до торговой конфронтации между Китаем и США и стратегического сближения России и Китая в XXI веке, исследование носит комплексный и междисциплинарный характер. В методологической основе работы лежит использование общенаучных, историкоаналитических, политологических и сравнительно-правовых подходов.
Во-первых, в исследовании применяется историко-генетический метод, который позволяет проследить происхождение и развитие китайско-российско-американских отношений, начиная с окончания Второй мировой войны. Этот метод используется для анализа причин и логики формирования альянсов и конфронтаций: от периода тесного китайско-советского сотрудничества в 1950-х годах до ухудшения отношений в 1960-х и сближения Китая с США в 1970-х.
Во-вторых, активно используется историко-сравнительный метод, который позволяет сопоставить позиции трёх держав на различных этапах — во время Холодной войны, после распада СССР и в эпоху нового международного порядка. Сравнение политики США по отношению к Китаю до и после его вступления в ВТО, а также политических реакций России и Китая на расширение влияния США в Европе и Азии, позволяет выявить сходства и различия в стратегических целях и инструментах внешней политики.
В-третьих, исследование основывается на системном подходе, предполагающем рассмотрение трёхсторонних отношений как единой политической системы, в которой каждый актор выполняет определённую функцию в формировании глобального баланса сил.
Через структурно-функциональный анализ выявляется взаимовлияние экономических, политических и военных факторов, а также институциональная трансформация системы международных отношений с участием Китая, России и США.
Кроме того, значительное внимание уделено институциональному и политико-правовому анализу, особенно при изучении национальных стратегий безопасности и внешнеполитических концепций трёх стран. Анализ ключевых нормативных документов — включая «Национальную стратегию США» (2022), «Концепцию внешней политики Российской Федерации» (2023) и «Белую книгу КНР о национальной обороне» (2019) — позволил реконструировать официальные подходы трёх держав к вопросам международной безопасности, глобальной конкуренции и формирующимся элементам трёхстороннего взаимодействия.
Для углублённого сопоставления внешнеполитических стратегий и институтов использовался сравнительно-институциональный метод, который позволил проанализировать, каким образом формируются внешнеполитические установки и механизмы стратегического партнёрства. Особенно показательно это в случае китайско-российского взаимодействия в рамках ШОС и анализа ответных шагов со стороны США.
В рамках политологического анализа были также применены бихевиористский и социологический подходы, с акцентом на внутренние трансформации. Так, рассмотрены влияние экономических реформ в Китае, институциональные изменения в России в 1990-х годах, а также политическая поляризация в США на внешнеполитическое позиционирование этих государств. Это позволило выйти за рамки традиционного анализа внешней политики и взглянуть на трёхсторонние отношения как на производные от внутренних процессов.
Наконец, в исследовании использовался контент-анализ публичных заявлений, стратегических документов, экономических соглашений и речей лидеров, что дало возможность проследить эволюцию риторики, акцентов и приоритетов внешней политики в различные исторические периоды — от конфронтационных до кооперативных фаз. ( я использовал инструменты ИИ с целью перевода)
Анализ источниковой базы
Источниковая база, задействованная в исследовании, включает несколько типов материалов, отражающих различные аспекты формирования и реализации внешнеполитической стратегии США, Китая и России. Такая структура позволяет не только комплексно подойти к проблеме трёхстороннего взаимодействия, но и обеспечить достоверную эмпирическую основу для анализа.
1. Программно-стратегические документы
К ключевым источникам этого типа относятся официальные стратегии национальной безопасности, которые отражают восприятие глобальных угроз и определяют приоритетные направления внешней политики государств. Так, Стратегия национальной безопасности США (2022) даёт представление о реакции Вашингтона на вызовы, связанные с усилением Китая и России, в том числе в контексте технологической и торговой конкуренции. Китайский оборонный доклад (2019)9, напротив, акцентирует внимание на региональной стабильности, модернизации армии и стратегической самостоятельности. Российская стратегия национальной безопасности (2021) подчёркивает усиление конфронтации с Западом и развитие стратегического партнёрства с Пекином. Эти документы позволяют проследить не только эволюцию национальных интересов, но и растущую значимость идеологического и военного измерения в межгосударственных отношениях.
2. Документы и соглашения
Вторая группа источников охватывает более широкий спектр политико-дипломатических материалов, от Совместного коммюнике СССР и Китая (1989) до Соглашения о торговле и судоходстве между КНР и США (1979) . Эти документы иллюстрируют, как страны в разные периоды переосмысливали свои внешнеполитические ориентиры и выстраивали формат стратегического диалога. Особенно важно проследить, как менялась риторика с холодной войны до современных экономико-геополитических расчётов. Например, Совместное коммюнике КНР и США (1972) стало поворотной точкой, обозначив конец дипломатической изоляции Китая и начало масштабного экономического взаимодействия.
3. Статистические данные
Особую роль в работе играют статистические данные — прежде всего, отчёты китайской таможни, данные Министерства торговли США, а также материалы МИДа КНР. Эти источники позволяют соотнести официальные декларации с реальными экономическими тенденциями. Например, рост китайско-российского товарооборота после 2014 года или изменение структуры экспорта Китая в США после начала торговой войны в 2018 году демонстрируют, как политические решения материализуются в макроэкономических сдвигах. Анализ этих данных способствует переходу от декларативного уровня к эмпирически подтверждённым выводам.
4. Новостные материалы
Наконец, значительную ценность представляют доклады и аналитические отчёты, публикуемые профильными ведомствами и исследовательскими центрами. Среди них — обзоры по энергетическому сотрудничеству России и Китая , отчёты о двустороннем инвестиционном взаимодействии, а также материалы международных форумов. Примечательно, что в ряде докладов подчёркивается необходимость диверсификации сотрудничества — от сырьевой зависимости к высокотехнологическим секторам. Эти источники не только конкретизируют данные официальной статистики, но и позволяют оценить настроения внутри экспертных сообществ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследования трехсторонних отношений между Китаем, Россией и Соединенными Штатами после окончания холодной войны сосредоточены на корректировке и углублении китайско-российских отношений после распада Советского Союза, экономическом взаимодействии и торговых конфликтах между Китаем и Соединенными Штатами, а также сотрудничестве в области экономики и безопасности между Китаем и Россией в глобальной стратегической модели.
Прежде всего, распад Советского Союза стал ключевым узлом изменения международного ландшафта после «холодной войны», а также стал отправной точкой для урегулирования китайско-российских отношений. Советско-китайское противостояние во время Холодной войны сделало отношения между двумя странами напряженными на долгое время. После распада Советского Союза Россия постепенно способствовала нормализации отношений с Китаем в условиях экономических трудностей и дипломатических стратегических корректировок. После создания «Стратегического партнерства сотрудничества» в 1996 году подписание «Китайско-российского договора о добрососедстве и дружественном сотрудничестве» в 2001 году еще больше укрепило основу сотрудничества между двумя странами в политической, экономической сфере и сфере безопасности.В последние годы сотрудничество между двумя сторонами в области энергетики, инфраструктурного строительства, военных технологий и других областях постоянно углубляется, что не только способствует росту объема двусторонней торговли, но и усиливает координацию в международных делах. Особенно после того, как Соединенные Штаты и Запад ввели экономические санкции против России, важность китайско- российского экономического сотрудничества стала более заметной, а взаимодействие между двумя сторонами в финансах, технологиях и других областях также продемонстрировало тенденцию к росту. Однако, хотя китайско-российские отношения достигли сотрудничества во многих аспектах, обе стороны по-прежнему имеют разные требования в геополитике, интересах безопасности и экономической структуре, что в определенной степени ограничивает дальнейшее углубление сотрудничества.
Во-вторых, развитие китайско-американских отношений прошло процесс от контактов и сотрудничества к конкуренции и конфронтации. В 1990-е годы Соединенные Штаты продвигали свою политику взаимодействия с Китаем в контексте глобальной экономической интеграции, поддерживали вступление Китая во Всемирную торговую организацию (ВТО) и поощряли финансируемые США предприятия выходить на китайский рынок. В этот период китайско-американское экономическое и торговое сотрудничество быстро развивалось, и Китай постепенно стал мировым производственным центром, в то время как Соединенные Штаты продолжали использовать свои технологические, капитальные и рыночные преимущества. С усилением экономической мощи Китая и усложнением его промышленной структуры стратегия США в отношении Пекина претерпела трансформацию: от поддержки экономического взаимодействия к стремлению к стратегическому сдерживанию. Особенно ярко это проявилось в 2018 году, когда началась торговая война между двумя крупнейшими экономиками мира. Вашингтон ввёл тарифные барьеры, ограничения на экспорт высоких технологий и санкционные меры, направленные на сдерживание технологического развития Китая. В ответ Пекин активизировал инвестиции в собственные научно-исследовательские проекты и провозгласил курс на расширение внутреннего спроса и инновационной самодостаточности.
Торговая конфронтация затронула не только двусторонние экономические интересы, но и дестабилизировала глобальные производственные цепочки, особенно в сфере микроэлектроники и высокотехнологичной логистики. Несмотря на частичную нормализацию отношений, структурная конкуренция по таким вопросам, как доступ к рынкам, технологическое превосходство и устойчивость цепочек поставок, останется долгосрочным фактором в мировой экономике.
Параллельно Россия и Китай активизировали стратегическое взаимодействие, стремясь минимизировать зависимость от западноцентричной финансово-экономической архитектуры. Обе страны усилили сотрудничество в сфере энергетики, военных технологий и трансграничных расчётов в национальных валютах. Через такие платформы, как Шанхайская организация сотрудничества, они также координируют действия в сфере региональной безопасности, борьбы с терроризмом и инфраструктурного развития.
Тем не менее, стратегическая близость Пекина и Москвы не означает полной идентичности интересов. Россия с осторожностью относится к китайской инициативе «Один пояс, один путь», особенно в постсоветском пространстве, где Москва традиционно рассматривает своё влияние как приоритетное. В то же время, Китай стремится сохранить сбалансированные отношения с Западом, особенно в экономике, что также ограничивает глубину его сближения с Россией.
Таким образом, после окончания холодной войны треугольник США—Китай—Россия сформировал уникальную динамику: это не статическая модель конфронтации или альянсов, а постоянно меняющаяся система, чувствительная к колебаниям в международной политике, экономике и технологиях. Хотя США по-прежнему занимают ведущие позиции в глобальной архитектуре безопасности и экономики, стремительный подъём Китая и возвращение России как военного и энергетического игрока формируют условия для многополярного мирового порядка.
Будущая конфигурация этих трёхсторонних отношений будет определяться целым рядом факторов — от технологической гонки и климатической политики до реформ в международных институтах. Их взаимодействие станет одним из ключевых факторов, определяющих как стабильность, так и направления развития глобального порядка. В этом контексте поиск баланса между конкуренцией и сотрудничеством — не просто дипломатическая задача, а необходимость для адаптации международной системы к новым реалиям.



1. Бюро переписи населения США. Торговля товаров США с Китаем .-URL: https://www.census.gov/ (дата обращения: 03.03.2025) 20 China Daily Инвестиционный план Китая в сфере полупроводников.- URL: https://www.chinadaily.com.cn/ (дата обращения: 03.03.2025)
2. Военная доктрина СССР. Министерство обороны СССР, 1987 г . -URL: https://docs.cntd.ru/document/9013912 (дата обращения: 09.03.2025)
3. Восточное газовое соглашение между Китаем и Россией . -url: https://docs.cntd.ru/document/420234782 (дата обращения: 09.03.2025)
4. Договор о добрососедстве и дружбе между Китаем и Россией . - URL:http://www.kremlin.ru/supplement/3418 (дата обращения: 09.03.2025)
5.Закон Китайской Народной Республики о борьбе с недобросовестной конкуренцией.
URL:https://www.ghsl.cn/static/upload/.pdf (дата обращения: 09.03.2025)
6. Концепция внешней политики СССР. Утверждена МИД СССР, 1987 г . -URL:
https://fmp.msu.ru/attachments/article/256/BARSENKOV 1 2012.pdf (дата обращения: 09.03.2025)
7. Советско-вьетнамский договор о дружбе . - URL: https://base.garant.ru/2567050/ (дата обращения: 09.03.2025)
8. Соглашение между Правительством Китайской Народной Республики и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в нефтегазовой сфере .
URL:https://faolex.fao.org/docs/pdf/bi-154772.pdf (дата обращения: 09.03.2025)
9. Стратегия национальной безопасности США (2022). URL:https://china.usembassy- china.org.cn/zh/fact-sheet-the-biden-harris-administrations-national-security-strategy/ (дата обращения: 09.03.2025)
10. Стратегия национальной безопасности Китая (2019).
URL:https://www.nids.mod. go.jp/publication/chinareport/pdf/china report CN web 2019 A01 .pd f (дата обращения: 09.03.2025)
11. Стратегия национальной безопасности России 2021.
URL:http://www.iwep.org.cn/xscg/xscg lwybg/202204/t20220428 5406296.shtml (дата обращения: 09.03.2025)
12. Синьхуа. Китайско-российское инфраструктурное сотрудничество.
URL:https://www.xinhuanet.com (дата обращения: 03.03.2025)
13. Таможня Китая. Отчет о торговле Китай-Россия. URL:https://www.customs.gov.cn (дата обращения: 03.03.2025)
14 Центральное народное правительство Китайской Народной Республики: факты и позиция Китая в отношении китайско-американских экономических и торговых трений официальная газета.-URL: https://www.gov.cn/zhengce/2018-09/24/content 5324957.htm (дата обращения: 09.03.2025)
15. BRICS. (2023). BRICS expansion.- URL: https://www.brics.org (дата обращения: 03.03.2025)
..64


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ