Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ С ОТНОШЕНИЕМ К БУДУЩЕМУ РЕБЕНКУ, ЗАЧАТОМУ С ПОМОЩЬЮ ЭКО, В ПЕРИОД БЕРЕМЕННОСТИ

Работа №189476

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы76
Год сдачи2019
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Взаимосвязь между отношениями родителей и отношением к будущему ребенку, зачатому с помощью ЭКО, в период беременности 7
1.1 Отношение женщин в ситуации ЭКО во время беременности к ребенку и материнству 7
1.2 Особенности переживания беременности и адаптации к материнству у женщин после ЭКО 8
1.3 Различия в супружеских взаимоотношениях в семье в условиях естественной и индуцированной беременности 9
Глава 2 Описание выборки и методов исследования 14
2.1 Описание выборки 14
2.2 Описание использованных методик 14
Глава 3 Результаты экспериментального исследования взаимосвязи супружеских
отношений с отношением к будущему ребенку, зачатому с помощью ЭКО, в период беременности 18
3.1 Выраженность степени счастья во взаимоотношениях с партнером и связь с характером супружеских отношений у супругов в семьях с естественным зачатием
ребенка и с помощью ЭКО 18
3.2 Согласованность между супругами по аспектам семейной жизни (социальный,
нравственный, финансовый, эмоциональный) 23
3.3 Шкала привязанности матери/отца к плоду в последнем триместре беременности ..34
3.4 Степень ориентации на семью (ценность семейных отношений на этапе начальных триместров беременности супруги) 39
3.5 Результаты факторного анализа по выявлению взаимосвязи супружеских отношений с отношением к будущему ребенку в группах с естественным зачатием и ЭКО 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ А 64
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 65
ПРИЛОЖЕНИЕ В 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 68
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 70
ПРИЛОЖЕНИЕ И 71
ПРИЛОЖЕНИЕ К 72
ПРИЛОЖЕНИЕ Л 73
ПРИЛОЖЕНИЕ М 74



Актуальность исследования. Одним из наиболее перспективных методов лечения бесплодия является метод экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). В последнее время детей, зачатых таким способом, становится все больше. Большое число исследований как в России, так и за рубежом посвящены изучению состояния здоровья таких детей, выявлению факторов, его определяющих.
К таким возможным факторам относят: личностные качества родителей, которые определяют отношение к будущему ребенку, образ жизни беременной женщины и систему отношений в семье в целом, от которых зависит не только психофизическое развитие ребенка в пренатальном периоде, но и дальнейшее физическое, эмоциональное, познавательное, моторное и социальное развитие младенца.
Невозможно рассматривать ребенка на ранних стадиях развития без матери (и шире - родителей). Это нашло отражение в диадическом подходе, который является общепринятым в той области психологии развития, которая занимается ранним онтогенезом. С другой стороны, родители - это вообще то, чего без ребенка «не бывает». Это социальная роль и личностная позиция, существующая только как отнесенная к ребенку. Более того, в период своего раннего развития (от зачатия до конца раннего возраста) ребенок сначала находится внутри матери, затем связан с ней физически и психически, и лишь постепенно отделяется во всех планах, проходя этот основной путь отделения (стадии сепарации) до трех лет (с разной успешностью и завершенностью каждого этапа).
Родительское отношение к будущему ребёнку основывается на родительских представлениях и установках. Родительские представления включают установки, ценности, восприятие ребёнка и родительской роли, представления и ожидания, связанные с развитием ребёнка. Родительские установки определяют готовность родителей действовать в определенной ситуации на основе своего эмоциональноценностного отношения к элементам данной ситуации.
Исследования Е.А. Савиной [34] показывают, что на характер установок влияют социально-экономический статус родителей и удовлетворенность браком супругов. Родительские представления остаются относительно неизменными в течение достаточно длительного периода времени и оказывают значительное влияние на развитие ребёнка.
На родительское отношение к ребёнку и его воспитание оказывает влияние и характер взаимоотношений супругов. Чувства супругов к своему будущему ребёнку
нельзя отделить от эмоциональных переживаний, возникающих по поводу всей семейной ситуации в целом, а также от чувств к супругу (супруге).
Каждый ребёнок рождается в уникальной совокупности всевозможных факторов, даже у одних и тех же родителей, и зачатие, и беременность, и рождение ребёнка происходит в определенной атмосфере, которая влияет на ребёнка в будущем.
По мнению И.В Добрякова [7], семья, ожидающая рождения ребёнка, стоит на пороге серьезных изменений, а значит, семейная система становится уязвимой, её функционирование характеризуется нестабильностью. Изменения эмоциональной жизни беременной женщины как жены и матери ведут также к перемене внутрисемейных отношений, так что каждая беременность неизбежно сопровождается семейным кризисом. Появление ребёнка меняет состав семейных подсистем, перестраивает отношения членов семьи и нередко ставит под угрозу существование всей системы семьи. Его рождение изменяет роли супругов, им приходится приспосабливаться к новому образу жизни, к выросшим психическим и физическим нагрузкам, ограничениям общего досуга и т.д. Если все эти и другие задачи приходится решать быстро, а к ним ещё прибавляются нерешенные проблемы из ранее бывших этапов развития семьи, то сама ситуация становится стрессором.
Семья может являться как мощным фактором развития и эмоциональнопсихологической поддержки личности, так и источником психической травмы и связанными с ней разнообразными личностными расстройствами: неврозами, психозами, психосоматическими заболеваниями, сексуальными перверсиями и отклонениями в поведении. К семейной атмосфере, ее состоянию и перспективам человек чувствителен на протяжении всей жизни. Однако наибольшее влияние семья оказывает на формирующуюся личность.
С точки зрения А. Адлера, семейная атмосфера, взаимоотношения в семье, ценностные ориентации и установки родителей являются первым фактором в развитии личности. Дети учатся нормам общежития в обществе и воспринимают культуру своих родителей. Именно в семье человек получает первый социальный опыт, усваивает правила и нормы поведения. Родительская семья является доступным образцом наблюдения, который при определенных условиях становится образцом для подражания. Родители, как правило, являются для индивида значимыми людьми, поэтому осуществление ими родительской роли отчасти осознанно, а отчасти неосознанно впоследствии копируется в собственной семье: «...какими мы стали родителями, в значительной степени зависит от того, что мы видели, пережили, ощутили в поведении собственных родителей» [37]; «.между структурами супружеских и родительских семей наблюдается прямая 4
зависимость - супружеские семьи в подавляющем большинстве аналогичны родительским, особенности родительской семьи неосознанно воспринимаются детьми в их семьях» (Т.И. Дымнова, 1996). Поэтому важно уже в момент беременности обратить внимание будущих родителей на факт значимости их воспитания для дальнейшей жизни их ребенка.
Материнская и отцовская любовь являются составными частями целостного феномена родительской любви; они находятся в единстве, определяя родительскую любовь как некоторую целостностью.
Родители являются первой социальной средой развития ребенка, которая обеспечивает удовлетворение практически всех его потребностей, в том числе потребности в любви и привязанности, в безопасности и защите.
Цель работы: изучение взаимосвязи супружеских отношений с отношением к будущему ребенку, зачатому с помощью ЭКО, в период беременности.
Объект исследования: взаимосвязь супружеских отношений с отношением к будущему ребенку.
Предмет исследования: взаимосвязь супружеских отношений с отношением к будущему ребенку, зачатому с помощью ЭКО, в период беременности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить литературу по проблеме взаимоотношений в семье между супругами и отношения к ребенку, зачатому с помощью ЭКО;
2. Определить степень счастья во взаимоотношениях супругов в первый и третий триместры беременности, в группах родителей с естественным зачатием и с ЭКО;
3. Провести анализ взаимоотношений между супругами в период беременности, в группах родителей с естественным зачатием и с ЭКО;
4. Рассмотреть особенности взаимодействия родителей с ребенком во время беременности, в группах родителей с естественным зачатием и с ЭКО;
5. Выявить различия в показателях взаимоотношений супругов с отношением к будущему ребенку между группами родителей с естественным зачатием и с ЭКО .
Гипотеза исследования определяется предположением о том, что отношение родителей к будущему ребенку, зачатому с помощью ЭКО, взаимосвязано с их взаимоотношениями между друг другом.
Научная новизна: обеспечивается путем раскрытия взаимосвязи между
взаимоотношениями между супругами и отношением к будущему ребенку, зачатому с помощью ЭКО, в период беременности.
Методы описательной статистики, u-критерий Манна-Уитни, критерий Спирмена, критерий Хи-квадрат (таблицы сопряженности), коэффициент ранговой корреляции Пирсона. Проверка на нормальность распределения проводилась с помощью критерия Колмагорова-Смирнова. Факторный анализ проводился с помощью метода выделения факторов: метод главных компонент, метода вращения - варимакс с нормализацией Кайзера.
Методики: «Ваши отношения» (степень счастья, степень согласованности по различным аспектам семейной жизни, степень ориентации на семью), «Знакомство с Вашим ребенком» (Шкала привязанности матери к плоду Maternal-fetal attachment scale Cranley, 1981), «Шкала супружеских отношений» (IOWA family interactionrating scales, Melby, 1989).
Выборка: для удобства исследования вся выборка была разделена на семьи с естественным и ЭКО зачатием. В исследовании приняли участие 524 семьи, 340 из которых с естественным зачатием, 164 - гомологическое ЭКО, 14 - донорство оциотов, 3 - донорство спермы, 2 - суррогатное материнство и 1 неизвестны.
Практическая значимость данной выпускной квалификационной работы: результаты исследования могут быть использованы практикующими психологами и врачами в работе перинатальных центров, женских консультаций, психологических центров работы с беременными, в групповых занятиях и индивидуальных консультациях, в качестве помощи будущим родителям в повышении согласованности между супругами по различным аспектам семейной жизни и повышении значимости отца в период беременности и на этапе подготовки к зачатию в случае ЭКО.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ и обобщение результатов исследования позволил сформулировать следующие выводы в соответствии с поставленными задачами:
1. Обзор современной литературы. На данном этапе работа строилась по типу поисковой деятельности. Основными результатами данного этапа стало обобщение современных научных данных и выявление психологических особенностей беременных женщин с естественной и индуцированной беременностью, а также их взаимоотношения с партнерами и отношение к будущему ребенку. Было рассмотрено отношение женщин в ситуации ЭКО во время беременности к ребенку и материнству, формирование образа будущего ребенка. Образ будущего ребенка начинает строиться в сознании женщины с момента идентификации беременности. С нарастанием телесных ощущений образ ребенка, сначала фантазийный, постепенно обретает конкретные черты, развивается эмоциональное отношение будущей матери к ребенку; новый чувственный опыт от движений плода заставляет женщину признать его отдельным человеческим существом со своей индивидуальностью. На основе наблюдений за характером шевелений и реакциями ребенка на воздействия матери начинают формироваться внутренняя материнская позиция. Она проявляется в отношении матери, ее принятии малыша, ее желании находиться рядом с малышом, оказывать ему поддержку в трудных жизненных ситуациях. Готовность к материнству подразумевает принятие настоящей беременности, и будущего малыша без страха и тревог за дальнейшую жизнь, принятие роли матери и формирование диады «мать и дитя».
Были описаны специфические механизмы протекания беременности и психологических особенностей матерей в каждой из исследуемых групп. Было выделено, что специфическим в случае беременности ЭКО характерна повышенная фиксация на технической стороне процесса у женщин, иногда это происходит в ущерб собственным психологическим и эмоциональным реакциям. Также особенностью женщин, получивших беременность с помощью ЭКО, является то, что основной целью у них становится получение беременности, а дальнейшие последствия в виде реализация себя в материнской сфере уходят из поля зрения женщин. Все мысли и действия женщин направлены на реализацию возможности быть беременной, а не собственно стать матерью.
Были рассмотрены связи негативных психических состояний супругов и их личностных особенностей на систему внутрисемейных отношений во время
беременности. Особенности взаимодействия супругов в семье могут формироваться под
55
влиянием психических состояний, переживаемых партнерами, и в тоже время сам характер взаимоотношений может определять психоэмоциональные состояния супругов. Психологические проблемы искусственного оплодотворения могут порождать в партнерах чувство неполноценности, душевные страдания, переживания и волнения в случае невозможности естественным путем родить ребенка, а также при неудачных попытках ЭКО.
2. На втором этапе исследования проводилось сравнение степени счастья нынешних отношений в группах естественного зачатия и ЭКО, а также выявлялась взаимосвязь степени счастья и шкалы супружеских отношений, включающую теплоту и холодность/враждебность в отношениях между партнерами. Согласно полученным данным женщины в большей степени чувствуют себя счастливыми в нынешних отношениях с партнером на протяжении всей беременности в группах с естественными и индуцированным зачатием, однако все же у матерей с естественным зачатием степень счастья повышается с приближением беременности, в то время как у матерей ЭКО она незначительно снижается, возможно в связи с боязнью неудачных родов из-за частых попыток ЭКО, стрессов и проблем со здоровьем. При выявление взаимосвязей между степенью счастья и характером супружеских отношений в группе естественного зачатия и группе ЭКО было обнаружено влияние теплоты в отношениях между супругами на их степень счастья в семье, чем выше показатели по шкале теплоты, тем выше степень счастья в отношениях партнеров. Однако в группе естественного зачатия влияние показателя теплоты на степень счастья выше, чем его влияние в группе ЭКО. Учитывая, что эмоции отражают смыслы, в данном случае можно предположить, что эмоциональная зависимость супругов не является в ситуации вынашивания индуцированной беременности столь значимой для них.
3. На следующем этапе был проведен частотный анализ степени согласованности между супругами по различным аспектам семейной жизни в первом триместре беременности в группе естественного зачатия по пунктам: «Распределение семейного бюджета», «Проявление чувства привязанности», «Друзья», «Общепринятые нормы», в большей степени мужчины всегда согласны со своими партнершами, а не наоборот.
В группе ЭКО этими пунктами являются: «Распределение семейного бюджета», «Друзья», «Общепринятые нормы», «Философия жизни» и «Обращение с вновь приобретенными родственниками», где мужчины в большей степени всегда согласны со своими партнершами.
Сравнивая группы естественного зачатия и ЭКО было замечено, что партнеры группы ЭКО имеют большую согласованность по семейным аспектам, в отличие от группы естественного зачатия, на что возможно влияет более зрелый возраст партнеров группы ЭКО, совместное переживание тревоги, стресса и лечения, связанного с попытками зачатия в связи с чем, произошло изменение ценностно-смысловых ориентиров.
В целом можно утверждать, что в семьях обеих групп наблюдается высокая степень согласия между партнерами по различным аспектам семейной жизни (социальный, эмоциональный, финансовый, нравственный).
4. Далее с помощью описательной статистики по опроснику «Знакомство с Вашим ребенком» был определен приблизительный уровень привязанности к материнству в третьем триместре беременности по следующим подшкалам: ролевое поведение, дифференциация себя от плода, взаимодействие с плодом, приписывание характеристик плоду и самопожертвование.
Сравнение уровня привязанности женщин к плоду в группах с естественным зачатием и ЭКО показало, что суммарный уровень привязанности к плоду в группе женщин с ЭКО выше, чем в группе женщин с естественной беременностью. Женщины группы ЭКО имеют уровень привязанности к плоду выше, в связи с желанностью и высокой ценностью зачатого ребенка, так как период подготовки к зачатию и сама беременность психологически проходят значительно сложнее, на что влияют многочисленные попытки зачатия и предшествующее им лечение, нежели у женщин с естественной беременностью. Однако в обеих группах по подшкале «Приписывание характеристик плоду» имеется низкий уровень привязанности, что может говорить о том, что независимо от способа зачатия, женщины пока не до конца представляют себя своего будущего ребенка.
У мужчин в группах с естественным зачатием и ЭКО уровня привязанности мужчин к плоду показал, что суммарный уровень привязанности к плоду в группе мужчин с ЭКО выше, чем в группе мужчин с естественной беременностью. Мужчины группы ЭКО имеют уровень привязанности к плоду выше, по тем же причинам, что и их партнерши, в связи с желанностью и высокой ценностью зачатого ребенка, так как период подготовки к зачатию и сама беременность психологически проходят значительно сложнее, на что влияют многочисленные попытки зачатия и предшествующее им лечение, нежели в группе мужчин с естественной беременностью. Однако в обеих группах по подшкале «Взаимодействие с плодом» и «Самопожертвование» имеется низкий уровень привязанности, что может говорить о том, что независимо от способа зачатия, мужчины мало взаимодействуют с плодом, возможно считая, что пока ребенок не родился, необходимости в контакте с ним нет.
5. Проведя анализ и интерпретацию результатов факторного анализа, можно сделать заключение о подтверждении гипотезы исследования, что отношение к будущему ребенку взаимосвязано с взаимоотношениями между супругами, однако значимых различий по этой взаимосвязи между группами с естественным зачатием и с ЭКО не обнаружено.
Таким образом можно утверждать, что группы естественного зачатия и ЭКО не имеют особых различий в отношениях между супругами, степенью их согласованности и отношением к будущему ребенку. Условия индуцированной беременности не ухудшают отношения в семье или взаимопонимание между партнерами, а в какой-то степени наоборот, могут сплотить супругов, заставляя уделять друг другу больше внимания и поддержки. Отношения в семьях, прибегших к помощи ЭКО, по меньшей мере, не отличаются или даже превосходят по качеству отношений пары с естественным зачатием, как на период беременности, так и после рождения ребенка.



1. Айвазян Е.Б. Развитие телесного и эмоционального опыта женщины в период беременности: Дисс. ... канд. психол. наук. - М., 2005. - 319 с.
2. Богомякова Е.С. Вспомогательные репродуктивные технологии в контексте социального неравенства // Социология науки и технологий. - 2015. - Том 6. - №4. - С. 98109.
3. Воронина О.А. «Новое» материнство: философско-антропологический взгляд // Философская школа. - 2018. - С. 104-109.
4. Высочина Ю.Л. Вспомогательные репродуктивные технологии как фактор кризиса идентичности личности // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2014. - №1 (4). - С. 13-17.
5. Гарданова Ж.Р. Пограничные психические расстройства у женщин с бесплодием в программе вспомогательных репродуктивных технологий и их психотерапевтическая коррекция: автореф. дисс. ... д-ра мед. наук. М.; 2008. - 52с.
6. Дадаева Т.М., Баранова В.В. Вспомогательные репродуктивные технологии в репродуктивном поведении городской молодежи (опыт пилотажного исследования) // Регионология. - 2019. - Том 27. - №1. - С. 138-155.
7. Добряков И.В. Пренатальная психология. - Спб: Питер, 2010.
8. Дорошина И.Г. Психологические особенности отношений супругов, ожидающих появления ребенка // Сибирский психологический журнал. - 2010. - №35. - С. 57-60.
9. Дуева А.А. Взаимодействие с матерью детей, рожденных в результате экстракорпорального оплодотворения (ЭКО): привязанность и особенности стиля воспитания // Психологическая наука и образование. - 2014. - Т. 6. - № 2. - С. 293-305.
10. Дьячкова Е.С. Психологические особенности семей с нарушением репродуктивного здоровья. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуминарные науки. 2014; 9: 199-207.
11. Елгина С.И. Здоровье новорожденных детей после вспомогательных репродуктивных технологий / С. И. Елгина, Ю. А. Липкова, Е. Н. Никулина // Репродуктивное здоровье детей и подростков. - 2017. - № 6. - С. 54-62.
12. Елгина С.И., Ушакова Г.А., Рудаева Е.В., Никулина Е.Н. Основные показатели состояния здоровья доношенных новорожденных, рожденных с применением вспомогательных репродуктивных технологий // Фундаментальная и клиническая медицина. - 2017. - № 3. - С. 13-20.
13. Захарова Е.И. Проблема содержания психологической готовности к родам // Книга материалов III Всероссийской научно-практической конференции по пренатальному воспитанию «Медико-психологические аспекты современной перинатологии». М.: Academia, 2001, с. 93-97.
14. Захарова Е.И. Личностные изменения, связанные с появлением ребенка // Журнал практической психологии, 2003. - № 4 - 5. - С. 38 - 45.
15. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений - СПб.: Питер, 2014. - 576 с.
..53


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ