Введение.
1. ЧВК - история появления и причины распространения в современном мире. 12
2. Попытки создания международного законодательства в сфере регулирования
деятельности ЧВК. 20
Заключение. 46
Список источников и литературы. 50
В 80-е гг. XX века страны Запада начали реализовывать более радикальную экономическую политику, чем та, которую проводили прежде. Она характеризовалась масштабной денационализацией и приватизацией различных сфер жизни общества. То есть государства освобождались от выполняемых ранее функций. Этот процесс начал затрагивать и военную сферу. Такая ситуация создавала благоприятные условия для создания коммерческих военных структур и возникновения процесса приватизации военной сферы деятельности.
Кроме того, с окончанием Холодной войны и распадом биполярной системы, являвшиеся сдерживающим фактором конфликтов, которые с новой силой вспыхнули в таких нестабильных регионах мира, как Ближний Восток и Африка. Страны Африки остались без военной поддержки, которую получали прежде от супердержав, и, не имея ресурсной базы для сопротивления сепаратистским и повстанческим движениям, росту террористических группировок, были вынуждены прибегать к помощи частных военных компаний (ЧВК). Это привело к их распространению и бурному количественному росту.
Что касается определения, то единого определения ЧВК не существует. Американский исследователь Питер Уоррен Сингер в своей книге «Корпоративные воины», которая считается одной из наиболее влиятельных в этом вопросе, дает следующее определение: «Приватизированные военные фирмы, или частные военные компании - это ориентированные на получение прибыли организации, которые предоставляют профессиональные услуги, непосредственно связанные с ведением военных действий. Они являются юридическими лицами, которые специализируются в предоставлении военных услуг, включающих тактические боевые операции, стратегическое планирование, сбор и анализ информации, оперативная поддержка, подготовка войск и военно - техническая помощь» .
В "Документе Монтре", посвященному регулированию деятельности сотрудников частных военных компаний, используется понятие "частные военные и охранные компании" (ЧВОК), которое определяется следующим образом. ЧВОК - "частные предпринимательские субъекты, которые оказывают военные или охранные услуги, независимо от того, как они себя характеризуют. Их услуги включают, в частности, вооруженную охрану и защиту людей, объектов, техническое обслуживание и эксплуатацию боевых комплексов, содержание под стражей заключенных, консультирование или подготовку местных военнослужащих и охранников" .
На сегодняшний день можно сказать, что ЧВК стали серьезным игроком на международной арене. В частном военной секторе нанято более 19 миллионов человек, которые осуществляют свою деятельность в 70 странах мира .
Несмотря на тот факт, что индустрия частного военного бизнеса развивается по всему миру, 70 % всех услуг на мировом рынке предоставляют высокопрофессиональные
компании из Великобритании и США.
Индустрия ЧВК в настоящее время предоставляет на международном рынке широкий спектр, в который входят охрана зданий и территорий, охрана транспортных колонн, услуги телохранителей, консультирование и обучение местных сил, воздушная поддержка, материально-техническая поддержка, тюремная охрана, тактика пропагандистских мероприятий, разведка, тайные операции и наружное наблюдение. Их услугами пользуются правительства и неправительственные организации, транснациональные корпорации, гуманитарные организации, средства массовой информации и международные организации .
Однако проблема состоит в том, что ЧВК часто действуют вне правительственного контроля и в условиях ограниченного надзора со стороны государственных органов .
Данная работа посвящена международно-правовым аспектам использования частных военных компаний. Правовой статус ЧВК и их сотрудников является очень противоречивым вопросом, международно-правовая система не имеет нормативных актов, регулирующих и ограничивающих их деятельность. Это поднимает проблему отсутствия транспарентности и подотчетности деятельности ЧВК, результатами которой является широкое нарушение норм международного права, а также дестабилизации геополитической обстановки.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в текущей нестабильной и усложняющейся международной обстановке ЧВК становятся важным элементом международных безопасности, способным влиять на ее состояние. Это отчасти связано с тем, что в результате сокращений армий и их пацифизации возник вакуум силы, не соответствующий реальной геополитической ситуации и естественным образом заполненный частниками . К примеру, в Ираке ЧВК заполняют вакуум, созданный в результате нежелания выделять необходимое количество регулярных войск и из-за того, что использование контрактников грозит меньшими политическими последствиями и предоставляет правительствам возможность держаться большей политической дистанции . Но самое главное, открытым остается вопрос о правовом статусе персонала ЧВК, а также о легитимности деятельности самих компаний. Неопределенность статуса ЧВК в системе международного права провоцирует безнаказанность их деятельности и подрывает основные принципы системы международной безопасности.
Цель - обозначить основные методы и средства правового регулирования деятельности ЧВК со стороны международного права, а также определить основные проблемы, для международной безопасности и прав человека, возникающие при их использовании.
Задачи:
• дать определение ЧВК и обозначить проблему относительно определения статуса сотрудников ЧВК.
• выявить основные факторы, способствовавшие развитию и распространению частных военных компаний.
• установить особенности деятельности ЧВК и дать им классификацию.
• указать международно-правовые документы и их основные положения, направленные на правовое ограничение деятельности ЧВК.
• установить взаимосвязь между деятельностью ЧВК и нарушением прав человека.
Объектом данного исследования является международная безопасность.
Предметом - деятельность ЧВК, которая не имеет определенных механизмов регулирования и ограничения.
Хронологические рамки охватывают период с 1960х гг. и до нынешнего времени. 1960е гг. ознаменовали собой активизацию деятельности частных военных компаний в Африке и дальнейшее увеличение их численности, что привело в 1970-х гг. к попыткам мировой общественности определить данный феномен в рамках международного права. На протяжении всего этого периода востребованность частных военных компаний росла в связи с эффективностью их использования. В то же время увеличивалась заинтересованность международного сообщества в регулировании деятельности ЧВК. Можно сказать, что сейчас ЧВК представляют собой один из самых действенных и оперативных инструментов противостояния современным вызовам и угрозам, наряду с тем, что создают ряд этических и морально-политических проблем.
Анализируя имеющиеся источники, можно сказать, что их круг достаточно ограничен, прежде всего, в силу характера рассматриваемого предмета. Деятельность ЧВК характеризуется отсутствием подотчетности и прозрачности, поэтому основные фактические данные были предоставлены независимыми неправительственными организациями War on Want , Information clearing house , а также в рамках ООН Специальным докладчиков по вопросам использования наемников и Рабочей группой. Кроме того новостные сводки таких влиятельных изданий как The New York Times, The Washington Post также затрагивают проблему использования ЧВК. Такие международно-правовые документы как резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1974 г. , статья 47 Дополнительного протокола 1977 года к Женевским конвенциям 1949 г. , Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 г. , Документе Монтре 2008г , Международный кодекс поведения частных охранных компаний 2010 г. выступили в качестве правовых источников.
Научные работы на тему использования, деятельности и правового регулирования ЧВК среди отечественных исследователей появились не так давно. Александр Григорьевич Волеводз, профессор МГИМО (У) МИД России, доктор юридических наук, результаты его исследований были учтены при разработке проекта Международной конвенции о контроле, надзоре и мониторинге за частными военными и охранными предприятиями , эксперт Рабочей группы ООН по использованию наемников, непосредственно изучает вопросы правового регулирования деятельности частных военных и охранных предприятий .
Необходимо также упомянуть Александра Николаевича Михайленко, который является профессором кафедры национальной безопасности Российской академии государственной службы при Президенте РФ, доктором политических наук . В своей публикации Регулирование деятельности частных военных и охранных компаний в зонах вооруженных конфликтов, он затрагивает проблему деятельности ЧВК .
Кроме того, при изучении деятельности ЧВК важно учитывать позицию Олега Валецкого. Он является сотрудником Центра стратегической конъюнктуры, занимался гуманитарным разминированием на территории бывшей Югославии, Ирака, Афганистана и Африки. Автор более 200 публикаций и книг . Книга О.В. Валецкого «Особенности партизанских и противопартизанских действий в ходе Иракской войны (2003-2011)», написанная совместно с российским исследователем В.М. Нееловым, предлагает анализ деятельности ЧВК в Ираке .
Университет МГИМО также занимается данной проблематикой. В его рамках публикуются работы Небольсиной М.А. «Идейные и теоретические предпосылки выработки международного законодательства в области регулирования деятельности частных военных и охранных компаний» , а также эксперты МГИМО принимают участие в разработке Конвенции о контроле за ЧВК .
Интерес зарубежных авторов к деятельности ЧВК возник еще на рубеже XX-XXI вв.
Одной из наиболее известных работ, изучающих новую индустрию, является книга «Корпоративные войны» американского исследователя Питер Уоррен Сингера. Он считается одним из самых известных авторов по данной теме, а его классификация ЧВК является основополагающей при изучении ЧВК.
Стокгольмский институт изучения проблем мира представляет собой достаточно влиятельный исследовательский центр, изучающий, в том числе проблематику деятельности ЧВК . Он также предоставляет данные о мировых военных расходах .
Гуманитарная организация Международный комитет Красного Креста способствует распространению сведений о международном гуманитарном праве, которое непосредственно касается юридического статуса персонала ЧВК. Кроме того, в рамках международного журнала Красного Креста публикуются работы, посвященные правовому регулированию деятельности ЧВК .
Также, в данной работе использовалась работа Сары Перси, которая является доцентом кафедры международных отношений в Университете Квинсленда, а также заместителем директора Аспирантуры в области управления и международных отношений . Она провела серьезную работу по изучению и анализу международных норм, касающихся наемничества .
Дебора Авант, американский политолог, доцент и директор Института глобальных и международных исследований в школе Эллиот Университета Джорджа Вашингтона по международным отношениям, изучает, в том числе вопрос о роли негосударственных субъектов в области безопасности, к которым относятся ЧВК. Она изложила свою точку зрения по поводу правовых аспектов использования ЧВК , а также сделала предположения о будущем частного военного бизнеса .
Таким образом, за последнее время интерес к деятельности ЧВК как среди российских, так и зарубежных исследователей значительно возрос, также увеличилось количество работ, посвященных данной теме. Можно предположить, что количество работ и публикаций, затрагивающих данную тематику, будет увеличиваться. Это связано, прежде всего, с актуальностью данного вопроса, в связи с расширением использования ЧВК и бурным ростом данной индустрии.
Деятельность наемников имеет более чем 2000-летнюю история. Расцветом частного военного сектора можно считать середину XVII века, в период когда началась Тридцатилетняя война. Спад деятельности наемников произошел в связи с Французской революцией. Однако с середины XX века началось возрождение наемничества, которому способствовали процесс деколонизации и возникновение новых государств, нуждающихся в обеспечении безопасности. Первой ЧВК можно считать американскую компанию DynCorp, которая была основана в 1946 г. В 1950-60 ее гг. ЧВК активно действовали в Африке. Но их бурный рост начался после завершения Холодной войны. Само по себе окончание Холодной войны не является причиной широкого распространения ЧВК. Изменения, последовавшие за ней, способствовали тому, что государства все чаще стали прибегать к услугам ЧВК. Страны начали сокращать армии, благодаря чему пополнялся частный военный сектор. Кроме того, ЧВК оказывали помощь государствам, беря на себя политические риски, связанные с растущей чувствительностью общества к людским потерям. Страны могут использовать ЧВК, не подвергая свою армию опасности. Характер войны сильно изменился, чему способствовало научно - техническое развитие. Более того, новыми объектами для применения силы стали негосударственные акторы - террористы, повстанцы. Очевидны также экономические выгоды использования ЧВК. Все эти факторы привели к тому, что рынок ЧВК стал крайне востребован.
Наиболее общеупотребительной классификацией является классификация Питера Сингера. Согласно этой классификации можно выделить три основных разновидности ЧВК: поставщики военных услуг, консалтинговые фирмы и компании, оказывающие поддержку военных действий.
Попытки создания международного законодательства в сфере регулирования деятельности ЧВК вызваны желанием международного сообщества положить конец проблемам, которые возникают в процессе их активности.
Деятельность ЧВК не является прозрачной и подотчетной, что вызывает ряд сложностей, связанных с нарушением прав человека и незаконной деятельностью частных подрядчиков. Сложно оценить продуктивность их работы при том, что условия контракта их найма, нормы, содержащиеся в нем и регулирующие их работу, чаще всего скрыты от общественности
Так как ЧВК действуют в правовом вакууме, они представляют потенциальную угрозу гражданским лицам и ставят под сомнение положения международного гуманитарного права.
Также возникают проблемы на национальном и международном уровнях. На
национальном уровне появляется проблема контроля частной военной силы, что противоречит основным демократическим принципам. А на международном уровне проблема состоит в том, что отсутствуют гарантии того, что персонал ЧВК будет соблюдать права человека, при этом государства не несут ответственности за их деятельности на территории иностранного государства.
ЧВК также посягают на сферу, которая считается исключительно государственной, а именно безопасность. Кроме того, возникает сложность идентификации сотрудников ЧВК, которых легко можно перепутать с рабочим персонал неправительственных организаций, либо, что представляет собой большую проблему, с контингентом регулярных вооруженных сил.
Отсутствие контроля со стороны государства за деятельностью ЧВК приводит к безнаказанности их действий, что становится причиной масштабных случаев нарушения прав человека.
Также возникают проблемы в контексте международного законодательства. Важным вопросом остается юридический статус сотрудников ЧВК. До сих пор нет четкого ответа на вопросы, относится персонал ЧВК к комбатантам или к некомбатантам, корректно ли называть их наемниками. Ответ на первый вопрос является крайне важным в том смысле, что согласно международному законодательству такое явление как наемничество запрещено. А ответ на второй вопрос касается непосредственно полномочий сотрудников ЧВК в процессе вооруженных конфликтов, а также проблемы привлечения их к уголовной ответственности.
Несмотря на отсутствие универсального международного права в области регулирования ЧВК, существует ряд документов, касающихся этой проблематики. К ним относятся Статья № 47 Дополнительного Протокола № 1 Женевской конвенции 1949 г., Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 г., Документ Монтрё 2008 г., Международный кодекс поведения частных охранных компаний 2010 г. Тот факт, что ни один из этих документов не является юридически обязательным, говорит о том, сфера деятельности ЧВК до сих пор остается бесконтрольной и представляет собой дестабилизирующий фактор для системы международной безопасности.
Наряду с этим, результатами международных попыток поставить ЧВК в правовые рамки является назначение в рамках ООН Специального докладчика для рассмотрения проблемы использования наемников как средства нарушения прав человека и противодействия осуществлению права народов на самоопределение, которого позже заменила Рабочая группа ООН по использованию наемников. Отношение к вопросу использования наемников, что у Специального докладчика, что у Рабочей группы является очень негативным. По результатам своей работы они отмечают отрицательные последствия деятельности ЧВК, которых считают наемниками нового типа, а также призывают государства отказаться от их использования.
Проблемой урегулирования ЧВК также занимается Международный комитет Красного креста. В отличие от Специального докладчика и Рабочей группы, организация настроена менее радикально к данному вопросу. Красный Крест стремится решить этот вопрос путем привлечения не только государств, правительственных организаций, но и представителей частного военного бизнеса.
Нет однозначного ответа на вопрос, насколько эффективными были попытки международного сообщества по разработке международного законодательства. Все же негативных откликов оказалось больше. Антонио Кассезе, Томас Адамс, как и Олег Валецкий, обвинили государства в нежелании создавать такое законодательство, так как использование ЧВК дает им возможность уйти от ответственности и предоставляет эффективный инструмент для реализации национальных интересов.
Британская независимая организация War on Want придерживается такого же мнения, раскритиковав Международный кодекс поведения частных военных компаний, целью которого было улучшение подотчетности деятельности ЧВК, а также ее соответствие принципам международного права. Кроме того, War on Want предоставила данные, доказывающие заинтересованность государств в дальнейшем развитии частного военного бизнеса.
В свою очередь Дебора Авант и Сара Перси придерживаются мнения о том, что, так или иначе, существующие правовые механизмы влияют на поведение, как государств, так и самих ЧВК. Доказательством этого может служить тот факт, что на данный момент многие ЧВК отказались от предоставления услуг военного характера.
Вальтер Брюйер-Остельс заявляет о том, что, несмотря на некоторые недостатки, в целом использование ЧВК не представляет собой никаких проблем, если в их функции не входят наступательные операции.
Международное сообщество продолжает предпринимать попытки создания адекватного международного законодательства, несмотря на явное нежелание некоторых государств, в частности США. Так Рабочей группой был проведен ряд региональных консультаций по этому вопросу, а также Советом ООН по правам человека была инициирована разработка Конвенции о частных и охранных компаниях.
В целом же можно сказать, что, несмотря на весь негативный фон, касающийся деятельности ЧВК, индустрия частного военного бизнеса набирает обороты. Очевидно, что в ближайшее время ЧВК станут влиятельным актором на международной арене, поэтому напрашивается необходимость создания соответствующих международно-правовых механизмов их регулирования.
1. Документ Монтре о соответствующих международно-правовых обязательствах и передовых практических методах государств касающихся функционирования частных военных и охранных компаний в период вооруженного конфликта. https://www.icrc.org/rus/assets/files/other/montreau.pdf
2. Дополнительный протокол к женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов. https://www.icrc.org/rus/assets/files/2013/ap i rus.pdf
3. Доклад Специального докладчика Комиссии ООН по правам человека по вопросам использования наемников Энрике Берналеса Бальестероса (2003) [Эл. ресурс] // Электронная библиотека международных документов по павам человека. - Электрон. дан. - URL: http://www.hri.ru/docs/?content=doc&id=319
4. Использование наемников как средство нарушения прав человека и противодействия
осуществлению права народов на самоопределение [Эл. ресурс] // Private security monitor. - Электрон. Дан. - URL:
http://psm.du.edu/media/documents/international regulation/united nations/human rights c ouncil and ga/wg on mercenaries/reports and statements/a-61-341 russian.pdf
5. Из доклада Рабочей группы Генеральной Ассамблеи 2008. - Электрон. дан. - URL: http://tfolio.ru/item/G5Q6
6. Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием
и обучением наемников. - Электрон. дан. - URL:
http://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/mercen.shtml
7. Международный кодекс поведения частных военных компаний. http://www.icoc- psp.org/uploads/International Code of Conduct for Private Security Providers -
Russian.pdf
8. Определение агрессии. - Электрон. дан. - URL:
http://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/aggression.shtml
9. Резолюции и решения Экономического и Социального Совета. - Электрон. дан. - URL: http://files.sudrf.ru/623/norm akt/doc20150922-095000.pdf
10. Проект. МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНВЕНЦИЯ О КОНТРОЛЕ, НАДЗОРЕ И
МОНИТОРИНГЕ ЗА ЧАСТНЫМИ ВОЕННЫМИ И ОХРАННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯТИЯМИ . - Электрон. дан. - URL:
http://mgimo.ru/files/121626/project.pdf
11. Рабочая группа по вопросу об использовании наемников как средства нарушения прав
человека и противодействия осуществлению права народов на самоопределение [Эл. ресурс] // Объединенные нации. Права человека. Управление Верховного комиссара. - Электрон. дан. - URL:
http://www.ohchr.org/RU/Issues/Mercenaries/WGMercenaries/Pages/WGMercenariesIndex .aspx
12. PROMOTION AND PROTECTION OF ALL HUMAN RIGHTS, CIVIL, POLITICAL,
ECONOMIC, SOCIAL AND CULTURAL RIGHTS, INCLUDING THE RIGHT TO DEVELOPMENT. - Электрон. дан. - URL: https://documents-dds-
ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/G08/100/75/PDF/G0810075.pdf?OpenElement
13. OAU CONVENTION FOR THE ELIMINATION OF MERCENARISM IN AFRICA. -
Электрон. Дан. - URL: http://www.peaceau.org/uploads/convention-elimination-
mercenariism-en.pdf
14. The right of peoples to self-determination and its application to peoples under colonial or alien domination or foreign occupation. - Электрон. дан. - URL: https://documents-dds- nv.un.org/doc/UNDOC/GEN/G00/118/01/IMG/G0011801.pdf?OpenElement
15. Use of mercenaries as a means of violating human rights and impeding the exercise of the right of peoples to self-determination. - Электрон. дан. - URL: https://documents-dds-..99