ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АМЕРИКАНО-ИРАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
1.1 ИРАН В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИКИ США 11
1.2 СТАБИЛИЗАЦИЯ АМЕРИКАНО-ИРАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ Б. ОБАМЕ 17
ГЛАВА 2. ИЗМЕНЕНИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА США В ОТНОШЕНИИ ИРАНА
2.1 ОБОСТРЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ И ВЫХОД США ИЗ ЯДЕРНОЙ СДЕЛКИ 26
2.2 ПОЛИТИКА САНКЦИЙ И УСИЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ 31
2.3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АМЕРИКАНО-ИРАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ 41
2.4 ПОЗИЦИЯ РОССИИ В АМЕРИКАНО-ИРАНСКОМ КОНФЛИКТЕ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55
В современном мире трудно найти двусторонние отношения более противоречивые, чем между США и Ираном. Это дипломатическое противостояние длиной уже больше, чем в 40 лет считается одним из наиболее застарелых на планете, с тех пор, как в 1979 году после Исламской Революции, США и Иран разорвали дипломатические отношения. В случае Ирана оно является родовым пятном его государственности и оказывает формирующее влияние на характер не только внешней политики, но и государственной стратегии в целом. Противостояние между Ираном и США, набравшее свои обороты во второй половине ХХ века охватывало различные сферы, например вопрос добычи и экспорта Ираном нефти, разногласия по арабо-палестинскому конфликту и признание Израиля, а также вечный вопрос ядерной программы Ирана. Две страны не раз балансировали на грани открытого вооруженного конфликта, но никогда не пересекали эту грань.
И Ирану, и США есть, что предъявить в качестве доказательств ненадежного и дестабилизирующего международную безопасность поведения противоположной стороны. Так, Иран постоянно напоминает о вмешательстве американских вооруженных сил в дела Ближнего Востока, о стремлении Вашингтона навязать свою либеральную идеологию в ходе демократизации региона. Всё это, по мнению Ирана, является проявлениям импералистических черт внешней политики США по уничтожению исламских ценностей и культуры. В свою очередь, США неуклонно относят Иран к числу государств, поддерживающих международный терроризм. Несмотря на то, что в 2001 году Иран и США фактически противостояли одному и тому же врагу в лице Талибана американо-иранские отношения усугубились еще больше. Важно заметить, что предпосылки к налаживанию диалога между Вашингтоном и Тегераном имели место быть, когда Иран оказал США хотя и косвенное, но всё же разведывательное и материальнотехническое сотрудничество, стремясь свергнуть Талибан. Можно было предполагать, что данное обстоятельство станет мостом для нормализации ирано-американских отношений. Тем не менее, администрация Дж.Буша- младшего выбрала пусть жесткой антитеррористической политики и в 2002 году наряду с Южной Кореей и Ираком включил Иран в "ось зла", число стран спонсирующих террористов и стремящихся завладеть ядерным оружием. После подобного выступления можно было забыть о совместных действиях, сотрудничестве, и уж тем более о нормализации отношений.
Ядерная программа Ирана является одним камнем преткновения в американо-иранском диалоге. Заложенная в середине 1950-х годов в период правительства Шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, ядерная программа Ирана по сей день играет важную роль на международной арене и отражается как на безопасности Ближнего Востока отдельно, так и на стабильности всего мира в целом. Для того чтобы ограничить амбиции Ирана в разработке ядерного оружия, ведущими странами были разработаны определенные стратегии. Таким образом, 15 июля 2015 года Иран и страны «шестерки»
(США, Франция, Великобритания, Г ермания, Китай и Россия) достигли
соглашения по иранской ядерной программе в обмен на отмену наложенных ранее санкций против Ирана - Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД). По соглашению Иран должен допускать инспекторов МАГАТЭ на свои ядерные объекты, страны Запада, в свою очередь, обязуются постепенно снимать с Ирана санкции. Соглашение было ратифицировано всеми сторонами и одобрено Советом Безопасности ООН. Эксперты МАГАТЭ, в соответствие с СВПД должны были проводить мониторинг ядерных объектов в течение 25 лет. Все международные санкции должны были бы сняты с Ирана через 10 - 15 лет при условии выполнения соглашения. Однако, США никогда не отказывались от обвинений в сторону Ирана, что он тайно ведёт работы по созданию ядерного оружия. В годы президентства Б.Обамы в отношениях между США и Ираном наблюдался период деэскалации американо-иранского конфликта, однако с приходом Д.Трампа повернулась на 360 градусов. В период президентской кампании Трамп не раз заявлял о том, что больше не намерен заверять Конгресс в том, что СВПД отвечает интересам страны. Еще до избрания Д. Трамп жестко раскритиковал соглашение, называя его "худшей сделкой", и не исключал, что выйдет из нее, если соглашение не удастся "исправить". В 2018 г. Д.Трамп нанес неожиданный и агрессивный удар по СВПД и США покинули сделку. Вашингтон моментально ввел жесткие санкции против Ирана и возобновил политику экономической изоляции. Это расшатало ядерную сделку, что само по себе грозило обернуться катастрофическими последствиями.
Новый виток осложнений американо-иранских отношений начался в 2019 году, а уже в начале 2020 года Америкой и Ираном были военные операции в отношении друг друга, в ходе которых появились уже и людские потери. Однако, второй раз за 40 летний период противостояния Вашингтона и Тегерана вновь появились предпосылки к стабилизации американоиранского диалога. Оказал на это влияние в 2021 году приход в США новой администрации во главе с демократом Джо Байденом. В свете широкой международной дискуссии по иранской ядерной программе и вопросу о возобновлении СВПД на сегодня складывается очевидная тенденция, когда иранская проблематика вновь все чаще выносится на повестку дня руководством Белого дома как первоочередная.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что американоиранских конфликт с 1979 года никогда не стоял на месте и постоянно развивался, приобретая те или иные формы. Состояние американо-иранских отношений является одним из первостепенных факторов стабильности всего Ближневосточного региона в целом. С выходом США из СВПД и со снижением роли договора, как гаранта ядерной безопасности, на международной арене развивается конфликт, называемый Иранским кризисом, который характеризуется напряженным политическим, дипломатическим и военным противостоянием между Ираном и союзными ему группировками с одной стороны, и США и их стратегическими союзниками в регионе с другой. Конфронтация между двумя странами набирает обороты с каждым днем, а опасения по поводу открытой военной ситуации становятся все сильнее. Помимо США и Ирана в данный конфликт, так или иначе, втянуты странные «пятерки» договора СВПД, а также страны Ближнего Востока, являющиеся партнерами одной или другой стороны. В особенности сейчас мы можем наблюдать новый конфронтации, которая особенности усилилась 2020 год. С приходом в США администрации Д.Байдена американо-иранские отношения приобрели новых характер, и то, как они дальше будут развиваться, целиком и полностью будет зависеть от грядущих президентских выборов в Иране.
Цель работы: выявить динамику американо-иранского конфликта и оценить его влияние на геополитическую обстановку.
Для достижения обозначенной цели поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать состояние американо-иранских отношений в начале XXI века.
2. Выявить параметра деэскалации американо-иранского конфликта в период президентства Б.Обамы.
3. Рассмотреть внешнеполитический курс Д.Трампа и причины выхода США из СВПД.
4. Проанализировать влияние американо-иранских отношений на геополитическую обстановку и позицию России.
5. Определить перспективы развития американо-иранских отношений.
Объектом данного исследования являются отношения между США и Ираном
Предмет исследования: периоды эскалации и деэскалации напряженности в американо-иранских отношениях.
Хронологические рамки исследования охватывают 2009-2020 года. Выбор данной хронологии объясняется сроками двух администраций Соединенных Штатов, периоды работы которых необходимо сравнить в отношении их политики по Ирану.
При написании данной работы были использованы следующие методы исследования: сравнительно-исторический метод, системный подход, политико-описательный метод, внешнее инструментальное наблюдение, моделирование.
Анализ источников и литературы:
При написании данной работы были использованы официальные документы и исполнительные указы президентов, резолюции Совета Безопасности США, межправительственные договоры, материалы научной литературы по теме американо-иранских отношений, материалы американских и иранских СМИ.
При написании работы использовались следующие документы: Стратегия Национальной Безопасности США-2006 ; Резолюция Совета Безопасности № 1929 ; Совместный Всеобъемлющий План Действий
(СВПД) ; Стратегия Национальной безопасности США-2017 ; Указ № 13622 о введении дополнительных санкций в отношении Ирана ; Указ о повторном введении определенных видов санкции в отношении Ирана ; Указ о введение санкций в отношении металлургического, стального, алюминиевого и медного секторов Ирана ; Указ о разрешении использования военных сил США в борьбе с терроризмом ; Резолюция Совета Безопасности ООН № 2231 ; а также другие исполнительные указы президентов США по проведению внешней политики в отношении Ирана. Стратегии национальной безопасности США и исполнительные указы президентов послужили основой для анализа внешнеполитического курса Америки в отношении Ирана в период с 2009 года по 2020. На основе договора СВПД был проанализирован ход подписания, а также ключевые аспекты ядерной сделки.
Большой вклад в написание данного исследования внесли работы авторов научного исследовательского центра Congressional Research Service. Стоит особо отметить работу K. Katzman, C.Thomas, K. McInnis, в которой исследователи подробно описывают политику Вашингтона в отношении Ирана в период начала нового этапа конфронтации с 2019 года.
В ходе написания данного исследования были использованы следующие труды отечественных авторов. Федорова И.Е. «Иран и США: диалог и противостояние», автор данной работы рассматривает исторический бэкграунд американо-иранских отношений и анализирует ход появления американо-иранского конфликта с 1979 года. На основе работы Сушенцова А. «Пределы обострения Американо-Иранского конфликта» и Шилова И.М
«США и Иран на пороге войны? Хроника противостояний» удалось проследить за динамикой эскалации американо-иранского конфликта. Работа Сажина В.И «Американо-иранские отношения: Иранская ядерная
программа» внесла вклад в анализ ядерной активности Ирана, а также анализ отношения международного сообщества к данной проблеме. Большой вклад в написание работы внесли статьи Н.У. Ханалиева «Особенности американо-иранских отношений на современном этапе» и С. Ю. Шенин «Политика администрации д. Трампа в отношении иранской сделки» . Также были дополнительно использованы авторефераты к диссертациям Бурцева С.Н . и Сафонова А.С.
Большую ценность представляют работы зарубежных авторов таких т/аы • Т 1? П11г1 (ТОТ* ‘ A A 1 ‘ А ТЛ"1 1Q ‘ А Г^СТП'П'П AlVl Г—То АРТГАПР ’’^'TT/TV как: ±. ROU gar ? A. A o ? A. Dvsa a ? A. vguunu . На основе этих работ были проанализированы американо-иранские отношения на современном этапе и также позиции других стран по иранскому кризису. Необходимо также выделить работу A. Richards, в которой описывается как иранская проблема влияет на формирование Стратегии Безопасности США.
Значимой опорой данного исследования являются материах новостных медиа: The New York Times, The Washington Post, The Guardian: BBC-News, CNN, TASS.
Подводя итоги данной исследовательской работы, можно констатировать, что американо-иранские отношения в период 2009 - 2020 годов носили сложный и непостоянный характер. В XXI век США и Иран вошли в состоянии обоюдной политики противостояния, которая была вызвана рядом разногласий и взаимных претензий. Ключевыми аспектами напряженных отношений являлись недовольства Ирана о намерениях Вашингтона по демократизации и либерализации Ближнего Востока, встречные обвинения США в сторону Ирана о его причастности к поддержке террористических организаций и международного терроризма, а также самым острым разногласием была иранская ядерная программа.
С 2009 года с началом президентства Б. Обамы, Вашингтон постепенно начал отходить от приверженности жесткой политики в отношении Ирана, сопровождающейся политической и экономической изоляцией. Однако диалог удалось наладить не сразу ввиду правления в Иране религиозно-консервативной администрации. Иранский президент М. Ахмадинежад открыто проводил вызывающий внешнеполитический курс по защите иранских интересов в противовес интересам Запада. Несмотря на угрозы санкций со стороны мировых держав, в жизнь стала интенсивно претворяться программа по ускорению и расширению созданию национальной ядерной промышленности, включая и технологии обогащения урана. Таким образом, в период 2009-2013 , как и прежде, основными инструментами влияния Соединенных Штатов на Иран оставались экономические санкции и угрозы применения военной силы.
В ходе данного исследования удалось выявить период деаскалации американо-иранского конфликта, и следует обозначить, что в определенной степени этому поспособствовало пришедшее в 2013 году новое Иранское правительство во главе с Хасаном Роухани. Роухани, как умеренный либерал, оказался более открытым для переговоров с Вашингтоном, чем его
предшественники. Потепление в ирано-американских отношениях началось с 2013 года. Сперва произошел первый с 1979 года телефонный разговор между Б. Обамой и Х. Роухани. Далее при большой поддержке Обамы летом 2015 года был подписан Совместный Всеобъемлющий План Действий (СВПД) - окончательное соглашение по Иранской ядерной программе, основными пунктами которого стали полный контроль МАГАТЭ над ядерными объектами Ирана и постепенное снятие санкций. Сделка имела большое значение, поскольку ключевой её задачей был запрет Ирану на развитие ядерной программы. Хотя политического сближения с Ираном администрации Б.Обамы добиться не удалось ввиду наличия всё еще взаимных претензий и недоверия к политике друг друга, тем не менее, подписание ядерной сделки значительно отразилось на снятии международной напряженности по вопросу Ирана.
Началом стремительного обострения американо-иранских отношений отмечен приход администрации Д. Трампа. Вступление Трампа в должность президента повлияло на ужесточение политического курса Америки по Ирану, таким образом, Вашингтон вновь вернулся к активной антииранской политике. Конфликт резко обострился с выходом США из СВПД и возобновлением ряда санкций, отмененных Б.Обамой. Восстановленные санкции, а также принуждение Вашингтона к экономической изоляции ИРИ привели Иран к состоянию экономического упадка, в котором страна находится и по сей день. Эскалацией американо-иранского конфликта являются проведенные в ночь со 2 на 3 января 2020 года воздушные авиаудары США по территории аэропорта в Багдаде с целью ликвидации иранского генерала Касем Сулеймани и ответная военная операция Ирана «Мученик Сулеймани». Можно с уверенность утверждать, что, учитывая эскалацию напряженности и взаимные угрозы со стороны обоих государств, в 2020 году существовала вероятность полномасштабного вооруженного конфликта между США и Ираном. Во многом этому помешал начавшийся кризис COVID-19, а также президентские выборы в США. Приход к власти 53
новой администрации во главе с Джо Байденом, одним из главных лозунгов которого в период президентской кампании был возврат к международным соглашениям и гуманитарной направленности США во внешней политике, открыл новые перспективы и возможности для американо-иранского диалога по разрешению разногласий, порождённых выходом США из ядерной сделки.
Новая администрация придерживается возможности возвращения США в СВПД и даже снятия ряда санкций с Ирана. Выбор такой ближневосточной политики объясняется рядом причин. СВПД всё еще остается важным аспектом на международной арене по двум причинам. Первая заключается в угрозе возобновления Ираном своей ядерной программы. Развал сделки, которая предполагала ограничения на обогащение урана в Иране в обмен на смягчение санкций, позволил Ирану отказаться от этих ограничений и довести уровень обогащения урана до исторического максимума. Следовательно, продолжительное отсутствие у США каких-либо инструментов сдерживания Ирана представляет угрозу появления нового витка в развитии иранской ядерной программы. Вторая причина - это наличие крупномасштабных поставок в Иран обычных вооружений, которые также влияют на укрепление влияния Ирана на Ближнем Востоке. Таким образом, можно сделать вывод, что возвращение США к обсуждению СВПД определяется не только приверженностью нового президента многосторонней дипломатии, но и вполне прагматическими соображениями. Однако теперь успех возобновления ядерной сделки характер будущих американо-иранских отношений будет зависеть еще и от итогов грядущих президентских выборов в Иране, которые произойдут 18 июня.
1. A New Beginning: Speech at Cairo University, delivered 4 June 2009, Cairo, Egypt. - URL:
https ://www.americanrhetoric. com/speeches/barackobama/barackobamacair ouniversity.htm (дата обращения 22.03.21)
2. Al-Arabiya Television Interview With Hisham Melhem / delivered 26 January 2009, White House, Washington, D.C. - URL: https ://www.americanrhetoric. com/speeches/barackobama/barackobamaal- arabiya.htm (дата обращения: 22.03.21)
3. Authorizing Additional Sanctions with Respect to Iran, Executive Order
13622 // U.S. Department of the Treasury, August 2, 2012. - URL: https://home.treasury.gov/system/files/126/13622.pdf (дата обращения:
24.03.21)
4. Bush G. Commencement Address at the University of South Carolina in Columbia // The American Presidency Project. - URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/ index.php?pid=407#axzz1LD2PmQLn (дата обращения: 18.03.21)
5. Donald J. Trump (@realDonaldTrump) « He should have been taken out
many years ago!» January 3, 2020. Tweet
https://twitter.com/realDonaldTrump/status/121309635207229440Uref src =twsrc%5Etfw (дата обращения: 02.06.21)
6. H.R.3107 - Iran and Libya Sanctions Act of 1996 // U.S. Congress
legislation. - URL:
https://www.congress.gov/search?q=%7B%22congress%22:[%22117%22], %22source%22 :%22all%22,%22search%22:%22iran%22%7D&searchResu ltViewType=expanded (дата обращения: 15.03.21)
7. H.R.3880 - To require the imposition of sanctions on foreign financial institutions that are members of an entity that provides services relating to secure communications, electronic funds transfers, or cable transfers to the Central Bank of Iran or sanctioned financial institutions // U.S. Congress legislation. - URL: https://www.congress.gov/bill/112th-congress/house- bill/3880?q=%7B%22search%22%3A%5B%22H.R.3880+To+require+the+i mposition+of+sanctions+on+foreign+financial+institutions+that+are+memb ers+of+an+entity+that+provides+services+relating+to+secure+communicati ons%2C+electronic+funds+transfers%2C+or+cable+transfers+to+the+Centr al+Bank+of+Iran+or+sanctioned+financial+institutions%22%5D%7D&s=3 &r=2 (дата обращения: 24.03.21
8. H.R.5330 - Iran Human Rights Accountability Act of 2018 // U.S. Congress legislation. - URL: https://www.congress.gov/bill/115th-congress/house- bill/5330?q=%7B%22search%22%3A%5B%22H.R.5330+- +Iran+Human+Rights+Accountability+Act+of+2018%22%5D%7D&s=5&r =1 (дата обращения: 10.05.21)
9. H.R.5612 - Iranian Military and Terror Financing Reporting Act // U.S.
Congress legislation. - URL: https://www.congress.gov/bill/115th-
congress/house-bill/5612?q=%7B%22search%22%3A%5B%22H.R.5612+- +Iranian+Military+and+Terror+Financing+Reporting+Act%22%5D%7D&s =10&r=1 (дата обращения: 15.05.21)
10. Imposing Sanctions With Respect to the Iron, Steel, Aluminum, and Copper
Sectors of Iran, Executive Order 13871 // U.S. Department of the Treasury, May 10, 2019 / Presidential documents. - URL:
https://home.treasury.gov/system/files/126/13871.pdf (дата обращения:
15.05.21)
11. Joint Comprehensive Plan of Action // U.S. Department of State, 2015. -
URL: https://2009-2017.state.gov/e/eb/tfs/spi/iran/jcpoa/index.htm (дата
обращения: 25.03.21)
12. Katzman K. U.S.-Iran Conflict and Implications for U.S. Policy / K. Katzma, C.Thomas, K. McInnis // Congressional Research service , - 2020
13. National Security Strategy of United States of America, December 2017 // White House/ - URL: https://nssarchive.us/national-security-strategy-2017/ (дата обращения: 29.04.21)
14. President delivers State of the Union address’, 29 Jan. 2002 // The White
House. - URL: https:// georgewbush-
whitehouse.archives.gov/news/releases/2002/01/20020129-11.html (дата обращения: 15.03.21)
15. Protecting the Nation from Foreign Terrorist Entry into the United States,
Executive Order 13769 // U.S. Congress legislation. - URL:
..67