Совершенствование техники игры ловушкой хоккейного вратаря на этапе спортивной специализации
|
Введение 3
1 Теоретические основы технических приемов в хоккее 6
1.1 Техническая и психологическая подготовка вратаря в хоккее 6
1.2 Технические приемы вратаря в хоккее 13
2 Организация и методы исследования 28
2.1 Организация исследования 28
2.2 Методы исследования 28
2.3 Методика совершенствования техники игры ловушкой хоккейного
вратаря на этапе спортивной специализации 31
3 Результаты исследования и их обсуждение 37
3.1 Анализ соревновательной деятельности хоккейной команды
«Сокол» г. Красноярск и выбор направления исследования 37
3.2 Оценка эффективности разработанной методики
совершенствования техники игры ловушкой хоккейного вратаря на этапе спортивной специализации 38
Заключение 41
Список использованных источников 43
1 Теоретические основы технических приемов в хоккее 6
1.1 Техническая и психологическая подготовка вратаря в хоккее 6
1.2 Технические приемы вратаря в хоккее 13
2 Организация и методы исследования 28
2.1 Организация исследования 28
2.2 Методы исследования 28
2.3 Методика совершенствования техники игры ловушкой хоккейного
вратаря на этапе спортивной специализации 31
3 Результаты исследования и их обсуждение 37
3.1 Анализ соревновательной деятельности хоккейной команды
«Сокол» г. Красноярск и выбор направления исследования 37
3.2 Оценка эффективности разработанной методики
совершенствования техники игры ловушкой хоккейного вратаря на этапе спортивной специализации 38
Заключение 41
Список использованных источников 43
Быстрый рост спортивных достижений и связанный с этим рост интенсивности тренировочного процесса, снижение возраста чемпионов и рекордсменов, а также ранняя специализация во многих видах спорта, по мнению многих авторов, выдвигают более высокие требования к подготовке юных спортсменов на этапе начальной специализации в различных видах спортивной деятельности.
По мнению ведущих специалистов и тренеров отечественного хоккея (Ю.Ф. Курамшин, 2013; Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, 2001; В.П. Савин, 2003) - вратарь является стержневой, значимой фигурой хоккейной команды. Вместе с тем структура и содержание соревновательной деятельности вратаря значительно отличается от полевого игрока, и вызывают целесообразность отдельного изучения техники, тактики и методики подготовки. Единственный игрок в команде, которому разрешено играть руками в пределах своей штрафной площади, т.е. его функции достаточно специфичны. Игра вратаря отличается от игры полевых игроков значительно меньшей двигательной активностью, но, вместе с тем, она характерна «взрывным» характером двигательных действий, требующих мгновенной мобилизации всех функций и систем организма для обеспечения интенсивной и кратковременной мышечной работы. Доминирующим фактором соревновательной деятельности вратарей в хоккее является предугадывание намерений атакующих игроков соперника - ударного, броскового или обманного движения.
Актуальность. Большая значимость и вклад вратаря в игру команды предъявляют повышенные требования к методике его подготовки. В хоккее накоплен определенный опыт подготовки вратарей, который к настоящему времени мало изучен (И.Н. Панин, 2005). Имеющиеся литературные источники не в полной мере отражают вопросы специфики построения тренировочного процесса вратарей. В практике хоккея вратари тренируются преимущественно в составе команды и во многом выполняют работу, сходную по направленности и содержанию, что и полевые игроки. Это значительно снижает объем специфической деятельности вратарей и негативно отражается на процессе их подготовки. Отсутствие целенаправленного планирования нагрузки, учета возрастных особенностей становления и развития двигательных способностей, преимущественное проведение тренировки в воротах, однообразие упражнений являются основными факторами низкой эффективности учебно -тренировочного процесса вратарей детских спортивных школ (Сорокин И.И. 2014).
Таким образом, анализ научно -методической литературы и существующая практика спортивной подготовки в детско -юношеских спортивных школах по хоккею позволили выявить противоречия между высокими требованиями к развитию психофизической и технико-тактической подготовленности вратарей, предъявляемыми специфическими условиями соревновательной деятельности и недостаточной эффективностью методики подготовки юных вратарей в хоккее.
Цель исследования — повышение эффективности технической подготовки вратарей в хоккее с шайбой на этапе спортивной специализации.
Объект исследования — учебно-тренировочный процесс хоккеистов 13 - 15 лет.
Предмет исследования — методика совершенствования техники игры ловушкой вратарей на этапе спортивной специализации.
Гипотеза исследования — предполагалось, что применение разработанной методики, позволит качественно повысить уровень технической подготовленности вратарей в хоккее с шайбой.
Задачи исследования:
1. Изучить и определить особенности методики технико-тактической подготовки в учебно-тренировочном процессе хоккеистов.
2. На основе анализа литературных источников, опыта работы тренеров и собственного спортивного опыта разработать методику совершенствования техники игры ловушкой хоккейных вратарей.
3. Определить эффективность применения разработанной методики в учебно-тренировочном процессе.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научно -методической и специальной литературы.
2. Видеоанализ
3. Контрольные испытания.
4. Педагогический эксперимент.
5. Методы математической статистики.
По мнению ведущих специалистов и тренеров отечественного хоккея (Ю.Ф. Курамшин, 2013; Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, 2001; В.П. Савин, 2003) - вратарь является стержневой, значимой фигурой хоккейной команды. Вместе с тем структура и содержание соревновательной деятельности вратаря значительно отличается от полевого игрока, и вызывают целесообразность отдельного изучения техники, тактики и методики подготовки. Единственный игрок в команде, которому разрешено играть руками в пределах своей штрафной площади, т.е. его функции достаточно специфичны. Игра вратаря отличается от игры полевых игроков значительно меньшей двигательной активностью, но, вместе с тем, она характерна «взрывным» характером двигательных действий, требующих мгновенной мобилизации всех функций и систем организма для обеспечения интенсивной и кратковременной мышечной работы. Доминирующим фактором соревновательной деятельности вратарей в хоккее является предугадывание намерений атакующих игроков соперника - ударного, броскового или обманного движения.
Актуальность. Большая значимость и вклад вратаря в игру команды предъявляют повышенные требования к методике его подготовки. В хоккее накоплен определенный опыт подготовки вратарей, который к настоящему времени мало изучен (И.Н. Панин, 2005). Имеющиеся литературные источники не в полной мере отражают вопросы специфики построения тренировочного процесса вратарей. В практике хоккея вратари тренируются преимущественно в составе команды и во многом выполняют работу, сходную по направленности и содержанию, что и полевые игроки. Это значительно снижает объем специфической деятельности вратарей и негативно отражается на процессе их подготовки. Отсутствие целенаправленного планирования нагрузки, учета возрастных особенностей становления и развития двигательных способностей, преимущественное проведение тренировки в воротах, однообразие упражнений являются основными факторами низкой эффективности учебно -тренировочного процесса вратарей детских спортивных школ (Сорокин И.И. 2014).
Таким образом, анализ научно -методической литературы и существующая практика спортивной подготовки в детско -юношеских спортивных школах по хоккею позволили выявить противоречия между высокими требованиями к развитию психофизической и технико-тактической подготовленности вратарей, предъявляемыми специфическими условиями соревновательной деятельности и недостаточной эффективностью методики подготовки юных вратарей в хоккее.
Цель исследования — повышение эффективности технической подготовки вратарей в хоккее с шайбой на этапе спортивной специализации.
Объект исследования — учебно-тренировочный процесс хоккеистов 13 - 15 лет.
Предмет исследования — методика совершенствования техники игры ловушкой вратарей на этапе спортивной специализации.
Гипотеза исследования — предполагалось, что применение разработанной методики, позволит качественно повысить уровень технической подготовленности вратарей в хоккее с шайбой.
Задачи исследования:
1. Изучить и определить особенности методики технико-тактической подготовки в учебно-тренировочном процессе хоккеистов.
2. На основе анализа литературных источников, опыта работы тренеров и собственного спортивного опыта разработать методику совершенствования техники игры ловушкой хоккейных вратарей.
3. Определить эффективность применения разработанной методики в учебно-тренировочном процессе.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научно -методической и специальной литературы.
2. Видеоанализ
3. Контрольные испытания.
4. Педагогический эксперимент.
5. Методы математической статистики.
1. На достаточно длительном промежутке времени команда сборной России по хоккею с шайбой не может завоевать медали высшей пробы на Олимпийских играх, что было присуще нам в былые годы. Также сборные команды России по хоккею с шайбой разных возрастов не могут добиться наивысшего результата на Чемпионате мира. Одна из причин этих неудач - недостаточно надежная игра вратарей.
Эффективное использование технических приемов вратарем в хоккее напрямую влияет на результат игры. Хоккейный вратарь использует в основном следующие технические приемы: выбор позиции; «краб»; игра при закрытом обзоре; подстроение к шайбе; отбивание шайбы блином; ловля шайбы ловушкой; перекат при передаче.
2. На основе анализа литературных источников, опыта работы тренеров и собственного спортивного опыта разработана методика ориентированая в первую очередь на повышение уровня технико -тактической подготовленности вратарей с акцентом на совершенствование координационных способностей. При формировании методики учитывались внешние факторы (особенности календаря соревнований): закономерности развития спортивной формы,комплекс внешних и внутренних факторов, определяющих общее направление подготовки, структуру и содержание макро-, мезо-, микроциклов. Главной отличительной чертой разработанной методики, в первую очередь является отделение тренировочного процесса вратарей, от тренировочного процесса полевых игроков.
Методика предполагала односезонное планирование, которое включало в себя 4 периода - общеподготовительный, специально -подготовительный, соревновательный и переходный, с характерными для каждого из них целями, задачами, методической направленностью, содержанием средств и методов.
3. Проведенный эксперимент свидетельствует об эффективности разработанной методики совершенствования техники игры ловушкой хоккейного вратаря на этапе спортивной специализации и как следствие применение разработанной методики в учебно-тренировочном процессе, позволяет качественно повысить уровень технической подготовленности вратарей в хоккее с шайбой. Выявлено, что за время педагогического эксперимента по всем изучаемым параметрам произошли положительные сдвиги, как в контрольной группе, так и в экспериментальной группе. Однако, прирост показателей экспериментальной группы выше, чем у контрольной группы. Наибольший прирост в наблюдался в тесте «Ловля 10 шайб ловушкой (Руки отведены)», наименьший в «Комплексный тест», 32,4 % и 10 % соответственно.
Эффективное использование технических приемов вратарем в хоккее напрямую влияет на результат игры. Хоккейный вратарь использует в основном следующие технические приемы: выбор позиции; «краб»; игра при закрытом обзоре; подстроение к шайбе; отбивание шайбы блином; ловля шайбы ловушкой; перекат при передаче.
2. На основе анализа литературных источников, опыта работы тренеров и собственного спортивного опыта разработана методика ориентированая в первую очередь на повышение уровня технико -тактической подготовленности вратарей с акцентом на совершенствование координационных способностей. При формировании методики учитывались внешние факторы (особенности календаря соревнований): закономерности развития спортивной формы,комплекс внешних и внутренних факторов, определяющих общее направление подготовки, структуру и содержание макро-, мезо-, микроциклов. Главной отличительной чертой разработанной методики, в первую очередь является отделение тренировочного процесса вратарей, от тренировочного процесса полевых игроков.
Методика предполагала односезонное планирование, которое включало в себя 4 периода - общеподготовительный, специально -подготовительный, соревновательный и переходный, с характерными для каждого из них целями, задачами, методической направленностью, содержанием средств и методов.
3. Проведенный эксперимент свидетельствует об эффективности разработанной методики совершенствования техники игры ловушкой хоккейного вратаря на этапе спортивной специализации и как следствие применение разработанной методики в учебно-тренировочном процессе, позволяет качественно повысить уровень технической подготовленности вратарей в хоккее с шайбой. Выявлено, что за время педагогического эксперимента по всем изучаемым параметрам произошли положительные сдвиги, как в контрольной группе, так и в экспериментальной группе. Однако, прирост показателей экспериментальной группы выше, чем у контрольной группы. Наибольший прирост в наблюдался в тесте «Ловля 10 шайб ловушкой (Руки отведены)», наименьший в «Комплексный тест», 32,4 % и 10 % соответственно.



