Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГЕРМАНО-ФРАНЦУЗСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ГЕРМАНИИ В 1990-2000-Е ГГ.

Работа №189423

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международные отношения

Объем работы83
Год сдачи2018
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
Введение 3
1. Роль объединенной Германии в мире 10
1.1 Основные изменения во внешнеполитическом курсе ФРГ после объединения 10
1.2 Европейская политика Германии 25
2. Германо-французские отношения в рамках Европейского Союза 39
2.1 Германо-французские отношения в европейской политике
Гельмута Коля 3 9
2.2 Отношения между Германией и Францией в рамках ЕС
при Герхарде Шрёдере 5 5
Заключение 66
Список источников и литературы 69


На сегодняшний день Германия является экономическим лидером Европейского Союза, занимает первое место по численности населения среди стран ЕС, обладает одной из крупнейших армий в Евросоюзе, кроме того ФРГ имеет сильное политическое влияние не только в рамках европейского континента, но и во всём мире. Лишь несколько государств ЕС могут сравниться с Федеративной Республикой в своём экономическом и политическом весе в Европе. Конечно же, речь идет о Франции и Великобритании. Однако такой ситуация будет оставаться не долго.
Как показали события последних лет, европейская интеграция достаточно легко может превратиться в дезинтеграцию, и в связи с решением Великобритании о выходе из Европейского Союза, расстановка сил в ЕС значительно изменится. Вновь впервые с 1973 года Германия и Франция останутся безоговорочными лидерами интеграционного объединения, и это событие должно повлиять на отношения Берлина и Парижа, как ни что другое в 21 веке. Таким образом, актуальным становится вопрос о том, на каких принципах складывались и как развивались германо-французские отношения после не менее значительного для Европы геополитического изменения, произошедшего в конце 20 века - объединения Германии.
Как известно, германо-французские отношения, в той форме, в которой мы видим их сейчас, начали складываться лишь через несколько лет после окончания Второй мировой войны. До этого периода франко-германские отношения можно было описывать как многовековое соперничество, часто перераставшее в открытую вражду и кровопролитные войны. Лишь с середины 20 века Германию и Францию начали связывать крепкие партнёрские отношения, постепенно становившиеся основой экономической, валютной, политической и военной интеграции Западной Европы. Именно совместное желание ФРГ и Франции избежать очередного военного конфликта подтолкнуло страны к сотрудничеству и началу процесса объединения Европы, продолжающегося уже более 60 лет. В связи с этим отношения Германии и Франции в период с 1990 до 2005 года совершенно логично рассматривать именно в рамках сотрудничества в ЕС. Более того, комплексное изучение германо-французских отношений в отрыве от европейской политики стран является просто невозможным.
Долгое время инициативы Германии и Франции способствовали формированию и углублению единого экономического, социального, политического и даже военного пространства Европы. Совершенно не удивительным является то, что наибольший успех различные инициативы имели именно тогда, когда они поддерживались одновременно Францией и Германией. Среди наиболее крупных примеров можно назвать создание в 1974 году Европейского Совета, ставшего высшей политической инстанцией ЕС; разработку в 1979 году по инициативе германского канцлера и французского президента Европейской валютной системы и общей валютной единицы «экю»; работу над созданием экономического и валютного союза, начатую ещё в 1989 году.
Всё же отношения между Западной Германией и Францией это далеко не то же самое, что отношения единой Германии и Французской Республики. После воссоединения ФРГ и ГДР германо-французские отношения переживали серьёзные изменения, повлиявшие на развитие всего Европейского союза. С 1990-го года Германия и Франция поистине стали «мотором» европейской интеграции, и благодаря совместной политике двух стран в конце 20 века интеграционное объединение пережило большой рывок вперёд. Всё же не нужно думать, что германо-французские отношения в рамках Европейского Союза строились исключительно на согласии лидеров стран по важнейшим вопросам интеграции. Напротив, «между Берлином и Парижем существуют давние и глубокие расхождения в базовых геополитических концептах», которые оказали значительное влияние на совместную работу стран в Европе. В 1990-е - 2000-е годы, когда в европейской интеграции проходили серьёзные качественные изменения, противоречия в целях и стратегиях стран усиливались. Но, несмотря на несогласие стран даже по основополагающим для единой Европы вопросам, лидерам ФРГ и Франции удавалось найти решение, приемлемое для обоих государств.
Безусловно, анализ германо-французских отношений будет абсолютно неправильным без учета общих изменений внешней политики ФРГ, произошедших в 1990-е годы. Объединение Германии стало крупнейшим политическим событием в послевоенной истории страны, «важным следствием чего стали поиски Федеративной Республикой своего внутри- и внешнеполитического “Я”». Несмотря на то, что в принципе внешняя политика ФРГ обладает достаточной инертностью и преемственностью, после объединения правительству Германии всё же пришлось начать формирование нового внешнеполитического курса, который должен был соответствовать изменившемуся статусу Германии на международной арене.
Хронологические рамки исследования составляют период с 1990 до 2005 года, начиная непосредственно с процесса объединения Германии и до момента ухода канцлера Герхарда Шрёдера со своего поста. Именно на этот период пришлось обретение Федеративной Республикой полной внешнеполитической независимости, и определение ею своей роли в системе международных отношений. Кроме того в условиях активизации интеграционных процессов именно в это время германо-французские отношения приобрели небывалую ранее значимость не только для Берлина и Парижа, но и для остальных государств Европейского Союза.
Объектом исследования является внешняя политика Германии с момента объединения страны в 1990 году и до окончания пребывания на посту федерального канцлера Г. Шрёдера. Предмет исследования - внешнеполитические отношения между Германией и Францией в рамках ЕС в данный период.
В связи с этим в работе рассматривается проблема того, какое место отношения с Францией занимали во внешней политике Германии, и как отношения двух стран влияли на развитие Европейского Союза в 1990-х - 2000-х годах.
Цель данной работы - показать особенности формирования и развития германофранцузских отношений во внешней политике ФРГ после объединения Германии.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- изучить основные изменения во внешней политике Германии после её объединения;
- выявить основные цели европейской политики ФРГ;
- определить роль германо-французского сотрудничества, как в двусторонних отношениях государств, так и в структуре Европейского Союза;
- проследить за изменениями в отношениях двух стран при смене канцлеров.
Безусловно, большое значение для написания данной работы имела широкая база источников, прежде всего мемуары самих канцлеров Германии, руководивших страной в исследуемый период. “Воспоминания” Гельмута Коля охватывает лишь события 1989-1990 годов, и это можно назвать плюсом, а не минусом данного источника, ведь происходившие в ФРГ и ГДР процессы описаны канцлером очень подробно. Кроме того стоит отметить, что Гельмут Коль, будучи одной из центральных фигур процесса объединения, не ограничился раскрытием исключительно своей точки зрения, канцлер также отвёл большую часть работы описанию позиций и политики лидеров других стран, участвовавших в объединении Германии. События, описываемые в воспоминаниях Герхарда Шрёдера, в свою очередь, охватывают достаточно длительный период времени и касаются как внутриполитической деятельности канцлера, так и проводимой им внешней политики. Наиболее важным для данной работы было то, что в описании всей своей внешнеполитической деятельности Герхард Шрёдер уделил действительно большое внимание вопросу германо-французских отношений, более того, отношения стран в данных мемуарах не ограничиваются сухим описанием хроники событий, а раскрываются со стороны личных взаимоотношений лидеров Германии и Франции.
Не меньшее значение имели такие источники как официальные заявления и выступления лидеров Германии и Франции. Совместные декларации канцлеров ФРГ и президентов Франции относительно направления интеграции ЕС или вопросов европейской безопасности и обороны позволили выявить сферы европейской политики, в которых между странами проявляется наибольшее единство интересов и целей.
Необходимым при рассмотрении вопросов, связанных с европейской интеграцией было использование информации из основополагающих документов Европейского Союза (Маастрихтского , Амстердамского , Ниццкого и других договоров). Полные тексты данных соглашений дали возможность проследить за тем, какие инициативы ФРГ и совместные германо-французские инициативы были включены в соглашения ЕС.
Наряду с текстами договоров в работе были рассмотрены и положения ряда саммитов и конференций, в рамках которых проходила непосредственная подготовка соглашений (например, саммиты 1999 года в Кёльне или Хельсинки ). Данные источники позволили сравнить изначальные идеи и желания ФРГ по различным вопросам европейской интеграции с положениями самих договоров, и, таким образом, оценить степень успешности осуществления чисто германских и совместных германо-французских инициатив.
Среди использованных в работе источников можно также выделить предвыборные программы двух политических партий Германии (ХДС и СДПГ ), каждая из которых в исследуемый период 1990-2005 годов занимала как место правящей партии, так и оппозиционной политической силы. Данные документы были важны не только для определения официальной внешнеполитической позиции немецкого правительства, но также для выявления недостатков и ошибок во внешней политике Федеративной Республики, на которые в своих программных документах и обращали внимание представители оппозиционной партии.
Что касается использованной литературы, как ни странно, степень изученности данной темы отечественными исследователями представляется недостаточной, так как среди использованных работ сложно найти труды, полностью посвящённые именно германо-французским отношениям. Чаще внешнеполитические связи двух стран описываются в отдельных главах книг, посвящённых внешней политике или истории одного из двух государств или в научных статьях, затрагивающих лишь узкие сферы германо-французских отношений.
Наиболее полное описание внешней и внутренней политики Германии, безусловно, представлено в многочисленных трудах российского историка Николая Павлова. В своих работах Н.В. Павлов часто описывает внешнеполитическую деятельность ФРГ с привязкой к общей политике конкретного федеративного канцлера, что позволяет лучше изучить изменения внешней политики страны, происходящие с изменением внутриполитической обстановки. Во всех работах Павлова германо-французскому сотрудничеству уделяется должное внимание. По мнению автора, активизация двустороннего сотрудничества во второй половине 20 века привела не только к установлению крепких отношений между Берлином и Парижем, но также стала движущей силой сложного и масштабного процесса европейской интеграции. Павлов также подчеркивает, что сотрудничество Германии и Франции, пусть и имевшее в начале 1990-х годов вынужденный характер, значительно усилило европейские и мировые позиции обеих стран.
В работах таких отечественных исследователей как Людмила Воробьева и Владислав Белов очень подробно описаны события, происходившие во внешней политике Германии на рубеже 20-21 столетий. Данные монографии охватывают как сам процесс объединения ФРГ и ГДР, так и все сферы внешней политики Германии в ходе её становления в качестве независимого актора международных отношений. По мнению Л. Воробьевой, несмотря на то, что франко-германскому союзу всегда были присущи недоверие и противоречия, именно германо-французское примирение в начале 1990-х годов и скрывающееся за ним нежелание Франции допустить политического усиления ФРГ стало важнейшим событием европейской интеграции. В то же время, многие исследователи внешней политики Германии, в том числе авторы, участвовавшие в работе над монографией под общей редакцией В. Белова, соглашаются с тем, что активное вовлечение Германии в процесс объединения Европы не было вызвано исключительно давлением Парижа. По мнению исследователей, с самого начала интеграционного процесса, ни одна другая страна, кроме ФРГ, не верила с таким убеждением в единую Европу и не связывала с ней в такой же степени своё будущее.
Внешняя политика Франции и отношения её лидеров к франко-германскому сотрудничеству наиболее подробно раскрываются в работах Евгении Обичкиной, а также Юрия Рубинского. Стоит заметить, что в монографии Е.О. Обочиной, как и в работах других авторов, занимающихся изучением внешней политики Франции, очень чётко раскрывается то, что для Франции вопрос франко-германского сотрудничества имел не меньшую значимость, чем для Германии, и достаточно часто именно Франция становилась инициатором более глубоких связей Берлина и Парижа.
Среди обобщающих трудов по европейской интеграции можно выделить монографию в 2-х томах под редакцией О.А. Колобова, на страницах которой авторы представили процесс европейского объединения, начиная с зарождения идеи единой Европы. Описывая интеграционные процессы, происходившие в Европе в 1990-е - 2000-е годы исследователи отдают должное совместной работе Германии и Франции в ЕС, при этом, не ставя данный союз на первое место, и раскрывая вклад Германии или Франции наравне с деятельностью остальных членов ЕС.
Более конкретно сотрудничество Германии и Франции в рамках Европейского Союза раскрывается в работах зарубежных исследователей. Например, книга Ульриха Кротца (Krotz Ulrich) и Йоахима Шильда (Schild Joachim), посвящена исключительно двусторонним отношениям Германии и Франции. По мнению самих авторов, их работа является достаточно инновационной в силу используемого в ней подхода. Отношения стран в данной работе описаны одновременно в историческом контексте двусторонних отношений и общей роли Германии и Франции в Европе.
Помимо монографий и учебных пособий, для более детального рассмотрения отдельных вопросов внешней политики Германии и Франции, а также интетрационных процессов в ЕС были использованы многочисленные научные статьи как отечественных, так и иностранных авторов.
Германо-французским отношениям посвящены статьи С.В. Бирюкова , а также Э.Т. Рангуловой . Оба автора придерживаются практически единой позиции относительно характера германо-французского сотрудничества в ЕС. По мнению как С.В. Бирюкова, так и Э.Т. Рангуловой совместная работа Берлина и Парижа по углублению и расширению европейской интеграции способствовала укреплению германо-французского тандема и в то же время являлась серьёзным испытанием на прочность для данного союза.
Вопрос отношения Германии и Франции к расширению Европейского союза описывается в статьях Е.В. Романовой , А.С. Латкова , а также П.П. Тимофеева. Стоит сказать, что работы, посвящённые рассмотрению вопроса с позиции одного из государств и не связанные с темой германофранцузского сотрудничества, дают возможность объективно оценить расхождение позиций стран в той или иной ситуации. Так исследователи, описывающие отношение Германии к расширению ЕС (Е.В. Романовой и А.С. Латкова), склонны выделять больше положительного в данном процессе. В то же время специалисты по Франции, не скованные необходимостью упоминать важность германофранцузского сотрудничества в рамках ЕС, более открыто пишут о недостатках, которые Париж видел в принятии в Европейский Союз новых членов.
Из иностранных авторов можно выделить упоминавшегося ранее Йоахима Шильда и его статью, посвящённую сороковой годовщине Елисейского договора. Как считает автор, с момента начала тесных германо-французский отношений во второй половине 20 века, данное сотрудничество пережило глубокие изменения. В начале нового столетия в двусторонних отношениях стран нет явного лидера, сотрудничество Германии и Франции выстраивается на равных, и именно такое равенство должно способствовать успешному воплощению в жизнь будущих инициатив Берлина и Парижа.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги исследования германо-французских отношений во внешней политике ФРГ в 1990-2000-е годы можно сделать следующие выводы.
Прежде всего, после объединения ФРГ и ГДР, а также распада Советского Союза международная обстановка в Европе значительно изменилась, и в связи с этим Германии предстояло определить своё место в новом мире и обозначить направления своей внешней политики. В основу внешнеполитической деятельности ФРГ в 1990-е годы легли те же ценности и цели, которым страна следовала с середины 20 века - приверженность европейской интеграции, экономическая и политическая поддержка слабых государств, работа в рамках структур международной безопасности и т.д. Однако с изменением собственного статуса, обретением полной независимости, приращением территории и населения, а также безусловным экономическим лидерством в Европе Германия могла вести внешнеполитическую деятельность более активно и успешно. К тому же геополитические изменения на европейском континенте открыли для ФРГ и других стран Западной Европы новые возможности в восточном направлении.
В первой половине 1990-х годов Федеративная Республика придерживалась политики ограничения силы. Такая политика была обусловлена давившими на правительство Германии опасениями соседних стран и широко распространившимся идеями о том, что, используя экономические и военно-политические методы, ФРГ вновь захочет установить своё лидерство и гегемонию в Европе. Понимая сложившуюся ситуацию, канцлер Германии Гельмут Коль делал всё возможное чтобы изменить отношение европейского сообщества к своей стране. Таким образом, в начале осуществления независимой военно-политической деятельности правительство ФРГ сосредоточило свои усилия на обеспечении мира и безопасности, как в Европе, так и в других регионах. ФРГ не стремилась к проведению активной военной политики на европейском континенте или за его пределами, и ограничивала свою деятельность в рамках операций ООН и НАТО миссиями по предотвращению конфликтов или миростроительству. С одной стороны такая стратегия помогла Германии установить хорошие отношения со странами Европы, ещё испытывавшими недоверие к Берлину. С другой стороны это негативно сказалось на поиске Федеративной Республикой своего места в системе международных отношений, и завершение процесса самоопределения ФРГ в военно-политической сфере произошло лишь в начале 21 века.
Безусловно, наиболее значимой частью внешней политики Германии было именно европейское направление, заключавшееся в стремлении ФРГ объединить Европу, создав 66
единое экономическое, валютное, политическое и военное пространство. Западная Германия была одной из стран-основательниц Европейского Союза, и хотя в середине 20 века интеграция с другими европейскими странами была скорее вынужденной мерой, со временем идея интеграции европейских государств стала одной из основ внешней политики ФРГ. За всю историю существования Европейского Союза Берлин внёс на рассмотрение стран-членов десятки инициатив и проектов по развитию и улучшению данного объединения.
В 1990-е и 2000-е годы, когда в связи со значительным углублением интеграционных процессов и географическим расширением ЕС многие страны поддавались евроскептицизму и пытались замедлить происходящие в Евросоюзе процессы, Германия продолжала настаивать на необходимости развития интеграционного объединения. В таких условиях главным, а порой и единственным союзником ФРГ в осуществлении её внешнеполитических целей в ЕС, была Франция. Можно с уверенностью сказать, что действия Берлина в рамках европейской политики не имели бы такого успеха без поддержки со стороны Парижа. Сотрудничество стран в процессе объединения Европы сложно переоценить ведь именно благодаря приверженности Германии и Франции целям европейского единства и безопасности континента были составлены основополагающие документы Европейского Союза. Несмотря на то, что в позициях Берлина и Парижа часто проявлялись разногласия, Германию и Францию всегда называют мотором европейской интеграции, и спорить с этим утверждением бессмысленно.
В период канцлерства Г. Коля при глубоких противоречиях лидерам двух стран нередко приходилось искать компромиссное решение вопроса, и даже если результат совместной работы не соответствовал изначальным целям одной или обеих сторон, принятое решение рассматривалось Берлином и Парижем как лучшее из возможных в данной ситуации. В 1990-е годы при реализации своих планов в рамках европейской политики Германии не редко приходилось идти на уступки Франции и жертвовать частью своих интересов. Но даже в таком случае сотрудничество с Пятой Республикой было более выгодно для Германии, чем односторонняя реализация инициатив или даже работа в союзе с другими европейскими государствами.
В силу разных факторов германо-французские отношения не развивались стабильно, а постоянно переживали периоды взлетов и кризисов. Отчасти это было связано с успехами и неудачами франко-германских инициатив в Европейском Союзе, от части с изменениями внутриполитической обстановки обеих стран. Хотя мнения лидеров Германии и Франции расходились по таким фундаментальным вопросам как приоритетное направление интеграции (экономическая или политическая сфера) или конечная цель создания ЕС, где Германия склонялась к федералистскому подходу, а Франция к межнациональному сотрудничеству, совместная работа Берлина и Парижа не прекращалась. Так, например, в начале 1990-х годов наиболее важной для Германии целью европейской интеграции было создание единого политического пространства, и ещё весной 1990-го года президент Франции официально поддержал данную инициативу Берлина. Восточное расширения ЕС, которое имело для Федеративной Республики не меньшее значение, чем углубление интеграции, также было реализовано при поддержке Франции. Хотя изначально по множеству причин Франция негативно относилась к принятию в Союз новых членов, со второй половины 1990-х годов её позиция стала более мягкой, и Париж в очередной раз поддержал политику Берлина.
Всё же наибольшее значение для Германии имело сотрудничество с Францией по вопросу формирования европейской политики безопасности и обороны. Идея создания независимых от НАТО европейских вооружённых сил, на протяжении долгого времени являлась общей целью Берлина и Парижа. Даже когда лидеры двух государств не получали поддержки остального европейского сообщества, сотрудничество Германии и Франции в сферах ОВПБ и ЕПБО не прекращалось, и в конце концов инициатива Германии и Франции была поддержана большинством европейских стран в период канцлерства Г. Шрёдера.
В начале 2000-х годов отношения Германии и Франции переходили в новую фазу, но при этом Франция не потеряла ту роль, которую она играла во внешней политике Германии на протяжении десятилетий, а лишь усилила её. Во время европейского кризиса, связанного с подписанием Ниццкого договора и последствиями пятого расширения ЕС единой Европе всё реже удавалось найти общий язык, но к союзу Германии и Франции это не относилось. В действительности реализация общих целей и отстаивание совместной позиции в условиях противодействия большинства европейских стран сделали германо-французские отношения лишь крепче.



1. Делор Ч. Г. Добро пожаловать в дом, который построил Жак. / Чарльз Грант; пер. с английского Демида Васильева.- М.: Московская школа политических исследований, 2002.- 472 с.
2. Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии (Москва, 12 сентября 1990 г.) [Электронный ресурс]:ГАРАНТ.РУ. Информационно-правовой портал.- Режим доступа: http://base.garant.ru/2541069/ (дата обращения: 02.05.2018)
3. Документы Европейского союза: Единый Европейский акт. Договор о Европейском союзе.: пер.с англ. / Редкол. Ю.А. Борко (отв. ред.) и др,- М.: международная издательская группа «Право», 1994.- 245 с.
4. История Германии ХХ века в новом измерении: источники, статистика, художественные документы: Пособие для учащихся старших классов школ, гимназий, лицеев, студентов, учителей / сост. И. Бюлов, при участии А.Германа.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008.- 688 с.: ил.
5. Парижская Хартия для Новой Европы [Электронный ресурс]: Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе,- Режим доступа: https://www.osce.org/ru/mc/39520 (дата обращения: 02.05.2018)
6. Совместное российско-германо-французское заявление (Париж, 5 марта 2003 года) [Электронный ресурс]: Министерство иностранных дел Российской Федерации.- Режим доступа: http://www.mid.rU/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/529942 (дата обращения: 28.03.2018)
7. Фалин В.М. Без скидок на обстоятельства. Политические воспоминания / В.М. Фалин.- М.: Центрполиграф, 2016.- 258 с.
8. Херцог Р. Речи и выступления федерального президента Германии Романа Херцога / Изд. подгот. посольством Федеративной Республики Германии в Москве,- М., 1997.- 68 с
9. Шрёдер Г. Решения. Моя жизнь в политике / Пер. с нем. Г. Леоновой.- М.: Издательство «Европа», 2007.- 552 с.
10. 5 December 2001: Closing Session of the UN Talks on Afghanistan [Электронный ресурс]: Regionales Informationszentrum der Vereinten Nationen fur Westeuropa (UNRIC) .- Режим доступа: https://www.unric.org/de/ffieden-und-sicherheit/26328 (дата обращения: 03.04.2018)
11. “Arbeit, Innovation und Gerechtigkeif’ SPD-Programm fur die Bundestagswahl 1998 [Электронный
ресурс]:Friedrich-Ebert-StiflUng.- Bonn, 1998.- 79 s.- Режим доступа: http://library.fes.de/pdf-
files/bibliothek/retro-scans/a98-04467.pdf (дата обращения: 03.04.2018)
12. Bosnien Herzegowina - EUFOR (EuropeanUnionForce) [Электронный ресурс]: Bundeswehr.de,-
Режим доступа:
http://www.einsatz.bundeswehr.de/portal/a/einsatzbw/start/abgeschlossene_einsaetze/bosnien_he rzegowina/!ut/p/z1/04_Sj9CPykssy0xPLMnMz0vMAfIjo8zinSx8QnyMLI2MXNw9TAwcTXx9
HN0MfI3dTYz0wwkpiAJKG-AAjgb6wSmp-pFAM8xxm2GuH6wfpR- VlViWWKFXkF9UkpNaopeYDHKhfmRGYl5KTmpAfrIjRKAgN6LcoNxREQCFgK3e/dz/d5/ L2dBISEvZ0FBIS9nQSEh/#Z7_B8LTL2922DGH40A4MLAF0M3G47 (дата обращения: 03.04.2018)
13. Botschaft des Bundeskanzlers an alle Regierungen der Welt zum Tag der deutschen Einheit [Электронный ресурс]: Presse- und Informationsamt der Bundesregierung- Режим доступа: https://www.bundesregierung.de/Content/DE/Bulletin/1990-1999/1990/118-90_Kohl_1.html (дата обращения: 10.04.2018)
14. COLOGNE EUROPEAN COUNCIL 3 - 4 June 1999 ) [ Электронный ресурс]: European Parlament.- Режим доступа:http://www. europarl. europa.eu/ summits/kol1_en.htm (дата обращения: 10.04.2018)
15. COLOGNE EUROPEAN COUNCIL 3 - 4 June 1999 [Электронный ресурс]: European Parlament.- Режим доступа: http://www.europarl.europa.eu/summits/kol2_en.htm#an3 (дата обращения: 10.04.2018)
..139


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ