Введение 3
1 Система политических взглядов Эммануэля Макрона 12
1.1 Образование и начало политической карьеры 12
1.2 Начало политической карьеры и работа в президентской администрации Ф. Олланда 15
1.3 «Вперед, республика!» и прогрессистские идеи Э. Макрона 20
2 Европейская политика Эммануэля марона на посту президента Франции . 27
2.1 Брекзит и подписание Соглашения о выходе Великобритании из ЕС . .. 27
2.2 Институциональные реформы Европейского союза 33
2.3 Европейская экономика и реформа еврозоны 37
2.4 Модель устойчивого развития Европы Э. Макрона 42
2.4.1 Европа социального равенства 42
2.4.2 Экологическая повестка Европы 44
2.4.3 Цифровой суверенитет и технологические инновации 49
2.4.4 Борьба ЕС с пандемией COVID-19 51
2.5 Политика в сфере ОВПБ/ЕПБО 56
2.5.1 Взгляды Э. Макрона на будущее европейской безопасности и трансатлантических отношений 56
2.5.2 Инициативы Э. Макрона в области европейской обороны и безопасности 60
2.6 Миграционная политика ЕС 69
Заключение 77
Список источников и литературы 83
Окончание Второй мировой войны послужило стимулом для дальнейшей трансформации системы международных отношений: европейские державы, переосмыслив свою роль на мировой арене, обратились к принципам интеграции, формируя единое экономическое, а затем и политическое пространство.
Одним из ключевых акторов данных процессов с самого их зарождения выступала Франция. Ослабленный войной Париж, адаптировавшись к жёстким условиям биполярного противостояния, выступил одним из инициаторов европейского строительства и стремился сохранять роль лидера в рамках Европейского союза на протяжении последующих лет. Так, начиная с декларации Р. Шумана, давшей старт евроинтеграции, Пятая Республика не раз становилась автором крупных инициатив, которые впоследствии определяли ход и содержание всего европейского строительства.
Избрание Э. Макрона президентом Франции в мае 2017 г. вызвало у значительной части населения страны своего рода эйфорию, связанную с надеждами на обновление внутренней и внешней политики, а «Европейский проект» президента стал очередной масштабной программой европейского реформирования.
Актуальность работы объясняется традиционной ролью Франции в качестве одного из моторов европейской интеграции. Пятая республика и в XXI веке намерена играть роль лидера, способного продвигать национальные интересы через утверждение ЕС в качестве самостоятельного центра силы: именно по этой причине программа реформирования Европейского союза была поставлена Э. Макроном в центр его избирательной программы.
Стоит отметить, что амбиции, стремления, предложения Пятой республики относительно реформирования и будущего ЕС проистекают из внешнеполитических доктрин прошлых лет. Видоизмененные или сохранившиеся в первоначальном состоянии, некоторые из целей Парижа так или иначе были сформулированы в ходе исторического развития как самого государства, так единой Европы.
В этой связи особый интерес представляет система партийно- политических взглядов Э. Макрона. Примечательно, что французский президент не причисляет себя ни к представителям правого политического крыла, ни к социалистам. Так, в 2016г. Э. Макрон создал собственную политическую партию «La Republique en Marche», а в 2017г. в ходе выборов он позиционировал себя как кандидата, равноудаленного как от правых, так и от левых традиционных французских политических партий.
Таким образом, актуальность данной темы объясняется и тем, что Э. Макрон является первым в истории Франции кандидатом, не причисляющим себя ни к правому, ни к левому крылу партийно-политического движения. В данном контексте особую ценность представляет анализ европейской программы действующего французского президента на предмет преемственности и разрывов относительно политики предыдущих президентов Пятой республики, что позволит оценить уникальность европейского курса Э. Макрона.
Кроме того, за три года президентства Э. Макрон столкнулся с рядом уникальных для истории современности событий. Во-первых, в 2020г. мировое сообщество столкнулось с пандемией коронавирусной инфекции. Инфекционное заболевание небывалых для XXI века масштабов внесло коррективы как в политику отдельных национальных государств, так и в функционирование системы международных отношений в целом. Во-вторых, впервые в истории существования Европейского союза один из членов европейского сообщества покинул его состав, что не могло не сказаться на процессе европейского строительства. Именно поэтому существует необходимость влияния данных событий на внешнеполитический курс Парижа.
Наконец, в 2022г. состоится два важных для Франции и всего Европейского союза события. С 1 января 2022г. в течение последующих 6 месяцев Пятая республика будет осуществлять председательство в Совете Европейского союза, что будет способствовать более активному продвижению французских инициатив в рамках ЕС. Кроме того, в апреле 2022г. состоятся президентские выборы во Франции.
Таким образом, анализ и оценка европейского курса Э. Макрона позволят сформулировать предположения о том, какие предложения будут активно продвигаться Парижем в годы грядущего председательства Франции, а также в случае переизбрания Э. Макрона, что позволит очертить направление и рамки внешней политики страны на среднесрочную, возможно, - на долгосрочную перспективу.
Объектом исследования является внешняя политика Франции в 2017- 2021гг. Предметное поле исследования формирует политика Франции в отношении европейской интеграции в 2017-2021гг. Выбор данной хронологии объясняется необходимостью оценить европейскую политику действующего французского президента Э. Макрона.
Цель работы - определить степень преемственности и разрыва в политики Франции по отдельным направлениям европейской интеграции в период президентства Э. Макрона.
Под «преемственностью» внешнеполитического курса и(или) отдельных его аспектов понимается сохранение тех или иных элементов всего курса или отдельных сторон его организации при изменении самого курса как системы. Преемственность используется для обозначения закономерной связи между различными внешнеполитическими курсами, где определенное содержание и цели одного курса повторяются и развиваются в другом на качественно новом уровне. Таким образом, преемственность — это и возвращение назад, и воспроизведение прошедшего на качественно новом уровне.
«Разрыв», напротив, используется для обозначения нарушения преемственности, когда элемент приобретает противоположное или кардинально отличное от предшествующего состояния качественные характеристики. Говоря о внешнеполитическом курсе, разрывом считается изменение целей и содержания внешней политики или отдельного ее направления.
Для достижения поставленной цели выдвигаются следующие задачи:
- охарактеризовать политические взгляды Э. Макрона в разные периоды его деятельности;
- выявить основные направления и пути реализации европейской политики Э. Макрона;
- сравнить европейские инициативы Э. Макрона с предложениями, выдвинутыми его предшественниками, и выявить разрывы и преемственность в его европейской программе;
- оценить уникальность европейского проекта Э. Макрона.
Методику работы составляет совокупность общенаучных методов, позволяющих осуществить всесторонний анализ и сделать выводы по предмету исследования. Использовались следующие методы: историкобиографический, сравнительно-исторический. Историко-библиографический метод использовался для описания, анализа обстоятельств жизни, результатов деятельности, психологического портрета Э. Макрона. Сравнительноисторический метод позволил сделать вывод о степени преемственности и уникальности европейской программы Э. Макрона.
Анализ источников и литературы. В данной работе были использованы материалы научной и публицистической литературы, тексты и видеоматериалы выступлений Э. Макрона, а также публикации в средствах массовой информации французских и российских новостных изданий.
При написании работы также использовались следующие документы: Парижский договор 1951г. , Шенгенские соглашения 1985г. , Маастрихтский договор 1992г ., Амстердамский договор 1997г , Ниццкий договор 2001г. , Лиссабонский договор 2007г. , Соглашение о выходе Великобритании из ЕС , Соглашение о торговле и сотрудничестве ЕС и Великобритании , Ахенский договор 2019г и др.
Важнейшим источником для изучения личной и политической жизни французского президента является книга «Революция» , написанная Э. Макроном в период предвыборной кампании 2016-2017гг. Данная работа интересна своей биографической составляющей, которая позволяет сделать вывод о том, какое влияние на деятеля оказывало его ближайшее окружение и то, в какой степени Э. Макрон является представителем той системы политических взглядов, в которой он рос и начинал свою карьеру.
Еще одним важнейшим источником, который помогает составить политический образ Э. Макрона, является книга А. Фюльды . На основании скрупулезно собранных фактов и уникальных свидетельств очевидцев делается попытка составить реальный портрет лидера Пятой Республики в противовес его медийному образу. В фокусе внимания - обстоятельства, повлиявшие на становление Э. Макрона как человека и политика, его коммуникационный дар, а также роль в его судьбе влиятельных представителей финансовой, политической, медийной и интеллектуальной элиты.
Первые более конкретные очертания европейской программы Э. Макрона можно наблюдать в знаменитой речи, произнесенной президентом 26 сентября 2017 года в Сорбонне , на которую также опирается данная исследовательская работа.
Говоря о зарубежных источниках, стоит отметить важную роль публикаций в средствах массовой информации. Интернет-публикации ведущих французских новостных изданий, таких как «Le Monde» , «Figaro» , «France 24» , «RFI» и др., позволяли получить доступ к наиболее актуальным новостям, касающихся заявлений, выступлений, действий Э. Макрона на европейской арене.
Рассматривает европейскую политику Э. Макрона в целом, а также ее отдельные ее направления и отечественный дискурс. Так, инициативы французского президента в области европейского строительства подробно исследуются в работах В. Н. Чернеги, А.С. Сидорова, А.Ю. Чихачева, Е.О. Обичкиной, С.М. Федорова, Ю.И. Рубинского, Д.В. Шмелева.
Необходимо отметить, что для отечественной школы франковедения характерно соотносить внешнеполитический курс нового главы государства с главной исторической референцией Пятой республики - дипломатией ее основателя Ш. де Г олля, несмотря на то что определившие ее международные условия ушли в прошлое. Так, в статье А.Ю. Чихачева под названием «Внешняя политика современной Франции: особенности дипломатического стиля президента Э. Макрона» анализируются особенности дипломатической активности президента: проводится сравнение с
голлистским внешнеполитическим стилем. Подчеркиваются динамизм и инициативность нынешнего французского руководства, отличающие его от предшественников.
Е. О. Обичкина в публикации «Внешняя политика Эммануэля Макрона: поиски геополитической стратегии в разладившейся мировой иерархии» отмечает, что новые черты французской геополитики свидетельствуют о трансформациях геополитической идентичности, в которой суверенитет перенесен на европейский уровень (ЕС), а стратегическая идентичность - с национального / европейского на европейский / атлантический уровень.
В трудах В.Н. Чернеги, посвященных вопросам европейской обороны и сотрудничества франко-германской пары как главного мотора европейского строительства, таких как «Внешняя политика Франции при Президенте Макроне: изменения в рамках преемственности?» и др., автор отмечает стремление Э. Макрона придать внешней политике Парижа более динамичный стиль и одновременно внести в нее, по сравнению с предшественниками, больше элементов реализма и прагматизма. Вместе с тем, констатируется, что базовые основы курса Франции на международной арене практически не изменились. В результате сохранилось фундаментальное противоречие, все более проявлявшееся при предшественниках Э. Макрона, - между попытками проводить самостоятельную «державную» линию и установкой на углубление европейской интеграции и сотрудничества в рамках НАТО.
Не менее важными являются и труды, которые рассматривают новые геополитические вызовы, стоящие перед лицом Европы: пандемию коронавируса и брекзит. В работе «Франко-германский тандем перед лицом коронакризиса» отечественный франковед Ю.И. Рубинский и А.А. Синдеев отмечают, что пандемия коронавируса вызвала самый острый социальноэкономический кризис глобального масштаба после Второй мировой войны. Важнейшую роль в этом процессе исследователи отводят франко-германской паре. Авторы подробно исследуют совместные инициативы и отмечают, что именно партнерство Франции и Германии продолжит определять будущее развитие и повестку дня Евросоюза. Более того, чем сильнее сопротивление франко-германским инициативам, тем сплоченнее тандем будет вынужден действовать, в том числе и на межпарламентском уровне.
Кроме того, большую ценность для данного исследования представляют сборники статей, основанный на материалах II и III Всероссийских научных конференций франковедов, организованных ИМЭМО имени Е.М. Примакова РАН, Институтом Европы РАН, НИУ ВШЭ и прошедших в 2017 и 2021гг. соответственно . Данные издания рассматривают более широкий спектр европейских реформ и предложений Э. Макрона, затрагивая такие сферы, как миграция, экономика, социальная жизнь, образование, цифровизация и др., что позволяет создать более полный образ всего европейского курса президента.
Структура ВКР. Данное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы. В первой главе освещаются аспекты политической биографии Э. Макрона, обозначаются основные этапы его детства и юношества, а также начало его политической карьеры. На основе используемых источников выявляются ключевые личности, оказавшие наиболее значимое влияние на систему политических взглядов будущего президента. Во второй главе на примерах отдельных направлений европейской политики выявляется набор ключевых предложений Э. Макрона относительно реформирования ЕС. В заключении обобщаются основные приоритеты европейского реформирования, а также делается вывод относительно преемственности и разрывов в европейской политике Э. Макрона. Признается влияние на курс президента голлистко-миттерановской традиции, а также его ближайшего окружения: Ж-П. Жуйе, Ж. Аттоли, А. Минка. В контексте будущего председательства Франции в Совете Европейского союза и возможного переизбрания Э. Макрона признается важность изучения и анализа европейских инициатив президента.
В ходе данного исследования были решены следующие задачи:
1. Была дана характеристика политических взглядов Э. Макрона в разные периоды его деятельности.
На основе анализа образования, начала карьеры и политической социализации Э. Макрона, можно говорить о том, что французский президент является «ребенком» действующей политической системы во Франции в том смысле, что его образ, характер его политического лидера и программ синтезируют в себе все этапы и особенности его жизненного и профессионального пути: образование, опыт работы, устремления тех представителей французской элиты, которые помогли ему продвинуться по служебной лестнице.
Помимо опоры на влиятельных личностей французского общества, таких как Ж. Аттали, Ж.П. Жуйе или семейство Ротшильдов, успеху Э. Макрона способствовали и его личные качества: упорство, харизма, умение выстраивать межличностные взаимоотношения и говорить с обществом об острых социальных вопросах, что компенсировало отсутствие за его спиной отлаженного партийного аппарата.
В предвыборную гонку 2017г. Э. Макрон вступил как несистемный кандидат. В целом, создание партии «Вперед, Республика!» отвечало потребностям французского общества. В контексте кризиса традиционной партийной системы во Франции именно на политическое движение Э. Макрона, синтезирующее идеи как правых, так и левых партий, возлагались надежды по реформированию Пятой республики.
2. Были выявлены основные направления и пути реализации европейской политики Э. Макрона. Среди них стоит выделить:
• Институциональная политика. Данное направление включает в себя реформирование институтов, введение транснациональных списков в Европарламенте и шпиценкандидатов, сокращение числа еврокомиссаров и слияние поста президента Еврокомиссии и Евросовета, 77
а также укрепление сплоченности Евросоюза на фоне выхода Великобритании из Сообщества.
• Экономическая политика. Э. Макрон выступает за экономическую интеграцию по плану «разноскоростной Европы», введение общего бюджета Еврозоны, поста Министра финансов еврозоны и общеевропейских налогов.
• Оборонная политика. Французский президент продвигает идею сохранения автономии вооружённых сил Франции при активизации программы PESCO и отходе от единогласного голосования по вопросам внешней политики обороны и безопасности в европейских институтах, а также сохранение таких отношений с НАТО, которые бы обеспечивали эффективность взаимодействия по линии Брюссель-Вашингтон, но в то же время не допустили чрезмерной созависимости.
• Миграционная политика. Э. Макрон настаивает на усилении контроля на границах, равномерном географическом распределении мигрантов, выработке механизма совместного реагирования на кризисные ситуации.
• Борьба с последствиями пандемии коронавирусной инфекции, по мнению Э. Макрона, должна включать в себя достижение суверенитета Европы в области здравоохранения, учреждение Фонда восстановления и создание совместных производственных линий между странами ЕС.
• Экологическая политика. Президент ставит цель достижения углеродного нейтралитета, снижение количества используемых пестицидов и выбросов в окружающую среду в целом.
• Цифровизация Европы. Данное направление европейской политики нацелено на создание общего цифрового рынка и Европейского агентства по инновациям, лидирующую роль в которых будет играть ось Париж-Берлин.
3. Было сделано сравнение европейских инициатив Э. Макрона с предложениями, выдвинутыми его предшественниками, и выявлены разрывы и преемственность в его европейской программе.
Некоторые традиционные элементы европейской политики Франции были переняты Э. Макроном в неизменном виде. Среди них: сохранение независимости и величия Франции, стремление играть глобальную роль на мировой арене путем занятия лидерских позиций в рамках ЕС, опора на франко-германскую пару как на главный мотор европейской интеграции.
Уникальными в своем роде были предложения Э. Макрона в сфере цифровизации Европейского союза, а также выработки единой политики в сфере здравоохранения. Последнее обусловлено появлением в 2019г. нового для Пятой республики явления - пандемии коронавирусной инфекции.
В европейской программе Э. Макрона был заявлен разрыв с довольно сдержанной экологической политикой Ф. Олланда, который придерживался умеренных взглядов и был ориентирован на снижение доли только атомной энергии. Амбиции действующего президента рассчитывали сделать Францию лидером и в этом вопросе, однако на практике Париж отказался поступиться суверенитетом в области сельского хозяйства и полностью прекратить производство автомобилей, использующих бензиновые двигатели, что значительно снизит эффективность данного направления.
Говоря о европейской политике в сфере экономической и валютной интеграции, необходимо отметить приверженность Э. Макрона идее «двухскоростной Европы», что отражено в предложениях по созданию общего бюджета стран еврозоны и усилению стабилизационного механизма. Здесь стоит подчеркнуть преемственность курса Э. Макрона по отношению к его предшественнику Ф. Олланду, который также утверждал, что Европа будет развиваться с разными темпами или «взорвется». В целом, данный курс соотносится и с миттерановской традицией, которая отражена в подписании Шенгенских соглашений, создании Европейского экономического и валютного союза и создании постоянного структурированного сотрудничества по вопросам безопасности и обороны.
Необходимо подчеркнуть, что экономическую интеграцию «ядра» Э. Макрон предложил дополнить новыми измерениями: особое внимание он уделил формированию единой политики в налоговой сфере, отсутствие которой до сих пор считалось слабым местом зоны евро, включая налоги на пластик и финансовые транзакции. Шагом вперед была и инициатива создания общего рынка цифровых технологий, а также введения единого размера минимальной заработной платы.
В сфере оборонной политики Э. Макрон придерживается принципов, среди которых наблюдаются как черты преемственности, так и разрывы. Важной особенностью курса является тот факт, что президент не видит противоречия в европейской интеграции при одновременном сохранении автономии Франции, опираясь на то, что Пятая республика — это государство Европы, их судьбы неразрывно связаны, поэтому все, что принесет пользу Европейскому союзу, будет полезно и Франции, и наоборот. В то же время на практике вновь признается первостепенная роль Североатлантического альянса в обеспечении безопасности европейского континента.
В миграционных вопросах Э. Макрон продолжал намеченный Парижем ранее курс по усилению координации и взаимодействия, равноценному распределению мигрантов между всеми государствами-членами ЕС и укреплению безопасности границ.
4. На основе полученных в результате сравнения данных была дана оценка уникальности европейского проекта Э. Макрона.
Избрание Э. Макрона президентом Франции в мае 2017 г. вызвало у части европейцев своего рода эйфорию, связанную с надеждами на обновление Сообщества. В выступлениях, заявлениях, предвыборных программах и прочих концептуальных документах отчетливо прослеживались как черты разрывов, так и преемственность в европейском курсе президента. Однако, на практике, Париж не проявил готовность кардинально отойти от своих внешнеполитических принципов. Результатом таких амбиций является стремление сочетать несочетаемые, как может показаться на первый взгляд, тенденции: развитие европейской обороны при усилении автономии Франции, борьба с климатическими изменениями на общеевропейском уровне при включении в нее некоторых оговорок и исключений, защищающих французских производителей и потребителей, европейская интеграция при стимулировании усиленного взаимодействия стран еврозоны, что может рассматриваться в качестве дезинтеграционного фактора, и т.д.
Соответственно, была достигнута главная цель работы - на основе анализа основных направлений политики Э. Макрона была определена степень преемственности и разрыва в европейском курсе Э. Макрона.
Э. Макрон стремится усилить европейскую интеграцию, особенно по программе «двухскоростной Европы», одновременно активизируя взаимодействия в рамках франко-германской пары, сохраняя взаимодействие с США, НАТО и Великобританией, но при этом проводить «державную политику в духе президентства Ш. де Голля там, где это возможно. На практике курс Э. Макрона сохраняет приверженность голлистко- миттерановской традиции. В программе президента не наблюдается значительных разрывов, свидетельствующих о кардинальной смене приоритетов, а все сдвиги, которые мы можем наблюдать по истечению трех с половиной лет президентства, касаются инструментов реализации давно заявленных целей Парижа в Европейском союзе.
Таким образом, в общем смысле европейский курс Макрона характеризуется изменениями стратегии в рамках преемственности целей.
В заключение стоит отметить, что не все из идей были осуществлены Э. Макроном за период его первого президентского срока. Парижу удалось добиться заключения соглашения с покинувшей состав ЕС Великобританией на выгодных Франции условиях, активизировать диалог по обороне и подписать новое соглашение по Постоянному структурированному сотрудничеству (PESCO), достичь взаимопонимания с Германией по ключевым экономическим и военным вопросам и подписать новый Елисейский договор.
Реализация остальных масштабных французских замыслов в отношении Европы будет возложена президентом на период 2022-2027гг. в случае его переизбрания.
Стоит отметить, что из-за суверенизма и идентаризма отдельных государств Э. Макрону не удалось добиться консенсуса среди членов Европейского союза относительно изменений в оборонной и экономической политике. Кроме того, не были реализованы замыслы по реформированию европейских институтов. Некоторые из предложений утратили свою актуальность. К ним можно отнести предложение по сокращению числа еврокомиссаров и утверждению транснациональных списков для их выборов в Еврокомиссию. В прежнем ключе будет развиваться и экология ввиду того, что не все государства, в том числе Франция, готовы идти на уступки в зеленой сделке в ущерб своему сельскому хозяйству и промышленности. В заключенной в 2018г. Мезербергской декларации Э. Макрон возобладала позиция Германии и Э. Макрон отошел от идеи учреждения парламента и поста министра финансов зоны евро.
Как следствие, можно предположить, что в дальнейшем президент будет продолжать продвигать идею «двухскоростной интеграции» как инструмента быстрых и оперативных изменений и диалога в таких сферах, как оборона и политика постоянного структурированного сотрудничества, экономика, миграция. Кроме того, важное значение будут иметь и предложения по координации политики в сфере цифровизации и здравоохранения, социальной и образовательной политики, при условии, что новые геополитические вызовы не сменят расстановку приоритетов.
1. Accord de commerce et de cooperation entre 1’Union europeenne et le
Royaume-Uni // Europa, - [S. l.], 2015, - URL:
https://ec.europa.eu/info/strategy/relations-non-eu-countries/relations-united- kingdom/eu-uk-trade-and-cooperation-agreement_fr (la date de l'acces:
10.05.2022).
2. Convention implementing the Shengen Agreement // Eur-lex, - [S. l.],
2000. - URL: https://eur-lex.europa.eu/legal
content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:42000A0922(02)&from=EN (accessed : 10.05.2022).
3. L’accord de retrait entre l’UE et le Royaume-Uni // Commission europeenne. - [S. l.], 2019. - URL: https://ec.europa.eu/info/strategy/relations-non- eu-countries/relations-united-kingdom/eu-uk-withdrawal-agreement_fr (la date de l'acces: 06.04.2022)
4. Le Traite d’Aix-la-Chapelle sur la cooperation et l’integration franco-
allemandes // Diplomatie, - [S. l.], 2022. - URL:
https://www.diplomatie.gouv.fr/fr/dossiers-pays/allemagne/relations-bilaterales/le- traite-d-aix-la-chapelle-sur-la-cooperation-et-l-integration-franco/ (la date de
l'acces: 10.05.2022).
5. Le traite de Paris (1951) // Touteleurope, - [S. l.], 2018. - URL:
https://www.touteleurope.eu/fonctionnement-de-l-ue/le-traite-de-paris-1951/ (la
date de l'acces: 10.05.2022).
6. Traite d’Amsterdam // European Parliament, - [S. l.], 2006. - URL: https: //www.europarl .europa.eu/about-parliament/fr/in-the-past/the-parliament- and-the-treaties/treaty-of-nice (la date de l'acces: 10.05.2022).
7. Traite de Lisbonne // European Parliament, - [S. l.], 2006. - URL: https: //www.europarl .europa.eu/about-parliament/fr/in-the-past/the-parliament- and-the-treaties/treaty-of-lisbon (la date de l'acces: 10.05.2022).
8. Traite de Nice // European Parliament, - [S. l.], 2006. - URL: https: //www.europarl .europa.eu/about-parliament/fr/in-the-past/the-parliament- and-the-treaties/treaty-of-amsterdam (la date de l'acces: 10.05.2022).
9. T raite sur l ’Union europeenne (TUE) / T raite de Maastricht // European
Parliament, - [S. l.], 2005. - URL: https://www.europarl.europa.eu/about-
parliament/fr/in-the-past/the-parliament-and-the-treaties/maastricht-treaty (la date de l'acces: 10.05.2022).
Документы официальных ведомств:
10. Европейское сотрудничество в сфере обороны // Diplomatie, - [Б.
м.], 2019. - URL: https://www.diplomatie.gouv.fr/ru/politique-etrangere/securite- desarmement-et-non-proliferation/l-europe-de-la-defense/ (дата обращения:
18.04.2022).
11. Совместная пресс-конференция с Президентом Франции
Эммануэлем Макроном // Президент России. - [СПб.], 2021. - URL:
http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/press_conferences/54618 (дата обращения: 15.04.2022).
12. Actualisation strategique et revue strategique 2017 // Defence, - [S. l.], 2017. - URL: https://www.defense.gouv.fr/dgris/politique-defense/actualisation- strategique-revue-strategique-2017 (la date de l'acces: 17.04.2022).
13. Biodiversity strategy for 2030 // Commission Europeenne, - [S. l.],
2022. - URL: https://ec.europa.eu/environment/strategy/biodiversity-strategy-
2030_en (la date de l'acces: 13.04.2022).
14. Commission europeenne. - [Bruxelles], 2022. - URL:
https://ec.europa.eu/info/index_fr (la date de l'acces: 12.05.2022).
15. Conseil de l'Union europeenne. - [Bruxelles], 2022. - URL:
https://european-union.europa.eu/institutions-law-budget/institutions-and- bodies/institutions-and-bodies-profiles/council-european-union_fr (la date de l'acces: 12.05.2022).
..138