АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Атмосферная турбулентность и ее влияние на полеты воздушных судов .... 5
1.1 Атмосферная турбулентность, вызывающая болтанку ВС 5
1.2 Причины и виды атмосферной турбулентности 6
1.3 Интенсивность атмосферной турбулентности и ее оценка 13
1.4 Аэросиноптические условия формирования атмосферной
турбулентности 18
2 Материалы и методы исследования 22
2.1 Физико-географическое описание и краткая климатическая
характеристика описание аэродрома Томск 22
2.2 Информационная база 24
2.3 Методика исследования формирования зон турбулентности на юго-
востоке Западной Сибири 25
3 Анализ зон атмосферной турбулентности 28
3.1 Анализ зон атмосферной турбулентности в районе аэродрома Томск по
данным АМИС-РФ 29
3.2 Синоптические условия формирования зон атмосферной
турбулентности 35
3.3 Анализ зон атмосферной турбулентности на территории юго-востока
Западной Сибири на основе индекса неустойчивости BRN 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Атмосферная турбулентность является одной из наиболее серьезных опасных метеорологических явлений для авиации. Попадание самолета в зону сильной турбулентности вызывает болтанку воздушного судна (ВС) и ее неожиданность, неуправляемость и интенсивность могут создать серьезные проблемы и угрозы безопасности полета, которые могут повлечь за собой серьезные авиационные происшествия.
По данным Федеральной авиационной ассоциации, атмосферная турбулентность является основной причиной, при которой авиапассажиры подвержены различным травмам. За период с 1980 по 2008 год на территории США было зафиксировано 234 несчастных случая, связанных с турбулентность, которые явились причиной 298 серьёзных трав и трем смертям [1]. Финансовые потери, обусловленные атмосферной турбулентностью, составляют около 750 млн долларов ежегодно [2]. Выплаты компенсаций пассажирам составляют свыше 10 млн долларов в год [3].
Одним из наиболее известных случаев авиационного происшествия, связанного с атмосферной турбулентностью, является случай, произошедший в 1997 году в районе Тихого океана. Боинг 747, выполнявший полет в районе Японии, столкнулся с сильной турбулентностью, вызванной воздушными потоками, связанными с суперячейковыми грозовым облаком. В результате происшествия погибли 3 человека, а более 100 получили травмы. Это происшествие привело к осознанию необходимости улучшения систем предупреждения о турбулентности и обучения пилотов в отношении реагирования на такие ситуации.
В связи с этим перед синоптиками АМСГ и исследователями стоит сложная и ответственная задача диагноза и прогноза атмосферной турбулентности и, как следствие, бол танки самолетов.
На данный момент факт наличия турбулентности в атмосфере передается путем сообщения пилотов о болтанке воздушного судна. Эти сообщения передаются через систему обмена информацией между воздушным трафиком и пилотами, называемую "системой радиосвязи воздушного движения" - AIREP. Недостатком этих данных является то, что турбулентность регистрируется только во время полета летательного аппарата, что может ограничиваться временными интервалами (согласно расписанию полетов) и пространственной локализацией (трассы, маршруты, зоны аэродромов). Поэтому использование данных бортовой погоды совместно с изображениями метеорологических спутников может значительно улучшить диагноз и прогнозирование атмосферной турбулентности. Поскольку атмосферная турбулентность недостаточно исследована, существуют практические потребности в изучении условий формирования турбулентности для улучшения прогнозирования данных зон.
Целью данный работы является исследование метеорологических и аэрологических условий болтанки воздушных судов на юго-востоке Западной Сибири (в районе аэродрома Томск).
Поставленная цель требует решения следующих задач:
1. Составить массив данных со случаями болтанки из дневников АМИС-РФ;
2. Рассчитать статистические характеристики: число дней/случаев, повторяемость дней с болтанкой; продолжительность случаев болтанки;
3. Оценить годовой и суточный ход со случаями болтанки;
4. Рассмотреть метеорологические условия у земли в дни с болтанкой;
5. Изучить синоптические ситуации в дни со случаями болтанки;
6. Проанализировать на основе аэрологических данных станций Новосибирск и Колпашево индекс BRN (Bulk Richardson Number).
По результатам проведенного исследования были получены следующие выводы:
1. За рассмотренный период 2012 - 2021гг., в районе аэродрома Томск болтанка воздушного судна наблюдалась в течение 267 дней, среднее число случаев с болтанкой составило 38 дней/год;
2. В годовом ходе наибольшая повторяемость болтанки в окрестностях аэродрома Томск наблюдается весной, а также с декабря по январь (максимум в марте - 16%);
3. В суточном ходе болтанка ВС наиболее часто отмечается в первую половину дня (с 00 до 03ч ВСВ) и в ночное время суток - с 15 до 24ч ВСВ. Наибольшая повторяемость фиксируется в период с 21ч до 24ч ВСВ (04:00 -07:00 по местному времени), что составляет 41% от общего числа случаев.
4. Оценка интенсивности (умеренной/сильной) турбулентности показала, что максимальное число дней было зафиксировано с умеренной интенсивностью - 31 дней. Наибольшее количество дней с умеренной болтанкой наблюдалась в марте и мае (18%), а также в декабре (15%);
5. Кучево-дождевая облачность в районе аэродрома Томск являлась основной при регистрации атмосферной турбулентности. Также анализ повторяемости болтанки ВС в зависимости от толщины турбулентного слоя показал, что наиболее часто болтанка наблюдалась в толщине от 0,5 до 1 км;
6. Максимальная продолжительность болтанки воздушного суда, которая составила 3ч 49 минут в период с 4:42 6 марта до 8:31 местного времени 6 марта 2021 года, данная болтанка сопровождалась наличием кучево-дождевых облаков и соответствующими ей осадками, а именно слабым ливневым снегом и снежным поземком;
7. Наиболее часто болтанка отмечалась при температуре в диапазоне от -3°С до +18°С, обусловлено это может быть градиентами температуры;
8. Анализ повторяемости в зависимости от синоптической ситуации показал, что все случаи болтанки ВС отмечались при прохождении атмосферных фронтов, наиболее часто турбулентность наблюдается на холодных фронтах и составляет 46% от общего числа случаев, наименьшая повторяемость случаев с болтанкой связана с фронтами окклюзии - 7%, в циклонах и на теплых фронтах повторяемость составила 24%;
9. В результате анализа числа случаев с турбулентностью в зависимости от индекса неустойчивости BRN было выявлено, что наибольшее число случаев с высоким значением индекса BRN отмечается на станции Колпашево - 21 день (из 34 дней). На станции Новосибирск зафиксировано 18 случаев с высоким коэффициентом индекса;
10. Повторяемость турбулентности, при которой значения индекса BRN превышали его критические значения, на станции Колпашево составило 62%, на станции Новосибирск - 53%.
1. Storer L.N., Williams P. D., Gill P. G. Aviation Turbulence: Dynamics, Forecasting, and Response to Climate Change // Pure and Applied Geophysics - 2019. - № 176. - P. 2081-2095.
2. John R. Mecikalski et al. Aviation Applications for Satellite-Based Observations of Cloud Properties, Convection Initiation, In-Flight Icing, Turbulence, and Volcanic Ash // Bulletin of the American Meteorological Society
- 2007. - №88. - P. 1589-1607.
3. Storer L.N., Williams P. D., Gill P. G. Aviation Turbulence: Dynamics, Forecasting, and Response to Climate Change // Pure and Applied Geophysics - 2019. - № 176. - P. 2081-2095.
4. Богаткин О. Г. Авиационная метеорология / Богаткин О. Г. -
СПб.: Издательство РГГМУ, 2005. - 327 с.
5. Лещенко Г.П. Метеорологическое обеспечение полетов / Лещенко Г.П.., Перцель Г. В., Лещенко Е. Г. - Кировград: Издательство ГЛАУ, 2010. - 184 с.
6. Авиационные факторы риска. Программа обучения и подготовки.
- Женева: 2007. - 53 с.
7. Сафонова Т.В. Авиационная метеорология / Сафонова Т.В. - Ульяновск: Издательство УВАУ ГА, 2005. - 215 с.
8. Зилитинкевич С.С. Атмосферная турбулентность и пограничные слои / Зилитинкевич С.С. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2013. - 256 с.
9. Степаненко В.М. Исследование структуры атмосферной турбулентности над неоднородным ландшафтом / Степаненко В.М., Репина И.А., Барсков К.В. [и др.] // Турбулентность, динамика атмосферы и климата: материалы международной конференции, Москва, 16 - 18 май 2018г. - Москва, 2018. - С. 81 - 93
10. Винниченко Н.К. Турбулентность в свободной атмосфере /
Винниченко Н.К., Пинус Н.З., Шметер С.М., Шур Г.Н.. - Л.:
Гидрометеоиздат, 1976. - 287 с.
11. Воронцов П. А. Турбулентность и вертикальные токи в
пограничном слое атмосферы / Воронцов П. А. - Л.:
Гидрометеорологическое издательство, 1966. - 296 с.
12. Матвеев Л.Т. Курс общей метеорологии. Физика атмосферы / Матвеев Л.Т. - 2-е изд. перераб. и доп. - Л.: Гидрометеоиздат, 1982. - 752c.
13. Пчелко И. Г. Аэросиноптические условия болтанки самолетов в
верхних слоях тропосферы и нижней стратосфере. - М.:
Гидрометеорологическое издательство, 1962. - 94 с.
14. Блохина В.И Авиационные прогнозы погоды / Блохина В.И. - Владивосток, 2000. - 67 с.
15. Шакина Н.П. Механизмы образования орографической турбулентности и ее прогнозирования / Шакина Н.П.// Гидрометеорологические исследования и прогнозы. - 2019. - №1. - C.25-47
..34