Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


"ТАИНСТВЕННЫЕ ПОВЕСТИ" И.С. ТУРГЕНЕВА И «ФАНТАСТИЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ» Э. ПО: ОПЫТ СРАВНИТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Работа №189375

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы67
Год сдачи2025
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 3
Глава 1. «Сон» И.С. Тургенева и «Морелла» Э. По 11
1.1 Специфика восприятия реальности героями 11
1.2 Поэтика фантастического (таинственное, мистическое, ирреальное) 17
Глава 2. «Песнь торжествующей любви» И.С. Тургенева и «Лигейя» Э. По 25
1.1 Темы любви и смерти 25
2.2 Нарративная организация текста как способ оформления фантастического 35
Глава 3. «Клара Милич (После смерти)» И.С. Тургенева и «Элеонора» Э. По 43
3.1 Соотношение проблематики любви и смерти 43
3.2 Действие фантастического начала 51
Заключение 57
Список использованной литературы и источников 60


Объектом исследования является мотивно-тематический строй «фантастических рассказов» Э. По и «таинственных повестей» И.С. Тургенева.
Предметом исследования стала категория фантастического, рассматриваемая при сопоставлении указанных произведений двух авторов.
Материалом данного исследования были выбраны новеллы Э.А. По («Морелла», 1835 г., «Лигейя» 1838 г., «Элеонора», 1842 г.) и повести И.С. Тургенева («Сон», 1877 г., «Песнь торжествующей любви» 1881 г., «Клара Милич», 1883).
Актуальность данного исследования состоит в том, что проблема Э. По и И.С. Тургенев до сих пор не была целостно и полноценно изучена. Хотя М.А. Турьян в статье 1973 г. «Тургенев и Эдгар По» пишет, что эта проблема «давно ждёт разрешения», и указывает на других исследователей, которые заметили сходство между двумя авторами. Основным аспектом сближения в статье стали темы любви и смерти, которые раскрываются в творчестве этих Э. По и И.С. Тургенева через фантастический элемент.
Мистическое начало становится важным художественным методом для раскрытия темы любви и смерти. Взаимопроникновение любви и смерти становится возможным благодаря вмешательству фантастического. Мистическое является неопознанной переменной в судьбе героев, которую они не могут постичь, но которой должны подчиниться. В произведениях, где тесно переплетены понятия любви и смерти, судьба героев в крайней степени трагическая. Включённость в эти темы фантастического элемента создает атмосферу страха и ужаса. Крайняя степень человеческих переживаний позволяет автору раскрыть психологию героев, дать понять внутреннюю мотивацию и её воплощение. Мистическое снимает с персонажей маски, открывая потаённые стороны души. Э. По и И.С. Тургенев были эрудированными людьми, которые получили хорошее образование. Они были хорошо знакомы как с Античностью, так и с европейской культурой, в основу многих своих фантастических сюжетов писатели закладывали идеи известных философов и ученых.
В творчестве Э. По и таинственных повестях И.С. Тургенева понятия любви и смерти уравниваются в силе. Эти две равновеликих категории противостоят друг другу, но любовь, благодаря влиянию фантастического, становится сильнее смерти, заставляя героев воскресать (как это происходит в «Морелле», «Лигейе», «Элеоноре» Э. По и «Песне торжествующей любви», «Кларе Милич» И.С. Тургенева).
В творчестве Э. По и И.С. Тургенева присутствуют романтические черты. Американский писатель жил и творил в эпоху романтизма, он несомненно был новатором в американской литературе, хотя не все современники при жизни его оценили по достоинству. Тем удивительнее масштаб славы Э. По в Европе. Несмотря на то, что И.С. Тургенев работал в реалистическом методе, его «таинственные» повести обладают романтическими чертами. Фантастическое начало у двух авторов осложняется спецификой героев, которые с самого начала производят впечатление исключительных личностей. Обычно у Э. По незаурядные герои - женщины, которые являются носительницами таинственного и загадочного (Лигейя, Морелла - у Э. По; Клара Милич, Эллис - у И.С. Тургенева). Женщины красивы, умны, обладают магнетизмом, но их портрет намечен нечётко, как романтический идеал. Рядом с ними главный герой представляет нередко посредственность и ординарность.
Для персонажей Э. По характерна уединённость жизни, одиночество, они живут в фамильном доме («Лигейя», «Морелла», «Элеонора» и др.). У И.С. Тургенева герои помещены в непривычное, экзотическое пространство (топос Италии в «Песне торжествующей любви» и «Призраках», приморский городок в «Сне» и др.).
И.С. Тургенева особенно интересовала связь любви и смерти, он осмыслял ее в своих произведениях. Так, за два года до смерти, в июне 1881 года, И.С. Тургенев пишет стихотворение «Любовь», из цикла «Новые стихотворения в прозе» о том, что любовь неразрывно связана со смертью: «Все говорят: Любовь — самое высокое, самое неземное чувство. Чужое я внедрилось в твое: ты расширен — и ты нарушен; ты плотью теперь далек, и твое я умерщвлено. Но человека с плотью и кровью возмущает даже такая смерть. Воскресают одни бессмертные боги». К.Д. Бальмонт в очерке, посвящённом Э. По, «Смерть любви, любовь к любви, смерть» рассуждает о влиянии чувства любви на жизнь и творчество Э. По. Любовь к любви становится основополагающей причиной жизни поэта после смерти его жены Вирджинии: «Можно ли жить, когда любовь умерла? Нельзя. И жизнь, казалось, быстро его оставляла. Но любовь к Любви держит душу на земле даже и тогда, когда любовь умерла». У Э. По и И.С. Тургенева любовь воплощает в себе бессмертие души. При этом любовь и смерть соединены не только в творчестве двух писателей, но и в их биографиях. На этом синтезе тем оформляется фантастическое начало у двух писателей.
Цель исследования: проанализировать специфику фантастического начала в творчестве Э. По и И.С. Тургенева, опираясь на общность тем, мотивов и образов, создающих доминанту таинственного, необъяснимого, загадочного, ирреального.
Задачи исследования:
1. Обзор научно-исследовательских материалов по теме Э. По и И.С. Тургенев;
2. Выявление специфики в проблематике любви и смерти у двух писателей;
3. Последовательное проведение сопоставительных анализов рассказов Э. По «Морелла», «Лигейя», «Элеонора» и повестей И.С. Тургенева «Сон», «Песнь торжествующей любви», «Клара Милич»;
4. Установление художественной общности.
Методика исследования: сравнительно-сопоставительный анализ рассказов Э. По «Морелла», «Лигейя», «Элеонора» и повестей И.С. Тургенева «Сон», «Песнь торжествующей любви», «Клара Милич» предполагает литературоведческий подход и включает в себя следующие методы и подходы: компаративный, мотивный, культурно-исторический, биографический, нарративный.
Для понимания фантастического необходимо обратиться к исследованию Ц. Тодорова, который подробно рассмотрел этот феномен. Неопределённость, неоднозначность в интерпретации событий создает фантастичность. Фантастическое начало существует в неуверенности понимания, в отсутствии логического и рационального объяснения происходящим событиям и явлениям. Такое определение было дано ещё в XIX в. Вл. Соловьёвым: «В подлинно фантастическом всегда оставляется внешняя, формальная возможность простого объяснения обыкновенной всегдашней связи явлений, причем, однако, это объяснение окончательно лишается внутренней вероятности». Впоследствии похожее определение дают английский учёный Монтегю Родз Джеймс, немецкая исследовательница Ольга Рейман, а также Луи Вакс и др. Все они сходились в том, что фантастическое - это некая граница между сверхъестественными и реальными событиями.
Двойственность происходящего подразумевает, что кому-то необходимо определиться с интерпретацией. Главной чертой фантастического жанра становится читательское колебание между реальными и загадочными событиями. Чаще всего реципиент уподобляется восприятию персонажа, который испытывает неопределённость в связи с разворачиваемыми событиями. Однако это необязательное условие, поскольку есть ряд произведений, в которых герои не испытывают сомнений по поводу происходящего. Таким образом, фантастическое может существовать на уровне восприятия преимущественно читательского.
Перцепция событий основана на амбивалентном объяснении. В одном случае снятие фантастической атмосферы, в другом ситуация разворачивается лишь в воображении героя. Для первой интерпретации характерен приём обмана чувств, розыгрыша или случая. События не имеют фантастической основы, наоборот, они рационально объясняются. В случае изображения галлюцинаций, сновидений, наркотического опьянения не происходит ничего сверхъестественного, поскольку никаких действий в реальности нет. События становятся плодом воображения героя, разрушая атмосферу сверхъестественного.
Жанр фантастического размыт и не определён чёткими границами. Тодоров выявляет некоторую закономерность, однако исследование этого жанра не закончено. Так, исследователь отмечает характерные особенности жанра: колебание в понимании события, а также, кто именно воспринимает их в таком ключе - герой или читатель, и создание определённой атмосферы ужаса. Однако не только эти черты определяют фантастический жанр.
Включение определённых тем и мотивов - это формальный признак, по которому можно выявить жанр. Тем не менее, темы любви и смерти в разной степени присутствия есть в фантастических произведениях. Возможность фантастического понимания происходящего допустима из-за исключительности событий. Любовь как страсть во многих произведениях становится сюжетообразующей темой (произведения Бальзака «Луи Ламбер», Я. Потоцкого «Рукопись, найденная в Сарагосе», Ж. Казота «Влюблённый дьявол» и др.). Сила этого чувства вызывает ощущение сверхъестественного, дьявольского, что делает человека неспособным к противостоянию страсти. В данном ключе прослеживается связь между любовным влечением и насилием. Жестокость часто бывает вызвана сильными эмоциями, с которыми человек не может совладать.
Следовательно, мы приближаемся к сродству тем любви и смерти. Связь между ними раскрыл З. Фрейд через понятия Эроса и Танатоса в работе «Недовольство культурой». Он рассматривал любовь и смерть как инстинкты, как то, что заложено природой и что человек не в силах преодолеть. Эрос представляет собой сексуальное влечение, Танатос - деструктивное поведение, жестокость, агрессию. В своих крайних проявлениях эти категории ограничиваются, следовательно, требуют сублимации. В фантастическом жанре Эрос и Танатос часто раскрываются в полной мере, а табуированные темы воспринимаются более снисходительно.
Таким образом, характерной чертой фантастического является амбивалентность интерпретации. Постоянное колебание между рациональным и необычным объяснением сохраняет жанр. Другим не менее важным фактором является то, что фантастическое основывается на восприятии, а не происходящих событиях. На уровне персонажа, но главным образом на читательском понимании сохраняется этот баланс. Жанр фантастического позволяет тонко работать с психологией не только героев, но и читателей.
«Таинственные повести» — это условное название цикла произведений И.С. Тургенева, никогда не выделяемого самим автором, но позднее сформулированного литературоведами. Впервые термин появился в работах исследователей начала XX века, а окончательно закрепился в научной традиции в советский период - произведения И.С. Тургенева были впервые концептуально осмыслены в качестве единого цикла под названием «таинственных повестей» Л.В. Пумпянским. В цикл обычно включают рассказы «Фауст» (1856), «Песнь торжествующей любви» (1881), «Клара Милич» (1882), «Призраки» (1864), «Вешние воды» (1872), «После смерти (Клара Милич)», а также иногда — «Собака» и «Живые мощи».
Темы этих произведений - сверхъестественное, тайны души, потусторонние силы, сны, предчувствия - резко контрастируют с реализмом основной прозы Тургенева. Сам автор не называл их циклом, воспринимая скорее как творческие эксперименты, попытки выразить иррациональное и мистическое. Исследователи видят в «таинственных повестях» единый художественный мир, где раскрываются философские и психологические аспекты бытия, часто через образы любви, смерти и предопределения. «Таинственные» повести стали объектом исследования для многих учёных. Г.Б. Курляндская, Н.Н. Мостовская, В.Н. Топоров, Л.В. Пумпянский и др. рассматривали поэтику, художественный метод позднего творчества Тургенева. Обращение писателя к фантастическому наталкивало на сравнение с другими авторами этого жанра, одним из которых является Э. По.
Близость И.С. Тургенева поэтике Э. По было отмечено еще современниками русского писателя. Карл Френцель, немецкий критик, один из первых увидел сходство между американским автором и русским. Он, рецензируя повесть «Призраки» в 1866 г., утверждал: «Одно из его (Тургенева) недавних сочинений “Призраки”, бесспорно, обязано своим происхождением североамериканцу Эдгару Аллану По, чей столь же удивительный, как и неистовый гений пользуется у нас совершенно небывалым и вполне заслуженным признанием. Начатая в стиле По, фантазия Тургенева и заканчивается в духе мистических историй американского писателя вопросительным знаком». Поль Бурже также отметил сходство этих двух писателей, выделяя «Призраков» и «Песнь торжествующей любви» Тургенева и «Лигейю» и «Мореллу» По в аспекте мистического. Эти наблюдения были подхвачены некоторыми исследователями. Однако и Френцель, и Бурже сопоставляли По и Тургенева на основе единства общего впечатления, не проводя глубокого анализа при выделении тематических, мотивных, образных или даже чисто типологических сходств между двумя авторами....


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе проведённого сопоставительного анализа произведений И.С. Тургенева и Э. По была выявлена типологическая общность и черты различия в подходе авторов к реализации фантастического начала. Обращаясь к научно-исследовательским материалам по теме, нами был сформирован подход к проблеме. Элементами для сближения стали общие темы, мотивы, система персонажей, хронотоп, способы повествования.
Фантастическое, любовь и смерть - организующие темы, выбранных произведений. Хотя это не единственные аспекты, которые присутствуют у Тургенева и По, остальные категории входят для раскрытия этих тем. Во всех рассказах фантастическое проникает в жизнь под покровом ночи (онейрические состояния героя «Сна», Валерии «Песни торжествующей любви», Аратова «Клары Милич» - у Тургенева; крещение дочери в «Морелле», воскрешение Лигейи из одноимённой новеллы, признаки присутствия духа в «Элеоноре» - у По).
Характерным для новелл По является треугольник персонажей, который основан на чувстве любви и ревности. Американский писатель разворачивает эту систему по одной сюжетной схеме: счастье героя с своей возлюбленной (Морелла, Лигейя, Элеонора), её внезапная гибель, появление замены (дочь, леди Ровена, Эрменгарда). Только в последней новелле ревность отсутствует, а героя ждёт счастливый финал с новой возлюбленной. У Тургенева такой сюжетной схемы нет, более того, треугольника персонажей нет в повести «Клара Милич». Взаимоотношения тургеневских героев усложняется в психологическом плане.
Сюжетообразующими темами и у По, и у Тургенева стали любовь и смерть, а их взаимодействие организует фантастическое начало. Тема любви раскрывается как крайняя степень любовного чувства. Нередко герои, испытывающие страсть, оказываются носителями фантастического или тесно с ним сопрягаются. Так происходит у Тургенева в повестях «Песнь торжествующей любви» и «Клара Милич» и у По в новеллах «Лигейя» и «Элеонора». Тем не менее в произведениях присутствует вариативность выражения фантастического через страсть. Так в «Песни торжествующей любви» Муций воплощает собой любовь и фантастическое начало. Страсть становится его ведущей силой, благодаря которой он напрямую связан с загадочным и мистическим. В «Лигейе» По ситуация складывается похоже: страсть героя становится главным фактором включения фантастического в его жизнь, хотя он сам не является носителем мистического. В «Кларе Милич» страстью объят герой, оказавшийся жертвой фантастического, Аратов. Соответственно в «Элеоноре» ситуация аналогичная: герой испытывает сильные чувства к героине, которая является носителем мистического. Так страсть становится проводником между реальным и ирреальным, границы которых выражены жизнь и смертью.
Гибель настигает только носителей фантастического у обоих авторов (барон, Муций, Клара, Морелла, Лигейя, Элеонора). Связь с мистическим разрушает естественный ход жизни, поэтому эти герои умирают, но сила фантастического позволяет им вернуться к подобию жизни. Мотив воскрешения становится одной из сторон в воплощении фантастического начала. Возвращение к жизни - акт мистических сил, к которым стремятся носители сверхъестественного. Пространство смерти становится для этих героев местом воплощения их затаённых желаний и страхов, однако они стремятся вернуться в мир живых, чтобы нарушить покой и гармонию других персонажей.
В тургеневской повести «Сон» и новелле По «Морелла» действующей силой оказывается категория загадочности. Шаткое сознание героя «Сна» сталкивается с тайной своего рождения и превращает ее в действие мистических сил, связанное в том числе с преодолением смерти. У По - прямо через любовь подвергается сомнению граница между жизнью и смертью.
Для авторов «таинственных» повестей и «фантастических» рассказов мистическое оказывается ключевым параметром при сопоставлении. В рассмотренных произведениях фантастическое существует на границе реального и ирреального, вводя категорию сомнения. Отношение к существованию мистического различает писателей. Тургенев определяет фантастическое как одно из возможных вариантов понимания действительности. По этой причине автор делает героев, восприимчивых к таинственному, субъектами речи (главный герой «Сна») или приближает повествователя к перцепции персонажей (Фабий и Валерия, Аратов), оказавшихся под влиянием неизвестного. У По во всех новеллах фантастическое становится категорией, которая входит в художественный мир как нечто естественное. Неопределённость интерпретации происходящего позволяет мистическому проникнуть в судьбы героев. нарушить гармонию их жизни.
Таким образом, «таинственные» повести Тургенева «Сон», «Песнь торжествующей любви», «Клара Милич» и «фантастические» рассказы По «Морелла», «Лигейя», «Элеонора» несомненно имеют типологические сходства. Включение фантастического обусловлено исследованием человеческой психологии в ответ на необъяснимые события.



1. Аристотель. Поэтика. Риторика / Аристотель. - СПб. : Азбука, 2000. — 1224 с.
2. Бальмонт К. Д. Очерк жизни Эдгара По / Бальмонт К.Д. [Электронный ресурс] // VelChel.ru : [сайт]. — URL: http://poe.velchel.ru/index.php?cnt=10&part=3&sub=1 (дата обращения: 27.05.2025).
3. Бочкарева Н. С., Табункина И. А., Загороднева К. В. Мировая литература и другие виды искусства: экфрастическая поэзия. учебное пособие / Н. С. Бочкарева, И. А. Табункина, К. В. Загороднева Перм. гос. нац. исслед. ун-т. - Пермь, 2012. - 90 с.
4. Бурнаев А. Г. Проблема классификации искусств в теории Платона и Аристотеля //
Известия Самарского научного центра РАН. 2011. №2-2. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/problema-klassifikatsii-iskusstv-v-teorii-platona-i-aristotelya (дата обращения: 20.05.2025).
5. Бычков В. В. Эстетика: учебник / В. В. Бычков. - М. : КНОРУС, 2012. — 528 с.
6. Волков И. О. Американская литература в библиотеке И.С. Тургенева / И. О. Волков // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. - 2022. - № 3. - С. 143-150. - DOI 10.20339/PhS.3-22.143. - EDN IRJGZQ.
7. Волков И. О. «По системе отца нашего Шекспира»: диалог И. С. Тургенева с В.
Скоттом («Сент-Ронанские воды» И «Клара Милич») // Знание. Понимание. Умение. 2021. №2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/po-sisteme-ottsa-nashego-shekspira-1-dialog-i-s-turgeneva-s- v-skottom-sent-ronanskie-vody-i-klara-milich (дата обращения: 01.06.2025).
8. Волков И.О., Жилякова Э.М. И.С. Тургенев — читатель Вальтера Скотта (по материалам библиотеки писателя). Статья вторая // Studia Litterarum. 2023. Т. 8, № 1. С. 218-237. https://doi.org/10.22455/2500-4247-2023-8-1-218-237
9. Габель М. Песнь торжествующей любви Тургенева // Творческий путь Тургенева : сб. ст. - Петроград, 1923. - 202-225 с.
10. Гегель Г. В. Ф. Эстетика: в 4 т Т. 1 [пер. с нем.] / Г. В. Ф. Гегель; гл. ред. Ю. Н. Попов и А. П. Огурцов. - М. : Искусство, 1968. — 312 с.
11. Головко В. М. Художественно-философские искания позднего Тургенева (изображение человека) : монография / В. М. Головко ; науч. ред. Г. К. Щенников. — Свердловск : Издательство Уральского университета, 1989. — 169 с.
12. Головачёва И. В. Фантастика и фантастическое: поэтика и прагматика англоамериканской фантастической литературы / Под науч. ред. А.П. Ураковой. СПб., 2014. — 412 с.
13. Гроссман Д. Д. Эдгар По в России. Легенда и литературное влияние / Пер. с англ. М. А. Шерешевской. — СПб. : «Академический проект», 1998. — 198 с.
14. Женетт Ж. Фигуры = Figures : работы по поэтике : в 2 т / Ж. Женетт ; общ. ред. и вступ. ст. С. Зенкина ; пер. с фр.: Е. Васильевой и др. — М. : Изд-во Сабашниковых, 1998. — 944 с.
15. Иаков Ворагинский. Золотая легенда. Т. 2 / Пер. с лат. И. И. Аникьев, И. В.Кувшинская
- М. : Издательство Францисканцев, 2018. — 679 с....52



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ