Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Brexit: геополитическая трансформация единой Европы

Работа №189360

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы76
Год сдачи2018
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Особенности участия Великобритании в европейской интеграции 11
1.1 История членства Великобритании в ЕЭС 11
1.2 Идентичность в контексте участия Великобритании в европейской интеграции 14
1.3 Особенности членства Великобритании в ЕС накануне Brexit 20
ГЛАВА 2. Brexit: причины и план выхода Великобритании из ЕС 25
2.1 Внутриполитическая обстановка в Великобритании и принятие решения о проведении
референдума 25
2.2 Внешнеполитические причины Brexit 27
2.2.1 Экономические противоречия Великобритании и ЕС 27
2.2.2 Социально-политические причины Brexit 34
2.3 Общественное мнение в Великобритании накануне референдума 41
2.4 План выхода Великобритании из Европейского союза 45
ГЛАВА 3. БРЕКСИТ - геополитическая трансформация ЕС 50
3.1 Кризис идеи европейской интеграции и идентичности 50
3.2 Будущее политико-институциональной системы ЕС 52
3.3 Влияние Brexit на экономику ЕС 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ А 76
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 77


Европейский союз (ЕС) - крупнейшее межгосударственное политическое объединение, призванное содействовать благоприятному развитию будущего Европы. Углубление солидарности между народами государств-членов, развитие демократических и эффективных институтов, стремление к экономическому и социальному прогрессу, укрепление самобытности и индивидуальности европейской народов - цели ЕС, реализуемые в рамках содействия безопасности и прогрессу в Европе и во всем мире. Страны-участницы ЕС вносят огромный вклад в обеспечение мира и безопасности в регионе, преимущественно используя не военные инструменты, а экономические: открытие рынков, устранение тарифных и нетарифных барьеров, стандартизация условий ведения бизнеса, обеспечение свободного передвижения людей, товаров, труда и капитала.
Несмотря на все преимущества, которые принесло объединение для его стран- участниц, сегодня ЕС переживает экзистенциальный кризис. Накопившиеся проблемы неблагоприятно сказываются на внутренней и внешней политике Союза, ставя под сомнение его дальнейшее существование.
Выход Великобритании из ЕС является следствием экономических и социально-политических неурядиц, назревших в интеграционном объединении за последнее десятилетие. Итоги референдума в Великобритании о выходе страны из ЕС шокировали всю Европу, породив дискуссию о будущем интеграции. На сегодняшний день ведутся переговоры между руководством ЕС и Великобританией, от результата которых будет зависть будущая картина ЕС. В работе автор попробует доказать гипотезу о том, что последствия процесса Brexit несомненно приведут к геополитической трансформации ЕС.
Актуальность выбранной темы дипломной работы обусловлена тем, что на данный момент Великобритания находится в процессе выхода из ЕС, конечным результатом которого станет новый формат интеграционного объединения. Проведение объективного анализа последствий Brexit позволит определить возможные пути развития европейской интеграции, а также дать прогноз будущего ЕС. Выход Великобритании из ЕС - свидетельство кризиса нынешнего формата европейской интеграции. Также актуальность работы обусловлена тем, что ЕС - один из ведущих акторов международных отношений, трансформация которого может повлиять на баланс сил в мире.
Объект исследования: Европейский союз. Предмет исследования: процесс выхода Великобритании из ЕС (Brexit).
Цель работы - выявление возможных последствий для ЕС в результате выхода Великобритании, а также оценка возможных результатов Brexit, которые могут привести к геополитической трансформации интеграционного объединения.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
1) Изучить историю вступления Великобритании в ЕС;
2) Выявить особенности членства Великобритании в ЕС;
3) Определить причины выхода Великобритании из интеграционного объединения;
4) Проанализировать результаты британского референдума по вопросу членства страны в ЕС;
5) Рассмотреть план Brexit;
6) Провести анализ того, как Brexit может повлиять на дальнейшее развитие ЕС.
Сложность данного исследования объясняется тем, что процесс выхода Великобритании из ЕС еще не закончился, что не позволяет сделать точный прогноз о том, в какой мере произойдет трансформация интеграционного объединения. Выявление сценариев развития ЕС позволит приблизить представление о будущем европейской интеграции к реальности. Материалы данной работы могут быть использованы при исследовании современного кризиса ЕС, частью которого является Brexit. Таким образом, это обуславливает теоретическую значимость исследования.
Источников для данной работы оказалось достаточно, поскольку нормативно¬правовая база ЕС и Великобритании весьма обширна.
Для решения поставленных задач автором был проведен анализ Договоров ЕС и его законодательных актов для изучения того, как происходило развитие европейской интеграции. Дальнейший синтез положений, регламентирующих членство Великобритании в ЕС, позволил определить ее особое положение в интеграционном объединении. Изучение истории членства Великобритании помогло путем обобщения определить причины, побудившие страну выйти из европейского объединения. Анализ возможных последствий выхода Великобритании из ЕС позволил индуктивным методом сделать вывод о будущей геополитической трансформации европейского объединения. Выстраивание модели будущего формата ЕС позволило выделить несколько сценариев его развития.
Первой группой источников является ряд законов и нормативных актов ЕС, на основе которых автору удалось проследить эволюцию развития интеграционного объединения. Каждый из договоров означает новый этап в развитии Союза, определяет новые цели и задачи, форму и правовую основу его организации. Так, Римский договор 1957 г. ставил перед собой цель ликвидации преград на пути свободного передвижения людей, товаров, услуг и капитала, что фактически означает формирование Европейского экономического сообщества (ЕЭС) . Маастрихтский договор 1992 г. положил начало ЕС, завершив процесс регулирования денежной и политической систем европейских стран . Амстердамский договор 1997 г. внес поправки в Договор о ЕС, связанные с условиями вступления новых членов в интеграционное объединение . Лиссабонский договор 2007 г. или Договор о реформе повысил эффективность интеграционного объединения, его демократическую легитимность и унифицировал деятельность ЕС . С помощью вышеперечисленных договоров, а также на основании Договора о вступлении Великобритании в ЕЭС 1973 г. автором было выявлена эволюция положения страны в интеграционном объединении. Так, согласно Протоколу о применении Хартии основных прав Европейского Союза Польши и Соединенного Королевства, Великобритания получила право частично исключить свою причастность к некоторым социальным положениям Лиссабонского договора .
Ко второй группе источников относятся данные статистических агентств и ведомств, занимающихся сбором данных, отражающих различные аспекты деятельности ЕС и его членов. Так, в основе анализа экономического аспекта выхода Великобритании из ЕС послужили данные, публикуемые статистической службой Евростат и специальным учреждением ООН - Международным валютным фондом. Анализ их статистических данных позволил определить роль экономики Великобритании в ЕС, а также выделить проблемы, с которыми столкнулась страна в данной сфере .
К третьей группе источников относятся заявления, речи и выступления государственных и политических деятелей стран-членов ЕС. В частности, на основе выступлений бывших премьер-министров Великобритании Маргарет Тэтчер и Дэвида Кэмерона, автором делается вывод о том, что страна всегда желала и добивалась особого статуса в ЕС. Также на основе данных выступлений прослеживается настроенность Великобритании выйти из интеграционного объединения . После проведения референдума новый премьер-министр Великобритании Тереза Мэй неоднократно посвящала свои выступления будущим отношениям Великобритании и ЕС . Запуск Brexit вызвал широкую дискуссию среди политической элиты других европейских стран на тему будущей модели ЕС. Так, в своих выступлениях канцлером ФРГ Ангелой Меркель была высказана идея о Европе «двух скоростей». Данная концепция подразумевает то, что страны-участницы ЕС впредь могут сами определять степень включенности в интеграционные процессы объединения .
Четвертая группа источников представляет собой документы британского правительства, посвященные поэтапному выходу страны из ЕС. В Правительственном билле, посвященному Brexit, речь идет о начале изменения нормативно-правовой базы ЕС, а также о том, как юридически будут регулироваться взаимоотношения между Великобританией и интеграционным объединением . Будущее экономическое партнерство описывается в отчете специального комитета ЕС, являющегося частью британского парламента. В данном документе представлен план по сохранению зоны свободной торговли между Великобританией и оставшимися странами-членами интеграционного объединения. Также в нем закрепляется перечень сфер экономики, в которых страна продолжит тесное сотрудничество с интеграционным объединением .
Исследованию Европейского союза уделено достаточно много внимания в научной литературе, так как его деятельность всегда была в центре внимания научного сообщества, политических деятелей, а также аналитиков различных стран. Необходимо отметить, что большое значение имеет литература, в которой описывается место и роль Великобритании в ЕС, а также анализируется ее особое положение в интеграционном объединении.
Большой спектр литературы посвящен истории развития ЕС. В работах известного отечественного исследователя Ю.А. Борко делается исторический обзор становления ЕС и этапов его развития с 1950-х гг. . В соавторстве с Ю.О. Буториной автор продолжает исследование ЕС. По мнению исследователей, на протяжении всей истории Союз переживает как успешные, так и весьма сложные периоды развития, связанные с неизбежными противоречиями, возникающими между государствами. По мнению исследователей, успешное решение данных противоречий лежит в эффективной системе функционирования ЕС, позволяющей согласовывать интересы разных сторон при принятии решений, а затем контролировать их исполнение . В пособии В.А. Дадалко делается анализ эволюции интеграционного процесса ЕС, рассматривается закономерность экономической интеграции государств-членов европейского объединения: от процесса поэтапного формирования зоны свободной торговли, таможенного союза, общего рынка до экономического союза .
В большей степени автором были использованы материалы периодических изданий и журналов, посвященные исследованию причин Brexit. Например, можно выделить статью руководителя Центра британских исследований Института Европы РАН Е.В. Ананьевой. Ее работа посвящена предыстории и причинам Brexit. По мнению исследователя, одной из главных причин голосования в пользу выхода Великобритании из ЕС, является внутриполитический раскол консервативной партии страны . Статья Е.В. Хахалкиной посвящена вопросу общеевропейской идентичности, которой, по мнению автора, в ЕС не существует. Усиление на этом фоне национальной идентичности Великобритании является одной из причин желания страны покинуть Союз . Экономические причины, побудившие Великобританию покинуть Союз, анализируются в работе Е.Н. Смирнова. Автором высказывается утверждение о том, что на современном этапе развития ЕС переживает период крупнейшей социально-экономической трансформации, что в результате привело к обострению противоречий между странами-членами интеграционного объединения, одной и форм которых стал Brexit . Исследованию социально-политических причин выхода Великобритании из ЕС посвящены работы Г. А. Карпова. Автор рассматривает миграционный кризис в качестве весомого мотива для запуска Великобританией процесса Brexit, аргументируя данную позицию нежеланием государства учувствовать к миграционной политике ЕС, которая в последние годы показывает свою несостоятельность .
Также автором была проанализирована литература, посвящённая последствиям выхода Великобритании из ЕС. Стоит отметить работу научного сотрудника РАН Н.Ю. Кавешникова, исследование которого посвящено институционально-политическим последствиям Brexit для развития ЕС и Великобритании. Исследователем делается вывод о том, что наиболее очевидным последствием референдума является крах идеологии постоянного и неуклонного развития интеграции. Вместо бесконечного, необратимого, априори выгодного для всех интеграционного объединения Европейский союз стал организацией, не имеющей цели ежедневно доказывать свою необходимость . Политическим и экономическим последствиям Brexit посвящены работы А. В. Кузнецова. В своем исследовании автор приходит к выводу о том, что наиболее важными аспектами выхода Великобритании из ЕС являются территориальные сдвиги в хозяйственной деятельности компаний на территории ЕС и Великобритании, обусловленные установлением новой экономической границы в Европе. Также автором делается предположение о возможной трансформации институциональной структуры ЕС и в целом положения интеграционной группировки в мире. Самой критической ситуацией, по мнению автора, может стать распад Соединенного Королевства в связи с усилением сепаратистских настроений в Шотландии и Ирландии .
Особый интерес у автора вызвал анализ иностранной литературы, в которой отражена точка зрения европейских аналитиков и экспертов, занимающихся изучением Brexit. Так, вопросами британской идентичности занимаются профессора Оксфордского университета А. Хис и Д. Робертс Они определяют британскую идентичность в контексте дистанцированности от идей европейской интеграции и укрепления ЕС. Таким образом, исследователи расценивают Brexit в качестве результата столкновения британской и европейской идентичностей, первая из которых занимает превалирующее положение среди жителей Великобритании .
В работе сотрудника британского исследовательского центра «Брюггесгруп» Г. Баттена описывается положение сельского хозяйства Великобритании в рамках ЕС, что вновь оценивается автором в качестве одной из экономических причин Brexit. По мнению исследователя, политика ЕС в области сельского хозяйства не учитывает особенностей развития стран-членов интеграционного объединения, что делает ее результаты весьма противоречивыми. В случае с Великобританией, очевидно, что наиболее выходной для страны могла бы стать независимая государственная политика .
Группой исследователей Института политический исследований во главе с М. Лоуренсом был опубликован отчет, посвящённый будущему Великобритании после Brexit. Согласно данному отчету, к 2020 г. страна должна будет преодолеть шоковую терапию Brexit путем гармонизации экономических отношений со странами-членами ЕС, а также посредством расширения экономических связей со всем миром .
На примере вышеописанных источников и литературы можно сделать вывод о том, что исследованию ЕС посвящено немало трудов ученых и специалистов в области европейских интеграции, как впрочем, и других научных дисциплин (мировая экономика, международные отношения и др.). Не стал исключением и процесс выхода Великобритании из ЕС, послуживший благодатной почвой для появления множества разнообразных сценариев и теорий новых форматов европейской интеграции. Это не удивительно, поскольку через анализ теоретических моделей развития можно прогнозировать как динамику, так и конечный результат развития ЕС.
Введение дипломной работы раскрывает актуальность, определяет степень научной работы, предмет, цели, задачи и методы исследования. Также определяет теоретическую значимость исследования. Представляется обзор литературы и источников, используемых в процессе исследования. Первая глава посвящена истории членства Великобритании в ЕС и выявлению особенностей ее положения в интеграционном объединении. Во второй главе дается характеристика внутри- и внешнеполитическим причинам, побудившим Великобританию на проведение референдума о членстве страны в ЕС. Проводится краткий обзор результатов референдума, а также описывается программа выхода страны из европейского объединения. Третья глава посвящена геополитическим изменениям ЕС, к которым приведет Brexit. В заключении автором подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Вступление Великобритании в ЕЭС стало ключевым моментом в истории страны, так как проведение общей экономической и социальной политики в рамках объединения позволило стране встать на ноги после Второй мировой войны и вновь приобрести статус лидирующей державы Европы. История членства Великобритании в европейском объединении имеет свои особенности, поскольку страна всегда выступала с требованиями о пересмотре положений, законов и проведении реформы объединения. Это обусловлено тем, что интересы ЕС не всегда совпадали с национальными интересами Великобритании. Их столкновение и поиск компромиссов всегда сопровождались длительными процессами переговоров, вновь доказывая нежелание государства углублять интеграционные связи.
Добившись исключительного положения в ЕС, Великобритания не перестала придерживаться своей антиевропейской направленности. Напряжение в отношениях между «Туманным Альбионом» и европейским объединением усилилось в связи с рядом проблем, назревших в ЕС. В их числе оказалось невыгодное положение экономики страны в рамках интеграционного объединения, приведшее к замедлению темпов роста британской экономики и дефициту товарооборота страны. Унификация экономической политики ЕС, ужесточение конкуренции на европейском рынке, расширение ЕС за счет новых его участников со слаборазвитой экономикой, огромные финансовые вложения в бюджет ЕС при условии несправедливого его распределения, невыгодная фискальная и монетарная политика ЕС - только начало списка причин, подтолкнувших Великобританию задуматься о выгоде ее участия в интеграционном объединении.
Правила игры, которые Великобритания должна была соблюдать в рамках интеграционного объединения, привели к тому, что страна больше не желала быть зависимой от политики Брюсселя не только в экономическом, но и в социально-политическом плане. Миграционный кризис, который сегодня переживает Европа, стал еще одним поводом отдаления Великобритании от ЕС. Неэффективная миграционная политика Союза привела к большим затратам на социальные пособия для мигрантов, росту безработицы и дестабилизации общественной безопасности. Нежелающее мириться с таким положением правительство Великобритании приняло решение о переходе к национальному регулированию миграционной политики. Первыми экстренными мерами стало закрытие государственных границ, усиление пограничного контроля, сокращение социальной поддержки мигрантов, а также сокращение числа лиц, имеющих право получить статус беженцев.
Таким образом, отход Великобританией от принципа ведения общей политики в совокупности с современным кризисом ЕС, рано или поздно должны были привести к кризису отношений. Именно так и произошло в Европе. Brexit - результат противоречий и столкновений интересов Великобритании и ЕС, возникших за годы членства страны в интеграционном объединении.
До конца руководство ЕС не верило в то, что жители Великобритании проголосуют в пользу выхода из интеграционного объединения. Референдум, состоявшийся 23 июня 2016 г., стал переломным событием для ЕС, поскольку Brexit стал началом безоговорочной трансформации интеграционного объединения. Согласно плану Великобритании, до весны 2019 г. страна должна полностью закончить переговорный процесс о Brexit с руководством ЕС. Поэтапно страна вновь вернется к собственному законодательству, продолжит укреплять союзнические отношения со странами Содружества и проводить самостоятельную миграционную политику, пересмотрит степень защиты прав граждан Великобритании, живущих и работающих за пределами страны, а также обеспечит свободу торговли не только на европейском рынке, но и приобретет новые экономические связи по всему миру.
Brexit уже неминуемо приводит к пересмотру политических и экономических взаимоотношений Великобритании и ЕС. В связи с этим, автором была выдвинута гипотеза о том, что в ближайшие годы ЕС ждет череда геополитических реформ. Явные и прогнозируемые последствия, вытекающие в процессе Brexit, становятся доказательством выдвигаемой гипотезы. Наиболее очевидным результатом выхода Великобритании из ЕС является кризис идей и принципов, на которых строится интеграция. Во-первых, существует опасение того, что Brexit затормозит процесс дальнейшего углубления интеграционных процессов в Европе. События последних лет уже доказывают брожение идеи интеграции. Страны-члены ЕС все чаще прибегают к решению вопросов на национальном уровне, считая, что руководство ЕС проводит уравнительную политику, которая не учитывает интересы всех стран-участниц. Продолжающийся в Европе миграционный кризис ставит под сомнения эффективность мер, принимаемых Брюсселем. Следствием нерешенной проблемы беженцев и мигрантов в Европе становится откат интеграционного процесса, проявившийся в переходе вопросов миграционной политики под национальный контроль. Стремление Великобритании вести собственную независимую от ЕС политику подтверждает факт сужения интеграции.
Параллельно кризису идеи интеграции происходит брожение идеи европейской идентичности. Концепция европейского единства, по мнению руководства ЕС, должна была сплотить граждан интеграционного объединения. Однако современные проблемы и вызовы, с которыми сегодня сталкивается ЕС, приводят к отходу от идеи европейской идентичности в пользу национального самоопределения. Это проявляется в том, что жители ЕС теперь в большей степени отстаивают не интересы интеграционного объединения, а в первую очередь, интересы своей страны. Таким образом, отход от концептуальных принципов, на которых сохранялось единство ЕС, может несомненно ведет к дезинтеграции европейского сообщества, что в конечном счете может привести к распаду ЕС.
Отход от двух идейных принципов ЕС- углубления интеграции и европейской идентичности - приводит к выводу о том, что Brexit является уникальным событием в истории интеграционного объединения, последствия которого имеют колоссальный характер. Во-первых, выход Великобритании из ЕС несет в себе трансформацию всего политико-институционального устройства интеграционного объединения. Будущий политический расклад в руководстве ЕС сводятся к двум сценариям. Первый дает прогноз на уменьшение сфер деятельности ЕС путем передачи полномочий национальным руководствам стран-членов интеграционного объединения. Результатом реализации подобного сценария станет уменьшение масштабов интеграционного взаимодействия, что вновь негативно скажется на единстве ЕС. Второй сценарий предполагает метод «гибкой интеграции», характеризующийся разно уровневым ведением европейской политики. Однако и данный сценарий не является идеальным, хотя, по мнению автора, может стать альтернативой существующего управления ЕС. Механизм развития Европы «разных скоростей» приведет к большему разрыву между передовыми и развивающими странами ЕС.
Поскольку экономика Великобритании является одной из крупнейших среди стран- членов ЕС, Brexit приведет к крупнейшей экономической трансформации, как экономики страны, так и экономики интеграционного объединения. Будущее выстраивание торгово-экономических отношений полностью зависит от результатов переговоров руководства ЕС и Великобритании. Последняя в свою очередь планирует заключить двусторонние договоры о экономическом сотрудничестве со странами-членами ЕС. В перспективе автором дается положительная оценка будущего экономического развития Союза в противовес
противоположному мнению большинства европейских аналитиков и экспертов. Автором делается вывод о том, что экономика Великобритании несет больше потерь от Brexit, чем экономика ЕС. Замедление темпов экономического роста Великобритании, а также потеря доли европейского бизнеса является неоспоримым доказательством проигрывания страны от 63
Brexit. Таким образом, будущая трансформация европейской экономики должна происходить в условиях экономической и политической консолидации стран-членов ЕС. Вызов, брошенный Великобританией, является своеобразным стимулом для нового формата развития Союза, который позволит преодолеть современные экономические и социально-политические неурядицы объединения.



1) Речь Уинстона Черчилля в Цюрихском университете // Вестник Европы. - 2009. - №26-27. - С. 26-27.
2) Тэтчер М. Искусство управления государством. Стратегии для меняющегося мира/Пер. с англ. — М.: Алыгана Паблишер. - 2003. — С. 436.
3) Boris Johnson: Britain leaving EU would not be cataclysmic [Электронный ресурс] : The Guardian, 10 May 2013. - URL: https://www.theguardian.com/politics/2013/may/10/boris- johnson-britain-leaving-eu-cataclysmic (дата обращения: 20.04.2018)
4) Brexit: the future of financial regulation and supervision [Электронный ресурс] : The Authority of the House of Lords, 28 January 2018.
https://publications.parliament.uk/pa/ld201719/ldselect/ldeucom/66/6602.htm (дата обращения: 16.03.2018)
5) Charter of Fundamental Rights of the European Union [Электронный ресурс] : Official Journal of the European Communities C 364/1, 2000. - URL: http://www.europarl.europa.eu/charter/pdf/text_en.pdf (дата обращения: 18.04.2018)
6) Cremades M.T., Novak P. (2017) Brexit and the European Union: General Institutional and Legal Considerations. Study for the AFCO committee, European Parliament. PE 571.404, January 2017.
7) David Cameron’s EU Speech [Электронный ресурс] : The Guardian, 23 January 2013. - URL: http://www.theguardian.com/politics/2013/jan/23/david-cameron-eu-speech- referendum (дата обращения: 20.04.2018)
8) Declaration on European Identity (Copenhagen, 14 December 1973) // Official publications of the European Communities. - 1973. - №12.
9) Directive 2009/136/EC of the European Parliament and of the Council of 25 November 2009 [Электронный ресурс] : Official Journal of the European Union, L 337/11, 18 December 2009. - URL: https://eur-lex.europa.eu/legal- content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32009L0136&from=FR (дата обращения: 27.02.2018)
10) EU Budget 2016 - Financial report [Электронный ресурс] : Publications Office of the European Union, 2017. - URL: http://ec.europa.eu/budget/library/biblio/publications/2017/financial-report_en.pdf (дата обращения: 21.04.2018)
11) EU Dublin III Regulation (Regulation (EU) No 604/2013) [Электронный ресурс] : European Parliament and European commission, 26 June 2013. - URL: https://eur- lex.europa.eu/eli/reg/2013/604/oj (дата обращения: 23.04.2018)
12) EU Expenditures and revenue 2012-2016 [Электронный ресурс] : European Commission Financial Report 2015. - URL: http://ec.europa.eu/budget/figures/interactive/index_en.cfm (дата обращения: 18.04. 2018)
13) Eurobarometer - Public Opinion in the European Union [Электронный ресурс] : European Commission, December 1993. - URL: http://ec.europa.eu/commfrontoffice/publicopinion/archives/eb/eb40/eb40_en.pdf (дата обращения: 17.04.2018)
14) Eurobarometer - Public Opinion in the European Union [Электронный ресурс] : European Commission, Autumn 2003. - URL: http://ec.europa.eu/commfrontoffice/publicopinion/index.cfm/ResultDoc/download/Documen tKy/63057 - (дата обращения: 17.04.2018)
15) European Council meeting - Conclusions [Электронный ресурс] : General Secretariat of the Council, February 2016. - URL: http://www.consilium.europa.eu/media/21787/0216-euco- conclusions.pdf (дата обращения: 18.04.2018)...110



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ