Введение 3
1 История иммиграции во Францию и процесс формирования диаспор 12
2 Мигранты в общественно-политическом дискурсе Франции 22
3 Интеграция иммигрантов во французское общество 39
3.1 Меры, предпринимаемые французскими властями и неправительственными
организациями для разрешения проблем, связанных с миграцией 39
3.2 Взаимодействие и столкновение культур в миграционном контексте 50
3.2.1 Проблема пригородов 50
3.2.2 Ассимиляция и интеграция иммигрантов через трудоустройство 53
3.2.3 Ассимиляция и интеграция иммигрантов через образование 56
3.2.4 Ассимиляция и культурный протест 58
3.3 Столкновение европейских и мигрантских ценностей на примере теракта в редакции
Charlie Hebdo и убийства Самюэля Пати 63
3.3.1 Теракт в редакции Charlie Hebdo 63
3.3.2 Убийство Самюэля Пати 69
Заключение 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 79
Вопрос иммиграции во Францию возник достаточно давно - еще примерно в середине XIX века - однако поначалу носил сугубо утилитарный характер, так как иммигранты рассматривались как временная рабочая сила, из-за чего вопрос об интеграции и ассимиляции иммигрантов во французское общество не возникал. Однако со временем характер иммиграции со временного, связанного с сезонной работой, меняется в сторону постоянного в связи с тем, что многие из тех, кто когда-то приезжал в страну лишь на время, теперь не только начинают оставаться в ней, но и перевозить туда своих членов семьи . Также важно отметить и то, что если ранее главными донорами иммигрантов были другие европейские страны, которые были исторически и культурно близки Франции, то затем, в связи с распадом французской колониальной империи, в страну устремились потоки иммигрантов из бывших стран-колоний . В этой связи вопрос об интеграции и ассимиляции приобретает новое качество как компонент, необходимый для нормального функционирования французского государства и общества.
Во Франции вопрос ассимиляции иммигрантов в связи с их культурной отличностью с каждым годом вызывает все большую настороженность не только со стороны общественности, которая обеспокоена потенциальной утратой коренной французской идентичности, но также и со стороны политиков, которые, в связи с нарастающими тенденциями социальной дестабилизации, уделяют вопросу иммиграции и интеграции все больше внимания. Ими, помимо попыток количественного ограничения притока иммигрантов, также осуществляются различные меры по созданию условий для всеобъемлющей интеграции и ассимиляции посредством мер социального и культурного характера, к которым можно отнести интеграцию через школьное образование, трудовую интеграцию, а также через общее перенятие таких универсальных французских ценностей, как «Свобода, равенство, братство», подразумевающих гомогенность общественных масс .
Актуальность работы объясняется все более нарастающей миграционной проблематикой современного мира и ее универсальностью для развитых стран. Так, можно утверждать, что проблема миграции в развитые страны создает в них ряд острых социальных проблем, к которым можно отнести рост криминогенной обстановки в принимающих странах в связи с бедственным положением большинства иммигр антов, преобладание предложения над спросом на рынке труда и следующее за ним обесценивание труда, а также общее недовольство и страх коренных жителей развитых стран в отношении новоприбывших, которые либо совсем не в состоянии перенять ценности принимающей страны, либо делают это достаточно медленно, либо лишь наполовину, сохраняя за собой ряд цивилизационных особенностей, не свойственных и не понятных принимающей стороне, что может вызывать серьезные противоречия между приезжими и коренными жителями .
Так, например, данный аспект вполне исчерпывающе изучает в своей книге «Столкновение цивилизаций» Самюэль Хантингтон. В частности, Хантингтон объясняет, что культурное столкновение обусловлено рядом таких цивилизационных особенностей, как язык, традиции, религия и культура. Он также отмечает, что культурные особенности и различия менее подвержены изменениям, чем экономические и политические, вследствие чего на данной почве гораздо сложнее прийти к разумному компромиссу .
Тем не менее, проблемы, вызываемые миграцией, можно если не совсем устранить, то, как минимум, нивелировать и даже по некоторым параметрам обернуть в положительное русло. Пример Франции позволяет рассмотреть оригинальные национальные подходы по разрешению проблемы столкновения культур, ассимиляции и интеграции мигрантов в принимающем обществе, которые в теории могут перенять и другие развитые государства в силу универсальности данной проблемы, требующей незамедлительного принятия эффективных решений. В частности, опыт Франции может быть полезен для России, которая после распада СССР сталкивается со значительным притоком иммигрантов из стран СНГ, число которых в 2018 году составило без малого 5 миллионов человек . Учитывая то, что Россия находится лишь в начале своего пути как государства, принимающего иммигрантов, большое количество проблем по вопросам приема, интеграции и ассимиляции может быть разрешено на раннем этапе при обращении к опыту Франции, которая принимает иммигрантов уже не один десяток лет.
Ассимиляция - это переход иммигранта из культуры страны его рождения в культуру страны пребывания. Интеграция же представляет собой социальный, а не культурный феномен, это вовлеченность в общественную и политическую жизнь общества принимающей страны, т.е. включенность в социальные связи, которые дают работа, учеба, создание своего бизнеса, право на социальное обеспечение, участие в общественных организациях и политических партиях и т.д. Помимо этого, также можно сказать, что интеграция - это и то, как меняется принимающее общество вследствие контактов и взаимодействия с иммигрантскими сообществами, что являет собой повышение уровня целостности и организованности общественной системы. Источником интеграции является горизонтальная и вертикальная мобильность групп и индивидов, вследствие которой усиливаются связи между разными слоями общества, отношения между общностями становится более взаимодополняемым .
Целью данной Выпускной квалификационной работы является определение степени интеграции различных диаспор во французское общество времен Пятой республики.
Объектом исследования является миграционная политика Франции в период с 1958 по 2022 гг.
В качестве предмета исследования была выбрана интеграция иммигрантов во французское общество времен Пятой республики.
Обозначенная цель реализуется посредством выполнения следующих задач:
• Определить основные изменения в миграционной политике Франции в изучаемый период
• Выявить наиболее значимые диаспоры мигрантов во Франции
• Определить позиции основных политических партий Франции по вопросу миграционной политики
• Определить общественное мнение Франции относительно интеграции мигрантов
• Определить основные меры, предпринимаемые государством и НПО для лучшей интеграции диаспор во французское общество
• Определить степень участия отдельных диаспор в академической,
политической, культурной и экономической жизни Франции
Предложенная структура не только позволяет подробно сформулировать то, как происходит эволюция государственных систем, но также определить основные перемены социально-культурного характера. Исследование строится на построении параллелей по следующим критериям: французские республиканские основополагающие ценности и государственный контроль над иммиграцией и интеграцией, а также актуальные вызовы
по вопросам интеграции, ассимиляции и столкновения культур, рассматриваемые в рамках социального взаимодействия и общественных отношений между мигрантами и коренными жителями.
Исследование производится посредством следующих методов: структурно-функциональный метод (выделение в общей группе иммигрантов отдельных диаспор и анализ их деятельности и активности; выделение отдельных ведомств и органов государственного аппарата с целью изучения их функций и действий), метод анализа нормативных документов и статистических данных (изучение документов и статистики с целью составления наиболее объективной картины по рассматриваемому вопросу) и сравнительно-исторический метод (был применен для выявления эволюции миграционной политики, миграционных потоков и общественно-политических настроений).
Хронологические рамки исследования: 1958 - 2022 гг., или период
существования французской Пятой республики (выбор нижней хронологической рамки - принятие конституции Пятой республики, заложившей начало существования этого государства; верхняя хронологическая рамка - президентские выборы во Франции в мае 2022 года). Выбор данной хронологии объясняется необходимостью изучения эволюции мер миграционного и интеграционного урегулирования, а также общественных настроений по вопросу иммиграции в современном французском государстве.
Анализ источников и литературы:
При написании данной работы были использованы материалы научной литературы по вопросу истории иммиграции и интеграции во Франции времен Пятой республики, статьи в периодических изданиях, официальные документы и отчеты органов, подконтрольных французскому правительству, данные французских статистических агентств и бюро, а также сайты различных французских ведомств.
Следует отметить, что разработанность проблемы иммиграции и интеграции во французском обществе является достаточно высокой в российском научном мире и представлена множеством работ. Обусловлено это развитостью теоретических и прикладных исследований в сфере международных отношений, осуществляемых благодаря широкой сети институтов российской академии наук, изучающих международные отношения.
Работы российских ученых, посвященные миграционной политике Франции, условно делятся на две группы: работы, рассматривающие вопрос с политической точки зрения; работы, изучающие культурные составляющие данного вопроса. Среди российских исследований по данной теме наиболее многочисленными являются именно работы, рассматривающие вопрос с политической точки зрения (решения политиков, 6
изменение законодательства). Объяснено подобное может быть тем, что политическая составляющая вопроса поддается более обширному и детальному анализу вследствие логичности и линейности политических решений. Большинство работ российских ученых, изучающих французскую миграционную политику, относится к периоду 2010 -х годов.
Значительную роль в написании данной работы сыграли труды И. С. Новоженовой, а именно «Иммигранты во Франции: интеграция иностранцев» и «Иммигранты в Европе: модели интеграции» в рамках которых проводится наиболее исчерпывающий анализ развития миграционных и интеграционных процессов и тенденций во Франции, а также работы «Национальный фронт во Франции» и «Франция: национальный фронт и проблемы иммиграции» , которые позволяют проанализировать зарождение во Франции ультраправых идей в связи с нарастанием проблемы интеграции и места иммигрантов во французском обществе. Помимо Новоженовой, важный вклад в изучение ультраправых идей внесла работа Н. С. Петрашковой «Феномен правого радикализма в урегулировании иммиграционного вопроса (президентские выборы 2012 г. Во Франции)» .
Большое значение в проведении исследования также сыграла работа Я. И. Сарайкиной «Дискурс секьюритизации миграции во Франции: от республиканской интеграции к алармизму» , позволившая проследить изменения отношения французских властей к миграционному вопросу.
Статьи С. В. Прожогиной «Живущие на окраинах»: социальные изгои или “забытые» граждане?”» , О. А. Колобова и К. В. Агеева «Политика по отношению к мигрантам президента Франции Н. Саркози как инструмент электоральной борьбы на современном этапе» , Д. С. Борисовой «Причины возникновения расизма по отношению к алжирским трудовым мигрантам во Франции в 1973 году» , И. М. Бунина «Франция: изменения в общественно-политическом сознании и поведении» , О. С. Ходиновой «Концептуальная триада “толерантность - идентичность - национализм” в условиях миграционного кризиса во Франции» и А. В. Гордона «Ислам во Франции: опыт интеграции» позволили достаточно широко исследовать вопрос изменения отношения к иммигрантам в общественно-политическом сознании современной Франции.
Статьи А. Л. Бардиной и В. И. Пантина «Политизация дискурса по проблемам миграционного регулирования в европейском союзе» , А. Т. Рыспаевой «Миграционная политика Франции» и Я. С. Стрельцовой «Современная миграционная политика Франции» довольно подробно освещают основные изменения французского миграционного регулирования.
Кроме того, значительный интерес с исследовательской точки зрения представляют работы белорусского ученого К. Л. Снисаренко «Характерные черты процесса иммиграции во Францию во второй половине XX - начале XXI века» , «Иммиграционный вопрос в политической жизни Франции в конце ХХ — начале XXI в.» , «Формирование политики ограничения иммиграции во Францию (1974-1981 ГГ.)» , «Иммиграция в политике правительств левой коалиции во Франции (1981-1986 ГГ.)» и «Иммиграционный вопрос и политическая борьба во Франции в 1981—1988 гг.» , благодаря которым стало возможным составить наиболее полную картину меняющегося отношения к миграционной проблеме во Франции.
Важную роль сыграла книга З. И. Левина «Менталитет диаспоры: системный и социокультурный анализ», благодаря которой удалось проанализировать степень развитости иммигрантских сообществ во Франции, а также динамику, степень их включенности в процесс жизни страны и их общее положение в разные периоды времени их существования .
Также в силу своей относительной новизны данная работа опирается на широкую базу источников на французском языке. Так, важнейшую роль сыграли сайты таких государственных структур Франции, как министерство культуры Франции (Ministere de la culture) , министерство внутренних дел Франции (Ministere de l’interieur) , министерство национального образования (Ministere de l’education nationale) , Французское агентство по защите беженцев и апатридов (Office Frangais de Protection des Refugies et Apatrides - OFPRA) , Французское агентство по вопросам иммиграции и интеграции (L’Office francais de l'immigration et de l'integration - OFII) , а также Национальное собрание Франции (L’assemblee nationale) , которые содержат большой объем правовой и статистической информации, а также заявления официальных лиц по рассматриваемому вопросу.
Помимо этого, в ходе написания работы значительными источниками информации по вопросам проблем иммиграции, интеграции и ассимиляции, а также по вопросам общественного мнения, стали многочисленные французские СМИ, среди которых наиболее выделяются Le Figaro, Le Monde, L’humanite, Le Parisien, L’Express», Charlie Hebdo, 21 minutes, France info, Liberation и др.
Такие русские СМИ, как Радио свобода, Интерфакс и Русская служба BBC, также оказались полезными источниками изучения вопросов, связанных с вопросами общественного мнения и действий французских властей.
Наконец, важнейшими источниками статистических данных по вопросам общественного мнения и интеграции мигрантов во французское общество стали такие статистические бюро, как Национальный институт статистики и экономических исследований Ансэ (Institut national de la statistique et des etudes dconomiques - Insee) , французский институт общественного мнения (Institut francais d’opinion publique - Ifop) , исследовательская компания Ипсос (Ipsos) и статистическая компания Дар (Dares) . Также важным с точки зрения миграционной статистики стал отчет счетной палаты французскому президенту от 2004 года по вопросам миграции и интеграции . Все эти источники помогли составить наиболее четкую картину относительно миграционной обстановки во Франции.
Структура ВКР:
Данное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы. В первой главе освещается история иммиграции и интеграции во Франции, а также основные изменения французского законодательства в данной сфере, связанные, в частности, с изменением характера иммиграции. Также в данной главе выявляются наиболее значительные и крупные иммигрантские диаспоры и на примере самой крупной из них - магрибинской, к которой относятся сразу несколько североафриканских этносов, - рассматривается цикл жизни и эволюции диаспор. Во второй главе проводится анализ общественно-политического дискурса по вопросу прибытия и интеграции мигрантов, а также прослеживается его эволюция на протяж ении существования французской Пятой республики. Также анализируются позиции основных политических партий и политических лидеров по данному вопросу. В третьей главе производится анализ действий французских государственных органов и неправительственных организаций по разрешению миграционного вопроса и облегчению интеграции иностранцев во Франции. Также осуществляется анализ культурного взаимодействия иммигрантских диаспор с представителями французского общества, проводится анализ степени ассимиляции и интеграции мигрантов в различных областях и сферах жизни страны. Наконец, на примере теракта в издательстве французского еженедельника Charlie Hebdo и убийства французского преподавателя географии и истории Самюэля Пати проводится анализ столкновения иммигрантских и французских ценностей в кризисных ситуациях. В заключении обобщается влияние вопроса иммиграции и интеграции на французскую политику и общественные настроения.
Делается вывод об относительной успешности действий французских властей в данной сфере. Вследствие этого признается факт интегрированности подавляющего числа мигрантов во французское общество благодаря достаточно инклюзивной государственной политике, а также вследствие универсальности базовых французских ценностей свободы, равенства и братства. В контексте оценки эффективности деятельности государства по рассматриваемому вопросу признается важность учета мнения мигрантов как полноценных членов французского общества по ряду вопросов, от чего зависит общее состояние общественного климата страны.
В ходе данного исследования были решены следующие задачи:
1. Были определены основные изменения в миграционной политике Франции в изучаемый период. В первые десятилетия существования Пятой республики иммиграция поощрялась властями в связи с нехваткой рабочей силы. В силу того, что иммиграция по большей части имела сезонный характер, перед властями не вставала необходимость предпринимать какие-либо серьезные меры для интеграции мигрантов и контроля над миграционными потоками. Однако такие факторы, как распад французской колониальной империи, вызвавший приток жителей колоний в метрополию, а также большое по сравнению с французами количество иммигрантов в сфере наемного труда, заставляет французские власти принимать меры рестриктивного характера. С середины 1970-х годов под контроль была полностью поставлена трудовая миграция, серьезно ограничившая приток новоприбывших в страну. В связи с нарастающими тенденциями оседания иммигрантов в стране властями в 1983 году был принят закон, предполагавший помощь иммигрантам в возвращении на родину, а также денежные выплаты для реинтеграции. Можно заключить, что вплоть до сегодняшнего дня французская миграционная политика носит рестриктивный характер, направленный на сокращение миграционных притоков посредством установления ряда правил, необходимых для прибытия и пребывания в стране. В частности, в случае трудовой миграции сроки пребывания жестко регламентируются. Для получения гражданства же иммигрант обязан сдать экзамен по языку и истории, а также, при устройстве на работу, доказать, что он при этом не отнимает рабочее место у коренного француза. В то же время миграционная политика с начала 2000-х и по настоящее время носит селективный и меритократический характер, в рамках чего предпочтение отдается тем иммигрантам, которые тем или иным способом могут сделать вложение в развитие и процветание Франции.
2. Были выявлены наиболее значимые диаспоры мигрантов во Франции. Так,
47,5% иммигрантов являются выходцами из Африки, 32,2% - из Европы, 14,4 % - из Азии и 5,8 % - из Америки и Океании. Наиболее многочисленными диаспорами среди иммигрантского населения являются алжирская (12,7 %), марокканская (12 %),
португальская (8,6 %), тунисская (4,5 %), итальянская (4,1 %), турецкая (3,6 %) и испанская (3,5 %) .
3. На основе программных документов партий, а также на основе выступлений политических деятелей и лидеров, были определены позиции основных политических партий Франции по вопросу миграционной политики. Так, наиболее радикальные взгляды по вопросу иммиграции выражает ультраправая партия «Национально объединение» (бывший «Национальный фронт»), которая всегда выступала и выступает за сокращение иммиграции во Францию, рассматривая ее как угрозу французским ценностям и французской национальной идентичности. Партии левого крыла, наоборот, не только выступали и выступают с позиции солидарности иммигрантам, борясь против дискриминации и расизма, но также выдвигают идеи облегчения правил приема иммигрантов и беженцев. Правоцентристские партии и партии центра придерживаются медианной позиции, признавая, с одной стороны, важность миграционных ограничений, а с другой - не выступая резко против иммиграции и иммигрантов. В целом же можно заключить, что, несмотря на различное отношение к данному вопросу, все партии в той или иной мере признают необходимость контроля над иммиграцией в страну.
4. В результате изучения опросов общественного мнения, а также благодаря изучению статей французских СМИ, было определено общественное мнение относительно интеграции мигрантов. Так, можно заключить, что, несмотря на настороженность в отношении иммигрантского населения Франции, возраставшее среди ее коренного населения на протяжении существования Пятой республики, сегодня общественные настроения остаются достаточно неоднородными. Так, рост поддержки среди населения ультраправого «Национального объединения», выступающего за сохранение французских традиционных ценностей, свидетельствует о возрастающей настороженности и негативных ассоциациях коренного населения с иммигрантами. Многочисленные опросы общественного мнения также свидетельствуют об обеспокоенности и предвзятости французского населения по данному вопросу. Принципиальные расхождения возникают по вопросам светскости и самовыражения (так, желание мигрантов носить традиционную одежду может вызывать гнев и непонимание со стороны коренных французов), что зачастую приводит к восприятию иммигрантов как обособленной группы лиц, неспособной интегрироваться. Также опасения среди французов вызывают во многом обособленный образ жизни мигрантов, сложности в интеграции, а также вопросы их экономического положения и занятости. Тем не менее, в то же самое время в последнее время среди французов наблюдается относительно позитивная динамика, в частности, среди молодежи младше 25 лет, многие из которых уже давно находятся в тесном взаимодействии с иммигрантами и их потомками (в частности, в школьной среде). Уровень толерантности со стороны французского населения постепенно возрастает, на основании чего можно сделать вывод о положительной динамике по вопросу интеграции иммигрантов.
5. Благодаря анализу деятельности различных государственных структур и негосударственных объединений удалось определить основные меры, предпринимаемые государством и НПО для лучшей интеграции диаспор во французское общество. Так, было выявлено, что во Франции вопросами приема и помощи иммигрантам занимаются два органа - Французское агентство по вопросам иммиграции и интеграции (L’Office frangais de 1'immigration et de 1'integration - OFII) и Французское агентство по защите беженцев и апатридов (Office Frangais de Protection des Refugies et Apatrides - OFPRA), которые занимаются самыми ключевыми вопросами, касающимися приема и помощи иммигрантам и беженцам в интеграции, а также осуществляют всеобъемлющий контроль по данному вопросу. Также государственная структура включает в себя такие учреждения, как Центры приема просителей убежища (Centres d'accueil pour demandeurs d'asile - CADA) и Центры временного предоставления приюта (Les centres provisoires d'hebergement - CPH), занимающиеся вопросами расселения и помощью в поиске работы. В то же самое время во Франции существует большое количество неправительственных организаций и общественных объединений, занимающихся помощью иммигрантам по самым разным направлениям - они предоставляют юридическую, административную и в целом консультативную помощь иммигрантам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации; помогают им с получением квалифицированной медицинской помощи, еды и одежды; некоторые из них также оказывают помощь в поиске жилья и работы. Данный факт не только иллюстрирует то, что деятельность официальных государственных органов не охватывает все аспекты рассматриваемого вопроса, но и свидетельствует о большом количестве иммигрантов, по тем или иным причинам исключенных из официального правового поля (здесь играет роль и французский бюрократизм, и наличие нелегальных иммигрантов, и их тяжелое финансовое положение), в связи с чем происходит мобилизация общественных сил для поддержки иммигрантов, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации. Тем не мене, неправительственные организации, помогающие иммигрантам по различным вопросам, в большинстве своем представляют небольшие группы неравнодушных людей, поэтому зачастую результативность их действий оценить достаточно трудно.
6. В результате изучения различных сфер жизни французского государства удалось определить степень участия отдельных диаспор в академической, политической, культурной и экономической жизни Франции. Так, можно заключить, что, несмотря на некоторые дестабилизирующие факторы, как замкнутость некоторых иммигрантских общин, нежелание отдельных индивидов становиться частью французского общества, часто обусловленные культурными и цивилизационными различиями, большинство иммигрантов успешно интегрировались и стали его частью, не только взаимодействуя с французами в самых разных сферах общественной жизни, но и проявляя себя как активных граждан, в том числе и в вопросах отстаивания своих ценностей. Теракт в редакции Charlie Hebdo и убийство французского учителя Самюэля Пати продемонстрировали, с одной стороны, резкую протестную позицию арабского населения страны по вопросам религии, а с другой - неприязнь к использованию силы в вопросах, касающихся религии, а также приверженность большинства иммигрантов европейским ценностям, в рамках чего большинством из них делается выбор в сторону поиска компромисса даже в ситуации столкновения ценностей и интересов.
Можно сделать вывод, что французское государство, несмотря на ряд трудностей, возникающих в различных областях, связанных с приемом и интеграцией иммигрантов, выполняет свою роль в этой сфере относительно успешно. Помимо достаточно инклюзивной политики в сфере образования и трудоустройства, которые помогают иммигрантам освоиться в новом государстве, традиционные французские ценности свободы, равенства и братства также создают благоприятную среду для адаптации и последующей успешной интеграции иммигрантов. Большинство иммигрантов, как уже было упомянуто, находят силы интегрироваться и стать частью нового общества, а эпизоды острых конфликтов и столкновений становятся более редкими. К тому же важно и то, что наблюдается последовательный поворот коренных французов в сторону поиска диалога с мигрантами, что также свидетельствует о позитивной общественной динамике по данному вопросу. Тем не менее, важным компонентом действий властей по данному вопросу остается принятие мнения мигрантов, от чего зависит успешность их интеграции в принимающее общество как его полноценных и полноправных членов, а также общее состояние общественного климата.
Соответственно, была достигнута цель работы - определить степень интеграции различных диаспор во французское общество времен Пятой республики. При этом важно отметить, что интеграция представляет собой не только вовлеченность иммигрантов в различные сферы общественной жизни страны, но также и перемены в самом принимающем обществе, наступающие вследствие повышения уровня целостности и организованности общественной системы, то есть при контакте между мигрантами и коренными жителями.
Одновременно с этим на основе изученного вопроса предлагается несколько политических рекомендаций для французских властей, которые могли бы способствовать лучшей интеграции иммигрантов во французское общество, а также общему улучшению взаимодействия государства и иммигрантов:
1. Необходимо расширить сферу деятельности, а также провести общую реформу государственных органов, принимающих иммигрантов и оказывающих им помощь по различным вопросам. Очевидно, что в связи с высокой бюрократизированностью государственных органов очень многие процессы продвигаются достаточно медленно, тем самым ставя многих иммигрантов в достаточно сложное социальное положение. Также при расширении полномочий государственных органов станет возможным покрывать гораздо более широкий круг проблем, с которыми сталкиваются иммигранты, что в перспективе может снизить градус напряжения и неблагополучную обстановку среди иммигрантов, ожидающих получения вида на жительства, права на работу или гражданства;
2. Властям также необходимо учитывать мнение иммигрантского населения по самому широкому кругу вопросов. К таким вопросам, например, можно отнести вопросы вероисповедания и традиций. При этом вырабатываться какие-либо решения должны на основе консенсуса между этим мнением и ценностями свободы, равенства и братства, которые являются основой французского режима;
3. Также, во избежание низкого уровня занятости иммигрантского населения следует пересмотреть политику длительности и размеров выплат социальных пособий и создать условия для лучшей профессиональной переподготовки, а также целом обеспечить иммигрантам лучший доступ на рынок труда;
4. Облегчить процедуру предоставления иммигрантам возможности обучения французскому языку, которая также могла бы ускорить процесс их интеграции во французское общество;
5. Обеспечить всем иммигрантам доступ к правосудию во избежание ситуаций социальной несправедливости и незащищенности, которые могут стать препятствием на пути к успешной интеграции;
6. Также французским властям следует уделить внимание взаимодействию с НПО для повышения эффективности действий по вопросам помощи иммигрантам. Возможен также вариант перенятия некоторых видов деятельности НПО государственными структурами для повышения эффективности их деятельности по вопросам принятия и интеграции иммигрантов во французское общество.
1. «Шарли Эбдо» — символ свободной прессы во Франции // RFI. - [Б. м.], 2015. - URL: https://amp.rfi.fr/ru/frantsiya/20150107-sharli-ebdo-simvol-svobodnoi-pressy-vo- frantsii. (дата обращения: 02.05.2022).
2. Атака на редакцию Charlie Hebdo // Интерфакс. - М., 2022. - URL:
https://www.interfax.ru/story/133 (дата обращения: 02.05.2022).Руткевич Н. Je suis Charlie три года спустя // Радио Свобода. - [Б. м.], 2018. - URL:
https://www.svoboda.Org/a/28961087.html (дата обращения: 02.05.2022).
3. Выборы во Франции: кризис левой идеи? // BBC Russia. - М., 2017. - URL: https://www.bbc.com/russian/features-39698334 (дата обращения: 22.04.2022).
4. Кудрявцев А. В. Мусульмане во Франции // Демоскоп Weekly. - [Б. м.],
2003. - URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2003/0115/analit05.php (дата обращения:
19.04.2022).
5. Макрон и Ле Пен встретились на теледебатах за три дня до второго тура //
Европейская правда. - [Б. м.], 2022. - URL:
https://www.eurointegration.com.ua/rus/news/2022/04/21/7138144/ (дата обращения:
23.04.2022).
6. Медведева А. М. Из Франции слышно, как за правых топят провинциалы, за
либералов - парижане. Все как у нас // 47News. - [Б. м.], 2022. - URL:
https://m.47news.ru/articles/210376/ (дата обращения: 23.04.2022).
7. Почему запрещено изображать пророков? // Islam today. - [Б. м.]. - URL: https://m.islam-today.ru/veroucenie/vopros-otvet/pocemu-zapreseno-izobrazenie-prorokov/ (дата обращения: 02.05.2022).
8. Протопопов А. В. Волны французской иммиграции // Эксперт. - М., 2005. - URL: https://expert.ru/expert/2005/43/43ex-tema-p_38610/ (Дата обращения: 13.04.2022).
9. Социальная интеграция и социальная дифференциация // Справочник
студенческий. - [Б. м.], 2021. - URL:
https://spravochnick.ru/sociologiya/socialnaya_differenciaciya/socialnaya_integraciya_i_socialn aya_differenciaciya/ (дата обращения: 04.06.2022).
10. ФСБ впервые за 20 лет раскрыла число приехавших работать иностранцев //
РБК. - М., 2019. - URL:
https://www.rbc.ru/economics/16/08/2019/5d5560979a7947af4fa8a883 (дата обращения: 04.06.2022).
Источники на французском языке:
11. «Charlie Hebdo»: «Le pays doit se dresser d'un seul bloc pour la liberte» //
Liberation. - [Paris], 2015. - URL: https://www.liberation.fr/societe/2015/01/07/reactions-
politiques-apres-l-attaque-de-charlie-hebdo_1175395/ (date de l‘acces: 02.05.2022).
12. 236 300 mariages celebres en France en 2015, dont 33 800 mariages mixtes // Institut national de la statistique et des etudes economiques. - [Montrouge], 2017. - URL: https://www.insee.fr/fr/statistiques/2656612#tableau-Figure1 (date de l‘acces: 24.05.2022).
13. A Propos // BAAM. - 2022. - URL: https://baamasso.org/fr/ (date de l‘acces: 13.05.2022).
14. Actions // Femmes de la Terre. - 2022. - URL:
https://www.femmesdelaterre.0rg/#index2 (date de l‘acces: 14.05.2022).
15. Actions // RAJFIRE. - 2022. - URL: https://rajfire.fr/actions/ (date de l‘acces: 14.05.2022)...198