ВВЕДЕНИЕ 3
1 Политика администрации Дональда Трампа в отношении Китая 2016 -
2021 гг 9
1.1 Лоббизм в политической жизни США 9
1.2 Предвыборная риторика Дональда Трампа в отношении КНР (первый
срок) 15
1.3 Проблемы во взаимоотношениях между США и КНР (2016 - 2021гг.)....20
2 Активность китайского лобби в США 2016 - 2021 гг 26
2.1 Характеристика китайского лобби в США 26
2.2 Агенты влияния КНР 35
2.3 Инструменты лоббирования китайских интересов 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧ
Лоббизм - это процесс воздействия или оказания влияния на лиц, принимающих решения, с целью изменения политики в конкретной сфере или вопросе. И хотя лоббизм явление не новое, однако в современном мире, где политические системы преимущественно развитых стран являются довольно открытыми, а средства массовых информаций представляют серьезную силу, лоббизм приобретает качественно иной вид. На современном этапе развития международных отношений, становится понятно, что теперь не только государства могут по праву считаться акторами международных отношений, но и транснациональные корпорации, неправительственные организации, которые, как и государства, пытаются усиливать свое влияние посредством различных инструментов, в том числе и через лоббирование своих интересов в правительственных структурах различных стран.
Актуальность исследования объясняется прежде всего возрастающим влиянием Китайской Народной Республики в мире, ощутимыми экономическими и геополитическими успехами этой страны за последние десятилетия, а также усиливающейся конфронтацией между США и КНР. Наряду с этим, особый интерес представляет лоббистская деятельность Китая по отношению к Соединённым Штатам. Соединенные Штаты являются главным торговым партнером КНР и конкурентом в мировой геополитической борьбе за влияние. Кроме того, актуальность объясняется еще и определёнными особенностями китайского лобби. Так, в системе китайского лобби лоббирующей стороной чаще всего выступает Коммунистическая партия Китая, а сам процесс лоббирования используется для решения чрезвычайно долгосрочных стратегических задач КНР, исходя из этого, изучение китайского лобби не только позволяет прослеживать процессы, происходящие в самом Китае, но и помогает при анализе целей китайской политики.
Объектом исследования являются лоббистские организации в США.
Предметом исследования выступает деятельность китайского лобби в США в период 2016-2021 гг.
Цель работы - раскрыть деятельность китайского лобби в США и степень его воздействия на политику Соединенных Штатов в 2016-2021 гг.
Обозначенная цель реализуется посредством выполнения следующих задач:
— Изучить законодательные акты США, регулирующие лоббистскую деятельность, а также историко-политический контекст формирования лоббизма
— Проанализировать риторику Дональда Трампа в отношении КНР
— Рассмотреть проблемы во взаимоотношениях между США и КНР в 2016 - 2021 гг.
— Изучить характеристику китайского лобби в Соединенных Штатах
— Определить агентов влияния КНР в США
— Выявить инструменты воздействия КНР на политику США
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2016 по 2021гг., то есть годы президенства Дональда Трампа. Определение данных хронологических рамок связанно с серьёзными противоречиями в отношениях между КНР и США, сопровождающимися введением взаимных тарифов, различных ограничений. Именно данный период активизировал практику лоббирования различных групп интересов, в частности китайских компаний, действующих в США, на которых оказывалось колоссальное давление со стороны властей Соединенных Штатов.
Исследование проводилось с использованием следующих методов:
— Политико-описательный — был использован для того, чтобы можно было рассмотреть характер двухсторонних отношений между США и КНР в период президентства Трампа.
— Историко-описательный — с его помощью было составлено хронологическое описание лоббистского законодательства и выявлено наличие определенного историко-политического контекста при формировании практики лоббирования в США.
— Структурно-функциональный — использовался с целью рассмотрения отдельных элементов структуры китайского лобби. (внутренние элементы системы китайского лобби)
— Системный подход — был использован с целью рассмотрения китайского лобби со значительным количеством элементов, в качестве целостной системы, взаимодействующей с внешней средой.
Обзор литературы:
Ценность для работы предоставляют труды таких исследователей в области американского права, как Крейг Холман , Рэнд Робинс , Ник Робинсон . Если в своей статье, Крейг Холман описывает историю, процесс эволюции и структуру «Закона о раскрытии информации о лоббировании» от 1995 года и предшествующих ему законодательных актов, деятельность которых была направлена на повышение эффективности регулирования и раскрытия информации о лоббировании федерального правительства, то работы Рэнда Робинсона и Ника Робинсона, в особенности, носят скорее аналитический характер.
Рэнд Робинсон рассматривая, закон об «Открытом правительстве» от 2007 года, приходит к выводу о том, что принятие данного закона не смогло решить проблему разграничения лоббистской деятельности и финансирования предвыборных кампаний, хотя этот вопрос является крайне важным, преимущественно для населения США, так как неясность роли лоббистов в предвыборных компаниях может подорвать веру населения в демократические процессы внутри Соединенных Штатах. В своей работе «Иностранные агенты во взаимосвязанном мире: FARA и превращение прозрачности в оружие», Ник Робинсон, отмечает, что возможность широкого толкования, а также некоторые неясные положения «Закона о регистрации иностранных агентов» 1938 года (FARA) создают существенный риск того, что законодательный акт может быть использован в качестве инструмента политической борьбы против некоммерческих организаций, средств массовой информации и государственных должностных лиц.
Работа журналиста Джоша Рогина описывает события, происходящие во время президенства Дональда Трампа, он акцентирует внимание на периоде конфронтации между КНР и Соединенными Штатами, помимо этого он рассматривает способы и методы политики Китая по лоббированию своих интересов в США3 . Джош Рогин убежден, что политика США по отношению к Китаю, проводимая на протяжении многих лет, оказалась несостоятельной. В свою очередь, Трамп, по оценке Рогина, верно определил угрозы и вызовы, исходящие от Китая, однако оказался неспособным сформулировать последовательную стратегию и придерживаться ее.
Для изучения китайского лобби в США крайне важной оказалась работа американских исследователей в области лоббистских групп Дэвида М. Пола и Рейчела А. Пола под названием «Этнические лобби и внешняя политика США» . В ней исследуются различные этнические группы интересов, действующие в США и лоббирующие свои интересы в политики Соединенных Штатах. При этом их работа не рассматривает китайский этнический лоббизм в качестве полноценной силы. Они отмечают, что в отличие от других групп интересов, этническая сторона китайского лобби окончательно не сформировалась, поскольку в системе китайского лобби слабо организована связь между элементами самой системы, но при этом они высоко оценивают экономическую составляющую китайского лобби.
Российский ученый Дмитрий Графов придерживается немного другой точки зрения на вопрос китайского лобби, он полагает, что китайская диаспора является серьезным политическим инструментом, посредством которого КНР пытается воздействовать на политику Соединенных Штатов . Определенная эффективность китайского лобби, по мнению Графова, заключается в сильной экономической зависимости американских компаний от рынков Китая, многочисленной китайской диаспоре, которая может влиять на исход выборов через систему пожертвований, наличии у бывших американских чиновников бизнес-интересов в КНР. Однако он также отмечает слабости китайского лоббизма, среди них внешний характер лоббирования, то есть не интегрированность лобби-группы в структуру политической жизни США, не совпадение интересов китайского лобби с американскими интересами, что встречает противодействие при принятии конкретных решений.
Обзор источников:
Для обзора американо-китайских отношений, выступлений китайских и американских чиновников, агентов влияния КНР в США, лоббистских групп и компаний были использованы новостные статьи таких изданий, как «New York Post» , «The Washington Post» , «Guardian» , «South China Morning Post» и т.д.
Политический аналитик Аклександр Боу9 10 в своем отчете для «Американокитайская комиссии по оценке экономики и безопасности» (United States-China Economic and Security Review Commission, USCC) подробно рассматривает деятельность «Объединенного рабочего фронта», являющегося одним из главных инструментов КПК, в вопросе продвижения положительного имиджа, взаимодействии с китайцами, проживающими в разных странах, а также лоббирования интересов Китая. Как отмечает, Александр Боу, Объединенный фронт использует как атрибуты мягкой силы (Институты Конфуция, различные образовательные программы), так и жесткой (подкуп, незаконное лоббирование), что дает ему преимущество в достижении поставленных целей.
В работе были использованы исследования аналитико-консалтинговой компании «Мибуро» (Miburo), согласно которым Китай организовал обширную интернет-сеть, состоящую из так называемых «инфлюенсеров», которые ведут деятельность в медийном пространстве и обладают значительной аудиторией, для того чтобы оказывать влияние на иностранную публику, распространяя китайский нарратив .
Для анализа положения американцев китайского происхождения и вовлеченности китайской диаспоры в политические процессы в США были использованы статистические данные исследовательского центра Pew , а также некоммерческой организации AAPI .
Структура ВКР: Данное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы. В первой главе освещаются понятие лоббисткой деятельности, история становления лоббизма в Соединенных Штатах, а также анализируется законодательные акты, регулирующие лоббистскую деятельность в США. Помимо этого, в первой главе рассматривается политический контекст и противоречия во взаимоотношениях США и КНР во время администрации Дональда Трампа. Во второй главе приводится характеристика китайского лобби в США, происходит разбор составных элементов системы китайского лобби, анализируются проблемы китайского лоббирования на современном этапе. Наряду с этим описываются агенты влияния КНР в Соединенных Штатах, рассматриваются инструменты, посредством которых, Китай осуществляет политику по отстаиванию своих интересов. В заключении подытоживаются все данные, полученные в ходе исследования, делается вывод об относительной эффективности деятельности китайского лобби, но при этом важности лоббисткой практики для достижения долгосрочных интересов
В ходе данного исследования были выполнены следующие задачи:
1. Были изучены законодательные акты США, регулирующие лоббистскую деятельность, а также историко-политический контекст формирования лоббизма в Соединенных Штатах. Удалось выявить факты, позволяющие говорить о том, что бурное экономическое развитие Соединенных Штатов в конце XIX века, наряду с сильными институты государственной власти, а также открытостью политической системы, ограничивающей применение лоббистских законодательных актов, позволили лоббизму инкорпорироваться в политическую жизнь Соединённых Штатов.
2. Была проанализирована предвыборная риторика Дональда Трампа в отношении КНР.
Стало понятно, что резкие предвыборные заявления и действия Трампа по отношению к Китаю использовались для укрепления позиции в последующих переговорах. Однако некоторые действия новоизбранного президента привели к охлаждению отношений между Соединенными Штатами и КНР. Период предвыборной компании и первые несколько месяцев после инаугурации Дональда Трампа продемонстрировали активную работу системы китайского лобби по лоббированию своих интересов. Например, роль тайваньского капитала и прочные связи с американскими элитами помогли тайваньскому лобби организовать телефонный разговор между президентом США и главой Тайваня. В свою очередь, материковое лобби посредством деятельности официальных представительств в США и китайского бизнеса старалось воздействовать на советников президента, а через них лично на президента США.
3. Были рассмотрены проблемы во взаимоотношениях между США и КНР в
2016 - 2021 гг. Во время президентства Дональда Трампа образ КНР среди
американского истеблишмента изменился, Китай стал восприниматься как сила, желающая изменить баланс сил, как отмечают эксперты, политика Дональда Трампа в отношении Китая строилась исходя из теории «наступательного реализма», согласно которой государства стремятся к обретению региональной гегемонии, для того чтобы обеспечить свою безопасность. Это подтверждается тем, что в стратегии национальной безопасности 2017 года прямо говорится о том, что КНР оказывает существенное политическое давление на страны в Южной Азии, Африке, частично в Европе и Западном полушарии. А в стратегии национальной обороны 2018 года Китай обозначен в качестве стратегического конкурента Соединенных Штатов в XXI веке. Таким образом, «торговая война», давление на китайские компании, действующие в США и другие проблемы во взаимоотношениях между США и КНР являются проявлением политики сдерживания. При всей этом, конфронтация стимулировала деятельность китайского лобби по оказанию влияния на принятие политических решений в США.
4. Была рассмотрена характеристика китайского лобби в Соединенных Штатах. Была проанализирована система китайского лобби в США, были выделены элементы системы, состоящие из этнического лобби, китайского бизнеса, государственных структур. Стало понятно, что в отличие от других лоббистских группировок, китайское лобби оказывает влияние преимущественно за счет китайского капитала и посольств/консульств, которые проводят встречи с американскими чиновниками. Согласно различным исследованиям, становится ясно, что, хотя американцы китайского происхождения являются самым многочисленным этносом среди подгрупп американцев азиатского происхождения, при этом они не представляют единую силу, которую КНР может использовать для достижения своих интересов, в связи с тем, что они сталкиваются с серьезными проблемами, среди них проблема самоидентификации, патриотизма, потери связей с культурной родиной, среды, которое создает восприятие Китая в американском обществе.
5. Были определены агенты влияния КНР в США. Было выделено несколько групп агентов влияния КНР в Соединенных Штатов. К первой группе можно отнести так называемых «друзей Китая», в частности Генри Киссинджер, которые занимали высокие должности в американской политике и пытались выстраивать стабильные и партнерские отношения между двумя государствами, после окончания их работы в государственных структурах Соединенных Штатов, они лоббировали сохранение взаимоотношений между США и КНР на прежнем уровне, выступая при этом посредниками между правительствами обеих стран. Вторая группа агентов влияния состоит из бывших законодателей, которые посредством практики «вращающихся дверей», становятся лоббистами в интересах Китая. Третья группа - это различные блогеры, знаменитости, которые распространяют среди своей аудитории положительную информацию о процессах, происходящих в Китае и мире. КНР посредством агентов влияния пытается воздействовать как на принятие определенных политических решений сверху, то есть через лоббистов, занимавших высокопоставленные должности, так и снизу, за счет создания сетей инфлюенсеров, которые направлены на изменение восприятия Китая среди простого населения.
6. Были выявлены инструменты воздействия КНР на политику США. Было выяснено, что одним из основных органов, отвечающим за продвижение положительного образа Китая за рубежом, связи с китайцами, живущими за границей, является «Департамент объединенного фронта», деятельность которого перетерпела изменения после прихода к власти Си Цзиньпина. Можно заключить, что работа Объединенного фронта в большей степени направлена на преодоление внешних проблем Китая, чем внутренних, хотя в сферу обязанностей Объединенного фронта также входят вопросы, касающиеся внутренней повестки. Объединенный фронт курирует институты Конфуция, работу китайских средств массовых информации, активно содействует созданию совместных образовательные программ между китайскими и американскими университетами. Целями подобных программ являются как поддержание связей Китая с американцами китайского происхождения, так и вовлечение некитайского населения в изучение китайской культуры, тем самым увеличивая потенциал и возможности китайского лобби в сфере лоббирования интересов КНР в США.
Соответственно была выполнена цель работы - после рассмотрения основных элементов системы китайского лобби, агентов влияния КНР, инструментов воздействия Китая на политику США, определенного политического контекста взаимоотношений между США и КНР в период президентства Дональда Трампа была раскрыта деятельность китайского лобби в США и степень его воздействия на политику Соединенных Штатов в 2016-2021 гг.
Очевидно, что китайское лобби действует как комплексный механизм, направленный на усиление глобального влияния КНР. Для достижения своих долгосрочных целей КНР и дальше будет лоббировать свои интересы посредством китайских диаспор, агентов влияния КНР, китайских и американских компаний. Однако конфронтационный характер американо-китайских отношений заставляет руководство КНР менять подходы, методы и инструменты лоббирования своих интересов в Соединенных Штатах.
1. 2020 Asian American Voter Survey (AAVS) // AAPI DATA. - [S. l.], 2020. - URL: https://aapidata.com/2020-survey/ (access date: 27.05.2022).
2. Allen-Ebrahimian B. Senators Urge Trump Administration to Counter Chinese
Meddling in Democracies // The Daily Beast. - [S. l.], 2018. - URL:
https://www.thedailybeast.com/senators-urge-trump-administration-to-counter-chinese- meddling-in-democracies?ref=author (access date: 05.05.2022).
3. Alper A. Huawei paid Democratic powerbroker Podesta $1 million to lobbysources // Reuters. - [S. l.], 2021. - URL: https://www.reuters.com/business/media-
telecom/huawei-paid-washington-lobbyist-podesta-1-million-sources-2021-10-28/ (access date: 27.05.2022).
4. Angela Merkel resists US pressure to ban Huawei as Germany launches 5G
auction // South China Morning Post. - [S. l.], 2019. - URL:
https://www.scmp.com/news/world/europe/article/3002420/angela-merkel-resists-us- pressure-ban-huawei-germany-launches- 5g?module=perpetual_scroll_0&pgtype=article&campaign=3002420 (access date:
04.05.2022).
5. Bowe A. China’s Overseas United Front Work Background and Implications for the United States // United States-China Economic and Security Review Commission - [S.
I. ], 2018. -
URLhttps://www.uscc.gov/sites/default/files/Research/China%27s%20Overseas%20United% 20Front%20Work%20-%20Background%20and%20Implications%20for%20US_final_0.pdf (access date: 27.05.2022).
6. Buncombe A. Donald Trump accuses China of 'raping' the US with its trade
policy // Independent. - [S. l.], 2016. - URL:
https://www.independent.co.uk/news/world/americas/us-politics/donald-trump-accuses-china- of-raping-the-us-with-its-trade-policy-a7009946.html (access date: 30.04.2022).
7. Cheng E. Fallout from US-China trade conflict could be ‘even worse’ than WWI, Kissinger says // CNBC. - [S. l.], 2016. - URL: https://www.cnbc.com/2019/11/22/us- china-economic-conflict-could-be-worse-than-wwi-henry-kissinger-says.html (access date:
II. 05.2022).
8. Chiacu D. Trump says 'dangerous' Huawei could be included in U.S.-China trade deal // Reuters. - [S. l.], 2019. - URL: https://www.reuters.com/article/us-usa-trade- china-idUSKCN1ST0PA (access date: 27.05.2022).
9. Chinese Communist Party Influence Transparency Act // Congress.gov. - [S. l.], 1995. - URL: https://www.congress.gov/bill/116th-congress/house-bill/8663 (access date: 08.05.2022).
10. Chinese in the U.S. Fact Sheet // Pew Research Center. - [S. l.], 2021. - URL: https://www.pewresearch.org/social-trends/fact-sheet/asian-americans-chinese-in-the-u-s/ (access date: 08.05.2022).
11. David E. Sanger Boeing and Other Concerns Lobby Congress for China // The
New York Times. - [S. l.], 1997. - URL:
https://www.nytimes.com/1997/04/29/world/boeing-and-other-concerns-lobby-congress-for- china.html (access date: 27.05.2022).
12. Desai R. Political Lobbying In The U.S. And India: How It's Different And
Why It Matters // Forbes. - [S. l.], 2015. - URL:
https://www.forbes.com/sites/ronakdesai/2015/08/31/political-lobbying-in-the-united-states- and-india-how-its-different-and-why-it-matters/?sh=7c1edb8d5174 (access date: 27.05.2022).
13. Entous A. Jared Kushner Is China’s Trump Card // The New Yorker. - [S. l.],
2018. - URL: https://www.newyorker.com/magazine/2018/01/29/jared-kushner-is-chinas-
trump-card (access date: 27.05.2022).
14. Foreign Agents Registration Act // Department of Justice. - [S. l.], 2022. - URL: https://www.justice.gov/nsd-fara (access date: 27.05.2022).
15. Garamone J. DoD Official: National Defense Strategy Will Enhance
Deterrence // U.S. Department of Defense. - [S. l.], 2018. - URL:
https://www.defense.gov/News/News-Stories/Article/Article/1419045/dod-official-national- defense-strategy-will-enhance-deterrence/ (access date: 02.05.2022).
..89