ВОЛОНТЕРСТВО КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ВУЗОВ Г. ТОМСКА)
|
Введение 3
1 Современное состояние волонтерского движения в студенческой среде 8
1.1 Волонтерское движение в студенческой среде 8
1.2 Волонтерство как технология патриотического воспитания студентов 17
1.3 Условия реализации патриотического воспитания 29
2 Характеристика опытно-экспериментальной работы по реализации практикоориентированных мероприятий для студентов 41
2.1 Исследование уровня сформированности патриотизма студенческой
молодежи города Т омска 41
2.2 Разработка и апробация практико-ориентированных мероприятий для
студентов 45
2.3 Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы 51
Заключение 58
Список использованной литературы 60
Приложение А Анкета исследование уровня сформированности патриотизма студенческой молодежи города Томска 66
Приложение Б Рисунок - Команда волонтеров ТГУ 69
Приложение В Сценарий патриотического концерта «Мы помним, мы гордимся»
1 Современное состояние волонтерского движения в студенческой среде 8
1.1 Волонтерское движение в студенческой среде 8
1.2 Волонтерство как технология патриотического воспитания студентов 17
1.3 Условия реализации патриотического воспитания 29
2 Характеристика опытно-экспериментальной работы по реализации практикоориентированных мероприятий для студентов 41
2.1 Исследование уровня сформированности патриотизма студенческой
молодежи города Т омска 41
2.2 Разработка и апробация практико-ориентированных мероприятий для
студентов 45
2.3 Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы 51
Заключение 58
Список использованной литературы 60
Приложение А Анкета исследование уровня сформированности патриотизма студенческой молодежи города Томска 66
Приложение Б Рисунок - Команда волонтеров ТГУ 69
Приложение В Сценарий патриотического концерта «Мы помним, мы гордимся»
В наше время проблема патриотизма является одной из самых серьезных и актуальных проблем общества. Современный период в российской истории можно охарактеризовать крупными социально-политическими изменениями в стране, которые приводят к смене ценностных ориентиров у людей, тем самым ставя под удар духовно-нравственное развитие подрастающего поколения.
В период, когда меняются ценностные ориентиры - нарушается духовное единство общества, происходит разрушение ценностей старшего поколения и, конечно, меняются жизненные приоритеты молодежи. Все эти явления оказывают отрицательное влияние на гражданское самосознание, общественную нравственность, на отношение человека к человеку.
В российском обществе ощущается недостаток сознательно принимаемых принципов большинством граждан, можно говорить о том, что отсутствует согласие в вопросах выбора жизненных ориентиров и в вопросах корректного и конструктивного социального поведения.
В связи с этим недостатком, ключевой задачей современного российского образования является воспитание личности гражданина России и обеспечение духовно-нравственного развития молодых людей.
Патриотическое воспитание - сложное, многостороннее явление. Оно неотделимо от воспитания эмоциональной сферы, от формирования нравственных чувств современной молодежи [42].
Патриотическое воспитание это не только воспитание любви к родному дому, семье, городу, учебному заведению, культурному наследию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважения к человеку - труженику и результатам его труда, к родной земле, к защитникам Отечества, к государственной символике и традициям государства.
На сегодняшний день тема патриотизма актуальна в России: изучив стратегию развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года [3], стоит отметить, что одной из приоритетных задач для достижения целей 2
стратегии является формирование системы ценностей с учетом многонациональной основы нашего государства, предусматривающей создание условий для воспитания и развития молодежи, знающей и ответственно реализующей свои конституционные права и обязанности, обладающей гуманистическим мировоззрением, устойчивой системой нравственных и гражданских ценностей, проявляющей знание своего культурного, исторического, национального наследия и уважение к его многообразию, а также развитие в молодежной среде культуры созидательных межэтнических отношений.
Реализация этой задачи предусматривает осуществление следующих мероприятий:
• разработка и внедрение просветительских (в том числе интерактивных) программ и проектов гражданско-патриотической тематики, посвященных пропаганде государственной символики, достижениям государства, героям и значимым событиям в новейшей истории страны;
• расширение сети молодежных, физкультурно-спортивных, военнопатриотических и компьютерных клубов, библиотек, художественных кружков и других организаций, доступных для молодежи и др [3].
Процесс патриотического воспитания включается в себя большое количество технологий и форм, которые носят практико-ориентированный характер, отвечают потребностям современного общества и направлены на развитие у студентов гражданской идентичности, уважение национальных ценностей патриотизма и социальной активности студенческой молодежи.
Одной из таких форм является волонтерская деятельность, которая рассматривается студентами как хорошая возможность для проявления своего потенциала и приобретения новых знаний и умений. Волонтерство способствует развитию личностных качеств, формированию ценностных ориентиров, профессиональному становлению через участие студентов в практических формах работы [5] .
Данная тема находит широкое распространение в работах многих авторов и исследователей, ей также занимаются государственные и негосударственные организации. Так, разные аспекты волонтерской деятельности (мотивация к волонтерству, волонтерство в студенческой среде) рассматривали С.Г. Екимова, Н.В. Черепанова, Е.В.Акимова [25,46].
К 70-летию Победы в ВОВ по всей стране создавались волонтерские корпуса под названием «Волонтеры Победы» [19], и уже сегодня это движение насчитывает 190 тыс волонтеров. В Томске также сформирован штаб «Волонтеров Победы», участники которого помогают ветеранам, благоустраивают памятные места, проводят всероссийские исторические квесты и др.
Развитие волонтерского движения выступает как инструмент воспитания патриотизма.
Целевой группой нашего исследования являются студенты города Томска, поэтому тема исследования актуальна и в пространстве Томского Государственного университета. В университете реализуется множество патриотических акций, проектов, флешмобов таких как «Спасибо за жизнь», военно-патриотическая игра «Зарница», акция «Старость в радость» и другое.
Молодежь, которая заканчивает вуз и остается в нем работать, а не уезжает в другие страны является очень востребованным ресурсом, посредством которого развиваются различные отрасли, проводятся научные исследования, что благоприятно влияет на университет в целом.
Из вышесказанного мы делаем вывод, что тема актуальна для университета, города, области и для всей страны в целом.
Объектом исследования является патриотическое воспитание.
Предметом исследования является волонтерство как составляющая патриотического воспитания студенческой молодежи (на материалах вузов г. Томска).
Целью нашего исследования является анализ и изучение волонтерства как технологии патриотического воспитания студенческой молодежи.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить современное состояние волонтерского движения в студенческой среде.
2. Дать содержательную характеристику волонтерству как технологии патриотического воспитания студентов.
3. Разработать цикл мероприятий по вовлечению студентов в волонтерскую деятельность в вузе.
4. Исследовать уровень сформированности патриотизма, гражданской идентичности, национальных ценностей патриотизма и социальной активности студенческой молодежи.
Гипотеза исследования: организация условий, направленных на патриотическое воспитание студентов посредством вовлечения их в волонтерскую деятельность, будет способствовать развитию гражданской идентичности и социальной активности студенческой молодежи.
Для проверки выдвинутой гипотезы использованы следующие методы педагогического исследования: общетеоретические (анализ, сравнение,
обобщение); эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, изучение и обобщение передового педагогического опыта); эксперимент: количественный и качественный анализы результатов опытно-экспериментальной работы.
Теоретическая значимость работы - конкретизация содержания понятий «волонтерство», «добровольчество» и «патриотическое воспитание».
Практическая значимость работы - разработка серии мероприятий, направленных на развитие уровня сформированности патриотизма, гражданской идентичности, национальных ценностей патриотизма и социальной активности студенческой молодежи.
Материалы исследования могут быть использованы в деятельности студенческих волонтерских центров, организаций и высших учебных заведений России.
Структура работы: представленная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность, проблема, цель исследования, определяются объект и предмет, сформулированы противоречия, проблема исследования и задачи исследования.
В первой главе «Современное состояние волонтерского движения в студенческой среде» обозначены основные этапы становления и развития понятия «волонтерство».
На основе работы Л. П. Конвисаревой было определенно рабочее понятие «волонтерской деятельность» и рассмотрена специфика определений «добровольчество» и «волонтерство».
В первой главе также были проанализированы программы, направленные на патриотическое воспитание в различных вузах страны и рассмотрены условия реализации патриотического воспитания.
Во второй главе «Характеристика опытно-экспериментальной работы по реализации практико-ориентированных мероприятий для студентов» дано описание разработанной серии мероприятий по вовлечению студентов в волонтерскую деятельность и результатов их апробации.
В заключении обобщены результаты проведенной работы, представлены основные выводы.
В период, когда меняются ценностные ориентиры - нарушается духовное единство общества, происходит разрушение ценностей старшего поколения и, конечно, меняются жизненные приоритеты молодежи. Все эти явления оказывают отрицательное влияние на гражданское самосознание, общественную нравственность, на отношение человека к человеку.
В российском обществе ощущается недостаток сознательно принимаемых принципов большинством граждан, можно говорить о том, что отсутствует согласие в вопросах выбора жизненных ориентиров и в вопросах корректного и конструктивного социального поведения.
В связи с этим недостатком, ключевой задачей современного российского образования является воспитание личности гражданина России и обеспечение духовно-нравственного развития молодых людей.
Патриотическое воспитание - сложное, многостороннее явление. Оно неотделимо от воспитания эмоциональной сферы, от формирования нравственных чувств современной молодежи [42].
Патриотическое воспитание это не только воспитание любви к родному дому, семье, городу, учебному заведению, культурному наследию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважения к человеку - труженику и результатам его труда, к родной земле, к защитникам Отечества, к государственной символике и традициям государства.
На сегодняшний день тема патриотизма актуальна в России: изучив стратегию развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года [3], стоит отметить, что одной из приоритетных задач для достижения целей 2
стратегии является формирование системы ценностей с учетом многонациональной основы нашего государства, предусматривающей создание условий для воспитания и развития молодежи, знающей и ответственно реализующей свои конституционные права и обязанности, обладающей гуманистическим мировоззрением, устойчивой системой нравственных и гражданских ценностей, проявляющей знание своего культурного, исторического, национального наследия и уважение к его многообразию, а также развитие в молодежной среде культуры созидательных межэтнических отношений.
Реализация этой задачи предусматривает осуществление следующих мероприятий:
• разработка и внедрение просветительских (в том числе интерактивных) программ и проектов гражданско-патриотической тематики, посвященных пропаганде государственной символики, достижениям государства, героям и значимым событиям в новейшей истории страны;
• расширение сети молодежных, физкультурно-спортивных, военнопатриотических и компьютерных клубов, библиотек, художественных кружков и других организаций, доступных для молодежи и др [3].
Процесс патриотического воспитания включается в себя большое количество технологий и форм, которые носят практико-ориентированный характер, отвечают потребностям современного общества и направлены на развитие у студентов гражданской идентичности, уважение национальных ценностей патриотизма и социальной активности студенческой молодежи.
Одной из таких форм является волонтерская деятельность, которая рассматривается студентами как хорошая возможность для проявления своего потенциала и приобретения новых знаний и умений. Волонтерство способствует развитию личностных качеств, формированию ценностных ориентиров, профессиональному становлению через участие студентов в практических формах работы [5] .
Данная тема находит широкое распространение в работах многих авторов и исследователей, ей также занимаются государственные и негосударственные организации. Так, разные аспекты волонтерской деятельности (мотивация к волонтерству, волонтерство в студенческой среде) рассматривали С.Г. Екимова, Н.В. Черепанова, Е.В.Акимова [25,46].
К 70-летию Победы в ВОВ по всей стране создавались волонтерские корпуса под названием «Волонтеры Победы» [19], и уже сегодня это движение насчитывает 190 тыс волонтеров. В Томске также сформирован штаб «Волонтеров Победы», участники которого помогают ветеранам, благоустраивают памятные места, проводят всероссийские исторические квесты и др.
Развитие волонтерского движения выступает как инструмент воспитания патриотизма.
Целевой группой нашего исследования являются студенты города Томска, поэтому тема исследования актуальна и в пространстве Томского Государственного университета. В университете реализуется множество патриотических акций, проектов, флешмобов таких как «Спасибо за жизнь», военно-патриотическая игра «Зарница», акция «Старость в радость» и другое.
Молодежь, которая заканчивает вуз и остается в нем работать, а не уезжает в другие страны является очень востребованным ресурсом, посредством которого развиваются различные отрасли, проводятся научные исследования, что благоприятно влияет на университет в целом.
Из вышесказанного мы делаем вывод, что тема актуальна для университета, города, области и для всей страны в целом.
Объектом исследования является патриотическое воспитание.
Предметом исследования является волонтерство как составляющая патриотического воспитания студенческой молодежи (на материалах вузов г. Томска).
Целью нашего исследования является анализ и изучение волонтерства как технологии патриотического воспитания студенческой молодежи.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить современное состояние волонтерского движения в студенческой среде.
2. Дать содержательную характеристику волонтерству как технологии патриотического воспитания студентов.
3. Разработать цикл мероприятий по вовлечению студентов в волонтерскую деятельность в вузе.
4. Исследовать уровень сформированности патриотизма, гражданской идентичности, национальных ценностей патриотизма и социальной активности студенческой молодежи.
Гипотеза исследования: организация условий, направленных на патриотическое воспитание студентов посредством вовлечения их в волонтерскую деятельность, будет способствовать развитию гражданской идентичности и социальной активности студенческой молодежи.
Для проверки выдвинутой гипотезы использованы следующие методы педагогического исследования: общетеоретические (анализ, сравнение,
обобщение); эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, изучение и обобщение передового педагогического опыта); эксперимент: количественный и качественный анализы результатов опытно-экспериментальной работы.
Теоретическая значимость работы - конкретизация содержания понятий «волонтерство», «добровольчество» и «патриотическое воспитание».
Практическая значимость работы - разработка серии мероприятий, направленных на развитие уровня сформированности патриотизма, гражданской идентичности, национальных ценностей патриотизма и социальной активности студенческой молодежи.
Материалы исследования могут быть использованы в деятельности студенческих волонтерских центров, организаций и высших учебных заведений России.
Структура работы: представленная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность, проблема, цель исследования, определяются объект и предмет, сформулированы противоречия, проблема исследования и задачи исследования.
В первой главе «Современное состояние волонтерского движения в студенческой среде» обозначены основные этапы становления и развития понятия «волонтерство».
На основе работы Л. П. Конвисаревой было определенно рабочее понятие «волонтерской деятельность» и рассмотрена специфика определений «добровольчество» и «волонтерство».
В первой главе также были проанализированы программы, направленные на патриотическое воспитание в различных вузах страны и рассмотрены условия реализации патриотического воспитания.
Во второй главе «Характеристика опытно-экспериментальной работы по реализации практико-ориентированных мероприятий для студентов» дано описание разработанной серии мероприятий по вовлечению студентов в волонтерскую деятельность и результатов их апробации.
В заключении обобщены результаты проведенной работы, представлены основные выводы.
Процесс патриотического воспитания включается в себя большое количество технологий и форм, которые носят практико-ориентированный характер, отвечают потребностям современного общества и направлены на развитие у студентов гражданской идентичности, уважение национальных ценностей патриотизма и социальной активности студенческой молодежи.
Одной из таких форм является волонтерская деятельность, которая рассматривается студентами как хорошая возможность для проявления своего потенциала и приобретения новых знаний и умений. Волонтерство способствует развитию личностных качеств, формированию ценностных ориентиров, профессиональному становлению через участие студентов в практических формах работы.
Целью выпускной квалификационной работы было изучение волонтерства как технологии патриотического воспитания студенческой молодежи.
Достигнуть эту цель мы смогли с помощью выполнения ряда задач.
Во-первых, нами была проанализирована литература, которая отражала современное состояние волонтерского движения в студенческой среде и сделаны выводы о том, что сегодня волонтерство является мощнейшим общественным движением, стремительно развивающимся в большинстве стран мира. Оно имеет свои исторические особенности, принципы, понятийный аппарат и нормативно-правовую базу, а также широко применяется в разных сферах жизни общества.
Во-вторых, волонтерская деятельность была представлена как технология патриотического воспитания студентов. В ходе исследования пришли к выводу, что волонтерство как технология может гарантировать получение следующих результатов: опыт ответственного взаимодействия; развитие коммуникативных способностей у студентов; самоорганизация; исполнительская дисциплина; лидерские навыки; защита и отстаивание прав и интересов; инициативность; профессиональное ориентирование.
В-третьих, нами разработан цикл мероприятий, а именно это патриотическая акция «Старость в радость», концерт ко Дню Победы и открытые уроки для школьников о героях Отечества, которые способствуют вовлечению в волонтерскую деятельность и патриотическому воспитанию студентов.
В-четвертых, нами проведено исследование уровня сформированности патриотизма, гражданской идентичности, национальных ценностей патриотизма и социальной активности студенческой молодежи. Исследование показало, что большинство студентов считают необходимым уделять патриотическому воспитанию как можно больше внимания и больше половины из них считают себя патриотами.
Полученные выводы подтверждают нашу гипотезу о том, что организация условий, направленных на патриотическое воспитание студентов посредством вовлечения их в волонтерскую деятельность, будет способствовать развитию гражданской идентичности и социальной активности студенческой молодежи. Работа может быть продолжена в направлении использования оценки эффективности патриотического воспитания студентов в университете.
Поставленные задачи достигнуты, гипотеза эмпирически обоснована, цель работы успешно достигнута.
Одной из таких форм является волонтерская деятельность, которая рассматривается студентами как хорошая возможность для проявления своего потенциала и приобретения новых знаний и умений. Волонтерство способствует развитию личностных качеств, формированию ценностных ориентиров, профессиональному становлению через участие студентов в практических формах работы.
Целью выпускной квалификационной работы было изучение волонтерства как технологии патриотического воспитания студенческой молодежи.
Достигнуть эту цель мы смогли с помощью выполнения ряда задач.
Во-первых, нами была проанализирована литература, которая отражала современное состояние волонтерского движения в студенческой среде и сделаны выводы о том, что сегодня волонтерство является мощнейшим общественным движением, стремительно развивающимся в большинстве стран мира. Оно имеет свои исторические особенности, принципы, понятийный аппарат и нормативно-правовую базу, а также широко применяется в разных сферах жизни общества.
Во-вторых, волонтерская деятельность была представлена как технология патриотического воспитания студентов. В ходе исследования пришли к выводу, что волонтерство как технология может гарантировать получение следующих результатов: опыт ответственного взаимодействия; развитие коммуникативных способностей у студентов; самоорганизация; исполнительская дисциплина; лидерские навыки; защита и отстаивание прав и интересов; инициативность; профессиональное ориентирование.
В-третьих, нами разработан цикл мероприятий, а именно это патриотическая акция «Старость в радость», концерт ко Дню Победы и открытые уроки для школьников о героях Отечества, которые способствуют вовлечению в волонтерскую деятельность и патриотическому воспитанию студентов.
В-четвертых, нами проведено исследование уровня сформированности патриотизма, гражданской идентичности, национальных ценностей патриотизма и социальной активности студенческой молодежи. Исследование показало, что большинство студентов считают необходимым уделять патриотическому воспитанию как можно больше внимания и больше половины из них считают себя патриотами.
Полученные выводы подтверждают нашу гипотезу о том, что организация условий, направленных на патриотическое воспитание студентов посредством вовлечения их в волонтерскую деятельность, будет способствовать развитию гражданской идентичности и социальной активности студенческой молодежи. Работа может быть продолжена в направлении использования оценки эффективности патриотического воспитания студентов в университете.
Поставленные задачи достигнуты, гипотеза эмпирически обоснована, цель работы успешно достигнута.





