АННОТАЦИЯ 3
СОДЕРЖАНИЕ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
1 АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ НАХОЖДЕНИЯ АНТРОПОМОРФНЫХ ЛИЧИН 11
1.1 Раннее средневековье. Нарымское Приобье. Могильник Рёлка 11
1.2 Томское Приобье. Тимирязевский-I курганный могильник 13
1.3 Сургутское Приобье. Сайгатинский-III могильник и Барсов городок (Барсовский-I) 18
1.4 Позднее средневековье. Могильник Бедеревский Бор-II 22
1.5 Анализ археологического контекста 24
2 ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ОБ АНТРОПОМОРФНЫХ ЛИЧИНАХ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ 26
2.1 Функции антропоморфных личин в этнографической действительности 26
2.2 Интерпретация роли антропоморфных личин 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ А 43
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 51
Проблема познания древних религиозно-мифологических представлений, связанных с таким важным индивидуальным и общесоциальным феноменом, как смерть, продолжает привлекать внимание исследователей, в том числе археологов, обычно имеющих дело с древними погребениями и прямо заинтересованных в адекватном понимании исследуемых памятников. Погребальные памятники являются наряду с поселениями основными археологическими источниками, поэтому проблемы анализа погребального памятника, его интерпретации и реконструкции обрядового цикла предстают в археологии как одни из важнейших. К тому же, исследуя материалы погребальных комплексов, как ни странно, мы получаем больше информации относительно жизни умерших, нежели относительно их смерти. Ведь по этим материалам можно узнать о производстве, торговых обменах, степени развития военного дела (и прочее) в обществе, к которому принадлежали погребенные. Таким образом, в условиях огромной источниковедческой базы, накопленной к нашим дням, изучение погребального обряда не может не оставаться актуальным. Кроме того, погребальный обряд - это единственный из обрядов жизненного цикла, который можно археологически зафиксировать.
Нередко в публикациях, посвящённых погребальным практикам и их понимаю, отмечается терминологический разнобой. Особенно «вольно» трактуются такие базовые понятия, как «погребение» и «погребальный обряд». Нередко они отождествляются; иногда в процессе исследования происходила «подмена» - говоря о погребальной обрядности, в действительности имели в виду элементы структуры погребальных памятников, и т.д.
Под погребальным обрядом предполагается цикл намеренных действий, направленных на изоляцию умершего индивида от общества в процессе подготовки и совершения захоронения тела и являющихся реакцией общества на смерть индивида.
Первый этап этих действий может протекать ещё при жизни человека (например, сооружение погребального комплекса и другие прижизненные приготовления к смерти). Посмертное обращение в археологической литературе традиционно представлено тремя обрядовыми циклами. Видится удачной схема посмертного обращения, предложенная Ю.А. Смирновым, в основе которой лежит трехчленная структура :
- предваряющие обрядовые действия. На этой фазе манипуляции с трупом протекают по одному из двух главных направлений: сохранение тела умершего (посредством разнообразных способов его долго- или кратковременного сберегания) и уничтожения тела умершего (рассечения, расчленения трупа, кремация и проч);
- завершающие обрядовые действия. Таки действия могут вести к сокрытию умершего (то есть к его изоляции в замкнутом пространстве, в результате чего создаётся погребение) или к такой форме, когда тело умершего не погребается, а остаётся в среде живых или устраняется, что приводит к выставлению трупа;
- последующие обрядовые действия. Они связаны с поминальной фазой, проводимой уже после захоронения тела (сюда относят поминки, тризны и другие ритуалы).
Специфика погребального обряда заключается в том, что он может одновременно сочетать в себе черты рационального (например, изоляция умершего в целях гигиены) и иррационального (создание погребального сооружения, отправление с умершим в могилу ценного сопровождающего инвентаря и проч). Предполагается, что в основе иррациональных действий лежат в большей степени идеологические представления, в основе рациональных - практические. Таким образом, обряд предстаёт в двух сферах - идеологической (содержание обряда) и практической (его форма) .
В каждой культуре люди по-разному обращались и обращаются с телом умершего. Существую разные способы погребений, типы, разные погребальные сооружения, разные обряды, разный сопроводительный инвентарь. В число сопроводительного инвентаря как раз и входят антропоморфные личины, являющиеся предметом исследования. Исследуемая территория - Западная Сибирь, географические рамки которой следующие: на западе Западная Сибирь граничит с Уральскими горами; на востоке - с Среднесибирским плоскогорьем; на севере - Карским морем (Северный Ледовитый океан); на юге - Казахским мелкосопочником.
Исследуемый период - средневековье, хронологические рамки которого определяются V-XVII вв. Эпоху средневековья в Западной Сибири можно разделить на три больших периода - раннее, развитое и позднее средневековье - и четыре этапа.
Первый этап - V-IX вв. Характеризуется дифференциацией археологических культур, возникших на месте бывшей кулайской общности и непрочных объединений гунно-сарматского мира. На данном этапе возникает ряд культур - нижнеобская, потчевашская, рёлкинская, верхнеобская, прииртышских кимаков и алтайских тюрок. Наступившая относительная стабилизация после бурных миграций эпохи раннего железа дала возможность интенсивному развитию экономики, общества и формированию устойчивых этнических образований.
Второй этап - IX-XIII в. Характеризуется, с одной стороны, развитием старых культурных традиций, с другой - сложением новых субстратных культур, возникших в результате активного проникновения в лесостепные и лесные районы Западной Сибири различных тюркоязычных этносов. В это время в Нижнем Приобье переживает последний (кинтусовский этап) нижнеобская культура, продолжившая автохтонные традиции, на территории Томского Приобья возникает культура, родственная сростинской и кыргызской, включившая местные традиции. Такую культуру так же называют басандайской.
Третий этап - XIII-XV вв. Связан с началом монгольского завоеваний и включением значительной части Западной Сибири в Сибирское ханство. В таёжных и тундровых районах характеризуется появление угорских и самодийских этносов. В степных и лесостепных районах существовали культуры различных групп тюркоязычного населения. Рост производства, сложная политическая обстановка ускорили процесс образования государств у западносибирских татар - Тюменского, а затем и Сибирского ханств.
Четвёртый этап истории населения Западной Сибири начинается с конца XVI в., когда оно вошло в состав Русского государства. Он характеризуется ломкой местных культур и включением их в орбиту общего социально-экономического развития феодального государства .
Среди сюжетов и образов искусства в целом особое место по своей выразительности и эмоциональной значимости занимают изображения человека, которые проявляются в абсолютно разных формах. В искусстве палеолита, например, они занимают второе место по количеству памятников, уступая лишь образу зверя. В данной работе образ человека представлен в виде антропоморфных личин.
Личина - это изображение человеческого лица. Как такового обобщённого труда по данной тематике (если брать период средневековья) нет. Существует много статей и работ по отдельным находкам, по отдельным памятникам. И делая те или иные выводы, учёные, как правило, опираются лишь на тот материал, который был ими добыт в ходе археологических работ, на собственную интуицию и по большей части на этнографию.
Поэтому актуальность данной работы и состоит в том, чтобы обобщить весь собранный материал по данной тематике, ограничиваясь лишь временными рамками, территорией и местом нахождения артефактов. Если говорить о видах, то в исследовании можно говорить о научной и образовательно-педагогической актуальности. Научная, потому что заполняются пробелы в знании о прошлом, обобщаются и систематизируются старые знания, пересматриваются существующие интерпретации фактов и источников, предлагаем новые теории и гипотезы. Образовательно-педагогическая актуальность предполагает, что полученные знания будут переработаны для массового читателя .
Объектом исследования является погребальный обряд населения Западной Сибири в эпоху средневековья, а предметом - антропоморфные личины, которые являются частью погребального обряда.
Целью данной работы является реконструкция роли антропоморфных личин в погребальном обряде населения Западной Сибири в эпоху Средневековья.
Задачи, которые предстоит решить, следующие:
1. Изучение археологического контекста нахождения антропоморфных личин;
2. Анализ функции антропоморфных личин в этнографической действительности;
3. Создание каталога антропоморфных личин Западной Сибири эпохи средневековья;
4. Картографирование находок антропоморфных личин Западной Сибири.
Среди методов, использованных в данной работе, большую роль играет этноархеологический метод. Этноархеология - это научное направление,
складывающееся со второй половины XX в. в результате интеграции археологических и этнографических исследований и призванное решать круг проблем по истории культуры и общества особым способом - на основе сопряжения археологического и этнографического видения этих проблем . По поводу определения и понятия этноархеологии существует очень много спорных моментов: методика это или всё-таки отдельное научное направление .
Потребность в этноархеологических знаниях возникла тогда, когда использование прямых и косвенных аналогий для археологов в этнографии и поиски этнографами следов традиционных культур предков современных народов в археологических материалах зашли как бы в тупик. Специалисты двух наук стали осознавать ограниченность таких «прямых» обращений археологов к этнографии, а этнографов к археологии. Хотя результативность связи археологии и этнографии как смежных наук в изучении культур традиционных обществ была явно выше, чем в исследованиях социогенеза и социодинамики, всё же здесь выявлялась недостаточность простого сосуществования двух наук.
Таким образом, к середине XX в. возникло понимание того, что перевод по отдельности археологических и этнографических источников в область исторических знаний стал как бы недостаточным для нового информационного «взрыва» в исследовании истории первобытной эпохи и последующих исторических эпох вплоть до новейшего времени. Тогда некоторые археологи стали заниматься поисками путей внедрения этнографических знаний и методов в археологию, в том числе изучением процессов изготовления орудий труда, предметов быта, жилищ и т.д. А отдельные этнографы решили овладеть смежной археологической наукой и самим проводить археологические раскопки и археолого-этнографические исследования.
Объём взаимодействия и взаимопроникновения археологии и этнографии в деле реконструкции и конструирования социокультурных комплексов археологического прошлого и их отдельных составных, в деле изучения этих комплексов и процессов их формирования и функционирования оказался очень большим. Поэтому встал вопрос о качественно новом сближении этих наук на уровне интеграции и появления нового этноархеологического научного направления.
Среди методов этноархеологии можно выделить следующие :
1. Археолого-этнографические параллели: это наиболее ранний и один из самых используемых методов реконструкции явлений прошлого или объяснения археологических и этнографических данных с помощью материалов смежной науки или исходя из понятий здравого смысла и опыта. Любой предмет, взятый человеком в руку, может быть сравним с известными артефактами.
Есть археологический феномен, который необходимо объяснить. Для этого необходимо подобрать аналогию, что совершенно естественно вытекает из особенностей человеческого мышления. Неизвестное нужно сравнить с известным и подобрать подходящее объяснение. Этот метод находит широкое применение и имеется в исследовательском аппарате многих ученых. Но метод имеет и недостатки. Строго говоря, аналогия не является доказательством, в лучшем случае это подкрепление предположения или его иллюстрация.
2. Исследование универсалий: данную методику можно рассматривать как вариант методики археолого-этнографических сопоставлений, ограниченной предметной областью. Это вызвано необходимостью решения проблем, связанных с привлечением большого количества источников, происходящих с разных территорий земного шара. Речь, прежде всего, идёт о феноменах культуры, имеющих широкое распространение. Представляется, что наиболее универсальными феноменами являются система путей сообщения, система расселения, нормы потребления продуктов, демографическая структура.
Основываясь на этноархеологической методологии мы можем наблюдать процессы в живых этнографических сообществах и искать объяснения археологическим реалиям. Теоретическим основанием для подобных наблюдений и переноса их на археологические материалы могут служить общечеловеческие стереотипы поведения. Применимо к нашей теме исследования - это означает анализ этнографических свидетельств о существовании ритуальных двойников покойников и использовании антропоморфных личин при их изготовлении и сопоставлении полученных данных с археологическими источниками.
Источники, используемые для изучения антропоморфных личин, представлены в нескольких видах: литература, архивные материалы и археологические коллекции.
Всего был обнаружен 21 артефакт из 5 уникальных археологических памятников. В раннем средневековье в районе Нарымского Приобья - это курганный могильник Рёлка (3 находки). В Томском Приобье личины были обнаружены в Тимирязевском курганном-I могильнике (6 находок). В Сургутском Приобье - это курганные могильники Сайгатинский-III (7 находок) и Барсов Городок (Барсовский-I) (2 находки). Хотя последние памятники хронологически могут находиться на стыке раннего и развитого средневековья.
В развитом средневековье подобных находок пока не было обнаружено.
В позднем средневековье находки антропоморфных изображений - это большая редкость. Они обнаружены только в одном могильнике Нарымского Приобья - Бедеревский Бор-II (3 находки). В тоже время существует много этнографических аналогов.
Стоит сказать и о практической части работы. Во-первых, автор принимал участие в охранных археологических раскопках осенью 2014г. в составе команды Томского государственного университета под руководством О.Б. Беликовой на северной периферии Тимирзяевского-I курганного могильника, поврежденной при строительстве коттеджного пос. Снегири. В ходе раскопок были обнаружены 4 личины (6-9).
Во-вторых, автор принимал участие в конференциях 2015-2018 гг. Первая - XI Международная молодёжная научная конференция ТГУ "Актуальные вопросы истории, международных отношений и документоведения", проходила в Томске в 2015г. Автор выступал с докладом на тему "Новые комплексы с антропоморфными личинами из Тимирязевского-I курганного могильника". Предпринималась попытка сделать анализ функций найденных в ходе раскопок 2014 г. личин. Другая конференция - XIV Всероссийская научная конференция студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных "Вопросы истории, археологии, политических наук и регионоведения". Проходила в Томске 25-27 апреля 2018г. Автор выступал с докладом на тему "Антропоморфные личины в погребальном обряде раннесредневекового населения Западной Сибири". Здесь делалась попытка проанализировать личины раннесредневекого населения Западной Сибири.
Результатом конференции 2015г. стала публикация статьи Шаповой (Целевой) П.И. «Новые комплексы с антропоморфными личинами из Тимирязевского-I курганного могильника» в журнале «Вопросы истории, международных отношений и документоведения: сборник материалов XI Международной молодёжной научной
конференции» .
Подводя итоги можно сказать о том, что была проделана кропотливая и продуктивная работа. Те цели и задачи, которые были поставлены, полностью были выполнены. Целью работы являлась реконструкция роли антропоморфных личин в погребальном обряде средневекового населения Западной Сибири. Каждая выполненная задача подводила к раскрытию этой роли. Да, конечно, нельзя достоверно и с большой уверенностью утверждать те выводы, которые получились в результате исследования. Хоть это самые разумные и близкие по смыслу интерпретации, но, как уже отмечалось в описываемых главах, тяжело выявить функции исследуемых личин.
Одна из первых задач работы состояла в анализе археологического контекста антропоморфных личин. Он позволил подробно изучить место нахождения артефактов. Сопроводительный инвентарь, место нахождения в самой могиле, наличие погребённого или его отсутствие позволило ответить на некоторые вопросы: принадлежали ли обнаруженные предметы непосредственно личинам? Или у этих предметов был другой владелец? Где именно были обнаружены личины - непосредственно на глубине могилы или в насыпи? Если на глубине, то это говорит о том, что кукла (к которой принадлежала личина) была захоронена вместе с человеком. Если личина была обнаружена в насыпи - то, возможно, её подхоронили после того, как был захоронен умерший. Это обстоятельство позволяет с разных сторон взглянуть на интерпретацию роли обнаруженных личин.
Немаловажной задачей было картографирование памятников. Это дало нам возможность посмотреть ареал распространения антропоморфных личин, а так же среду обитания носителей той культуры и их соседей, к которой принадлежали исследуемые находки. Не исключена возможность определённых миграций, культурного влияния и синтеза одного народа на другой.
Создание каталога антропоморфов позволило систематизировать полученные данные, сделать анализ нагляднее. Каталог представляет из себя таблицу с соответствующими именными колонками: «порядковый номер», «изображение»,
«материал», «параметры», «особенности», «сопроводительный инвентарь», «погребённый», «отношение с телом умершего». По каталогу шло сравнение находок, и делались определённые выводы. Безусловно, для выдвижения тех или иных гипотез полностью опираться на каталог невозможно. Но он упрощает задачу, когда, например, нужно сравнить личины из могильников Рёлка и Бедеревский Бор-II. посмотреть и выявить общее и различное, что даёт повод так или иначе интерпретировать роль антропоморфов.
Самой сложной задачей был анализ функции антропоморфных личин в этнографической действительности. Несмотря на то, что сибирские народы похожи по своему культурному и социальному уровню, у каждого есть свои особенности. Наличие уникальной мифологии и мировосприятия того или иного народа затрудняют однозначно высказываться в отношении определённой интерпретации. Различные наименования одного и того же предмета (или явления), многообразие духов и божков, различное осмысление и исполнение ритуальных практик - всё это даёт вереницу всевозможных версий и догадок.
Но, не смотря на все сложности, ответы на интересующие нас вопросы были найдены. И самый главный вывод состоял в том, что все личины являются частью ритуальной куклы - «иттарма» - вместилище души умершего, традиция использования которой имеет глубокие корни и продолжает жить до сих пор.
Работа не ограничена теми целями и задачами, которые были поставлены. Исследование можно расширить. Как уже говорилось в главе 1, работа ограничена территориальными, хронологическими и типологическими рамками. Разумеется, можно взять более крупный ареал распространения подобных находок. Можно исследовать другие виды археологических памятников (жилища, городища, случайные находки и др). Человек в культуре представлен в самых разных образах. И антропоморфы не ограничиваются только личинами. Большую группу находок составляют такие артефакты, как фигуры человека, наскальные изображения, изображения на украшениях, сложные изображения и т.д. И такие «наброски» дают тему для будущих размышлений.
Ещё одной темой для возможной будущей работы является роль ритуальной куклы в современной этнографической действительности. В современном мире маленькие народы продолжают исповедовать разные формы религии, в том числе и анимизм (который, естественно, трансформировался под современные реалии). И весьма интересно было бы изучить современных ритуальных кукол. Какой материал используется для них, кто изготавливает таких кукол, насколько упростились или, может быть, наоборот, усложнились ритуалы и практики. Может быть, появились новые духи? Как выглядят современные шаманы, и что они используют для обозначения своих духов-помощников? Возможно ли самому изготовить подобную ритуальную куклу (например, кукла-дух помощник)? Практическая составляющая этой, возможной, работы представляется весьма интересной.
Метод, который использовался в работе, этноархеологический. Этноархеология -
38
это поиск в живой этнографической действительности моделей, объясняющих археологические реалии. Т.е. это не просто параллели, а модели поведения. Этнографические данные помогли в определение интерпретации роли антропоморфов.
Основной вывод, который был сделан на протяжении всей работы, следующий: все 21 личина являются частью ритуальной куклы. Это подтверждает археологический контекст каждой личины, наличие сопроводительного инвентаря, этнографические данные. Скорее всего, есть и другие варианты решения поставленной цели, но все собранные данные указывают на ту версию, которая была описана. Возможно дальнейшее раскрытие
1. Антропоморфные изображения. Первобытное искусство. - Новосибирск: Наука, 1987.
2. Бауло А.В. Атрибут и миф: металл в обрядах обских угров. - Новосибирск: Изд- во Института археологии и этнографии СО РАН, 2004. - 160с.
3. Бауло А.В. Домашние (семейные) святилища северных хантов // Археология, этнография и антропология Евразии. - Новосибирск, 2004. Том 1, № 17. - С. 89102.
4. Беликова О.Б., Плетнева Л.М. Памятники Томского Приобья в V-VIII вв. н.э. - Томск: Изд-во Том.ун-та, 1983. - 244 с.
5. Боброва А.И., Торощина Н.В. Антропоморфные личины из могильника Бедеревский Бор-II / А.И. Боброва, Н.В. Торощина // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - №2 (22). - С.18-22.
6. Бородовский А.П. Средневековая металлическая личина из окрестностей Новосибирска как часть транскультурного предметного комплекса Западной Сибири // Археология, этнография и антропология Евразии. - Новосибирск, 2015. Том 43, №1. С. 92-96.
7. Бочаров А.В. Основные научные методы в историческом исследовании. Учебное пособие. Томск. 2006. 190 с.
8. Вадецкая Э.Б. Таштыкская эпоха в древней истории Сибири . Спб. : Центр «Петербургское Востоковедение», 1999. - 440 с.
9. Гемуев И.Н. Мировоззрение манси: Дом, и Космос. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. - 232 с.
10. Жук А.В., Тихонов С.С., Томилов Н.А. Введение в этноархеологию: Учебное пособие для студентов исторических факультетов высших учебных заведений / Отв. ред. В.И. Молодин. - Омск: Издательский дом «Наука», 2003. - 72 с.
11. Зайцева О.В., Беликова О.Б., Водясов Е.В. Антропоморфные бронзовые личины Тимирязевского-I курганного могильника // Археология, этнография и антропология Евразии. 2017. - № 45 (1). - С. 74-81.
12. Зайцева О.В., Водясов Е.В. Грунтовое погребение Тимирязевского-I курганного могильника с комплексами миниатюрных предметов // Вестник Томского государственного университета. - 2018. № 434. - С. 113-118.
13. Западная Сибирь в эпоху средневековья: Сб. статей. / Ред. Л.А. Чиндина. - Томск. Изд-во Томск. ун-та. - 1984. - 218 с.
14. Золотарева Н.В. Изображение умерших в традиционной культуре обских угров: вещность и знаковость / Н.В. Золотарева // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - №351. - С.62-66.
15. Золотарева Н.В. Изображения духов у обских угров и самодийцев // Культура как система в историческом контексте: Опыт Западно-Сибирских археологоэтнографических совещаний. - Материалы XV Международной ЗападноСибирской археолого-этнографической конференции. - Томск : Аграф-Пресс, 2010. - С. 170-173.
..35