АННОТАЦИЯ 2
Введение 6
1 Неналоговые платежи: характеристика, классификация и виды 8
1.1 Неналоговые доходы бюджета РФ: понятие, содержание 8
1.2 Источники и значение неналоговых доходов бюджета РФ 17
1.3 Парафискалитеты (неналоговые платежи): понятие, классификация 24
2 Платежи за загрязнение окружающей среды: виды платежей и особенности их расчета,
уплаты и контроль поступления 29
2.1 Система существующих в Российской Федерации экологических платежей и порядок их
взимания 29
2.2 Опыт зарубежных стран в области оценки негативного воздействия на окружающую
среду 35
3 Влияние платежей за загрязнение окружающей среды на эффективность природоохранных
предприятий 41
3.1 Оценка экологических платежей с позиции критерия эффективности 41
3.2 Пути совершенствования экологического налогообложения в РФ 45
Заключение 50
Список использованных источников и литературы 52
Приложения 57
Среди глобальных проблем современного общества одними из наиболее актуальных являются экологические проблемы, так как они затрагивают достаточное количество сфер общественной жизни, во многом определяют особенности наиболее благоприятного развития каждого современного государства.
В нынешних условиях развитие и эффективное использование природно-сырьевой базы Российской Федерации становится главным фактором роста ее экономики. Поэтому экологические платежи за пользование природными ресурсами в системе факторов реализации природно-ресурсной политики государства являются особо важными. Экологические платежи установлены с целью экономического регулирования природопользования, стимулирования рационального и комплексного использования различных видов природных ресурсов и охраны окружающей среды, формирования денежных средств для охраны и воспроизводства природных ресурсов в условиях современной рыночной экономики. Они призваны оказать стимулирующее влияние на повышение эффективности использования и охраны земель, лесов, водных объектов и недр, добычи и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов и продуктов их переработки.
Наблюдается очень тесная связь планирования рационального природопользования и охраны окружающей среды с решением проблем финансирования в данной сфере. Достаточное финансирование - важнейшее условие решения экологических задач. Охрана природы - это затратное направление деятельности. Например, стоимость очистных сооружений на предприятии доходит иногда до 30-40% стоимости самого предприятия. В Российской Федерации финансирование мероприятий по охране окружающей среды происходит, к сожалению, по остаточному принципу и это одна из причин того, что природа в нашей стране находится в критическом состоянии.
Проблема финансирования экологических мероприятий в настоящее время находится в процессе разработки. В природоохранной литературе нашей страны высказывались суждения о том, что затраты на охрану природы не окупаются, или по крайней мере окупаются не скоро, и, исходя из этого, предприятия в них не заинтересованы. В последнее время этот вопрос встал особо остро, что свидетельствует об актуальности выбранной темы дипломной работы.
Объектом исследования данной работы является система экологических платежей в Российской Федерации.
Предметом исследования служит методика исчисления и порядок уплаты экологических платежей в бюджет Российской Федерации.
Цель исследования - рассмотреть действующую систему экологических платежей и оценить их влияние на эффективность деятельности природоохранных предприятий.
Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи:
• рассмотреть порядок определения и расчета платы за загрязнение окружающей среды;
• определить существующую ответственность юридических лиц за несоблюдение природоохранного законодательства Российской Федерации;
• проанализировать опыт зарубежных стран в области оценки негативного воздействия на окружающую среду;
• оценить экологические платежи с позиции критерия эффективности;
• рассмотреть пути совершенствования экологического налогообложения в Российской Федерации.
Структуру исследования образуют введение, три взаимосвязанные главы, включающие шесть параграфов, заключение и список используемых источников и литературы. Структура исследования позволила связать теоретические и практические проблемы экологического налогообложения в Российской Федерации, а также выявить возможные варианты их решения.
В заключении работы проанализирован весь изученный материал и рассмотрены пути совершенствования экологического налогообложения и улучшению качества финансирования охраны окружающей среды в Российской Федерации.
Рациональное природопользование и охрана окружающей среды — важнейшие элементы экономики и экологии, которые отражаются в проводимой государственной политике, в том числе и в налоговой. На сегодняшний день существует несколько видов налогов и неналоговых платежей, целью введения которых является предотвращение негативных последствий в сфере природопользования.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к числу наиболее спорных и неоднозначных инструментов государственного управления в сфере охраны окружающей среды.
Для предотвращения ухудшения экологической ситуации и поддержания состояния окружающей среды на уровне, соответствующем требованиям устойчивого развития, необходимо проведение целенаправленной экологической политики, определяемой как совокупность экономических, правовых и организационных мер, направленных на поддержание способности окружающей среды удовлетворять потребности нынешних, не ставя под угрозу удовлетворение потребностей будущих поколений. Необходимы меры по сохранению и оздоровлению окружающей среды для реализации прав нынешних и будущих поколений на благоприятную окружающую среду и экологически безопасные условия проживания.
Необходимость платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) предусмотрена Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Этот закон устанавливает, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Экологические платежи, несмотря на небольшую долю в общем объеме доходных поступлений на федеральном уровне, выступают в качестве важного источника формирования доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации и местных самоуправляющихся единиц.
Для Российской Федерации в условиях выхода из социально-экономического кризиса экологические проблемы могут подняться на новый уровень сложности, так как именно в таких условиях наиболее ярко проявляются недостатки налоговой системы государства. И очень важным в этих условиях является рассмотрение мирового опыта в решении экологических проблем, международное сотрудничество в вопросах ослабления глобальной экологической угрозы. Необходимо более тщательно изучить экологические проблемы, а при рассмотрении предложений по их решению учитывать, как можно больше факторов, отрицательно влияющих на окружающую среду.
Радостно осознавать, что в последнее время в нашей стране ведется работа по совершенствованию механизмов и способов финансирования в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Указом Президента РФ от 05.01.2016 №7
предусмотрено проведение в 2017 г. в России Года экологии. Планируется модернизация промышленных предприятий с применением современных технологий. Часть мероприятий направлена на сохранение рек, озёр и водоёмов. Подробнее с планом мероприятий по систематизации неналоговых платежей и формированию единого перечня неналоговых платежей можно ознакомиться в таблице 4 (см. Приложение Г).
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (редакция от 28.12.2016) / Правовой сервер "Консультант Плюс" / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=200341&rnd=263249.6598702 &from=182838-0#0;
2. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (редакция от 03.04.2017) / Правовой сервер "Консультант Плюс" / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=214941&rnd=263249.18600202 09&from=186991-0#0;
3. Земельный Кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ (редакция от 03.07.2016) / Правовой сервер "Консультант Плюс" / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=200210&rnd=263249.30635111 60&from=178358-0#0;
4. Водный Кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 №74-ФЗ (редакция от 31.10.2016) / Правовой сервер "Консультант Плюс" / [Электронный ресурс] / Режим доступа:
5. http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=206517&rnd=26 3249.2573521805&from=182882-0#0;
6. Лесной Кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 №200-ФЗ (редакция от
13.07.2015, с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 03.07.2016) / Правовой сервер "Консультант Плюс" / [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=205780&rnd=263249.18697184 1&from=182144-0#0;
7. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (редакция от 28.03.2017) / Правовой сервер "Консультант Плюс" / [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=214567&rnd=263249.1 4981779&from=186732-0#0;
8. Федеральный Закон Российской Федерации от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране
окружающей среды" (редакция от 03.07.2016) / Правовой сервер "Консультант Плюс" /
[Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=205778&rnd=263249.18724172 43&from=183028-0#0;
9. Федеральный Закон Российской Федерации от 24.04.1995 №52-ФЗ "О животном
мире" (редакция от 03.07.2016) / Правовой сервер "Консультант Плюс" / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=200789&rnd=263249.40252157 4&from=182887-0#0;
10. Федеральный Закон Российской Федерации от 30.11.1995 №187-ФЗ "О
континентальном шельфе Российской Федерации" (редакция от 02.05.2015) / Правовой сервер "Консультант Плюс" / [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=178905
11. Федеральный Закон Российской Федерации от 01.12.2014 № 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (редакция от 28.11.2015) / Правовой сервер "Консультант Плюс" / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=189653&rnd=263249.11899907 &from=178412-0#0;
12. Закон Российской Федерации от 11.10.1991 №1738-1 "О плате за землю" (редакция от 26.06.2007) / Правовой сервер "Консультант Плюс" / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=69403;
13. Закон Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 "О недрах" (редакция от
03.07.2016) / Правовой сервер "Консультант Плюс" / [Электронный ресурс] / Режим
доступа:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=201402&rnd=263249.1 425128708&from=182928-0#0;
14. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от
30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.06.2017), статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации / «Консультант Плюс» [электронный ресурс]: режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/396706b724faeb601b2d6cec9d367b3a99c6 8ae3/;
15. Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 "Об исчислении и
взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" / Правовой сервер "Консультант Плюс"/[Электронный ресурс] / Режим доступа... 50