ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ КЛЮЧЕВЫХ ПРОБЛЕМ АДАПТАЦИИ
ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ В
ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ РОССИЙСКОГО ВУЗА 6
1.1 Понятие, этапы и формы адаптации иностранных студентов в
поликультурной образовательной среде 6
1.2 Критерии оценки эффективности адаптации студентов в
поликультурной образовательной среде 15
1.3 Проблемное поле адаптации иностранных студентов к процессу обучения в
российском ВУЗе 24
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ И РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ 32
2.1 Социально значимые качества личности как фактор адаптации
иностранных студентов к процессу обучения 32
2.2 Сравнительный анализ результатов исследования социально значимых личностных
качеств иностранных и российских студентов 37
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ 53
3.1 Исследование степени удовлетворенности иностранных студентов условиями
обучения в ВУЗе 53
3.2 Оценка уровня интеграции иностранных студентов в социокультурную среду как
объективного показателя эффективности адаптации 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ А 75
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 80
ПРИЛОЖЕНИЕ В 86
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 90
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 93
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 96
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ КЛЮЧЕВЫХ ПРОБЛЕМ АДАПТАЦИИ
ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ В
ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ РОССИЙСКОГО ВУЗА 6
1.1 Понятие, этапы и формы адаптации иностранных студентов в
поликультурной образовательной среде 6
1.2 Критерии оценки эффективности адаптации студентов в
поликультурной образовательной среде 15
1.3 Проблемное поле адаптации иностранных студентов к процессу обучения в
российском ВУЗе 24
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ И РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ 32
2.1 Социально значимые качества личности как фактор адаптации
иностранных студентов к процессу обучения 32
2.2 Сравнительный анализ результатов исследования социально значимых личностных
качеств иностранных и российских студентов 37
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ 53
3.1 Исследование степени удовлетворенности иностранных студентов условиями
обучения в ВУЗе 53
3.2 Оценка уровня интеграции иностранных студентов в социокультурную среду как
объективного показателя эффективности адаптации 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ А 75
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 80
ПРИЛОЖЕНИЕ В 86
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 90
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 93
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 96
Актуальность темы данного исследования определяется тем обстоятельством, что адаптация иностранных студентов к ситуации обучения остается важной, но нерешённой теоретической и практической проблемой. Доля иностранных студентов является одним из ключевых показателей интернационализации современного высшего образования в России. На начало 2017/2018 учебного года она составила 5% от всех обучающихся в стране студентов. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг., предполагает, что доля иностранных студентов, обучающихся в России должна достичь к 2020 году 10% [12]. ТГУ в 2018/2019 году уже сделал свой вклад, впервые попав в мировой рейтинг THE по числу иностранных студентов (22%), заняв 189 место рейтинга ТОП-200 мира, среди российских ВУЗов расположившись на четвертом месте, сразу после Томского политехнического университета (29%).
Решение проблемы адаптации иностранных студентов является необходимым условием успешного продвижения России в международном образовательном пространстве [31]. Подготовка конкурентоспособных иностранных специалистов, понимающих и принимающих российскую специфику, становится сегодня одним из важных факторов стратегического развития России.
Особенности адаптации иностранных студентов связаны с двумя составляющими этого комплексного процесса: социокультурной и социально-психологической. Во-первых, данной группе учащихся приходится разрешать противоречия и преодолевать проблемы вхождения в новую для них поликультурную образовательную среду. При успешной адаптации происходит постижение новой культуры и осознание ценностей собственной культуры.
Во-вторых, непосредственный контакт между этническими группами студентов обусловливает социально-психологическую аккультурацию - изменение личностных ценностных ориентаций и ролевого поведения индивида [8]. Входя в новое поликультурное пространство, человек проходит цикл «стресс-адаптация-личностный рост» [Гуляева, 22]. Успешная адаптация иностранных студентов предполагает активную деятельность, требует от студентов проявления определенных социально-значимых личностных качеств. Условием и одновременно результатом адаптации в поликультурной среде является личностная, социальная и коммуникативная зрелость студентов.
На этапе вхождения в измененные, отличные от привычных, условия жизни и обучения, важным становится внимание, понимание и поддержка со стороны администрации и преподавателей вуза. Для этого в организации учебного процесса и воздействии на студентов в период их адаптации к новой образовательной среде следует учитывать их социокультурные и социально значимые индивидуальные особенности.
Исследование адаптации иностранных студентов в образовательном пространстве вуза отражено в работах А.А. Казанцевой [5], О.В. Груздевой, Н.А. Старосветской [10], А.Д. Гладуш, Г.Н. Трофимова [6], С.А. Гапонова [14], Е.Е. Загородней [12], П.Т. Дацишина [17].
Адаптационный потенциал личности, психологическая защита, прогноз психической адаптации рассмотрены в исследованиях А.М. Богомолова [27], А. Г. Маклакова [18], И. А. Красильникова [7]. Проблемы социально-культурной адаптации иностранных граждан к условиям обучения и проживания в России описываются в трудах Л. Д. Бабаковой [10]., О. А. Гордиенко [35], И. В. Малышева [22], А. Н. Сухова [19], Н. А. Осипенкова [13].
Целью данного исследования является определение параметров успешной социально-психологической и социокультурной адаптации иностранных студентов. Данная цель реализуется в следующих задачах.
1. Исследовать понятие, этапы и формы адаптации в поликультурной образовательной среде.
2. Выявить основные трудности, проблемы и противоречия адаптации
иностранных студентов к процессу обучения в российском ВУЗе.
3. Определить факторы успешной адаптации в образовательной среде.
4. Провести эмпирическое исследование особенностей социально-психологической и социокультурной адаптации иностранных студентов.
5. Дать интерпретацию полученным эмпирическим данным.
Объектом исследования является адаптация иностранных студентов к процессу обучения.
Предмет исследования - проблемы адаптации иностранных студентов к процессу обучения в поликультурной образовательной среде .
Гипотезой исследования является утверждение, что комплексным фактором и одновременно показателем эффективности адаптации к процессу обучения является личностная, социальная и коммуникативная зрелость учащихся.
В данной работе были использованы следующие методы исследования в рамках деятельностного методологического подхода: полуформализованное интервью,
анкетирование, опросник «Уровень субъективного контроля» (Дж. Роттер), опросник «Стили мышления» (Р. Брэмсон, А. Харрисон), опросник склонности к виктимному поведению (О. О. Андронникова), опросник диагностики уровня академической тревожности Б. Филлипса, методы статистической обработки данных.
В исследовании приняло участие 66 студентов (возраст от 18 до 22 лет); из них 34 иностранных студента (представители азиатской культуры: Китай, Вьетнам) и 32 российских студента, обучающиеся на первом курсе ТГУ.
Теоретическая значимость работы состоит в разработке концепции социально-психологической и социокультурной адаптации иностранных студентов к процессу обучения. Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать полученные данные при диагностике проблем адаптации и разработке программ мониторинга и поддержки социально-психологической и социокультурной адаптации иностранных студентов к процессу обучения.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав и семи параграфов, аннотации, введения и заключения; включает таблицы, рисунки, диаграммы, приложения. Список литературы содержит 67 источников.
Решение проблемы адаптации иностранных студентов является необходимым условием успешного продвижения России в международном образовательном пространстве [31]. Подготовка конкурентоспособных иностранных специалистов, понимающих и принимающих российскую специфику, становится сегодня одним из важных факторов стратегического развития России.
Особенности адаптации иностранных студентов связаны с двумя составляющими этого комплексного процесса: социокультурной и социально-психологической. Во-первых, данной группе учащихся приходится разрешать противоречия и преодолевать проблемы вхождения в новую для них поликультурную образовательную среду. При успешной адаптации происходит постижение новой культуры и осознание ценностей собственной культуры.
Во-вторых, непосредственный контакт между этническими группами студентов обусловливает социально-психологическую аккультурацию - изменение личностных ценностных ориентаций и ролевого поведения индивида [8]. Входя в новое поликультурное пространство, человек проходит цикл «стресс-адаптация-личностный рост» [Гуляева, 22]. Успешная адаптация иностранных студентов предполагает активную деятельность, требует от студентов проявления определенных социально-значимых личностных качеств. Условием и одновременно результатом адаптации в поликультурной среде является личностная, социальная и коммуникативная зрелость студентов.
На этапе вхождения в измененные, отличные от привычных, условия жизни и обучения, важным становится внимание, понимание и поддержка со стороны администрации и преподавателей вуза. Для этого в организации учебного процесса и воздействии на студентов в период их адаптации к новой образовательной среде следует учитывать их социокультурные и социально значимые индивидуальные особенности.
Исследование адаптации иностранных студентов в образовательном пространстве вуза отражено в работах А.А. Казанцевой [5], О.В. Груздевой, Н.А. Старосветской [10], А.Д. Гладуш, Г.Н. Трофимова [6], С.А. Гапонова [14], Е.Е. Загородней [12], П.Т. Дацишина [17].
Адаптационный потенциал личности, психологическая защита, прогноз психической адаптации рассмотрены в исследованиях А.М. Богомолова [27], А. Г. Маклакова [18], И. А. Красильникова [7]. Проблемы социально-культурной адаптации иностранных граждан к условиям обучения и проживания в России описываются в трудах Л. Д. Бабаковой [10]., О. А. Гордиенко [35], И. В. Малышева [22], А. Н. Сухова [19], Н. А. Осипенкова [13].
Целью данного исследования является определение параметров успешной социально-психологической и социокультурной адаптации иностранных студентов. Данная цель реализуется в следующих задачах.
1. Исследовать понятие, этапы и формы адаптации в поликультурной образовательной среде.
2. Выявить основные трудности, проблемы и противоречия адаптации
иностранных студентов к процессу обучения в российском ВУЗе.
3. Определить факторы успешной адаптации в образовательной среде.
4. Провести эмпирическое исследование особенностей социально-психологической и социокультурной адаптации иностранных студентов.
5. Дать интерпретацию полученным эмпирическим данным.
Объектом исследования является адаптация иностранных студентов к процессу обучения.
Предмет исследования - проблемы адаптации иностранных студентов к процессу обучения в поликультурной образовательной среде .
Гипотезой исследования является утверждение, что комплексным фактором и одновременно показателем эффективности адаптации к процессу обучения является личностная, социальная и коммуникативная зрелость учащихся.
В данной работе были использованы следующие методы исследования в рамках деятельностного методологического подхода: полуформализованное интервью,
анкетирование, опросник «Уровень субъективного контроля» (Дж. Роттер), опросник «Стили мышления» (Р. Брэмсон, А. Харрисон), опросник склонности к виктимному поведению (О. О. Андронникова), опросник диагностики уровня академической тревожности Б. Филлипса, методы статистической обработки данных.
В исследовании приняло участие 66 студентов (возраст от 18 до 22 лет); из них 34 иностранных студента (представители азиатской культуры: Китай, Вьетнам) и 32 российских студента, обучающиеся на первом курсе ТГУ.
Теоретическая значимость работы состоит в разработке концепции социально-психологической и социокультурной адаптации иностранных студентов к процессу обучения. Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать полученные данные при диагностике проблем адаптации и разработке программ мониторинга и поддержки социально-психологической и социокультурной адаптации иностранных студентов к процессу обучения.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав и семи параграфов, аннотации, введения и заключения; включает таблицы, рисунки, диаграммы, приложения. Список литературы содержит 67 источников.
Анализ трудов психологов и педагогов показывает, что к настоящему времени сложились два основных понимания сущности адаптации:
а) как приспособления, привыкания организма, личности к константным внешним условиям (М. И. Дьяченко, С. Кабеле, Л. Ф. Железняк и др.);
б) как активного взаимодействия человека и среды, когда личность не только «подлаживается» под требования окружения, но и воздействует на него, вызывая тем самым изменения самой среды (М. П. Карабейников, С. С. Муцинов, Л. Г. Егоров, В. П. Петров, Н. Ф. Феденко и др.).
Второй подход, по нашему мнению, позволяет наиболее адекватно представить всю сложность адаптационного периода студентов - будущих специалистов к новым для них условиям обучения в вузе, выявить его трудности и правильно построить процесс их подготовки к профессиональной педагогической деятельности.
В контексте исследуемой нами проблемы мы разделяем точку зрения Д. Н. Дубровина, который определяет социально-психологическую адаптацию как взаимодействие личности и социальной среды, приводящей к правильным соотношениям целей и ценностей личности и группы, отмечая, что адаптация происходит тогда, когда социальная среда способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию и развитию ее индивидуальности. Результатом успешного приспособления студентов к новым условиям, по мнению Д. Н. Дубровина, является адаптированность, складывающаяся из следующих компонентов [24]:
1. «Адаптация». Индивид не только принимает нормы и ценности социальной среды, но и строит на их основе свою деятельность и отношения с людьми, главной целью становится полная самореализация, круг общения и интересов значительно расширяется. Дезадаптация характеризуется недифференцирован-ностью целей и видов деятельности человека, сужением круга его общения и решаемых проблем, неприятием норм и ценностей социальной среды; принятие индивидом норм и ценностей по принципу «быть как все».
2. «Самоприятие». Отражает степень дружественности-враждебности по отношению к собственному «Я», которая выражается в способности личности оценивать сильные и слабые стороны. В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных моментах, доверие к себе и позитивную самооценку. Низкий показатель приятия себя - видение в себе преимущественно недостаточной самооценки, готовность к самообвинению.
3. «Приятие других». Отражает уровень дружественности -враждебности к другим людям, на позитивном полюсе - это принятие людей, одобрение их жизни и отношения к себе в целом, ожидание позитивного отношения к себе окружающих. Низкий показатель приятия других - критическое отношение к людям, раздражение, ожидание негативного отношения к себе.
4. «Эмоциональная комфортность». Отражает характер преобладающих эмоций в жизни испытуемого. Высокий показатель комфортности - это преобладание положительных эмоций, ощущение благополучия своей жизни; низкий показатель комфорта - наличие выраженных отрицательных эмоциональных состояний.
5. «Интернальность». Отражает, в какой степени человек ощущает себя активным субъектом собственной деятельности, и в какой - пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств. Высокие показатели интернальности говорят о том, что человек воспринимает происходящие с ним события как результат собственной деятельности (вхождение в режим учебы, способность везде успевать, активность). Низкие показатели интернальности свидетельствуют о восприятии происходящих с человеком событий как результата действия внешних сил (случая, судьбы и др.). Предрасположенность личности к приписыванию ответственности за результаты своей деятельности внешним силам может проявляться в трудностях самоорганизации.
6. «Стремление к доминированию». Отражает степень стремления человека доминировать в межличностных отношениях. Высокие показатели говорят о склонности подавлять другого человека, чувствовать превосходство над другими [24].
Исследования отечественных ученых Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, К.А. Абульхановой-Славской, Б.Ф. Ломова, А.В. Петровского, Е.В. Шороховой и других позволяют рассматривать адаптацию как социально-психологический процесс: свойства личности и особенности ситуации (социальной среды, малой группы) взаимно преломляются.
Таким образом, социально-психологическая адаптация рассматривается как процесс изменения взаимодействующих сторон. Личность, входя в новое социальное окружение, определенным образом меняет систему своих отношений. Группа, в свою очередь, реагирует на появление новичка корректировкой своих норм, традиций и правил.
Мы рассмотрели этапы адаптации, предложенные А. А. Казанцевой (ориентация, усвоение, преодоление языкового барьера) и Гладуш А. Д., Трофимовой Г. Н.: превентивный (до приезда в страну), начальный (первый месяц пребывания в стране) и основной (все дальнейшее время пребывания в стране) [7].
В результате исследования были выявлены следующие особенности адаптации иностранных студентов к процессу обучения в поликультурной образовательной среде.
Установлено, что социально-психологическая и социокультурная формы адаптации являются базовыми для оценки общего уровня адаптации иностранных студентов в поликультурной образовательной среде. Процесс адаптации иностранных студентов идет по мере осознания и разрешения социокультурных, социальных и личностных проблем.
Выявлено, что каждый день иностранные студенты сталкиваются с множеством проблем, которые образуют поток, содержание и интенсивность которого значительно изменяется во времени и пространстве (в зависимости от региона). Мгновенный срез этого потока называется проблемным полем. Наиболее «популярной» проблемой является языковой барьер. Из нее вытекает проблема, связанная с установлением межличностных отношений в поликультурной среде. Также в топ проблем иностранных студентов входит не до конца разработанная система обучения иностранцев. Как показало исследование, до сих пор остаются преподаватели, не заинтересованные в качественном предоставлении образовательных услуг иностранным студентам. Трудности с восприятием и пониманием учебного материала - ключевая проблема адаптации для иностранных студентов. Культурные различия, конечно, тоже дают о себе знать. В общежитии Парус не распространено размещение иностранцев вместе с русскими студентами - последние часто наотрез отказываются делить комнату с представителями азиатской культуры.
Некоторые проблемы имеют важный и срочный характер. Их надо решать немедленно во избежание дезадаптации. Другая часть проблем носит регулярный характер. Степень осознания и характер их решения формирует два типа адаптации: активную и пассивную. Выявление, предвидение и своевременное решение новых, глубинных проблем жизнедеятельности означает творческий уровень адаптации. Личность, решая проблемы, изменяется и развивается. Нередко, иностранные студенты, решая эти новые для себя проблемы, создают другие, еще более сложные, что приводит к дезадаптации.
В результате исследования определены факторы успешной адаптации в образовательной среде. Анализ научной литературы и реальной практики позволяет выделить следующие составляющие социально-психологической и социокультурной адаптации. Социокультурная адаптация включает в себя мировоззренческий и поведенческий аспекты. Социально-психологическая адаптация содержит мотивационный, интеллектуальный (когнитивный), эмоционально-оценочный, креативный аспекты.
Объективный критерий социально-психологической адаптации к процессу обучения - эффективность учебной деятельности или ее результативность. (Шпак Л. Л)
Субъективный критерий социально-психологической адаптации - это степень осознанной или неосознанной удовлетворённости различными аспектами учебной деятельности (Шпак Л. Л)
Комплексным фактором и одновременно показателем эффективности адаптации к процессу обучения является личностная, социальная зрелость и коммуникативная компетентность учащихся.
Личностная зрелость означает успешное решение своих жизненных проблем, откровенность, терпимость и искренность по отношению к себе.
Социальная зрелость означает способность помочь другим людям эффективно решать их проблемы, откровенность, терпимость и искренность по отношению к партнерам.
Свидетельством коммуникативной компетентности является способность поддерживать гибкое единство, последовательность, цельность, открытость в отношениях с собой и с другими людьми, умение владеть собой и ситуацией.
Общепсихологический подход заставляет признать компетентным лишь такое общение, в рамках которого имеется возможность для личностного или духовного развития партнеров (то есть такое общение, которое свойственно самоактуализационному и духовному пространствам), однако социально-психологический анализ этой проблемы не может не учитывать ситуативные аспекты коммуникации, главным из которых является коммуникативная проблема, решаемая субъектом общения здесь-и-теперь. Так, можно определить коммуникативную компетентность как выбор субъектом коммуникативной стратегии наивысшего возможного в данной ситуации уровня (Муравьева О. И.) [33]. Транскоммуникация - процесс общения как развития, как переживания многообразного информационного транзита и трансформации, метаморфоз и трансмутация событий (Кабрин В. И., 1992).
Транскоммуникация - это процесс общения между инаковыми и разнопорядковыми субъектами интра- и интерперсональных К-миров; это сверхдинамичный смыслообразующий процесс гармонизации разноуровневых миров человека, открывающий в нем смысловое единство микро- и макрокосмоса [33, с. 31].
В качестве индикаторов успешной социокультурной адаптации личности на групповом уровне будут выступать:
• удовлетворенность отношениями с новым окружением;
• позитивная социальная (этническая) идентичность;
• позитивный образ «Мы» и позитивный образ «Они»;
• межгрупповая толерантность.
В качестве индикаторов успешной социально-психологической адаптации индивида на личностном уровне можно выделить:
• актуализация развитых потребностей в самоуважении и самоактуализации;
• адекватная самооценка;
• удовлетворенность ведущей (образовательной или профессиональной) деятельностью как важнейшим условием реализации потребности в самоактуализации;
• удовлетворенность смыслом жизни и оптимистическая оценка жизненной ситуации;
• удовлетворенность отношениями в группе;
• высокая социальная и творческая активность, эмоциональная стабильность, интернальный локус контроля.
Было проведено эмпирическое исследование особенностей социально-психологической и социокультурной адаптации иностранных студентов к процессу обучения. Исследованы социально значимые качества личности как фактор адаптации иностранных студентов к процессу обучения.
В результате данного исследования рассмотрели влияние особенностей иностранных и российских студентов на результаты их обучения, а также оценили степень влияния стиля мышления и страны проживания на показатели их субъективного контроля и успеваемость.
Проанализированы результаты исследования степени удовлетворенности иностранных студентов условиями обучения в ВУЗе в качестве субъективного показателя эффективности социокультурной адаптации.
Проведена оценка уровня интеграции иностранных студентов в социокультурную среду как объективного показателя эффективности социокультурной адаптации. На наш взгляд, эти сравнительные данные демонстрируют более низкую адаптацию и социализацию студентов из Вьетнама, по сравнению с другими представителями Азии - студентами из Китая. Существующая форма преимущественно раздельного проживания и обучения иностранных и российских студентов способствует замыканию круга общения учащихся на своей референтной группе и создает барьеры социокультурной адаптации
Таким образом, можно говорить о том, что задачи исследования выполнены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
а) как приспособления, привыкания организма, личности к константным внешним условиям (М. И. Дьяченко, С. Кабеле, Л. Ф. Железняк и др.);
б) как активного взаимодействия человека и среды, когда личность не только «подлаживается» под требования окружения, но и воздействует на него, вызывая тем самым изменения самой среды (М. П. Карабейников, С. С. Муцинов, Л. Г. Егоров, В. П. Петров, Н. Ф. Феденко и др.).
Второй подход, по нашему мнению, позволяет наиболее адекватно представить всю сложность адаптационного периода студентов - будущих специалистов к новым для них условиям обучения в вузе, выявить его трудности и правильно построить процесс их подготовки к профессиональной педагогической деятельности.
В контексте исследуемой нами проблемы мы разделяем точку зрения Д. Н. Дубровина, который определяет социально-психологическую адаптацию как взаимодействие личности и социальной среды, приводящей к правильным соотношениям целей и ценностей личности и группы, отмечая, что адаптация происходит тогда, когда социальная среда способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию и развитию ее индивидуальности. Результатом успешного приспособления студентов к новым условиям, по мнению Д. Н. Дубровина, является адаптированность, складывающаяся из следующих компонентов [24]:
1. «Адаптация». Индивид не только принимает нормы и ценности социальной среды, но и строит на их основе свою деятельность и отношения с людьми, главной целью становится полная самореализация, круг общения и интересов значительно расширяется. Дезадаптация характеризуется недифференцирован-ностью целей и видов деятельности человека, сужением круга его общения и решаемых проблем, неприятием норм и ценностей социальной среды; принятие индивидом норм и ценностей по принципу «быть как все».
2. «Самоприятие». Отражает степень дружественности-враждебности по отношению к собственному «Я», которая выражается в способности личности оценивать сильные и слабые стороны. В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных моментах, доверие к себе и позитивную самооценку. Низкий показатель приятия себя - видение в себе преимущественно недостаточной самооценки, готовность к самообвинению.
3. «Приятие других». Отражает уровень дружественности -враждебности к другим людям, на позитивном полюсе - это принятие людей, одобрение их жизни и отношения к себе в целом, ожидание позитивного отношения к себе окружающих. Низкий показатель приятия других - критическое отношение к людям, раздражение, ожидание негативного отношения к себе.
4. «Эмоциональная комфортность». Отражает характер преобладающих эмоций в жизни испытуемого. Высокий показатель комфортности - это преобладание положительных эмоций, ощущение благополучия своей жизни; низкий показатель комфорта - наличие выраженных отрицательных эмоциональных состояний.
5. «Интернальность». Отражает, в какой степени человек ощущает себя активным субъектом собственной деятельности, и в какой - пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств. Высокие показатели интернальности говорят о том, что человек воспринимает происходящие с ним события как результат собственной деятельности (вхождение в режим учебы, способность везде успевать, активность). Низкие показатели интернальности свидетельствуют о восприятии происходящих с человеком событий как результата действия внешних сил (случая, судьбы и др.). Предрасположенность личности к приписыванию ответственности за результаты своей деятельности внешним силам может проявляться в трудностях самоорганизации.
6. «Стремление к доминированию». Отражает степень стремления человека доминировать в межличностных отношениях. Высокие показатели говорят о склонности подавлять другого человека, чувствовать превосходство над другими [24].
Исследования отечественных ученых Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, К.А. Абульхановой-Славской, Б.Ф. Ломова, А.В. Петровского, Е.В. Шороховой и других позволяют рассматривать адаптацию как социально-психологический процесс: свойства личности и особенности ситуации (социальной среды, малой группы) взаимно преломляются.
Таким образом, социально-психологическая адаптация рассматривается как процесс изменения взаимодействующих сторон. Личность, входя в новое социальное окружение, определенным образом меняет систему своих отношений. Группа, в свою очередь, реагирует на появление новичка корректировкой своих норм, традиций и правил.
Мы рассмотрели этапы адаптации, предложенные А. А. Казанцевой (ориентация, усвоение, преодоление языкового барьера) и Гладуш А. Д., Трофимовой Г. Н.: превентивный (до приезда в страну), начальный (первый месяц пребывания в стране) и основной (все дальнейшее время пребывания в стране) [7].
В результате исследования были выявлены следующие особенности адаптации иностранных студентов к процессу обучения в поликультурной образовательной среде.
Установлено, что социально-психологическая и социокультурная формы адаптации являются базовыми для оценки общего уровня адаптации иностранных студентов в поликультурной образовательной среде. Процесс адаптации иностранных студентов идет по мере осознания и разрешения социокультурных, социальных и личностных проблем.
Выявлено, что каждый день иностранные студенты сталкиваются с множеством проблем, которые образуют поток, содержание и интенсивность которого значительно изменяется во времени и пространстве (в зависимости от региона). Мгновенный срез этого потока называется проблемным полем. Наиболее «популярной» проблемой является языковой барьер. Из нее вытекает проблема, связанная с установлением межличностных отношений в поликультурной среде. Также в топ проблем иностранных студентов входит не до конца разработанная система обучения иностранцев. Как показало исследование, до сих пор остаются преподаватели, не заинтересованные в качественном предоставлении образовательных услуг иностранным студентам. Трудности с восприятием и пониманием учебного материала - ключевая проблема адаптации для иностранных студентов. Культурные различия, конечно, тоже дают о себе знать. В общежитии Парус не распространено размещение иностранцев вместе с русскими студентами - последние часто наотрез отказываются делить комнату с представителями азиатской культуры.
Некоторые проблемы имеют важный и срочный характер. Их надо решать немедленно во избежание дезадаптации. Другая часть проблем носит регулярный характер. Степень осознания и характер их решения формирует два типа адаптации: активную и пассивную. Выявление, предвидение и своевременное решение новых, глубинных проблем жизнедеятельности означает творческий уровень адаптации. Личность, решая проблемы, изменяется и развивается. Нередко, иностранные студенты, решая эти новые для себя проблемы, создают другие, еще более сложные, что приводит к дезадаптации.
В результате исследования определены факторы успешной адаптации в образовательной среде. Анализ научной литературы и реальной практики позволяет выделить следующие составляющие социально-психологической и социокультурной адаптации. Социокультурная адаптация включает в себя мировоззренческий и поведенческий аспекты. Социально-психологическая адаптация содержит мотивационный, интеллектуальный (когнитивный), эмоционально-оценочный, креативный аспекты.
Объективный критерий социально-психологической адаптации к процессу обучения - эффективность учебной деятельности или ее результативность. (Шпак Л. Л)
Субъективный критерий социально-психологической адаптации - это степень осознанной или неосознанной удовлетворённости различными аспектами учебной деятельности (Шпак Л. Л)
Комплексным фактором и одновременно показателем эффективности адаптации к процессу обучения является личностная, социальная зрелость и коммуникативная компетентность учащихся.
Личностная зрелость означает успешное решение своих жизненных проблем, откровенность, терпимость и искренность по отношению к себе.
Социальная зрелость означает способность помочь другим людям эффективно решать их проблемы, откровенность, терпимость и искренность по отношению к партнерам.
Свидетельством коммуникативной компетентности является способность поддерживать гибкое единство, последовательность, цельность, открытость в отношениях с собой и с другими людьми, умение владеть собой и ситуацией.
Общепсихологический подход заставляет признать компетентным лишь такое общение, в рамках которого имеется возможность для личностного или духовного развития партнеров (то есть такое общение, которое свойственно самоактуализационному и духовному пространствам), однако социально-психологический анализ этой проблемы не может не учитывать ситуативные аспекты коммуникации, главным из которых является коммуникативная проблема, решаемая субъектом общения здесь-и-теперь. Так, можно определить коммуникативную компетентность как выбор субъектом коммуникативной стратегии наивысшего возможного в данной ситуации уровня (Муравьева О. И.) [33]. Транскоммуникация - процесс общения как развития, как переживания многообразного информационного транзита и трансформации, метаморфоз и трансмутация событий (Кабрин В. И., 1992).
Транскоммуникация - это процесс общения между инаковыми и разнопорядковыми субъектами интра- и интерперсональных К-миров; это сверхдинамичный смыслообразующий процесс гармонизации разноуровневых миров человека, открывающий в нем смысловое единство микро- и макрокосмоса [33, с. 31].
В качестве индикаторов успешной социокультурной адаптации личности на групповом уровне будут выступать:
• удовлетворенность отношениями с новым окружением;
• позитивная социальная (этническая) идентичность;
• позитивный образ «Мы» и позитивный образ «Они»;
• межгрупповая толерантность.
В качестве индикаторов успешной социально-психологической адаптации индивида на личностном уровне можно выделить:
• актуализация развитых потребностей в самоуважении и самоактуализации;
• адекватная самооценка;
• удовлетворенность ведущей (образовательной или профессиональной) деятельностью как важнейшим условием реализации потребности в самоактуализации;
• удовлетворенность смыслом жизни и оптимистическая оценка жизненной ситуации;
• удовлетворенность отношениями в группе;
• высокая социальная и творческая активность, эмоциональная стабильность, интернальный локус контроля.
Было проведено эмпирическое исследование особенностей социально-психологической и социокультурной адаптации иностранных студентов к процессу обучения. Исследованы социально значимые качества личности как фактор адаптации иностранных студентов к процессу обучения.
В результате данного исследования рассмотрели влияние особенностей иностранных и российских студентов на результаты их обучения, а также оценили степень влияния стиля мышления и страны проживания на показатели их субъективного контроля и успеваемость.
Проанализированы результаты исследования степени удовлетворенности иностранных студентов условиями обучения в ВУЗе в качестве субъективного показателя эффективности социокультурной адаптации.
Проведена оценка уровня интеграции иностранных студентов в социокультурную среду как объективного показателя эффективности социокультурной адаптации. На наш взгляд, эти сравнительные данные демонстрируют более низкую адаптацию и социализацию студентов из Вьетнама, по сравнению с другими представителями Азии - студентами из Китая. Существующая форма преимущественно раздельного проживания и обучения иностранных и российских студентов способствует замыканию круга общения учащихся на своей референтной группе и создает барьеры социокультурной адаптации
Таким образом, можно говорить о том, что задачи исследования выполнены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К
ПОЛИКУЛЬТУРНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОСТРАНСТВУ
РОССИЙСКОГО ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ КГПУ ИМ. В.П.
АСТАФЬЕВА)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - Особенности адаптации иностранных студентов к поликультурному образовательному пространству российского вуза (на примере КГПУ им. В.П. Астафьева)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - ИНТЕГРАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В СОЦИОКУЛЬТУРНУЮ СРЕДУ ГОРОДА: НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА БЕЛГОРОДА
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - Социально-культурная адаптация иностранных студентов в условиях вуза
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4670 р. Год сдачи: 2019 - ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ: ПРОБЛЕМА ПРЕОДОЛЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ШОКА И АДАПТАЦИИ
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Квест-технология как средство лингвосоциокультурной адаптации иностранных студентов
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2020 - Педагогическое сопровождение социальной адаптации студентов из КНР, обучающихся по программе "Международный менеджмент", к российской системе образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ НИУ «БЕЛГУ»)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ЛИНГВИСТИКА» ИЗ КНР
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019



