ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ КЛЮЧЕВЫХ ПРОБЛЕМ АДАПТАЦИИ
ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ В
ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ РОССИЙСКОГО ВУЗА 6
1.1 Понятие, этапы и формы адаптации иностранных студентов в
поликультурной образовательной среде 6
1.2 Критерии оценки эффективности адаптации студентов в
поликультурной образовательной среде 15
1.3 Проблемное поле адаптации иностранных студентов к процессу обучения в
российском ВУЗе 24
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ И РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ 32
2.1 Социально значимые качества личности как фактор адаптации
иностранных студентов к процессу обучения 32
2.2 Сравнительный анализ результатов исследования социально значимых личностных
качеств иностранных и российских студентов 37
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ 53
3.1 Исследование степени удовлетворенности иностранных студентов условиями
обучения в ВУЗе 53
3.2 Оценка уровня интеграции иностранных студентов в социокультурную среду как
объективного показателя эффективности адаптации 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ А 75
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 80
ПРИЛОЖЕНИЕ В 86
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 90
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 93
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 96
Актуальность темы данного исследования определяется тем обстоятельством, что адаптация иностранных студентов к ситуации обучения остается важной, но нерешённой теоретической и практической проблемой. Доля иностранных студентов является одним из ключевых показателей интернационализации современного высшего образования в России. На начало 2017/2018 учебного года она составила 5% от всех обучающихся в стране студентов. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг., предполагает, что доля иностранных студентов, обучающихся в России должна достичь к 2020 году 10% [12]. ТГУ в 2018/2019 году уже сделал свой вклад, впервые попав в мировой рейтинг THE по числу иностранных студентов (22%), заняв 189 место рейтинга ТОП-200 мира, среди российских ВУЗов расположившись на четвертом месте, сразу после Томского политехнического университета (29%).
Решение проблемы адаптации иностранных студентов является необходимым условием успешного продвижения России в международном образовательном пространстве [31]. Подготовка конкурентоспособных иностранных специалистов, понимающих и принимающих российскую специфику, становится сегодня одним из важных факторов стратегического развития России.
Особенности адаптации иностранных студентов связаны с двумя составляющими этого комплексного процесса: социокультурной и социально-психологической. Во-первых, данной группе учащихся приходится разрешать противоречия и преодолевать проблемы вхождения в новую для них поликультурную образовательную среду. При успешной адаптации происходит постижение новой культуры и осознание ценностей собственной культуры.
Во-вторых, непосредственный контакт между этническими группами студентов обусловливает социально-психологическую аккультурацию - изменение личностных ценностных ориентаций и ролевого поведения индивида [8]. Входя в новое поликультурное пространство, человек проходит цикл «стресс-адаптация-личностный рост» [Гуляева, 22]. Успешная адаптация иностранных студентов предполагает активную деятельность, требует от студентов проявления определенных социально-значимых личностных качеств. Условием и одновременно результатом адаптации в поликультурной среде является личностная, социальная и коммуникативная зрелость студентов.
На этапе вхождения в измененные, отличные от привычных, условия жизни и обучения, важным становится внимание, понимание и поддержка со стороны администрации и преподавателей вуза. Для этого в организации учебного процесса и воздействии на студентов в период их адаптации к новой образовательной среде следует учитывать их социокультурные и социально значимые индивидуальные особенности.
Исследование адаптации иностранных студентов в образовательном пространстве вуза отражено в работах А.А. Казанцевой [5], О.В. Груздевой, Н.А. Старосветской [10], А.Д. Гладуш, Г.Н. Трофимова [6], С.А. Гапонова [14], Е.Е. Загородней [12], П.Т. Дацишина [17].
Адаптационный потенциал личности, психологическая защита, прогноз психической адаптации рассмотрены в исследованиях А.М. Богомолова [27], А. Г. Маклакова [18], И. А. Красильникова [7]. Проблемы социально-культурной адаптации иностранных граждан к условиям обучения и проживания в России описываются в трудах Л. Д. Бабаковой [10]., О. А. Гордиенко [35], И. В. Малышева [22], А. Н. Сухова [19], Н. А. Осипенкова [13].
Целью данного исследования является определение параметров успешной социально-психологической и социокультурной адаптации иностранных студентов. Данная цель реализуется в следующих задачах.
1. Исследовать понятие, этапы и формы адаптации в поликультурной образовательной среде.
2. Выявить основные трудности, проблемы и противоречия адаптации
иностранных студентов к процессу обучения в российском ВУЗе.
3. Определить факторы успешной адаптации в образовательной среде.
4. Провести эмпирическое исследование особенностей социально-психологической и социокультурной адаптации иностранных студентов.
5. Дать интерпретацию полученным эмпирическим данным.
Объектом исследования является адаптация иностранных студентов к процессу обучения.
Предмет исследования - проблемы адаптации иностранных студентов к процессу обучения в поликультурной образовательной среде .
Гипотезой исследования является утверждение, что комплексным фактором и одновременно показателем эффективности адаптации к процессу обучения является личностная, социальная и коммуникативная зрелость учащихся.
В данной работе были использованы следующие методы исследования в рамках деятельностного методологического подхода: полуформализованное интервью,
анкетирование, опросник «Уровень субъективного контроля» (Дж. Роттер), опросник «Стили мышления» (Р. Брэмсон, А. Харрисон), опросник склонности к виктимному поведению (О. О. Андронникова), опросник диагностики уровня академической тревожности Б. Филлипса, методы статистической обработки данных.
В исследовании приняло участие 66 студентов (возраст от 18 до 22 лет); из них 34 иностранных студента (представители азиатской культуры: Китай, Вьетнам) и 32 российских студента, обучающиеся на первом курсе ТГУ.
Теоретическая значимость работы состоит в разработке концепции социально-психологической и социокультурной адаптации иностранных студентов к процессу обучения. Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать полученные данные при диагностике проблем адаптации и разработке программ мониторинга и поддержки социально-психологической и социокультурной адаптации иностранных студентов к процессу обучения.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав и семи параграфов, аннотации, введения и заключения; включает таблицы, рисунки, диаграммы, приложения. Список литературы содержит 67 источников.
Анализ трудов психологов и педагогов показывает, что к настоящему времени сложились два основных понимания сущности адаптации:
а) как приспособления, привыкания организма, личности к константным внешним условиям (М. И. Дьяченко, С. Кабеле, Л. Ф. Железняк и др.);
б) как активного взаимодействия человека и среды, когда личность не только «подлаживается» под требования окружения, но и воздействует на него, вызывая тем самым изменения самой среды (М. П. Карабейников, С. С. Муцинов, Л. Г. Егоров, В. П. Петров, Н. Ф. Феденко и др.).
Второй подход, по нашему мнению, позволяет наиболее адекватно представить всю сложность адаптационного периода студентов - будущих специалистов к новым для них условиям обучения в вузе, выявить его трудности и правильно построить процесс их подготовки к профессиональной педагогической деятельности.
В контексте исследуемой нами проблемы мы разделяем точку зрения Д. Н. Дубровина, который определяет социально-психологическую адаптацию как взаимодействие личности и социальной среды, приводящей к правильным соотношениям целей и ценностей личности и группы, отмечая, что адаптация происходит тогда, когда социальная среда способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию и развитию ее индивидуальности. Результатом успешного приспособления студентов к новым условиям, по мнению Д. Н. Дубровина, является адаптированность, складывающаяся из следующих компонентов [24]:
1. «Адаптация». Индивид не только принимает нормы и ценности социальной среды, но и строит на их основе свою деятельность и отношения с людьми, главной целью становится полная самореализация, круг общения и интересов значительно расширяется. Дезадаптация характеризуется недифференцирован-ностью целей и видов деятельности человека, сужением круга его общения и решаемых проблем, неприятием норм и ценностей социальной среды; принятие индивидом норм и ценностей по принципу «быть как все».
2. «Самоприятие». Отражает степень дружественности-враждебности по отношению к собственному «Я», которая выражается в способности личности оценивать сильные и слабые стороны. В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных моментах, доверие к себе и позитивную самооценку. Низкий показатель приятия себя - видение в себе преимущественно недостаточной самооценки, готовность к самообвинению.
3. «Приятие других». Отражает уровень дружественности -враждебности к другим людям, на позитивном полюсе - это принятие людей, одобрение их жизни и отношения к себе в целом, ожидание позитивного отношения к себе окружающих. Низкий показатель приятия других - критическое отношение к людям, раздражение, ожидание негативного отношения к себе.
4. «Эмоциональная комфортность». Отражает характер преобладающих эмоций в жизни испытуемого. Высокий показатель комфортности - это преобладание положительных эмоций, ощущение благополучия своей жизни; низкий показатель комфорта - наличие выраженных отрицательных эмоциональных состояний.
5. «Интернальность». Отражает, в какой степени человек ощущает себя активным субъектом собственной деятельности, и в какой - пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств. Высокие показатели интернальности говорят о том, что человек воспринимает происходящие с ним события как результат собственной деятельности (вхождение в режим учебы, способность везде успевать, активность). Низкие показатели интернальности свидетельствуют о восприятии происходящих с человеком событий как результата действия внешних сил (случая, судьбы и др.). Предрасположенность личности к приписыванию ответственности за результаты своей деятельности внешним силам может проявляться в трудностях самоорганизации.
6. «Стремление к доминированию». Отражает степень стремления человека доминировать в межличностных отношениях. Высокие показатели говорят о склонности подавлять другого человека, чувствовать превосходство над другими [24].
Исследования отечественных ученых Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, К.А. Абульхановой-Славской, Б.Ф. Ломова, А.В. Петровского, Е.В. Шороховой и других позволяют рассматривать адаптацию как социально-психологический процесс: свойства личности и особенности ситуации (социальной среды, малой группы) взаимно преломляются.
Таким образом, социально-психологическая адаптация рассматривается как процесс изменения взаимодействующих сторон. Личность, входя в новое социальное окружение, определенным образом меняет систему своих отношений. Группа, в свою очередь, реагирует на появление новичка корректировкой своих норм, традиций и правил.
Мы рассмотрели этапы адаптации, предложенные А. А. Казанцевой (ориентация, усвоение, преодоление языкового барьера) и Гладуш А. Д., Трофимовой Г. Н.: превентивный (до приезда в страну), начальный (первый месяц пребывания в стране) и основной (все дальнейшее время пребывания в стране) [7].
В результате исследования были выявлены следующие особенности адаптации иностранных студентов к процессу обучения в поликультурной образовательной среде.
Установлено, что социально-психологическая и социокультурная формы адаптации являются базовыми для оценки общего уровня адаптации иностранных студентов в поликультурной образовательной среде. Процесс адаптации иностранных студентов идет по мере осознания и разрешения социокультурных, социальных и личностных проблем.
Выявлено, что каждый день иностранные студенты сталкиваются с множеством проблем, которые образуют поток, содержание и интенсивность которого значительно изменяется во времени и пространстве (в зависимости от региона). Мгновенный срез этого потока называется проблемным полем. Наиболее «популярной» проблемой является языковой барьер. Из нее вытекает проблема, связанная с установлением межличностных отношений в поликультурной среде. Также в топ проблем иностранных студентов входит не до конца разработанная система обучения иностранцев. Как показало исследование, до сих пор остаются преподаватели, не заинтересованные в качественном предоставлении образовательных услуг иностранным студентам. Трудности с восприятием и пониманием учебного материала - ключевая проблема адаптации для иностранных студентов. Культурные различия, конечно, тоже дают о себе знать. В общежитии Парус не распространено размещение иностранцев вместе с русскими студентами - последние часто наотрез отказываются делить комнату с представителями азиатской культуры.
Некоторые проблемы имеют важный и срочный характер. Их надо решать немедленно во избежание дезадаптации. Другая часть проблем носит регулярный характер. Степень осознания и характер их решения формирует два типа адаптации: активную и пассивную. Выявление, предвидение и своевременное решение новых, глубинных проблем жизнедеятельности означает творческий уровень адаптации. Личность, решая проблемы, изменяется и развивается. Нередко, иностранные студенты, решая эти новые для себя проблемы, создают другие, еще более сложные, что приводит к дезадаптации.
В результате исследования определены факторы успешной адаптации в образовательной среде. Анализ научной литературы и реальной практики позволяет выделить следующие составляющие социально-психологической и социокультурной адаптации. Социокультурная адаптация включает в себя мировоззренческий и поведенческий аспекты. Социально-психологическая адаптация содержит мотивационный, интеллектуальный (когнитивный), эмоционально-оценочный, креативный аспекты.
Объективный критерий социально-психологической адаптации к процессу обучения - эффективность учебной деятельности или ее результативность. (Шпак Л. Л)
Субъективный критерий социально-психологической адаптации - это степень осознанной или неосознанной удовлетворённости различными аспектами учебной деятельности (Шпак Л. Л)
Комплексным фактором и одновременно показателем эффективности адаптации к процессу обучения является личностная, социальная зрелость и коммуникативная компетентность учащихся.
Личностная зрелость означает успешное решение своих жизненных проблем, откровенность, терпимость и искренность по отношению к себе.
Социальная зрелость означает способность помочь другим людям эффективно решать их проблемы, откровенность, терпимость и искренность по отношению к партнерам.
Свидетельством коммуникативной компетентности является способность поддерживать гибкое единство, последовательность, цельность, открытость в отношениях с собой и с другими людьми, умение владеть собой и ситуацией.
Общепсихологический подход заставляет признать компетентным лишь такое общение, в рамках которого имеется возможность для личностного или духовного развития партнеров (то есть такое общение, которое свойственно самоактуализационному и духовному пространствам), однако социально-психологический анализ этой проблемы не может не учитывать ситуативные аспекты коммуникации, главным из которых является коммуникативная проблема, решаемая субъектом общения здесь-и-теперь. Так, можно определить коммуникативную компетентность как выбор субъектом коммуникативной стратегии наивысшего возможного в данной ситуации уровня (Муравьева О. И.) [33]. Транскоммуникация - процесс общения как развития, как переживания многообразного информационного транзита и трансформации, метаморфоз и трансмутация событий (Кабрин В. И., 1992).
Транскоммуникация - это процесс общения между инаковыми и разнопорядковыми субъектами интра- и интерперсональных К-миров; это сверхдинамичный смыслообразующий процесс гармонизации разноуровневых миров человека, открывающий в нем смысловое единство микро- и макрокосмоса [33, с. 31].
В качестве индикаторов успешной социокультурной адаптации личности на групповом уровне будут выступать:
• удовлетворенность отношениями с новым окружением;
• позитивная социальная (этническая) идентичность;
• позитивный образ «Мы» и позитивный образ «Они»;
• межгрупповая толерантность.
В качестве индикаторов успешной социально-психологической адаптации индивида на личностном уровне можно выделить:
• актуализация развитых потребностей в самоуважении и самоактуализации;
• адекватная самооценка;
• удовлетворенность ведущей (образовательной или профессиональной) деятельностью как важнейшим условием реализации потребности в самоактуализации;
• удовлетворенность смыслом жизни и оптимистическая оценка жизненной ситуации;
• удовлетворенность отношениями в группе;
• высокая социальная и творческая активность, эмоциональная стабильность, интернальный локус контроля.
Было проведено эмпирическое исследование особенностей социально-психологической и социокультурной адаптации иностранных студентов к процессу обучения. Исследованы социально значимые качества личности как фактор адаптации иностранных студентов к процессу обучения.
В результате данного исследования рассмотрели влияние особенностей иностранных и российских студентов на результаты их обучения, а также оценили степень влияния стиля мышления и страны проживания на показатели их субъективного контроля и успеваемость.
Проанализированы результаты исследования степени удовлетворенности иностранных студентов условиями обучения в ВУЗе в качестве субъективного показателя эффективности социокультурной адаптации.
Проведена оценка уровня интеграции иностранных студентов в социокультурную среду как объективного показателя эффективности социокультурной адаптации. На наш взгляд, эти сравнительные данные демонстрируют более низкую адаптацию и социализацию студентов из Вьетнама, по сравнению с другими представителями Азии - студентами из Китая. Существующая форма преимущественно раздельного проживания и обучения иностранных и российских студентов способствует замыканию круга общения учащихся на своей референтной группе и создает барьеры социокультурной адаптации
Таким образом, можно говорить о том, что задачи исследования выполнены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
1. Академическая мобильность иностранных студентов [Электронный ресурс] //
Факты образования. - Электрон. дан. - Вып. 7, 2016. - URL:
й11р8//1ое.Й8е.ги/йа1а/2016/08/04/1119531130/ФО7.рй£ (дата обращения 21.03.2019)
2. Александровский Ю. А. Состояния психологической дезадаптации и их компенсация (пограничные нервно-психические расстройства) / Ю. А. Александровский. - М., 1976. - 272 с.
3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2010. - 288 с.
4. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для вузов [Текст] / Г. М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 1996. - 374 с.
5. Анисимова Т. Г. Общие подходы к оптимизации процесса адаптации студентов в среде вуза/ Т.Г. Анисимова // Вестник университета (Государственный университет управления), 2014. - №12. - С. 211-215.
6. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека [Текст] / А. Г. Асмолов. - М. : 2007. - 300 с.
7. Арефьев А. Л. Экспорт российских образовательных услуг : Статистическийсборник, выпуск 6 / А. Л. Арефьев, Ф. Э. Шереги / Министерство образования и наукиРоссийской Федерации. - М. : Социоцентр, 2016. - 408 с.
8. Ахметова Л. В. «Цифровые диаспоры» мигрантов из стран Центральной Азии: организация коммуникаций, регуляция, социальный капитал / Л. В. Ахметова, И. В Гужова, А. П. Глухов, С. С. Носова, Г. А. Окушова, Ю. М. Стаховская / Науч. ред-р И. П. Кужелева-Саган. - Министерство образования и науки Российской федерации : Томск, НИ ТГУ, - 2016. - С. 47-112.
9. Ахметова Л. В. Исследование семиотической системы в структуре когнитивной сферы личности // Вестник Томского государственного педагогического университета, Томск : ТГПУ, 2012, - №6, 162 -167.
10. Ахметова Л. В. Компьютерное исследование системы эмоций на основе программного обеспечения Face Reader / Л. В. Ахеметова, И. В. Мельниченко // В сборнике: Наука и образование IV Всероссийский фестиваль науки. Сер. «Психология. Реклама. Связи с общественность», 2014. - Изд-тво : Томский государственный педагогический университет (Томск) - C. 60-64.
11. Ахметова Л. В. Реализация принципов психолого-дидактического подхода в области IT-технологий при обучении иностранных студентов [Электронный ресурс] / Л. В.
Ахметова, А. П. Клишин // Вестник Томского государственного педагогического университета. - Электрон. дан. - 2014. - № 5 (146). - URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=21570987 (дата обращения: 3.04.2019)
12. Ахметова Л. В. Международный молодежный научно-культурный форум как творческая форма НИРС/УИРС по психолого-педагогическим наукам. PEM: Psychology. Educology. Medicine. - 2014. - № 4. - С. 6-23.
13. Бабакова Л. Д. Влияние взаимодействия культур на адаптацию студентов / Л. Д. Бабакова, Р. Н. Бедрик, О. М. Воскерчьян, Б. Н. Моренко // Медико-биологические, культурологические и педагогические аспекты адаптации зарубежных студентов: Тез. докл, Волгоград, 1997. - С. 62-63.
14. Баловнева А.Н. Влияние личностных особенностей иностранных и российских студентов на результаты обучения / А. Н. Баловнева, О. Г. Берестнева, О. Н. Фисоченко // Современные проблемы науки и образования, 2015. - № 2-1.
15. Берестнева О. Г. Проблема адаптации иностранных студентов как проблема адаптации субъекта деятельности к измененным условиям / О. Г. Берестнева, О. В. Марухина, Д. О. Щербаков // Научное обозрение: психологические науки, 2014. - № 1. - С. 15-16.
16. Берестнева О. Г. Формирование критериев и показателей адаптации иностранных студентов, обучающихся в Российских ВУЗах / О. Г. Берестнева, О. Н. Фисоченко // Измерение, контроль, информатизация: материалы XIV Международной научно-технической конференции, 10 Апреля, 2013. - Барнаул : изд-во АлтГТУ, 2013. - Т .
2. - C. 66-69.
17. Богомолов, А. М. Структурно-функциональный подход к оценке адаптационного потенциала личности [Электронный ресурс] / А. М. Богомолов // Электрон. дан. - СПЖ, 2008. - № 28. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/strukturno-funktsionalnyy-podhod-k-otse
nke-adaptatsionnogo-potentsiala-lichnosti (дата обращения: 21.03.2019)
18. Витковская, М. И. Адаптация иностранных студентов к условиям жизни и учебы в России (на примере РУДН) / М. И. Витковская, И. В. Троцук // Вестник РУДН, серия Социология, 2014. - № 6. - С. 267-283.
19. Гладуш А. Д. Социально-культурная адаптация иностранных граждан к условиям обучения и проживания в России: Учеб. Пособие / А. Д. Гладуш, Г. Н. Трофимова, В. М. Филиппов. - М. : РУДН, 2008. - 146 с.
20. Груздева О.В. Адаптация иностранных студентов в системе вузовского образования / О. В. Груздева, Н. А. Старосветская // Вестник красноярскогогосударственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, 2016. - № 1(35). - С. 133-142.
21. Гуляева А. Н. Межкультурная адаптация детей мигрантов [Электронный
ресурс] / А. Н. Гуляева // Элетрон. дан. - УГ Москва, 2010. - № 32. - URL:
http://www.ug.ru/archive/36439 (дата обращения 30.05.2019)
22. Дацишин П. Т. Адаптация иностранных студентов к жизнедеятельности в вузе / П. Т. Дацишин, О. А. Николаенко, П. О. Стельмощук // International scientific review, 2016. - № 2 (12). - С. 218-220.
23. Джергения C. JI. Состояние здоровья и управление адаптацией у студентов педуниверситета / C.JI. Джергения // Сборник тезисов международной научно-практической конференции. - М., 2015. - С. 81-87.
24. Дубровин Д. Н. Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения в старшем подростковом возрасте / Д. Н. Дубровин // Мир психологии : Научно-методический журнал / Ред. Д.И. Фельдштейн. - 2007. - №4 (52) октябрь-декабрь 2007. - с. 64-75.
25. Евсенкова, А. А. Исследование особенностей социально-психологической адаптации студентов-иностранцев на примере подготовительного факультета (ДГТУ). Профессионально направленное обучение русскому языку иностранных граждан: Сб. материалов международной научно-практической конференции. ; Том 1. - М., 2014. - С. 145-150.
26. Жбанков О.В. Технология контроля психофизического состояния и управления им / О.В. Жбанков, Е. В. Толстой // Теория и практика физической культуры, 1997. - № 8. - С. 40-50.
27. Загородняя Е.Е. Проблема адаптации зарубежных студентов к условиям макросреды России / Е.Е. Загородняя // Медико-биологические, культурологические и педагогические аспекты адаптации зарубежных студентов: тез. докл., Волгоград, - 1997. - 22 с.
28. Иванкина Л. И. Адаптация иностранных студентов и студентов из автономных республик РФ к образовательным условиям вуза/ Л. И. Иванкина, О. Г. Берестнева, О.Н. Фисоченко // Учебно-методическое пособие. - Томск : Изд-во ТПУ, 2015. - 51 c.
29. Иванова Г. П. Педагогическое обеспечение социокультурной адаптации иностранных студентов: сущность и содержание / Г. П. Иванова, Н. Н. Ширкова // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы. Традиции и инновации / Под общ. Ред. Н.Б. Карабущенко, Н.Л. Сунгуровой. М.: РУДН, 2016. С. 349-367.
30. Иванова Г. П. Влияние системы детерминант на этнокультурные ценности иностранных студентов в процессе социокультурной адаптации / Г. П. Иванова, Н. Н. Ширкова // Человеческий капитал. 2016. № 7. С. 77-79.
31. Иванова Г. П. Социокультурная адаптированность иностранных студентов : результаты эмпирического исследования / Г. П. Иванова, Н. Н. Ширкова // Педагогический журнал Башкортостана, 2017. - № 4. - С. 131-138.
32. Иванова М. А. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов первого года обучения в вузе / М. А. Иванова, Н. А. Титкова. - СПб. : Проспект, 2015. - 160 с.
33. Кабрин В. И. Транскоммуникация: преобразование жизненных миров человека / В. И. Кабрин, Е. А. Рыльская, В. Н. Петрова, В. В. Мацута, Я. Б. Частоколенко,
Э. И. Мещерякова, О. А. Пяткова, С. В. Лебединская, И. В. Замарёхина, О. И. Муравьева // Под ред. В. И. Кабрина. - Томск : Изд-во Том. ун-та, 2011. - 400 с.
34. Казанцева, А. А. Тьюторское сопровождение процесса адаптации
иностранных студентов в вузе/ А. А. Казанцева // Высшее образование в России. 2012. №10. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/tyutorskoe-soprovozhdenie-protsessa-
adaptatsii-inostrannyh-studento v-v-vuze (Дата обращения: 17.09.2018)
35. Кирилова, Ю.С. Культурно-массовая деятельность как один из важных способов адаптации иностранных студентов в томском политехническом университете/ Ю.С. Кирилова // Международный журнал прикладных и фундаментальныхисследований, Пенза : Издательский Дом "Академия Естествознания", 2015. - №5-4. - С. 670-672.
36. Киящук, Т. В. Психологическое сопровождение иностранных студентов в период обучения в российском вузе : автореф. дис. ... канд. псих. наук: 19.00.01/ Киящук Тарас Васильевич; Рос. ун-т дружбы народов. - Москва, 2009. - 22 с.
37. Красильников, И. А. Изучение влияния конфликтности ценностной сферы
личности на адаптационный потенциал: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.01 / Красильников Игорь Александрович; Сарат. гос. ун-т им. Н.Г.
Чернышевского. - Саратов, 2005. - 23 с.
38. Кривцова, И.О. Социокультурная адаптация иностранных студентов к образовательной среде российского вуза (на примере Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко). Фундаментальные исследования, 2014, 8 (1). - С.284-288.
39. Кошелева, Е.Ю. Влияние факторов стресса на адаптацию к академическому процессу в российском вузе иностранных и российских студентов/ Е.Ю. Кошелева // Альманах современной науки и образования, 2015, №4. - С. 95-98.
40. Кормилицын, А.П. Управление процессом адаптации иностранных студентов в новых экономических условиях / А.П. Кормилицын // Международная научно¬техническая конференция «Современные научно-технические проблемы гражданской авиации». Тезисы докладов.- М. : МГТУ ГА, 1996. - 258 с.
41. Ломов, Б.Ф. Психическая регуляция деятельности: Избранные труды [Текст] / Б.Ф. Ломов. - М.: Институт психологии РАН, 2006. - 624 с.
42. Маклаков, А. Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А. Г. Маклаков. - Москва [и др.] : Питер,
2012. - 582 с.
43. Малышев, И.В. Особенности социально-психологической адаптации личности студентов младших курсов с разным творческим потенциалом/ И.В. Малышев // Изв. Сарат. ун-та. Новая сер. - Т. 12. - Сер. Акмеология образования. Психология развития, - вып. 4 - 2014. - С. 43-47.
44. Мариненко, О. П. Педагогическая поддержка иностранных студентов на этапе предвузовской подготовки: автореф. дисс. ... канд.пед.наук: 13.00.01 / Мариненко Ольга Петровна; Витебский государственный университет имени П. М. Машерова. - Витебск., 2012. - 21 с.
45. Мирзоев, Э.Д. Адаптация иностранных студентов к условиям обучения и
проживания в России // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(39).
URL: http://sibac.info/archive/guman/2(39).pdf(дата обращения: 17.09.2018)
46. Миронова, И.А. Оценка, прогнозирование и коррекция адаптации иностранных студентов к обучению в ВУЗАх России: автореф. дис. ... канд. биол. наук: 14.00.17/ И.А. Миронова. - Волгоград, 2000. - 24с.
47. Налчаджян, А.А. Проблема социально-психической адаптации. URL: http: //ethnopsyhology.narod .ru
48. Неклюдова, В.В. Адаптация иностранных студентов (на
примере студентов Пермской ГСХА)/ В.В.Неклюдова //Современный город: власть,управление, экономика. - П.: Пермский национальный исследовательский
политехнический университет, 2015. - С. 337-345.
1. Осипенкова Н. А. Социальнокультурная деятельность как фактор социальной адаптации студентов : автореф. дис.... канд пед. наук : 13.00.05, 13.00.08 / Осипенкова Нина Авенировна; С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов. - Санкт-Петербург, 2007. - 21 с.
2. Петровский, В.А. Человек над ситуацией [Текст] / В.А. Петровский. - М.: Смысл, 2010. - 560 с.
49. Пономарева, В.В. Степень адаптированности и умственной работоспособности в зависимости от двигательной активности / В.В. Пономарева // Роль физической и спорта в оздоровлении молодежи: Тез. докл.- Смоленск, 1998.
50. Попугайло, М.В. Анализ психофизиологического состояния иностранных студентов, обучающихся на старших курсах / М.В. Попугайло // Медико-биологические, культурологические и педагогические аспекты адаптации зарубежных студентов: Тез. докл.
- Волгоград, 1997. - С. 89.
51. Рахимов, Т.Р. Особенности организации обучения иностранных студентов в российском вузе и направление его развития / Т.Р. Рахимов // Язык и культура. - 2015. - № 4(12). - С. 123-136.
52. Романюк, Е. С., Романюк А.С. Особенности адаптации к обучению в вузах РФ студентов из стран СНГ/ Известия Волгоградского государственного технического университета: межвуз. сб. науч. ст. №13 (116) / ВолгГТУ. - Волгоград, 2015. - 172 с.
53. Салманова, Д. А. Психолого-педагогические аспекты адаптации студента в вузе [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 76-79. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12614/
54. Свиридов, Н.А. Адаптационные процессы в среде молодежи // Социс. - 2002.
- №1.
55. Сухова, А. Н. Социальная, академическая и культурная адаптация иностранных студентов: автореф. дисс. канд. соц. наук/ А. Н. Сухова . - Нижний Новгород,
2013. - 23 с.
56. Степаненко, Е. В. Управление социальной адаптацией иностранных студентов в российском техническом вузе : диссерт... канд. социол. наук : 22.00.08 / Степаненко, Елена Владимировна. - Москва, 2003. - 195 с.
57. Фисоченко, О.Н. Выявление закономерностей адаптации иностранных студентов с помощью системы WIZWHY/ О.Н. Фисоченко // Информационные и математические технологии в науке, технике, медицине: сборник трудов Всероссийской конференции с международным участием (5-8 ноября 2012г.), Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2012. - С.24-28.
58. Фисоченко, О. Н. Моделирование процесса оценки и прогнозирования адаптации иностранных студентов / О. Н. Фисоченко // Информационные технологии и математическое моделирование (ИТММ-2014): материалы XIII Международной научно-практической конференции имени А.Ф. Терпугова. Часть 2, Анжеро-Судженск, 20-22 Ноября 2014. - Томск: ТГУ, 2014. - 118.
59. Хассан Мохамед А. Хассан. Педагогическая технология социокультурной адаптации арабских студентов в российских вузах : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Хассан Мохамед А. Хассан; Воронеж. гос. ун-т. - Воронеж, 2014. - 24 с.
60. Шевченко, А. В. Адаптация иностранных студентов: проблемы и возможные
пути их решения/ А. В. Шевченко, И. В. Соболева // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2012. - №16. - Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-inostrannyh-studentov-problemy-i-vozmozhnye-puti-ih-resheniya.
61. Шилина, К. О. Разработка программы социализации иностранной молодёжи в российских университетах // Молодой ученый. - 2016. - №29. - С. 613-616. — URL https://moluch.ru/archive/133/37193/
62. Щуревич Г.А., Зинковский А. В., Пономарев Н.И. Адаптация молодежи к высшей школе. - СПб., 2004. - 145 с.
63. Якубенко Е.Н. Особенности педагогического общения на этапе адаптации
иностранных студентов к обучению в Российском ВУЗе [Электронный ресурс] / Е. Н. Якубенко, Н. В. Зайцева. - Электрон. дан. - Брянск, 2012. - URL:
http://rep.polessu.by/bitstream/112/8188/1/12.pdf (дата обращения 21.03.2019)
64. Akhmetova L.V. COMMUNICATION ROLE AMONG THE TRAINED YOUTH IN THE CONDITIONS OF ETHNOCULTURAL INTEGRATION [Электронный ресурс] : В сборнике: Pedagogics. Psychology: Selected Papers of the International Scientific School "Paradigma" (Summer-2015, Varna, Bulgaria) Compiling coeditors Dr Dr.Sc., Prof. A.V.Berlov, Dr.h.c.mult., Ph.D. L.F. Chuprov, Dr.Sc., Prof. E.K. Yanakieva. - Электрон. дан. - Yelm, WA, USA, 2015. - С. 7-12. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23929117 (дата обращения 21.03.2019)
65. Alma Mater [Электронный ресурс] / Газета томского гос. универ. - Электрон.
дан. - Томск, 2017. - 27 сентября. -
URL:http://almamater.tsu.ru/show story.phtml?nom=2606&..(дата обращения: 06.04.2019)
66. Berry J.W. Immigration, acculturation and adaptation/ J.W. Berry //Applied psychology: An international review. - 1997. - Vol. 46(1). - p. 5-34.
67. Blair S.N., Kohl H.W., Brill P.A. Behavioral adaptation to physical activity. Stress management. Fitness and healty/ S.N. Blair, H.W. Kohl, P.A. Brill.- Toronto. - 1988. - №2. - P. 37 - 40.