ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ: НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
|
Введение 3
1 Культурное наследие и музеи как сфера государственных интересов 5
1.1 Культура как область государственных интересов 5
1.2 Понятие «культурное наследие» 13
1.3 Музеи как объекты культуры 16
2 Государственная политика в области охраны культурного наследия и регулирования
музейной деятельности 20
2.1 Административно-правовое регулирование музейной деятельности 20
2.2 Государственные программы развития сферы культурного наследия 24
3 Охрана культурного наследия и регулирование музейной деятельности в Томской области 32
3.1 Музеи и ОКН Томской области 32
3.2 Региональные программы развития сферы культурного наследия 44
Заключение 50
Литература 53
1 Культурное наследие и музеи как сфера государственных интересов 5
1.1 Культура как область государственных интересов 5
1.2 Понятие «культурное наследие» 13
1.3 Музеи как объекты культуры 16
2 Государственная политика в области охраны культурного наследия и регулирования
музейной деятельности 20
2.1 Административно-правовое регулирование музейной деятельности 20
2.2 Государственные программы развития сферы культурного наследия 24
3 Охрана культурного наследия и регулирование музейной деятельности в Томской области 32
3.1 Музеи и ОКН Томской области 32
3.2 Региональные программы развития сферы культурного наследия 44
Заключение 50
Литература 53
Культура играет важную роль в жизни как отдельных людей, так и государства в целом, поскольку способствует духовному росту населения, задает морально-этические и ценностные нормы, является основой образовательной системы, аккумулирует знания предыдущих поколений и, в конечном счете, является ключевой в самоидентификации человека. Смена культурных парадигм всегда сопутствует кардинальным изменениям в обществе, вплоть до революций или потери государственной независимости. Таким образом, управление сферой культуры - одна из важнейших стратегических задач и залог стабильности государства.
Исторически сложилось, что российское культурное наследие понесло в XX веке невосполнимые потери, связанные с революцией, Великой Отечественной войной и процессами перестройки. Это коснулось не только «внешней», овеществленной части культуры (памятников архитектуры, музейных коллекций), но и в целом духовной составляющей. Были изменены взаимоотношения между поколениями, искажены принципы морали, произошло непоправимое вторжение в интерпретацию историко-культурных реалий прошлых веков.
На территории Росси находится немало природных и историко-культурных памятников, которые являются составной частью мирового культурного наследия, составляют гордость России и делают ее узнаваемой на мировом уровне (комплекс в Кижах, Соловецкий Монастырь, ансамбли Великого Новгорода, Суздаля, Владимира, Ярославля, Байкал, девственные леса Коми, горный Алтай, вулканы Камчатки, и так далее).
Для сохранения памятников такого уровня была создана система международного сотрудничества, в обязанности которой входило формирование «Списка выдающихся памятников мировой культуры» и содействие в обеспечении сохранности объектов, входящих в этот список.
На сегодняшний день в нём находится 1007 объектов, из которых 26 расположены на территории России. Если какому-либо памятнику культуры, внесённому в список, следовательно, находящемуся под особой защитой ЮНЕСКО, угрожает опасность, в кратчайшие сроки организовывается международная экспертная комиссия, которая изучает обстановку на месте и принимает решение об оказании помощи.
Кроме этого, каждое государство имеет собственный реестр памятников. Для России это списки памятники федерального, регионального и местного значения, которые формируют материальное и нематериальное культурное наследие страны, региона, конкретного населенного пункта.
Томская область - субъект с богатой культурой. На ее территории сохраняются разнообразные народные традиции, располагаются природные и историко-культурные достопримечательностями, в том числе федерального уровня. Томская область славится сохранившимися памятниками самобытных древних археологических культур (самусьская, молчановская, кулайская, релкинская и др.), характеризующихся высокохудожественными изделиями, до сих вдохновляющими современных художников и дизайнеров. Традиции коренных и малочисленных народов Сибири, проживающих в Томской области (сибирские татары, селькупы, ханты, эвенки, кеты и чулымцы), русские старожилов (кержаков), переселенцев из числа многочисленных национальных диаспор (поляков, немцев, эстонцев и т.д.) сформировали уникальную самобытный синтез культур и дали замечательный пример межкультурного диалога. Всего в Томской области зафиксировано проживание представителей более 140 этносов, наследие которых сохраняется в государственных, ведомственных, школьных и частных музеях и архивах. Все экспонаты, независимо от вида музея, входят в государственный музейный фонд.
Поскольку государство выступает как хранитель и популяризатор культурного наследия, оно обязано обеспечить учет, хранение и доступ граждан страны к ее культурным и природным памятникам.
Целью исследования является анализ государственного регулирования музейной деятельности и объектов культурного наследия на примере Томской области.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить место культуры в стратегии государства;
- раскрыть понятие «культурное наследие» и «музей как объект культурного наследия»;
- исследовать инструменты государственного регулирования в музейной сфере;
- исследовать государственное регулирование музейной деятельности на уровне субъекта РФ (Томской области).
Объектом исследования является государственное регулирование.
Предмет исследования - государственное регулирование музейной деятельности и объектов культурного наследия в Томской области.
Методологической основой работы послужили методы: системного анализа и синтеза, логический, формально-юридический.
Исследованию государственного регулирования в сфере музейной деятельности и сохранении культурного наследия посвящены работы Амубуттаевой П.М., Раджабова И.М., Бердюгиной Ю.М., Бойко И.Г., Долгова А.В., Копсергеновой А.А., Лихачевой Д. С. и многих других авторов, которые были использованы при написании данной работы.
Исторически сложилось, что российское культурное наследие понесло в XX веке невосполнимые потери, связанные с революцией, Великой Отечественной войной и процессами перестройки. Это коснулось не только «внешней», овеществленной части культуры (памятников архитектуры, музейных коллекций), но и в целом духовной составляющей. Были изменены взаимоотношения между поколениями, искажены принципы морали, произошло непоправимое вторжение в интерпретацию историко-культурных реалий прошлых веков.
На территории Росси находится немало природных и историко-культурных памятников, которые являются составной частью мирового культурного наследия, составляют гордость России и делают ее узнаваемой на мировом уровне (комплекс в Кижах, Соловецкий Монастырь, ансамбли Великого Новгорода, Суздаля, Владимира, Ярославля, Байкал, девственные леса Коми, горный Алтай, вулканы Камчатки, и так далее).
Для сохранения памятников такого уровня была создана система международного сотрудничества, в обязанности которой входило формирование «Списка выдающихся памятников мировой культуры» и содействие в обеспечении сохранности объектов, входящих в этот список.
На сегодняшний день в нём находится 1007 объектов, из которых 26 расположены на территории России. Если какому-либо памятнику культуры, внесённому в список, следовательно, находящемуся под особой защитой ЮНЕСКО, угрожает опасность, в кратчайшие сроки организовывается международная экспертная комиссия, которая изучает обстановку на месте и принимает решение об оказании помощи.
Кроме этого, каждое государство имеет собственный реестр памятников. Для России это списки памятники федерального, регионального и местного значения, которые формируют материальное и нематериальное культурное наследие страны, региона, конкретного населенного пункта.
Томская область - субъект с богатой культурой. На ее территории сохраняются разнообразные народные традиции, располагаются природные и историко-культурные достопримечательностями, в том числе федерального уровня. Томская область славится сохранившимися памятниками самобытных древних археологических культур (самусьская, молчановская, кулайская, релкинская и др.), характеризующихся высокохудожественными изделиями, до сих вдохновляющими современных художников и дизайнеров. Традиции коренных и малочисленных народов Сибири, проживающих в Томской области (сибирские татары, селькупы, ханты, эвенки, кеты и чулымцы), русские старожилов (кержаков), переселенцев из числа многочисленных национальных диаспор (поляков, немцев, эстонцев и т.д.) сформировали уникальную самобытный синтез культур и дали замечательный пример межкультурного диалога. Всего в Томской области зафиксировано проживание представителей более 140 этносов, наследие которых сохраняется в государственных, ведомственных, школьных и частных музеях и архивах. Все экспонаты, независимо от вида музея, входят в государственный музейный фонд.
Поскольку государство выступает как хранитель и популяризатор культурного наследия, оно обязано обеспечить учет, хранение и доступ граждан страны к ее культурным и природным памятникам.
Целью исследования является анализ государственного регулирования музейной деятельности и объектов культурного наследия на примере Томской области.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить место культуры в стратегии государства;
- раскрыть понятие «культурное наследие» и «музей как объект культурного наследия»;
- исследовать инструменты государственного регулирования в музейной сфере;
- исследовать государственное регулирование музейной деятельности на уровне субъекта РФ (Томской области).
Объектом исследования является государственное регулирование.
Предмет исследования - государственное регулирование музейной деятельности и объектов культурного наследия в Томской области.
Методологической основой работы послужили методы: системного анализа и синтеза, логический, формально-юридический.
Исследованию государственного регулирования в сфере музейной деятельности и сохранении культурного наследия посвящены работы Амубуттаевой П.М., Раджабова И.М., Бердюгиной Ю.М., Бойко И.Г., Долгова А.В., Копсергеновой А.А., Лихачевой Д. С. и многих других авторов, которые были использованы при написании данной работы.
Музейная деятельность осуществляется с целью обеспечения общедоступности культурных ценностей отечественной и мировой культуры, использования их для эстетического воспитания и культурного развития граждан.
Музейная деятельность включает в себя:
- выявление предметов музейного значения;
- комплектование музейных фондов;
- хранение музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов;
- изучение, использование и популяризацию музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов, в том числе путём проведения на их основе научных исследований архивных, библиотечных и иных источников, публичного показа музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов, а также публикации соответствующих материалов;
- консервацию и реставрацию музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов;
- каталогизацию музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов;
- создание и открытие экспозиций;
- культурно-просветительную работу и культурно-образовательную
деятельность, связанные с музейными предметами, научно-вспомогательными и сырьевыми материалами, а также нематериальными историко-культурными ценностями;
- изучение, использование и популяризацию нематериальных историко-культурных ценностей.
Государственное регулирование музейной деятельности осуществляется посредством НПА и государственных программ. НПА содержат разрешения, запреты и ограничения на ту или иную деятельность, а государственные программы направлены на решения существующих проблем (в зависимости от степени их влияния) определенных сфер. Госпрограммы содержат общее положение сферы государственных интересов всей страны, и дает направление решения определенных государством проблем на уровне субъекта. Решение проблемы посредством государственных программ позволяет устранить узковедомственный подход, дублирования, нерационального использования ресурсов и консолидацию сил и средств всех служб и ведомств на основе многоуровневой интеграции - федеральный, региональный, муниципальный уровни - при реализации мероприятий по повышению доступности и эффективности услуг.
На уровне субъекта полномочия государственного регулирования осуществляют уполномоченные органы государственной власти, которые также являются государственными собственниками музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в ведомственных музеях.
В Томской области более 96 музеев разных форм собственности, профиля, типа и т.д. Два областных музея находятся в подчинения Департамента по культуре Томской области. Восемь муниципальных музеев подчиняются отделам культуры районных администраций. Однако Департамент по культуре ТО осуществляет информирование об изменениях в законодательстве, проводит тематические мероприятия, осуществляют помощь в возникающих вопросах и т.д. как для областных, так и для муниципальных музеев. Центральный же музей области, которым является Краеведческий музей Томской области имени Шатилова, является единым методическим центром для музеев области и образований музейного типа, в том числе для школьных музеев, музеев при университетах (которые находятся в ведении учреждений) и т.д. Департамент по культуре Томской области является исполнительным органом государственной власти Томской области в сфере культуры, который имеет ряд полномочий и обязанностей в музейной деятельности.
Однако, в Томской области существует ряд проблем, связанные с музейной деятельностью, которые касаются материально-технического обеспечения, кадрового потенциала, обеспечения условий хранения и перемещения музейных предметов, необходимости перехода в цифровой формат, привлечения инвестиций, обмена опытом (конференции, семинары и т.д.), партнерства и т.п. Для их решения была разработана и реализуется государственная программа региона, которая подразделена на подпрограммы, ВЦП, федеральные (региональные) проекты и т.д.
Если посмотреть на структуру регулирования музеев на уровне региона, то не наблюдается взаимодействие музеев внутри региона. Кроме этого нет общего представления о положении музейной сферы в области в общем, что влияет на политику региона в развитии музейной деятельности, и в целом на культурно-нравственное воспитание граждан в том числе через низкую осведомленность о существующих музеях, проводимых в них выставках и т.п. Поэтому, одним из вариантов решения данной ситуации могло бы послужить создание единого пространства, например, в информационной-коммуникационной сети «Интернет», где помимо осведомленности граждан, можно было бы создать взаимодействие между музеями региона. Это взаимодействие могло быть заключаться в возможности делиться опытом, а также способами решений схожих проблем, осуществлении взаимопомощи, предоставление возможности проведении выставок, которые на постоянной основе проводятся в одних и тех же музеях, в других музеях, что позволит гражданам, в том числе тем, которые не имеют возможность по тем или иным причинам свободна перемещаться по региону, расширить кругозор, ознакомится с культурой и т.д, в общем получить тот равный доступ, на который направлена госпрограмма. Несмотря на то, что государственная программа предполагает цифровой вариант «музея», это не тот музей, в котором бывали поколения разных семей, национальностей, где собраны детские и взрослые воспоминания о культурном проведении времени с семьей и друзьями. Для того, чтобы вносить данное предложения необходимо провести множество работ, в том числе по подсчетам финансовых возможностей.
Музейная деятельность включает в себя:
- выявление предметов музейного значения;
- комплектование музейных фондов;
- хранение музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов;
- изучение, использование и популяризацию музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов, в том числе путём проведения на их основе научных исследований архивных, библиотечных и иных источников, публичного показа музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов, а также публикации соответствующих материалов;
- консервацию и реставрацию музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов;
- каталогизацию музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов;
- создание и открытие экспозиций;
- культурно-просветительную работу и культурно-образовательную
деятельность, связанные с музейными предметами, научно-вспомогательными и сырьевыми материалами, а также нематериальными историко-культурными ценностями;
- изучение, использование и популяризацию нематериальных историко-культурных ценностей.
Государственное регулирование музейной деятельности осуществляется посредством НПА и государственных программ. НПА содержат разрешения, запреты и ограничения на ту или иную деятельность, а государственные программы направлены на решения существующих проблем (в зависимости от степени их влияния) определенных сфер. Госпрограммы содержат общее положение сферы государственных интересов всей страны, и дает направление решения определенных государством проблем на уровне субъекта. Решение проблемы посредством государственных программ позволяет устранить узковедомственный подход, дублирования, нерационального использования ресурсов и консолидацию сил и средств всех служб и ведомств на основе многоуровневой интеграции - федеральный, региональный, муниципальный уровни - при реализации мероприятий по повышению доступности и эффективности услуг.
На уровне субъекта полномочия государственного регулирования осуществляют уполномоченные органы государственной власти, которые также являются государственными собственниками музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в ведомственных музеях.
В Томской области более 96 музеев разных форм собственности, профиля, типа и т.д. Два областных музея находятся в подчинения Департамента по культуре Томской области. Восемь муниципальных музеев подчиняются отделам культуры районных администраций. Однако Департамент по культуре ТО осуществляет информирование об изменениях в законодательстве, проводит тематические мероприятия, осуществляют помощь в возникающих вопросах и т.д. как для областных, так и для муниципальных музеев. Центральный же музей области, которым является Краеведческий музей Томской области имени Шатилова, является единым методическим центром для музеев области и образований музейного типа, в том числе для школьных музеев, музеев при университетах (которые находятся в ведении учреждений) и т.д. Департамент по культуре Томской области является исполнительным органом государственной власти Томской области в сфере культуры, который имеет ряд полномочий и обязанностей в музейной деятельности.
Однако, в Томской области существует ряд проблем, связанные с музейной деятельностью, которые касаются материально-технического обеспечения, кадрового потенциала, обеспечения условий хранения и перемещения музейных предметов, необходимости перехода в цифровой формат, привлечения инвестиций, обмена опытом (конференции, семинары и т.д.), партнерства и т.п. Для их решения была разработана и реализуется государственная программа региона, которая подразделена на подпрограммы, ВЦП, федеральные (региональные) проекты и т.д.
Если посмотреть на структуру регулирования музеев на уровне региона, то не наблюдается взаимодействие музеев внутри региона. Кроме этого нет общего представления о положении музейной сферы в области в общем, что влияет на политику региона в развитии музейной деятельности, и в целом на культурно-нравственное воспитание граждан в том числе через низкую осведомленность о существующих музеях, проводимых в них выставках и т.п. Поэтому, одним из вариантов решения данной ситуации могло бы послужить создание единого пространства, например, в информационной-коммуникационной сети «Интернет», где помимо осведомленности граждан, можно было бы создать взаимодействие между музеями региона. Это взаимодействие могло быть заключаться в возможности делиться опытом, а также способами решений схожих проблем, осуществлении взаимопомощи, предоставление возможности проведении выставок, которые на постоянной основе проводятся в одних и тех же музеях, в других музеях, что позволит гражданам, в том числе тем, которые не имеют возможность по тем или иным причинам свободна перемещаться по региону, расширить кругозор, ознакомится с культурой и т.д, в общем получить тот равный доступ, на который направлена госпрограмма. Несмотря на то, что государственная программа предполагает цифровой вариант «музея», это не тот музей, в котором бывали поколения разных семей, национальностей, где собраны детские и взрослые воспоминания о культурном проведении времени с семьей и друзьями. Для того, чтобы вносить данное предложения необходимо провести множество работ, в том числе по подсчетам финансовых возможностей.



