Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ: НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Работа №189255

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

менеджмент

Объем работы62
Год сдачи2021
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Культурное наследие и музеи как сфера государственных интересов 5
1.1 Культура как область государственных интересов 5
1.2 Понятие «культурное наследие» 13
1.3 Музеи как объекты культуры 16
2 Государственная политика в области охраны культурного наследия и регулирования
музейной деятельности 20
2.1 Административно-правовое регулирование музейной деятельности 20
2.2 Государственные программы развития сферы культурного наследия 24
3 Охрана культурного наследия и регулирование музейной деятельности в Томской области 32
3.1 Музеи и ОКН Томской области 32
3.2 Региональные программы развития сферы культурного наследия 44
Заключение 50
Литература 53

Культура играет важную роль в жизни как отдельных людей, так и государства в целом, поскольку способствует духовному росту населения, задает морально-этические и ценностные нормы, является основой образовательной системы, аккумулирует знания предыдущих поколений и, в конечном счете, является ключевой в самоидентификации человека. Смена культурных парадигм всегда сопутствует кардинальным изменениям в обществе, вплоть до революций или потери государственной независимости. Таким образом, управление сферой культуры - одна из важнейших стратегических задач и залог стабильности государства.
Исторически сложилось, что российское культурное наследие понесло в XX веке невосполнимые потери, связанные с революцией, Великой Отечественной войной и процессами перестройки. Это коснулось не только «внешней», овеществленной части культуры (памятников архитектуры, музейных коллекций), но и в целом духовной составляющей. Были изменены взаимоотношения между поколениями, искажены принципы морали, произошло непоправимое вторжение в интерпретацию историко-культурных реалий прошлых веков.
На территории Росси находится немало природных и историко-культурных памятников, которые являются составной частью мирового культурного наследия, составляют гордость России и делают ее узнаваемой на мировом уровне (комплекс в Кижах, Соловецкий Монастырь, ансамбли Великого Новгорода, Суздаля, Владимира, Ярославля, Байкал, девственные леса Коми, горный Алтай, вулканы Камчатки, и так далее).
Для сохранения памятников такого уровня была создана система международного сотрудничества, в обязанности которой входило формирование «Списка выдающихся памятников мировой культуры» и содействие в обеспечении сохранности объектов, входящих в этот список.
На сегодняшний день в нём находится 1007 объектов, из которых 26 расположены на территории России. Если какому-либо памятнику культуры, внесённому в список, следовательно, находящемуся под особой защитой ЮНЕСКО, угрожает опасность, в кратчайшие сроки организовывается международная экспертная комиссия, которая изучает обстановку на месте и принимает решение об оказании помощи.
Кроме этого, каждое государство имеет собственный реестр памятников. Для России это списки памятники федерального, регионального и местного значения, которые формируют материальное и нематериальное культурное наследие страны, региона, конкретного населенного пункта.
Томская область - субъект с богатой культурой. На ее территории сохраняются разнообразные народные традиции, располагаются природные и историко-культурные достопримечательностями, в том числе федерального уровня. Томская область славится сохранившимися памятниками самобытных древних археологических культур (самусьская, молчановская, кулайская, релкинская и др.), характеризующихся высокохудожественными изделиями, до сих вдохновляющими современных художников и дизайнеров. Традиции коренных и малочисленных народов Сибири, проживающих в Томской области (сибирские татары, селькупы, ханты, эвенки, кеты и чулымцы), русские старожилов (кержаков), переселенцев из числа многочисленных национальных диаспор (поляков, немцев, эстонцев и т.д.) сформировали уникальную самобытный синтез культур и дали замечательный пример межкультурного диалога. Всего в Томской области зафиксировано проживание представителей более 140 этносов, наследие которых сохраняется в государственных, ведомственных, школьных и частных музеях и архивах. Все экспонаты, независимо от вида музея, входят в государственный музейный фонд.
Поскольку государство выступает как хранитель и популяризатор культурного наследия, оно обязано обеспечить учет, хранение и доступ граждан страны к ее культурным и природным памятникам.
Целью исследования является анализ государственного регулирования музейной деятельности и объектов культурного наследия на примере Томской области.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить место культуры в стратегии государства;
- раскрыть понятие «культурное наследие» и «музей как объект культурного наследия»;
- исследовать инструменты государственного регулирования в музейной сфере;
- исследовать государственное регулирование музейной деятельности на уровне субъекта РФ (Томской области).
Объектом исследования является государственное регулирование.
Предмет исследования - государственное регулирование музейной деятельности и объектов культурного наследия в Томской области.
Методологической основой работы послужили методы: системного анализа и синтеза, логический, формально-юридический.
Исследованию государственного регулирования в сфере музейной деятельности и сохранении культурного наследия посвящены работы Амубуттаевой П.М., Раджабова И.М., Бердюгиной Ю.М., Бойко И.Г., Долгова А.В., Копсергеновой А.А., Лихачевой Д. С. и многих других авторов, которые были использованы при написании данной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Музейная деятельность осуществляется с целью обеспечения общедоступности культурных ценностей отечественной и мировой культуры, использования их для эстетического воспитания и культурного развития граждан.
Музейная деятельность включает в себя:
- выявление предметов музейного значения;
- комплектование музейных фондов;
- хранение музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов;
- изучение, использование и популяризацию музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов, в том числе путём проведения на их основе научных исследований архивных, библиотечных и иных источников, публичного показа музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов, а также публикации соответствующих материалов;
- консервацию и реставрацию музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов;
- каталогизацию музейных предметов, научно-вспомогательных и сырьевых материалов;
- создание и открытие экспозиций;
- культурно-просветительную работу и культурно-образовательную
деятельность, связанные с музейными предметами, научно-вспомогательными и сырьевыми материалами, а также нематериальными историко-культурными ценностями;
- изучение, использование и популяризацию нематериальных историко-культурных ценностей.
Государственное регулирование музейной деятельности осуществляется посредством НПА и государственных программ. НПА содержат разрешения, запреты и ограничения на ту или иную деятельность, а государственные программы направлены на решения существующих проблем (в зависимости от степени их влияния) определенных сфер. Госпрограммы содержат общее положение сферы государственных интересов всей страны, и дает направление решения определенных государством проблем на уровне субъекта. Решение проблемы посредством государственных программ позволяет устранить узковедомственный подход, дублирования, нерационального использования ресурсов и консолидацию сил и средств всех служб и ведомств на основе многоуровневой интеграции - федеральный, региональный, муниципальный уровни - при реализации мероприятий по повышению доступности и эффективности услуг.
На уровне субъекта полномочия государственного регулирования осуществляют уполномоченные органы государственной власти, которые также являются государственными собственниками музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в ведомственных музеях.
В Томской области более 96 музеев разных форм собственности, профиля, типа и т.д. Два областных музея находятся в подчинения Департамента по культуре Томской области. Восемь муниципальных музеев подчиняются отделам культуры районных администраций. Однако Департамент по культуре ТО осуществляет информирование об изменениях в законодательстве, проводит тематические мероприятия, осуществляют помощь в возникающих вопросах и т.д. как для областных, так и для муниципальных музеев. Центральный же музей области, которым является Краеведческий музей Томской области имени Шатилова, является единым методическим центром для музеев области и образований музейного типа, в том числе для школьных музеев, музеев при университетах (которые находятся в ведении учреждений) и т.д. Департамент по культуре Томской области является исполнительным органом государственной власти Томской области в сфере культуры, который имеет ряд полномочий и обязанностей в музейной деятельности.
Однако, в Томской области существует ряд проблем, связанные с музейной деятельностью, которые касаются материально-технического обеспечения, кадрового потенциала, обеспечения условий хранения и перемещения музейных предметов, необходимости перехода в цифровой формат, привлечения инвестиций, обмена опытом (конференции, семинары и т.д.), партнерства и т.п. Для их решения была разработана и реализуется государственная программа региона, которая подразделена на подпрограммы, ВЦП, федеральные (региональные) проекты и т.д.
Если посмотреть на структуру регулирования музеев на уровне региона, то не наблюдается взаимодействие музеев внутри региона. Кроме этого нет общего представления о положении музейной сферы в области в общем, что влияет на политику региона в развитии музейной деятельности, и в целом на культурно-нравственное воспитание граждан в том числе через низкую осведомленность о существующих музеях, проводимых в них выставках и т.п. Поэтому, одним из вариантов решения данной ситуации могло бы послужить создание единого пространства, например, в информационной-коммуникационной сети «Интернет», где помимо осведомленности граждан, можно было бы создать взаимодействие между музеями региона. Это взаимодействие могло быть заключаться в возможности делиться опытом, а также способами решений схожих проблем, осуществлении взаимопомощи, предоставление возможности проведении выставок, которые на постоянной основе проводятся в одних и тех же музеях, в других музеях, что позволит гражданам, в том числе тем, которые не имеют возможность по тем или иным причинам свободна перемещаться по региону, расширить кругозор, ознакомится с культурой и т.д, в общем получить тот равный доступ, на который направлена госпрограмма. Несмотря на то, что государственная программа предполагает цифровой вариант «музея», это не тот музей, в котором бывали поколения разных семей, национальностей, где собраны детские и взрослые воспоминания о культурном проведении времени с семьей и друзьями. Для того, чтобы вносить данное предложения необходимо провести множество работ, в том числе по подсчетам финансовых возможностей.



1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием
12.12.1993 (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // КонсультантПлюс: справ. Правовая система. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/(дата обращения: 19.04.2021)
2. О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации
[Электронный ресурс]: федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ: (ред. от 27.12.2018) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10496/(дата обращения: 21.04.2021).
3. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ: (ред. от 30.04.2021) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37318/(дата обращения: 21.04.2021).
4. Основы законодательства Российской Федерации о культуре [Электронный ресурс]: Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-I (ред. от 30.04.2021): // Гарант. правовая система. - URL: http://base.garant.ru/104540/(дата обращения: 21.04.2021).
5. Об утверждении Основ государственной культурной политики [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 24.12.2014 г. № 808 // Информационно-правовая система «Гарант». - URL: http://base.garant.ru/70828330/(дата обращения: 16.04.2021)
6. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры». [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 317 (с изменениями на 31 марта 2021 года) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - URL: https://docs.cntd.ru/document/499091763(дата обращения: 24.04.2021)
7. Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период
до 2030 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 г. № 326-р (в ред. от 30.03.2018 г.) // Справочно-правовая система
«КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_194820/(дата обращения: 16.04.2021)
8. О музеях и музейном деле в Томской области [Электронный ресурс]: закон Томской области от 10 августа 2009 года № 157-ОЗ // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - URL: http://docs.cntd.ru/document/951830023(дата обращения: 23.04.2021)
9. Об утверждении государственной программы «Развитие культуры и туризма в
Томской области» [Электронный ресурс]: постановление Администрации Томской области от 27 сентября 2019 года № 347а (с изменениями на 30 декабря 2020 года) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - URL:
https://docs.cntd.ru/document/467956289(дата обращения: 21.04.2021)
10. Об утверждении государственной программы «Развитие культуры и туризма в Томской области» [Электронный ресурс]: постановление Администрации Томской области от 12 декабря 2014 г. № 489а // Департамент по культуре Томской области. - URL: https://depkult.tomsk.gov.ru/documents/front/view/id/16156(дата обращения: 21.04.2021).
11. О структуре исполнительных органов государственной власти Томской
области и составе Администрации Томской области [Электронный ресурс]: постановление губернатора Томской области от 30 августа 2012 года № 94 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «Кодекс». - URL:
http://docs.cntd.ru/document/951852981(дата обращения: 19.04.2021)
12. Об утверждении Положения о Департаменте по культуре Томской области [Электронный ресурс]: постановление губернатора Томской области от 4 ноября 2012 № 158 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - URL: http://docs.cntd.ru/document/951854686(дата обращения: 16.04.2021)
13. Об утверждении ведомственных целевых программ Департамента по культуре
и туризму Томской области на 2015-2017 годы [Электронный ресурс]: приказ Департамента по культуре и туризму Томской области от 20.03.2015 г. № 095/01-09 // Департамент по культуре Томской области. - URL:
https://www.depkult.tomsk.gov.ru/documents/front/index/Documents_sort/folder_id/Documents_pa ge/3 (дата обращения: 16.04.2021)
14. Бердюгина Ю.М. К вопросу о выявлении объектов культурного наследия // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. - 2017. - №4 (35). С. 65-67.
15. Вихрева Г.М. Основы государственной культурной политики и формирование ценностной концепции российской библиотеки // Культура в евразийском пространстве: традиции и новации. - 2017. - №1 (1).
16. Герасименко Т.И. «Этнос» и «Культура»: трактовка понятий и подходы к изучению // Вестник ОГУ. - 2015. - №6 (181).
17. Загорулько А. В. Проблемы охраны объектов археологического наследия на территории достопримечательных мест // Журнал Института Наследия. - 2019. - №3 (18).
18. Кадосина А.В. Корейская волна в контексте развития экономики Южной Кореи [Электронный ресурс] / Кадосина А. В., Филиппова Я. Д. // Казанский вестник молодых ученых. - 2019. - Т. 3, № 1. - С. 128-134
19. Кондыков А.С. Современная доктрина государственной культурной политики России // Учёные записки (АГАКИ). - 2017. - №2 (12).
20. Медведева Н.В Понятие «культурное наследие» и основные теоретические подходы к его изучению / Медведева Н.В., Стоналова А.С // Материалы Афанасьевских чтений. - 2016. - №3 (16).
21. Рекунков И.Ю. Роль культуры в жизни человека и общества [Электронный ресурс] // Студенческий научный форум - 2012: IV Междунар. студ. электрон. науч. конф. - [Б. м.], 2012. - URL: http://www.rae.ru/forum2012/274/1625(16.03.2016).
22. Сотникова С.И. Музейное дело и охрана памятников. Музеефикация памятников архитектуры: теория и практика. Пособие для вузов / С.И. Сотникова. - М.: Дрофа, 2017. - 192с.
23. Степанова Л.Л. Влияние международных отношений между Россией и Южной Кореей на развитие туризма / Степанова Л.Л., Хабибулина Л.Ф. // Казанский вестник молодых учёных. - 2020. - №3. С.36-44.
24. Степин В. С. Цивилизация и культура. — СПб.: СПбГУП, - 2011.— 408 с.
25. Терешкович П.В. Этнос. [Электронный ресурс] / Терешкович П.В., Симонов А.И. // Гуманитарный портал: Концепты. Центр гуманитарных технологий. - URL: https://gtmarket.ru/concepts/7136(дата обращения: 08.06.2021)
26. Хакимов Д.Р. Особенности сохранения и приспособления объектов культурного наследия к современным условиям / Хакимов Д.Р., Требухин А.Ф. // Вестник евразийской науки. - 2019. - №1. - С. 25-31
27. Эпштейн М.Н. Философия возможного. - Санкт-Петербург: Алетейя, 2001. — 262 с.
28. Влияние культуры на региональное развитие и градостроительство [Электронный ресурс] // Ассоциация «культура и креативность» — URL: https://www.culturepartnership.eu/upload/editor/2017/Factsheets/pdf-1/01_Contribution-to- improvement-of-infrastructure_RU.pdf(дата обращения: 08.06.2021)
29. Влияние культуры на социальное развитие [Электронный ресурс] //
Ассоциация «культура и креативность». - URL:
https://www.culturepartnership.eu/upload/editor/2017/Factsheets/pdf- 10/10_Influence%20of%20culture%20on%20social%20development_RU.pdf(дата обращения: 08.06.2021)
30. Влияние культуры на экономическое развитие [Электронный ресурс] //
Ассоциация «культура и креативность» — URL:
https://www.culturepartnership.eu/upload/editor/2017/Factsheets/pdf-4/04_Influence-of-culture-on- economic-development_Contribution-of-culture-totourism-as-a-part-of-creative-industries_RU.pdf (дата обращения: 08.06.2021)
31. Госкаталог РФ [Электронный ресурс] // Министерство культуры Российской Федерации — URL: https://goskatalog.ru/portal/#/(дата обращения: 18.04.2021).
32. Государственные программы и ведомственные целевые программы [Электронный ресурс] // Департамент по культуре Томской области — URL: https://depkult.tomsk.gov.ru/pages/front/view/id/28804(дата обращения: 30.04.2021).
33. Дополнительные и обосновывающие материалы [Электронный ресурс] // Портал госпрограмм РФ — URL: https://programs.gov.ru/Portal/program/11/attachments(дата обращения: 24.04.21).
34. Каталог частных музеев России [Электронный ресурс] // Частные музеи России URL: https://privatemuseums.ru/katalog/(дата обращения: 18.04.2021).
35. Классификация музеев по признаку общественного назначения [Электронный ресурс] // Лингвокультурологический тезаурус «Гуманитарная Россия». - URL: https://clck.ru/VV8fb. (дата обращения: 18.04.2021)
36. Корейская волна: поп-музыка как инструмент экспансии [Электронный ресурс] // Деловой журнал Инвест-Форсайт. - URL: https://www.if24.ru/korejskaya-volna-pop-muzyka- kak-instrument-ekspansii/(дата обращения: 8.06.2021)
37. Культура [Электронный ресурс] // Департамент по культуре Томской области - URL: https://tomsk.gov.ru/culture(дата обращения: 30.04.2021).
38. Культура имеет значение [Электронный ресурс] // Ассоциация «культура и креативность». - URL: https://www.culturepartnership.eu/page/culture-matters(дата обращения: 8.06.2021)
39. Музеи Томской области [Электронный ресурс] // Портал Культура.РФ — URL:
https://www.culture.ru/museums/institutes/location-tomskaya-oblast (дата обращения:
18.04.2021).
40. Национально-культурные объединения [Электронный ресурс] // Официальный портал МО «Город Томск» — URL: https://admin.tomsk.ru/pgs/2hg(дата обращения: 18.04.2021).
41. Национальный проект «Культура» [Электронный ресурс] // Департамент по культуре Томской области - URL: https://depkult.tomsk.gov.ru/pages/front/view/id/29708(дата обращения: 18.04.2021).
42. О музее [Электронный ресурс] // Томский областной краеведческий музей им. М.Б.Шатилова. - URL: https://tomskmuseum.ru/(дата обращения: 18.04.2021).
43. Отчет о деятельности в 2019 году [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал Администрации Томской области. - URL: https://tomsk.gov.ru/otchet-o- dejatelnosti-v-2019-godu(дата обращения: 20.04.2021).
44. Паспорт. Информация по госпрограмме «Развитие культуры» [Электронный ресурс] // Портал госпрограмм РФ — URL: https://programs.gov.ru/Portal/program/11/passport(дата обращения: 22.04.2021).
45. Перечень основных мероприятий программы «Развитие культуры». Подпрограмма Обеспечение условий реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» [Электронный ресурс] // Портал госпрограмм РФ. - URL: https://programs.gov.ru/Portal/programs/subActionsList?gpId=11&pgpId=4aa0141d-5fdc- 4f95-a728-34fac9ae3c69(дата обращения: 30.04.2021).
46. Перечень основных мероприятий программы «Развитие культуры». Подпрограмма «Наследие» [Электронный ресурс] // Портал госпрограмм РФ — URL: https://programs.gov.ru/Portal/programs/subActionsList?gpId=11&pgpId=4b29987e-b02b-4897- 8a36-15d54233fad8(дата обращения: 30.04.2021).
47. Подведомственные организации [Электронный ресурс] // Департамент по культуре Томской области. - URL: https://depkult.tomsk.gov.ru/people/front/depo(дата обращения: 29.04.2021).
48. Полномочия [Электронный ресурс] // Департамент по культуре Томской области. - URL: https://depkult.tomsk.gov.ru/Polnomochiya(дата обращения: 16.04.2021).
49. Проекты/программы [Электронный ресурс] // Портал госпрограмм РФ. - URL: https://programs.gov.ru/Portal(дата обращения: 22.04.2021).
50. Развитие культуры [Электронный ресурс] // Портал госпрограмм РФ. - URL: https://programs.gov.ru/Portal/programs/subActionsList?gpId=11&pgpId=bc1ef6aa-1f3a-4baf- 9d6f-b6a197b1accd(дата обращения: 30.04.2021).
51. Современная типология и классификация музеев [Электронный ресурс] // Искусствоед.ру - сетевой ресурс об искусстве и культуре — URL: https://iskusstvoed.ru/2018/08/19/sovremennaja-tipologija-i-klassifikac/(дата обращения: 16.05.2021)
52. Структура Департамента [Электронный ресурс] // Департамент по культуре Томской области — URL: https://depkult.tomsk.gov.ru/struktura-departamenta(дата обращения: 29.04.2021).
53. Что такое госпрограмма [Электронный ресурс] // Портал госпрограмм РФ — URL: https://programs.gov.ru/Portal/government_program(дата обращения: 22.04.2021).
54. Экскурсии в ТПУ [Электронный ресурс] // Томский Политехнический университет. - URL: https://tpu.ru/university/meet-tpu/excursion(дата обращения: 18.04.2021).
55. Экскурсионный музейный комплекс [Электронный ресурс] // Национальный
исследовательский Томский государственный университет — URL:
http://www.tsu.ru/university/museums/(дата обращения: 18.04.2021).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ