Введение 3
1 Теоретические основы реализации механизмов государственно-частного партнерства в секторе социальных услуг 6
1.1 Сущность государственно-частного партнерства (ГЧП) 6
1.2 Особенности и принципы ГЧП в сфере социальных услуг 12
1.3 Мировой опыт реализации проектов ГЧП в сфере оказания социальных услуг 18
2 Развитие государственно-частного партнерства в секторе социальных услуг в России ..28
2.1 Современное состояние и основные направления ГЧП в России 28
2.2 Нормативно-правовая база и ее влияние на развитие ГЧП в социальном секторе ....36
2.3 Опыт реализации проектов ГЧП в сфере образования 40
3 Проблемы и перспективы развития ГЧП в секторе социальных услуг в Томской области 50
3.1 Основные проблемы и барьеры для ГЧП в сфере социальных услуг 50
3.2 Перспективные направления и механизмы развития ГЧП в регионе 54
3.3 Рекомендации по совершенствованию ГЧП в секторе социальных услуг в России .61
Заключение 70
Список использованных источников и литературы 72
Актуальность использования инструментов государственно-частного партнерства (ГЧП) в секторе социальных услуг определена рядом факторов, таких как: дефицит государственных средств на развитие социальной инфраструктуры, низкая эффективность использования ресурсов при создании и обслуживании объектов инфраструктуры, дефицит поставщиков на рынке и вопросы к качеству оказываемых услуг. Совместные действия государства и частных структур в данном направлении позволяют усилить возможности каждого участника и сгладить ограничения, связанные как с переводом всех объектов в государственную собственность, так и постепенной их коммерциализацией. Усиление коммерциализации этого рынка провоцирует социальное недовольство, обусловленное неравенством доступа к базовым социальным благам. Наблюдается увеличение массового спроса на качественные социальные услуги, однако, многие проблемные моменты, в частности, недостаток бюджетных средств выделяемых на данные цели ограничивает возможности развития социальной инфраструктуры.
Использование механизмов ГЧП позволяет: снизить государственные расходы инвестиции на строительство зданий и приобретение оборудования благодаря применению имеющихся ресурсов социальной сферы; обеспечить уменьшение нагрузки на бюджет благодаря мобилизации частных ресурсов, использования более квалифицированных управленческих кадров, техники и технологий. Частный бизнес в проектах ГЧП также получает дополнительные преимущества - это стабильный рынок сбыта, низкие риски, возможности лоббирования интересов в органах власти, привлекательные условия для инвестирования (льготы по аренде земельных участков и объектов собственности, доступ к инженерной инфраструктуре, выгодное местоположение и др.).
Социальные услуги требуют адаптации к изменяющимся потребностям населения, поэтому проекты ГЧП предполагают гибкие механизмы управления и контроля.
Несмотря на имеющиеся достижения, проблемы вопросы разработки инструментов оптимизации развития государственно-частного партнерства требуют отдельного внимания и дальнейшей проработки.
Вопросам использования инструментов государственно-частного партнерства посвящены труды: А. А. Козлова, А.К. Старикова, Е. В. Михайловой, Ж. Ю. Вологиной, Е. А. Попова, С. А. Кочетковой, Н. А. Скутиной, И. Ю. Мерзлова, И. А. Киселева, С. Г. Медянцевой, Н. В. Кавкаевой, А.В. Бойчук, Г.А. Лукомского, Б. Р. Алеева, Д. Г. Скоробогатова и других авторов.
Цель выпускной квалификационной работы-выявить ограничения, возможности и перспективы использования механизмов государственно-частного партнерства для модернизации отраслей социальной сферы, укрепления устойчивости и конкурентоспособности коммерческих предприятий и предложить рекомендации по совершенствованию организационно-управленческих механизмов проектирования и реализации инициатив в области ГЧП.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы реализации механизмов государственночастного партнерства в секторе социальных услуг;
- рассмотреть мировой опыт реализации проектов ГЧП в сфере социальных услуг;
- провести анализ развития государственно-частного партнерства в секторе социальных услуг в России;
- выявить основные проблемы и барьеры для государственно-частного партнерства в сфере социальных услуг
- на основе анализа разработать рекомендации по совершенствованию ГЧП в секторе социальных услуг в России.
Объект исследования - государственно-частное партнерство.
Предмет исследования - реализация механизмов государственно-частного партнерства в секторе социальных услуг в России.
Методы исследования: изучение и анализ научной литературы, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, макроэкономической и отраслевой статистики, нормативно-правового регулирования.
Применение искусственного интеллекта. В процессе подготовки настоящей выпускной квалификационной работы автор принял участие в пилотном проекте по использованию технологий искусственного интеллекта в исследовательской деятельности. В частности, активно применялась нейросетевая модель YandexGPT 3, разработанная компанией Яндекс.
Искусственный интеллект был задействован на различных этапах работы над темой государственно-частного партнёрства (ГЧП) в секторе социальных услуг. Так, с помощью YandexGPT 3 была проведена первичная работа по подбору научной литературы и аналитических материалов по вопросам сущности и принципов ГЧП (раздел 1.1), а также по международному опыту реализации соответствующих проектов (раздел 1.3). Нейросеть помогла в структурировании собранной информации и формулировке ключевых выводов.
Кроме того, при анализе современного состояния и проблем ГЧП в России (раздел 2.1) YandexGPT 3 использовалась для обобщения актуальных данных из открытых источников, нормативных актов и публикаций, а также для выявления основных барьеров и перспектив развития партнёрства в социальной сфере (разделы 3.1 и 3.2). Модель ИИ оказалась полезной в процессе систематизации факторов, влияющих на эффективность проектов в регионах, в частности — в Томской области.
Таким образом, применение искусственного интеллекта позволило ускорить процесс анализа информации, повысить полноту охвата источников и способствовало более глубокой проработке исследовательских задач в рамках ВКР.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
В 1 главе представлены теоретические основы реализации механизмов государственно-частного партнерства в секторе социальных услуг. Во 2 главе рассмотрена нормативно-правовая база ГЧП в социальном секторе, а также дана характеристика и проведен анализ развития государственно-частного партнерства в секторе социальных услуг в России, дана оценка опыта реализации проектов ГЧП в сфере образования (сравнительный анализ преимуществ и недостатков для бизнеса и для государства). В 3 главе показаны представлены основные проблемы и барьеры для реализации инструментов ГЧП в сфере социальных услуг, представлены перспективные направления и механизмы развития ГЧП в Томской области, а также разработаны рекомендации по совершенствованию механизмов ГЧП в секторе социальных услуг в России.
В заключении представлены выводы по результатам данного исследования.
Развитие ГЧП в социальной сфере Томской области сталкивается с рядом проблем. Среди них — низкий уровень доверия населения к негосударственным организациям, отсутствие гарантии качества и надёжности предоставляемых ими услуг, а также недостаточная информированность о возможностях участия в ГЧП. Кроме того, существующие тарифы на социальные услуги, установленные на основе федеральных методик, не стимулируют развитие новых бизнесов в этой сфере.
Для дальнейшего развития ГЧП в социальной сфере Томской области необходимо:
1. Повышать информированность населения о деятельности
негосударственных организаций и их роли в предоставлении социальных услуг.
2. Совершенствовать нормативно-правовую базу для обеспечения более благоприятных условий для участия частного сектора в социальной сфере.
3. Разрабатывать и внедрять механизмы оценки качества и эффективности предоставляемых услуг, чтобы повысить доверие населения к негосударственным поставщикам.
4. Обеспечивать финансовую поддержку и стимулирование
негосударственных организаций, в том числе, предоставление субсидий и налоговых льгот.
Государственно-частное партнёрство в социальной сфере Томской области находится на этапе активного развития. Несмотря на существующие проблемы, регион демонстрирует стремление к расширению участия негосударственных организаций в предоставлении социальных услуг. Реализация стратегических планов и программ, направленных на поддержку и развитие ГЧП, позволит улучшить качество и доступность социальных услуг для населения Томской области.
Развитие механизмов государственно-частного партнёрства в социальной сфере Томской области представляет собой важный шаг на пути к модернизации системы предоставления социальных услуг. Проведённый анализ показывает, что несмотря на ряд существенных барьеров — нормативных, экономических и социальных — в регионе существует потенциал для формирования эффективной модели взаимодействия государства и частного сектора в решении социальных задач.
Комплексное внедрение предложенных мер, в том числе, повышение прозрачности работы негосударственных организаций, совершенствование механизмов финансирования и контроля качества, а также укрепление доверия со стороны общества, будет способствовать созданию устойчивой инфраструктуры социального ГЧП. При этом особое значение приобретают системная поддержка со стороны органов власти, а также активное вовлечение профессионального сообщества и гражданского сектора в процесс разработки и реализации таких партнёрств.
В долгосрочной перспективе успешное развитие ГЧП в социальной сфере способно не только повысить качество жизни уязвимых категорий населения, но и стимулировать развитие социального предпринимательства, создать новые рабочие места и обеспечить устойчивое развитие региона в целом.
Вывод об использовании нейросети YandexGPT 3.
В данной дипломной работе наиболее плодотворным оказалось применение нейронной сети YandexGPT 3 на стадии изучения осуществленных проектов государственно-частного партнерства в социальной сфере. Наилучшая результативность была достигнута при создании запросов, касающихся систематизации препятствий и факторов, оказывающих влияние на развитие ГЧП в российских регионах. В качестве входных данных использовались фрагменты из разделов 2.1 и 3.1 исследования. Запросы к нейросети задавались последовательно, с логическим расширением контекста.
В результате анализа модель предложила общую классификацию проблем, из которых четыре полностью соответствовали содержанию анализа в ВКР (например: «недостаточная инвестиционная привлекательность социальных объектов» или «несовершенство нормативной базы»).
По итогу эксперимента работы с нейросетью YandexGPT 3 следует отметить, что необходимо четко формулировать запрос и последовательно запрашивать информацию, выстраивая коммуникацию. YandexGPT 3 не переходит по ссылкам и не обрабатывает файлы. Для получения наиболее точного ответа на запрос необходимо подготовить нейросеть, загрузив необходимые тексты или данные. При этом сгенерированный нейросетью ответ на основе или без вводных данных — в любом случае нуждается в проверке.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек.
1993 г. (ред. от 01.07.2020) // Российская газета. - 2020. - № 144. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399/ (дата обращения: 16.11.2024).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. 1) от 30 нояб. 1994 г. № 51- ФЗ (ред. от 01.09.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2024. - № 7. - Ст. 20. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 5142/ (дата обращения: 16.11.2024).
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 01.09.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2024. - № 9. - Ст. 33. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 19702/ (дата обращения:
17.11.2024) .
4. О защите конкуренции: федер. закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (ред. от 01.09.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2024. - № 7. - Ст. 20.
- URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 61763/ (дата обращения:
17.11.2024) .
5. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: федер. закон от 29 нояб. 2021 г. № 382-ФЗ // Российская газета. - 2021. - № 89. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 401507/ (дата обращения:
17.11.2024) .
6. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственно-частном
партнёрстве»: федер. закон от 30 дек. 2021 г. № 489-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2022. - № 1. - Ст. 1. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 405999/ (дата обращения: 17.11.2024).
7. О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 29 июля 2022 г. № 306-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.
- 2022. - № 32. - Ст. 98. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 425540/ (дата обращения: 17.11.2024).
8. Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального
бюджета на реализацию проектов государственно-частного партнёрства: пост.
Правительства РФ от 30 дек. 2021 г. № 2500 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2022. - № 10. - Ст. 102. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 406700/ (дата обращения: 17.11.2024).
9. Об утверждении Правил отбора проектов государственно-частного партнёрства для предоставления государственной поддержки: пост. Правительства РФ от 20 июля 2022 г. № 1305 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2022. - № 29. - Ст. 150. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 425999/ (дата обращения: 18.11.2024).
10. Об утверждении методических рекомендаций по подготовке и реализации
проектов государственно-частного партнёрства: приказ Минэкономразвития России от 25 марта 2022 г. № 125 // Российская газета. - 2022. - № 95. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 416839/ (дата обращения: 18.11.2024).
11. О государственно-частном партнёрстве в Томской области: закон Томской обл. от 27 дек. 2013 г. № 282-ОЗ (ред. от 01.01.2023) // Собрание законодательства Томской области. - 2013. - № 12. - Ст. 85. - URL: https://pravo.tomsk.gov.ru (дата обращения: 18.11.2024).
12. Абдуллаев И. С., Исламутдинов В. Ф. Приоритетные направления
комплексного социально-экономического развития региона // Материалы междунар. науч.-практ. конф. - Ургенч, 27-29 апр. 2023 г. - Хорезм Travel, 2023. - 347 с. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary 54750556 11234567.pdf (дата обращения:
18.11.2024) .
13. Аверьянова Е. В., Назарова О. Л. Реализация государственно-частного партнерства в современном образовании // Мир науки. Педагогика и психология. - 2023. - Т. 11, № 4.
14. Адмайтис С. А. География муниципальных проектов государственно
частного партнёрства в России // Муниципальные образования регионов России: проблемы, исследования, развитие и управление: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Воронеж, 2022. - С. 527-530. - URL:
https://www.elibrary.ru/download/elibrary 49840997 11234567.pdf (дата обращения:
21.11.2024) .
15. Ковалева И. П., Митрофанова О. В. Актуальные аспекты развития государственно-частного партнёрства в социальной сфере // Вестник Челябинского гос. ун-та. - 2024. - № 10 (492). - С. 44-53.
..107