Изучение внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи (Красноярский Государственный Педагогический Университет)
|
Работа носит методический характер.
Введение 3
Глава 1. Анализ современного состояния проблемы исследования 8
1.1. Проблема изучения внимания в психологии 8
1.2. Становление произвольного внимания в старшем дошкольном возрасте……15
1.3. Современное состояние изучения проблемы произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи………………..23
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Изучение произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи…………………………………………………..32
2.1. Модель исследования и научно-методологические подходы к изучению произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи…32
2.2. Методические рекомендации и психодиагностическое изучение произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи……38
Выводы по второй главе……………….46
Заключение……………………………………………………………………….47
Список использованной литературы……………50
Приложения………………………………………………….…………………..58
Введение 3
Глава 1. Анализ современного состояния проблемы исследования 8
1.1. Проблема изучения внимания в психологии 8
1.2. Становление произвольного внимания в старшем дошкольном возрасте……15
1.3. Современное состояние изучения проблемы произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи………………..23
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Изучение произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи…………………………………………………..32
2.1. Модель исследования и научно-методологические подходы к изучению произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи…32
2.2. Методические рекомендации и психодиагностическое изучение произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи……38
Выводы по второй главе……………….46
Заключение……………………………………………………………………….47
Список использованной литературы……………50
Приложения………………………………………………….…………………..58
Актуальность исследования. Среди всех психических явлений и процессов внимание занимает важное место. Оно не является психическим процессом, осуществляющимся самостоятельно, и не относится к свойствам личности, так как стимулами внимания являются внешние средства. Однако, внимание всегда соединено с практической деятельностью и познавательными процессами, отображает интересы направленности личности. В жизни внимание является одной из сторон психической деятельности и выступает необходимой составляющей успешного получения знаний, качества и эффективности трудовой деятельности человека. Внимание позволяет человеку из множества раздражителей отобрать самые важные из них и игнорировать другие. Также человек потенциально может воспроизвести большое количество возможных движений, но благодаря вниманию выделяет немногие, соответствующие определенным действиям, и тормозит остальные. Внимание обеспечивает человеку возможность сохранять лишь некоторые, из большого числа ассоциаций, возникающих в ходе какой- либо деятельности и абстрагироваться от других. Истинно, проблема внимания актуальна в настоящее время, так как нарушение такой важной психической функции, как внимания препятствует гармоничному функционированию жизнедеятельности человека во всех сферах.
Изучение внимания являет собой одну из насущных проблем исследования в психологии. Данный вопрос представлен в трудах отечественных ученых: Л. С. Выготского (1960), А. Р. Лурии (1975), С. Л. Рубинштейна (1972), А. Н. Леонтьева (1979), Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова (2001). К слову, изучением этой темы занимались и зарубежные авторы: Т. Рибо (2005), У. Джеймс (1922), Д. Н. Узнадзе (2004).
Не менее существенное значение имеет развитие внимания в старшем дошкольном возрасте, эта тема освещена в исследованиях: Ю. Б. Дормашева, В. Я. Романова (1999), А. В. Запорожец (1964), Э. Б. Титченер (2001).
Проблема речевого развития, обучения и воспитания детей с нарушениями речи остается одной из самых распространенных в специальной детской психологии. У детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста отмечается неустойчивость внимания, достаточно низкий уровень показателей произвольного внимания, трудности в выстраивании своих действий, сложности в сосредоточении внимания на оценке условий и подборе способов и средств, в решении задач, в переключении, концентрации и распределении внимания.
Дети с нарушениями речи, одна из самых популярных категорий детей, имеющих отклонения в своем развитии от нормы. Интерес к таким детям характеризуется возрастанием количества детей с вышеуказанным отклонением.
Проблема изучения внимания детей с нарушениями речи отражена в работах: П. Я. Гальперина, С. Л. Кабыльницкой (1974), Н. Ф. Добрынина (2001), Д. Б. Эльконина (2001), Л. И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усанова, Э. Э. Л. Фигередо (1991).
В дошкольном возрасте у детей формируются и закладываются важные психические процессы, и их качество во многом зависит от внимания и всех его видов. На сегодняшний день одним из актуальных и мало изученных векторов в психолого-педагогических исследованиях выступает изучение произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Произвольное внимание предполагает сосредоточенность на объекте или действии с конкретно поставленной целью и с помощью волевого усилия. У старших дошкольников с речевыми нарушениями, особенно, подвержено искаженному развитию произвольное внимание, поскольку данным типом внимания, дети овладевают в процессе общения с взрослыми.
Противоположно развитию внимания детей с нормой, внимание детей с нарушениями речи развивается по-иному, оно значительно, снижено. Выполняя задание, ребенок не может довести его до конца, в процессе решения задания дети суетятся, часто отвлекаются, испытывают сложности из-за небольшого объема внимания, у них наблюдается отсутствие активности и целенаправленности в действиях. Необходимо принимать к сведению указанную специфику внимания старших дошкольников с нарушениями речи для создания благоприятных условий обучения и воспитания.
Значительно меньше исследований посвящено изучению произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, этот вопрос рассмотрен в трудах: Е. С. Слепович (2012), О. О. Косяковой (2007), С. Н. Шаховской (1978), Р. А. Беловой- Давид (1972).
Хоть отечественными и зарубежными учеными психологами и педагогами внесен значительный вклад в изучение произвольного внимания детей с нарушениями речи, некоторые вопросы остаются недостаточно раскрытыми и предполагают последующее изучение. Учет особенностей произвольного внимания обязателен для организации оптимальных условий обучения, воспитания и социализации детей дошкольного возраста с нарушением речи.
Цель исследования: изучить современное состояние проблемы произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Объект исследования: произвольное внимание и его развитие в старшем дошкольном возрасте.
Предмет исследования: произвольное внимание детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить проблему произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить особенности произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
3. Проанализировать современное состояние изучения проблемы произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
4. Разработать модель изучения произвольного внимания дошкольников с нарушениями речи.
Гипотеза исследования: предположение о том, что у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи преобладают средний и низкий уровни произвольного внимания.
Методы исследования были обусловлены целью, задачами и гипотезой работы. В ходе исследования использовались теоретические методы, которые состояли из: аналитического сбора литературы, систематизации информации по проблеме исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что представленные в курсовой работе материалы позволят обобщить и классифицировать знания по проблеме исследования.
В модель психологического исследования были включены следующие психодиагностические методики: «Запомни и расставь точки» (2001) [48, с. 81], «Корректурная проба» Б. Бурдона (2006) [16, с. 7], «Проставь значки» (2007) [37, с. 56], «Переплетенные линии» А. Рея (1994) [9, с. 11], «Тест Мюнстерберга» (1999) [39, с. 14].
Этапы проведения исследования.
1. Аналитический. Реализовывался процесс подбора изучения и анализа психологической, педагогической и специальной литературы по проблеме исследования. Определялись теоретические и методологические основы работы, цели и задачи; детализировались объект и предмет исследования.
2. Заключительно- обобщающий. Систематизировались и обобщались результаты исследовательской работы, уточнялись теоретические выводы.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы в количестве 87 источников
Изучение внимания являет собой одну из насущных проблем исследования в психологии. Данный вопрос представлен в трудах отечественных ученых: Л. С. Выготского (1960), А. Р. Лурии (1975), С. Л. Рубинштейна (1972), А. Н. Леонтьева (1979), Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова (2001). К слову, изучением этой темы занимались и зарубежные авторы: Т. Рибо (2005), У. Джеймс (1922), Д. Н. Узнадзе (2004).
Не менее существенное значение имеет развитие внимания в старшем дошкольном возрасте, эта тема освещена в исследованиях: Ю. Б. Дормашева, В. Я. Романова (1999), А. В. Запорожец (1964), Э. Б. Титченер (2001).
Проблема речевого развития, обучения и воспитания детей с нарушениями речи остается одной из самых распространенных в специальной детской психологии. У детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста отмечается неустойчивость внимания, достаточно низкий уровень показателей произвольного внимания, трудности в выстраивании своих действий, сложности в сосредоточении внимания на оценке условий и подборе способов и средств, в решении задач, в переключении, концентрации и распределении внимания.
Дети с нарушениями речи, одна из самых популярных категорий детей, имеющих отклонения в своем развитии от нормы. Интерес к таким детям характеризуется возрастанием количества детей с вышеуказанным отклонением.
Проблема изучения внимания детей с нарушениями речи отражена в работах: П. Я. Гальперина, С. Л. Кабыльницкой (1974), Н. Ф. Добрынина (2001), Д. Б. Эльконина (2001), Л. И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усанова, Э. Э. Л. Фигередо (1991).
В дошкольном возрасте у детей формируются и закладываются важные психические процессы, и их качество во многом зависит от внимания и всех его видов. На сегодняшний день одним из актуальных и мало изученных векторов в психолого-педагогических исследованиях выступает изучение произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Произвольное внимание предполагает сосредоточенность на объекте или действии с конкретно поставленной целью и с помощью волевого усилия. У старших дошкольников с речевыми нарушениями, особенно, подвержено искаженному развитию произвольное внимание, поскольку данным типом внимания, дети овладевают в процессе общения с взрослыми.
Противоположно развитию внимания детей с нормой, внимание детей с нарушениями речи развивается по-иному, оно значительно, снижено. Выполняя задание, ребенок не может довести его до конца, в процессе решения задания дети суетятся, часто отвлекаются, испытывают сложности из-за небольшого объема внимания, у них наблюдается отсутствие активности и целенаправленности в действиях. Необходимо принимать к сведению указанную специфику внимания старших дошкольников с нарушениями речи для создания благоприятных условий обучения и воспитания.
Значительно меньше исследований посвящено изучению произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, этот вопрос рассмотрен в трудах: Е. С. Слепович (2012), О. О. Косяковой (2007), С. Н. Шаховской (1978), Р. А. Беловой- Давид (1972).
Хоть отечественными и зарубежными учеными психологами и педагогами внесен значительный вклад в изучение произвольного внимания детей с нарушениями речи, некоторые вопросы остаются недостаточно раскрытыми и предполагают последующее изучение. Учет особенностей произвольного внимания обязателен для организации оптимальных условий обучения, воспитания и социализации детей дошкольного возраста с нарушением речи.
Цель исследования: изучить современное состояние проблемы произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Объект исследования: произвольное внимание и его развитие в старшем дошкольном возрасте.
Предмет исследования: произвольное внимание детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить проблему произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить особенности произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
3. Проанализировать современное состояние изучения проблемы произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
4. Разработать модель изучения произвольного внимания дошкольников с нарушениями речи.
Гипотеза исследования: предположение о том, что у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи преобладают средний и низкий уровни произвольного внимания.
Методы исследования были обусловлены целью, задачами и гипотезой работы. В ходе исследования использовались теоретические методы, которые состояли из: аналитического сбора литературы, систематизации информации по проблеме исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что представленные в курсовой работе материалы позволят обобщить и классифицировать знания по проблеме исследования.
В модель психологического исследования были включены следующие психодиагностические методики: «Запомни и расставь точки» (2001) [48, с. 81], «Корректурная проба» Б. Бурдона (2006) [16, с. 7], «Проставь значки» (2007) [37, с. 56], «Переплетенные линии» А. Рея (1994) [9, с. 11], «Тест Мюнстерберга» (1999) [39, с. 14].
Этапы проведения исследования.
1. Аналитический. Реализовывался процесс подбора изучения и анализа психологической, педагогической и специальной литературы по проблеме исследования. Определялись теоретические и методологические основы работы, цели и задачи; детализировались объект и предмет исследования.
2. Заключительно- обобщающий. Систематизировались и обобщались результаты исследовательской работы, уточнялись теоретические выводы.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы в количестве 87 источников
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Помощь в написании работ!
На сегодняшний день вопрос изучения развития внимания остается актуальным. Это обусловлено процессом развития детей в целом, где самым важным является здоровьесбережение детей, устройство комфортной обстановки для успешной жизни, реализации и обучения. В настоящее время количество детей, которые испытывают трудности с обязательной образовательной программой. Эта ситуация обуславливает потребность в создании психолого- педагогических средств развития и совершенствования ресурсов дошкольников. Внимание представляет собой один из феноменов ориентировочно-исследовательской деятельности человека. Также оно значительно воздействует на регуляцию интеллектуального процесса.
В настоящий момент единого определения сущности развития внимания не существует, так как ученые психологи не пришли к общим выводам. Некоторые ученые (П.Я. Гальперин, Д. Бродбент, А.Н. Леонтьев) представляют внимание как самостоятельный психический процесс, имеющий специфическое содержание. Другие ученые (И. Гербарт, В.Вундт, Э.Б. Титченер) считают внимание лишь проявлением какого- либо другого процесса, протекающего в психической деятельности. В первой главе согласно изучаемому вопросу и поставленным задачам нами подобрана теоретическая информация по положению изученности внимания отечественными и зарубежными деятелями науки. Благодаря исследованиям известных психологов, таким как Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн была выявлена специфика внимания старших дошкольников. Было выдвинуто определение внимания, раскрыты виды и свойства, а также его особенности. Главной спецификой произвольного внимания старших дошкольников является: частая отвлекаемость, неустойчивость, повышенная переключаемость. У детей с нарушениями речи невысокие уровни распределения и концентрации внимания, неустойчивость внимания, низкий уровень всех свойств произвольного внимания в целом. Вышеперечисленные особенности внимания усложняют деятельность мыслительных процессов и провоцируют несформированность жизненных и образовательных навыков и умений. Дошкольники испытывают трудности при выполнении заданий, это отражается в низкой сосредоточенности, высокой утомляемости, ограниченности познавательной сферы. Во второй главе были проанализированы ключевые принципы, концепции психологической диагностики, подходы к изучению внимания, а также подобраны методики для исследования произвольного внимания у старших дошкольников. Для реализации диагностики психологу, прежде всего, необходимо создать комфортную обстановку, установить доверительную связь и визуальный контакт с ребенком. Важным моментом является соблюдение основных принципов психодиагностики: брать во внимание клиническую структуру дефекта и опираться на принцип целостности экспериментально-психологического исследования. При проведении диагностической процедуры важно руководствоваться еще несколькими принципами: принцип научной обоснованности психодиагностических методик; принцип взаимосвязи возможностей инструментального уровня приема и уровня анализа высших психических функций; принцип не нанесения ущерба; принцип эффективности предполагаемых практических рекомендаций; принцип контроля и сравнения методик между собой; принцип необходимости- достаточности. Существует необходимость указать следующие подходы к изучению внимания: функционально- генетический, когнитивно- информационный, интроспективный или подход самонаблюдения (феноменологический) и деятельностный подход.
Итак, в результате осуществленного нами теоретического разбора психологических научных источников к познанию специфики, содержания, структуры, свойств и процессов исследования внимания у старших дошкольников с нарушениями речи выяснилось, что преимущества у этих детей имеют средний и низкий уровни развития внимания. Представленные особенности обосновывают значимость развития данного процесса у старших дошкольников с нарушениями речи в условиях специального обучения и воспитания.
В настоящий момент единого определения сущности развития внимания не существует, так как ученые психологи не пришли к общим выводам. Некоторые ученые (П.Я. Гальперин, Д. Бродбент, А.Н. Леонтьев) представляют внимание как самостоятельный психический процесс, имеющий специфическое содержание. Другие ученые (И. Гербарт, В.Вундт, Э.Б. Титченер) считают внимание лишь проявлением какого- либо другого процесса, протекающего в психической деятельности. В первой главе согласно изучаемому вопросу и поставленным задачам нами подобрана теоретическая информация по положению изученности внимания отечественными и зарубежными деятелями науки. Благодаря исследованиям известных психологов, таким как Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн была выявлена специфика внимания старших дошкольников. Было выдвинуто определение внимания, раскрыты виды и свойства, а также его особенности. Главной спецификой произвольного внимания старших дошкольников является: частая отвлекаемость, неустойчивость, повышенная переключаемость. У детей с нарушениями речи невысокие уровни распределения и концентрации внимания, неустойчивость внимания, низкий уровень всех свойств произвольного внимания в целом. Вышеперечисленные особенности внимания усложняют деятельность мыслительных процессов и провоцируют несформированность жизненных и образовательных навыков и умений. Дошкольники испытывают трудности при выполнении заданий, это отражается в низкой сосредоточенности, высокой утомляемости, ограниченности познавательной сферы. Во второй главе были проанализированы ключевые принципы, концепции психологической диагностики, подходы к изучению внимания, а также подобраны методики для исследования произвольного внимания у старших дошкольников. Для реализации диагностики психологу, прежде всего, необходимо создать комфортную обстановку, установить доверительную связь и визуальный контакт с ребенком. Важным моментом является соблюдение основных принципов психодиагностики: брать во внимание клиническую структуру дефекта и опираться на принцип целостности экспериментально-психологического исследования. При проведении диагностической процедуры важно руководствоваться еще несколькими принципами: принцип научной обоснованности психодиагностических методик; принцип взаимосвязи возможностей инструментального уровня приема и уровня анализа высших психических функций; принцип не нанесения ущерба; принцип эффективности предполагаемых практических рекомендаций; принцип контроля и сравнения методик между собой; принцип необходимости- достаточности. Существует необходимость указать следующие подходы к изучению внимания: функционально- генетический, когнитивно- информационный, интроспективный или подход самонаблюдения (феноменологический) и деятельностный подход.
Итак, в результате осуществленного нами теоретического разбора психологических научных источников к познанию специфики, содержания, структуры, свойств и процессов исследования внимания у старших дошкольников с нарушениями речи выяснилось, что преимущества у этих детей имеют средний и низкий уровни развития внимания. Представленные особенности обосновывают значимость развития данного процесса у старших дошкольников с нарушениями речи в условиях специального обучения и воспитания.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов. Москва: Юрайт, 2013. 816 с.;
2. Арскиева З.А., Ажиев М.В. Проблемы развития произвольного внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Современные методы и технологии обучения: детский сад-школа-ВУЗ. 2014. С. 24-29.;
3. Абасалиева А.З. Особенности внимания детей с задержкой психического развития // Теория и практика современной науки. 2017. С. 915-922.;
4. Баскакова, И. И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития [Текст] / И. И. Баскакова.- М.: Институт практической психологии, 1995. - С.34;
5. Бурлачук Л. Ф. Б91 Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с: ил. — (Серия «Учебник нового века»). ISBN 5-94723-045-3;
6. Братусь Б.С. Общая психология. В 7 томах. Том 4. Внимание / Под редакцией. - М.: Академия, 2010. - 480 c.;
7. Белова-Давид, Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи / Р.А. Белова-Давид // Нарушение речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1972. - с.32-82.;
8. Белякова, Л.И., Гаркуша, Ю.Ф., Усанова, О.Н., Фигередо, Э. Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью/ Л.И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усанова, Э. Э.Л. Фигередо // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. - М.: 1991. - с.72 - 87.;
9. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М.: Роспедагенство, 1994. 342 с.;
10. Бэн А. Психология, XXXII, 426, VI с., С.-Петербург, 1881.;
11. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.;
12. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по общей психологии // Выпуск 3: Субъект познания / ред. В.В. Петухов. Москва: Российское психологическое общество, 1998. 423-428 с.;
13. Волкова Л. С. , С. Н. Шаховская «Логопедия: Учебник для студентов дефектолгических факультетов педагогических вузов», – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2003.;
14. Волкова Л. С. Логопедия : учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Л69 заведений/под ред. Волковой Л. С.. —5-еизд., перераб. и доп. — М . : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 703 с.: ил. — (Коррекционная педагогика). ISBN 5-691-01357-2.;
15. Выготский, Л.С. Вклад отечественных ученых в изучение проблемы развития внимания в целом и развития внимания у детей дошкольного возраста [Текст] / Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин.- М.: Просвещение, 2001.;
16. Васильева И.В. Практикум по психодиагностике. Москва: Владос, 2014. 376 с.;
17. Выготский Л.С. Практикум по экспериментальной психологии гл. V. М. – Л., 1927.;
18. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. Москва: Директ-Медиа Паблишинг, 2008. 223 с.;
19. Гиппенрейтер Ю.Б. и В.Я. Романова. Психология внимания под ред. - М.: ЧеРо, 2001.- 858с.- (серия: Хрестоматия по психологии).;
20. Гуровец, Г.В. Психопатология детского возраста: Учеб. пособие для вузов/ Г.В. Гуровец. - М.: Владос, 2008. - 360 с.;
21. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи, Москва, ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008. — 128 с.;
22. Габдулина Л.И. Подходы к исследованию внимания в отечественной и зарубежной психологии: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2007. 50 с.;
23. Дормышев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания: Учебник/ послесловие проф. В.П. Зинченко.- 3-е изд., испр.- М.: Флинта, 2002.- 376с.;
24. Джеймс У., Психология (1922) / У. Джеймс ; [пер. с англ. И. Лапшина, М. Гринвальд; вступит. ст. А. Лызлова]. — М. : РИПОЛ классик, 2020. — 616 с. — (PSYCHE);
25. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие — М.: ИНФРА-М, 1997.- 256 с.;
26. Джемс, У. Внимание: хрестоматия по вниманию / У. Джемс.- М.: ЧеРо, 2009. - С. 51-52.;
27. Добрынин, Н.Ф. О теории и воспитании внимания [Текст] / Н.Ф Добрынин.- М.: ЧеРо, 2001.- С. 253 – 259.;
28. Духновский С. В. Д44 Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум. СПб.: Речь, 2009. — 141 с.;
29. Дормашев, Ю. Б. Психология внимания [Текст] / Ю. Б. Дормашев, В.Я. Романов.- М.,1999- С. 215.;
30. Дубровинская, Н.В. Некоторые характеристики внимания в онтогенезе: (статья) психологический журнал [Текст] / Н.В. Дубровинская.- 1982. - Т.З. - №5. - С. 54-65.;
31. Добрынин Н.Ф. Основные вопросы психологии внимания. В сб.: «Психологическая наука в СССР», 1. М. Изд-во АПН РСФСР, 1959.;
32. Дружинин В. Н. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Санкт-Петербург: ВЕЧЕ. 2013.;
33. Добрынин, Н. Ф. О селективности и динамике внимания [Текст] / Н.Ф. Добрынин // Вопросы психологии. - 2010. - №3. – С. 12-23.;
34. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., 2002.;
35. Запорожец, А.В. Психология детей дошкольного возраста [Текст] / А.В.Запорожец.- М.: Просвещение, 1964.;
36. Ивутина, Е.П., Касимова С.Г. Психодиагностика. Раздел Внимание : учебно-методическое пособие по курсу. Киров: ВГПУ, 2006. 52 с.;
37. Косякова, О.О. Логопсихология/ О.О. Косякова. - Ростов на Дону.: Феникс, 2007.;
38. Корнев А.Н. (статья) Речевые нарушения у детей и дислексия: медико-психологические аспекты // Санкт-Петербургский педиатрический медицинский университет, 2021, - с. 1-12.;
39. Кирдяшкина Т.А. Методы исследования внимания (Практикум по психологии), Учебное пособие Челябинск Издательство ЮУрГУ 1999.;
40. Корнилов К. Н. Учебник психологии. Л., 1926.;
41. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты: - СПб.: Речь, 2006. – 380 с: ил. ISBN 5- 9268- 0412- 4;
42. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем- логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб, 2002.- 368 с, ил.;
43. Купцова А.М., Зиятдинова Н.И., Зарипова Р.И., Зефиров Т.Л. Физиологические основы внимания. Развитие внимания у детей и подростков. Учебно-методическое пособие, Казань 2017.;
44. Лурия А.Р. Внимание и память. - М.,1975.;
45. Лубовский В. И., Переслени Л. И., Семаго М. М. О публикациях психодиагностических материалов //Вопросы психологии. – 1997, № 1. С. 133-137.;
46. Леонтьев А. Н. Хрестоматия по вниманию /Под ред. - М., МГУ, 1979.;
47. Ланге, Н. Н. Психологические исследования. Закон перцепции. Теория волевого внимания [Текст] / Н. Н. Ланге.- М.: Одесса, 1999. - С.5-6.;
48. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии — СПб.: Питер, 2006. — 320 с.;
49. Леонтьев А. Н. О материалистическом, рефлекторном и субъек-. тивно- идеалистическом понимании психики. «Советская педагогика», 1952, № 7.;
50. Мухина В.С. Детская психология. - М.: Апрель-Пресс, 1999.;
51. Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей [Текст] / Т. Д. Марцинковская.- М.: Наука, 1997 -176с.;
52. Немов Р. С. Психология: В 2 тт. - М., Просвещение, 1995.;
53. Немов Р.С., Книга 3 Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики NataHaus.ru – знание без границ 4-е издание Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших педагогических учебных заведений Москва ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001;
54. Нищева, Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 3 до 7 лет) [Текст] / Н.В. Нищева 48 – СПб.: «Детство-Пресс», 2016. – 624 с.;
55. Немов Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн./Р.С.Немов. изд 5-е. Москва: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. Кн.1. Общие основы психологии. 687 с.;
56. Поляков И. В., Ходаковский Л. С. К вопросу о переключаемости внимания «Уч. зап. МГПИ им. В. И. Ленина», 1970, № 381.;
57. Павлов И.П. Собр. Соч., т. III, кн. 2 М. – Л., Изд-во АН СССР, 1951.;
58. Потанина Г. Л. Учение о внимании прогрессивных психологов конца ХХ начала ХХ века. Автореф. канд. дисс. М., 1955.;
59. Посохова, С.Т. (под общ. ред.) Справочник практического психолога. Психодиагностика [Текст] /С.Т. Посохова.- СПб.: Сова, 2005. - 671, с.;
60. Пылаева, Н. М. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5 – 7 лет [Текст] / Н.М. Пылаева, Т.В. Ахутина, Н.В. Кузьмина. - М., 2005. – 388 с.;
61. Поддьяков Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребёнка-дошкольника. Ближние и дальние горизонты © Н. Н. Поддьяков, 2021, © ООО «Образовательные проекты», 2021;
62. Рубинштейн С. Л. Внимание и его воспитание. - М., 1972.;
63. Рибо Т. Хрестоматия по вниманию / Т. Рибо. - М.: Академия, 2005. - 208 с.;
64. Рутман, Э.М. Исследование развития внимания в онтогенезе [Текст] / Э.М. Рутман // Вопросы психологии. – 2010. – №4. – С. 161-167.;
65. Рибо Т. Психология внимания 4, 126, II с., Санкт-Петербург, 1890.;
66. Рыжова Н. В. Логопсихология [Текст] : учебно-методическое пособие / Н. В. Рыжова. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2010. – 139 с.;
67. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт- Петербург: Питер, 2000. 712 с.;
68. Рокицкая Ю. А. Психодиагностика: учебник для вузов / Ю.А. Рокицкая; Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. – [Челябинск]: Изд-во «Библиотека А. Миллера», 2021. – 140 с.;
69. Солдатова, Е.Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез: серия «Высшее образование» [Текст] / Е.Л. Солдатова, Г.Н. Лаврова.- М.: Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 384с.;
70. Селиверстов В.И., Дошкольная психология: учеб. пособие, для специальности 032000(050717) – Специальная дошкольная педагогика и психология, 2001.- 153 с.;
71. Слепович, Е.С. Специальная психология: Учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по психологическим и педагогическим специальностям / [Е.С. Слепович и др.]; под редакцией Е.С. Слепович, А.М. Полякова. - Минск.: Высшая школа, 2012. - 510 с.;
72. Селиверстов В.И. Дошкольная логопсихология, Учебное пособие
Под редакцией профессора В.И. Селиверстова
Авторы: к.п.н., доцент Денисова О.А.; к.п.н., доцент Захарова Т.В.; к.пс.н., доцент Бучилова И.А.; к.пс.н., доцент Самофал Р.А.; Поникарова В.Н.; Леханова О.Л.; Котляр Л.Я.
М., 2003. - 153 с.;
73. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. Перевод с польского. М. Прогресс 1982г. 231 с.;
74. Титченер, Э. Б. Внимание: психология внимания [Текст] / Э. Б. Титченер.- М.: ЧеРо, 2001.-С. 26-48.;
75. Тамбиев, А.Э. Программа развития основных свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А.Э. Тамбиев // Вопросы психологии. – 2013. – №1. – С. 53-63.;
76. Титченер Э.Б. Учебник психологии., 1914.;
77. Трошин О.В., Жулина Е.В. .Логопсихология : учеб. пособие для студентов вузов / - Москва : Твор. центр Сфера, 2005 (ГП Владимир. книж. тип.). - 246, [1] с.; 20 см. - (Учебное пособие).; ISBN 5-89144-599-9 (в обл.).;
78. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 336 с.;
79. Узнадзе Д.Н. У34 Общая психология/ Пер. с грузинского Е.Ш. Чомахидзе; Под ред. И.В. Имедадзе.- М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. – 413 с: ил. – (Серия «Живая классика»).;
80. Флоренская, Ю.А. Клиника и терапия речевых нарушений/ Ю.А. Флоренская. - М.: Медгиз, 1948.;
81. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. -- М.: Профессиональное образование, 1993. - 232с.;
82. Филичева, Т.Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.;
83. Черемошкина, Л.В. Развитие внимания детей: популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л.В. Черемошкина.- 1997. - 224с.;
84. Чупров Л. Ф. Еще раз о психологической диагностике // Вопросы психологии. — 2001. — № 5. — С. 152-155.;
85. Чупров, Л.Ф. Психологическая диагностика в работе практического психолога[Текст] / Вестник практической психологии образования №3(20) июль—сентябрь 2009 – С. 111-115.;
86. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология): учебник для студентов вузов [Текст] / И.В. Шаповаленко.- М.: Гардарики, 2007.;
87. Шаховская, С.Н., Шостак, Б.И. Обследование детей с нарушениями речи в условиях медико-педагогических комиссий/ С.Н. Шаховская, Б.И. Шостак // Речевые расстройства у детей и методы их устранения: сб. научных трудов. - М.: МГПИ, 1978. - с. 4-16.
2. Арскиева З.А., Ажиев М.В. Проблемы развития произвольного внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Современные методы и технологии обучения: детский сад-школа-ВУЗ. 2014. С. 24-29.;
3. Абасалиева А.З. Особенности внимания детей с задержкой психического развития // Теория и практика современной науки. 2017. С. 915-922.;
4. Баскакова, И. И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития [Текст] / И. И. Баскакова.- М.: Институт практической психологии, 1995. - С.34;
5. Бурлачук Л. Ф. Б91 Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с: ил. — (Серия «Учебник нового века»). ISBN 5-94723-045-3;
6. Братусь Б.С. Общая психология. В 7 томах. Том 4. Внимание / Под редакцией. - М.: Академия, 2010. - 480 c.;
7. Белова-Давид, Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи / Р.А. Белова-Давид // Нарушение речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1972. - с.32-82.;
8. Белякова, Л.И., Гаркуша, Ю.Ф., Усанова, О.Н., Фигередо, Э. Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью/ Л.И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усанова, Э. Э.Л. Фигередо // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. - М.: 1991. - с.72 - 87.;
9. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М.: Роспедагенство, 1994. 342 с.;
10. Бэн А. Психология, XXXII, 426, VI с., С.-Петербург, 1881.;
11. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.;
12. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по общей психологии // Выпуск 3: Субъект познания / ред. В.В. Петухов. Москва: Российское психологическое общество, 1998. 423-428 с.;
13. Волкова Л. С. , С. Н. Шаховская «Логопедия: Учебник для студентов дефектолгических факультетов педагогических вузов», – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2003.;
14. Волкова Л. С. Логопедия : учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Л69 заведений/под ред. Волковой Л. С.. —5-еизд., перераб. и доп. — М . : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 703 с.: ил. — (Коррекционная педагогика). ISBN 5-691-01357-2.;
15. Выготский, Л.С. Вклад отечественных ученых в изучение проблемы развития внимания в целом и развития внимания у детей дошкольного возраста [Текст] / Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин.- М.: Просвещение, 2001.;
16. Васильева И.В. Практикум по психодиагностике. Москва: Владос, 2014. 376 с.;
17. Выготский Л.С. Практикум по экспериментальной психологии гл. V. М. – Л., 1927.;
18. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. Москва: Директ-Медиа Паблишинг, 2008. 223 с.;
19. Гиппенрейтер Ю.Б. и В.Я. Романова. Психология внимания под ред. - М.: ЧеРо, 2001.- 858с.- (серия: Хрестоматия по психологии).;
20. Гуровец, Г.В. Психопатология детского возраста: Учеб. пособие для вузов/ Г.В. Гуровец. - М.: Владос, 2008. - 360 с.;
21. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи, Москва, ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008. — 128 с.;
22. Габдулина Л.И. Подходы к исследованию внимания в отечественной и зарубежной психологии: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2007. 50 с.;
23. Дормышев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания: Учебник/ послесловие проф. В.П. Зинченко.- 3-е изд., испр.- М.: Флинта, 2002.- 376с.;
24. Джеймс У., Психология (1922) / У. Джеймс ; [пер. с англ. И. Лапшина, М. Гринвальд; вступит. ст. А. Лызлова]. — М. : РИПОЛ классик, 2020. — 616 с. — (PSYCHE);
25. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие — М.: ИНФРА-М, 1997.- 256 с.;
26. Джемс, У. Внимание: хрестоматия по вниманию / У. Джемс.- М.: ЧеРо, 2009. - С. 51-52.;
27. Добрынин, Н.Ф. О теории и воспитании внимания [Текст] / Н.Ф Добрынин.- М.: ЧеРо, 2001.- С. 253 – 259.;
28. Духновский С. В. Д44 Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум. СПб.: Речь, 2009. — 141 с.;
29. Дормашев, Ю. Б. Психология внимания [Текст] / Ю. Б. Дормашев, В.Я. Романов.- М.,1999- С. 215.;
30. Дубровинская, Н.В. Некоторые характеристики внимания в онтогенезе: (статья) психологический журнал [Текст] / Н.В. Дубровинская.- 1982. - Т.З. - №5. - С. 54-65.;
31. Добрынин Н.Ф. Основные вопросы психологии внимания. В сб.: «Психологическая наука в СССР», 1. М. Изд-во АПН РСФСР, 1959.;
32. Дружинин В. Н. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Санкт-Петербург: ВЕЧЕ. 2013.;
33. Добрынин, Н. Ф. О селективности и динамике внимания [Текст] / Н.Ф. Добрынин // Вопросы психологии. - 2010. - №3. – С. 12-23.;
34. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., 2002.;
35. Запорожец, А.В. Психология детей дошкольного возраста [Текст] / А.В.Запорожец.- М.: Просвещение, 1964.;
36. Ивутина, Е.П., Касимова С.Г. Психодиагностика. Раздел Внимание : учебно-методическое пособие по курсу. Киров: ВГПУ, 2006. 52 с.;
37. Косякова, О.О. Логопсихология/ О.О. Косякова. - Ростов на Дону.: Феникс, 2007.;
38. Корнев А.Н. (статья) Речевые нарушения у детей и дислексия: медико-психологические аспекты // Санкт-Петербургский педиатрический медицинский университет, 2021, - с. 1-12.;
39. Кирдяшкина Т.А. Методы исследования внимания (Практикум по психологии), Учебное пособие Челябинск Издательство ЮУрГУ 1999.;
40. Корнилов К. Н. Учебник психологии. Л., 1926.;
41. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты: - СПб.: Речь, 2006. – 380 с: ил. ISBN 5- 9268- 0412- 4;
42. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем- логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб, 2002.- 368 с, ил.;
43. Купцова А.М., Зиятдинова Н.И., Зарипова Р.И., Зефиров Т.Л. Физиологические основы внимания. Развитие внимания у детей и подростков. Учебно-методическое пособие, Казань 2017.;
44. Лурия А.Р. Внимание и память. - М.,1975.;
45. Лубовский В. И., Переслени Л. И., Семаго М. М. О публикациях психодиагностических материалов //Вопросы психологии. – 1997, № 1. С. 133-137.;
46. Леонтьев А. Н. Хрестоматия по вниманию /Под ред. - М., МГУ, 1979.;
47. Ланге, Н. Н. Психологические исследования. Закон перцепции. Теория волевого внимания [Текст] / Н. Н. Ланге.- М.: Одесса, 1999. - С.5-6.;
48. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии — СПб.: Питер, 2006. — 320 с.;
49. Леонтьев А. Н. О материалистическом, рефлекторном и субъек-. тивно- идеалистическом понимании психики. «Советская педагогика», 1952, № 7.;
50. Мухина В.С. Детская психология. - М.: Апрель-Пресс, 1999.;
51. Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей [Текст] / Т. Д. Марцинковская.- М.: Наука, 1997 -176с.;
52. Немов Р. С. Психология: В 2 тт. - М., Просвещение, 1995.;
53. Немов Р.С., Книга 3 Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики NataHaus.ru – знание без границ 4-е издание Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших педагогических учебных заведений Москва ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001;
54. Нищева, Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 3 до 7 лет) [Текст] / Н.В. Нищева 48 – СПб.: «Детство-Пресс», 2016. – 624 с.;
55. Немов Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн./Р.С.Немов. изд 5-е. Москва: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. Кн.1. Общие основы психологии. 687 с.;
56. Поляков И. В., Ходаковский Л. С. К вопросу о переключаемости внимания «Уч. зап. МГПИ им. В. И. Ленина», 1970, № 381.;
57. Павлов И.П. Собр. Соч., т. III, кн. 2 М. – Л., Изд-во АН СССР, 1951.;
58. Потанина Г. Л. Учение о внимании прогрессивных психологов конца ХХ начала ХХ века. Автореф. канд. дисс. М., 1955.;
59. Посохова, С.Т. (под общ. ред.) Справочник практического психолога. Психодиагностика [Текст] /С.Т. Посохова.- СПб.: Сова, 2005. - 671, с.;
60. Пылаева, Н. М. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5 – 7 лет [Текст] / Н.М. Пылаева, Т.В. Ахутина, Н.В. Кузьмина. - М., 2005. – 388 с.;
61. Поддьяков Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребёнка-дошкольника. Ближние и дальние горизонты © Н. Н. Поддьяков, 2021, © ООО «Образовательные проекты», 2021;
62. Рубинштейн С. Л. Внимание и его воспитание. - М., 1972.;
63. Рибо Т. Хрестоматия по вниманию / Т. Рибо. - М.: Академия, 2005. - 208 с.;
64. Рутман, Э.М. Исследование развития внимания в онтогенезе [Текст] / Э.М. Рутман // Вопросы психологии. – 2010. – №4. – С. 161-167.;
65. Рибо Т. Психология внимания 4, 126, II с., Санкт-Петербург, 1890.;
66. Рыжова Н. В. Логопсихология [Текст] : учебно-методическое пособие / Н. В. Рыжова. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2010. – 139 с.;
67. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт- Петербург: Питер, 2000. 712 с.;
68. Рокицкая Ю. А. Психодиагностика: учебник для вузов / Ю.А. Рокицкая; Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. – [Челябинск]: Изд-во «Библиотека А. Миллера», 2021. – 140 с.;
69. Солдатова, Е.Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез: серия «Высшее образование» [Текст] / Е.Л. Солдатова, Г.Н. Лаврова.- М.: Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 384с.;
70. Селиверстов В.И., Дошкольная психология: учеб. пособие, для специальности 032000(050717) – Специальная дошкольная педагогика и психология, 2001.- 153 с.;
71. Слепович, Е.С. Специальная психология: Учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по психологическим и педагогическим специальностям / [Е.С. Слепович и др.]; под редакцией Е.С. Слепович, А.М. Полякова. - Минск.: Высшая школа, 2012. - 510 с.;
72. Селиверстов В.И. Дошкольная логопсихология, Учебное пособие
Под редакцией профессора В.И. Селиверстова
Авторы: к.п.н., доцент Денисова О.А.; к.п.н., доцент Захарова Т.В.; к.пс.н., доцент Бучилова И.А.; к.пс.н., доцент Самофал Р.А.; Поникарова В.Н.; Леханова О.Л.; Котляр Л.Я.
М., 2003. - 153 с.;
73. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. Перевод с польского. М. Прогресс 1982г. 231 с.;
74. Титченер, Э. Б. Внимание: психология внимания [Текст] / Э. Б. Титченер.- М.: ЧеРо, 2001.-С. 26-48.;
75. Тамбиев, А.Э. Программа развития основных свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А.Э. Тамбиев // Вопросы психологии. – 2013. – №1. – С. 53-63.;
76. Титченер Э.Б. Учебник психологии., 1914.;
77. Трошин О.В., Жулина Е.В. .Логопсихология : учеб. пособие для студентов вузов / - Москва : Твор. центр Сфера, 2005 (ГП Владимир. книж. тип.). - 246, [1] с.; 20 см. - (Учебное пособие).; ISBN 5-89144-599-9 (в обл.).;
78. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 336 с.;
79. Узнадзе Д.Н. У34 Общая психология/ Пер. с грузинского Е.Ш. Чомахидзе; Под ред. И.В. Имедадзе.- М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. – 413 с: ил. – (Серия «Живая классика»).;
80. Флоренская, Ю.А. Клиника и терапия речевых нарушений/ Ю.А. Флоренская. - М.: Медгиз, 1948.;
81. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. -- М.: Профессиональное образование, 1993. - 232с.;
82. Филичева, Т.Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.;
83. Черемошкина, Л.В. Развитие внимания детей: популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л.В. Черемошкина.- 1997. - 224с.;
84. Чупров Л. Ф. Еще раз о психологической диагностике // Вопросы психологии. — 2001. — № 5. — С. 152-155.;
85. Чупров, Л.Ф. Психологическая диагностика в работе практического психолога[Текст] / Вестник практической психологии образования №3(20) июль—сентябрь 2009 – С. 111-115.;
86. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология): учебник для студентов вузов [Текст] / И.В. Шаповаленко.- М.: Гардарики, 2007.;
87. Шаховская, С.Н., Шостак, Б.И. Обследование детей с нарушениями речи в условиях медико-педагогических комиссий/ С.Н. Шаховская, Б.И. Шостак // Речевые расстройства у детей и методы их устранения: сб. научных трудов. - М.: МГПИ, 1978. - с. 4-16.
Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР ПОСРЕДСТВОМ КОМПЛЕКСА ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2021 - Психологическая коррекция внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2024 - ОБОСНОВАНИЕ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОСАНКИ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТРОВАНИЕ ТРЕВОЖНЫХ
МЕТЕРЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - ПОВЫШЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2022 - Развитие гибкости у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями осанки
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2021 - Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ш уровня средствами интерактивных игр
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2021 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией с использованием сюжетно-ролевых игр
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2022 - Особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021



