Изучение внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи (Красноярский Государственный Педагогический Университет)
|
Работа носит методический характер.
Введение 3
Глава 1. Анализ современного состояния проблемы исследования 8
1.1. Проблема изучения внимания в психологии 8
1.2. Становление произвольного внимания в старшем дошкольном возрасте……15
1.3. Современное состояние изучения проблемы произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи………………..23
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Изучение произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи…………………………………………………..32
2.1. Модель исследования и научно-методологические подходы к изучению произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи…32
2.2. Методические рекомендации и психодиагностическое изучение произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи……38
Выводы по второй главе……………….46
Заключение……………………………………………………………………….47
Список использованной литературы……………50
Приложения………………………………………………….…………………..58
Введение 3
Глава 1. Анализ современного состояния проблемы исследования 8
1.1. Проблема изучения внимания в психологии 8
1.2. Становление произвольного внимания в старшем дошкольном возрасте……15
1.3. Современное состояние изучения проблемы произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи………………..23
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Изучение произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи…………………………………………………..32
2.1. Модель исследования и научно-методологические подходы к изучению произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи…32
2.2. Методические рекомендации и психодиагностическое изучение произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи……38
Выводы по второй главе……………….46
Заключение……………………………………………………………………….47
Список использованной литературы……………50
Приложения………………………………………………….…………………..58
Актуальность исследования. Среди всех психических явлений и процессов внимание занимает важное место. Оно не является психическим процессом, осуществляющимся самостоятельно, и не относится к свойствам личности, так как стимулами внимания являются внешние средства. Однако, внимание всегда соединено с практической деятельностью и познавательными процессами, отображает интересы направленности личности. В жизни внимание является одной из сторон психической деятельности и выступает необходимой составляющей успешного получения знаний, качества и эффективности трудовой деятельности человека. Внимание позволяет человеку из множества раздражителей отобрать самые важные из них и игнорировать другие. Также человек потенциально может воспроизвести большое количество возможных движений, но благодаря вниманию выделяет немногие, соответствующие определенным действиям, и тормозит остальные. Внимание обеспечивает человеку возможность сохранять лишь некоторые, из большого числа ассоциаций, возникающих в ходе какой- либо деятельности и абстрагироваться от других. Истинно, проблема внимания актуальна в настоящее время, так как нарушение такой важной психической функции, как внимания препятствует гармоничному функционированию жизнедеятельности человека во всех сферах.
Изучение внимания являет собой одну из насущных проблем исследования в психологии. Данный вопрос представлен в трудах отечественных ученых: Л. С. Выготского (1960), А. Р. Лурии (1975), С. Л. Рубинштейна (1972), А. Н. Леонтьева (1979), Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова (2001). К слову, изучением этой темы занимались и зарубежные авторы: Т. Рибо (2005), У. Джеймс (1922), Д. Н. Узнадзе (2004).
Не менее существенное значение имеет развитие внимания в старшем дошкольном возрасте, эта тема освещена в исследованиях: Ю. Б. Дормашева, В. Я. Романова (1999), А. В. Запорожец (1964), Э. Б. Титченер (2001).
Проблема речевого развития, обучения и воспитания детей с нарушениями речи остается одной из самых распространенных в специальной детской психологии. У детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста отмечается неустойчивость внимания, достаточно низкий уровень показателей произвольного внимания, трудности в выстраивании своих действий, сложности в сосредоточении внимания на оценке условий и подборе способов и средств, в решении задач, в переключении, концентрации и распределении внимания.
Дети с нарушениями речи, одна из самых популярных категорий детей, имеющих отклонения в своем развитии от нормы. Интерес к таким детям характеризуется возрастанием количества детей с вышеуказанным отклонением.
Проблема изучения внимания детей с нарушениями речи отражена в работах: П. Я. Гальперина, С. Л. Кабыльницкой (1974), Н. Ф. Добрынина (2001), Д. Б. Эльконина (2001), Л. И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усанова, Э. Э. Л. Фигередо (1991).
В дошкольном возрасте у детей формируются и закладываются важные психические процессы, и их качество во многом зависит от внимания и всех его видов. На сегодняшний день одним из актуальных и мало изученных векторов в психолого-педагогических исследованиях выступает изучение произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Произвольное внимание предполагает сосредоточенность на объекте или действии с конкретно поставленной целью и с помощью волевого усилия. У старших дошкольников с речевыми нарушениями, особенно, подвержено искаженному развитию произвольное внимание, поскольку данным типом внимания, дети овладевают в процессе общения с взрослыми.
Противоположно развитию внимания детей с нормой, внимание детей с нарушениями речи развивается по-иному, оно значительно, снижено. Выполняя задание, ребенок не может довести его до конца, в процессе решения задания дети суетятся, часто отвлекаются, испытывают сложности из-за небольшого объема внимания, у них наблюдается отсутствие активности и целенаправленности в действиях. Необходимо принимать к сведению указанную специфику внимания старших дошкольников с нарушениями речи для создания благоприятных условий обучения и воспитания.
Значительно меньше исследований посвящено изучению произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, этот вопрос рассмотрен в трудах: Е. С. Слепович (2012), О. О. Косяковой (2007), С. Н. Шаховской (1978), Р. А. Беловой- Давид (1972).
Хоть отечественными и зарубежными учеными психологами и педагогами внесен значительный вклад в изучение произвольного внимания детей с нарушениями речи, некоторые вопросы остаются недостаточно раскрытыми и предполагают последующее изучение. Учет особенностей произвольного внимания обязателен для организации оптимальных условий обучения, воспитания и социализации детей дошкольного возраста с нарушением речи.
Цель исследования: изучить современное состояние проблемы произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Объект исследования: произвольное внимание и его развитие в старшем дошкольном возрасте.
Предмет исследования: произвольное внимание детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить проблему произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить особенности произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
3. Проанализировать современное состояние изучения проблемы произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
4. Разработать модель изучения произвольного внимания дошкольников с нарушениями речи.
Гипотеза исследования: предположение о том, что у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи преобладают средний и низкий уровни произвольного внимания.
Методы исследования были обусловлены целью, задачами и гипотезой работы. В ходе исследования использовались теоретические методы, которые состояли из: аналитического сбора литературы, систематизации информации по проблеме исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что представленные в курсовой работе материалы позволят обобщить и классифицировать знания по проблеме исследования.
В модель психологического исследования были включены следующие психодиагностические методики: «Запомни и расставь точки» (2001) [48, с. 81], «Корректурная проба» Б. Бурдона (2006) [16, с. 7], «Проставь значки» (2007) [37, с. 56], «Переплетенные линии» А. Рея (1994) [9, с. 11], «Тест Мюнстерберга» (1999) [39, с. 14].
Этапы проведения исследования.
1. Аналитический. Реализовывался процесс подбора изучения и анализа психологической, педагогической и специальной литературы по проблеме исследования. Определялись теоретические и методологические основы работы, цели и задачи; детализировались объект и предмет исследования.
2. Заключительно- обобщающий. Систематизировались и обобщались результаты исследовательской работы, уточнялись теоретические выводы.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы в количестве 87 источников
Изучение внимания являет собой одну из насущных проблем исследования в психологии. Данный вопрос представлен в трудах отечественных ученых: Л. С. Выготского (1960), А. Р. Лурии (1975), С. Л. Рубинштейна (1972), А. Н. Леонтьева (1979), Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова (2001). К слову, изучением этой темы занимались и зарубежные авторы: Т. Рибо (2005), У. Джеймс (1922), Д. Н. Узнадзе (2004).
Не менее существенное значение имеет развитие внимания в старшем дошкольном возрасте, эта тема освещена в исследованиях: Ю. Б. Дормашева, В. Я. Романова (1999), А. В. Запорожец (1964), Э. Б. Титченер (2001).
Проблема речевого развития, обучения и воспитания детей с нарушениями речи остается одной из самых распространенных в специальной детской психологии. У детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста отмечается неустойчивость внимания, достаточно низкий уровень показателей произвольного внимания, трудности в выстраивании своих действий, сложности в сосредоточении внимания на оценке условий и подборе способов и средств, в решении задач, в переключении, концентрации и распределении внимания.
Дети с нарушениями речи, одна из самых популярных категорий детей, имеющих отклонения в своем развитии от нормы. Интерес к таким детям характеризуется возрастанием количества детей с вышеуказанным отклонением.
Проблема изучения внимания детей с нарушениями речи отражена в работах: П. Я. Гальперина, С. Л. Кабыльницкой (1974), Н. Ф. Добрынина (2001), Д. Б. Эльконина (2001), Л. И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усанова, Э. Э. Л. Фигередо (1991).
В дошкольном возрасте у детей формируются и закладываются важные психические процессы, и их качество во многом зависит от внимания и всех его видов. На сегодняшний день одним из актуальных и мало изученных векторов в психолого-педагогических исследованиях выступает изучение произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Произвольное внимание предполагает сосредоточенность на объекте или действии с конкретно поставленной целью и с помощью волевого усилия. У старших дошкольников с речевыми нарушениями, особенно, подвержено искаженному развитию произвольное внимание, поскольку данным типом внимания, дети овладевают в процессе общения с взрослыми.
Противоположно развитию внимания детей с нормой, внимание детей с нарушениями речи развивается по-иному, оно значительно, снижено. Выполняя задание, ребенок не может довести его до конца, в процессе решения задания дети суетятся, часто отвлекаются, испытывают сложности из-за небольшого объема внимания, у них наблюдается отсутствие активности и целенаправленности в действиях. Необходимо принимать к сведению указанную специфику внимания старших дошкольников с нарушениями речи для создания благоприятных условий обучения и воспитания.
Значительно меньше исследований посвящено изучению произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, этот вопрос рассмотрен в трудах: Е. С. Слепович (2012), О. О. Косяковой (2007), С. Н. Шаховской (1978), Р. А. Беловой- Давид (1972).
Хоть отечественными и зарубежными учеными психологами и педагогами внесен значительный вклад в изучение произвольного внимания детей с нарушениями речи, некоторые вопросы остаются недостаточно раскрытыми и предполагают последующее изучение. Учет особенностей произвольного внимания обязателен для организации оптимальных условий обучения, воспитания и социализации детей дошкольного возраста с нарушением речи.
Цель исследования: изучить современное состояние проблемы произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Объект исследования: произвольное внимание и его развитие в старшем дошкольном возрасте.
Предмет исследования: произвольное внимание детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить проблему произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить особенности произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
3. Проанализировать современное состояние изучения проблемы произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
4. Разработать модель изучения произвольного внимания дошкольников с нарушениями речи.
Гипотеза исследования: предположение о том, что у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи преобладают средний и низкий уровни произвольного внимания.
Методы исследования были обусловлены целью, задачами и гипотезой работы. В ходе исследования использовались теоретические методы, которые состояли из: аналитического сбора литературы, систематизации информации по проблеме исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что представленные в курсовой работе материалы позволят обобщить и классифицировать знания по проблеме исследования.
В модель психологического исследования были включены следующие психодиагностические методики: «Запомни и расставь точки» (2001) [48, с. 81], «Корректурная проба» Б. Бурдона (2006) [16, с. 7], «Проставь значки» (2007) [37, с. 56], «Переплетенные линии» А. Рея (1994) [9, с. 11], «Тест Мюнстерберга» (1999) [39, с. 14].
Этапы проведения исследования.
1. Аналитический. Реализовывался процесс подбора изучения и анализа психологической, педагогической и специальной литературы по проблеме исследования. Определялись теоретические и методологические основы работы, цели и задачи; детализировались объект и предмет исследования.
2. Заключительно- обобщающий. Систематизировались и обобщались результаты исследовательской работы, уточнялись теоретические выводы.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы в количестве 87 источников
На сегодняшний день вопрос изучения развития внимания остается актуальным. Это обусловлено процессом развития детей в целом, где самым важным является здоровьесбережение детей, устройство комфортной обстановки для успешной жизни, реализации и обучения. В настоящее время количество детей, которые испытывают трудности с обязательной образовательной программой. Эта ситуация обуславливает потребность в создании психолого- педагогических средств развития и совершенствования ресурсов дошкольников. Внимание представляет собой один из феноменов ориентировочно-исследовательской деятельности человека. Также оно значительно воздействует на регуляцию интеллектуального процесса.
В настоящий момент единого определения сущности развития внимания не существует, так как ученые психологи не пришли к общим выводам. Некоторые ученые (П.Я. Гальперин, Д. Бродбент, А.Н. Леонтьев) представляют внимание как самостоятельный психический процесс, имеющий специфическое содержание. Другие ученые (И. Гербарт, В.Вундт, Э.Б. Титченер) считают внимание лишь проявлением какого- либо другого процесса, протекающего в психической деятельности. В первой главе согласно изучаемому вопросу и поставленным задачам нами подобрана теоретическая информация по положению изученности внимания отечественными и зарубежными деятелями науки. Благодаря исследованиям известных психологов, таким как Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн была выявлена специфика внимания старших дошкольников. Было выдвинуто определение внимания, раскрыты виды и свойства, а также его особенности. Главной спецификой произвольного внимания старших дошкольников является: частая отвлекаемость, неустойчивость, повышенная переключаемость. У детей с нарушениями речи невысокие уровни распределения и концентрации внимания, неустойчивость внимания, низкий уровень всех свойств произвольного внимания в целом. Вышеперечисленные особенности внимания усложняют деятельность мыслительных процессов и провоцируют несформированность жизненных и образовательных навыков и умений. Дошкольники испытывают трудности при выполнении заданий, это отражается в низкой сосредоточенности, высокой утомляемости, ограниченности познавательной сферы. Во второй главе были проанализированы ключевые принципы, концепции психологической диагностики, подходы к изучению внимания, а также подобраны методики для исследования произвольного внимания у старших дошкольников. Для реализации диагностики психологу, прежде всего, необходимо создать комфортную обстановку, установить доверительную связь и визуальный контакт с ребенком. Важным моментом является соблюдение основных принципов психодиагностики: брать во внимание клиническую структуру дефекта и опираться на принцип целостности экспериментально-психологического исследования. При проведении диагностической процедуры важно руководствоваться еще несколькими принципами: принцип научной обоснованности психодиагностических методик; принцип взаимосвязи возможностей инструментального уровня приема и уровня анализа высших психических функций; принцип не нанесения ущерба; принцип эффективности предполагаемых практических рекомендаций; принцип контроля и сравнения методик между собой; принцип необходимости- достаточности. Существует необходимость указать следующие подходы к изучению внимания: функционально- генетический, когнитивно- информационный, интроспективный или подход самонаблюдения (феноменологический) и деятельностный подход.
Итак, в результате осуществленного нами теоретического разбора психологических научных источников к познанию специфики, содержания, структуры, свойств и процессов исследования внимания у старших дошкольников с нарушениями речи выяснилось, что преимущества у этих детей имеют средний и низкий уровни развития внимания. Представленные особенности обосновывают значимость развития данного процесса у старших дошкольников с нарушениями речи в условиях специального обучения и воспитания.
В настоящий момент единого определения сущности развития внимания не существует, так как ученые психологи не пришли к общим выводам. Некоторые ученые (П.Я. Гальперин, Д. Бродбент, А.Н. Леонтьев) представляют внимание как самостоятельный психический процесс, имеющий специфическое содержание. Другие ученые (И. Гербарт, В.Вундт, Э.Б. Титченер) считают внимание лишь проявлением какого- либо другого процесса, протекающего в психической деятельности. В первой главе согласно изучаемому вопросу и поставленным задачам нами подобрана теоретическая информация по положению изученности внимания отечественными и зарубежными деятелями науки. Благодаря исследованиям известных психологов, таким как Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн была выявлена специфика внимания старших дошкольников. Было выдвинуто определение внимания, раскрыты виды и свойства, а также его особенности. Главной спецификой произвольного внимания старших дошкольников является: частая отвлекаемость, неустойчивость, повышенная переключаемость. У детей с нарушениями речи невысокие уровни распределения и концентрации внимания, неустойчивость внимания, низкий уровень всех свойств произвольного внимания в целом. Вышеперечисленные особенности внимания усложняют деятельность мыслительных процессов и провоцируют несформированность жизненных и образовательных навыков и умений. Дошкольники испытывают трудности при выполнении заданий, это отражается в низкой сосредоточенности, высокой утомляемости, ограниченности познавательной сферы. Во второй главе были проанализированы ключевые принципы, концепции психологической диагностики, подходы к изучению внимания, а также подобраны методики для исследования произвольного внимания у старших дошкольников. Для реализации диагностики психологу, прежде всего, необходимо создать комфортную обстановку, установить доверительную связь и визуальный контакт с ребенком. Важным моментом является соблюдение основных принципов психодиагностики: брать во внимание клиническую структуру дефекта и опираться на принцип целостности экспериментально-психологического исследования. При проведении диагностической процедуры важно руководствоваться еще несколькими принципами: принцип научной обоснованности психодиагностических методик; принцип взаимосвязи возможностей инструментального уровня приема и уровня анализа высших психических функций; принцип не нанесения ущерба; принцип эффективности предполагаемых практических рекомендаций; принцип контроля и сравнения методик между собой; принцип необходимости- достаточности. Существует необходимость указать следующие подходы к изучению внимания: функционально- генетический, когнитивно- информационный, интроспективный или подход самонаблюдения (феноменологический) и деятельностный подход.
Итак, в результате осуществленного нами теоретического разбора психологических научных источников к познанию специфики, содержания, структуры, свойств и процессов исследования внимания у старших дошкольников с нарушениями речи выяснилось, что преимущества у этих детей имеют средний и низкий уровни развития внимания. Представленные особенности обосновывают значимость развития данного процесса у старших дошкольников с нарушениями речи в условиях специального обучения и воспитания.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР ПОСРЕДСТВОМ КОМПЛЕКСА ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2021 - Психологическая коррекция внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2024 - ОБОСНОВАНИЕ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОСАНКИ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТРОВАНИЕ ТРЕВОЖНЫХ
МЕТЕРЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - ПОВЫШЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2022 - Развитие гибкости у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями осанки
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2021 - Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ш уровня средствами интерактивных игр
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2021 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией с использованием сюжетно-ролевых игр
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2022 - Особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021



