АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Развитие словарного запаса при обучении иностранному языку посредством геймификации 8
1.1. Роль и место развития лексической компетенции (лексических навыков) в процессе обучения иностранному языку 8
1.2. Современные подходы к формированию лексических навыков при обучении иностранному языку 14
1.3. Использования геймификации для формирования лексических навыков в обучении иностранному языку 31
Выводы по первой главе 48
Глава 2. Содержание и реализация экспериментальной программы по использованию приемов геймификации для формирования лексических навыков 50
2.1 Содержание эксперимента 50
2.2 Реализация эксперимента 56
2.3 Анализ и интерпретация результатов экспериментальной программы 61
Выводы по второй главе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
Актуальность исследования
Актуальность данного исследования заключается в том, что использование приемов геймификации в обучении иностранному языку (ИЯ) может помочь улучшить общий уровень успеваемости учащихся и способствовать улучшению их лексических навыков.
Лексические навыки и богатый словарный запас являются основой изучения языка и основным элементом использования языка. Овладение богатым словарным запасом может помочь людям более точно и свободно выражать свои мысли и мнения, а также эффективно общаться с другими. Прежде всего, словарный запас является основой языкового чтения и письма. В процессе чтения и письма очень важно использовать словарный запас. Только обладая достаточным словарным запасом, вы сможете понимать материалы для чтения и писать точные, беглые и насыщенные статьи. Во-вторых, обучение словарному запасу также является ключом к улучшению языковых навыков учащихся. Только освоив достаточный словарный запас, учащиеся смогут развивать устную и письменную речь и, таким образом, улучшать свои языковые навыки. Таким образом, важность развития лексических навыков и словарного запаса нельзя игнорировать в процессе изучения языка.
Развитие лексических навыков важно для общения, обучения и работы. Хорошая идея — использовать для их развития геймификацию, в частности для расширения словарного запаса. Потому что геймификация может сделать обучение более интересным и увлекательным, стимулируя энтузиазм и интерес учащихся, а также улучшая их способность усваивать учебные материалы. Геймифицированные методы обучения обычно разрабатываются с целями и механизмами вознаграждения, чтобы мотивировать учащихся продолжать обучение и поддерживать мотивацию. Развитие словарного запаса посредством геймификации позволяет учащимся улучшить свой словарный запас и навыки памяти, наслаждаясь игрой. Разрешение учащимся усваивать знания посредством веселых игр активизирует атмосферу в классе, улучшает взаимодействие в классе и облегчает стимулирование учебной инициативы и энтузиазма учащихся. Это также снижает вероятность того, что учащиеся потеряют концентрацию во время лекций, поэтому они могут быть более способными. Эффективно повысить эффективность преподавания.
Так называемое «игровое обучение» использует «игры» в качестве канала обучения с целью развлечь и сделать учащихся более активными в процессе обучения, тем самым улучшая качество обучения, а не просто «привлекая внимание учащихся». Поэтому, когда учителя применяют геймифицированное обучение, они должны соответствовать учебным материалам, создавать игры, отвечающие потребностям учащихся, на основе учебных материалов и своевременно обучать учащихся знаниям в играх, чтобы достичь единства стимулирования энтузиазма учащихся и достижения целей обучения.
Некоторые сетевые платформы игрового обучения, особенно с учетом нынешнего уровня технологий и развития Интернета, также предоставляют функции сотрудничества или соревнования между несколькими людьми, чтобы усилить у учащихся чувство конкуренции и духа сотрудничества, способствовать взаимодействию, сотрудничеству и конкуренции между учащимися, а также развивать командный дух. И это делает процесс обучения более интересным и увлекательным. В целом, современный геймифицированный подход к развитию лексических навыков помогает стимулировать интерес, повышает эффективность обучения и способствует развитию командной работы, что делает его инновационным и динамичным способом обучения.
Объект - формирование лексических навыков при обучении ИЯ.
Предмет - использование геймификации в формировании лексических навыков.
Цель исследования - обосновать эффективность использования геймификации в формировании лексических навыков при обучении ИЯ.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1. Определить роль и место развития лексической компетенции (лексических навыков) в процессе обучения ИЯ.
2. Проанализировать подходы к формированию лексических навыков при обучении ИЯ.
3. Обосновать потенциал использования геймификации для формирования лексических навыков в обучении ИЯ.
4. Разработать, реализовать и оценить эффективность программы использования геймификации в формировании лексических навыков при обучении ИЯ.
Методологическая основа исследования:
Вопросами обучения лексическим навыкам в контексте обучения ИЯ занимались следующие авторы: Гаджиева А.Г., Абдулаева Р.Н., Котельникова Е.Ю., Шпортько И.А., Черновол М.П., Позднякова М.Н., Карпачёва И.А., Осадчая И.В., Леско Е.С. и др.
Исследованию подходов в обучении лексике посвящены работы Сапух Т.В., Серовой Т.С., Стародубцевой О.Г., Арсарык А.А. и др.
Исследованиями вопросов геймификация в обучении, в частности, в обучении иностранным языкам занимались Варенина Л.П., Панина Е.Ю., Булкина М.В., Коваль Н.Н., Панина Е.Ю. и др.
Методы исследования:
- изучение и анализ литературы по теме исследования;
- изучение практического опыта методистов, преподавателей;
- обобщение, анализ, классификация, анкетирование; педагогический эксперимент.
Практическая значимость исследования данной работы заключается в разработке программы, основанной на использовании методов геймификации для развития лексических навыков школьников, особенно в языковом курсе среднего уровня изучения английского языка как иностранного.
Структура работы соответствует предмету, цели, задачам и логике исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Цель данного исследования направлена на развитие лексических навыков школьников на иностранном языке в процессе геймификации обучения, которая эффективна для улучшения усвоения английской лексики. В ходе исследования мы изучили новый подход к обучению английской лексике. Мы использовали уникальную и привлекательную тему геймификации "загадочное потерянное сокровище" и подтвердили эксперимент рядом заданий и тестов на отработку лексики.
Геймификация определяется как применение игровых элементов и игровых принципов в неигровой среде. Геймификация в обучении - это использование игровых правил и механизмов в играх для мотивации школьников и достижения реальных образовательных целей в процессе изучения предмета.
В ходе нашего исследования мы сравнили эффективность геймифицированных методов обучения с традиционными. Мы заметили, что школьники, участвовавшие в геймифицированном обучении, демонстрируют более высокую мотивацию, вовлеченность в процесс обучения и удерживают внимание, чем при использовании традиционных методов обучения. Они проявляли больший интерес и активное участие в учебном процессе, а также большую самостоятельность и мотивацию к обучению. По сравнению с традиционными методами обучения, геймифицированное обучение позволяет школьникам успешнее учиться, легче проверять свои знания, а также эффективнее изучать и применять английскую лексику.
В практической части исследования проверялась эффективность использования геймификации в процессе преподавания английского языка. Для этого работа была разделена на три этапа: подготовительный, формирующий и оценочный.
На подготовительном этапе были определены средний балл школьников, их начальный уровень интереса к предмету и уровень знаний по предмету. Школьники были разделены на две группы: одна группа была настроена на внедрение геймификации в образовательный процесс, другая - нет. На формирующем этапе набор инструментов геймификации использовался для обучения английской лексике. На этапе оценки была проведена оценка эффективности формирующего этапа.
Было установлено, что использование геймификации является эффективным инструментом для развития лексических навыков школьников по сравнению с традиционными методами. Геймификация помогает улучшить усвоение английской лексики. Школьники, прошедшие обучение с использованием геймификации, проявили больший интерес, самостоятельность и мотивацию, что способствовало успешному усвоению, проверке и применению новых знаний.
В заключение следует отметить, что применение методов геймификации для обучения английской лексике дает важные советы и рекомендации. Поэтому имеет смысл использовать геймификацию для развития лексических навыков школьников в процессе изучения иностранного языка.
[1] Аль-Момани Елена Анатольевна. "Лексическая игра как способ обучения русскому языку как иностранному" Евразийский Союз Ученых, no. 7-1 (64), 2019, pp. 12-14.
[2] Гаджиева А.Г., and Абдулаева Р.Н.. "Развитие лексических навыков английского языка на младшем этапе обучения" Форум молодых ученых, no.
12 (40), 2019, pp. 176-180
[3] Позднякова Марина Николаевна, Карпачёва Ирина Анатольевна, Панарина Галина Ивановна, Зайцева Надежда Владимировна, and Медведева Дарья Дмитриевна. "Геймификация как способ формирования лексических навыков говорения на уроке иностранного языка в общеобразовательной школе" Перспективы науки и образования, no. 4 (58), 2022, pp. 598-616.
[4] Осадчая Ирина Викторовна, and Леско Екатерина Сергеевна. "Лексическая компетенция как языковая основа обучения иностранному языку младших школьников" Проблемы современного педагогического образования, no. 59-1, 2018, pp. 274-277.
[5] Серова Тамара Сергеевна, and Чайникова Галина Раскатовна. "Система упражнений для развития лексической компетенции" Педагогическое образование в России, no. 6, 2013, pp. 91-97.
[6] Малюгина Анна Владимировна. "Методы и приёмы активизации лексики на занятиях по иностранному языку" Московский педагогический журнал, no. 3,2021, pp. 57-67.
[7] Стародубцева Ольга Геннадьевна. "Лексическая компетенция как
школьников неязыкового вуза" Бюллетень сибирской медицины, vol. 12, no. 3, 2013, pp. 127-131.
[8] ФГОС Основное общее образование. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 11.12.2020). - /URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения:07.04.2024)
[9] Черновол, М. П. Методы и приемы развития лексических навыков школьников в процессе обучения иностранному языку / М. П. Черновол, И. В. Чирич // Вопросы педагогики. - 2021. - № 8. - С. 169-171. - EDN NXFDPB.
[10] Чайка Кристина Владимировна. "Современные подходы к обучению иностранным языкам" Гуманитарные исследования. Педагогика и психология, no. 7, 2021, pp. 55-65. doi:10.24412/2712-827X-2021-7-55-65
[11] Сапух Татьяна Викторовна. "Современные средства формирования лексических навыков учащихся на уроках английского языка (на примере облака слов)" Азимут научных исследований: педагогика и психология, vol. 7, no. 3(24), 2018, pp. 212-216.
[12] Котельникова Е.Ю., and Шпортько И.А.. "К вопросу об обучении иноязычной лексике в техническом вузе" Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики, no. 1, 2016, pp. 118.
[13] Осадчая Ирина Викторовна, and Леско Екатерина Сергеевна. "Лексическая компетенция как языковая основа обучения иностранному языку младших школьников" Проблемы современного педагогического образования, no. 59-1, 2018, pp. 274-277.
[14] Котельникова Е.Ю., and Шпортько И.А.. "К вопросу об обучении иноязычной лексике в техническом вузе" Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики, no. 1,2016, pp. 117-126.
[15] Варенина Людмила Петровна. "Геймификация в образовании" Историческая и социально-образовательная мысль, no. 6-2, 2014, pp. 314-317... 27