Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС И ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ В ТРАДИЦИОННОМ КИТАЕ (ЭПОХИ МИН И ЦИН)

Работа №189193

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы59
Год сдачи2022
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Этапы жизненного цикла женщины в традиционном Китае (династии Мин и Цин) 9
1.1 Статус девушки до замужества 9
1.2 Традиционная китайская свадьба 15
1.3 Положение женщины в системе семейно-брачных отношений 19
2 Особенности положения наложниц в традиционном Китае 26
2.1 Наложницы во дворце императора 26
2.2 Наложницы в сословном обществе традиционного Китая 31
3 Образ женщины в традиционном китайском мировоззрении 34
3.1 Идеологические и исторические условия формирования женского образа в
традиционном Китае 34
3.2 Нравственный идеал супруги в китайском традиционном мировоззрении 37
3.3 Женский образ в литературе традиционного Китая 41
Заключение 48
Список использованных источников и литературы 50
Приложение А 55

Актуальность темы. С процессом модернизации и последующей трансформации общественной структуры роль женщины в обществах разных стран мира начала стремительно и радикально меняться. Вместе с этим женщины стали сами искать и переосмыслять свое место в истории, возникли и начали развиваться новые научные направления - женская и гендерная история. В отношении истории женщин на Западе французские историки Жорж Дюби и Мишель Перро писали: «следует решительно отказаться от идеи о том, что женщины сами по себе являются объектом истории». Насколько это утверждение может быть применимо к китайской истории? На первый взгляд кажется, что женщине в китайской истории отводилось не так много места, как мужчине, хотя мы знаем немало известных представительниц прекрасного пола, оставивших свой след в истории - императриц, поэтесс и просто красавиц, сводивших с ума даже "Сынов Неба". Поэтому актуальным представляется попытка понять какую роль играла женщина в традиционном Китае при последних императорских династиях Мин и Цин.
Китайская цивилизация - древнейшая цивилизация из существующих в современном мире - прошла длинный путь непрерывного развития, сумев сохранить свои ценности, особенности миропонимания, культурные константы. Несмотря на сохранение самобытности китайского социума, положение женщины в обществе изменилось. В настоящее время китайская конституция провозглашает: «Женщины в Китайской Народной Республике пользуются одинаковыми с мужчинами правами во всех сферах жизни». Тем не менее, заложенный в истории порядок откладывает отпечаток на образе жизни современных людей и их сознании. Поскольку сейчас контакты с Китаем возрастают, возрастает и необходимость его комплексного изучения. К тому же, для лучшего взаимопонимания разных народов важно знать историю и культуру друг друга.
Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена тем, что изучение статуса женщины в традиционном Китае, ее места в семейной и социальной иерархии необходимо для более полного понимания национальной культуры Поднебесной. Во- вторых, хотя Китай XXI века потерял многие черты, свойственные традиционной культуре, тем не менее, прежние устои и понятия об устройстве семьи продолжают оказывать влияние на жизнь современных китайских женщин. В-третьих, в настоящее время в мире широко освещается и исследуется тема гендерного равенства. Общественные движения, партии, представители гражданского общества, отстаивая права женщин, обращаются к истории и сформировавшимся в прошлом стереотипам о их бесправном положении. Наше исследование также вносит вклад в данное научное направление.
Степень изученности темы. В ходе исследования мы изучили большое количество работ отечественных и зарубежных исследователей.
Представляет глубокий интерес первое русскоязычное исследование, посвященное нашему вопросу, - книга Анны Зыбиной «Взгляд на значение женщины в исторической жизни народов. Ч.1 Китай» , вышедшая в свет в 1870 году. Зыбина использовала материалы о Китае на французском и русском языке. Эта книга является одним из первых в России исследований, которое обратилось к проблеме бесправного положения женщины в Китае, хотя на тот момент и в России эта проблема, как мы знаем, не была решена.
Надо признать, что в современной русскоязычной литературе проблематика нашей темы долгое время затрагивалась лишь косвенно, в частности, в трудах ведущих советских и российских китаеведов - В. В. Малявина, В. Я. Сидихменова, Л. С. Васильева, Л.С. Переломова, М. В. Крюкова, М. В. Софронова . Особенно хотелось бы отметить книгу В. Малявина «Повседневная жизнь Китая в эпоху Мин» , где автор рассматривает особенности образа китайской женщины в эту эпоху, идеал красоты, любовные отношения между мужчиной и женщиной, бытовую культуру.
В последнее время выходят исследования, посвященные отдельным аспектам нашей проблемы в разных периодах китайской истории. В частности, заслуживают внимания статьи и диссертация Ю. С. Мыльниковой, чьи научные интересы сфокусированы на проблеме правового положения женщины эпохи Тан . Обзор ее работ дал нам общее представление о статусе женщин в традиционном Китае.
Также стоит отметить работу китаеведа В. Н. Усова «В гареме Сына Неба. Жены иналожницы Поднебесной» . В ней исследователь делает широкий обзор положения женщин во дворце китайских императоров в разные исторические эпохи. Эта книга интересна большим объемом сведений, фактов о жизни наложниц и жен китайских императоров и представляет собой уникальное и глубокое исследование института наложниц. Его материалы оказались полезны при написании второй главы.
В статье И. Б. Кейдун «Конфуцианский трактат Ли-цзи о брачном ритуале в древнем Китае» детально описана церемония бракосочетания по конфуцианскому трактату «Ли цзи». В ней также идет речь о важности соблюдения ритуальных церемоний, что является одним из условий стабильности семьи, общества и государства. Статья Ирины Борисовны использована для описания свадебных обрядов традиционного Китая.
В процессе исследования мы обращались к некоторым зарубежным исследователям и их трудам . Дороти Ко, Джахюн Ким Хабуш и Джоан Р. Пигготт в монографии «Women and Confucian Cultures in Premodern China, Korea, and Japan» (Женщины и конфуцианские культуры в традиционном Китае, Корее и Японии) прослеживают изменение отношения к женщине в рамках конфуцианской культуры в разных периодах истории трех восточноазиатских государств - Японии, Кореи и Китая. В статье Марии Венто «One Thousand Years of Chinese Footbinding: Its Origins, Popularity and Demise» (Тысяча лет китайскому обычаю бинтования ног: его происхождение, распространение и
исчезновение) подробно рассмотрены история и распространение обычая бинтования ног.
Роберт вон Гулик, А. И. Кобзев, Чарльз Хьюмана и Ван Ву затронули вопрос китайского эроса и представлений китайцев о мужской и женской природе. Их исследования дали нам материал для написания третьей главы, посвященной в числе прочего условиям формирования женского образа в Китае.
Объект настоящего исследования - традиционное китайское общество.
Предмет - женщины и их роль в традиционном Китае.
Цель дипломной работы - опираясь на источники и исследования, относящиеся к последним императорским династиям Мин и Цин, выявить общее и особенное в социальном статусе и положении женщины в традиционном китайском обществе.
В процессе достижения указанной цели нам предстоит решить следующие задачи:
1) охарактеризовать статус женщины до замужества и после;
2) раскрыть особенности положения наложниц во дворце и в сословном обществе;
3) исследовать условия формирования женского образа в традиционном Китае, а также рассмотреть представления китайцев об образе идеальной женщины и жены;
4) изучить образ женщины в литературе традиционного Китая;
5) проследить различия и сходства в положении женщин эпохи Мин и эпохи Цин.
Хронологические рамки исследования. Основными хронологическими рамками исследования являются время правления династий Мин (1368 - 1644 гг.) и Цин (1644 - 1912 гг.). Выбор данного временного периода обусловлен тем, что он охватывает правление последних двух династий имперского Китая с традиционным общественным укладом. Вслед за Синьхайской революцией, свергнувшей монархию, китайское общество начало активно трансформироваться, что существенно отразилось и на положении женщины. Несмотря на то, что Китай, как считается большинством исследователей, в последней трети XIX подвергся «насильственному» открытию и вступил в период переходного общества и новой истории, этот процесс не задел подавляющую часть населения, продолжающую сохранять традиционной уклад, но в котором тем не менее происходили медленные изменения, приведшие к появлению новых тенденций в положении женщины. Обратим внимание на эндогенный характер этих изменений. Важно также подчеркнуть и то, что если династия Мин была ханьской, то династия Цин была установлена завоевателями - маньчжурами. В связи с этим интересным представляется проведение сравнения положения женщины в условиях правления разноэтничных элит.
Методология и методы исследования. В качестве основного методологического подхода взята цивилизационная концепция, подразумевающая наличие множества вариантов цивилизационного развития. Согласно ее положениям, каждая цивилизация локальна и обладает своеобразными особенностями, а совокупность локальных цивилизаций выражает общий путь развития человечества. Не менее важным при написании работы было использование и принципа историзма, что позволило рассмотреть в динамике исторический процесс и сравнить положение женщины во время правления разных императорских династий - Мин и Цин.
При написании дипломной работы применялись общенаучные методы - описание, анализ, синтез, обобщение. Также использовались специальные методы - сравнительно-исторический и историко-генетический. Историко-генетический позволил нам показать причины, обусловившие сложившееся положение женщины в традиционном обществе Китая. С помощью сравнительно-исторического метода нам удалось выявить общие черты и найти отличия в положении женщин разных возрастов, выделить общее и особенное в положении женщин эпохи Мин и Цин.
Источниковая база. При написании работы использовались следующие виды источников:
1) литературные памятники: песни из древнейшей антологии китайской поэзии «Шицзин» («Книга песен»); трактат Бань Чжао «Наставления женщинам»; конфуцианские трактаты «Лунь Юй» («Беседы и суждения») и «Чжун Юн» («Учение о середине») ; романы «Цветы сливы в золотой вазе», «Подстилка из плоти», «Цветы в зеркале» ; эссе Вэй Юна «Книга женских прелестей»; главы из «Ли цзи» («Книга ритуалов»); баллада «Павлины летят на юго-восток»; трактат Хуан-ди нэй цзин («Трактат Желтого императора о внутреннем»).
2) материалы личного происхождения: роман-автобиография Юн Чжан «Дикие лебеди» об истории ее семьи в Китае до эмиграции ; отрывки из воспоминаний А. В. Потаниной во время ее путешествия по Китаю ; труды В. Корсакова «Пять лет в Пекине: из наблюдений над бытом и жизнью китайцев», И. Коростовца «Китайцы и их цивилизация», И. Г. Баранова «Верования и обычаи китайцев», А. Кульчицкого «Брак у китайцев».
3) законодательные акты: Конституция КНР (в редакции 2018г.). Данный источник важен для нашего исследования, поскольку он демонстрирует прогресс в положении женщины в современном китайском обществе по сравнению с традиционным.
4) визуальные источники: альбомы с фотографиями маньчжурки в национальном костюме и картины середины XIX в. с изображением китайской свадебной процессии.
Структура ВКР. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и источников и приложения.
В первой главе рассмотрен уклад китайской семьи и отношения между ее членами. Изучены статус девушки до замужества, отличия в воспитании девочек и мальчиков; описан свадебный обряд и значимость соблюдения брачного ритуала; рассказано о жизни женщины в браке и ее роли в семье.
Вторая глава дает представление об особенностях жизни наложниц в гаремах дворца императора и в обычных семьях.
Третья глава посвящена выявлению условий формирования женского образа в Китае, описан нравственный идеал супруги с точки зрения китайского традиционного общества. Также в этой главе рассмотрены образы женщин в литературе Китая.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении дипломной работы можно сделать вывод о том, что несмотря на изначальный взгляд на мужское и женское начала, лежащие в основе всех представлений китайцев об окружающем мире и человеке, как равноправные, позже произошли изменения. Мужское начало в силу потребности в разделении труда и осуществления определенных функций в семье и социуме стало доминировать, предопределяя соответствующее отношение к женщине.
Женщина на протяжении всей жизни имела более низкий статус по сравнению с мужчиной (разве что в статусе свекрови женщина имела определенную власть над сыном и невесткой). Бесправное и приниженное положение женщины было нормой для традиционного семейного уклада Китая. Такое отношение к женщине культивировалось господствующей конфуцианской моралью. Она устанавливала для каждого члена общества допустимые границы и нормы поведения, как для женщин, так и для мужчин. Существующий эталон женского поведения, исходя из роли женщины в семье, приписывал ей соответствующие качества: целомудренность, трудолюбие, скромность, покорность, уважение к мужу и его родителям. Вся жизнь женщины должна была проходить внутри дома, семьи. В аристократической среде образ женщины значительно отличался: внешнему виду, красоте, манерам, владению искусствами уделялось большее внимание.
Характерная для конфуцианства иерархичность соблюдалась и в семье. Роль мужчин в обществе и семье была намного больше, поскольку именно они могли продолжать служить культ предков по мужской линии. По этой причине женщина всегда была на втором плане: ее роль фактически сводилась к тому, чтобы родить сына- наследника. Это и предопределяло отношение к девочке. Появившись на свет, она была в тягость своей семье и еще до замужества находилась в униженном положении. Вне зависимости от социального статуса семьи девочка всегда была менее желанным ребенком. У родителей всегда было желание избавиться от нее, руководствуясь прагматичной логикой: выгоднее продать и получить деньги, чем содержать ее дома, так как она вырастет и всё равно покинет семью навсегда. Она не будет служить культу предков, не будет помогать родителям в старости. Единственная польза семье от дочери - продать ее в наложницы или отдать в жены за какую-то сумму. Очень редки случаи, когда женщине все-таки удавалось вырваться из такой системы. Яркий тому пример - судьба императрицы цинского Китая Цыси, попавшей во дворец в 15 лет в самом низком статусе и сумевшей родить императору сына, возвести его на трон и стать вдовствующей императрицей. Она находилась у власти в течение почти полувека.
Попадая в статусе наложницы в традиционную китайскую семью, целью существования женщины становилось рождение сына. Но отличия в положении жены и наложницы в доме было значительным: наложница попадала в услужение жене, подвергалась большим наказаниям, физическому насилию. Участь девушек, попавших в императорский гарем, была не легче. Добиться власти там было непросто, из сотен наложниц до верхушки гаремной иерархии добирались единицы, многие погибали в дворцовых интригах, пропадали там навсегда, так и не увидев императора, или были изгнаны без возможности нормально устроить дальнейшую жизнь.
В китайской литературе мы также находим множество примеров, свидетельствующих о непростой жизни женщин в традиционном обществе. И хотя образы героинь литературных произведений подчас крайне разнятся и по характеру, и по жизненным ценностям, в романах часто прослеживается замкнутый образ жизни китайской женщины и потребительское отношение к ней. Только с XIX века начинает подниматься тема равноправия женщины, ставится вопрос о женском образовании сначала среди интеллигенции, а потом и на государственном уровне.
Что касается отличительных и общих черт в положении китайской женщины эпох Мин и Цин, то на основании проведенного нами исследования можно утверждать, что коренные различия отсутствовали. Это обусловлено тем, что в оба периода превалировал традиционный, патриархальный уклад жизни. Однако некоторая незначительная разница всё же была. В период династии Цин маньчжурки являлись привилегированной этнической группой. Это выражалось как в их правах, так и внешнем виде. Кроме того, в середине эпохи Мин в Китае зарождаются элементы капиталистического уклада, что отразилось и на возможностях женщин «выйти» за рамки своих традиционно домашних обязанностей и начать самостоятельно зарабатывать. В период Цин эта тенденция сменилась, ознаменовав консервацию феодализма и экономический застой. Только с середины XIX в. начинаются фундаментальные изменения в общественном и экономическом развитии, связанные с «открытием» Китая. К китайскому обществу постепенно приходило осознание, что женщины имеют право жить, учиться и трудиться наравне с мужчинами.



1) Конституция КНР (в редакции 2018г.). - URL:
https://chinalaw.center/constitutional_law/china_constitution_revised_2018_russian/ (дата
обращения: 07.04.2021)
Литературные памятники
2) Бань Чжао «Наставления женщинам» (I—II вв.). URL: http://www.asianreflections.com/blog/ban zhao(Дата обращения: 6.04.2021)
3) Вэй Юн. «Книга женских прелестей». URL:
https://vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/XVII/1640-1660/Vej Yun/text1.htm (дата
обращения: 5.05.2021)
4) И.Б. Кейдун. Переводы из «Ли цзы». - URL:
https://irbis.amursu.ru/DigitalLibrary/HTML electronic textbook/Китаеведение/Филонов%20CB/247/Amur%20State%20University%20zong/articles/keidun 11.htm (дата обращения:
15.12.2021)
5) Конфуцианский трактат "Чжун юн" : Переводы и исследования / Сост. А. Е. Лукьянов; Отв. ред. М. Л. Титаренко. - М. : Восточная литература, 2003. - 247 с.
6) Конфуций. Лунь Юй (Беседы и суждения) // nn.XVII «Ян Хао» [17:25]. - URL: http://opentextnn.ru/old/data/files/konfut.pdf(Дата обращения: 10.05.2021)
7) Ли Жу-чжэнь. Цветы в зеркале. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1959. — 787 с.
8) Ли Юй. Подстилка из плоти / Пер. Д.Н. Воскресенский. - СПб., 2004. - С. 186.
9) Трактат Жёлтого императора о внутреннем : Китайская медицина и организмика / Пер. с древнекит. Б. Б. Виногродский. — М.: Фирма «ЛМА», 1996. — 302 с. - URL:http://ligis.ru/librari/2571.htm(дата обращения: 17.12.2021)
10) Цветы сливы в золотой вазе, или Цзинь, Пин, Мэй / Пер. В.С. Манухин. М., 1993.
11) Шицзин. Книга песен и гимнов / Пер. с китайского А. Штукина. - М. : Художественная литература, 1987. - 350 с.
Материалы личного происхождения
12) Баранов И. Г. Верования и обычаи китайцев. - М. : Муравей-Гайд, 1999. - 302 с.
13) Брак у китайцев : труд иеромонаха Александра (Кульчицкого), члена Российской Императорской духовной миссии в Пекине, 1862 г. - Пекин : типография Успенского монастыря при Русской духовной миссии, 1908. - 67 с.
14) Дикие лебеди. Юн Чжан. URL:https://www.litmir.me/br/?b=139130(Дата обращения: 5.05.2021)
15) Коростовец И. Китайцы и их цивилизация / И. Коростовец. - Санкт-Петербург : Ледерле, 1896. - 288 с.
16) Корсаков В. В. Пять лет в Пекине: из наблюдений над бытом и жизнью
китайцев / Д-р мед. В.В. Корсаков. - Санкт-Петербург, 1902. - IV, 183 с. - URL:
https://elib.rgo.ru/safe-view/123456789/216772/1/bnlhdF9sZXRfdl9wZWtpbmVfMjAxNzA3MDQxMjM1MTgucGRm(дата обращения: 10.12. 2021)
17) Потанина А. В. Сибирь. Монголия. Китай. Тибет [Путешествия длиною в жизнь]. - URL: https://biography.wikireading.ru/25796(дата обращения: 14.04.2021)
Литература
На русском языке
18) Блюмхен С. И. Три сюжета о Нюй-ва: новая гипотеза // Китай и окрестности : мифология, фольклор, литература : к 75-летию академика Б. Л. Рифтина / [под ред. И. С. Смирнова]. - Москва : РГГУ, 2010. С. 101-120.
19) Бокщанин А. А. Лики Срединного царства : заниматательные и познавательные сюжеты средневековой истории Китая / А. А. Бокщанин, О. Е. Непомнин ; Рос. акад. наук, Ин-т востоковедения. - Москва : Восточная литература, 2002. - 429 с.
20) Ван Г. Отражение традиционного представления о браке в китайских пословицах / Ван Г. // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2019. - № 4 (201). - С. 102-109.
21) Ван Г. Семья и семейный этикет в традиционной культуре китайцев и русских: сравнительно-этнографический анализ : диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук : 07.00.07; Том. гос. ун-т. - Томск, 2019. - 251 с.
22) Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае / Л. С. Васильев ; АН СССР. Ин-т востоковедения. - Москва : Наука, 1970. - 483 с.
23) Васильев Л.С. Этика и ритуал в трактате «Ли цзи» / Л.С. Васильев // Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988. - С. 173-201.
24) Васильев Л.С. Некоторые особенности системы мышления, поведения и пси хологии в традиционном Китае / Л.С. Васильев // Китай: традиции и современность. — М.: Наука, Гл. ред. вост. лит., 1976. — С. 52-82.
25) Воскресенский Д. Н. Авторское начало как предмет исследования в китайской прозе (некоторые наблюдения над особенностями творческой манеры Ли Юя) // Литература и культура Китая. М., 1972. - С. 230-238.
26) Зыбина А. Взгляд на значение женщин. Т.1: Китай. М., 1970. - с. 95.
27) История женщин на Западе / Под ред. Ж. Дюби и М. Перро. Т. 2: Молчание средних веков. СПб., 2009. 512 с.
28) К. Мифы древнего Китая / Юань Кэ. - Москва : Наука, Главная редакция восточной литературы, 1987. - 526 с.
29) Кейдун И.Б. Конфуцианский трактат Ли цзи о брачном ритуале в древнем Китае / И.Б.Кейдун // Общество и государство в Китае. - 2016. - Т. 46, №1. - С. 155-162.
30) Китайская любовная лирика : [сборник / сост. И. Лисевич, И. Топоркова]. - М. : Эксмо, 2004. - 85 с.
31) Кобзев А. И. Китайский Эрос. Сост. Кобзев А. И. — М.: СП «КВАДРАТ», 1993. — 504 с.
32) Кобзев А.И. ИНЬ ЯН. URL:
https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASHb46c3f1f9b40014e0488b4(дата обращения: 14.12.2021)
33) Кравцова М. Е. История культуры Китая : Учебное пособие для вузов по специальности "Культурология" / М. Е. Кравцова. - СПб. : Лань, 1999. - 415 с.
34) Крюков М. В. Этническая история китайцев в XIX - начале XX века / М. В. Крюков, В. В. Малявин, М. В. Софронов, Н. Н. Чебоксаров; Рос. Ак. Наук. Ин-т Дальнего Востока, Ин-т антропологии и этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. - М. : Наука. Восточная литература, 1993. - 414 с.
35) Крюков М. В. Этническая история китайцев на рубеже средневековья и нового времени / М. В. Крюков, В. В. Малявин, М. В. Софронов; АН СССР, Ин -т Дальнего Востока, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. - М. : Наука, 1987. - 311 с.
36) Литература и культура Китая : сборник статей к 90-летию со дня рождения академика Василия Михайловича Алексеева / [редкол.: Н. Т. Федоренко (пред.) и др. ; Акад. наук СССР, Ин-т востоковедения]. - М. : Наука, 1972. - 356 с.
37) Малявин В. В. Китайская цивилизация / Владимир Малявин. - М. : Астрель, 2000. - 627 с.
38) Малявин В. В. Повседневная жизнь Китая в эпоху Мин / В. В. Малявин. - Москва : Молодая гвардия, 2008. - 448 с.
39) Маслов А.А. Инь и ян: хаос и порядок. URL:http://ec-dejavu.ru/i/In Yan.html(дата обращения: 24.12.2021)
40) Маслов А.А. Образы маскулинности-фемининности и супружеских
отношений в традиционном Китае. - URL:https://china.edax.org/?p=2806(дата обращения: 30.03.2021)
41) Мыльникова Ю.С. Правовое положение женщин в истории средневекового Китая (VII-XIII века). — СПб.: Издательство НП-ПРИНТ, 2014. — 336 с.
42) Мыльникова Ю.С. Четверокнижие для женщин (Нюй сы шу А'И Н ) // Общество и государство в Китае. 2012. Т. 42. Вып. 6 - 1. - С. 300
43) Мыльникова. Ю.С. Танский кодекс «Тан люй шу и» о положении наложниц в системе традиционных семейных отношений императорского Китая // Письменные памятники Востока. - 2011. - №2 (15). - С. 222-230.
44) Непомнин О. Е. История Китая. Эпоха Цин. XVII — начало XX века / Институт востоковедения РАН. — М.: Восточная литература, 2005. — 712 с.
45) Переломов Л.С. Конфуций "Лунь Юй". М.: Восточная литература, 2001.
46) Роберт ван Гулик. Сексуальная жизнь в древнем Китае / Перевод с англ. А. М. Кабанова. — СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2000. — 340 с.
47) Сидихменов В. Я. Китай: страницы прошлого / В. Я. Сидихменов. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Наука, 1987. - 446 с.
48) Сидихменов В. Я. Маньчжурские правители Китая / В. Я. Сидихменов. - М. : Наука, 1985. - 299 с.
49) Скоробогатова Л. С. Критика некоторых положений конфуцианства в романе Ли Жу-чжэня «Цветы в зеркале» // Литература и культура Китая. М., 1972. С. 260-266.
50) У Хань. Жизнеописание Чжу Юаньчжана / Перевод с кит.
А.И. Желоховцева, Л.А. Боровковой, Н.Ц. Мункуева. М. Прогресс, 1980. - 256 с.
51) Усов В. Н. Последний император Китая Пу И (1906-1967). - URL:
https://biography.wikireading.ru/221748(дата обращения: 29.03.2022)
52) Усов В.Н. Жены и наложницы Поднебесной. М.: Наталис, 2006. - 479 с.
53) Хьюмана Ч. Китайское искусство любви / Ч. Хьюмана, Ву Ван. - М. : Крон-
пресс, 2000. - 154 с.
На английском языке
54) The Chinese Cosmos: Basic Concepts. - URL:
http://afe.easia.columbia.edu/cosmos/bgov/cosmos.htm(дата обращения: 20.12.2021)
55) Vento, M. One Thousand Years of Chinese Footbinding: Its Origins, Popularity and Demise // Chinese Culture. 1998. - URL:https://sourcebooks.fordham.edu/women/vento.asp(дата обращения: 01.03.2022)
56) Women and Confucian Cultures in Premodern China, Korea, and Japan / Edited by Dorothy Ko, JaHyun Kim Haboush, Joan R. Piggott. University of California Press, 2003. - 353 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ