СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС И ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ В ТРАДИЦИОННОМ КИТАЕ (ЭПОХИ МИН И ЦИН)
|
Введение 3
1 Этапы жизненного цикла женщины в традиционном Китае (династии Мин и Цин) 9
1.1 Статус девушки до замужества 9
1.2 Традиционная китайская свадьба 15
1.3 Положение женщины в системе семейно-брачных отношений 19
2 Особенности положения наложниц в традиционном Китае 26
2.1 Наложницы во дворце императора 26
2.2 Наложницы в сословном обществе традиционного Китая 31
3 Образ женщины в традиционном китайском мировоззрении 34
3.1 Идеологические и исторические условия формирования женского образа в
традиционном Китае 34
3.2 Нравственный идеал супруги в китайском традиционном мировоззрении 37
3.3 Женский образ в литературе традиционного Китая 41
Заключение 48
Список использованных источников и литературы 50
Приложение А 55
1 Этапы жизненного цикла женщины в традиционном Китае (династии Мин и Цин) 9
1.1 Статус девушки до замужества 9
1.2 Традиционная китайская свадьба 15
1.3 Положение женщины в системе семейно-брачных отношений 19
2 Особенности положения наложниц в традиционном Китае 26
2.1 Наложницы во дворце императора 26
2.2 Наложницы в сословном обществе традиционного Китая 31
3 Образ женщины в традиционном китайском мировоззрении 34
3.1 Идеологические и исторические условия формирования женского образа в
традиционном Китае 34
3.2 Нравственный идеал супруги в китайском традиционном мировоззрении 37
3.3 Женский образ в литературе традиционного Китая 41
Заключение 48
Список использованных источников и литературы 50
Приложение А 55
Актуальность темы. С процессом модернизации и последующей трансформации общественной структуры роль женщины в обществах разных стран мира начала стремительно и радикально меняться. Вместе с этим женщины стали сами искать и переосмыслять свое место в истории, возникли и начали развиваться новые научные направления - женская и гендерная история. В отношении истории женщин на Западе французские историки Жорж Дюби и Мишель Перро писали: «следует решительно отказаться от идеи о том, что женщины сами по себе являются объектом истории». Насколько это утверждение может быть применимо к китайской истории? На первый взгляд кажется, что женщине в китайской истории отводилось не так много места, как мужчине, хотя мы знаем немало известных представительниц прекрасного пола, оставивших свой след в истории - императриц, поэтесс и просто красавиц, сводивших с ума даже "Сынов Неба". Поэтому актуальным представляется попытка понять какую роль играла женщина в традиционном Китае при последних императорских династиях Мин и Цин.
Китайская цивилизация - древнейшая цивилизация из существующих в современном мире - прошла длинный путь непрерывного развития, сумев сохранить свои ценности, особенности миропонимания, культурные константы. Несмотря на сохранение самобытности китайского социума, положение женщины в обществе изменилось. В настоящее время китайская конституция провозглашает: «Женщины в Китайской Народной Республике пользуются одинаковыми с мужчинами правами во всех сферах жизни». Тем не менее, заложенный в истории порядок откладывает отпечаток на образе жизни современных людей и их сознании. Поскольку сейчас контакты с Китаем возрастают, возрастает и необходимость его комплексного изучения. К тому же, для лучшего взаимопонимания разных народов важно знать историю и культуру друг друга.
Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена тем, что изучение статуса женщины в традиционном Китае, ее места в семейной и социальной иерархии необходимо для более полного понимания национальной культуры Поднебесной. Во- вторых, хотя Китай XXI века потерял многие черты, свойственные традиционной культуре, тем не менее, прежние устои и понятия об устройстве семьи продолжают оказывать влияние на жизнь современных китайских женщин. В-третьих, в настоящее время в мире широко освещается и исследуется тема гендерного равенства. Общественные движения, партии, представители гражданского общества, отстаивая права женщин, обращаются к истории и сформировавшимся в прошлом стереотипам о их бесправном положении. Наше исследование также вносит вклад в данное научное направление.
Степень изученности темы. В ходе исследования мы изучили большое количество работ отечественных и зарубежных исследователей.
Представляет глубокий интерес первое русскоязычное исследование, посвященное нашему вопросу, - книга Анны Зыбиной «Взгляд на значение женщины в исторической жизни народов. Ч.1 Китай» , вышедшая в свет в 1870 году. Зыбина использовала материалы о Китае на французском и русском языке. Эта книга является одним из первых в России исследований, которое обратилось к проблеме бесправного положения женщины в Китае, хотя на тот момент и в России эта проблема, как мы знаем, не была решена.
Надо признать, что в современной русскоязычной литературе проблематика нашей темы долгое время затрагивалась лишь косвенно, в частности, в трудах ведущих советских и российских китаеведов - В. В. Малявина, В. Я. Сидихменова, Л. С. Васильева, Л.С. Переломова, М. В. Крюкова, М. В. Софронова . Особенно хотелось бы отметить книгу В. Малявина «Повседневная жизнь Китая в эпоху Мин» , где автор рассматривает особенности образа китайской женщины в эту эпоху, идеал красоты, любовные отношения между мужчиной и женщиной, бытовую культуру.
В последнее время выходят исследования, посвященные отдельным аспектам нашей проблемы в разных периодах китайской истории. В частности, заслуживают внимания статьи и диссертация Ю. С. Мыльниковой, чьи научные интересы сфокусированы на проблеме правового положения женщины эпохи Тан . Обзор ее работ дал нам общее представление о статусе женщин в традиционном Китае.
Также стоит отметить работу китаеведа В. Н. Усова «В гареме Сына Неба. Жены иналожницы Поднебесной» . В ней исследователь делает широкий обзор положения женщин во дворце китайских императоров в разные исторические эпохи. Эта книга интересна большим объемом сведений, фактов о жизни наложниц и жен китайских императоров и представляет собой уникальное и глубокое исследование института наложниц. Его материалы оказались полезны при написании второй главы.
В статье И. Б. Кейдун «Конфуцианский трактат Ли-цзи о брачном ритуале в древнем Китае» детально описана церемония бракосочетания по конфуцианскому трактату «Ли цзи». В ней также идет речь о важности соблюдения ритуальных церемоний, что является одним из условий стабильности семьи, общества и государства. Статья Ирины Борисовны использована для описания свадебных обрядов традиционного Китая.
В процессе исследования мы обращались к некоторым зарубежным исследователям и их трудам . Дороти Ко, Джахюн Ким Хабуш и Джоан Р. Пигготт в монографии «Women and Confucian Cultures in Premodern China, Korea, and Japan» (Женщины и конфуцианские культуры в традиционном Китае, Корее и Японии) прослеживают изменение отношения к женщине в рамках конфуцианской культуры в разных периодах истории трех восточноазиатских государств - Японии, Кореи и Китая. В статье Марии Венто «One Thousand Years of Chinese Footbinding: Its Origins, Popularity and Demise» (Тысяча лет китайскому обычаю бинтования ног: его происхождение, распространение и
исчезновение) подробно рассмотрены история и распространение обычая бинтования ног.
Роберт вон Гулик, А. И. Кобзев, Чарльз Хьюмана и Ван Ву затронули вопрос китайского эроса и представлений китайцев о мужской и женской природе. Их исследования дали нам материал для написания третьей главы, посвященной в числе прочего условиям формирования женского образа в Китае.
Объект настоящего исследования - традиционное китайское общество.
Предмет - женщины и их роль в традиционном Китае.
Цель дипломной работы - опираясь на источники и исследования, относящиеся к последним императорским династиям Мин и Цин, выявить общее и особенное в социальном статусе и положении женщины в традиционном китайском обществе.
В процессе достижения указанной цели нам предстоит решить следующие задачи:
1) охарактеризовать статус женщины до замужества и после;
2) раскрыть особенности положения наложниц во дворце и в сословном обществе;
3) исследовать условия формирования женского образа в традиционном Китае, а также рассмотреть представления китайцев об образе идеальной женщины и жены;
4) изучить образ женщины в литературе традиционного Китая;
5) проследить различия и сходства в положении женщин эпохи Мин и эпохи Цин.
Хронологические рамки исследования. Основными хронологическими рамками исследования являются время правления династий Мин (1368 - 1644 гг.) и Цин (1644 - 1912 гг.). Выбор данного временного периода обусловлен тем, что он охватывает правление последних двух династий имперского Китая с традиционным общественным укладом. Вслед за Синьхайской революцией, свергнувшей монархию, китайское общество начало активно трансформироваться, что существенно отразилось и на положении женщины. Несмотря на то, что Китай, как считается большинством исследователей, в последней трети XIX подвергся «насильственному» открытию и вступил в период переходного общества и новой истории, этот процесс не задел подавляющую часть населения, продолжающую сохранять традиционной уклад, но в котором тем не менее происходили медленные изменения, приведшие к появлению новых тенденций в положении женщины. Обратим внимание на эндогенный характер этих изменений. Важно также подчеркнуть и то, что если династия Мин была ханьской, то династия Цин была установлена завоевателями - маньчжурами. В связи с этим интересным представляется проведение сравнения положения женщины в условиях правления разноэтничных элит.
Методология и методы исследования. В качестве основного методологического подхода взята цивилизационная концепция, подразумевающая наличие множества вариантов цивилизационного развития. Согласно ее положениям, каждая цивилизация локальна и обладает своеобразными особенностями, а совокупность локальных цивилизаций выражает общий путь развития человечества. Не менее важным при написании работы было использование и принципа историзма, что позволило рассмотреть в динамике исторический процесс и сравнить положение женщины во время правления разных императорских династий - Мин и Цин.
При написании дипломной работы применялись общенаучные методы - описание, анализ, синтез, обобщение. Также использовались специальные методы - сравнительно-исторический и историко-генетический. Историко-генетический позволил нам показать причины, обусловившие сложившееся положение женщины в традиционном обществе Китая. С помощью сравнительно-исторического метода нам удалось выявить общие черты и найти отличия в положении женщин разных возрастов, выделить общее и особенное в положении женщин эпохи Мин и Цин.
Источниковая база. При написании работы использовались следующие виды источников:
1) литературные памятники: песни из древнейшей антологии китайской поэзии «Шицзин» («Книга песен»); трактат Бань Чжао «Наставления женщинам»; конфуцианские трактаты «Лунь Юй» («Беседы и суждения») и «Чжун Юн» («Учение о середине») ; романы «Цветы сливы в золотой вазе», «Подстилка из плоти», «Цветы в зеркале» ; эссе Вэй Юна «Книга женских прелестей»; главы из «Ли цзи» («Книга ритуалов»); баллада «Павлины летят на юго-восток»; трактат Хуан-ди нэй цзин («Трактат Желтого императора о внутреннем»).
2) материалы личного происхождения: роман-автобиография Юн Чжан «Дикие лебеди» об истории ее семьи в Китае до эмиграции ; отрывки из воспоминаний А. В. Потаниной во время ее путешествия по Китаю ; труды В. Корсакова «Пять лет в Пекине: из наблюдений над бытом и жизнью китайцев», И. Коростовца «Китайцы и их цивилизация», И. Г. Баранова «Верования и обычаи китайцев», А. Кульчицкого «Брак у китайцев».
3) законодательные акты: Конституция КНР (в редакции 2018г.). Данный источник важен для нашего исследования, поскольку он демонстрирует прогресс в положении женщины в современном китайском обществе по сравнению с традиционным.
4) визуальные источники: альбомы с фотографиями маньчжурки в национальном костюме и картины середины XIX в. с изображением китайской свадебной процессии.
Структура ВКР. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и источников и приложения.
В первой главе рассмотрен уклад китайской семьи и отношения между ее членами. Изучены статус девушки до замужества, отличия в воспитании девочек и мальчиков; описан свадебный обряд и значимость соблюдения брачного ритуала; рассказано о жизни женщины в браке и ее роли в семье.
Вторая глава дает представление об особенностях жизни наложниц в гаремах дворца императора и в обычных семьях.
Третья глава посвящена выявлению условий формирования женского образа в Китае, описан нравственный идеал супруги с точки зрения китайского традиционного общества. Также в этой главе рассмотрены образы женщин в литературе Китая.
Китайская цивилизация - древнейшая цивилизация из существующих в современном мире - прошла длинный путь непрерывного развития, сумев сохранить свои ценности, особенности миропонимания, культурные константы. Несмотря на сохранение самобытности китайского социума, положение женщины в обществе изменилось. В настоящее время китайская конституция провозглашает: «Женщины в Китайской Народной Республике пользуются одинаковыми с мужчинами правами во всех сферах жизни». Тем не менее, заложенный в истории порядок откладывает отпечаток на образе жизни современных людей и их сознании. Поскольку сейчас контакты с Китаем возрастают, возрастает и необходимость его комплексного изучения. К тому же, для лучшего взаимопонимания разных народов важно знать историю и культуру друг друга.
Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена тем, что изучение статуса женщины в традиционном Китае, ее места в семейной и социальной иерархии необходимо для более полного понимания национальной культуры Поднебесной. Во- вторых, хотя Китай XXI века потерял многие черты, свойственные традиционной культуре, тем не менее, прежние устои и понятия об устройстве семьи продолжают оказывать влияние на жизнь современных китайских женщин. В-третьих, в настоящее время в мире широко освещается и исследуется тема гендерного равенства. Общественные движения, партии, представители гражданского общества, отстаивая права женщин, обращаются к истории и сформировавшимся в прошлом стереотипам о их бесправном положении. Наше исследование также вносит вклад в данное научное направление.
Степень изученности темы. В ходе исследования мы изучили большое количество работ отечественных и зарубежных исследователей.
Представляет глубокий интерес первое русскоязычное исследование, посвященное нашему вопросу, - книга Анны Зыбиной «Взгляд на значение женщины в исторической жизни народов. Ч.1 Китай» , вышедшая в свет в 1870 году. Зыбина использовала материалы о Китае на французском и русском языке. Эта книга является одним из первых в России исследований, которое обратилось к проблеме бесправного положения женщины в Китае, хотя на тот момент и в России эта проблема, как мы знаем, не была решена.
Надо признать, что в современной русскоязычной литературе проблематика нашей темы долгое время затрагивалась лишь косвенно, в частности, в трудах ведущих советских и российских китаеведов - В. В. Малявина, В. Я. Сидихменова, Л. С. Васильева, Л.С. Переломова, М. В. Крюкова, М. В. Софронова . Особенно хотелось бы отметить книгу В. Малявина «Повседневная жизнь Китая в эпоху Мин» , где автор рассматривает особенности образа китайской женщины в эту эпоху, идеал красоты, любовные отношения между мужчиной и женщиной, бытовую культуру.
В последнее время выходят исследования, посвященные отдельным аспектам нашей проблемы в разных периодах китайской истории. В частности, заслуживают внимания статьи и диссертация Ю. С. Мыльниковой, чьи научные интересы сфокусированы на проблеме правового положения женщины эпохи Тан . Обзор ее работ дал нам общее представление о статусе женщин в традиционном Китае.
Также стоит отметить работу китаеведа В. Н. Усова «В гареме Сына Неба. Жены иналожницы Поднебесной» . В ней исследователь делает широкий обзор положения женщин во дворце китайских императоров в разные исторические эпохи. Эта книга интересна большим объемом сведений, фактов о жизни наложниц и жен китайских императоров и представляет собой уникальное и глубокое исследование института наложниц. Его материалы оказались полезны при написании второй главы.
В статье И. Б. Кейдун «Конфуцианский трактат Ли-цзи о брачном ритуале в древнем Китае» детально описана церемония бракосочетания по конфуцианскому трактату «Ли цзи». В ней также идет речь о важности соблюдения ритуальных церемоний, что является одним из условий стабильности семьи, общества и государства. Статья Ирины Борисовны использована для описания свадебных обрядов традиционного Китая.
В процессе исследования мы обращались к некоторым зарубежным исследователям и их трудам . Дороти Ко, Джахюн Ким Хабуш и Джоан Р. Пигготт в монографии «Women and Confucian Cultures in Premodern China, Korea, and Japan» (Женщины и конфуцианские культуры в традиционном Китае, Корее и Японии) прослеживают изменение отношения к женщине в рамках конфуцианской культуры в разных периодах истории трех восточноазиатских государств - Японии, Кореи и Китая. В статье Марии Венто «One Thousand Years of Chinese Footbinding: Its Origins, Popularity and Demise» (Тысяча лет китайскому обычаю бинтования ног: его происхождение, распространение и
исчезновение) подробно рассмотрены история и распространение обычая бинтования ног.
Роберт вон Гулик, А. И. Кобзев, Чарльз Хьюмана и Ван Ву затронули вопрос китайского эроса и представлений китайцев о мужской и женской природе. Их исследования дали нам материал для написания третьей главы, посвященной в числе прочего условиям формирования женского образа в Китае.
Объект настоящего исследования - традиционное китайское общество.
Предмет - женщины и их роль в традиционном Китае.
Цель дипломной работы - опираясь на источники и исследования, относящиеся к последним императорским династиям Мин и Цин, выявить общее и особенное в социальном статусе и положении женщины в традиционном китайском обществе.
В процессе достижения указанной цели нам предстоит решить следующие задачи:
1) охарактеризовать статус женщины до замужества и после;
2) раскрыть особенности положения наложниц во дворце и в сословном обществе;
3) исследовать условия формирования женского образа в традиционном Китае, а также рассмотреть представления китайцев об образе идеальной женщины и жены;
4) изучить образ женщины в литературе традиционного Китая;
5) проследить различия и сходства в положении женщин эпохи Мин и эпохи Цин.
Хронологические рамки исследования. Основными хронологическими рамками исследования являются время правления династий Мин (1368 - 1644 гг.) и Цин (1644 - 1912 гг.). Выбор данного временного периода обусловлен тем, что он охватывает правление последних двух династий имперского Китая с традиционным общественным укладом. Вслед за Синьхайской революцией, свергнувшей монархию, китайское общество начало активно трансформироваться, что существенно отразилось и на положении женщины. Несмотря на то, что Китай, как считается большинством исследователей, в последней трети XIX подвергся «насильственному» открытию и вступил в период переходного общества и новой истории, этот процесс не задел подавляющую часть населения, продолжающую сохранять традиционной уклад, но в котором тем не менее происходили медленные изменения, приведшие к появлению новых тенденций в положении женщины. Обратим внимание на эндогенный характер этих изменений. Важно также подчеркнуть и то, что если династия Мин была ханьской, то династия Цин была установлена завоевателями - маньчжурами. В связи с этим интересным представляется проведение сравнения положения женщины в условиях правления разноэтничных элит.
Методология и методы исследования. В качестве основного методологического подхода взята цивилизационная концепция, подразумевающая наличие множества вариантов цивилизационного развития. Согласно ее положениям, каждая цивилизация локальна и обладает своеобразными особенностями, а совокупность локальных цивилизаций выражает общий путь развития человечества. Не менее важным при написании работы было использование и принципа историзма, что позволило рассмотреть в динамике исторический процесс и сравнить положение женщины во время правления разных императорских династий - Мин и Цин.
При написании дипломной работы применялись общенаучные методы - описание, анализ, синтез, обобщение. Также использовались специальные методы - сравнительно-исторический и историко-генетический. Историко-генетический позволил нам показать причины, обусловившие сложившееся положение женщины в традиционном обществе Китая. С помощью сравнительно-исторического метода нам удалось выявить общие черты и найти отличия в положении женщин разных возрастов, выделить общее и особенное в положении женщин эпохи Мин и Цин.
Источниковая база. При написании работы использовались следующие виды источников:
1) литературные памятники: песни из древнейшей антологии китайской поэзии «Шицзин» («Книга песен»); трактат Бань Чжао «Наставления женщинам»; конфуцианские трактаты «Лунь Юй» («Беседы и суждения») и «Чжун Юн» («Учение о середине») ; романы «Цветы сливы в золотой вазе», «Подстилка из плоти», «Цветы в зеркале» ; эссе Вэй Юна «Книга женских прелестей»; главы из «Ли цзи» («Книга ритуалов»); баллада «Павлины летят на юго-восток»; трактат Хуан-ди нэй цзин («Трактат Желтого императора о внутреннем»).
2) материалы личного происхождения: роман-автобиография Юн Чжан «Дикие лебеди» об истории ее семьи в Китае до эмиграции ; отрывки из воспоминаний А. В. Потаниной во время ее путешествия по Китаю ; труды В. Корсакова «Пять лет в Пекине: из наблюдений над бытом и жизнью китайцев», И. Коростовца «Китайцы и их цивилизация», И. Г. Баранова «Верования и обычаи китайцев», А. Кульчицкого «Брак у китайцев».
3) законодательные акты: Конституция КНР (в редакции 2018г.). Данный источник важен для нашего исследования, поскольку он демонстрирует прогресс в положении женщины в современном китайском обществе по сравнению с традиционным.
4) визуальные источники: альбомы с фотографиями маньчжурки в национальном костюме и картины середины XIX в. с изображением китайской свадебной процессии.
Структура ВКР. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и источников и приложения.
В первой главе рассмотрен уклад китайской семьи и отношения между ее членами. Изучены статус девушки до замужества, отличия в воспитании девочек и мальчиков; описан свадебный обряд и значимость соблюдения брачного ритуала; рассказано о жизни женщины в браке и ее роли в семье.
Вторая глава дает представление об особенностях жизни наложниц в гаремах дворца императора и в обычных семьях.
Третья глава посвящена выявлению условий формирования женского образа в Китае, описан нравственный идеал супруги с точки зрения китайского традиционного общества. Также в этой главе рассмотрены образы женщин в литературе Китая.
В заключении дипломной работы можно сделать вывод о том, что несмотря на изначальный взгляд на мужское и женское начала, лежащие в основе всех представлений китайцев об окружающем мире и человеке, как равноправные, позже произошли изменения. Мужское начало в силу потребности в разделении труда и осуществления определенных функций в семье и социуме стало доминировать, предопределяя соответствующее отношение к женщине.
Женщина на протяжении всей жизни имела более низкий статус по сравнению с мужчиной (разве что в статусе свекрови женщина имела определенную власть над сыном и невесткой). Бесправное и приниженное положение женщины было нормой для традиционного семейного уклада Китая. Такое отношение к женщине культивировалось господствующей конфуцианской моралью. Она устанавливала для каждого члена общества допустимые границы и нормы поведения, как для женщин, так и для мужчин. Существующий эталон женского поведения, исходя из роли женщины в семье, приписывал ей соответствующие качества: целомудренность, трудолюбие, скромность, покорность, уважение к мужу и его родителям. Вся жизнь женщины должна была проходить внутри дома, семьи. В аристократической среде образ женщины значительно отличался: внешнему виду, красоте, манерам, владению искусствами уделялось большее внимание.
Характерная для конфуцианства иерархичность соблюдалась и в семье. Роль мужчин в обществе и семье была намного больше, поскольку именно они могли продолжать служить культ предков по мужской линии. По этой причине женщина всегда была на втором плане: ее роль фактически сводилась к тому, чтобы родить сына- наследника. Это и предопределяло отношение к девочке. Появившись на свет, она была в тягость своей семье и еще до замужества находилась в униженном положении. Вне зависимости от социального статуса семьи девочка всегда была менее желанным ребенком. У родителей всегда было желание избавиться от нее, руководствуясь прагматичной логикой: выгоднее продать и получить деньги, чем содержать ее дома, так как она вырастет и всё равно покинет семью навсегда. Она не будет служить культу предков, не будет помогать родителям в старости. Единственная польза семье от дочери - продать ее в наложницы или отдать в жены за какую-то сумму. Очень редки случаи, когда женщине все-таки удавалось вырваться из такой системы. Яркий тому пример - судьба императрицы цинского Китая Цыси, попавшей во дворец в 15 лет в самом низком статусе и сумевшей родить императору сына, возвести его на трон и стать вдовствующей императрицей. Она находилась у власти в течение почти полувека.
Попадая в статусе наложницы в традиционную китайскую семью, целью существования женщины становилось рождение сына. Но отличия в положении жены и наложницы в доме было значительным: наложница попадала в услужение жене, подвергалась большим наказаниям, физическому насилию. Участь девушек, попавших в императорский гарем, была не легче. Добиться власти там было непросто, из сотен наложниц до верхушки гаремной иерархии добирались единицы, многие погибали в дворцовых интригах, пропадали там навсегда, так и не увидев императора, или были изгнаны без возможности нормально устроить дальнейшую жизнь.
В китайской литературе мы также находим множество примеров, свидетельствующих о непростой жизни женщин в традиционном обществе. И хотя образы героинь литературных произведений подчас крайне разнятся и по характеру, и по жизненным ценностям, в романах часто прослеживается замкнутый образ жизни китайской женщины и потребительское отношение к ней. Только с XIX века начинает подниматься тема равноправия женщины, ставится вопрос о женском образовании сначала среди интеллигенции, а потом и на государственном уровне.
Что касается отличительных и общих черт в положении китайской женщины эпох Мин и Цин, то на основании проведенного нами исследования можно утверждать, что коренные различия отсутствовали. Это обусловлено тем, что в оба периода превалировал традиционный, патриархальный уклад жизни. Однако некоторая незначительная разница всё же была. В период династии Цин маньчжурки являлись привилегированной этнической группой. Это выражалось как в их правах, так и внешнем виде. Кроме того, в середине эпохи Мин в Китае зарождаются элементы капиталистического уклада, что отразилось и на возможностях женщин «выйти» за рамки своих традиционно домашних обязанностей и начать самостоятельно зарабатывать. В период Цин эта тенденция сменилась, ознаменовав консервацию феодализма и экономический застой. Только с середины XIX в. начинаются фундаментальные изменения в общественном и экономическом развитии, связанные с «открытием» Китая. К китайскому обществу постепенно приходило осознание, что женщины имеют право жить, учиться и трудиться наравне с мужчинами.
Женщина на протяжении всей жизни имела более низкий статус по сравнению с мужчиной (разве что в статусе свекрови женщина имела определенную власть над сыном и невесткой). Бесправное и приниженное положение женщины было нормой для традиционного семейного уклада Китая. Такое отношение к женщине культивировалось господствующей конфуцианской моралью. Она устанавливала для каждого члена общества допустимые границы и нормы поведения, как для женщин, так и для мужчин. Существующий эталон женского поведения, исходя из роли женщины в семье, приписывал ей соответствующие качества: целомудренность, трудолюбие, скромность, покорность, уважение к мужу и его родителям. Вся жизнь женщины должна была проходить внутри дома, семьи. В аристократической среде образ женщины значительно отличался: внешнему виду, красоте, манерам, владению искусствами уделялось большее внимание.
Характерная для конфуцианства иерархичность соблюдалась и в семье. Роль мужчин в обществе и семье была намного больше, поскольку именно они могли продолжать служить культ предков по мужской линии. По этой причине женщина всегда была на втором плане: ее роль фактически сводилась к тому, чтобы родить сына- наследника. Это и предопределяло отношение к девочке. Появившись на свет, она была в тягость своей семье и еще до замужества находилась в униженном положении. Вне зависимости от социального статуса семьи девочка всегда была менее желанным ребенком. У родителей всегда было желание избавиться от нее, руководствуясь прагматичной логикой: выгоднее продать и получить деньги, чем содержать ее дома, так как она вырастет и всё равно покинет семью навсегда. Она не будет служить культу предков, не будет помогать родителям в старости. Единственная польза семье от дочери - продать ее в наложницы или отдать в жены за какую-то сумму. Очень редки случаи, когда женщине все-таки удавалось вырваться из такой системы. Яркий тому пример - судьба императрицы цинского Китая Цыси, попавшей во дворец в 15 лет в самом низком статусе и сумевшей родить императору сына, возвести его на трон и стать вдовствующей императрицей. Она находилась у власти в течение почти полувека.
Попадая в статусе наложницы в традиционную китайскую семью, целью существования женщины становилось рождение сына. Но отличия в положении жены и наложницы в доме было значительным: наложница попадала в услужение жене, подвергалась большим наказаниям, физическому насилию. Участь девушек, попавших в императорский гарем, была не легче. Добиться власти там было непросто, из сотен наложниц до верхушки гаремной иерархии добирались единицы, многие погибали в дворцовых интригах, пропадали там навсегда, так и не увидев императора, или были изгнаны без возможности нормально устроить дальнейшую жизнь.
В китайской литературе мы также находим множество примеров, свидетельствующих о непростой жизни женщин в традиционном обществе. И хотя образы героинь литературных произведений подчас крайне разнятся и по характеру, и по жизненным ценностям, в романах часто прослеживается замкнутый образ жизни китайской женщины и потребительское отношение к ней. Только с XIX века начинает подниматься тема равноправия женщины, ставится вопрос о женском образовании сначала среди интеллигенции, а потом и на государственном уровне.
Что касается отличительных и общих черт в положении китайской женщины эпох Мин и Цин, то на основании проведенного нами исследования можно утверждать, что коренные различия отсутствовали. Это обусловлено тем, что в оба периода превалировал традиционный, патриархальный уклад жизни. Однако некоторая незначительная разница всё же была. В период династии Цин маньчжурки являлись привилегированной этнической группой. Это выражалось как в их правах, так и внешнем виде. Кроме того, в середине эпохи Мин в Китае зарождаются элементы капиталистического уклада, что отразилось и на возможностях женщин «выйти» за рамки своих традиционно домашних обязанностей и начать самостоятельно зарабатывать. В период Цин эта тенденция сменилась, ознаменовав консервацию феодализма и экономический застой. Только с середины XIX в. начинаются фундаментальные изменения в общественном и экономическом развитии, связанные с «открытием» Китая. К китайскому обществу постепенно приходило осознание, что женщины имеют право жить, учиться и трудиться наравне с мужчинами.
Подобные работы
- Трансформация представлений о красоте в условиях модернизации Китая
Дипломные работы, ВКР, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4400 р. Год сдачи: 2020 - ГЕНДЕРНАЯ АСИММЕТРИЯ В ОБРАЩЕНИЯХ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА: ИСТОРИЧЕСКОЕ ИЗМЕНЕНИЕ
Дипломные работы, ВКР, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Социальная структура городского общества Китая в исторической ретроспективе
Бакалаврская работа, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - История женских головных украшений в Китае
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - История женских головных украшений в Китае
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ПЕКИНСКОЙ ОПЕРЫ В КИТАЙСКОЙ БЛОГОСФЕРЕ: УСПЕХИ И ПРОБЛЕМЫ СЕТЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Магистерская диссертация, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2025



