ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. Теоретический обзор основных понятий исследования 8
1.1Эмоциональный интеллект как предмет психологических исследований 8
1.2 Основные существующие методики ЭмИн, сравнение их 17
1.3 Интеллектуальная оценка риска 26
1.4 Целеполагание и планирование 29
Глава 2. Эмпирическое исследование 31
2.1 Выборка и организация исследования 31
2.2 Методы исследования 31
2.3 Результаты эмпирического исследования 34
2.4 Описательные статистики 34
2.5 Корреляционный анализ 36
2.6 Факторный анализ 37
2.7 Регрессионный анализ 39
2.8 Кластерный анализ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 49
В данное время людям крайне важно успевать подстраиваться под новые тенденции, требующие от личности определенных характеристик для того, чтобы быть успешными в своей отрасли и сохранять психологическое здоровье. В современном мире важной переменной является эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект (ЭмИн) связан с личностной готовностью к деятельности и с риском, так как при выполнении какой-либо сложной работы и определенных задач-невозможно обойтись без эмоционального интеллекта, а именно понимания и управления своих эмоций и эмоций окружающих, и без управления риска, потому что все в современной жизни связано со стрессом. В итоге ведущими переменными являются: готовность к деятельности, эмоциональный интеллект и риск.
В новом исследовании мы опирались на статью Т. В. Корниловой и Е. М. Павловой, посвященной корреляции между готовностью к риску и эмоциональным интеллектом. Они указали, что эмоциональная ранимость положительно связана с неприятием неопределенности и отрицательно — с эмоциональным интеллектом. В свою очередь, эмоциональная ранимость и неприятие неопределенности, которые отрицательно связаны с само эффективностью принятия решения и воображением, возрастают при снижении эмоционального интеллекта. Основываясь на наших предыдущих исследованиях, мы решили продолжить изучение эмоционального интеллекта. Нашей целью является оценить взаимовлияние параметров ЭмИн и сформированность навыков планирования и целеполагания в стрессовых условиях принятия решений у работающих людей.
Так же важно отметить, что наше исследование является итоговым аналитическим заключением, которое имеет практическое значение. В рамках данной выпускной квалификационной работы описываются и сравниваются результаты взрослых людей, имеющих работу.
Было проведено исследование взаимовлияния эмоционального интеллекта и сформированности навыков планирования и целеполагания в стрессовых условиях принятия решений работающих людей.
Актуальность исследования обеспечивается недостаточным уровнем освещённости проблемы того, как именно влияет стресс на целеполагание, планирование и принятие решений у людей, у которых есть работа. Исследования по заявленной тематике обсуждаются редко.
Объект исследования: феномен эмоционального интеллекта
работающего человека.
Предмет исследования: взаимовлияние эмоционального интеллекта и сформированность навыков планирования и целеполагания в стрессовых условиях принятия решений работающего человека.
Цель исследования: оценить взаимовлияние параметров
эмоционального интеллекта и сформированность навыков планирования и целеполагания в стрессовых условиях принятия решений работающего человека
Исходя из поставленной цели, мной были сформулированы следующие задачи:
1) Проанализировать источники научной литературы по темам «эмоциональный интеллект», «сформированность навыков планирования и целеполагания», «принятие решений в условиях стресса» работающих людей;
2) Сформировать экспериментальную выборку исследования среди работающих людей и провести психологическую диагностику, оценить изучаемые показатели описательной статистики;
3) Выявить закономерности между параметрами эмоционального интеллекта, сформированности навыков планирования и целеполагания, особенности принятие решений в условиях стресса с помощью корреляционного, факторного, кластерного и регрессионного анализа.
4) Проинтерпретировать выявленные закономерности, сформулировать обсуждения и выводы.
Основная гипотеза:
Понимание и управление своим Эмоциональным Интеллектом может влиять на эффективность деятельности и на интеллектуальную оценку риска человека.
Выборка:
Экспериментальная группа - 80 взрослых работающих людей г.
Новосибирска, 71,3% женщины и 28,7% мужчины. Возраст респондентов находился в диапазоне от 25 до 65 лет, средний возраст 38. Анкета была предоставлена в электронной форме на платформе
https://docs.google.com/forms/ для заполнения в анонимной форме.
Методологические основания: методологическими основаниями работы являются: концепция эмоционального интеллекта как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими (Д.В. Люсин), теория деятельности с понятием структуры и неспецифических базовых компонентов деятельности (П.К. Анохин, А.Н. Леонтьев), модель психологической системы деятельности (В.Д. Шадриков), концепция интеллектуальной оценки риска (G. Craparo, P. Magnano, A. Paolillo, V. Costantino, 2018).
Методы исследования:
1) Использовался опросник ЭмИн (Д.В. Люсин,2006), который был
модифицирован в 2021 г. С.А. Богомазом с 22 пунктами (ссылка).
2) Опросник «Шкала интеллектуальной оценки риска» (Subjective Risk Intelligence Scale, 2020) с 21 пунктами.
3) Шкалы «целеполагания и планирования» Опросника самоорганизации деятельности (Е.Ю. Мандрикова, 2010).
Научная новизна: Впервые на примере взрослых работающих людей выявлена взаимосвязь эмоционального интеллекта, целеполагания и планирования в стрессовых условиях принятия решений. Обнаружено, что у современных работающих людей важной переменной является креативность (воображение, гибкость).
Практическая значимость: Результаты исследования могут быть использованы при отборе сотрудников с учетом личностных особенностей. Результаты имеют практическую значимость в работе клинического психолога для выявления им терапевтических мишеней клиентов. Полученные данные могут быть использованы для разработки профилактических и реабилитационных программ.
В первой части высшей квалификационной работы была рассмотрена история развития феномена эмоциональный интеллект, были рассмотрены такие феномены как интеллектуальная оценка риска, целеполагание и планирование. Благодаря этому была сформирована теоретическая база исследования. Эмпирическое исследование было основано на определенных целях, в основе которых было оценить взаимовлияние параметров эмоционального интеллекта и сформированность навыков планирования и целеполагания в стрессовых условиях принятия решений, а именно пандемии, работающего человека, в результате чего цель была достигнута, решены поставленные задачи.
На основании эмпирических данных получилось, что у взрослых работающих людей способность Целеполагание зависит от степени выраженности управления эмоциями и зависит от степени выраженности воображения при решении проблем. То есть гипотеза данного исследования подтверждена.
Таким образом, проведённое исследование позволяет заключить основные выводы:
• Воображение является когнитивным ресурсом для преодоления стрессовой ситуации, к которой относится пандемия. Для человека, не обладающего самоконтролем, уверенностью в себе и своих способностях, чрезвычайно трудно принять самостоятельное решение, поэтому и Самоэффективность представляет собой важный личностный ресурс.
• У взрослых людей ЭмИн (как интегральная личностная характеристика) зависит от степени выраженности Самоэффективности при решении проблем, при этом проявлению ЭмИн мешает Уязвимость.
• У взрослых людей управление эмоциями зависит от степени выраженности воображения, а именно воображения, креативности, гибкости, открытости. То есть у взрослых людей способность к воображению при решении проблем помогает в управлении эмоциями.
• У взрослых людей способность Целеполагание зависит от степени выраженности управления эмоциями и зависит от степени выраженности воображения при решении проблем.
• Люди способны работать в условиях Неопределенности.
Результаты нашего исследования могут быть использованы при принятии сотрудников на работу с учетом личностных особенностей. Результаты имеют практическую значимость в работе клинического психолога для выявления им терапевтических мишеней клиентов. Полученные данные могут быть использованы для разработки профилактических и реабилитационных программ.
1. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И.Н. Андреева. — Новополоцк: ПГУ, 2011. — 388 с.
2. Андреева И.Н. Предпосылки развития эмоционального
интеллекта / И. Н.Андреева // Вопросы психологии. — 2007. — № 5. — С. 57—65.
3. Андреева, И.Н. О становлении понятия «эмоциональный интеллект» / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. — 2008. — № 5. — С. 83—95.
4. Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева. — СПб.: БХВ-Петербург, 2012. — 288 с.
5. Богомаз С.А. Оценка личностного потенциала и выявление основных типов ориентации на профессиональную деятельность студентов / Богомаз С.А., Мацута В.В // Психология обучения. - 2010. - № 12. - С. 77-88.
6. Богомаз С. А. Соотношение разных видов интеллекта как предмет
научного спора и изучения / С. А. Богомаз, О. Ю. Горчакова // Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований :
материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 60-летию со дня рождения В. Н. Дружинина, [25-26 сентября 2015 г.]. - М., 2015. - С. 37
39.
7. Богомаз С.А. К проблеме соотношения интеллектуальной и смысловой систем регуляции жизнедеятельностью // Психология способностей: Современное состояние и перспективы исследований: Материалы научной конференции, посвященной памяти В.Н. Дружинина, ИП РАН, 18-20 сентября 2005 г. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005.
8. Базарсадаева Э.Ж. К вопросу об истории изучения эмоционального интеллекта [Электронный ресурс] // Вестник БГУ. - 2013. - №5. - URL: http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/k-voprosu-ob-istorii-izucheniya-emotsionalnogo- intellekta (дата обращения: 07.12.2017).
9. Брушлинский А. В. Психология субъекта в изменяющемся обществе / А.В, Брушлинский // Психол. журнал. — 1997. — Т.18, № 2. — С. 18—32.
10. Воробьева А.Е. Эмоциональный интеллект как значимый фактор нравственного самоопределения / А.Е. Воробьёва // В книге: Психология образования: Детство как стратегический ресурс развития общества Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. — 2011. — С. 56—59.
11. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. — Изд. 5, испр. — М.:Издательство «Лабиринт», 1999. — 352 с.
12. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с.
13. Гаранян Н. Г. Концепция алекситимии / Н. Г. Гаранян, А. Б. Холмогорова // Журнал социальной и клинической психиатрии. — 2003. — № 1. — С. 128—145.
14. Горскова Г.Г. Введение понятия эмоционального интеллекта в психологическую культуру / Г.Г. Горскова // Ананьевские чтения: Тез. научн.-практ. конф. СПб. —1999. — С. 45—48.
15. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман. — ACT Москва, 2009. — С. 478.
..51