Введение 3
1 Особенности тележурналистики 6
1.1 Основные понятия телевизионной журналистики 6
1.2 Создание новостного контента телевизионными СМИ 10
2 Модернизация контента на телеканале «Томское время» 15
2.1. Описание телекомпании «Томское время» 15
2.2. Описание информационного блока в верстке региональной телекомпании «Томское время» 23
2.3 Изменения в программировании контекстного информационного блока
региональной телекомпании «Томское время» 28
Заключение 49
Список литературы и источников 51
Приложение А 56
Приложение Б 68
В XXI веке, в эпоху новых технологий, телевидение все еще остается одним из ключевых источников информации. По данным исследовательской компании Mediascope, за первый квартал 2025 года, как минимум, один раз в месяц телевизор смотрят 99% процентов жителей России старше 4 лет [2].
Чтобы конкурировать с интернетом и не терять актуальность, телекомпании создают более качественный контент, подстраиваясь под предпочтения и запросы аудитории.
Региональная телекомпания «Томское время» использует несколько стратегий, чтобы привлечь и удержать внимание зрителей. Главная из них — фокус на значимых событиях города и области. В рамках редакционной политики телекомпания готовит материалы на культурные, экономические, социальные, политические и спортивные темы. В новостную повестку входят такие сферы, как благоустройство, высшие учебные заведения, медицина, здравоохранение, чрезвычайные происшествия, криминальные новости, экология, вопросы безопасности, наука, цифровые технологии, транспорт, социальная поддержка жителей региона и города, сельское хозяйство и так далее.
С развитием медиа пользователи больше не хотят пассивно получать контент, у них появляется желание поучаствовать в нем. Региональная телекомпания «Томское время» использует в работе интерактивные форматы — прямые эфиры, во время которых телезрители могут задать вопросы ведущим по теме выпуска через звонки или сообщения. Такой способ взаимодействия помогает создать эффект присутствия и непосредственного участия жителей Томской области в информационной повестке региона.
Также телекомпания сохраняет выпуски и публикует материалы в социальных сетях и на сайте «Томского времени», что позволяет обеспечить возможность просмотра новостных программ зрителями, которые пропустили их в прямом эфире и для тех, у кого привычка потребления контента исключает телевидение
Таким образом, сотрудники «Томского времени» используют комплексный подход в работе, состоящий их актуальной новостной повестки, интерактивности и доступности.
Актуальность исследования обусловлена тем, что локальным телеканалам тяжело конкурировать с интернетом. Фиксируется недостаточное понимание механизмов, влияющих на заполнение эфирной сетки и привлечение аудитории. Исследование слабых мест и их исправление позволит создавать более качественный и востребованный продукт.
Целью работы является исследование программирования регионального телеканала «Томское время» и создание информационного контекста для жителей Томской области, чтобы привлечь аудиторию.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) Проанализировать особенности тележурналистики;
2) Изучить стратегии программирования регионального телевидения;
3) Модернизировать контекстный информационный блок региональной телекомпании «Томское время».
Объектом предлагаемого исследования является региональное телевидение, формирующее информационный контекст Томской области.
Предмет исследования — это способы и методы программирования и создания информационного контекста в работе регионального телеканала «Томское время».
В данной работе использовали эмпирический метод исследования и экспертное интервью с заместителем директора телекомпании «Томское время» Тимофеем Щитовым и главой отдела рекламы Верой Кузнецовой.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе исследуются теоретические аспекты: тележурналистика, ее основные понятия, особенности, свойства, жанры, функции, региональное телевидение, федеральное телевидение, верстка выпусков новостей и новостных сюжетов.
Во второй главе представлено описание регионального телеканала «Томское время». Рассматриваются история создания, специфика материалов, принципы работы, особенности аудитории и сотрудники. Исследуется контекстный информационный блок регионального телеканала «Томское время». Изучаются форматы и инфоповоды, которые используются в контенте. Также анализируется их преимущества и недостатки для дальнейшего усовершенствования материалов. Изучается мнение ведущих специалистов в сфере телевидения на счет новых тенденций и предпочтений зрителей. Анализируется целевая аудитория телеканала «Томское время». Изучаются критерии, которым должны соответствовать материалы для привлечения зрителей. Также представлены способы модернизации контента контекстного информационного блока регионального телеканала «Томское время».
Теоретическая и практическая значимость. Данное исследование может быть интересным для изучения телевизионной журналистики и ее особенностей. Работа способствует лучшему пониманию процесса формирования информационного контекста Томской области, способов заполнения эфирной сетки выпусков новостей и отдельных блоков региональных телеканалов. Также исследование показывает какие форматы, инструменты и жанры используются для повышения качества телевизионного контента. Результаты работы помогут оценить эффективность наполнения эфирного времени на региональном телеканале «Томское время», также могут быть использованы для оптимизации программирования информационного вещания.
Таким образом, программирование регионального телеканала на примере «Томского времени», представляет собой единую работу целой команды, состоящей из специалистов разных областей: журналисты, операторы, монтажеры, продюсеры, технические группы. Процесс создания телевизионных проектов направлен на формирование информационного контекста, закрывающего потребности аудитории и учитывающего интересы жителей Томской области.
В условиях развития медиа, интернета, технологий и растущей конкуренции за внимание зрителей особое внимание уделяется системному подходу к созданию контента, включающего четкую структуру, регулярность выхода рубрик и модернизацию форматов под актуальные запросы целевой аудитории. Также стоит использовать разные форматы, например, интервью, сюжет, опрос и т.д. для разностороннего раскрытия тем. При работе нужно учитывать свойства и функции, которые выполняет тележурналистика. Среди свойств выделяют такие, как зрелищность, экранность, вездесущность, эффект присутствия, непосредственность, персонифицированность. К функциям относят информационную, социально-педагогическую, организаторскую, интегративную, культурно-просветительскую, образовательную, рекреативную. Знания особенностей этой области способствуют повышению качества материалов. Также облегчают. процесс создания контента.
Исследование показало, что стабильность выхода контекстного информационного блока является преимуществом этого сегмента, однако отсутствие четкой структуры и высокая вариативность содержания снижают эффективность восприятия и не способствуют формированию привычки регулярного просмотра у зрителей. В этом аспекте у телевидения нет преимущества перед интернетом, выпуски нельзя смотреть в любое время, останавливать или пересматривать в процессе эфира. Поэтому важно создать такой контент, ради которого зрители захотят в точное время включать телевизор и тратить время на просмотр.
Успешное программирование регионального телеканала подразумевает не только наличие технических возможностей, но и понимание особенностей аудитории. Внедрение современных инструментов, следование трендам и брендбуку: лого, шрифты и корпоративные цвета, а также адаптация контента под предпочтение зрителей поможет региональной телекомпании «Томское время» увеличить количество аудитории, повысить просмотры, укрепить имидж и создать более качественную региональную информационную повестку.
1. Акимова И. А., Телевидение как средство массовой коммуникации: основные черты и специфика их проявления // Общество: философия, история, культура. 2017. №8.
2. Актуальные цифры медиапотребления россиян - выступление Mediascope // MEDIASCOPE. — Электронный ресурс, режим доступа: https://mediascope.net/news/2928545/ (дата обращения: 19.06.2025).
3. Белоусова М. Н. Современное состояние и тенденции развития жанров тележурналистики // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2011. №1. — Электронный ресурс, режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-i-tendentsii-razvitiya- zhanrov-telezhurnalistiki (дата обращения: 01.04.2025).
4. Борецкий Р.А. В Бермудском треугольнике ТВ / Р. А. Борецкий. — М.: Икар, 1998 — 202 c.
5. Бровченко Г. Н., Долгова Ю. И., Перипечина Г. В., Тихонова О. В., Федотова Л. Н. Телевизионная журналистика:// Учебное пособие для студентов вузов. - Москва: 2021. - 208 с.
6. Введение в тележурналистику: учебное пособие / О. Я. Колесниченко. - Краснодар: [б. и.], 2015. - 162 с.
7. Выпуск новостей // Телеканал «Томское время». — Электронный ресурс, режим доступа: https://tomsk-time.ru/novosti/vypuski-novostej/vypusk-novostej- 29.11.2024 (дата обращения: 20.12.2024).
8. Даша подскажет // Телеканал «Томское время». — Электронный ресурс, режим доступа: https://tomsk-time.ru/specproekty/dasha-podskazhet/dasha- podskazhet-neobychnoe-puteshestvie-v-belokurihu/ (дата обращения: 20.05.2025).
9. Егоров В. В., Телевидение: теория и практика Учеб. пособие / В. В. Егоров; Междунар. независимый экол.-политол. ун-т, Фак. журналистики. — Москва: МНЭПУ, Кормма, 1993. — 310 с.
10. Естественный отбор //Телеканал «Томское время». — Электронный ресурс, режим доступа: https://tomsk-time.ru/programms/estestvennyj-otbor/ (дата обращения: 20.05.2025).
11.Зверева Н. В. Школа тележурналиста. - Нижний Новгород: Издательский дом Минакова, 2009. - 272 с.
12. Ивашкина О., Бузин В. Что такое региональное телевидение // Broadcasting. Телевидение и радиовещание. — 2011. — №11. — С. 35.
13. История, теория и практика. Документы, тексты. Учебное пособие / Науч. ред. В. П. Костоусов. Сост. И. С. Бродский, Л. М. Макушин. — Екатеринбург: Изд- во «Урал, ун-т», 2000. — 304 С.
14. Как оформить сценарную заявку - Студия Снегири, 2024. — Электронный ресурс, режим доступа: https://snegiri-studio.ru/kak-oformit-scenarnuyu-zayavku (дата обращения: 09.06.2025).
15. Каталог каналов // «Кабельщик» — Электронный ресурс, режим доступа: https://www.cableman.ru/channels/table (дата обращения: 14.06.2025).
...41