Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Феномен осмысления страданий в психологической науке 5
1.1 Осмысление как психический процесс 5
1.2 Психологические интерпретации страдания 13
Выводы по первой главе 17
2 Православная концепция осмысления страданий: богословский и пастырский контексты 19
2.1 Основание появления осмысления страданий в православной культуре 19
2.2 Богословская интерпретация страданий 23
Выводы по второй главе 27
3 Феноменологический анализ опыта осмысления страданий православными христианами 29
3.1 Описание процедуры исследования 29
3.2 Описание результатов и их обобщение 31
Выводы по третьей главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ А 55
Актуальность
В условиях быстроменяющегося мира, утраты традиционных ценностей, изучение осмысления страданий становится важным аспектом психологической науки. Страдания - неотъемлемая часть человеческого опыта, их осмысление может существенно влиять на психическое здоровье и благополучие индивидов. Психология, как наука, стремится понять внутренние переживания человека. Исследование страданий представляет собой важный элемент в этой области. Понимание того, как люди воспринимают страдания, позволяет разрабатывать более эффективные методы психологической помощи, а также способствует расширению знаний о человеческой природе и экзистенциальных аспектах жизни.
Православная культура безусловно вносит положительные тенденции в формирование общества, которые заключаются в поддержке института семьи , созидании таких форм как верность, любовь, честность, прощение, жертвенность и так далее. Православный христианин - составляющая этой культуры и общества в целом. В частности, изучение феноменологии осмысления страданий православными христианами представляет собой важное направление в психологии. По данным всероссийского центра исследования общественного мнения (ВЦИОМ) , количество россиян, которые считают себя православными христианами в 2023 году фиксируется на отметке в 57%, что подчеркивает значимость этой социальной группы. Осмысление страданий в контексте православной культуры может раскрыть уникальные аспекты духовного опыта, веры и практик, которые влияют на психическое состояние верующих.
Таким образом, исследование осмысления страданий православных христиан не только расширяет научное понимание духовных аспектов психологического опыта, но и способствует формированию более эффективных подходов в психологии и духовной практике. Это также позволяет глубже понять уникальность переживаний человека, что является актуальным как для теоретического изучения психологии личности, так и для практической работы с людьми, ищущими утешение и поддержку в трудные периоды жизни.
Объектом исследования являются психологические аспекты страдания.
Предметом исследования является феномен осмысления страданий у православных христиан.
Цель исследования - определение и обоснование особенностей осмысления страданий у православных христиан.
Задачи:
1. Рассмотреть литературные источники, описывающие осмысление страданий с точки зрения психологии и православной веры.
2. Провести полуструктурированное интервью с православными христианами на предмет осмысления страданий.
3. Провести феноменологический анализ опыта осмысления страданий у православных христиан.
Гипотеза исследования: православные христиане осмысляют свои страдания через призму своей веры. При этом стараются сохранить не только личную идентичность, но и созидать новую - учитывающую мнение сверхъестественного существа (в данном случае Бога), что выражается в стремлении сохранить и укрепить связь с Ним. Такой подход помогает людям данной культуры справляться с трудными ситуациями, находить в них смысл и надежду.
Методологической и теоретической основой исследования являются труды:
- вопросы, связанные с осмыслением и страданием в психологии и православной вере (Франкл В. Э., Юнг К. Г., Леонтьев А. Н., Василюк Ф. Е., Иоанн Златоуст, Библейские тексты - книги священного писания ветхого и нового завета)
- феноменологическая психология (Джорджи А., Лукьянов О.В., Улановский А.М.)
Методы:
■ Теоретические: сбор и интерпретация литературных данных.
■ Эмпирические: полуструктурированное интервью.
■ Методы анализа данных: феноменологический анализ текстов интервью.
Целью феноменологического исследования было определение особенностей осмысления страданий у православных христиан. Цель была достигнута через поставленные раннее задачи.
Первая и вторая главы посвящены рассмотрению литературных источников, которые затрагивают понятия осмысления, страдания, с точки зрения психологии и религии.
Осмысление - не просто внутренний, рефлексивный процесс, находящий свое выражение в принятии определенных решений, но и действие, учитывающее многие внешние факторы: социальные компоненты, личностное отношение индивида с окружающей средой. Такое явление сознания включает в себя не только интеллектуальный компонент, но и мотивационную, эмоциональную, волевую составляющие. Процесс осмысления тесно связан с рефлексией, самоанализом и способностью сочетать личное внутреннее переживание с внешними культурными условиями , в которых человек пребывает. Такие составляющие делают этот феномен уникальным проявлением человеческой субъективности.
Осмысление страданий в широком смысле - процесс преобразования и интеграции негативного опыта, придание ему личностной значимости. Предполагает переход от стихийного, неструктурированного переживания боли к более организованному, оформленному и осознаваемому опыту, что способствует снижению напряжения и поиску новых смыслов.
Православная трактовка смысла страданий, если говорить кратко, сводится к присутствию в жизни христианина личности Бога, имеющего свой высший замысел в отношении человека, который ставится во главу угла, несмотря на личное понимание и интерпретирование событий. Именно признание Бога всемогущим и всезнающим существом предполагает в высшей точке духовного развития православного человека, отказ от своей «несовершенной» воли в пользу воли Бога, так как Его замысел несет большую пользу для души человека.
В результате эмпирического исследования была уточнена гипотеза. Осмысление страданий православных христиан имеет свои особенности, проявленные в попытке сохранить личную идентичность и созидать новую , более совершенную, не противоречащую воле Бога. В представленных интервью это не выражается в стремлении к высшему духовному состоянию - святости, по крайней мере так явно, но проявляется в осмыслении личных переживаний через призму веры. При этом всегда оставляется возможность выбора, воля не подавляется. Вера помогает справляться с трудными ситуациями и уйти от деструктивного поведения, путем придания страданиям высшего значения, особенного смысла.
В заключение можно сказать, что страдания, с точки зрения православной веры и респондента, не отбрасываются, не избегаются, но принимаются, особым образом проживаются и осмысляются. Процесс осмысления страданий не приводит к точному ответу на вопросы «зачем» и «почему». Религиозная концепция выделяет обширный круг причин и следствий, предшествующих этому феномену, но как уже и было сказано, воля не подавляется, человеку предоставляется возможность и пространство для наделения личными смыслами произошедшие ситуации, предоставляется возможность выбора пути осмысления, учитывая традиционное православное представление об указанном феномене.
1. Азбука веры: православный портал. - [Б. м.], 2005. - URL:
https://azbyka.ru/stradaniya (дата обращения: 03.05.2025)
2. Библия. Книги священного писания ветхого и нового завета - М.: Российское библейское общество, 2013. - 1374 с.
3. Бирич И. А. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского в свете
психологии развития личности: антропологические горизонты // Вестник МГПУ. Серия: Философские науки. - М., 2016. - URL:
https://www.elibrary.ru/download/elibrary 27404700 61951272.pdf (дата обращения:
02.06.2025)
4. Бурина Е. А. Основные подходы к изучению утраты // Интерактивная наука - 2016. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary 26489019 90773904.pdf (дата обращения: 02.05.2025)
5. Братусь Б. С. Аномалии личности. / Б. С. Братусь. - М.: Мысль, 1988. - 301 с.
6. Братусь Б. С., Инина Н. В. Вера как общепсихологический феномен сознания человека / Б. С. Братусь, Н. В. Инина. - Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 2011. - № 1. - 37 c.
7. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций / Ф. Е. Василюк. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 200 с.
8. Всероссийский центр исследований общественного мнения // результаты
исследований. - [М.], 2023. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-
obzor/religija-i-obshchestvo-monitoring (дата обращения: 03.05.2025)
9. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М., 2005. - URL:
https://yanko.lib.ru/books/psycho/vygotsky=ps_pzv_cheloveka=ann.htm#_Toc126100396 (дата обращения: 02.06.2025)
10. Дроздов Ф. Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви / Ф. Дроздов. - М.: Благовест, 2025. - 160 с.
11. Жожикашвили Н.А., Малых А.С., Девятерикова А.А. Психическая устойчивость
// Теоретическая и экспериментальная психология - 2021. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/psihicheskaya-ustoychivost/viewer (дата обращения:
02.06.2025)
12. Златоуст И. Творения Святого Отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского / И. Златоуст. - М.: ЁЁ Медиа, 2025. - 409 с.
13. Ключ к пониманию страданий. Протоиерей Андрей Ткачев // Rutube. Канал:
Лучезарные каменоломни: Астерумы. - URL:
https://rutube.ru/video/eabcde36c01e8f5028505f6ee70b17f0/ (дата обращения: 03.05.2025)
14. Куликов Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов / Л. В. Куликов. - СПБ.: Питер, 2009. - 464 с.
15. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 130 с...44