Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы обучения иноязычной лексике школьников с использованием настольных игр 6
1.1. Характеристика лексического навыка и этапы его формирования .. 6
1.2. Особенности развития лексических навыков у учащихся среднего
школьного звена на уроках иностранного языка 13
1.3. Роль игры в развитии ребенка 20
1.4. Обучающий потенциал настольных игр на уроках иностранного
языка 28
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Методика обучения иноязычной лексике посредством
использования настольных игр в процессе обучения ИЯ 32
2.1. Практическое использование интерактивных настольных игр в процессе обучения иноязычной лексике на уроках немецкого языка в 6 классе 32
Итоги педагогического эксперимента 40
2.2. Методические рекомендации по формированию иноязычных лексических навыков у школьников среднего звена на основе использования
интерактивных настольных игр 44
Выводы по второй главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ .. 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
В процессе изучения иностранного языка одной из первостепенных задач является формирование у учащихся лексических навыков, так как усвоение и правильное использование лексических единиц играет ключевую роль как в непосредственной коммуникации на иностранном языке, так и в развитии других навыков, необходимых для успешного овладения языком. Изучению лексического материала преподаватели уделяют внимание на каждом уроке иностранного языка, используя различные методы запоминания лексики и разрабатывая упражнения для тренировки и отработки пройденного материала. Однако, кроме этого, преподавателю также очень важно замотивировать учащихся активно и эффективно работать на уроке. Одним из способов добиться заинтересованности учащихся является внедрение в учебный процесс обучающих игр. Игры позволяют сделать урок намного увлекательнее, при этом соответствуя поставленным образовательным целям и задачам.
Актуальность данной работы заключается в необходимости поиска новых подходов для развития лексических навыков школьников. Интеграция игровых технологий в процесс обучения иностранных языков является очень распространенной и хорошо изученной методикой преподавания, однако вопрос использования настольных игр при обучении иноязычной лексики разработан недостаточно, поэтому, по нашему мнению, внедрение настольных игр в процесс обучения для развития иноязычных лексических навыков школьников имеет богатый потенциал.
Объектом исследования является процесс обучения школьников иноязычной лексике.
Предмет исследования - использование интерактивных настольных игр в процессе развития иноязычных лексических навыков школьников среднего звена.
Цель исследования - разработка методических рекомендаций по использованию интерактивных настольных игр в процессе обучения иноязычной лексике школьников средней ступени на уроках ИЯ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты обучения лексике на уроках иностранного языка;
2. Рассмотреть возрастные особенности школьников средней ступени обучения;
3. Разработать методические рекомендации по использованию настольных игр;
4. Апробировать сформулированные методические рекомендации по использованию интерактивных настольных игр в процессе обучения лексике в 6 классе Гимназии №6.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы; анализ документации и нормативных документов (ФГОС и т.д.)); эмпирические (изучение и обобщение; наблюдение; педагогический эксперимент); статистические (диаграммы; таблицы).
Методологическую базу исследования составляют работы в области методики обучения иностранным языкам Е. И. Пассова, И. А. Зимней, а также исследования А. Н. Шамова, И. Л. Бим и А. В. Щепиловой в области теоретических основ обучения иноязычной лексике и работы Д. Б. Эльконина, Л. С. Выготского в области психологии.
Материалами послужили УМК “Wunderkinder Plus” О. А. Радченко, И. Ф. Конго, К. Зайферт и различные настольные игры, в том числе разработанные нами в процессе работы над данным исследованием .
Научная новизна данного исследования заключается в выявлении возможностей использования интерактивных настольных игр в учебном процессе для развития иноязычных лексических навыков школьников среднего звена.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении и систематизации научно-теоретической базы по вопросу обучения иноязычной лексике школьников среднего звена при помощи использования интерактивных настольных игр в процессе обучения. Данное исследование позволяет судить об основных особенностях использования настольных игр как инструмента для формирования лексических навыков у школьников, изучающих иностранные языки.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения полученных результатов при разработке методик обучения иностранным языкам школьников среднего звена, как в государственных образовательных учреждениях, так и в частных языковых школах. Разработанными нами методическими рекомендациями можно воспользоваться в процессе обучения школьников иностранному языку с помощью настольных игр. Выводы исследования могут быть использованы при разработке учебных пособий и программ для курсов, направленных на развитие лексических навыков учащихся.
В процессе работы нами были выявлены методические и практические ценности использования настольных игр в процессе обучения иноязычной лексике учащихся среднего школьного звена. В ходе исследования нами были рассмотрены возрастные и психологические особенности учащихся средней школы, теоретические основы обучения иноязычной лексике, а также особенности использования игровых технологий в процессе обучения иностранным языкам. Нами было выяснено, что важным аспектом обучения в средней школе является необходимость поиска методов и способов повышения мотивации учащихся к изучению иностранных языков посредством использования современных игровых технологий обучения. Игра имеет огромный потенциал не только в обучении, но в развитии мотивационно-потребностной сферы учащихся. Использование обучающих игр на уроках иностранного языка является глубоко изученным вопросом в методической литературе, однако технология обучения при помощи настольных игр изучена намного меньше. С целью поиска новых подходов к обучению нами был изучен потенциал настольных игр в обучении иноязычных лексических навыков школьников среднего звена.
Далее нами был проведен анализ УМК “Wunderkinder Plus” на наличие игровых заданий и упражнений. В результате анализа было выявлено их недостаточное количество, что говорит о том, что необходимо использование дополнительных средств обучения посредством внедрения игровых технологий в процесс обучения иностранным языкам. На базе Гимназии №6 г. Томска в ходе проведения педагогического эксперимента на уроках немецкого языка в 6 классе нами были разработаны и апробированы настольные игры для формирования иноязычных лексических навыков школьников среднего звена. В исследовании приняло участие 16 школьников в возрасте 11-12 лет. Результаты пред- и постэкспериментальных тестирований, а также отзывы учащихся, принимавших участие в эксперименте, позволили нам прийти к 48
выводу, что использование настольных игр на уроках иностранного языка является эффективным способом развития иноязычных лексических навыков школьников среднего звена. Кроме того, их использование способствует повышению интереса и мотивации учащихся к плодотворной работе на уроках иностранного языка, развитию навыков общения в коллективе, командной работы и уважительного отношения к сверстникам.
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Андреева, Н. И. Обучающие игры на уроках английского языка в начальной и средней школе как средство повышения мотивации учащихся / Н. И. Андреева, С. Н. Тихонова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый.
— 2025. — № 9 (560). — С. 63-66. — URL: https://moluch.ru/archive/560/123079/ (дата обращения: 03.05.2025).
3. Беляев Б. В. Психологические основы усвоения лексики иностранного языка. М., 1964.
4. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам.
- М.: Просвещение, 1965.
5. Берман И.М. Методика обучения английскому языку. - М.: Высшая школа, 1970. - 232 с.
6. Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М., 1977.
7. Бронская В.С. Теоретические основы формирования лексической компетенции у школьников // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2012. - №2. - С. 17-21.
8. Бронская В.С. Теоретические основы формирования и развития лексических навыков у школьников // Современные исследования социальных проблем. - 2011. - №4 - С. 51-57.
9. Бухбиндер В.А. Основы обучения лексике в средней школе (на материале немецкого языка): Дис. д-ра. пед. наук. - Киев, 1971. 558 с.
10. Бухбиндер В. А., Калинина В. С. Обучение лексике // Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Педагогика, 1981. 456 с.
11. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ. 1997, 96 с. ЛР № 070223 от 06.02.92. ISBN № 5-87852-033-8.
12. Г альскова, Н.Д. Современная цель обучения иностранным языкам: от комплексного подхода к интеграции / Н. Д. Гальскова // Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и инновации: Сборник статей международной научно-практической конференции памяти академика РАО Инессы Львовны Бим. Москва: Тезаурус, 2013. - С. 25-34.
13. Гез Н. И. Обучение лексике // Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Высшая школа, 1982. 273 с.
14. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Владос-пресс, 2004. - 264 с.
15. Иванов И. С., Иванова Ж. Б., Кусков А. С. Настольные игры как нестандартный интерактивный метод обучения бакалавров юриспруденции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 9. - С. 44-51. - URL: http://e-koncept.ru/2017/870008.htm....56