Аннотация
Введение 3
1. Политика мультикультурализма и ее связь с радикализацией мусульманских женщин . 12
1.1 Кейс США и проблема индивидуальной и коллективной идентичности 14
1.2 Кейс Великобритании и кризис мультикультурализма 22
2. Нарративы в медиа-пропаганде террористических организаций в отношении западных
женщин 30
3. Британки и американки в террористических организациях: идентичность, мотивации,
роли 50
Заключение 68
Список источников и литературы 71
Феномен иностранных боевиков в террористических организациях, в частности, на Ближнем Востоке, остается предметом пристального интереса отдельных государств и международных организаций, а также беспокойств граждан по всему миру. Согласно опросу, проведенному Pew Research Center в 2017 г., люди во всем мире главными угрозами безопасности считали терроризм и глобальное потепление.
Интернациональный характер функционировавших группировок проявлялся и проявляется сегодня не только в терактах, совершаемых на территориях иностранных государств, но и в том, что они смогли выстроить широкие сети вербовки иностранных граждан, которые присоединялись к террористам в Сирии и Ираке. По данным Международного центра изучения радикализации, к 2018 г. более сорока тысяч иностранных граждан из восьмидесяти стран присоединились к одной из организаций. Среди присоединившихся 13% составляли женщины. Всего из США миграцию на подконтрольные ей территории совершили 272 человека (женщин - 38), из Соединенного Королевства - 850 человек (женщин - 145).
События последних лет, а именно - взрыв в Стамбуле в ноябре 2022 г. (важно отметить, совершенный женщиной), теракт в Крокус Сити Холл в Москве в марте 2024 г., ответственность за который взяла афганская ячейка ИГ (запрещенная в Российской Федерации террористическая организация), а также существование лагерей беженцев в Сирии, которые составляют потенциальную ресурсную базу для террористов, говорят о возрастающей социальной актуальности данной темы.
Научная актуальность темы обусловлена развитием женских и гендерных исследований в российской и зарубежной исторической науке в последние десятилетия. Это направление особенно популярно в западной академической среде, однако и в России с 1990-х гг. появляется все больше статей и монографий в области исторической феминологии. Историки обращаются к женскому опыту, который долгое время был маргинализирован. Гендерные исследования позволяют лучше понять процессы в истории, посмотреть на обширно изученные вопросы с новой перспективы.
В свою очередь, участие женщин из западных государств в террористических организациях затрагивает также вопросы идентичности - как себя воспринимают сами террористки, с какими группами они себя соотносят, как в них пересекаются разные идентичности: национальная, религиозная, гендерная; какое влияние на формирование идентичности оказывают государство и пропагандисты террористических организаций, как в конечном счете это влияет на решения женщин присоединиться к радикализированным группам.
Кроме того, изучаемая тема - феномен женского терроризма - противоречит исторически обусловленным гендерным стереотипам, в соответствии с которыми женщины считаются менее склонными к жестокости, неспособными к насилию, а в рамках террористической деятельности - пассивными участниками, выполняющими второстепенные роли, попадающими в группировки не по своей воле, а под психологическим давлением. Таким образом, данное исследование обогащает понимание реализации женщин в нетрадиционных ролях.
Сохраняющаяся угроза терроризма, исходящая от группировок на Ближнем Востоке, диктует необходимость изучения связанных с этим сюжетов. Исследования в области истории терроризма исламистского толка позволяют выявить причины, которые ведут к радикализации и насилию на религиозной основе. Исторический анализ дает возможность определить эффективные и неэффективные методы борьбы с терроризмом, что представляется крайне важным в условиях перманентной опасности. Изучение исторических примеров может также помочь в создании программ, направленных на предотвращение радикализации, особенно среди молодежи и уязвимых групп населения. Обозначенное может изучаться с применением междисциплинарного подхода, что также актуально в академической среде.
Степень изученности темы. В русскоязычном сегменте присоединения женщин из западных государств к террористическим организациям изучены слабо. Это можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, в 2010-х гг. Россия сама столкнулась с той же проблемой, что и страны Запада, поэтому для отечественных исследователей присоединение гражданок Российской Федерации является более актуальным вопросом для рассмотрения. Во-вторых, существуют трудности с доступом к источникам, часть из которых запрещены действующим законодательством или же размещены в онлайн-архивах с ограниченным доступом. В то же время, мультикультурализм изучается в России более активно, хотя фундаментальные разработки в области истор ии и теории мультикультурализма были опубликованы на Западе.
Существующую литературу можно поделить на несколько групп. Первый сегмент представлен монографиями и научными статьями, посвященными теории и практике мультикультурализма в США и Великобритании. Наиболее значимыми в этой группе являются работы К. Кимлики, Ч. Тейлора, Б. Пареха, Н. Глейзера, Д. Беннетт, которые занимались разработкой концепции мультикультурализма. Среди работ указанных мыслителей одной из ключевых для нас является монография Б. Пареха «Rethinking Multiculturalism: Cultural Diversity and Political Theory», в которой автор предлагает всесторонний анализ концепции мультикультурализма, его теоретических основ и практических аспектов. Парех рассматривает мультикультурализм как не просто набор политик и программ, направленных на признание культурного разнообразия, но как глубокую философскую проблему, требующую переосмысления ключевых понятий политической теории. В книге также исследуется, как культурная идентичность влияет на личную и коллективную самобытность.
Особую ценность для работы представляет книга «Gender, Religion, Extremism: Finding Women in Anti-Radicalization» за авторством Кэтрин Е. Браун. В ней автор исследует роль женщин в контексте радикализации. Автор сосредотачивается на гендерных аспектах радикализма и анализирует, как религия и экстремизм взаимосвязаны с женской идентичностью.
Для понимания того, что стоит за идентичностью, мы обращались к работам «Детство и общество» и «Идентичность: юность и кризис» Э. Эриксона, который одним из первых заинтересовался вопросами идентичности американцев. Также важные идеи в области истории американского мультикультурализме выносит Артур Шлезингер - младший в статье «Multiculturalism and the Bill of Rights». В ней он рассматривает влияние политики мультикультурализма на американское общество и ее соответствие принципам, заложенным в Билле о правах. Он анализирует противоречия между стремлением к культурному разнообразию и необходимостью поддержания единства и равенства в рамках конституционных прав.
Особенности британского мультикультурализма были изучены при использовании работ Г. А. Карпова, Е. И. Моисеевой, Д. Н. Караваевой, Л. Р. Садыковой, С. Брайтон, Ф. Матье, Т. Мадуда. Статья «Политика мультикультурализма в Великобритании и радикализация исламской молодежи страны» О. Ф. Плещунова содержит важные для данной работы замечания о связи процессов радикализации молодых людей с факторами глобального порядка. Он рассматривает социально-экономические, культурные и политические причины, включая дискриминацию, маргинализацию и влияние международных конфликтов, что позволяет нам опираться на результаты его исследования.
Следующую группу составляют работы, посвященные вопросу идентичности, интеграции и жизни мусульман в США и Великобритании. Поскольку в нашем исследовании мы предпринимаем попытку понять, какие объективные факторы оказали влияние на решение женщин присоединиться к террористическим организациям, нам было необходимо подробнее узнать об обстановке в рассматриваемых странах после 11 сентября 2001 г. В книге «Mecca and Main Street: Muslim Life in America after 9/11» Г. Абдо анализирует, как террористические атаки и последующие изменения в политическом и социальном контексте повлияли на мусульманские общины в Соединенных Штатах. Книга основана на многочисленных интервью и полевых исследованиях, предоставляя глубокий взгляд на опыт американских мусульман в этот критический период. По этой теме также были использованы работы Т. В. Смита, Р. М. Гиллума, Х. А. Бейдуна.
Третья группа использованной нами литературы сформирована из статей и
монографий, освещающих особенности пропаганды и медиа-деятельности
террористических организаций. Нужно сказать, что российские исследователи хотя и не изучали эту тему массово, смогли опубликовать несколько работ, которые внесли вклад в общее понимание того, как была устроена пропагандистская машина экстремистских групп. Так, Альбо Т. М. И. К. в статье «Пропагандистская деятельность ИГИЛ и методы борьбы с ней» исследует тактики пропаганды, используемые группировкой, и анализирует эффективные методы борьбы с этой пропагандой. Автор уделяет особое внимание механизмам распространения идеологии террористов через современные технологии и средства массовой информации. Он также изучает содержание пропагандистских материалов, включая темы, образы и риторику, используемые для привлечения и радикализации людей. Альбо подчеркивает, что пропаганда часто апеллирует к религиозным, социальным и политическим мотивам.
К этой же группе отнесем не менее значимую работу М. Бакониной «Глянцевая пропаганда джихадистов, адресованная женской аудитории (по материалам журнала Dabiq)». В ней автор исследует особенности пропаганды организации, направленной на женщин. Баконина анализирует, как пропагандистские материалы адаптируются для женской аудитории и какие методы и образы используются для привлечения и радикализации женщин. В этой группе стоит также упомянуть работы А. Р. Сулейменова, Х. Дж. Инграм.
Наконец, к четвертой группе мы относим литературу, раскрывающую вопросы участия женщин в террористических организациях, их мотивации, ролей и идентичности. Среди них можно выделить работу Андреа Сьоберг Аасгаард «Мигранты, домохозяйки, воины или секс-рабыни: взгляды Аль-Каиды (АК) и Исламского государства на женщин», в которой подробно описаны конкретные роли, которые выполняли приехавшие в эти организации женщины, дается сравнение их идеологических установок по женскому вопросу.
Особенно активно исследования в рассматриваемой области ведутся учеными из Скандинавского региона. Ценность имеют работы упомянутой выше Андреа Сьоберг Аасгаард (Швеция) и Йонас Хаверинен (Финляндия). Трудно сказать, с чем именно связана эта тенденция. Отметим лишь, что в университете Лунда в Швеции хорошо развито исследовательское направление по Ближнему Востоку в современном мире.
Изучением хиджры европейских женщин в террористические организации на Ближнем Востоке среди зарубежных авторов также занимались Анита Пересин, София Патель, Жаклин Вестерманн, Эдвин Баккер, Серан де Лиде. Статьи по пропаганде террористических организаций с помощью газет, журналов и социальных сетей принадлежат Матан Уберман, Шаул Шей и А. Хилари.
В отечественной историографии работы в этой области представлены менее широко. Напрямую явление религиозных перемещений британок в террористические организации российскими историками не рассматривается. Тем не менее, ведутся исследования переезда европейцев в группировки в целом. Среди них важность представляет монография Е. А. Степановой «ИГИЛ и феномен иностранных боевиков-террористов в Сирии и Ираке». Автор дает оценку основных количественных и качественных параметров феномена иностранных боевиков-террористов в Сирии и Ираке, анализирует истоки и особенности этого явления. Таким образом, с помощью данной монографии можно отследить тенденции, которые применимы к более локальному сюжету, рассматриваемому в настоящем исследовании.
Научная новизна работы заключается во взгляде на более глобальные причины присоединения женщин из США и Великобритании к террористическим организациям, а также проверке имеющихся в научной литературе выводов о ролях западных женщин в них с использованием интервью. Выдвигается гипотеза: провал политики
мультикультурализма отражает кризис идентичности женщин, исповедующих ислам и проживающих в западных странах, Великобритании и США, в частности, что, в свою очередь, ведет к их присоединениям к террористическим группировкам.
Объектом исследования выступает феномен женского терроризма. Предмет исследования - причины присоединения женщин США и Великобритании к террористическим организациям в 2010-х гг.
Исходя из выдвинутой гипотезы, была поставлена цель - определение роли политики мультикультурализма как одного из факторов, повлиявших на успешную вербовку женщин из США и Великобритании в террористические организации .
Для достижения цели и всестороннего рассмотрения проблемы выделены задачи:
1. Определить характерные особенности политики мультикультурализма в США и Великобритании;
2. Выделить характерные нарративы, используемые пропагандой
террористических организаций для вербовки женщин из западных стран;
3. Выявить и проанализировать биографии присоединившихся к террористическим организациям гражданок США и Великобритании .
Хронологические рамки исследования - 2010-е гг. Хронологические рамки обусловлены возросшей активностью группировок в этот период.
Методологическая база исследования включает в себя совокупность общенаучных методов: обобщения, анализа, синтеза, сравнения, индукции, дедукции, а также - специальных исторических методов:
1. Сравнительно-исторический, являющийся одним из основных, для выявления схожих и отличных особенностей политики мультикультурализма в США и Великобритании, а также сравнения случаев присоединения сторонниц террористических организаций из этих государств.
2. Историко-генетический для определения причинно-следственных связей между результатами политики мультикультурализма и присоединениями к террористическим организациям.
3. Метод контент-анализа при изучении нарративов, используемых террористическими организациями для вербовки женщин из западных стран, США и Великобритании, в частности, в пропагандистских текстах....
Изучение феномена женского терроризма актуализировалось в последние годы в связи с очередной активизацией террористических организаций. Присоединение новых сторонников к такого рода группам требует детального рассмотрения, в том числе в исторической перспективе. В данной работе мы попытались выявить объективные глобальные причины женского присоединения к террористическим организациям, имевшего место в период 2010-х гг. Для этого нами были рассмотрены особенности мультикультурализма в Великобритании и США и его влияние на радикализацию западных мусульманок.
Мы выяснили, что мультикультурализм в США и в Великобритании имел как схожие, так и отличные черты. Постепенно занимая центральную позицию, мультикультурализм получал одобрение от граждан рассматриваемых стран. Примечательно, что векторы развития мультикультурной политики изначально пересекались в обоих государствах. Тем не менее, нельзя сказать, что Соединенные Штаты приняли мультикультурализм раз и навсегда. Напротив, в стране, скорее, присутствовал симбиоз некоторых концепций, взятых из мультикультурализма, и ассимиляционных мер. В связи с этим американские мусульмане больше чувствуют себя частью общества, чем британские мусульмане. Даже несмотря на рост исламофобии после 11 сентября 2001 г., мусульмане США не выступали против государства, пытаясь обвинить правительство в чем-либо. Это связано в том числе с более стабильным экономическим положением. Против женщин, носящих религиозную одежду в США, не развертывались массовые кампании. Также американские мусульманки имели больше возможностей для самореализации и карьерного роста.
В Великобритании же политика мультикультурализма привела к тому, что женщины оказались закрытыми в своих локальных общинах, которые не заинтересованы во взаимодействии с принимающим сообществом. Они испытывали и испытывают трудности с приемом на работу по разным причинам: от дискриминации до недостаточного уровня образования. Более того, мусульманки в Британии сталкивались с крупными кампаниями против религиозной одежды в публичных местах. Все это вело к тому, что женщины становились более уязвимыми.
В целом, наше предположение о том, что провал политики мультикультурализма отражает кризис идентичности женщин, исповедующих ислам и проживающих в западных странах, Великобритании и США, в частности, ведет к их присоединениям к террористическим группировкам, нашло подтверждение в данном исследовании. После детального рассмотрения отдельных случаев поддержки женщинами террористических 68
организаций, мы увидели полную картину того, как выглядит радикализация западных мусульманок. Во-первых, негативные последствия мультикультурализма, как мы отметили ранее, заключаются в изоляции общин, вместо их вовлеченности в общество. Более того, мультикультурализм требует наличия множества идентичностей. В связи с этим, довольно сложно определить, что, все же, является первичным: религиозная идентичность, национальная, этническая, гендерная или какая-либо другая. Во-вторых, как можно заметить по событиям, последовавшим после 11 сентября 2001 г., принимающее
сообщество само не было подготовлено к мультикультурализму, оно быстро озлобилось на всех мусульман, ассоциируя их с радикальными силами. На женщинах исламофобские настроения отражаются чаще в связи с тем, что они носят религиозную одежду. Они больше сталкиваются с дискриминацией по этому признаку. Все это формирует чувство отчужденности и ненужности.
Одновременно с этим, вербовщики террористических организаций старались находить именно таких уязвимых девушек, чтобы легко замотивировать их переехать в Сирию. С этой целью они давили на самые чувствительные места своих жертв. Поэтому на страницах журналов, в социальных сетях и со слов бывших участниц, мы видим, как вербовщики манипулировали религиозным сознанием женщин. Они использовали инструменты запугивания, конструирования нарративов, которые способствовали отчуждению читателей от места проживания и формированию тесной связи с группировкой посредством апеллирования к мусульманской идентичности и общему прошлому, а также обещания лучшей жизни в лучших условиях, чтобы в дальнейшем они решились на хиджру.
Таким образом, мы можем утверждать, что неудачи мультикультурализма действительно стали глубинной причиной присоединения женщин из США и Великобритании к террористическим организациям в 2010-х гг. Безусловно, нельзя сказать, что это был единственный и определяющий фактор. Тем не менее, он послужил своего рода спусковым крючком. В частности, сепарация этно-религиозных общин в Великобритании привела к тому, что они стали закрыты и враждебно настроены по отношению к внешней среде. В условиях замкнутости довольно просто подвергнуться стороннему влиянию в Интернете, что и происходило с каждой молодой участницей террористических организаций. Дополнительным импульсом служила пропаганда. Из этого мы видим, что, на самом деле, женщины подвергались одновременному воздействию двух факторов. В то же время, не стоит недооценивать личные выборы террористок. На примере их деятельности в Сирии, мы убедились в том, что они так же, как и мужчины, были склонны к жестокости, и довольно часто лгали о своем истинном пути в террористических организациях.
1. Взрывы в Лондоне: полиция окончательно установила личности террористов // РИА Новости. - М., 2005. - URL: https://ria.ru/20050716/40920097.html (дата обращения: 15.11.2021).
2. Affirmative Action: History and Rationale // The archive of White House. - [S. l., s. a.].
- URL: https://clintonwhitehouse3.archives.gov/WH/EOP/OP/html/aa/aa02.html#:~:text=Only%20in%2 0the%20wake%20of,in%201990%2C%2011.3%20percent). (access date: 28.02.2024).
3. American Muslim Poll 2016 // Institute for Social Policy and Understanding. - [S. l., s.
a.]. - URL: https://www.ispu.org/public-policy/american-muslim-poll-2016/ (access date:
22.04.2024).
4. American Muslim Poll 2018 // Institute for Social Policy and Understanding. - [S. l., s.
a.]. - URL: https://www.ispu.org/public-policy/american-muslim-poll-2018/ (access date:
22.04.2024).
5. Anti-terrorism, Crime and Security Act 2001 // The National Archives. - [S. l.], 2024. - URL: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/2001/24/contents (access date: 28.02.2024).
6. Civil Rights Act (1964) // The National Archives. - [S. l., s. a.]. - URL:
https://www.archives.gov/milestone-documents/civil-rights-act (access date: 10.04.2024).
7. Community Cohesion: A Report of the Independent Review Team // Professor Ted Cantle. - [S. l.], 2024. - URL: https://tedcantle.co.uk/pdf/communitycohesion%20cantlereport.pdf (access date: 28.02.2024).
8. Control of Immigration: Statistics // The Secretary of State for the Home Department. -
[S. l.], 2007. - URL:
https://assets.publishing.service.gov.uk/media/5a7c4c2740f0b62dffde1279/7197.pdf (access date: 05.03.2024).
9. Counter Extremism Project. - [S. l., s. a.]. - URL: https://www.counterextremism.com/ (access date: 23.10.2021).
10. Declaration of Independence: A Transcription // The National Archives. - [S. l., s. a.].
- URL: https://www.archives.gov/founding-docs/declaration-transcript (access date: 04.04.2024).
11. Elementary and Secondary Education Act of 1965 // Library of Congress. - [S. l., s. a.].
- URL: https://www.congress.gov/89/statute/STATUTE-79/STATUTE-79-Pg27.pdf (access date: 12.04.2024).
12. Elementary and Secondary Education Amendments of 1967 // The United States
government. - [S. l., s. a.]. - URL: https://www.govinfo.gov/content/pkg/STATUTE-
81/pdf/STATUTE-81-Pg783.pdf (access date: 12.04.2024).
13. Employment opportunities for Muslims in the UK Contents // UK Parliament. - [S. l.],
2015. - URL:
https://publications.parliament.Uk/pa/cm201617/cmselect/cmwomeq/89/8906.htm#footnote-121 (access date: 13.03.2024).
14. Fear and HOPE. The new politics of identity. - [S. l.], 2011. - URL:
http://www.fearandhope.org.uk/2011-report/ (access date: 21.11.2021).
15. Federation of Islamic Associations in the United States and Canada (FIA) // Union of International Associations. - [S. l., s. a.]. - URL: https://uia.org/s/or/en/1100010583 (access date: 13.04.2024)....72