Аннотация 3
Введение 3
1 Теоретико-методические основы физической подготовки студентов, занимающихся плаванием в ТГУ 4
1.1 Организация и содержание физической подготовки студентов по элективному курсу
«плавание» в ТГУ 4
1.2 Средства и методы развития физических качеств студентов-пловцов 10
1.3 Виды педагогического контроля физической подготовленности студентов-пловцов в
ТГУ 16
Резюме 19
2 Методы и организация исследования 20
2.1 Методы исследования 20
2.2 Организация исследования 21
3 Влияние занятий плаванием на физическую подготовленность студентов-пловцов в
вузе 22 3.1 Анализ содержания Программы по дисциплине «Физическая культура и спорта»
элективного курса «плавание» 22
3.2 Результаты изучения физической подготовленности студентов-пловцов
(констатирующий эксперимент) 26
3.3 Динамика физической подготовленности студентов элективного курса «плавание»
после первого года обучения в ТГУ 31
3.4 Методические рекомендации для коррекции физической подготовленности студентов
элективного курса плавание» 42
Выводы 44
Список используемой литературы 46
Актуальность исследования. Современное спортивное плавание предъявляет высокие требования к физической подготовленности студентов-пловцов, что прослеживается с первых лет занятий этим видом спорта. В последние годы тренировочный процесс идет по пути все более производительного использования времени отдельных тренировочных занятий, что влечет за собой тенденцию не только увеличения общего объема нагрузок, но и рационального соотношения средств и методов общей и специальной подготовки в многолетнем аспекте. В связи с этим возникает необходимость изучения динамики физической подготовленности студентов, занимающихся на элективном курсе «плавание», средств, методов, особенностей организации занятий по физической подготовке в вузе [9,10,20].
Цель исследования - определить влияние занятий плаванием на физическую подготовленность студентов-пловцов в вузе.
Задачи исследования:
1. Изучить виды педагогического контроля физической подготовленности студентов на основе изучения и анализа литературных источников.
2. Выявить динамику физической подготовленности студентов-пловцов после первого года занятий плаванием на основе педагогического контроля.
3. Разработать методические рекомендации для коррекции физической подготовленности студентов, занимающихся плаванием.
Объект исследования: процесс физического воспитания студентов-пловцов.
Предмет исследования: педагогический контроль физической подготовленности студентов, занимающихся плаванием в ТГУ.
Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что педагогический контроль физической подготовленности студентов элективного курса «плавание» позволит определить эффективность традиционной методики развития их физических качеств и в дальнейшем скорректировать тренировочный процесс.
Работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения и списка используемой литературы.
1. Изучение Программы по физической культуре и спорту, показало, что на 1 курсе на физическую подготовку студентов элективного курса «плавание» отводится 96 часов: в первом семестре - 32 часа, во втором - 64 часа. В содержание физической подготовки студентов в первом семестре входят занятия легкой атлетикой (16 часов) и непосредственно плаванием (16 часов). Во втором семестре содержание физической подготовки включает в себя занятия легкой атлетикой (16 часов), лыжной подготовкой (16 часов) и плаванием соответственно (32 часа). Занятия легкой атлетикой направлены на комплексное развитие физических качеств (быстроты, скоростно-силовых качеств, общей выносливости). Используются средства: бег на короткие дистанции, прыжки и прыжковые упражнения, кроссы. Занятия по лыжной подготовке направлены на овладение и совершенствование техники лыжных ходов, развитие физических качеств (скоростно-силовых качеств, ловкости, выносливости). Занятия по плаванию включают в себя решение оздоровительных, образовательных, воспитательных и развивающих задач (комплексное развитие физических качеств, развитие функциональных систем организма, обучение технике спортивных способов плавания и т.д.).
2. Результаты изучения динамики физической подготовленности девушек и юношей первого курса, занимающихся на элективном курсе «плавание» в НИ ТГУ показали, что физическая подготовленность большинства девушек и юношей, поступивших на первый курс элективного курса «плавание» в сентябре 2022 г., соответствует уровню «ниже среднего» или «низкому». Вместе с тем, после первого года обучения у данных студентов (девушек и юношей) наблюдается положительная динамика в проявлении физических качеств, однако только у 50% из них уровень физической подготовленности после первого года обучения является средним, у остальных - ниже среднего и низкий. В связи с этим, требуется поиск средств и методов, направленных на повышение уровня физической подготовленности, данной категории студентов.
3. В ходе изучения динамики физической подготовленности девушек и юношей, занимающихся на элективном курсе «плавание», нами предложены методические рекомендации для коррекции тренировочного процесса этой категории студентов.
Для развития скоростных способностей девушек рекомендуется использовать короткие отрезки с акцентом на старты и повороты. Также необходимо использование ласт на тренировках для скорости и координации движений. Для улучшения силовых способностей необходимо выполнять лёгкие силовые тренировки: приседания, планка, отжимания, баланс на фитболе. Использовать лёгкие веса с большим числом повторений (12-15) под контролем тренера.
У юношей выявлен низкий уровень проявления силовых способностей и гибкости. Для развития силовых способностей нами предлагаются базовые упражнения в тренажёрном зале (приседания, становая тяга, подтягивания, отжимания на брусьях). Для развития взрывной силы необходимо включать в программу прыжки, выпрыгивания. Для улучшения гибкости необходима статическая и динамическая растяжка после каждой тренировки.
Кроме этого, необходимо использовать индивидуальный подход к планированию физической нагрузки для каждого занимающегося в зависимости от уровня его физической подготовленности.
1 Бакшеев М. Д. Построение микроциклов в спортивном плавании: учебное пособие / М. Д. Бакшеев, А. С. Казызаева - Омск: СибГУФК, 2020. - 96 с.
2 Барышникова О.Г. Круговая тренировка как средство массовой физической подготовки студентов: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» и 44.03.05 «Педагогическое образование с двумя профилями обучения» / О.Г. Барышникова, Н.Н. Ткачева, А.С. Королев. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2022. - 68 с.
3 Бахтина Т. Н. Физическая культура и спорт: курс лекций / Т. Н. Бахтина [и др.]. - Санкт-Петербург: СПбГЛТУ, 2021. - 200 с.
4 Булдашева О.В. Физическая культура и спорт: учеб.-метод. пособие для студентов 1 курса / О.В. Булдашева, О.Н. Суетина; Шадр.гос. пед. ун-т, Фак. физ. культуры, Каф. теорет. основ физ. воспитания и безопасности жизнедеятельности. - Шадринск: ШГПУ, 2021. - 96 с.
5 Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры [Текст]: учеб. для техн. Физ. культ / под ред. - М.: Физкультура и спорт, 2003. - 352с.
6 Данилова Е.Н. Комплексная тренировка в циклических видах спорта: учеб. пособие / Е. Н. Данилова [и др.]. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2019. - 108 с.
7 Дробышева С.А. Развитие физических способностей лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов (по направлениям подготовки 49.03.02 и 49.04.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья») /С.А. Дробышева [и др.]. [Текст]: учебно-методическое пособие. - Волгоград: ФГБОУ ВО «ВГАФК», - 2-е изд. перераб. и доп. - 2019. - 136 с.
8 Егоров В.Н. Физическая культура и спорт: основы учебной дисциплины: учеб. Пособие. / В.Н. Егоров, Е.О. Кашмина - Тула: Изд-во ТулГУ, 2022. 174 с.
9 Ериков В.М. Теория и методика спортивного и оздоровительного плавания : учеб.метод. пособие / В. М. Ериков, А. А. Никулин, Т. В. Иванникова. — Рязань : Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2020. — 220 с
10 Жукова Е. С. Контроль физической и технической подготовленности пловцов: практикум / Е. С. Жукова, О. Б. Галеева: Министерство спорта Российской Федерации, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. - Омск: СибГУФК, 2021. - 104с.
11 Зенкова Т.А. Профессионально-прикладная физическая культура студентов: учебное пособие / Т.А. Зенкова; ФГБОУ ВО РГУПС. - 2-е изд., доп. - Ростов н/Д, 2020. - 152 с.
12 Иваненко А.В. Физическая культура и спорт: учебное пособие / А.В. Иваненко [и др.]. СПбГУТ. - Санкт-Петербург, 2021. - 230 с.
13 Иванченко Е. И. Теория и практика спорта: пособие: в 3 ч. / Е. И. Иванченко; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. - 3-е изд., стер. - Минск: БГУФК, 2021. - Ч. 2: Виды спортивной подготовки. - 295 с.
14 Казантинова Г. М. Физическая культура студента: учебник / Г.М. Казантинова, Т.А. Чарова, Л.Б. Андрющенко. - Волгоград: ФГБОУ ВО Волгоградский ГАУ, 2017. - 304 с.
15 Коджаспиров Ю.Г. Теоретические основы физкультурного образования в вузах России: Учебное пособие / Под общ. ред. Ю.Г. Коджаспирова. - М.: Изд-во МАИ, 2022. - 112 с.
ю..35