АННОТАЦИЯ 3
Введение 3
1. Обзор договорно-правовой базы российско-таджикских экономических отношений 9
1.1 Межрегиональное сотрудничество 16
2. Российско-таджикские экономические отношения во время финансового кризиса
2008-2009 гг. и после него 22
2.1 Торговля 22
2.2 Инвестиции 34
2.3 Миграция 39
3. Перспективы отношений между Россией и Таджикистаном: вопрос о вступлении
республики Таджикистан в ЕАЭС 44
Заключение 48
Список источников и литературы 51
Республика Таджикистан самая малая по территории страна в Центральной Азии. До 1991 года была в составе СССР и уже тогда берут свои истоки межправительственные отношения между Республикой Таджикистан (РТ) и Российской Федерацией (РФ). Поиск преимущественных направлений в сотрудничестве и взаимоотношении является одним из важных областей внешней политики страны. И для Таджикистана, как и другим странам, ее соседям имеет особое значение поддержание, укрепление и дальнейшее развитие тесных связей с Российской Федерацией. Стратегическое партнерство является фундаментом и основой отношений между странами.
Россия и до, и после революции оказывала Таджикистану существенную поддержку в преодолении многовековой социально-экономической отсталости. В советское время за счет централизованных государственных ресурсов Таджикистан получала огромные материальные и финансовые средства, передовые технологии, научно - технические кадры и инженерный персонал. В результате, за относительно короткий срок Таджикистан преодолев крайнюю отсталость, превратился в страну со средним уровнем экономического и социального развития.
Приоритетным и сложным заданием для внешнеполитических ведомств Республики Таджикистан является Поиск успешных направлений внешней политики и сотрудничества с государствами мира. Поэтому Республика заинтересована в укреплении и развитии дальнейшего сотрудничества с Российской Федерацией. Политические, торгово-экономические, военно-технические, технологические, культурные отношения и связи между странами имеют исторические корни.
Распад Советского Союза привел к экономической дезинтеграции в постсоветском пространстве и разрыву торговых и производственных связей между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан. В стране начались процессы деиндустриализации и деурбанизации. Социально-политическая природа торговоэкономических отношений между Таджикистаном и Россией изменились коренным образом.
Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией от 25 мая 1993 года и Договор о союзническом взаимодействии между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией, ориентированном в ХХХ век от 16 апреля 1999 года являются основополагающими документами в двусторонних отношениях. В области торговли и экономических отношений стороны имеют разного рода договоренностей и соглашений. Например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан об углублении экономического сотрудничества и развитии интеграционных связей от 27 февраля 1995 года.
Двусторонние (российско-таджикские) торгово-экономические отношения имеют важнейшее значение как один из факторов восстановления экономики Таджикистана и дальнейшего его развития.
Сегодня Россия и Таджикистан стремятся к тесной интеграции (сотрудничеству), сближению экономик в целях социально-экономического прогресса, роста товарооборота и улучшения благосостояния народов. Одним из компонентов внешнеэкономических связей является взаимная торговля между странами (международная торговля, межстрановая торговля).
Актуальность данной темы исследования торгово-экономических отношений между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан заключается в нарастающей роли первой в мировой экономике, в частности в экономике стран Содружества и на постсоветском пространстве, и в доминирующей роли России в интеграционных процессах (СНГ, ЕАЭС) региона.
В условиях финансово-экономического кризиса российско-таджикские отношения проходят испытание на устойчивость и обе страны заинтересованы в преодолении проблем и препятствий их сближению.
Целью исследования является выявление специфики, проблем и перспектив сотрудничества Республики Таджикистан с Российской Федерацией в экономической сфере.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Охарактеризовать экономическое развитие Республики Таджикистан;
2. Проанализировать взаимодействие и сотрудничество Республики Таджикистан с Российской Федерацией в сферах торговли, инвестиций и миграции как основные области сотрудничества;
3. Оценить перспективы двустороннего взаимодействия.
Объект исследования - российско-таджикские отношения.
Предметом исследования являются торгово-экономические отношение, инвестиционные и миграционные аспекты двусторонних отношений.
Хронологические рамки: с начала мирового финансово-экономического кризиса 2008 года по 2018 год. Выбор данной хронологической рамки обусловлен тем, что в работе рассматриваются торгово-экономические, инвестиционные и миграционные отношения между странами в условиях волатильности на мировых финансовых рынках.
При написании работы использовались методы политико-описательный метод, анализ экономических статистик, договоров, также метод сценирования.
Использованные источники можно разделить на следующие отдельные группы:
Первую группу источников составляют международные договора и соглашения основополагающими из которых являются Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности, Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о трудовой деятельности и защите прав граждан Российской Федерации в Республике Таджикистан и граждан Республики Таджикистан в Российской Федерации, а также Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан об углублении экономического сотрудничества и развитии интеграционных связей и другие.
Во вторую группу входят законодательные нормы и акты. Например, Конституции Российской Федерации и Республики Таджикистан, Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2030 года и Концепция долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации до 2020 года, законы Республики Таджикистан «Об иностранных инвестициях в Республике Таджикистан» и «О внешнеэкономической деятельности», также нормативные акты действующие на территории Российской Федерации такие как Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и другие.
Третью группу формируют материалы из министерств и ведомственных служб. В эту категорию входят сайты Министерства иностранных дел, Министерство экономического развития и торговли РТ и Министерство экономического развития РФ (Минэкономразвития России), Министерства финансов, Портал внешнеэкономической информации при поддержке Минэкономразвития Р оссии, Федеральная служба государственной статистики (Росстат) и Агентство по статистике при Президенте РТ, также Государственный комитет по инвестициям и управлению государственным имуществом РТ и другие. В работе используются материалы текущих архивов министерств иностранных дел и межведомственных служб.
Заявления, обращения, выступления глав государств, министров иностранных дел и других официальных лиц Республики Таджикистан и Российской Федерации являются четвертой группой использованных источников. Материалы в основном были взяты из сайта Президента Российской Федерации и Президента Республики Таджикистан. Также в данную группу стоит соотнести книгу Эмомали Рахмона «Горизонты независимости». Каждая строка «Горизонтов независимости» отображает 30-летнюю историю борьбы таджикского народа под предводительством Лидера нации. Для написания работы я использовала вторую глава «Экономическое развитие Таджикистана и его стратегическая перспектива». В этой главе большое внимание уделено экономическим проблемам и путям их решения. И сюда же можно включить книгу бывшего министра иностранных дел РТ (2006 - 2013) Хамрохон Зарифи. «Многовекторная дипломатия Таджикистана» - это его книга в виде мемуарной литературы, в котором автор в подробностях написал о своих выступлениях, интервью, хроники визитов и встреч.
Материалы информационных агентств - это шестая группа источников. Сюда входят материалы Информационного агентства REGNUM, Национального информационного агентства Таджикистана «Ховар», Радио Озоди (Радио Свободная Европа/Радио Свобода), ASIA-Plus.
Следует отметить, что значительная часть материалов СМИ касается вопросов таджикско-российского сотрудничества в сфере энергетики, товарооборота, регулирования трудовой миграции и т.д.
Последняя - седьмая группа источников это статистики и материалы международных организаций такие как Организация Объединенных Наций, Шанхайская организация сотрудничества, Всемирная торговая Организация, Всемирный банк и т.д.
Литературу, использованную при написании работы можно разделить на 2 группы: работы отечественных и зарубежных ученых и исследователей.
Среди отечественных работ можно выделить работы доктора исторических наук, доцента К.Е. Мещерякова. В его работах рассматриваются эволюция российско-таджикских отношений, нормативно-правовая база отношений, также выявляются проблемы и препятствия с методами их урегулирования. Автор анализирую текущее состояние двусторонних отношений, выдвигает предложения по их улучшению на более высокий уровень.
Также, монографии профессора Егозарьян В.В., где автор четко описывает сотрудничество Таджикистана с Россией , в том числе и торгово-экономические и военнотехнические аспекты взаимодействия. В монографии автор особо выделяет состояние и перспективы сотрудничества России и Таджикистана в двухстороннем формате в области гидроэнергетики, миграции, технологии и др.
Стоит отметить работу Л.Ю.Гусева эксперта Центра исследований проблем Центральной Азии и Афганистана в МГИМО. Его работа «Торгово-экономическое и научное сотрудничество между Россией и Таджикистаном» имеет особое значение в исследовании двусторонних торгово-экономических отношений между Россией и Таджикистаном . В своей работе он пишет о том, как осуществляется торговоэкономическое сотрудничество между Россией и Таджикистаном, указывает, что Россия занимает первое место по объёмам взаимной торговли и инвестиционного сотрудничества и делает вывод о том, что сотрудничество между нашими странами носит
поступательный и долгосрочный характер и есть все предпосылки к его расширению.
Некоторые проблемы и перспективы экономических отношений России с государствами центральной Азии были изучены в трудах Зевина Л.3., Жукова C.B., Ушакова Н.А., Старченкова Г.И.5 и др.
Среди работ таджикских ученых можно выделить работы профессора, заведующего отделом Института экономики Академии наук Республики Таджикистан Х. Умарова. Его работы посвящены сравнительному анализу торгово-экономических связей Таджикистана с Россией и Китаем , где автор придерживается мнения того, что
постепенно Китай вытесняет Россию из таджикского рынка со своими инвестициями и займами.
Труды академика Т. Назарова важно выделить с точки зрения того, что в его работах проводится анализ внешней политики Республики Таджикистан в условиях суверенитета и дается высокая оценка современной дипломатии Республики.
Также, особое значение имеет статья аспиранта Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова, г. Москва Курбонова С.А «Торгово-экономические отношения России и Таджикистана в период рыночных преобразований (анализ)» . В статье рассматриваются торговые отношения Республики Таджикистан и Российской Федерации с 1990-х годов и по настоящее время, анализируются структура экспорта- импорта стран, рост и снижение объемов данных показателей. Также он выделяет имеющиеся трудности, которые препятствуют росту товарооборота между этими странами и изложены некоторые пути решения этих проблем.
Исследуя источники и литературу по данной теме, я столкнулась с проблемой того, что недостаточно литературы по составлению полной картины отношений России и Таджикистана в сфере экономического сотрудничества, недостаточно раскрыта тематика и не выделена достаточное внимание торгово-экономических отношений.
Другое препятствие при получении статистических данных было то, что ведение интернет-порталов в Таджикистане не развита до уровня России. Поэтому большинство статистических данных были взяты именно с сайтов российских разработчиков.
В диалоге между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан 2017 год безусловно является знаменательной вехой - это двадцатипятилетние установления дружественных двусторонних отношений и взаимовыгодного стратегического партнерства.
Комплекс двусторонних отношений с Россией занимает одно из первостепенных мест в системе внешнеполитических приоритетов двух стран. За четверть века Душанбе и Москва приобрели существенный опыт межгосударственного взаимодействия в экономической, военно-политической и гуманитарной сфере, разработали солидную договорно-правовую базу и сформировали соответствующие институциональные механизмы сотрудничества.
Институциональную базу двусторонних отношений составляют:
межгосударственные контакты на высшем уровне, регулярные контакты на правительственном и парламентском уровнях, а также деятельность специально созданных совместных межправительственных органов, в первую очередь - таджикско- российской Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. Всего по данным Министерства иностранных дел Республики Таджикистан, Россия и Таджикистан заключили более 260 межгосударственных, межправительственных и межведомственных соглашений. Количество, содержательная наполненность и статус межгосударственных договоров и соглашений выступают лишь одним из показателей развития двусторонних отношений.
Ключевым моментом повестки двусторонних отношений является содействие развитию торгово-экономического сотрудничества. Несмотря на незначительное снижение торгового оборота между Россией и Таджикистаном в последние годы, связанного с объективными причинами мирового экономического спада, страны представляют значительный интерес друг для друга с точки зрения товарно-экспортных возможностей. Интенсифицируется и взаимное сотрудничество Таджикистана с регионами Российской Федерации.
В моей работе можно выделить важные этапы в торгово-экономических отношениях между Россией и Таджикистаном:
• первый этап это с 1991 по 1997: с момента приобретения независимости и
установления отношений между странами вплоть до окончания гражданской войны в Республике. Данный период самый сложный в жизни Таджикистана и в развитии двусторонних отношений. В момент гражданской войны Россия помогала Таджикистану 48
материально и гуманитарно, стала главным организатором и инициатором процесса урегулирования отношений между оппозицией и центральной властью. Последние и завершающие переговоры прошли в Кремле. которые завершились 27 июня 1997 года с подписанием Общего соглашения об установлении мира и национального согласия в Таджикистане между правительством и оппозицией.
• второй этап начинается с 1997 года после окончания хаоса в стране и начало возобновления торгово-экономических отношений по 2008 год. Данный период охарактеризуется возобновлением и развитием двусторонних торгово-экономических отношений между странами. 16 апреля 1999 года в Москве был подписан «Договор о союзническом взаимодействии между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией, ориентированном в XXI век», который должен был ознаменовать новый этап в развитии двух государств на рубеже веков.
• третий этап включает в себя 2008 год как начало финансового кризиса до 2018 года. Финансовый кризис 2008 - 2009 гг. также коснулась Таджикистана наряду с другими государствами. Будучи малой страной и зависимой от более крупных стран Таджикистан был втянут в кризис. В 2008 году с долей 32,01% Россия вышла на первое место в структуре товарооборота Таджикистана опередив Турция, Нидерланды и Китай.
Основным «конкурентом» России в торгово-экономической отношении с Таджикистаном является Китайская Народная Республика, который с 2013 года наступил на новую фазу расширенной и активной политики в Центральной Азии. В сентябре 2013 года во время своего визита в Казахстан Председателя КНР Си Цзиньпин озвучил новый проект «Один пояс-один путь», также подчеркнул, что это самый крупный экономический проект его администрации.
Но, нужно подчеркнуть, что с годами Россия теряет свою ведущую позицию на рынке Таджикистана и на ее место приходит Китай. По сделанному анализу двусторонних торгово-экономических отношений можно сделать вывод, что в течении последующих десяти лет за Россией будет ведущая позиция на рынках Таджикистана, но в постепенно будет терять ее.
Динамичными темпами развивается инвестиционное сотрудничество, и российские инвестиции играют заметную роль в экономике Таджикистана в таких отраслях, как энергетика, агропромышленный и горнодобывающий сектор, транспорт и коммуникации, банковская система, сельское хозяйство и др.
С помощью российских инвестиций в Таджикистане запустили Сангтудинский и Рогунский ГЭСы, благодаря которым Таджикистан может стать крупнейшим экспортеров электроэнергии в регионе.
Трудовая миграция — один из главных факторов, влияющих на жизнь
Таджикистана как с социальной точки зрения, так и с экономической. Соответственно, не менее важную роль во всем этом играет Россия как
страна, куда на заработки едет основная часть граждан. Соответственно, изменения в миграционном законодательстве РФ не просто касаются
таджикских граждан, но и имеют прямое влияние на них, их семьи и республику. Из-за ужесточения законов и попадания в список невъездных сотен тысяч граждан РТ, объем денежных переводов из России в Таджикистан в 2015 году по сравнению с 2014-м сократился практически в
три раза. Вопрос миграции обсуждается очень часто, и обсуждаются всевозможные предложения о ее преодолении.
• во-первых, экономически сложная ситуация в самой России из - за Украинского кризиса и ухудшение отношений с Западом. Под воздействием санкций со стороны европейских стран произошла девальвация рубля и закрытие рабочих мест.
• во-вторых, резкое изменение российского миграционного законодательства. «27 июля 2018 года был принят федеральный закон (ФЗ № 163), практически запрещающий постановку на миграционный учет по месту пребывания, точнее по адресу юридического лица.
• и в третьих, возникновении альтернативных предложений работы. В качестве альтернативы выступают рынки Кувейта, Катара, ОАЭ, а ранее переговоры велись с властями Саудовской Аравии. Представители этих государств заявляют, что нуждаются в квалифицированных врачах, инженерах, строителях и водителях из Таджикистана, поэтому готовы подписать с желающими трудовые договоры и гарантируют медицинское обслуживание, жилье, работу и, соответственно, достойную оплату.
1. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и РТ от 25 мая 1993 года. [Электронный ресурс] // База данных. Законодательство стран СНГ. - Элеткрон. дан. - Москва, 1993. - URL: https://base.spinform.ru/show doc.fwx?rgn=4118 (дата обращения: 15.12.2018)
2. Распоряжение президента Российской Федерации. Договор о дружбе,
сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан. [Электронный ресурс] // - URL:
http://pravo.gov.ru/proxy/ips/? docbody=&frstDoc=1&lastDoc=1&nd=102023634 (дата
обращения: 15.12.2018)
3. Торгово-экономическое сотрудничество. [Электронный ресурс] // Посольство Российской Федерации в Республике Таджикистан. - URL: https:// dushanbe .mid.ru/torgovo - ekonomiceskie-otnosenia (дата обращения: 15.12.2018)
4. Договор о союзническом взаимодействии между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией, ориентированном в XXI век [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и научно-технической документации. - URL: http://docs.cntd.ru/document/901742096 (дата обращения: 15.12.2018)
5. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством
Республики Таджикистан о Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан от 13 марта 2002 года [Электронный ресурс] // База данных. Законодательство стран СНГ. - Элеткрон. дан. - Душанбе, 2002. - URL: http://base.spinform.ru/show doc.fwx?rgn=26477 (дата
обращения: 25.12.2018)
6. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал от 31 марта 1997 года. [Электронный ресурс] // База данных. Законодательство стран СНГ. - Элеткрон. дан. - Москва, 1997. - URL: http://base.spinform.ru/show doc.fwx?rgn=6656 (дата обращения: 25.12.2018)
7. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством
Республики Таджикистан об открытии представительств таможенных служб Российской Федерации и Республики Таджикистан от 23 скнтября 2015 года. [Электронный ресурс] // Правовой департамент МИД России. - Элеткрон. дан. - Душанбе, 2015. - URL: http://www.mid.ru/foreign policy/international contracts/2 contract/-/storage- viewer/bilateral/page-33/43822 (дата обращения: 25.12.2018)
8. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством
Республики Таджикистан о сотрудничестве в сфере поставок нефтепродуктов в Республику Таджикистан от 15 июля 2016 года [Электронный ресурс] // Правовой департамент МИД России. - Элеткрон. дан. - Москва, 2013. - URL:
http://www.mid.ru/foreign policy/international contracts/2 contract/-/storage- viewer/bilateral/page-43/44451 (дата обращения: 25.12.2018)
9. Социально-экономическое положение Республики Таджикистан январь-май 2012
года. [Электронный ресурс] // Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. - Электрон. дан. - Душанбе, 2012. - URL:
http://stat.ww.tj/511b883f423d5b8917905c45f3ebb697 1518696622.pdf (дата обращения: 15.01.2019)
10. Концепция государственной миграционной политики Республики Таджикистан от 8 октября 1998г. №411 // [Электронный ресурс] Представительство Министерства труда. миграции и занятости населения Республики Таджикистан в Российской Федерации по миграции. - Элетрон. дан. - URL: http://tajmigration.ru/koncepciya-gosudarstvennoy- migracionnoy-politiki-respubliki-tadzhikistan.html (дата обращения: 06.04.2019)
11. Об изменении перечня документов для въезда в Россию и выезда из России
граждан республики Таджикистан [Электронный ресурс] // Правительство России. Постановление от 17 июня 2014 года №555. - Электрон.дан. - URL:
http://government.ru/docs/13265/ (дата обращения: 08.04.2019)
12. «Федеральный закон о внесении изменений в федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 20 июня 2018 года // [Электронный ресурс] КонсультантПлюс. - Электрон. дан. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 301047/ (дата обращения: 08.04.2019)
13. «Договор о Евразийском экономическом союзе» [Электронный ресурс] // СПС
«КонсультантПлюс». - Электрон. дан. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 163855/ (дата обращения: 15.05.2019)
14. «Договор о Евразийском экономическом союзе» [Электронный ресурс] // СПС
«КонсультантПлюс». Электрон. дан. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 163855/ (дата обращения: 15.05.2019)
15. Общее соглашение об установлении мира и национального согласия в Таджикистане от 27 июня 1997 г. // [Электронный ресурс] Организация Объединенных Наций, Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности. - Электрон. дан. - A/52/219; S/1997/510. - С. 2-5
..77