Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Погребальный обряд городского населения Томска XIX века (по материалам археологических раскопок некрополя Богородице-Алексиевского монастыря в 2012 году)

Работа №189068

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы32
Год сдачи2018
Стоимость4450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ
АННОТАЦИЯ 2
ОГЛАВЛЕНИЕ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Некрополь Томского Богородице-Алексиевского монастыря: исторические данные и археологические источники 10
1.1 Основание Томского Богородице-Алексиевского монастыря 10
1.2 История археологических исследований на территории Томского
Богородице-Алексиевского монастыря 16
Глава 2. Погребальный обряд городского населения в XIX веке, по материалам археологических раскопок 22
2.1 Общая характеристика некрополя в пределах раскопа 24
2.2 Инвентарь погребений некрополя Богородице-Алексиевского
монастыря 27
2.3 Особенности погребального обряда в зависимости от возраста и пола лиц,
погребенных на некрополе 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ... 50
ПРИЛОЖЕНИЕ. СПИСОК РИСУНКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 56


До недавнего времени погребальный обряд жителей города Томска XIX века не был предметом специальных археологических исследований, хотя публикации о состоявшихся раскопках на некрополе хорошо известны , . Вместе с тем, погребальный обряд, в контексте с имеющимися этнографическими и историческими материалами, представляет несомненный интерес для реконструкции различных сторон жизнедеятельности городского населения, что определяет актуальность настоящей работы.
В настоящее время обобщающие исследования погребального обряда городского населения Западной Сибири отсутствуют. Имеется ряд статей и публикаций, посвященных отдельным сибирским городам, сфокусированных либо на местном материале, либо на определенном хронологическом периоде 3 4
Источниками для изучения погребального обряда русского населения Сибири являются кладбища XVII-XIX веков. Обращение к раскопкам городских некрополей, как правило, связано с интенсивными застройками центральной части городов. Не является исключением в этом отношении и город Томск.
Исследованием погребального обряда в Томске в конце XIX века занимался известный антрополог С.М. Чугунов. Обычным явлением того времени являлось непонимание научной ценности антропологического материла, поэтому найденные останки часто просто выбрасывали или закапывали, лишь в некоторых случаях они попадали в руки специалиста- антрополога.
Находки человеческих костей и вскрытия могил не были редкостью в городе Томске XIX века: при строительстве зданий, прокладке
коммуникаций строители натыкались на захоронения. Материалы из этих «раскопок» исследовал С. М. Чугунов, который наряду с антропологической характеристикой, старался фиксировать особенности обряда погребения.
Так, ему удалось по данным пяти старинных православных и старинного татарского кладбища на Юрточной горе осветить антропологический состав населения города . Упоминая об инородческих, русских и старообрядческих кладбищах, он подчеркивает, что умерших православных хоронили около церквей. Однако С.М Чугунову не всегда удавалось получить с них антропологические материалы. С кладбищ - Благовещенской церкви (1649, 1783), Никольской церкви (1792), мужского Алексиевского монастыря (1663), Вознесенской церкви (1810), Знаменской церкви (1789), Томского женского монастыря (1861), Троицкой церкви (1844), Преображенской церкви (1868) - остеологического материала
получено не было .
По большей части костяки находили в колодах, которые иногда оборачивали берестой. Значительно реже исследователь отмечает захоронения в гробах из толстых досок, с крышками, прибитыми гвоздями . Для погребального обряда характерно отсутствие с покойными каких-либо украшений. Не всегда сред останков православных томичей обнаруживали и нательные кресты. С.М. Чугунов объяснял это отсутствием обязательного требования, за исключением старообрядцев, носить кресты при жизни и оставлять их на покойном . Отмечено традиционное положение костяков - с запада на восток, прямо на спине, со скрещенными руками на груди. На Соляной площади были встречены погребения, где у покойных голова была повёрнута вправо. Такое положение головы, по мнению его информаторов, заключалось в том, что поскольку «Ангел-хранитель находится на правом плече, то покойный должен к нему обратить своё ухо и лицо» .
Таким образом, в конце XIX и начале XX века при хозяйственных и строительных работах в различных частях города неоднократно обнаруживались старинные русские и татарские погребения. Несмотря на это, раскопок и археологических изысканий на месте этих находок не проводилось . На этом фоне, организация в 2012 г. масштабных раскопок на территории монастырского некрополя, является беспрецедентным для г. Томска событием.
Находки, полученные в результате раскопок с территории кладбища Богородице-Алексиевского монастыря в 2012 году и поступившие в фонды ТОКМ, обработаны в камеральных условиях Г.И. Гребневой и автором данной работы. В процессе обработки было проведено упорядочивание находок по горизонтам, засыпям могил и заполнениям хозяйственных объектов, существовавших до появления на этом участке погребений. Систематизация материала включала техническую работу по маркировке, оцифровке и упаковке находок.
Практическая значимость данной работы заключается в анализе материалов музейных коллекций и их источниковедческой характеристике. В настоящее время собрание с некрополя Богородице-Алексиевского монастыря представлено двумя самостоятельными музейными коллекциями. Первая коллекция, полученная в 2012 г., включает 7308 номеров и имеет учётный номер Томского областного краеведческого музея - № 13956. Она поставлена на учёт, на неё составлена коллекционная опись (КО ТОКМ № 1023) с общим количеством 3173 страниц.
Вторая коллекция, являющаяся результатом раскопок 2012 г.,
находится в обработке. Она включает находки из 87 могил - закрытых комплексов некрополя и имеет свой учётный номер - № 14301. Коллекционная опись некрополя, подготовленная при участии автора представленной работы, состоит из фотографий предметов и их фрагментов, описаний обстоятельств и контекста находок, атрибуции всех предметов. Все предметы из металла подверглись чистке, значительная их часть законсервирована, наиболее эксклюзивные предметы (евангелие, наперстный крест, нательные кресты) отреставрированы.
Подготовленные коллекционные описи являются уникальным источником для истории города Томска. Материалы могут быть использованы: при разработке лекций и семинарских занятий по
религиоведению, музееведению, краеведению; при написании научных статей; при подготовке каталогов и рекламной продукции музея.
Объект исследования настоящей работы - некрополь Богородице- Алексиевского монастыря.
Предмет исследования - погребальный обряд жителей города Томска в XIX веке (по материалам археологических раскопок 2012 г.).
Цель - реконструкция погребального обряда городского населения XIX века на основе археологических источников.
Задачи:
1. Дать историческую справку об обстоятельствах появления Богородице-Алексиевского монастыря в городской черте, о его служителях и кладбище;
2. Изложить историю археологических исследований на территории Богородице-Алексиевского монастыря;
3. Проанализировать топографию могил некрополя и инвентарь погребений;
4. Выделить группы погребений и охарактеризовать их по половозрастным и социальным признакам;
5. Реконструировать на основе комплекса источников черты погребального обряда характерные для населения г. Томска в XIX веке.
Хронологические рамки: XIX - начало XX вв.
Территориальные рамки: Западная Сибирь, Томская область, г. Томск, Богородице-Алексиевский монастырь.
При подготовке работы использовались общенаучные методы (описание, сравнение) и специальные - исторические (сравнительно-исторический, сравнительно-типологический, статистический).
Источниковая база, используемая в данной работе, может быть представлена несколькими видами:
1. Вещественные материалы коллекции № 14301, сданные в фонды Томского областного Краеведческого музея им. М.Б. Шатилова:
A) фрагменты одежды погребённых, пуговицы
Б) символы веры (нательные кресты, образки, иконки)
B) сопроводительный инвентарь (стеклянные бутылочки, расчёски, ножницы, вставные челюсти и т.д.)
Г) украшения
2. Письменные:
A) архивные материалы (научно-проектная документация, отчёты о раскопках и разведках на территории Богородице-Алексиевского монастыря, газетные статьи, документы архива Томского краеведческого музея).
Б) карты города Томска.
B) фотографии
Итогом исследования является реконструкция погребального обряда городского населения Томска на примере захоронений на территории Богородице-Алексиевского монастыря. В процессе работы проведена систематизация материала. На основе антропологических данных и обряда
погребения на некрополе выделены две возрастные группы захоронений (взрослые и дети). В группе взрослых, по половой принадлежности и с учетом обрядовых особенностей, выявлены мужские и женские погребения. Проведен анализ инвентаря, на его основе выявлены гендерные различия, рассмотрены обстоятельства обнаружения и археологический контекст локализации погребений на общей площади некрополя. Осуществлена идентификация отдельных лиц, похороненных на кладбище мужского Богородице-Алексиевского монастыря, с привлечением сведений
письменных источников . На основе комплекса данных выявлены характерные признаки погребального обряда населения Томска в XIX веке.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Результатом проделанной работы является реконструкция погребального обряда городского населения Томска в XIX веке. Археологические материалы некрополя Богородице-Алексиевского монастыря подтверждают довольно высокий статус погребенных на нем жителей города, что полностью соотносится с данными письменных источников. Богатые, особо почитаемые при жизни люди, были захоронены в склепах, некоторые из которых были зафиксированы и в пределах раскопа.
Проведенный анализ указывает, что обряд деревенского и городского населения в этот период заметно различались. Для рассматриваемого некрополя характерно отсутствие строгого соблюдения правил и канонов, касающихся традиционного облика покойного и одежды, в которой его отправляли в иной мир. Об этом можно судить по наличию одежды из шерстяных и шелковых тканей и кожаной обуви, что, по-видимому, характерно преимущественно для городского населения. Одежда сшита из дорогих материалов, это не простые сарафаны и рубахи, а дорогостоящие наряды. Среди украшений присутствуют изделия, изготовленные не только из меди, но и из драгоценных металлов.
Достаточно отчетливо проявляются социальные различия в следовании традиции «престижности» при захоронении (возведение кирпичных сводов, кожаная городская обувь, дорогие ткани, дорогие серьги, запонки, нательные кресты, иконки) (рис. 30).
Полученные материалы позволяет сделать вывод о трансформации обряда и обрядовых действий в среде городского населения в XIX веке. Тем не менее, незыблемой традицией, для периода существования кладбища, оставались: погребение в грунтовой могиле (2-2,2 м), устройство
погребальных сооружений - дощатых гробов. Сохранялись основные каноны православного обряда: умершего хоронили головой на запад, в вытянутом положении. Руки складывали скрещено на уровне пояса или на груди. Следует отметить, что до начала XX века сохранялась, по-видимому, и древняя традиция: не делать гроб большего размера, чем реальный рост покойного (максимум на 10 см длиннее), чтобы погребённый не «потянул» за собой ещё кого-нибудь из членов семьи.
Важнейшим итогом исследование стало сопоставление
археологических и исторических материалов, что позволило идентифицировать отдельные погребения с выдающимися горожанами Томска. Полученные данные представляет собой уникальный материал для воссоздания внешнего облика жителей г. Томска в XIX веке.



1. Томский Богородице-Алексиевский мужской монастырь // Архив ОГАУК ТОКМ. - Ф. 1. - Оп. 4. - Д. 986. - 15 л.
2. Отчёт о научно исследовательской работе «Спасательные археологические полевые работы в границах территории объекта культурного наследия регионального значения Богородице-Алексиевский мужской монастырь по адресу: ул. Крылова, 12 в г. Томске» 2012 // Архив ОГАУК ТОКМ. - Ф. 1. - Оп. 4. - Д. 1025. - 98 л.
3. Житие святого праведного Фёдора Томского «Томские православные ведомости» 2001 года Выпуск № 2 // Архив ОГАУК ТОКМ. - Ф. 1. - Оп. 4. - Д. 1004. - 1 л.
4. Валентина Ивания. По рассказам старожилов. Как разорили могилу старца // Архив ОГАУК ТОКМ. - Ф. 1. - Оп. 4. - Д. 1001. - 1 л.
5. Андреева Е. А. Дом настоятеля Томского Богородице- Алексеевского мужского монастыря на Архимандритской заимке (г. Северск Томской области) : историческая справка // Архив ОГАУК ТОКМ. - Ф. 1. - Оп. 13. - 6 л.
6. Археологические раскопки на территории Богородице- Алексиевского монастыря [Электронный ресурс] / Е. В. Барсуков, Н. В. Березовская, М. В. Вавулин, И. Н. Коробейников, Е. А. Решетников, М. П. Рыкун // ОГАУК «Центр по охране памятников». - Электрон. дан. - Томск, 2013. - URL: http://memorials.tomsk.ru/articles/2013/04/17/excavation.html (дата обращения: 26.03.2018).
7. Археологические раскопки на территории Богородице- Алексиевского монастыря / Е. В. Барсуков, Н. В. Березовская, М. В. Вавулин, И. Н. Коробейников, Е. А. Решетников, М. П. Рыкун // Тр. Том. обл. краевед. музея. - 2013. - Т. 18. - С. 214-230.
8. Беликов Д. Н. Старинные монастыри Томского края / Д. Н. Беликов. - Томск : Пар. типо-лит. П. И. Макушина, 1898. - 211 с.
9. Бердников И. М. Сибирский православный некрополь XVIII-XIX веков как археологический источник (по материалам исследований в Иркутске) : автореф. дис. ... канд. истор. наук : 07.00.06 / И. М. Бердников. - Иркутск, 2012. - 22 с.
10. Бережнова М. Л. Внутримогильные конструкции в погребальном
обряде русских. [Электронный ресурс] // Интеграция археологических и этнографических исследований: сб. науч. тр. - Новосибирск ; Омск, 2008. - С. 179-183. - Электрон. версия печат. публ. - URL:
http://ethnography.omskreg.ru/page.php7idM375 (дата обращения
30.05.2018).
11. Воробьёв-Исаев А. А. Погребальные памятники Российского освоения Верхнеобского региона XIX - начала XX вв. (по археологическим источникам) : автореф. дис. ... канд. истор. наук : 07.00.06 / А. А. Воробьёв- Исаев. - Новосибирск. - 2006. - 23 с.
12. Дмитриенко Н. М. Томский некрополь / Н. М. Дмитриенко. - Томск, 2001. - 327 с.
13. Дульзон А. П. Археологические памятники Томской области // Тр. Том. обл. краевед. музея. - 1956. - Т. 5. - С. 89-317.
14. Заключение по проведенным археологическим работам // Памятник архитектуры XVIII в. Алексеевский монастырь в г. Томске. Научно-проектная документация. Комплексные научные изыскания. Натурные изыскания по территории. Инженерно-архитектурное исследование памятника. - 1993. - Т. 3, кн. 3-4.
15. Закрытие монастыря [Электронный ресурс] // Богородице-
Алексиевский монастырь. - Электрон. дан. - Томск, 2011. - URL:
http: //tbam.ru/O_monastire/Istoriya_i_sovremennost/ot_do/302691/ (дата
обращения 30.03.2018)... 33

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ