Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Репрессии в Нарымском крае в 1928-1940 гг.: динамика численности и специфика состава осужденных

Работа №189058

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы73
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация ВКР
Введение 3
Глава 1. О репрессиях в СССР 10
1.1. Что есть политическая преступность в СССР? 10
1.2. Нормативно-правовая база в СССР для репрессий 13
1.3. Краткая история репрессий на территории СССР 17
Глава 2. Репрессии в Нарымском крае в 1928-1940 гг 21
2.1. История Нарымского края 21
2.2. Что изменилось с приходом власти советов? 24
2.3. О намерениях властей по репрессиям в Нарыме 27
2.4. Специфика состава репрессированных в Нарымском крае 29
Глава 3. Условия жизни на спецпоселении 36
3.1. Непростой путь до «нового дома» 36
3.2. Условия жизни на спецпоселении и основные занятия 40
3.3. Повторные репрессии и их значение 45
Заключение 48
Список используемых источников и литературы 50
Приложение 55


В XXI веке происходят процессы трансформации российского общества, а вместе с ним и государства. К области острых политических и научных дискуссий в современной России следует отнести историю советского государства. И именно поэтому на сегодняшний день политическая история СССР по прежнему является предметом изучения. Отношения обывателей и профессиональных историков к эпохе руководства И.В. Сталина носят порой диаметрально противоположные взгляды во многом потому, что доступ к различной информации по данному периоду находился под грифом «секретно».
Внимание исследователей к периоду сталинизма обусловлено тем, что 1930-е гг. - это время активных и масштабных общественно-политических процессов в нашей стране. Например, активное и упорное внедрение в общественную жизнь СССР новых доктрин сталинского руководства. Для современной исторической науки особую значимость приобретают знания, позволяющие проводить историческую реконструкцию непростого и неоднозначного периода: о взаимоотношения власти и общества сталинского периода. Кроме того, следует понимать тот факт, что не спадает острота дискуссий вокруг феномена «сталинизма», следствием которого стал институт советского политического террора, выразившийся в репрессиях. Многоаспектное исследование истории репрессий связано, во-первых, с пониманием причин возникновения репрессий, методов их совершения, а также последствий для всего общества в различных сферах. А во-вторых, необходимо вырабатывать стратегию слома в нынешней политической конъюнктуре и общественной мысли некоторых тоталитарных тенденций.
В данной работе анализируется временной интервал с 1928 по 1940 гг. как «апогей репрессий».
Историография исследования
В отечественной историографии политических репрессий в СССР можно выделить три периода: советский (1930-е-первая половина 1980-х гг.), эпоха перестройки (вторая половина 1980-х гг.) и российский (1991-2000-е гг.), которые отличались, главным образом, концептуальными подходами.
Советские исследовали изучали репрессии в соответствии с действующими идеологическими установками партии. Кроме того, репрессии по политическим мотивам анализировались с точки зрения классового подхода и прежде всего в контексте классовой борьбы, делая вывод о необходимости проведения государством политики репрессий.
Среди публикаций 1920-1930-х гг., в которых репрессии исследовались с точки зрения следственной практики ВЧК, а так же судебных органов по политическим делам. К таким работам можно отнести труды М.Я. Лациса , А.А. Герцензона . Нельзя оставить без внимания также исследователей и основоположников советского уголовного права - А.Я. Вышинского и Н.В. Крыленко , давших описание советского права и судебной системы и доказавших необходимость классового их характера.
После смерти И.В. Сталина и нахождения Н.С. Хрущева у власти начался процесс «развенчания культа личности», поэтому выходит серия работ уже с другими оценками.
В конце 1950-х - 1970-х гг. советская историография пополняется рядом работ, посвященных теме классовой борьбы в советской деревне в 1930-е гг., вызванных процессами коллективизации и «раскулачивания».
В данный период появляются первые работы, посвященные Западной Сибири, основанные на архивных данных, этнографических материалах. Так, исследования Л.И. Боженко и Н.Я. Гущина включают в себя большое количество фактического материала о реализации репрессивной политики СССР в отношении крестьянства.
Однако для исследований этого периода все еще характерны идеологически обусловленные оценки и выводы, поскольку они осуждали репрессии против «врагов народа». Но при этом репрессии в отношении представителей «остатков эксплуататорских классов» и
контрреволюционных граждан считались закономерными и главным образом обоснованными.
С началом периода перестройки возникает новый интерес к теме массовых политических репрессий со стороны историков. Так, Ю.С. Хван считал, что если репрессии конца 1920-х - начала 1930-х гг. были
направлены против остатков кулачества, нэпманов, старой интеллигенции, то «начиная с декабря 1934 г. они, расширяясь, втягивали в свой круговорот и другие социальные слои. Наконец в середине и во второй половине 30-х годов они обрушились на партийный и советский аппарат».
Распад СССР стал новым поводом к пересмотру оценок касаемо репрессий в нашей стране. В 1990-х гг. в России публикуется ряд исследований зарубежных авторов по проблематике репрессий, написанных значительно раньше. Здесь следует указать, прежде всего, работы Р. Конквеста, Р. Такера , Ю. Хаски . В своих трудах они особое внимание уделяли не только проблематике «большого террора» 1937-1938 гг., но и проблеме основных групп репрессированных.
Одно из направлений современной отечественной историографии рассматривает возникший в России после 1917 г. общественный строй как некую особую модель развития со своими специфическими чертами, которая вынуждена совершить индустриальный рывок в условиях господства аграрного сектора экономики и напряженной международной обстановки. Другим направлением стала социальная история, которая призывает заменить историю «сверху» историей «снизу». Кроме того, общественная система СССР описывается социальными историками не как тоталитарная, а в виде советской цивилизации, ставшей правопреемницей и носительницей традиций российской культуры дореволюционного периода.
Репрессии по отношению к крестьянству в период «раскулачивания» и коллективизации привлекают большое число исследователей и представлены целым рядом научных работ. В трудах И.Е. Зеленина сплошная коллективизация понимается как одно из самых драматичных событий нашей истории после Октября 1917 г., которое имело негативные и необратимые последствия для крестьянства и сельского хозяйства страны в целом. Работа новосибирского исследователя С.А. Красильникова посвящена процессу «социалистического раскрестьянивания» в форме ссылки сотен тысяч крестьянских семей на спецпоселение в комендатуры ГУЛАГ а.
Следует отметить, что на сегодняшний день недостаточно изучен вопрос о составе жертв репрессий. Исследование такого характера даст возможность конкретизировать механизм осуждения лиц и расширит наши познания в области понимания причин репрессий.
Актуальность работы обусловлена тем, что работы, посвященные изучению состава и специфики репрессированных в Нарымском крае в период с 1928 по 1940 гг., на сегодняшний день практически отсутствуют. Именно это и обусловило выбор данной проблематики. Кроме того, с помощью локальной истории, можно выявить аналогии с другими регионами (в частности, в Кунцевском районе Московской области, проводились подобные исследования, результаты которых находятся в открытом доступе). А также восстановить картину репрессивной политики государства, механизмов репрессивного аппарата.
Особую значимость работа может иметь для сохранения исторической памяти по истории репрессий, и выявлению информации индивидуального характера о жертвах репрессий.
Гипотеза исследования: Можно ли применить исследования,
посвященные репрессиям в Европейской части страны, к Нарымскому краю (т.к. Нарымский край не имеет своей специфики)?
Объект исследования: половозрастной, национальный состав
осужденных, прибывших в Нарымский край.
Предмет исследования: корпус источников, позволяющих выявить специфику осужденных в Нарымском крае.
Цель исследования: изучение масштаба репрессий и состава
репрессированных в Нарымском крае, поиск особенностей их проведения.
Для решения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
1. Охарактеризовать документы-основания для репрессий с целью выявления нормативно-правой базы для проведения репрессий руководством СССР.
2. Изучить половозрастной состав репрессированных и приговоры по их делам с целью анализа частоты обвинительных приговоров и вменяемых преступлений (необходимо также выявить определенный круг обвинений).
3. Доказать или опровергнуть гипотезу об уникальности края как места репрессий.
4. Выяснить условия жизни репрессированных, как один из факторов повторных репрессий.
Поставленные цели и задачи в моей работе обусловили применение нескольких методов исследования: периодизации, историко¬
сравнительного, а также статистического анализа.
Применение метода периодизации способствовало определению основных этапов в проводимой репрессивной политики. Обратившись к историко-сравнительному методу, была выявлена региональная специфика в Нарымском крае при проведении репрессий в сопоставлении с другими регионами.
Статистические методы использовались при обработке информации, содержащейся в базе данных.
При работе с информацией, содержавшейся в базе данных, применялся статистический метод.
Необходимо так же охарактеризовать источники, используемые в работе. Согласно видовой классификации Л.Н. Пушкарева:
Законодательные акты: данная группа источников включает в себя уголовный кодекс РФСР от 1926 г., а также приказы ОГПУ, в частности, приказ ОГПУ № 44/21 «О ликвидации кулака как класса».
Делопроизводственная документация: Среди неопубликованных
документов следует указать материалы, выявленные в Государственном архиве Томской области.
Ф.Р.-588 Нарымский окружной совет депутатов трудящихся и его исполнительный комитет (окрсовет, окрисполком), г. Колпашево (1933-1944 гг.).
Ф.Р-804 Прокурор Томского округа, г. Томск Томского округа Сибирского края (1926-1930).
Центр документации новейшей истории Томской области:
Ф-1. Томский губернский комитет (ГУБКОМ) РКП(Б).
Ф-206. Нарымский окружной комитет ВКП(б).
Периодическая печать представлена газетой «Нарымский вестник» (Районная газета Парабельского района была создана в Нарымском крае как средство агитации и активной пропаганды Парабельского райкома ВКП(б), а затем КПСС вплоть до 1991 имела наименование «Ленинская правда»).
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и источников, а также приложений, которые представляют собой наиболее значимые документы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, на основании проделанной работы можно сделать несколько выводов.
Нарымский край имеет свою специфику в репрессивной политике руководства СССР, которая заключается, прежде всего, в том, что это место отбытия наказания. Основная масса репрессированных - это лица в возрасте от 31 до 50 лет, трудоспособное население, уже имеющее собственное хозяйство, лица моложе 18 лет, дети лиц, которые были репрессированы.
Поэтому здесь и проявляется первая уникальная черта Нарымского края - семейный характер репрессированных. Чаще всего сюда отправляли семьями, в состав которых входили муж и жена, несколько детей и пожилые родители одного из супругов.
Вторая специфическая черта Нарымского края заключается в том, что сюда чаще отправляли лиц, обвиненных в кулачестве для освоения региона и возможного ведения сельского хозяйства.
Третья специфическая черта связана с этническим составом репрессированных. Изначально сюда приезжали переселенцы по реформе Столыпина, что обусловило большое число русских и украинцев. Так же здесь встречается в списках репрессированных автохтонное население Сибири.
Кроме того, следует отметить еще одну важную черту репрессий в Нарымском крае: подавляющее большинство репрессированных имеют одну дату вынесения приговора. Приговоры имели устойчивый характер по времени на протяжении нескольких лет: март, май и декабрь. Именно в эти месяцы было вынесено около 90% обвинительных приговоров, в отношении лиц, прибывших в Нарымский край.
Помимо выделенных черт необходимо подвести следующие итоги моего исследования.
1. В ходе проведенного исследования были изучены документы- основания для репрессий с целью выявления нормативно-правой базы для проведения репрессий руководством СССР.
Нормативно-правовая база установлена достаточно подробно и имеет иерархичную структуру. В основании этой иерархии лежат УК СССР, затем приказы ОГПУ, постановления чиновников регионального уровня.
Документы раскрыли планы руководства СССР о масштабах репрессий в Нарымском крае, а также насколько они были реализованы.
2. Выяснен половозрастной состав репрессированных и приговоры по их делам, и места выхода в Нарымский край. Это необходимо для сохранения исторической памяти о тех событиях. И особенно важно, чтобы данные события имели персонифицированный характер.
3. Определены условия жизни на спецпоселении и основные занятия репрессированных. Работа репрессированных была трудоемкой, условия жизни были крайне суровые, поэтому многие не выдерживали и умирали. А те, кто выжил, начинал волнения, что порождало повторные репрессии.
Следует также подчеркнуть, что репрессии в период с 1928 по 1940 г. являются глубочайшей исторической травмой народа. Спустя несколько десятилетий после их проведения была дана новая оценка со стороны государства той карательной политики, которую проводил СССР. Оценка выражена не только в нормативных правовых актах, но и в решениях конституционной юстиции, призванной обеспечивать соблюдение Конституции страны, а также конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина.
Мы должны помнить о тех событиях, которые происходили в прошлом, чтобы вынести урок на будущее.
В конце XX веке рядом со зданием бывшей следственной тюрьмы НКВД в городе Томске в память обо всех погибших и переживших массовые репрессии был установлен «Камень скорби».



1. Административно-территориальное деление Сибири (август 1920 г. - июль 1930 г.), Западной Сибири (июль 1930 г. - сентябрь 1937 г.), Новосибирской области (с сентября 1937 г.): (Справочник) / Сост. : И.Ф. Астраханцева и др. ; Ред. А.Н. Козионова. - Новосибирск : Западно-Сибирское книжное издательство, 1966. - 219 с.
2. Боженко Л.И. Соотношение классовых групп и классовой борьбы в
Сибирской деревне (1919-1927 гг.). / Л.И. Боженко. - Томск :
Издательство Томского университета, 1969. - 209 с.
3. Ватлин А.Ю. Террор районного масштаба: «массовые операции» НКВД в Кунцевском районе Московской области 1937-1938 гг. / А.Ю. Ватлин.
- М. : РОССПЭН, 2004. - 255 с.
4. Вышинский А.Я. Курс уголовного процесса / А.Я. Вышинский. - М. : Юрид. изд-во НКЮ РСФСР, 1927. - 222 с.
5. Герцензон А.А. Развитие понятия контрреволюционного преступления в истории социалистического уголовного законодательства / А.А. Герцензон // Советская юстиция. - 1938. - № 1.- С. 29-33.
6. Гущин Н.Я. Классовая борьба и ликвидация кулачества как класса в Сибирской деревне (1926-1933) / Н.Я. Гущин. - Новосибирск : Б.и.,1972.
- 288 с.
7. Зеленин И.Е. Коллективизация и единоличник (1933-й - первая
половина 1935 г.) / И.Е. Зеленин // Отечественная история. - 1993. - № 3.
- С. 35-55.
8. Земсков В.Н. О масштабах политических репрессий в СССР / В.Н. Земсков // Мир и политика. - 2009. - № 6 (33). - С. 89-105.
9. Конквест Р. Большой террор : в 2 т. / Пер. с англ. / Р. Конквест. - Рига : Ракстниекс, 1991. - Т. 1. - 480 с.
10. Красильников С.А. Серп и молох. Крестьянская ссылка в Западной Сибири в 1930-е годы / С.А. Красильников. - М. : РОССПЭН, 2009. - 343 с.
11. Крыленко Н.В. Судоустройство РСФСР (лекции по теории и истории судопроизводства) / Н.В. Крыленко. - М. : Юридическое издательство, 1923. - 416 с.
12. Лацис М.Я. Организационный отчет ВЧК за четыре года ее деятельности / М.Я. Лацис. - М. : б. и. 1922. - 195 с.
13. Макшеев В.Н. Нарымская хроника 1930-1945. Трагедия спецпереселенцев. Документы и воспоминания / В.Н. Макшеев. - М. :
Русский путь, 1997. - 254 с.
14. Степанов М.Г. Репрессии в вооруженных силах СССР периода
«Большого террора» 1937-1938 гг.: историография проблемы / М.Г. Степанов // Вестник Тамбовского университета. Серия:
Гуманитарные науки. - 2009. - № 7 (75). - С. 378-385.
15. Такер Р. Сталин. Путь к власти, 1879-1929 : История и личность : Пер. с
англ. / Роберт Такер ; Общ. ред. и послесл. В.С. Лельчука. - М. :
Прогресс, 1991. - 478 с... 18

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ