АННОТАЦИЯ
Введение 3
1 Теоретические подходы к пониманию жизненной активности, идентичности с городом и городской среды как к пространства для саморазвития 9
1.1 Жизненная активность как предмет исследования в современной психологии 9
1.2 Определение идентичности с городом и особенности ее формирования 15
1.3 Формы и факторы идентичности с городом 20
1.4 Субъективные индикаторы качества жизни как предикторы жизненной активности
24
1.5 Выводы по Главе 1 29
2 Результаты эмпирического исследования 31
2.1 Ход, методы и выборка исследования 31
2.2 Описание и анализ результатов 35
2.3 Интерпретация результатов 43
2.4 Выводы по Главе 2 52
Заключение 57
Список литературы 60
Приложение 1 65
Приложение 2 73
Современные города становятся центрами притяжения для миллионов людей, предлагая возможности для самореализации, роста и новых перспектив. Однако урбанизированная среда - это не только пространство развития, но и источник стресса, ограничений и вызовов. Понимание двойственной природы города важно для анализа того, как город влияет на личность, её идентичность и стремление к самореализации. Данные проблемы актуализируют необходимость переосмысления роли идентичности личности в формировании уровня жизненной активности.
Настоящая работа посвящена осмыслению города как среды, формирующей и поддерживающей личностное развитие, а также вызывающей напряжения и адаптационные трудности. Особое внимание уделяется изучению взаимозависимостей между идентичностью с городом, субъективными индикаторами качества жизни и уровнем жизненной активности - ключевыми аспектами, определяющими качество жизни в городе. Городская идентичность выступает как важнейший аспект самоопределения личности, отражающий степень его эмоциональной, когнитивной и поведенческой вовлечённости в городскую среду. В условиях городской динамики именно идентификация с местом проживания может служить внутренним ресурсом, способствующим личностной активности, устойчивости к внешним вызовам и субъективному благополучию.
Вопрос идентичности с городом давно является предметом внимания отечественных и зарубежных исследователей. В российской психологии эта тема развивается в рамках системного и целостного подхода к изучению личности (Б. Г. Ананьев, Э.А. Голубева, Б.Ф. Ломов, В.Ф. Мерлин, В.Д. Небылицын, В. А. Петровский, А.И. Крупнов и др.), что позволяет рассматривать идентичность как результат взаимодействия человека с социальной и пространственной средой. Исследователи О. И. Муравьева и С. А. Литвина рассматривают идентичность с городом как структурный компонент персональной идентичности личности, отражающий восприятие городского пространства сквозь призму индивидуальной биографии [38]. В рамках эмпирического исследования идентификации молодёжи в шести российских городах, опираясь на шкалу идентификации с городом, разработанную М. Лалли, были выделены ключевые параметры, характеризующие различные формы городской идентичности: внешняя ценность, общая привязанность, связь с прошлым и восприятие близости. На основе данной теоретической модели был разработан «Томский опросник идентичности с городом».
Зарубежные исследования, в частности работа М. Лалли, акцентируют внимание на городской идентичности как единстве когнитивных, эмоциональных и поведенческих аспектов, формирующих связь личности с городом. Дополнительно эта тема затрагивается в исследованиях Э. Динера, А. Кэмпбелла, Р. Винховена и других авторов, которые анализируют, как городская среда влияет на восприятие и самоопределение личности.
Следует отметить, что в современных исследованиях наблюдается многообразие терминологии, отражающей феномен идентичности с городом. Используются такие понятия, как «городская идентичность» (М. Лалли, Г. В. Горнова, Н. Г. Федотова), «идентичность с городом» (О. И. Муравьева, С. А. Литвина). Также может встречаться понятие «идентификация с городом», обозначающее психологический процесс, ведущий к формированию идентичности. Различия в формулировках могут быть связаны как с исследовательскими акцентами, так и с особенностями перевода с английского языка. Несмотря на различия, в рамках настоящего исследования все эти термины рассматриваются как смысловые эквиваленты, отражающие устойчивую эмоционально¬когнитивную связь личности с городской средой.
Одним из ключевых проявлений взаимодействия личности и городской среды является жизненная активность - совокупность поведенческих и мотивационных характеристик, определяющих стремление человека к развитию, реализации личных целей и включённости в социокультурное пространство города. Таким образом, изучение взаимосвязи идентичности с городом и жизненной активности позволяет не только глубже понять механизмы адаптации и саморазвития в урбанистическом контексте, но и выявить ресурсы, способные повысить качество городской жизни.
Отдельно разрабатывается проблематика жизненной активности личности, которая рассматривается как важный фактор личностного развития и социальной адаптации. Важный вклад в её изучение внесли А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова-Славская и их последователи, описавшие структуру и особенности активности субъекта. Зарубежные исследователи Э. Деси и Р. Райан в теории самодетерминации выделяют внутреннюю мотивацию как ключевой элемент, поддерживающий активное поведение. Также значительное внимание уделяется субъективным показателям качества жизни и их связи с активностью, что отражено в работах Д.А. Леонтьева, Л.В. Куликова, Р.М. Шамионова и других авторов.
В современной психологии жизненная активность личности всё чаще рассматривается в тесной связи с субъективным благополучием и удовлетворённостью жизнью. Согласно подходу позитивной психологии, представленному, в частности, в работах М. Салливана, уровень удовлетворённости жизнью выступает не только индикатором благополучия, но и предиктором конструктивных жизненных стратегий, способствуя формированию продуктивной поведенческой активности и адаптивного взаимодействия с окружающей средой. Важным регулятором жизненной активности выступают субъективные индикаторы качества жизни, которые в отечественной психологии рассматриваются как интегральные личностные образования, отражающие внутреннюю оценку человеком удовлетворённости жизнью, осмысленности, автономии, чувства контроля и социальной включённости. Согласно Д.А. Леонтьеву и В.Н. Петровой, эти индикаторы не только отражают текущее состояние благополучия, но и формируют внутреннюю мотивационную основу активности, являясь её предикторами.
Субъективное качество жизни в современных исследованиях рассматривается как интегральный показатель, включающий объективные параметры (уровень жизни, здоровье, социальные условия) и субъективные (ценностные ориентации, потребности и восприятие человеком своей жизни через личностные структуры). Субъективный комфорт выступает как важный компонент этой оценки, отражая эмоциональное и когнитивное удовлетворение жизнью. Также он связан с ощущением удовлетворённости жизнью, психологическим благополучием и состоянием здоровья. Психологическое благополучие, включающее комфорт, является ресурсом противодействия стрессу и важным фактором качества жизни (Г.М. Зараковский, Е.Е. Давыдова и А.А. Давыдов, В.А. Хащенко, И.А. Джидарьян, А.Л. Журавлев, С. А. Дружилов и др.). Работы А. Б. Леоновой и М. С. Капицы заложили основу для комплексной оценки субъективного комфорта как индикатора функционального состояния и психологического благополучия. Разработанные ими методики (в частности, шкала субъективного комфорта и шкала состояний) позволяют оценивать эмоциональный фон, уровень внутренней саморегуляции и адаптационные ресурсы личности, что делает их особенно актуальными для исследований, связанных с городской средой.
Таким образом, изучение идентичности с городом, жизненной активности и субъективных индикаторов качества жизни имеет прочную теоретическую основу, что позволяет всесторонне рассмотреть их взаимосвязь в условиях современной городской среды. Несмотря на теоретическую значимость каждого из этих компонентов, их комплексное эмпирическое исследование в совокупности до сих пор не проводилось.
Актуальность настоящего исследования обусловлена растущей необходимостью понимания факторов, способствующих самореализации и психологическому благополучию личности в условиях урбанизированной среды. Особое внимание необходимо уделять молодёжи как группе, наиболее активно взаимодействующей с городским пространством и наиболее чувствительной к его возможностям и ограничениям.
Объект исследования - жизненная активность.
Предмет исследования - взаимозависимости между характеристиками жизненной активности, идентичностью с городом и субъективными индикаторами качества жизни.
Цель исследования заключается в построении концептуальной модели и выявлении типов жизненной активности с учётом характеристик идентичности с городом и субъективных индикаторов качества жизни.
Гипотеза исследования: существуют взаимозависимости между характером жизненной активности, выраженностью субъективных индикаторов качества жизни и характеристиками идентичности с городом.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть современные подходы к пониманию жизненной активности, субъективных индикаторов качества жизни и идентичности с городом как ресурса личности.
2. Выявить взаимозависимости между уровнем жизненной активности, выраженностью субъективных индикаторов качества жизни и степенью идентичности с городом.
3. Построить концептуальную модель жизненной активности современного горожанина с учетом характеристик жизненной активности, субъективных индикаторов качества жизни и идентичности с городом.
Методология исследования.
Принцип системного и целостного подхода к изучению личности и индивидуальности, разработанный в трудах Б.Г. Ананьева, Э.А. Голубевой, Б.Ф. Ломова, В.А. Петровского, А.И. Крупнова, Н.И. Рейнвальд, Д.И. Фельдштейна и др. Синергетический подход к изучению личности В. Е. Клочко, раскрывающей процессы идентификации с социальной и пространственной средой как формы внутренней саморегуляции и адаптации, обеспечивающие личностное развитие и устойчивость в условиях сложной и изменчивой урбанистической среды.
Теоретические и практические подходы к исследованию субъекта активности, представленные в работах А.В. Брушлинского, С.Л. Рубинштейна, К.А. Абульхановой- Славской, В.И. Моросановой, В.Л. Хайкина, Л.И. Анцыферовой, И.А. Джидарьян, Л.Я. Дорфмана, Д.Б. Богоявленской и др. Положения позитивной психологии Д. А. Леонтьева. Теория самодетерминации Э. Деси и Р. Райана. Концепция городской идентичности М. Лалли.
Используемые методики и методы: опросник идентичности с городом М. Лали в адаптации С. А. Литвиной и О. И. Муравьёвой, шкала удовлетворенности жизнью Э. Динера, индекс субъективного комфорта А. Б. Леоновой, шкала инициативы к личностному росту К. Робичек, методика диагностики жизненных стремлений Э. Дэси и Р. Райан.
Для проведения расчетов и статистического анализа используется программное обеспечение Statistica и Google Collab на языке Python.
Теоретическая значимость работы заключается в построении концептуальной модели жизненной активности современного горожанина, развивающей представления о взаимосвязи идентичности с городом и жизненной активностью личности в урбанизированной среде. Полученные результаты представляют практическую ценность для разработки стратегий пространственного планирования, молодежной политики и устойчивого городского развития, ориентированного на поддержку личностного роста и вовлечённости жителей в общественную, гражданскую и культурную жизнь города. Результаты исследования представляют интерес для органов муниципального управления, специалистов в области молодежной политики и урбанистики, поскольку позволяют учитывать психологические аспекты идентичности с городом при планировании и развитии городской инфраструктуры. Результаты могут служить эмпирической базой для дальнейших прикладных исследований в сфере социальной психологии и устойчивого городского развития. Также они могут быть использованы при разработке рекомендаций для учреждений профессионального образования, программ социальной поддержки и муниципальных стратегий. В частности, данные могут лечь в основу политик, направленных на повышение удовлетворённости жизнью горожан и развитие конструктивных жизненных стратегий.
Научная новизна работы заключается в комплексном анализе взаимосвязи параметров идентичности с городом и жизненной активности как ключевого механизма самореализации. Если предыдущие исследования фокусировались на отдельных компонентах идентичности с городом и участии в жизни города - например, социальной активности в контексте гражданской идентичности [54] или локальной идентичности как части общественных практик [46] - то настоящее исследование впервые объединяет идентичность с городом, субъективные индикаторы качества жизни и характеристики жизненной активности, а также определяет роль идентичности с городом как медиатора между жизненной активностью и субъективным благополучием в урбанизированном пространстве.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 66 источников (57 на русском языке, 9 на иностранном языке), двух приложений.
В рамках проведённого исследования были последовательно решены все поставленные задачи, что позволило комплексно рассмотреть особенности городской идентичности, жизненной активности и субъективного благополучия молодых и построить концептуальную модель жизненной активности.
Теоретический анализ позволил выявить ключевые концепты и подходы к изучению идентичности с городом, жизненной активности и субъективных индикаторов качества жизни. Заключено, что жизненная активность личности в городе детерминирована не только индивидуальными чертами, но и внешними условиями. Сильная городская идентичность служит внутренним мотиватором к активности; комфортная городская среда предоставляет простор для реализации устремлений; социальная поддержка повышает уверенность и устойчивость мотивации. В совокупности эти факторы создают благоприятный фон для самореализации жителей.
Реализация разработанного дизайна исследования, включающего валидные психодиагностические методики, соответствующие задачам и логике исследования, а также опирающегося на результаты предварительного качественного этапа, позволила достигнуть цель исследования и проверить общую гипотезу исследования.
В ходе статистического исследования были обнаружены взаимозависимости между показателями идентичности с городом, жизненной активности и субъективными индикаторами качества жизни, что указывает на сложную, неоднородную структуру взаимодействия личностных характеристик с феноменом идентичности с городом. Построенная концептуальная модель позволила описать типологические группы респондентов. Выделено три основные профильные группы горожан: «гармоничные» с высокой социальной и культурной активностью, «прагматичные» потребители городской среды с умеренной функциональной вовлечённостью и «индивидуалисты» чья активность либо направлена на личные цели, либо ограничивается специфическими формами взаимодействия с городом. Применение методов машинного обучения, таких как анализ основных компонентов, дало возможность глубже проанализировать данные, выделив особенности личностного восприятия городской среды респондентами каждой типологической группы.
В результате проведённого анализа установлено, что наиболее социально и личностно успешной является группа, характеризующаяся высоким уровнем удовлетворённости жизнью, субъективного комфорта, стремления к развитию, выраженностью жизненных стремлений и устойчивой эмоциональной привязанностью к городу. Респонденты данной группы показывают высокие показатели вовлечённости в культурные и социальные инициативы города, активно взаимодействуют с городской средой и имеют более позитивное отношение к своему месту проживания. Эти характеристики свидетельствуют о наличии ресурса как для личностного развития, так и для устойчивого включения в городскую жизнь.
Кроме того, результаты анализа подчеркивают, что развитие идентичности с городом является не только следствием интеграции личности в городскую среду, но и фактором, стимулирующим жизненную активность. Важнейшим аспектом проделанной работы является выявление потенциала для целенаправленного развития городской идентичности и повышения жизненной активности разных категорий жителей.
Цель исследования достигнута. Выявлены типологии групп жителей города на основе различий в идентичности с городом и жизненной активности, которые послужили основанием для разработки концептуальной модели. Общая эмпирическая гипотеза исследования подтвердилась. Из трех сформулированных статистических гипотез две - подтвердились, одна - подтверждена частично.
С теоретической точки зрения исследование дополняет существующие модели городской идентичности и субъективного благополучия, подтверждая их сложную взаимосвязь и подчеркивая роль идентичности как ключевого медиатора жизненной активности в городской среде.
Полученные данные также позволяют сформулировать ряд практических выводов. В современных условиях устойчивое развитие городских сообществ невозможно без комплексного учёта психологических факторов, где идентичность с городом и жизненная активность становятся основой гармоничного взаимодействия личности и городской среды. Результаты исследования представляют ценность для инфраструктурных и муниципальных проектов, сопровождающихся программами по ускорению адаптации в городе, формированию городской идентичности, вовлечению граждан в принятие решений и развитии локальных сообществ. Для формирования активного городского сообщества также важно развивать программы, направленные на укрепление эмоциональной связи жителей с городом и на увеличение уровня удовлетворенности через культурные, образовательные и социальные проекты, в особенности с направленностью на группы, пока не имеющие высокой идентичности, но обладающие потенциальными ресурсами. Повышение удовлетворенности жизнью является ключевым фактором формирования конструктивных жизненных стратегий и повышения жизненного благополучия. Результаты исследования также актуальны для разработки программ профессионального и дополнительного образования, направленных на формирование конструктивных жизненных стратегий у жителей города; специализированных программ в области психологии урбанизированной среды, городской антропологии, профилактики психологических рисков и стресс-факторов городской жизни.
Перспективным направлением дальнейших исследований является изучение динамики городской идентичности и жизненной активности с учетом происхождения респондентов и их длительности проживания в городе. Можно предположить, что наиболее идентифицированными с городом оказываются коренные жители, что требует эмпирической проверки в последующих исследованиях. Также целесообразно учитывать урбанистические характеристики (район проживания, доступность инфраструктуры и т. д) как возможные детерминанты идентичности, субъективного комфорта и жизненной активности. Особый интерес представляет изучение данных аспектов в долгосрочной перспективе с применением лонгитюдных методов, а также проведение сравнительного анализа в различных городах России для выявления региональных особенностей городской идентичности и включённости молодежи в городскую среду.
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1980. - 126-335 с.
2. Баляев С.С., Гаранина Ж.Г., Никишов С.Н., Никишова И.С. Эмпирическая оценка состояния этнической идентичности и этнических установок русских студентов // Интеграция образования. - 2023. - Т. 27, № 1. - С. 122-138.
3. Бауман З. Идентичность: беседы с Бенедетто Векки / З. Бауман; пер. с англ. - Кембридж: Polity press, 2004. - 104 с.
4. Борисов Г.И. Подходы к изучению психологического благополучия // Психология образования: современный вектор развития: моногр. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020. - С. 113-126.
5. Борисова О.А. Город в восприятии горожан: от старого до старинного // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. - 2019. - № 1.
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4: Детская психология / сост. М.Г. Ярошевский; вступ. ст. А.Н. Леонтьев; ред. Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
7. Гаврилина Л.М. «Дух места» современного города как экзистенциальная потребность // Вестник МГУКИ. - 2023. - № 5 (115).
8. Гидденс А. Современность и самоидентичность: поиски жизни в условиях социальной изменчивости / А. Гидденс; пер. с англ. - М.: Академический проект, 2000. - 320 с.
9. Горнова Г.В. Соразмерность города и человека: проблемы формирования городской идентичности // Уральский гуманитарный вестник. - 2022. - № 4. - С. 59-65.
10. Горнова Г.В. Структура городской идентичности: социокультурный подход //
Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально¬
гуманитарные науки. - 2012. - № 3 (27). - С. 45-50.
11. Горохова Е.Г. Личностное развитие молодых людей в условиях неопределенности внешнего мира // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2021. - Т. 19, № 3. - С. 27-43.
12. Дементий В.А., Маленов А.А. Город как ресурс саморазвития личности // Человек в современном мире. - 2021. - № 2. - С. 40-48.
13. Дёмин А.Б., Наволоцкая А.В. Аналитический обзор статьи Натали Риччи "Психологическое влияние архитектурного проектирования // Ноэма. - 2021. - № 2 (5). - С.227-236.
14. Дзюбленко Е.А. Эмоциональная составляющая в перцепции архитектурной среды // StudNet. - 2020. - № 12. - С. 1596-1602.
15. Дмитриева Т.С. Праздник как способ формирования городской идентичности // Международный студенческий научный вестник. - 2017. - № 4-5... 66