ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ 6
1.1 Классические концепции политического участия и современные исследования 6
1.2 Традиционные и новые формы политического участия 11
1.3 Интернет-участие как новая форма политического участия 16
2 ЭКОАКТИВИЗМ В МЕДИА-ПРОСТРАНСТВЕ 22
2.1 Особенности цифрового экологического активизма 22
2.2 Методы и технологии экологического протеста 29
2.3 Политический краудсорсинг как средство решения экологических проблем 33
3 ИНТЕРНЕТ-ПЕТИЦИИ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ИНИЦИАТИВЫ
ГРАЖДАН 38
3.1 Сравнительный анализ государственных и негосударственных платформ онлайн-
петиций в РФ (на примере РОИ и Change.org) 38
3.2 Контент-анализ экологических петиций: условия успеха 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ А Примеры использования религиозной символики на страницах
экологических активистов в сети 74
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сравнение платформ онлайн-петиций РОИ и Change.org 75
ПРИЛОЖЕНИЕ В Список победивших петиций 77
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Категории и единицы анализа 80
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Кодировальная матрица 81
Актуальность темы исследования. В 2017 году в Российской Федерации была утверждена «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», в которой раскрываются цели и задачи внедрения информационно-коммуникационных технологий для ускорения и совершенствования социально-экономического развития. Актуализировали стратегию пандемия коронавирусной инфекции и сопутствующие ограничительные меры, предполагающие перевод многих операций на дистанцию, в том числе коммуникацию граждан и власти. Сейчас, по данным WeAreSocial и Hootsuite, Интернетом пользуется 85 % населения России, и его роль в жизни граждан продолжает увеличиваться.
Интернет является инструментом, позволяющим оперативно распространять информацию и объединять людей в сообщества, нивелируя физическое расстояние между ними. Цифровые технологии позволяют гражданам включаться в общественную жизнь, поддерживая интересующие проекты или самостоятельно продвигая собственные инициативы, касающиеся различных областей социального бытия.
Одним из приоритетных направлений является экология, которую, по данным Левада-центра, россияне назвали самой острой и нуждающейся в освещении проблеме 2020 года. Конструктивным способом взаимодействия власти и граждан является политический краудсорсинг, позволяющий аккумулировать весь интеллектуальный активистский потенциал и высвободить общественную энергию для решения социально¬значимых задач, а также подключить к этому процессу большее количество граждан с помощью цифровых технологий. Создание и продвижение онлайн-петиций является не только формой политического краудсорсинга, но также легальным способом протеста, позволяющим обратить внимание власти и общественности на экологические проблемы.
Таким образом, цифровые технологии изменяют форму коммуникации между властью и гражданами, определяя новые формы политического участия, в число которых входит активистская деятельность по продвижению онлайн-петиций. Данная форма участия позволяет очным экологическим акциям быть заметными за счёт масштабируемости кампании в Интернете, благодаря чему власти вынуждены отвечать на запросы граждан. Поэтому экологический дискурс в рамках цифрового политического участия является актуальной темой.
Степень научной разработанности. Категория политического участия концептуально оформляется в ставших уже классическими работах Г. Алмонда и С.
Вербы «Гражданская культура», Л.У. Милбрэйта и М.Л. Гоэля «Политическое участие: как и почему люди вовлекаются в политику?», Дж. Нагеля «Политическое участие», кросснациональных исследованиях С. Вербы, Н. Ная, Дж. Кима «Участие и политическое равенство: сравнение семи стран» и М. Каазе, С. Барнса, К. Аллербэка «Политическое действие». Систематизацией зарубежных и отечественных подходов к определению предметного поля политического участия занимались такие авторы, как Т.С. Болховитина, А.О. Селиванова, С.В. Хамутовская, М.Р. Холмская, В.А. Сушенков, Д.М. Кахриманов. Данные работы дают представление о понятии политического участия и его классических формах.
Изменение политических практик ввиду технологизации общественной жизни изучали М. Кастельс, Ж. Бодрийяр, Н. Негропонте, Дж. Ландау, Л. Лессиг. Новые формы политического участия и, в частности, цифровое политическое участие исследовали Я. Теочарис и Я. ван Дет в работе «Политическое участие в изменяющемся мире», А. Чадвик и К. Мэй, П. Крапп, А.С. Николаев, С.Е. Козлов, Н.К. Радина, Р.З. Близняк.
Тему экологического цифрового экологического активизма и технологий экологического протеста в своих работах затрагивали Г.Л. Шаматонова, О.А. Башева, В.О. Майоров, П. Ермолаева, А.Э. Гегер, Т.Л. Каминская, Д.А. Ежов, В.Б. Гольбрайх. Политический краудсорсинг изучали Е.В. Масланов, Д.В. Масланов и И. Подсеваткин.
Проблемой исследования является неопределенность факторов, позволяющих гражданским инициативам влиять на политическую повестку. Это проявляется в том, что на официальных российских платформах (в частности, Российская общественная инициатива) одобренные гражданские инициативы могут иметь не более 50 голосов, однако многие петиции, чья поддержка перевалила за 100000 голосов (минимальный порог федерального проекта), что показывает реальную поддержку её населением, властью блокируется. Ещё актуальнее этот вопрос становится при использовании неофициальных площадок, где ответ со стороны властей не гарантируется в принципе, но при этом оказывается общественная поддержка.
Эмпирическая база исследования включает в себя сайты государственных и негосударственных платформ онлайн-петиций Российская общественная инициатива и Change.org, а также победившие за всё время петиции экологической тематики на обеих платформах. Хронологические рамки исследования: 2013-2021 гг.
Объектом исследования является политическое участие в интернет-среде.
Предметом исследования - цифровой экологический активизм.
Цель исследования — выявить наиболее релевантные формы влияния экологического онлайн-активизма на принятие политических решений.
Для достижение цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
• Установить степень разработанности проблемы цифрового гражданского участия;
• Уточнить основные формы, виды и типы сетевого участия;
• Исследовать феномен экологического активизма в медиа-пространстве;
• Раскрыть возможности использования инструментов краудсорсинга на платформах онлайн-петиций;
• Выявить ключевые условия успеха онлайн-петиций.
Теоретико-методологические основы исследования. В рамках данного исследования методологической основой выступает партисипаторный подход, предполагающий непосредственное участие граждан в решении политических задач, а в частности делиберативная теория, акцентирующая внимание на коммуникативном аспекете взаимодействия граждан и власти. В ходе работы применялись такие общенаучные методы, как анализ, синтез, обобщение и классификация, а также компаративный анализ платформ онлайн-петиций и содержательный контент-анализ гражданских инициатив.
Практическая значимость работы. Результаты данной работы могут быть применены при разработке и создании дополнений для платформ онлайн-петиций с учетом необходимых элементов, позволяющих повысить качество общественного обсуждения. Экологические активисты могут использовать выводы данной работы при составлении и продвижении цифровых инициатив.
Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком использованных источников и литературы, пятью приложениями.
Первая глава посвящена определению предметного поля и теоретическим основам цифрового политического участия.
Вторая глава посвящена исследованию теоретических аспектов экологического активизма в сети и технологиям экологического протеста.
Третья глава представляет практическую часть исследования, включающую сравнительный анализ государственных и негосударственных платформ онлайн-петиций и контент-анализ петиций на основе критериев, рассмотренных в предыдущих главах.
Таким образом, цель исследовательской работы была достигнута, а все поставленные задачи выполнены.
Данная работа была посвящена исследованию инструментов цифрового участия, позволяющих экологическим кампаниям в сети добиваться ответных действий со стороны властей.
Цифровое политическое участие расширяет возможности прямого влияния граждан на принятие политических решений, что качественно отличается от понимания политического участия через представительство, которое было распространено в политической мысли до середины XX века. С 60-х годов значительно расширяется предметное поле политического участия, куда включается протестная активность. С массовым распространением цифровых технологий границы политического участия расширяются, соединяя в политическом действии цифровую и объективную реальность. Цифровое сетевое участие видоизменяет классические формы участия, предлагая гражданам участвовать в выборах, демонстрациях и партийных съездах онлайн, а также использовать сугубо цифровые способы волеизъявления путём лайкинга, постинга и шеринга в социальных сетях. Интернет является серьезным мобилизационным инструментом, позволяя привлекать к очным активистским акциям большее количество граждан за короткий промежуток времени.
Цифровое участие делится на три категории: наблюдательские, транзитные и гладиаторские практики, которые требуют от активистов различных усилий. Медиаучастие, помимо вышеназванных, включает в себя также такие формы, как кликтивизм, комментирование, ведение блога, создание и продвижение петиций, их подписание, просветительские онлайн-курсы, ботизм, краудфандинг (онлайн- финансирование), работа с данными и data-science, а также хактивизм. Все они, помимо хактивизма, на данный момент применялись экологическими активистами в своих кампаниях.
В ходе экологических акций активисты применяют правовые технологии, официально обращаясь к органам правопорядка и в суды; противоправные технологии, к которым относится экотерроризм; технологии общественного давления, включающие в себя составление и сбор подписей в поддержку своих инициатив. Дополнительно в рамках кампании экоактивисты применяют такие инструменты, как сторителлинг, геймификация, мемы, обращение к идентичности и религиозной символике.
Интернет-акции протекают в рамках нескольких последовательных этапов, включающих в себя осведомление граждан о проблеме, запуск общественной дискуссии, и обсуждение результатов акции.
Уязвимой частью цифрового активизма является слактивизм, т.е. подмена реального участия симуляционной формой, обладающей нулевым политическим действием. Подписание петиции в разрезе слактивизма даёт гражданину ощущение значимости политического действия, однако не побуждает к системному участию. Поддержание связи между активистами и гражданами путём рассылок и предложений альтернативных форм участия в других акциях позволяет вовлечь граждан в регулярную активную деятельность.
Краудсорсинг является ещё одной формой политического участия, к которому можно привлечь большее количество граждан с помощью цифровых технологий. Краудсорсинг предполагает подключение интеллектуального и творческого потенциала масс к общественно значимым проблемам. Краудсорсинговые проекты могут дополняться и изменяться в ходе общественной дискуссии. Продвижение петиций является видом краудсорсинга, поэтому качество общественной дискуссии и результативность гражданских инициатив зависит от условий, предоставленных платформами онлайн- петиций. К ним относятся: добровольность участия, заинтересованность граждан в проекте, четкие механизмы реализации проектов, конкретные хронологические рамки, мотивация участников и экспертность.
Первый этап практической части исследования был посвящен сравнительному анализу государственной платформы «Российская общественная инициатива» и глобальной платформы гражданских инициатив «Ghange.org». В ходе данного анализа было выявлено, насколько эти платформы воплощают названные выше условия на практике и позволяют состояться рациональной общественной дискуссии. «РОИ» и «Change.org» целесообразно использовать для разного рода активности. Первая платформа гарантирует ответ властей, проверку на достоверность информации в петиции и репрезентативность голосования, а потому её целесообразно использовать в случае системной работы с властными структурами или для продвижения законотворческих инициатив и поправок в текущее законодательство. Change.org предлагает больше инструментов для общественной дискуссии, однако количество голосов на данной платформе не играет большой роли. Важными на Change.org становятся персонификация обращения и связанный с этим репутационный аспект, поэтому данную платформу целесообразно использовать для обращений к конкретным лицам, а также в случае необходимости широкого общественного резонанса.
Второй этап практической части исследования заключался в анализе содержания победивших петиций экологической тематики. В ходе контент-анализа было выявлено, что наиболее часто в петициях встречаются такие элементы аргументации, как обращение к эмоциям и чувствам пользователей и адресатов, ссылка на источники и сторителлинг. Оптимальная длина текста составляет 6-10 абзацев, которые позволяют достаточно полно описать проблему и способы её решения, при этом не потеряв интерес пользователя, читающего петицию. Больше двух третей победивших петиций являются инициативами местного уровня, поэтому можно сделать вывод, что применение цифровых петиций является релевантной формой именно на данном уровне политики. Федеральные инициативы требуют обширных кампаний и акций за пределами медиареальности.
1. Абрамова В. А. Виртуальная реальность как пространство симулякров // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2017. — Т. 9. №1-1. — С. 99—103.
2. Акопов Г. Л. Хактивизм — угроза информационной безопасности в информационном социуме // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. - 2015. - №3. - С. 195-199.
3. Активисты Fridays for Future впервые провели глобальную цифровую забастовку [Электронный ресурс] // Deutsche Welle. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2020. - URL: https://p.dw.com/p/3bMqR (дата обращения: 03.05.2021).
4. Аристотель. Политика // Антология мировой правовой мысли: в 5 т. / Отв. ред. Л. Р. Сюкияйнен. - М. : Мысль, 1999. - Т. 1: Античность. Восточные цивилизации. - 749 c.
5. Барсегян В. М. Формы и факторы политической активности молодежи: классические концепции и современные исследования [Электронный ресурс] // Гуманитарные и социально-экономические науки. Публикации ВШЭ. - 2014. - № 4. - С. 116-121. Электрон. версия печат. публ. - URL: https://publications.hse.ru/articles/133409434 (дата обращения: 28.03.2021).
6. Башева О. А. Цифровой активизм как новый метод гражданской мобилизации // Научный результат. Социология и управление. - 2020. - №1. - С. 41-57.
7. Белоусова В. М. Делиберативная концепция Ю. Хабермаса в контексте систематизации современных моделей демократии // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». - 2015. - №4. - С. 84-92.
8. Близняк Р. З. Блоггинг как технология социальной и политической коммуникации: уточнение понятия и характеристика эвристических возможностей / Р. З. Близняк, И. А. Герасимов // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. - 2017. - №40. - С. 222-231.
9. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция / Ж. Бодрийяр ; пер. с фр. А. Качалова. - М. : ПОСТУМ, 2018. - 240 с.
10. Более 1,3 тысячи идей предложили участники краудсорсинг-проекта «Время природы» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Мэра Москвы. - Электрон. дан. - М., 2020. - URL: https://www.mos.ru/news/item/83944073/ (дата обращения: 17.05.2021).
11. Болховитина Т. С. О политическом участии: из истории политической мысли // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2011. - №3-1. - С. 253-262.
12. Ваньке А. В. Интернет-коммуникации как средство и условие политической мобилизации в России (на примере движения «За честные выборы») / А. В. Ваньке, И. В. Ксенофонтова, И. Н. Тартаковская // Интеракция. Интервью. Интерпретация. - 2014. - № 7. - С. 44-73.
13. Вебер М. Политика как призвание и профессия / М. Вебер. Избранные произведения ; Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова. - М.: Прогресс, 1990. - 808 с.
14. Вся статистика интернета и соцсетей на 2021 год - цифры и тренды в мире и в России [ Электронный ресурс] // WebCanape. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2021. - URL: https://www.web-canape.ru/business/internet-i-socseti-v-rossii-v-2021-godu-vsya-statistika/ (дата обращения: 13.05.2021).
15. Гегер А. Э. Факторы экоактивизма в России / А. Э. Гегер, C. А. Гегер // Петербургская социология сегодня. - 2018. - №10. - С. 65-77... 78