ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. СПОНТАННАЯ РЕЧЬ КАК ЧАСТЬ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА
ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ 8
1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ СПОНТАННОЙ РЕЧИ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ 8
1.2. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ
ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СПОНТАННОЙ РЕЧИ 18
1.3. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ
СПОНТАННОЙ РЕЧИ 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ СПОНТАННОЙ
РЕЧИ НА ОСНОВЕ МНОГОПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР 35
2.1. ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ СПОНТАННОЙ РЕЧИ, ОСНОВАННАЯ НА
ИСПОЛЬЗОВАНИИ МНОГОПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР 35
2.2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ СПОНТАННОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ
НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА 39
2.3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ
СПОНТАННОЙ РЕЧИ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
Современный мир диктует свои правила. Если в начале 20-ого века целями изучения ИЯ являлось знание грамматических правил и лексики, чтобы качественно работать с переводом источников, то сейчас главной целью обучения ИЯ является развитие коммуникативной компетенции. Помимо развития туризма существует ряд других областей применения иноязычных коммуникативных навыков. Принимая положения Болонского процесса, всё больше стран присоединяется к единому образовательному пространству. Многие студенты имеют возможность обучения в иностранных вузах в рамках программ по обмену, а также возможность получения гранта на обучение, что предполагает определенный уровень владения языком и сформированные речевые навыки для успешного обучения и общения, при том, что речь идет, в том числе, и о студентах неязыковых вузов. В ряде профессиональных сфер так же не избежать иноязычной коммуникации, так как многие компании взаимодействуют с партнерами и клиентами из других стран, и сотрудники, в свою очередь, должны быть к этому готовы. По этим и другим причинам коммуникативная компетенция школьников должна быть успешно сформирована на определенном уровне по окончанию школы. Так в состав коммуникативной компетенции входят речевые навыки, необходимо уделять большое внимание тому, чтобы довести их до автоматизма. Показателем сформированных речевых навыков является способность поддерживать беседу, реагировать на меняющуюся речевую ситуацию, высказываться без опоры на заготовленные шаблоны, то есть освоить навык спонтанной, неподготовленной речи.
Существует ряд технологий, как традиционных, так и электронных, которые способствуют развитию спонтанной речи (СР). Некоторые из них применяются в учебном процессе десятилетиями, а некоторые начали использоваться не так давно вследствие развития информационных технологий и предоставления широкого доступа к ним. Однако недостаточно изученным остается вопрос, как влияют онлайн-игры на развитие РС и влияют ли вообще.
Цель ВКР - обоснование возможности использования многопользовательских компьютерных игр для развития спонтанной речи.
Объектом исследования выступает процесс развития спонтанной речи на ИЯ. Предмет исследования - использование многопользовательских компьютерных игр для развития РС на уроке ИЯ.
Степень изученности темы. Спонтанная речь нередко становилась объектом внимания лингвистов, преподавателей и ученых, появляется все больше научных работ на эту тему, что составляет теоретическую базу данного исследования. Такие авторы, как А. И. Азевич [43], В. В. Селиванов [36], А. В. Панкратов [37], С. В. Титова [38], В. А. Масликов [41], В. С. Шаров [42] исследовали использование электронных материалов и технологий в образовании, а также дистанционных форм обучения. И. Г. Белавина [44], К. В. Яблоков [40], Л. В. Капустина [25], В. В. Грамолин [45], Е. И. Машбиц [2], изучали внедрение компьютерных игр в образовательный процесс и их влияние на психику человека. Л. В. Зенина и Н.А. Каменева исследовали возможности современных компьютерных программ в процессе обучения иностранным языкам [23]. Если говорить об объекте данной работы, - спонтанной речи - ее изучали Е. А. Земская, М. В. Китайгородская, Е. Н. Ширяев [22], Е. И.Пассов [20], Д. В. Жабин [21], А. А. Алхазишвили [1], А. П. Антипова [46]. Л. П. Якубинский [5] и затрагивали тему спонтанной речи в исследованиях диалогической и монологической речи. Майкл Эрард посвятил книгу спонтанной речи, а именно природе оговорок [47]. Ш. Балли изучал спонтанную речь в рамках французской стилистики [18].
В. Д. Девкин в своем исследовании немецкой разговорной речи также упоминал спонтанную речь [19]. И. Н. Борисова изучала СР в рамках исследования тенденции спонтанности и интегративности [9].
Для достижения поставленной цели требуется решить ряд задач:
- дать определение «спонтанной речи» в составе иноязычной коммуникативной компетенции и определить ее признаки и условия;
- выявить роль компьютерных технологий в формировании навыков устной речи;
- методически обосновать использование компьютерных игр в процессе обучения спонтанной речи;
- описать содержание и этапы экспериментальной программы по развитию спонтанной речи;
- доказать эффективность данной программы по развитию СР.
На разных этапах написания данной работы были применены следующие научные методы:
- обобщение и систематизация научной литературы;
- сравнительно-сопоставительный анализ;
- педагогическое наблюдение;
- педагогический эксперимент.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результатами исследования и программой по развитию спонтанной речи с помощью многопользовательских компьютерных игр смогут воспользоваться педагоги среднего и дополнительного образования на уроках ИЯ или в рамках внеурочной деятельности для того, чтобы развить навык спонтанной речи у обучающихся, разнообразить уроки, повысить мотивацию учеников и сделать обучение более эффективным.
В первой главе дается характеристика понятию речевой спонтанности, изложена проблема развития РС, описаны ее признаки и условия развития, также перечислены и охарактеризованы способы развития РС, даны рекомендации по использованию онлайн-игр на уроке ИЯ. Во второй главе описана экспериментальная программа, то, как влияют компьютерные игры на развитие РС, перечислены упражнения, а также результаты экспериментальной программы.
Согласно ФГОС в основной и старшей школе изучение иностранного языка направлено на развитие иноязычной коммуникативной компетенции. Так как спонтанная речь является частью коммуникативной компетенции, её следует развивать для успешного освоения образовательной программы по иностранному языку и для того, чтобы пользоваться ИЯ, как средством межкультурного общения, в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности. В процессе исследования были решены следующие задачи:
- было дано определение «спонтанной речи» в составе иноязычной коммуникативной компетенции и определены ее признаки и условия;
- выявлена роль компьютерных технологий в формировании навыков устной речи;
- методически обосновано использование компьютерных игр в процессе обучения спонтанной речи;
- описано содержание и этапы экспериментальной программы по развитию спонтанной речи;
- доказана эффективность данной программы по развитию СР с помощью статистики.
При написании ВКР были сделаны выводы по теоретическим и практическим аспектам проблемы. Было установлено, что спонтанная речь является неподготовленной, ситуативной и, по большей части, продуктивной, которая реализуется в момент появления мысли и не предполагает длительного обдумывания и тщательного формулирования. Ей присущ реактивный характер и для нее характерны такие проявления, как реактивность, импровизированность, непредсказуемость и речевой автоматизм. На основании существующих в методике этапов формирования навыков устной речи, нами были определены этапы формирования навыков устной спонтанной речи: предречевой, (условно-) речевой и этап естественных речевых ситуаций. Для разработки инструментов оценивания эффективности экспериментальной работы были использованы следующие признаки:
1. Наличие пауз
2. Слова-паразиты
3. Самоповторы
4. Отсутствие четкой структуры высказывания
5. Фактор ограниченного времени
6. Простота в грамматическом построении предложений
В 1 главе также были рассмотрены и проанализированы компьютерные технологии, которые могут способствовать развитию спонтанной речи: видеоконференции, подкасты, приложения, сервисы для создания презентаций и технология виртуальной реальности. Они повышают мотивацию к ИЯ и создают психологически комфортную атмосферу, что помогает в преодолении языкового барьера. Использование компьютерных игр в процессе обучения было обоснованно. Из целого ряда компьютерных технологий в качестве самого эффективного способа развития СР были выбраны компьютерные игры. Влияние компьютерных игр именно на спонтанную речь не исследовалось прежде, а это говорит о том, что тема еще не изучена. Проанализировав ряд жанров компьютерных игр, были выбраны многопользовательские компьютерные игры. Они обеспечивают непредсказуемость игровой ситуации, которая нужна для развития речевой спонтанности, содержат множество речевых ситуаций, в рамках которых происходит общение, подогревают спортивный интерес, который положительно влияет на мотивацию.
Во время входного и итогового оценивания оценка проводилась по следующим критериям, которые обозначают хорошо развитую спонтанную речь - идеал освоения устной речи, к которому нужно стремиться:
• умение действовать в условиях ограничения по времени;
• наличие структуры высказывания;
• использование слов-паразитов или самоповторов;
• отсутствие долгих пауз;
• умение включать в речь различные грамматические конструкции и лексические единицы;
• высокая скорость реакции на быстро меняющуюся ситуацию.
Именно эти параметры, исходя из теоретической части работы, определяют хорошо развитую спонтанную речь. При входном оценивании был сделан вывод, что у обучающихся экспериментальной группы навыки устной спонтанной речи были выражены хуже, чем у учащихся контрольной группы. При итоговом оценивании обучающихся было зафиксировано, что технология многопользовательских компьютерных игр действительно улучшила некоторые показатели, такие как «умение действовать в условиях ограничения по времени», «отсутствие долгих пауз» и «высокая скорость реакции на быстро меняющуюся ситуацию». Остальные особенности СР не были заметно изменены, возможно, ввиду того, что данная технология была включена в УП впервые, и обучающиеся не имели опыта, поэтому на адаптацию ушло много времени. Вероятно, что если бы был доступ к техническому оснащению школы, то формат игры-урока проходил бы чаще и имел свои положительные результаты. Можно предположить, что технологию многопользовательских компьютерных игр было бы реализовать онлайн, а также как один из уроков в рамках дистанционного обучения.
Говоря о дальнейших перспективах использования технологии компьютерных игр, можно сказать, что данная многопользовательская игра «Don't starve together» помимо развития навыков устной спонтанной речи имеет большой потенциал для обучения лексическим единицам. В этом случае изучение лексического материала может осуществляться как во время урока, так и дома самостоятельно, так как с помощью визуальных средств без
использования родного языка, понятен лексический материал, используемый в игре. При наведении курсора на все предмета окружающего мира мгновенно появляются подписи. Так как игра обладает большим количеством языковых пакетов, появляется отличная возможность для обучения лексическому материалу на всех популярных языках.