ВЛИЯНИЕ СЕМИЛЕТНЕЙ ВОЙНЫ НА ТРАНСФОРМАЦИЮ ВЕСТФАЛЬСКОЙ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Вестфальская система международных отношений: от возникновения до Семилетней
войны 10
1.1. Сущность и основные принципы Вестфальской системы международных отношений 10
1.2. Изменения в Вестфальской системе международных отношений в период до начала
Семилетней войны 20
2 Эволюция Вестфальской системы международных отношений под влиянием
Семилетней войны 36
2.1. Расстановка сил в преддверии и в ходе Семилетней войны 36
2.2. Последствия Семилетней войны для Вестфальской системы международных
отношений 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
1 Вестфальская система международных отношений: от возникновения до Семилетней
войны 10
1.1. Сущность и основные принципы Вестфальской системы международных отношений 10
1.2. Изменения в Вестфальской системе международных отношений в период до начала
Семилетней войны 20
2 Эволюция Вестфальской системы международных отношений под влиянием
Семилетней войны 36
2.1. Расстановка сил в преддверии и в ходе Семилетней войны 36
2.2. Последствия Семилетней войны для Вестфальской системы международных
отношений 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
Актуальность темы исследования может быть сформулирована следующим образом. Вестфальская система международных отношений (далее - Вестфальская СМО) заложила ряд принципов, ставших основополагающими для последующих взаимоотношений между странами европейского континента. Признание государственного суверенитета, светский характер международных связей, равноправие государств, равновесие сил - эти и некоторые другие составляющие есть неотъемлемая часть тех оснований, на которых страны взаимодействуют и в современную эпоху. В то же время, системы международных отношений не статичны, они развиваются в динамике и претерпевают изменения. Понимание суверенитета, степень равенства государств и пути достижения равновесия, так же, как и иные характеристики, имеют свойство изменяться со временем - за 375 лет, прошедших с Вестфальского конгресса, поменялось многое. На трансформацию СМО могут повлиять разные события, в том числе крупные военные конфликты: Тридцатилетняя война, наполеоновские войны, обе мировые войны - все эти конфликты приводили к серьезной перестройке международных отношений на официальном уровне.
Семилетняя война, ставшая одним из крупнейших военных конфликтов Нового времени, с одной стороны, не привела к выработке новых принципов международных отношений, однако, с другой стороны, ее влияние на Вестфальскую СМО оказалось в исторической перспективе весьма значительным. Исследование того, как отдельные события влияют на изменение СМО, позволит понять, какие факторы могут привести к трансформации современной системы международных отношений в условиях военных конфликтов настоящего времени.
Источниковая база представлена двумя группами источников: 1) официальными документами; 2) источниками личного происхождения.
К первой группе - официальным документам - относятся тексты мирных договоров, союзнические трактаты и протоколы Конференции при Высочайшем дворе. Мирные договоры представлены Оснабрюкским и Мюнстерским договорами (вместе составляющими Вестфальский мирный договор 1648 г.), некоторыми отдельными договорами, из которых состоит Утрехтский договор 1713 г. , Ништадтским мирным договором , а также Ахенским договором 1748 г . Выбор именно этих договоров обусловлен тем, что они содержат в себе положения, представляющие собой основы Вестфальской системы международных отношений. Текст Вестфальского договора необходим для понимания того, какие его положения могут восприниматься в качестве принципов Вестфальской системы; договоры Англии с Францией и Англии с Испанией 1713 г. содержат в себе важные для Вестфальской системы положения, так как в них впервые говорится о балансе сил. Ништадтский договор 1721 г. позволяет проанализировать изменение места Швеции и России в системе международных отношений после Северной войны; Ахенский договор 1748 г. представляет собой важность с точки зрения, во-первых, произошедших изменений после войны за австрийское наследство, а во-вторых, поскольку в нем подтверждается преемственность Вестфальскому договору стран-подписантов.
Союзнические трактаты в данном исследовании - различные соглашения России с Австрией, Англией и Пруссией. К ним относятся трактат 1746 г. с Австрией , трактат 1756 г. о присоединении России к Версальскому альянсу , договоры о союзе с Пруссией 1743 г . и 1764 г ., конвенция о субсидиях с Англией 1755 г . Обращение к ним помогает
установить, на каких условиях строились отношения между государствами и каковыми были их цели. Особенно интересны в этой связи секретные артикулы, где зачастую упоминается, что тот или иной договор имеет направленность против какой-либо стороны, или раскрываются истинные намерения государств, отличающиеся от их официальных позиций.
Протоколы Конференции при Высочайшем дворе - документы созданного в России в 1756 г. органа для координации действий в преддверии войны, необходимы для понимания целей России и мотивов действий руководства страны. Именно в этих протоколах идет речь о вполне конкретной цели России на будущую войну с Пруссией, то есть, о намерении оккупировать Восточную Пруссию и обменять ее с Речью Посполитой на Курляндское герцогство. Кроме того, тексты протоколов касаются рекомендаций относительно взаимодействия с Австрией и Францией, что делает их полезным источником для осмысления внешнеполитического курса России в целом.
Другая группа источников представляет собой источники личного происхождения. В эту категорию включены письма российских государственных деятелей - А. И. Остермана , А. П. Бестужева-Рюмина , М. Л. Воронцова , а также мемуары Фридриха II, короля Пруссии и участника Семилетней войны А. Т. Болотова. Материалы переписки государственных деятелей способствуют пониманию их взглядов на внешнеполитическую ситуацию в те или иные моменты времени (письмо А. И. Остермана - 1726-й г., А. П. Бестужева-Рюмина - 1744 г., М. Л. Воронцова - 1762-й г.), потому их можно соотнести с действиями, предпринимаемыми Россией на международной арене и определить мотивы этих действий. «Политическое завещание» Фридриха II 1752 г . - крайне полезный источник с точки зрения осмысления логики прусской внешней политики, поскольку участие короля в определении ее целей и принятии решений было очень велико. Его же «Повествование о Семилетней войне» , написанное после войны, затрагивает различные аспекты военных действий и отношений с союзниками и противниками, важные для понимания хода конфликта и причин, по которым союзные державы не сумели победить Пруссию. «А. Т. Болотов в Кёнигсберге» - часть автобиографии русского писателя и ученого А. Т. Болотова, служившего в Восточной Пруссии переводчиком в годы Семилетней войны, представляет научную ценность, так как автор описывает положение дел на войне изнутри, не так, как это делалось командованием и русским двором. В данной работе это произведение важно для анализа положения дел в Берлине, занятом русскими войсками - Болотов писал о том, что к жителям прусской столицы русские относились уважительно и получали такое же отношение взамен - вопреки распространяемому европейцами мнению о том, что русские солдаты вели себя будто варвары и занимались исключительно разграблением города.
Степень изученности темы. Научную литературу, использованную в ходе исследования, можно разделить на 3 группы: 1) исследования, посвященные Вестфальской системе международных отношений и различным ее аспектам; 2) литература по Семилетней войне; 3) работы по истории международных отношений и дипломатии XVII-XVIII вв.
Первая группа научной литературы помогает выработать понимание сути Вестфальской СМО. Признаки Вестфальской системы и ее критерии рассматривались Р. С. Зуйковым , пришедшим к выводу, что данная система была направлена на предотвращение универсалистских тенденций какого-либо государства. Генезис Вестфальской системы представлен в исследованиях Б. Ф. Поршнева , В. Д. Зорькина - первый обращал большее внимание на изменение интересов государств в ходе Тридцатилетней войны, второй - на выработку понятия государственного суверенитета, имевшую место в предшествовавшие Вестфальскому миру годы. Такие авторы как Ю. Н. Саямов, Т. В. Зонова Л. И. Ивонина фокусировались на изучении принципов Вестфальской системы - они, с разной степенью уверенности, в целом сходятся в признании в качестве ее принципов государственного суверенитета, правового равенства государств, равновесия сил и др. Правовые аспекты системы и ее влияние на международное право проанализированы в работе В. Е. Сафонова, отмечавшего, что Вестфальский договор стал одним из основополагающих документов, затронувших конституционные основы Священной Римской империи, а также сыграл важную роль в практике признания независимости государств.
Ко второй группе относятся исследования, затрагивающие Семилетнюю войну. Они позволяют выявить, какие изменения происходили в международных отношениях в связи с данным конфликтом и оценить его последствия. Наиболее полно тема Семилетней войны раскрыта в работе М. Ю. Анисимова . Автор на основе анализа большого количества источников (главным образом - дипломатической переписки) сделал выводы о предпосылках войны, отношениях между странами, их целях и т.д. - по его мнению, Россия вступила в войну во многом из-за антипрусских взглядов канцлера А. П. Бестужева- Рюмина. Предпосылки и характер «дипломатической революции», предшествовавшей Семилетней войне, рассмотрен Н. Н. Яковлевым, который пришел к выводу, что «дипломатическая революция» стала возможной благодаря австрийскому канцлеру Кауницу, а английские и прусские дипломаты переоценили свое политическое видение ситуации. Взаимоотношения между союзными державами подробно рассматривались Е. Н. Щепкиным - его анализ свидетельствует о том, что они отнюдь не были простыми и прозрачными. При изучении хода войны стоит отметить работы Н. М. Коробкова, И. В. Архенгольца. Итоги войны и ее влияние на последующие события изучались Д. Марстоном и Ф. А. Кони.
С точки зрения рассмотрения Вестфальской системы международных отношений и Семилетней войны в широком контексте исторических явлений и событий данное исследование опирается на труды по истории международных отношений, представляющие собой третью группу научной литературы. К этой группе относятся 1-й том «Истории международных отношений», составленный авторским коллективом МГИМО, 3-й том «Истории внешней политики России» , посвященный XVIII в., 5-й том «Истории дипломатии». При рассмотрении некоторых аспектов международных отношений и дипломатии изучаемого периода можно выделить работы Ф.-Д. Лиштенан и П. В. Стегния - авторы предпринимали попытки встроить Семилетнюю войну в политическое развитие Европы в данный исторический период.
Нами не встречено публикаций, в которых Семилетняя война рассматривалась бы с точки зрения предположения о ее потенциальной значимости для выработки новых принципов международных отношений, сложившихся после Наполеоновских войн. В рассмотрении темы под данным углом состоит научная новизна исследования.
Объектом исследования является Вестфальская система международных отношений.
Предмет исследования - трансформация Вестфальской системы международных отношений.
Хронологические рамки исследования - период с 1648 по 1815 гг. Нижняя граница - дата подписания Вестфальского договора, с которой начинается отчет Вестфальской СМО. Верхняя граница - завершение Венского конгресса, означающее возникновение новой, Венской системы международных отношений.
Территориальные рамки - Европа и колониальные территории стран-участниц Вестфальской СМО. Такой выбор обусловлен тем, что Вестфальская СМО включала в себе европейские государства - 50 стран в сумме были подписантами Вестфальского мира, большая часть из них - в качестве союзников непосредственных участников Тридцатилетней войны. Колониальные территории стран-участниц включены в территориальные рамки исследования, поскольку Семилетняя война проходила также в колониальных территориях Англии, Франции и Испании, а раздел этих территорий был важен с точки зрения соотношения сил между государствами в рамках системы.
Цель исследования заключается в определении роли Семилетней войны в трансформации Вестфальской системы международных отношений.
Задачи:
1. Рассмотреть сущность и ключевые принципы Вестфальской системы международных отношений;
2. Проанализировать изменения в Вестфальской системе международных отношений в период до Семилетней войны;
3. Охарактеризовать расстановку сил на международной арене накануне и в ходе Семилетней войны;
4. Определить последствия Семилетней войны для Вестфальской системы международных отношений.
Методологическая основа. В данном исследовании применяются следующие методы исследования: системный, необходимый для рассмотрения Вестфальской СМО через призму ее функций, характера взаимоотношений между элементами, динамики; историко-генетический, позволяющий прослеживать развитие Вестфальской СМО исторической перспективе; историко-сравнительный, благодаря которому возможно выявить ключевые изменения в Вестфальской СМО в разные периоды ее существования.
Структура работы. Данная работа включает в себя введение, две главы, каждая из которых состоит из двух параграфов, заключения и списка источников и литературы.
Семилетняя война, ставшая одним из крупнейших военных конфликтов Нового времени, с одной стороны, не привела к выработке новых принципов международных отношений, однако, с другой стороны, ее влияние на Вестфальскую СМО оказалось в исторической перспективе весьма значительным. Исследование того, как отдельные события влияют на изменение СМО, позволит понять, какие факторы могут привести к трансформации современной системы международных отношений в условиях военных конфликтов настоящего времени.
Источниковая база представлена двумя группами источников: 1) официальными документами; 2) источниками личного происхождения.
К первой группе - официальным документам - относятся тексты мирных договоров, союзнические трактаты и протоколы Конференции при Высочайшем дворе. Мирные договоры представлены Оснабрюкским и Мюнстерским договорами (вместе составляющими Вестфальский мирный договор 1648 г.), некоторыми отдельными договорами, из которых состоит Утрехтский договор 1713 г. , Ништадтским мирным договором , а также Ахенским договором 1748 г . Выбор именно этих договоров обусловлен тем, что они содержат в себе положения, представляющие собой основы Вестфальской системы международных отношений. Текст Вестфальского договора необходим для понимания того, какие его положения могут восприниматься в качестве принципов Вестфальской системы; договоры Англии с Францией и Англии с Испанией 1713 г. содержат в себе важные для Вестфальской системы положения, так как в них впервые говорится о балансе сил. Ништадтский договор 1721 г. позволяет проанализировать изменение места Швеции и России в системе международных отношений после Северной войны; Ахенский договор 1748 г. представляет собой важность с точки зрения, во-первых, произошедших изменений после войны за австрийское наследство, а во-вторых, поскольку в нем подтверждается преемственность Вестфальскому договору стран-подписантов.
Союзнические трактаты в данном исследовании - различные соглашения России с Австрией, Англией и Пруссией. К ним относятся трактат 1746 г. с Австрией , трактат 1756 г. о присоединении России к Версальскому альянсу , договоры о союзе с Пруссией 1743 г . и 1764 г ., конвенция о субсидиях с Англией 1755 г . Обращение к ним помогает
установить, на каких условиях строились отношения между государствами и каковыми были их цели. Особенно интересны в этой связи секретные артикулы, где зачастую упоминается, что тот или иной договор имеет направленность против какой-либо стороны, или раскрываются истинные намерения государств, отличающиеся от их официальных позиций.
Протоколы Конференции при Высочайшем дворе - документы созданного в России в 1756 г. органа для координации действий в преддверии войны, необходимы для понимания целей России и мотивов действий руководства страны. Именно в этих протоколах идет речь о вполне конкретной цели России на будущую войну с Пруссией, то есть, о намерении оккупировать Восточную Пруссию и обменять ее с Речью Посполитой на Курляндское герцогство. Кроме того, тексты протоколов касаются рекомендаций относительно взаимодействия с Австрией и Францией, что делает их полезным источником для осмысления внешнеполитического курса России в целом.
Другая группа источников представляет собой источники личного происхождения. В эту категорию включены письма российских государственных деятелей - А. И. Остермана , А. П. Бестужева-Рюмина , М. Л. Воронцова , а также мемуары Фридриха II, короля Пруссии и участника Семилетней войны А. Т. Болотова. Материалы переписки государственных деятелей способствуют пониманию их взглядов на внешнеполитическую ситуацию в те или иные моменты времени (письмо А. И. Остермана - 1726-й г., А. П. Бестужева-Рюмина - 1744 г., М. Л. Воронцова - 1762-й г.), потому их можно соотнести с действиями, предпринимаемыми Россией на международной арене и определить мотивы этих действий. «Политическое завещание» Фридриха II 1752 г . - крайне полезный источник с точки зрения осмысления логики прусской внешней политики, поскольку участие короля в определении ее целей и принятии решений было очень велико. Его же «Повествование о Семилетней войне» , написанное после войны, затрагивает различные аспекты военных действий и отношений с союзниками и противниками, важные для понимания хода конфликта и причин, по которым союзные державы не сумели победить Пруссию. «А. Т. Болотов в Кёнигсберге» - часть автобиографии русского писателя и ученого А. Т. Болотова, служившего в Восточной Пруссии переводчиком в годы Семилетней войны, представляет научную ценность, так как автор описывает положение дел на войне изнутри, не так, как это делалось командованием и русским двором. В данной работе это произведение важно для анализа положения дел в Берлине, занятом русскими войсками - Болотов писал о том, что к жителям прусской столицы русские относились уважительно и получали такое же отношение взамен - вопреки распространяемому европейцами мнению о том, что русские солдаты вели себя будто варвары и занимались исключительно разграблением города.
Степень изученности темы. Научную литературу, использованную в ходе исследования, можно разделить на 3 группы: 1) исследования, посвященные Вестфальской системе международных отношений и различным ее аспектам; 2) литература по Семилетней войне; 3) работы по истории международных отношений и дипломатии XVII-XVIII вв.
Первая группа научной литературы помогает выработать понимание сути Вестфальской СМО. Признаки Вестфальской системы и ее критерии рассматривались Р. С. Зуйковым , пришедшим к выводу, что данная система была направлена на предотвращение универсалистских тенденций какого-либо государства. Генезис Вестфальской системы представлен в исследованиях Б. Ф. Поршнева , В. Д. Зорькина - первый обращал большее внимание на изменение интересов государств в ходе Тридцатилетней войны, второй - на выработку понятия государственного суверенитета, имевшую место в предшествовавшие Вестфальскому миру годы. Такие авторы как Ю. Н. Саямов, Т. В. Зонова Л. И. Ивонина фокусировались на изучении принципов Вестфальской системы - они, с разной степенью уверенности, в целом сходятся в признании в качестве ее принципов государственного суверенитета, правового равенства государств, равновесия сил и др. Правовые аспекты системы и ее влияние на международное право проанализированы в работе В. Е. Сафонова, отмечавшего, что Вестфальский договор стал одним из основополагающих документов, затронувших конституционные основы Священной Римской империи, а также сыграл важную роль в практике признания независимости государств.
Ко второй группе относятся исследования, затрагивающие Семилетнюю войну. Они позволяют выявить, какие изменения происходили в международных отношениях в связи с данным конфликтом и оценить его последствия. Наиболее полно тема Семилетней войны раскрыта в работе М. Ю. Анисимова . Автор на основе анализа большого количества источников (главным образом - дипломатической переписки) сделал выводы о предпосылках войны, отношениях между странами, их целях и т.д. - по его мнению, Россия вступила в войну во многом из-за антипрусских взглядов канцлера А. П. Бестужева- Рюмина. Предпосылки и характер «дипломатической революции», предшествовавшей Семилетней войне, рассмотрен Н. Н. Яковлевым, который пришел к выводу, что «дипломатическая революция» стала возможной благодаря австрийскому канцлеру Кауницу, а английские и прусские дипломаты переоценили свое политическое видение ситуации. Взаимоотношения между союзными державами подробно рассматривались Е. Н. Щепкиным - его анализ свидетельствует о том, что они отнюдь не были простыми и прозрачными. При изучении хода войны стоит отметить работы Н. М. Коробкова, И. В. Архенгольца. Итоги войны и ее влияние на последующие события изучались Д. Марстоном и Ф. А. Кони.
С точки зрения рассмотрения Вестфальской системы международных отношений и Семилетней войны в широком контексте исторических явлений и событий данное исследование опирается на труды по истории международных отношений, представляющие собой третью группу научной литературы. К этой группе относятся 1-й том «Истории международных отношений», составленный авторским коллективом МГИМО, 3-й том «Истории внешней политики России» , посвященный XVIII в., 5-й том «Истории дипломатии». При рассмотрении некоторых аспектов международных отношений и дипломатии изучаемого периода можно выделить работы Ф.-Д. Лиштенан и П. В. Стегния - авторы предпринимали попытки встроить Семилетнюю войну в политическое развитие Европы в данный исторический период.
Нами не встречено публикаций, в которых Семилетняя война рассматривалась бы с точки зрения предположения о ее потенциальной значимости для выработки новых принципов международных отношений, сложившихся после Наполеоновских войн. В рассмотрении темы под данным углом состоит научная новизна исследования.
Объектом исследования является Вестфальская система международных отношений.
Предмет исследования - трансформация Вестфальской системы международных отношений.
Хронологические рамки исследования - период с 1648 по 1815 гг. Нижняя граница - дата подписания Вестфальского договора, с которой начинается отчет Вестфальской СМО. Верхняя граница - завершение Венского конгресса, означающее возникновение новой, Венской системы международных отношений.
Территориальные рамки - Европа и колониальные территории стран-участниц Вестфальской СМО. Такой выбор обусловлен тем, что Вестфальская СМО включала в себе европейские государства - 50 стран в сумме были подписантами Вестфальского мира, большая часть из них - в качестве союзников непосредственных участников Тридцатилетней войны. Колониальные территории стран-участниц включены в территориальные рамки исследования, поскольку Семилетняя война проходила также в колониальных территориях Англии, Франции и Испании, а раздел этих территорий был важен с точки зрения соотношения сил между государствами в рамках системы.
Цель исследования заключается в определении роли Семилетней войны в трансформации Вестфальской системы международных отношений.
Задачи:
1. Рассмотреть сущность и ключевые принципы Вестфальской системы международных отношений;
2. Проанализировать изменения в Вестфальской системе международных отношений в период до Семилетней войны;
3. Охарактеризовать расстановку сил на международной арене накануне и в ходе Семилетней войны;
4. Определить последствия Семилетней войны для Вестфальской системы международных отношений.
Методологическая основа. В данном исследовании применяются следующие методы исследования: системный, необходимый для рассмотрения Вестфальской СМО через призму ее функций, характера взаимоотношений между элементами, динамики; историко-генетический, позволяющий прослеживать развитие Вестфальской СМО исторической перспективе; историко-сравнительный, благодаря которому возможно выявить ключевые изменения в Вестфальской СМО в разные периоды ее существования.
Структура работы. Данная работа включает в себя введение, две главы, каждая из которых состоит из двух параграфов, заключения и списка источников и литературы.
Вестфальская система международных отношений стала итогом первого общеевропейского конгресса 1648 г., завершившего Тридцатилетнюю войну. Подписанные по ее итогам договоры содержали в себе ряд положений, позволяющих говорить о сложении системы международных отношений в Европе. Во-первых, договор носил провозглашал свободу вероисповедания в империи и был светским по своему содержанию. Во-вторых, был провозглашен принцип государственного суверенитета - германские государственные образования получали право требовать невмешательства в свои внутренние и внешние дела, хотя и продолжали быть частью империи. В-третьих, принцип равноправия государств в отношениях друг с другом, в-четвертых - равновесие (баланс) сил, ставшее механизмом поддержания стабильности.
Дальнейший ход политических событий в Европе отвечал этим положениям. Светская составляющая стала преобладать над религиозной: государства отстаивали династические интересы, которые чаще всего были причинами для претензий на ту или иную территорию и объявления войны, международные отношения стали менее религиозно окрашенными. Германские князья пользовались большой самостоятельностью и независимостью, что позволило Пруссии в 1701 г. стать королевством с позволения императора и усилить свои амбиции по расширению территории, в конечном итоге открыто выступив против Габсбургов. Равновесие в Европе поддерживалось благодаря постоянно формирующимся и легко распадающимся союзам, направленным на то, чтобы не допустить слишком значительного усиления одного из государств. Во второй половине XVII - начале XVIII вв. на гегемонию претендовала Франция, и на какое-то время она действительно стала наиболее могущественным государством Европы путем постоянных войн, в ходе которых практически без серьезных союзников она противостояла коалициям в составе почти всей Европы. Однако война за Испанское наследство подвела черту под расширением Франции - механизм равновесия сработал. С периода войны за австрийское наследство (1740-е гг.) главным вызовом равновесию становится Пруссия, которой двигало желание соединить разделенные Речью Посполитой владения и претензия на роль одной из ведущих стран путем противостояния Австрии.
В то же время, Вестфальская СМО испытывала и определенные перемены в первые сто с небольшим лет своего существования. Так, один из гарантов договора, Франция, стала весьма активно бросать вызов равновесию - это объяснимо, так как приоритетным направлением внешней политики государств была реализация национальных интересов, а критерием политического влияния - могущество, обретаемое главным образом в войнах и расширении территории. Кроме того, системный подход предполагает, что к равновесию стремилась вся система, а не один ее элемент - система работала, противопоставляя нарушителю равновесия коалицию.
Однако, в Европе было государство, в XVIII в. избравшее в качестве своего внешнеполитического курса поддержание европейского равновесия - Англия. Благодаря географическому положению она была удалена от европейских сражений, но при этом играла важную роль как торговый партнер практически для каждого государства на континенте; роль посредника в конфликтах и сторонника равновесия была выгодна ей для того, чтобы никто в Европе не усилился до того, чтобы претендовать на английское могущество в морях и торговле.
Важным шагом для Вестфальской системы стал Утрехтский договор 1713 г., где баланс сил впервые был заявлен как средство достижения мира и стабильности в Европе. В Вестфальском договоре баланс не называется, благодаря чему Утрехтский мир иногда считается подсистемой в рамках Вестфальской СМО или новой СМО.
В 1756 г. происходит серьезная перегруппировка сил, так называемая «дипломатическая революция», благодаря которой в составе одной коалиции оказались ранее непримиримые Австрия и Франция, а также Россия, а в другую вошли Англия и Пруссия. Такая радикальная перемена случилась потому, что основной угрозой стабильности стала Пруссия, и другие государства предпочли решить более актуальную задачу - объединиться против общего врага. Прежний союз смогли сохранить только Австрия и Россия, все остальные из союзников стали противниками. Пруссия в предстоящей войне намеревалась продолжать отнимать у Австрии территории, которая, соответственно, стремилась препятствовать этому и вернуть Силезию, Англия - защитить континентальное владение Ганновер и получить превосходство в колониях, Франция - ослабить Пруссию и союзную ей Англию, Россия видела в Пруссии конкурента на Балтике и рассчитывала увеличить свой вес в Европе, а также приобрести Курляндию у Польши в обмен на Восточную Пруссию.
Семилетняя война показала сложность взаимодействия Австрии, Франции и России, которым не хватило единства для того, чтобы сокрушить меньшую армию противника. Тем не менее, Пруссия была на грани краха, но оказалась спасена благодаря приходу к власти в России пропрусского Петра III, подписавшего мир без какой-либо выгоды для России. Союзники России не сумели победить Пруссию и запросили мира. Англия к этому моменту сокрушила Францию в Северной Америке и Азии, и стала единственным фактическим победителем войны.
Самый масштабный конфликт XVIII в. не изменил карту Европы, но повлиял на международные отношения и Вестфальскую систему. Россия, ничего не заполучив, тем не менее продемонстрировала Европе свою силу и возможность влиять на европейские дела решительным образом, точно так же, как и Пруссия, которую не удалось разгромить, и которая подтвердила аннексию австрийской Силезии - после Семилетней войны примирение с ее весомой ролью в Европе стало неизбежным. Кроме того, Англия стала почти единоличным колониальным и морским лидером, что увеличило ее и без того немалый политический вес. Для России эта война стала возможностью показать свой потенциал и право взаимодействовать на равных с самыми влиятельными государствами Европы, что ей удалось еще по ходу конфликта.
Именно участники Семилетней войны стали впоследствии членами «европейского концерта», «великими державами», и Семилетняя война стала одним из событий, ускоривших вхождение в их число Пруссии и России и сформировавших «европейский концерт» в том составе, в котором он стал существовать после Венского конгресса.
Помимо этого, Семилетняя война стала важным шагом в осмыслении необходимости идеи «концерта» как механизма достижения баланса, так как продемонстрировала, с одной стороны, что войны не являются надежным способом достижения равновесия, а с другой стороны, что ни одна из стран не способна в конечном итоге стать гегемоном. Ведущие державы начали осознавать, что споры между ними могут быть решены путем мирных конференций и взаимных уступок вместо создания противоборствующих альянсов - Семилетняя война могла породить новую СМО и новый механизм равновесия, однако полностью это осознание пришло только после войн антифранцузских коалиций.
Таким образом, Семилетняя война существенным образом повлияла на трансформацию Вестфальской системы международных отношений, ускорив наступление следующего ее этапа, начавшегося с Венского конгресса, и способствовав выработке механизмов ее дальнейшего функционирования .
Дальнейший ход политических событий в Европе отвечал этим положениям. Светская составляющая стала преобладать над религиозной: государства отстаивали династические интересы, которые чаще всего были причинами для претензий на ту или иную территорию и объявления войны, международные отношения стали менее религиозно окрашенными. Германские князья пользовались большой самостоятельностью и независимостью, что позволило Пруссии в 1701 г. стать королевством с позволения императора и усилить свои амбиции по расширению территории, в конечном итоге открыто выступив против Габсбургов. Равновесие в Европе поддерживалось благодаря постоянно формирующимся и легко распадающимся союзам, направленным на то, чтобы не допустить слишком значительного усиления одного из государств. Во второй половине XVII - начале XVIII вв. на гегемонию претендовала Франция, и на какое-то время она действительно стала наиболее могущественным государством Европы путем постоянных войн, в ходе которых практически без серьезных союзников она противостояла коалициям в составе почти всей Европы. Однако война за Испанское наследство подвела черту под расширением Франции - механизм равновесия сработал. С периода войны за австрийское наследство (1740-е гг.) главным вызовом равновесию становится Пруссия, которой двигало желание соединить разделенные Речью Посполитой владения и претензия на роль одной из ведущих стран путем противостояния Австрии.
В то же время, Вестфальская СМО испытывала и определенные перемены в первые сто с небольшим лет своего существования. Так, один из гарантов договора, Франция, стала весьма активно бросать вызов равновесию - это объяснимо, так как приоритетным направлением внешней политики государств была реализация национальных интересов, а критерием политического влияния - могущество, обретаемое главным образом в войнах и расширении территории. Кроме того, системный подход предполагает, что к равновесию стремилась вся система, а не один ее элемент - система работала, противопоставляя нарушителю равновесия коалицию.
Однако, в Европе было государство, в XVIII в. избравшее в качестве своего внешнеполитического курса поддержание европейского равновесия - Англия. Благодаря географическому положению она была удалена от европейских сражений, но при этом играла важную роль как торговый партнер практически для каждого государства на континенте; роль посредника в конфликтах и сторонника равновесия была выгодна ей для того, чтобы никто в Европе не усилился до того, чтобы претендовать на английское могущество в морях и торговле.
Важным шагом для Вестфальской системы стал Утрехтский договор 1713 г., где баланс сил впервые был заявлен как средство достижения мира и стабильности в Европе. В Вестфальском договоре баланс не называется, благодаря чему Утрехтский мир иногда считается подсистемой в рамках Вестфальской СМО или новой СМО.
В 1756 г. происходит серьезная перегруппировка сил, так называемая «дипломатическая революция», благодаря которой в составе одной коалиции оказались ранее непримиримые Австрия и Франция, а также Россия, а в другую вошли Англия и Пруссия. Такая радикальная перемена случилась потому, что основной угрозой стабильности стала Пруссия, и другие государства предпочли решить более актуальную задачу - объединиться против общего врага. Прежний союз смогли сохранить только Австрия и Россия, все остальные из союзников стали противниками. Пруссия в предстоящей войне намеревалась продолжать отнимать у Австрии территории, которая, соответственно, стремилась препятствовать этому и вернуть Силезию, Англия - защитить континентальное владение Ганновер и получить превосходство в колониях, Франция - ослабить Пруссию и союзную ей Англию, Россия видела в Пруссии конкурента на Балтике и рассчитывала увеличить свой вес в Европе, а также приобрести Курляндию у Польши в обмен на Восточную Пруссию.
Семилетняя война показала сложность взаимодействия Австрии, Франции и России, которым не хватило единства для того, чтобы сокрушить меньшую армию противника. Тем не менее, Пруссия была на грани краха, но оказалась спасена благодаря приходу к власти в России пропрусского Петра III, подписавшего мир без какой-либо выгоды для России. Союзники России не сумели победить Пруссию и запросили мира. Англия к этому моменту сокрушила Францию в Северной Америке и Азии, и стала единственным фактическим победителем войны.
Самый масштабный конфликт XVIII в. не изменил карту Европы, но повлиял на международные отношения и Вестфальскую систему. Россия, ничего не заполучив, тем не менее продемонстрировала Европе свою силу и возможность влиять на европейские дела решительным образом, точно так же, как и Пруссия, которую не удалось разгромить, и которая подтвердила аннексию австрийской Силезии - после Семилетней войны примирение с ее весомой ролью в Европе стало неизбежным. Кроме того, Англия стала почти единоличным колониальным и морским лидером, что увеличило ее и без того немалый политический вес. Для России эта война стала возможностью показать свой потенциал и право взаимодействовать на равных с самыми влиятельными государствами Европы, что ей удалось еще по ходу конфликта.
Именно участники Семилетней войны стали впоследствии членами «европейского концерта», «великими державами», и Семилетняя война стала одним из событий, ускоривших вхождение в их число Пруссии и России и сформировавших «европейский концерт» в том составе, в котором он стал существовать после Венского конгресса.
Помимо этого, Семилетняя война стала важным шагом в осмыслении необходимости идеи «концерта» как механизма достижения баланса, так как продемонстрировала, с одной стороны, что войны не являются надежным способом достижения равновесия, а с другой стороны, что ни одна из стран не способна в конечном итоге стать гегемоном. Ведущие державы начали осознавать, что споры между ними могут быть решены путем мирных конференций и взаимных уступок вместо создания противоборствующих альянсов - Семилетняя война могла породить новую СМО и новый механизм равновесия, однако полностью это осознание пришло только после войн антифранцузских коалиций.
Таким образом, Семилетняя война существенным образом повлияла на трансформацию Вестфальской системы международных отношений, ускорив наступление следующего ее этапа, начавшегося с Венского конгресса, и способствовав выработке механизмов ее дальнейшего функционирования .



