Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГОВЫХ ВЫЧЕТОВ ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Работа №189003

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

экономика

Объем работы63
Год сдачи2017
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДОХОДНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 5
1.1 Роль налога на доходы физических лиц и его экономическая сущность 5
1.2 Зарубежный опыт подоходного налогообложения 10
1.3 Современное состояние подоходного налогообложения в Российской Федерации 14
2 ОСОБЕННОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ ПО НАЛОГУ НА
ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18
2.1 Социальная направленность НДФЛ 18
2.2 Доходы, не подлежащие налогообложению 20
2.3 Налоговые вычеты 24
3 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ВЫЧЕТОВ ПО НДФЛ (НА
ПРИМЕРЕ ГОРОДА ТОМСКА) 30
3.1 Анализ предоставления налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц 30
3.2 Проблемы, связанные с налоговыми вычетами и пути их решения 39
3.3 Перспективы развития налогового законодательства в отношении налоговых вычетов 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Налог для любого государства представляет собой один из основных инструментов формирования и реализации экономической политики. Он позволяет изменять размер конечных доходов населения без изменения соответствия между результатами труда и его оплатой. Посредством налога происходит перераспределение части доходов, прежде всего высоких, в пользу нуждающихся в дополнительных средствах категорий населения и в интересах общества в целом, для того чтобы сгладить степень неравенства в доходах. За счет налоговых поступлений финансируется социально- экономические программы, содержатся государственные структуры, обеспечивающие существование и функционирование государства. Налоги затрагивают самые важные стороны жизни человека и общества. Из налогов складывается большая часть доходов государственного бюджета, другими словами, именно налоги являются основным механизмом формирования бюджета государства.
Экономические совершенствования и преобразования в современной России, а так же реформирование отношений собственности, существенно отразились на реализации государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов. Современная российская налоговая система включает многообразные по экономическому содержанию и объектам обложения виды налогов. Особое, важнейшее место среди них занимают имущественные налоги. Определенность имущества как объекта обложения позволяет государству четко определить возможные налоговые поступления от данного налога, а учитывая взаимосвязь объекта имущества и его владельца, налог на имущество приобретает регулирующие возможности. Другая важнейшая задача, которую решают налоги (в том числе и имущественные) - сбор средств, в бюджет государства, включая федеральный, региональный и местные бюджеты. При этом распределение налоговых доходов должно обеспечивать определенный уровень хозяйственной самостоятельности бюджетов разного уровня, обеспечение их достаточным уровнем собственных налогов. Вопросы формирования доходных статей местных бюджетов всегда носили практический характер, поскольку от их решения напрямую зависит уровень расходов, которые муниципальное образование может произвести для удовлетворения нужд своих жителей.
Ограниченность набора источников налоговых поступлений, которыми располагают региональные органы власти, и органы местного самоуправления приводит к несоответствию объема расходных полномочий, возлагаемых на эти органы, размеру налоговых доходов.
Проблема обеспечения собственными налогами и постоянными налоговыми доходами местных бюджетов остается до сих пор нерешенной. Одним из направлений решения данной проблемы является повышение эффективности функционирования системы имущественных налогов. Всем этим и обусловлена актуальность темы данной выпускной квалификационной работы.
Исследованию посвящены работы таких ученых как: И.С. Больщухина, М.С. Власова, А.З. Дадашев, А.И. Деева, Т.М. Ковалева, Н.Г. Кузнецов, Л.Я. Маршавина, И.Б. Романова, Н.В. Ушак и другие.
В данной работе рассмотрены особенности совершенствования налога на доходы физических лиц посредством применения налоговых вычетов.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ применения налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц и разработка направлений совершенствования данной системы. Для достижения поставленной цели в ходе исследования решались следующие задачи:
1. рассмотрены теоретические основы подоходного налогообложения;
2. изучена система подоходного налогообложения в зарубежных странах;
3. изучены особенности применения налоговых вычетов по НДФЛ;
4. рассмотрен анализ динамики налоговых вычетов по НДФЛ за 2013-2015 гг.
5. проведен анализ предоставления налоговых вычетов по НДФЛ по городу Томску;
6. рассмотрены проблемы связанные с налоговыми вычетами и пути их решения.
Объектом исследования работы является система налогообложения доходов физических лиц.
Предмет исследования - налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц.
Методы исследования - анализ нормативно-правовых документов и научной литературы по теме выпускной квалификационной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Источником дохода бюджетов являются налоговые поступления. В настоящее время налог на доходы физических лиц играет очень большую роль в обеспечении бюджетов всех уровней и в регулировке финансовых процессов.
В зарубежных странах используется прогрессивная шкала налогообложения. Максимальные налоговые ставки зарубежных стран: Швеция - 56%, США - 35%, Япония - 50%, Великобритания - 45%, а в Российской Федерации установлена плоская школа налогообложения - 35%, основная ставка для налоговых резидентов 13 %. В развитых странах достаточно развито подоходное налогообложение, и наша страна может использовать этот опыт при совершенствовании собственной налоговой системы, стремясь достичь такого же уровня ее эффективности. Однако в России существует ряд особенностей, не позволяющих слепо копировать зарубежные «клише». Так, введение столь высоких процентных ставок, как в Швеции, скорее приведет не к увеличению поступлений в бюджет и сглаживанию расслоения среди доходов населения, а к сокрытию доходов. Усложнение системы сбора НДФЛ по типу США может привести к столь значительным расходам на налоговое администрирование, что они перекроют дополнительные поступления от налогоплательщиков. А увеличение налоговых вычетов до размеров, схожих с японскими, чревато постоянным дефицитом бюджета.
Основной целью реформы налоговой системы в РФ считается падение налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков, предусматривающее выравнивание критериев налогообложения, упрощение налоговой системы, придание ей устойчивости и большей прозрачности. Налоговая система практически постоянно будет стремится к совершенству, оттачиваться и настраиваться на запросы и реалии финансовой реальности, так чтоб, очень наполняя бюджет, не ущемлять никого из субъектов налоговых взаимоотношений, потому процесс налогового администрирования безграничен. Данная система администрирования налогов обязана обеспечивать падение уровня потерь выполнения налогового законодательства как для страны, так и для налогоплательщиков.
Социальная направленность НДФЛ предполагает установление дифференцированного налога на доходы от:
1. труда по найму;
2. избыточных доходов;
3. доходов и прибыли от предпринимательской деятельности;
4. доходы от инвестиций и авторских прав;
5. доходов от дарения, наследства и т.д.
Важнейшим инструментом реализации социальной функции налога, обеспечения принципа социальной направленности налогообложения являются налоговые льготы и вычеты.
В периоде 2013-2014 гг. наблюдается уменьшения объема предоставления всех налоговых вычетов, а самое значительное уменьшения произошло по стандартному вычету. В процентном соотношении в 2014 г. объем предоставления налоговых вычетов составил около 1 % от объема предоставления налоговых вычетов 2013 г. по всем вычетам. В связи с экономическим кризисом 2014 года, произошло значительное снижение доходов физических лиц, соответственно уменьшение налоговых вычетов.
В периоде 2014-2015 гг. наблюдается выражении уменьшение объема предоставления всех налоговых вычетов, кроме стандартного налогового вычета. В процентном соотношении в 2015 году объем предоставления налоговых вычетов составил менее 100 % от объема предоставления налоговых вычетов в 2014 году по всем вычетам. Наблюдается восстановление экономической ситуации в стране.
НДФЛ для бюджета Томской Области, так же как и для бюджета города Томска, является одним из основных доходообразующих источников, и в 2015 году по сравнению с 2014 годом, отмечается рост на - 101,2%. Основная масса администрируемых УФНС России по Томской области доходов в консолидированный бюджет РФ обеспечена поступлениями НДС (24,7%), налога на доходы физических лиц (12,9%), и налога на прибыль (13,3%). Основная составляющая собственных доходов консолидированного бюджета Томской области в 2016 году - уплата налога на доходы физических лиц (НДФЛ) - выросла на 7,7%. Кроме того, Поступления по сводной группе акцизов по товарам, производимым на территории РФ, в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2016 год составили 4435,5 миллиона рублей, или на 17,9% больше, чем в 2015 году. Всего же доходы консолидированного бюджета в 2016 году сократились на 4,6% по сравнению с 2015 годом.
Эффективное преобразование налога на доходы физических лиц возможно за счет изменений в механизмах предоставления налоговых вычетов, основаны на пересмотре и индексации их нормативов. При этом предлагается перейти к снижению налоговых ставок для определенных групп граждан в целях увеличения собираемости налога в слабо контролируемых сферах экономики. Проведение изложенных мероприятий позволит создать более справедливую систему налогообложения, а также будет способствовать повышению доходов местных и региональных бюджетов.
Можно сформулировать основные постулаты предлагаемой реформы НДФЛ. Наиболее целесообразным на современном этапе будет некий «промежуточный» вариант реформирования налога на доходы физических лиц, сочетающий преимущества и прогрессивной, и плоской шкалы налога. Суть предлагаемых преобразований сводится к следующему:
1) усиление прогрессивности налогообложения доходов физических лиц за счет увеличения стандартных вычетов до величины прожиточного минимума;
2) увеличение МРОТ до величины прожиточного минимума;
3) предоставление стандартного налогового вычета на налогоплательщика, каждого из его детей и на супруга/супругу, вынужденного находиться на его иждивении по одной из следующих причин: является официально зарегистрированным безработным; находится в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет; вынужден не работать и осуществлять уход за несовершеннолетним ребенком в возрасте от трех лет из-за отсутствия мест в дошкольных образовательных учреждениях или невозможности посещать образовательные учреждения по состоянию здоровья;
4) предоставление стандартных налоговых вычетов на налогоплательщика и всех его иждивенцев следует осуществлять до того месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысит 12-кратный размер средней заработной платы в данном регионе;
5) ставку налогообложения оставить плоской и установить на уровне 15 %.


1. Бюджетный кодекс Российской федерации [Электронный ресурс]: фед. закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 15.02.2016 г., с изм. от 30.03.2016 г.) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL:http://www.consultant.ru(дата обращения: 26.01.2017 г.)
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс]: федер. закон от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 05.04.2016 г.) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL:http://www.consultant.ru(дата обращения: 26.01.2017 г.)
3. О налоговых органах Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон РФ от 21.03.1991 г. № 943-1 (ред. от 02.04.2014 г.) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL:http://www.consultant.ru(дата обращения: 26.01.2017 г.)
4. Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе [Электронный ресурс]:
постановление Правительства РФ от 30.09.2004 г. № 506 (ред. от 05.02.2016 г.) //
«Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL:http://www.consultant.ru(дата обращения: 26.01.2017 г.)
5. Абаев Э. О. Социализация налогообложения доходов физических лиц как одно из перспективных направлений налоговой политики РФ // Теория и практика общественного развития, 2015. - № 12. - С. 161 - 164.
6. Асташова Ю.В. Социальное значение и совершенствование налоговых вычетов в соврменных условиях / Ю.В. Астащова, В.А.Кособрюхова, И.В. Линькова // Современная молодежь - инновационное будущее России: материалы научно-практической конференции.
- Саратов, 2016. - С. 17-21.
7. Бакаева А.С. Налоги и налогообложение / А.С. Бакаева. - СПб.: Изд-во Питер, 2014. - 703 с.
8. Бархатова Т. А. Пути совершенствования стандартных и социальных налоговых вычетов по НДФЛ // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2012. - № 2. - С. 167 - 173.
9. Баханова В. Г., Ларионова В. Л. Плюсы и минусы направлений налоговой политики 2015 г. // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2015. - № 18.
- С. 113 - 117.
10. Большухина И. С. Налоги и налогообложение: учебное пособие / И. С. Большухина. - Ульяновск: УлГТУ, 2012. - 136 с.
11. Безруков Г. Г., Козырев А. В. Сущность налогов и налогового контроля // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2015. - № 1. - С. 47 - 52. 78
12. Блюменталь О. И., Шемякина М. С. Совершенствование системы налоговых вычетов и регулирование налоговой ставки как способы повышения эффективности налогового администрирования поступлений НДФЛ // Новый университет. Серия «Экономика и право».
- 2013. - № 9(31). - С. 10 - 16.
13. Быкова А.Ю., Тикшаева Л.В. Прогрессивная шкала налогообложения как инструмент сокращения неравенства доходов населения // Налоги и налогообложение. - 2016. - № 5. - С. 393 - 401.
14. Власова М. С. Налоги и налогообложение: учебное пособие / М. С. Власова, О. В. Суханов. - Москва: КНОРУС, 2016. - 222 с.
15. Вяльцев Н. Н. Ставки и вычеты по НДФЛ на социальное положение населения // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 1. - С. 336 - 339.
16. Гайдукова О. Л., Сауткина Т. В., Шарикова Е. А. Место и роль НДФЛ в налоговой системе РФ // Концепт. - 2015. - № 9. - С. 1- 5.
17. Дадашев А. З. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учеб. пособие / А. З. Дадашев, Д. А. Мешкова, Ю. А. Топчи. - Москва: Юнити-Дана, 2013. - 175 с.
18. Деева А. И. Финансы и кредит: учебное пособие / А. И. Деева. - Москва: КНОРУС, 2016. - 536 с.
19. Ефимова Е. Г. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Е. Г. Ефимова, Е. Б. Поспелова. - Москва: МИИР, 2014. - 235 с.
20. Журавлева Т.А. Роль налога на доходы физических лиц в доходах бюджетной системы регионов в условиях кризиса // Налоги и налогообложение. - 2016. - № 3. - С. 239 - 246.
21. Залибекова Д. З. Совершенствование механизма функционирования НДФЛ в России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 3 - 2. - С. 148
- 149.
22. Казаков В. В. Государственные и муниципальные финансы России: учебное пособие / В. В. Казаков. - Москва: КНОРУС, 2007. - 560 с.
23. Ковалева Т. М. Финансы и кредит: учебник для бакалавриата / Т. М. Ковалева. - Москва: КНОРУС, 2016. - 360 с.
24. Колчин С. П. Налоги в Российской Федерации: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / С. П. Колчин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юнити-Дана, 2012. - 271 с.
25. Косов М. Е. Налогообложение физических лиц: учебное пособие / М. Е. Косов, И. В. Осокина. - Москва: Юнити-Дана, 2012. - 366с.
26. Кузнецов Н. Г. Финансы и кредит: учебник / Н. Г. Кузнецов. - Москва: КНОРУС, 2016. - 432 с.
27. Куликов Н. И. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Н. И. Куликов, М. А. Куликова, Н. П. Назарчук. - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2013. - 288 с.
28. Краснобельмова А. В. Проблемы администрирования местных налогов // Социально - экономические явления и процессы. - 2013. - № 5. - С. 116 - 120.
29. Лермонтов Ю. М. О спорных вопросах предоставления налоговых вычетов по НДФЛ // Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2009. - № 5. - С. 28 - 32.
30. Лысунец М.В. Основные направления налогового реформирования в странах ЕС в условиях современного кризиса. // Налоги и налогообложение. - 2016. - № 2. - C. 209-215
31. Малис Н. И. Налоговая политика государства: учебник / Н. И. Малис. - Москва: Юрайт, 2016. - 388 с.
32. Маршавина Л. Я. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Л. Я. Маршавина, Л. А. Чайковская. - Москва: Юрайт, 2016. - 504 с.
33. Марчева И.А. Налоги и налогообложение: учебно-методическое пособие / И. А. Марчева. - Нижний Новгород, 2012. - 122 с. 80
34. Осокина И. В. Налоговый контроль в налоговом процессе: учебное пособие / И. В. Осокина, М. Е. Косов. - Инфра-М, 2011. - 448 с.
35. Прокопьева Т. И. налог на доходы физических лиц: актуальные проблемы и пути его совершенствования // Экономика и управление: анализ тенденции и перспектив развития. - 2014. - № 12. - С. 190 - 195.
36. Рамазанова Б. К. Основные направления совершенствования налога на доходы физических лиц // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 4. - С. 277 - 279.
37. Романова И. Б. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебное пособие / И. Б. Романова, Д. Г. Айнуллова. - Ульяновск: УлГУ, 2010. - 91 с.
38. Тарасова Т.М. Налогообложение физических лиц: проблемы и перспективы. // Финансы и кредит. - 2015. - №42 (666). - С. 54-60
39. Ушак Н.В. Теория и история налогообложения: учебное пособие / Н.В. Ушак - М.: Кнорус, 2013. - 328
40. Фокин А. Н. Система налогов и сборов в Российской Федерации: федеральные налоги и сборы. - 2014. - № 2. - С. 286 - 291.
41. Чалдаева Л. А. Финансы: учебник и практикум / Л. А. Чалдаева. - Москва: Юрайт, 2016. - 430 с.
42. Щепотьев А.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие / А.В. Щепотьев, С.А. Яшин. - Тула, 2011. - 161 с.
43. Шлыгина Е. В. Факторы, влияющие на поступление налога на доходы физических лиц в муниципальный бюджет // Вестник Брянского государственного университета. - 2011. - № 3. - С. 1 - 4.
44. Юрченкова Н. В. Налоговые вычеты по НДФЛ как элемент социализации налоговой политики // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2013. - № 4-1. - С. 56 - 66.
45. Ябурова Д. В. Недостатки и тенденция развития НДФЛ в РФ // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. - 2014. - № 10. - С. 45 - 53.
46. Яковлева Е. А. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Е. А. Яковлева, Э. А. Козловская. - Санкт-Петербург, 2013. - 101 с. 81
47. Гайдукова О.Л Место и роль НДФЛ в налоговой системе РФ // О.Л. Гайдукова, Т. В. Сауткина, Е.А Шарикова. - Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 9. - ART 75160. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75160.htm
48. Гарант.ру: информационно - правовой портал [Электронный ресурс] // - Электронные данные. - URL: http://www.garant.ru/(дата обращения: 26.01.2017)
49. Министерство Финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] // -
Электронные данные. - URL: http://www.minfin.ru/(дата обращения: 26.01.17)
50. Объем динамики ВРП. Официальный интернет-портал Администрации Томской
области. [Электронный ресурс] // - Электронные данные. - URL. -
https://tomsk.gov.ru/news/front/view/id/15204(дата обращения 26.01.2017)
51. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Томской области [Электронный ресурс] // - Электронные данные. - URL: http://tmsk.gks.ru/(дата обращения: 26.01.2017).
52. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс] // - Электронные данные. -https://www.nalog.ru/rn70/related_activities/statistics_and_analytics/(дата обращения: 26.01.17)
53. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] // -
Электронные данные. - URL: http://www.gks.ru/(дата обращения: 26.01.2017)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ