СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГОВЫХ ВЫЧЕТОВ ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДОХОДНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 5
1.1 Роль налога на доходы физических лиц и его экономическая сущность 5
1.2 Зарубежный опыт подоходного налогообложения 10
1.3 Современное состояние подоходного налогообложения в Российской Федерации 14
2 ОСОБЕННОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ ПО НАЛОГУ НА
ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18
2.1 Социальная направленность НДФЛ 18
2.2 Доходы, не подлежащие налогообложению 20
2.3 Налоговые вычеты 24
3 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ВЫЧЕТОВ ПО НДФЛ (НА
ПРИМЕРЕ ГОРОДА ТОМСКА) 30
3.1 Анализ предоставления налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц 30
3.2 Проблемы, связанные с налоговыми вычетами и пути их решения 39
3.3 Перспективы развития налогового законодательства в отношении налоговых вычетов 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДОХОДНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 5
1.1 Роль налога на доходы физических лиц и его экономическая сущность 5
1.2 Зарубежный опыт подоходного налогообложения 10
1.3 Современное состояние подоходного налогообложения в Российской Федерации 14
2 ОСОБЕННОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ ПО НАЛОГУ НА
ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18
2.1 Социальная направленность НДФЛ 18
2.2 Доходы, не подлежащие налогообложению 20
2.3 Налоговые вычеты 24
3 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ВЫЧЕТОВ ПО НДФЛ (НА
ПРИМЕРЕ ГОРОДА ТОМСКА) 30
3.1 Анализ предоставления налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц 30
3.2 Проблемы, связанные с налоговыми вычетами и пути их решения 39
3.3 Перспективы развития налогового законодательства в отношении налоговых вычетов 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Налог для любого государства представляет собой один из основных инструментов формирования и реализации экономической политики. Он позволяет изменять размер конечных доходов населения без изменения соответствия между результатами труда и его оплатой. Посредством налога происходит перераспределение части доходов, прежде всего высоких, в пользу нуждающихся в дополнительных средствах категорий населения и в интересах общества в целом, для того чтобы сгладить степень неравенства в доходах. За счет налоговых поступлений финансируется социально- экономические программы, содержатся государственные структуры, обеспечивающие существование и функционирование государства. Налоги затрагивают самые важные стороны жизни человека и общества. Из налогов складывается большая часть доходов государственного бюджета, другими словами, именно налоги являются основным механизмом формирования бюджета государства.
Экономические совершенствования и преобразования в современной России, а так же реформирование отношений собственности, существенно отразились на реализации государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов. Современная российская налоговая система включает многообразные по экономическому содержанию и объектам обложения виды налогов. Особое, важнейшее место среди них занимают имущественные налоги. Определенность имущества как объекта обложения позволяет государству четко определить возможные налоговые поступления от данного налога, а учитывая взаимосвязь объекта имущества и его владельца, налог на имущество приобретает регулирующие возможности. Другая важнейшая задача, которую решают налоги (в том числе и имущественные) - сбор средств, в бюджет государства, включая федеральный, региональный и местные бюджеты. При этом распределение налоговых доходов должно обеспечивать определенный уровень хозяйственной самостоятельности бюджетов разного уровня, обеспечение их достаточным уровнем собственных налогов. Вопросы формирования доходных статей местных бюджетов всегда носили практический характер, поскольку от их решения напрямую зависит уровень расходов, которые муниципальное образование может произвести для удовлетворения нужд своих жителей.
Ограниченность набора источников налоговых поступлений, которыми располагают региональные органы власти, и органы местного самоуправления приводит к несоответствию объема расходных полномочий, возлагаемых на эти органы, размеру налоговых доходов.
Проблема обеспечения собственными налогами и постоянными налоговыми доходами местных бюджетов остается до сих пор нерешенной. Одним из направлений решения данной проблемы является повышение эффективности функционирования системы имущественных налогов. Всем этим и обусловлена актуальность темы данной выпускной квалификационной работы.
Исследованию посвящены работы таких ученых как: И.С. Больщухина, М.С. Власова, А.З. Дадашев, А.И. Деева, Т.М. Ковалева, Н.Г. Кузнецов, Л.Я. Маршавина, И.Б. Романова, Н.В. Ушак и другие.
В данной работе рассмотрены особенности совершенствования налога на доходы физических лиц посредством применения налоговых вычетов.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ применения налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц и разработка направлений совершенствования данной системы. Для достижения поставленной цели в ходе исследования решались следующие задачи:
1. рассмотрены теоретические основы подоходного налогообложения;
2. изучена система подоходного налогообложения в зарубежных странах;
3. изучены особенности применения налоговых вычетов по НДФЛ;
4. рассмотрен анализ динамики налоговых вычетов по НДФЛ за 2013-2015 гг.
5. проведен анализ предоставления налоговых вычетов по НДФЛ по городу Томску;
6. рассмотрены проблемы связанные с налоговыми вычетами и пути их решения.
Объектом исследования работы является система налогообложения доходов физических лиц.
Предмет исследования - налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц.
Методы исследования - анализ нормативно-правовых документов и научной литературы по теме выпускной квалификационной работы.
Экономические совершенствования и преобразования в современной России, а так же реформирование отношений собственности, существенно отразились на реализации государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов. Современная российская налоговая система включает многообразные по экономическому содержанию и объектам обложения виды налогов. Особое, важнейшее место среди них занимают имущественные налоги. Определенность имущества как объекта обложения позволяет государству четко определить возможные налоговые поступления от данного налога, а учитывая взаимосвязь объекта имущества и его владельца, налог на имущество приобретает регулирующие возможности. Другая важнейшая задача, которую решают налоги (в том числе и имущественные) - сбор средств, в бюджет государства, включая федеральный, региональный и местные бюджеты. При этом распределение налоговых доходов должно обеспечивать определенный уровень хозяйственной самостоятельности бюджетов разного уровня, обеспечение их достаточным уровнем собственных налогов. Вопросы формирования доходных статей местных бюджетов всегда носили практический характер, поскольку от их решения напрямую зависит уровень расходов, которые муниципальное образование может произвести для удовлетворения нужд своих жителей.
Ограниченность набора источников налоговых поступлений, которыми располагают региональные органы власти, и органы местного самоуправления приводит к несоответствию объема расходных полномочий, возлагаемых на эти органы, размеру налоговых доходов.
Проблема обеспечения собственными налогами и постоянными налоговыми доходами местных бюджетов остается до сих пор нерешенной. Одним из направлений решения данной проблемы является повышение эффективности функционирования системы имущественных налогов. Всем этим и обусловлена актуальность темы данной выпускной квалификационной работы.
Исследованию посвящены работы таких ученых как: И.С. Больщухина, М.С. Власова, А.З. Дадашев, А.И. Деева, Т.М. Ковалева, Н.Г. Кузнецов, Л.Я. Маршавина, И.Б. Романова, Н.В. Ушак и другие.
В данной работе рассмотрены особенности совершенствования налога на доходы физических лиц посредством применения налоговых вычетов.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ применения налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц и разработка направлений совершенствования данной системы. Для достижения поставленной цели в ходе исследования решались следующие задачи:
1. рассмотрены теоретические основы подоходного налогообложения;
2. изучена система подоходного налогообложения в зарубежных странах;
3. изучены особенности применения налоговых вычетов по НДФЛ;
4. рассмотрен анализ динамики налоговых вычетов по НДФЛ за 2013-2015 гг.
5. проведен анализ предоставления налоговых вычетов по НДФЛ по городу Томску;
6. рассмотрены проблемы связанные с налоговыми вычетами и пути их решения.
Объектом исследования работы является система налогообложения доходов физических лиц.
Предмет исследования - налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц.
Методы исследования - анализ нормативно-правовых документов и научной литературы по теме выпускной квалификационной работы.
Источником дохода бюджетов являются налоговые поступления. В настоящее время налог на доходы физических лиц играет очень большую роль в обеспечении бюджетов всех уровней и в регулировке финансовых процессов.
В зарубежных странах используется прогрессивная шкала налогообложения. Максимальные налоговые ставки зарубежных стран: Швеция - 56%, США - 35%, Япония - 50%, Великобритания - 45%, а в Российской Федерации установлена плоская школа налогообложения - 35%, основная ставка для налоговых резидентов 13 %. В развитых странах достаточно развито подоходное налогообложение, и наша страна может использовать этот опыт при совершенствовании собственной налоговой системы, стремясь достичь такого же уровня ее эффективности. Однако в России существует ряд особенностей, не позволяющих слепо копировать зарубежные «клише». Так, введение столь высоких процентных ставок, как в Швеции, скорее приведет не к увеличению поступлений в бюджет и сглаживанию расслоения среди доходов населения, а к сокрытию доходов. Усложнение системы сбора НДФЛ по типу США может привести к столь значительным расходам на налоговое администрирование, что они перекроют дополнительные поступления от налогоплательщиков. А увеличение налоговых вычетов до размеров, схожих с японскими, чревато постоянным дефицитом бюджета.
Основной целью реформы налоговой системы в РФ считается падение налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков, предусматривающее выравнивание критериев налогообложения, упрощение налоговой системы, придание ей устойчивости и большей прозрачности. Налоговая система практически постоянно будет стремится к совершенству, оттачиваться и настраиваться на запросы и реалии финансовой реальности, так чтоб, очень наполняя бюджет, не ущемлять никого из субъектов налоговых взаимоотношений, потому процесс налогового администрирования безграничен. Данная система администрирования налогов обязана обеспечивать падение уровня потерь выполнения налогового законодательства как для страны, так и для налогоплательщиков.
Социальная направленность НДФЛ предполагает установление дифференцированного налога на доходы от:
1. труда по найму;
2. избыточных доходов;
3. доходов и прибыли от предпринимательской деятельности;
4. доходы от инвестиций и авторских прав;
5. доходов от дарения, наследства и т.д.
Важнейшим инструментом реализации социальной функции налога, обеспечения принципа социальной направленности налогообложения являются налоговые льготы и вычеты.
В периоде 2013-2014 гг. наблюдается уменьшения объема предоставления всех налоговых вычетов, а самое значительное уменьшения произошло по стандартному вычету. В процентном соотношении в 2014 г. объем предоставления налоговых вычетов составил около 1 % от объема предоставления налоговых вычетов 2013 г. по всем вычетам. В связи с экономическим кризисом 2014 года, произошло значительное снижение доходов физических лиц, соответственно уменьшение налоговых вычетов.
В периоде 2014-2015 гг. наблюдается выражении уменьшение объема предоставления всех налоговых вычетов, кроме стандартного налогового вычета. В процентном соотношении в 2015 году объем предоставления налоговых вычетов составил менее 100 % от объема предоставления налоговых вычетов в 2014 году по всем вычетам. Наблюдается восстановление экономической ситуации в стране.
НДФЛ для бюджета Томской Области, так же как и для бюджета города Томска, является одним из основных доходообразующих источников, и в 2015 году по сравнению с 2014 годом, отмечается рост на - 101,2%. Основная масса администрируемых УФНС России по Томской области доходов в консолидированный бюджет РФ обеспечена поступлениями НДС (24,7%), налога на доходы физических лиц (12,9%), и налога на прибыль (13,3%). Основная составляющая собственных доходов консолидированного бюджета Томской области в 2016 году - уплата налога на доходы физических лиц (НДФЛ) - выросла на 7,7%. Кроме того, Поступления по сводной группе акцизов по товарам, производимым на территории РФ, в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2016 год составили 4435,5 миллиона рублей, или на 17,9% больше, чем в 2015 году. Всего же доходы консолидированного бюджета в 2016 году сократились на 4,6% по сравнению с 2015 годом.
Эффективное преобразование налога на доходы физических лиц возможно за счет изменений в механизмах предоставления налоговых вычетов, основаны на пересмотре и индексации их нормативов. При этом предлагается перейти к снижению налоговых ставок для определенных групп граждан в целях увеличения собираемости налога в слабо контролируемых сферах экономики. Проведение изложенных мероприятий позволит создать более справедливую систему налогообложения, а также будет способствовать повышению доходов местных и региональных бюджетов.
Можно сформулировать основные постулаты предлагаемой реформы НДФЛ. Наиболее целесообразным на современном этапе будет некий «промежуточный» вариант реформирования налога на доходы физических лиц, сочетающий преимущества и прогрессивной, и плоской шкалы налога. Суть предлагаемых преобразований сводится к следующему:
1) усиление прогрессивности налогообложения доходов физических лиц за счет увеличения стандартных вычетов до величины прожиточного минимума;
2) увеличение МРОТ до величины прожиточного минимума;
3) предоставление стандартного налогового вычета на налогоплательщика, каждого из его детей и на супруга/супругу, вынужденного находиться на его иждивении по одной из следующих причин: является официально зарегистрированным безработным; находится в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет; вынужден не работать и осуществлять уход за несовершеннолетним ребенком в возрасте от трех лет из-за отсутствия мест в дошкольных образовательных учреждениях или невозможности посещать образовательные учреждения по состоянию здоровья;
4) предоставление стандартных налоговых вычетов на налогоплательщика и всех его иждивенцев следует осуществлять до того месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысит 12-кратный размер средней заработной платы в данном регионе;
5) ставку налогообложения оставить плоской и установить на уровне 15 %.
В зарубежных странах используется прогрессивная шкала налогообложения. Максимальные налоговые ставки зарубежных стран: Швеция - 56%, США - 35%, Япония - 50%, Великобритания - 45%, а в Российской Федерации установлена плоская школа налогообложения - 35%, основная ставка для налоговых резидентов 13 %. В развитых странах достаточно развито подоходное налогообложение, и наша страна может использовать этот опыт при совершенствовании собственной налоговой системы, стремясь достичь такого же уровня ее эффективности. Однако в России существует ряд особенностей, не позволяющих слепо копировать зарубежные «клише». Так, введение столь высоких процентных ставок, как в Швеции, скорее приведет не к увеличению поступлений в бюджет и сглаживанию расслоения среди доходов населения, а к сокрытию доходов. Усложнение системы сбора НДФЛ по типу США может привести к столь значительным расходам на налоговое администрирование, что они перекроют дополнительные поступления от налогоплательщиков. А увеличение налоговых вычетов до размеров, схожих с японскими, чревато постоянным дефицитом бюджета.
Основной целью реформы налоговой системы в РФ считается падение налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков, предусматривающее выравнивание критериев налогообложения, упрощение налоговой системы, придание ей устойчивости и большей прозрачности. Налоговая система практически постоянно будет стремится к совершенству, оттачиваться и настраиваться на запросы и реалии финансовой реальности, так чтоб, очень наполняя бюджет, не ущемлять никого из субъектов налоговых взаимоотношений, потому процесс налогового администрирования безграничен. Данная система администрирования налогов обязана обеспечивать падение уровня потерь выполнения налогового законодательства как для страны, так и для налогоплательщиков.
Социальная направленность НДФЛ предполагает установление дифференцированного налога на доходы от:
1. труда по найму;
2. избыточных доходов;
3. доходов и прибыли от предпринимательской деятельности;
4. доходы от инвестиций и авторских прав;
5. доходов от дарения, наследства и т.д.
Важнейшим инструментом реализации социальной функции налога, обеспечения принципа социальной направленности налогообложения являются налоговые льготы и вычеты.
В периоде 2013-2014 гг. наблюдается уменьшения объема предоставления всех налоговых вычетов, а самое значительное уменьшения произошло по стандартному вычету. В процентном соотношении в 2014 г. объем предоставления налоговых вычетов составил около 1 % от объема предоставления налоговых вычетов 2013 г. по всем вычетам. В связи с экономическим кризисом 2014 года, произошло значительное снижение доходов физических лиц, соответственно уменьшение налоговых вычетов.
В периоде 2014-2015 гг. наблюдается выражении уменьшение объема предоставления всех налоговых вычетов, кроме стандартного налогового вычета. В процентном соотношении в 2015 году объем предоставления налоговых вычетов составил менее 100 % от объема предоставления налоговых вычетов в 2014 году по всем вычетам. Наблюдается восстановление экономической ситуации в стране.
НДФЛ для бюджета Томской Области, так же как и для бюджета города Томска, является одним из основных доходообразующих источников, и в 2015 году по сравнению с 2014 годом, отмечается рост на - 101,2%. Основная масса администрируемых УФНС России по Томской области доходов в консолидированный бюджет РФ обеспечена поступлениями НДС (24,7%), налога на доходы физических лиц (12,9%), и налога на прибыль (13,3%). Основная составляющая собственных доходов консолидированного бюджета Томской области в 2016 году - уплата налога на доходы физических лиц (НДФЛ) - выросла на 7,7%. Кроме того, Поступления по сводной группе акцизов по товарам, производимым на территории РФ, в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2016 год составили 4435,5 миллиона рублей, или на 17,9% больше, чем в 2015 году. Всего же доходы консолидированного бюджета в 2016 году сократились на 4,6% по сравнению с 2015 годом.
Эффективное преобразование налога на доходы физических лиц возможно за счет изменений в механизмах предоставления налоговых вычетов, основаны на пересмотре и индексации их нормативов. При этом предлагается перейти к снижению налоговых ставок для определенных групп граждан в целях увеличения собираемости налога в слабо контролируемых сферах экономики. Проведение изложенных мероприятий позволит создать более справедливую систему налогообложения, а также будет способствовать повышению доходов местных и региональных бюджетов.
Можно сформулировать основные постулаты предлагаемой реформы НДФЛ. Наиболее целесообразным на современном этапе будет некий «промежуточный» вариант реформирования налога на доходы физических лиц, сочетающий преимущества и прогрессивной, и плоской шкалы налога. Суть предлагаемых преобразований сводится к следующему:
1) усиление прогрессивности налогообложения доходов физических лиц за счет увеличения стандартных вычетов до величины прожиточного минимума;
2) увеличение МРОТ до величины прожиточного минимума;
3) предоставление стандартного налогового вычета на налогоплательщика, каждого из его детей и на супруга/супругу, вынужденного находиться на его иждивении по одной из следующих причин: является официально зарегистрированным безработным; находится в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет; вынужден не работать и осуществлять уход за несовершеннолетним ребенком в возрасте от трех лет из-за отсутствия мест в дошкольных образовательных учреждениях или невозможности посещать образовательные учреждения по состоянию здоровья;
4) предоставление стандартных налоговых вычетов на налогоплательщика и всех его иждивенцев следует осуществлять до того месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысит 12-кратный размер средней заработной платы в данном регионе;
5) ставку налогообложения оставить плоской и установить на уровне 15 %.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2019 - НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ЕГО ДЕКЛАРИРОВАНИЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц: проблемы и перспективы развития
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2018 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Развитие налога на доходы физических лиц и его влияние на доходы домохозяйств
Магистерская диссертация, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2016 - УЧЕТ И КОНТРОЛЬ РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (НА ПРИМЕРЕ ООО «КАДАСТРОВЫЙ ЦЕНТР НЕДВИЖИМОСТИ «ЗЕМЛЕДЕЛИЕ»)
Бакалаврская работа, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018 - Развитие налога на доходы физических лиц и его влияние на формирование доходов домохозяйств
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ЕГО ДЕКЛАРИРОВАНИЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017



