ВВЕДЕНИЕ 2
1 Теоретический анализ опыта переживания феномена верности творческому призванию .4
1.1 Проблема творческого жизнеосуществления 4
1.2 Понимание феномена верность 11
Выводы по первой главе 14
2. Феноменологический анализ опыта переживания верности творческому призванию .... 16
2.1 Описание процедуры исследования 16
2.2 Описание результатов и их обобщение 18
Феноменологическое описание 50
Выводы по второй главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
Актуальность
Понимание феномена верности может быть предпосылкой для существования человеческого бытие, то есть может помочь заметить непосредственное присутствие человеческой жизни. Такое предположение является весьма спорным, приглашая к дискуссии, но в рамках современного мира, который быстро может менять направление, требует высокую степень адаптивности, толерантности к неопределенности, а если представить, что человеческая жизнь-это корабль, а мир в котором он существует-море, то необходим компас, который укажет вектор направления, в качестве такого компаса для современного человека может выступать верность. Глядя на историческое развитие человечества, можно сделать утверждение, что именно верность помогала в воплощении различных целей для человека, одним из таких примеров является заключение Завета; сохранение монархической формы правления.
Верность помогает в реализации и проявлении человека в разных областях жизни, к примеру, построение отношений между людьми, ведь для опоры в браке, верность служит ключом к построению брачного договора и формированию его смысла. В данном исследовании верность рассматривается в контексте творческого призвания, выдвигается предположение о том, что верность является центрообразующей. Для людей это может быть полезным в достижении профессионального успеха, построении отношений.
В контексте творческого призвания, опыт переживания верности находит свое воплощение и отражение, потому творческая профессиональная деятельность характеризует собой область человеческих возможностей, потенциала, дает прикоснуться к недрам психической жизни человека.
Объектом исследования является творческое жизнеосуществление.
Предметом исследования является феномен верности творческому призванию.
Цель исследования-определение и обоснование феномена верности творческому призванию.
Задачи:
1. Провести реферирование литературных источников на предмет исследований
психологии творческого призвания.
2. Проанализировать понимание феномена верности в научных литературных
источниках.
3. Провести феноменологический анализ опыта переживания верности творческому призванию на материале текстов интервью с целью уточнения гипотезы.
Гипотеза исследования: Верность является центральной в профессиональной самореализации.
Методологической и теоретической основой исследования являются труды:
- вопросы, связанные с творчеством, призванием, верностью (А. Маслоу, М. Чиксентмихайи, Е.П. Ильин, Н. Бердяев)
- феноменологическая психология (Джорджи А., Лукьянов О.В., Улановский А.М.)
Методы:
Теоретические: сбор и интерпретация литературных данных.
Эмпирические: полуструктурированное интервью.
Методы анализа данных: феноменологический анализ текстов интервью.
Целью феноменологического исследования было определение и обоснование переживания феномена верности творческому призванию. Цель была достигнута через поставленные раннее задачи.
Первая глава посвящена рассмотрению литературных источников, которые затрагивают понятие верности, творчества и призвания.
Творчество не просто акт создания чего-то нового; это процесс, который включает в себя самопознание, самовыражение и самореализацию. Творческая деятельность является одним из способов, с помощью которого люди стремятся придать своей жизни смысл и цель, она включает в себя не только личностное развитие, но и взаимодействие с социальной средой и культурой. Создание благоприятных условий для творчества может привести к более глубокому и осмысленному жизнеосуществлению, а также к социальным инновациям и прогрессу. В этом понимании необходим элемент, который бы помог осуществить творчество и ее реализацию в жизнь. Верность творческому призванию является центральной, неотделимой составляющей, которая рассматривается в данном исследовании как центральное понятие.
В общем смысле призвание-это способность достойно ответить на призыв, то, благодаря чему человек может обрести смысл в жизни, следовать ему, верить и сохранять верность. Верность творческому призванию — это сложный психологический процесс, который включает в себя множество компонентов. Эти компоненты формируют устойчивость и постоянство в творческой деятельности, несмотря на внешние и внутренние препятствия, кризисы.
В результате эмпирического исследования во второй главе гипотеза подтверждена и уточнена, следующими выводами:
■ Критические точки эмоциональной неустойчивости, колебания, кризисы являются неизбежными, но при сохранении верности остается интенция.
■ В современном мире верность может служить опорой для человека неустойчивого, искушенного огромным количеством вариаций, выборов, потребления, понимание феномена верности оказывается в дефиците. Для представителей творческих профессий понимание верности оказывается в центральной позиции.
■ Феноменальными компонентами верности являются свобода, доверие, власть, коммуникация, а также выделены: выгода, соотношение времени, процесс масштабирования и последствия верности.
■ Верность творческому призванию может помочь вернуть бытие человека, который вышел из естественного мира, построив искусственный (неолитическая революция, прогресс и т.д.), потому что человек так или иначе стремится к своему естеству, такой способ помогает лучше всего этого достичь.
Понимание верности, а точнее ее свойства сохранения и последствия можно приложить не только к контексту творческого призвания. Сохранение верности чему-либо или кому-либо выражает фундаментальное свойство, которое может охарактеризовать человека и отличить его от других живых существ. Верность является центральной в профессиональной самореализации, создает психологическую основу, которая позволяет творцу оставаться верным своему призванию. Она помогает преодолевать внешние и внутренние барьеры, поддерживать творческую активность и развивать уникальный творческий голос. Верность творческому призванию требует расширенного изучения, ведь она является основополагающим в вопросах человеческого существования.
1. Абовский Н. П. Творчество: системный подход, законы развития, принятие решений / Н.П. Абовский - М., 1998.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская- М., 1991. - 299 с.
3. Аллахвердов В. М. Психология искусства: Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений / В.М. Аллахвердов - СПб., 2001.
4. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука / Г.С. Альтшуллер - М., 1979.
5. Ананьев Б. Г. Задачи психологии искусства. Психология художественного творчества / Б.Г. Ананьев- Хрестоматия. - Минск, 1999.
6. Андреева Т. В. Самореализация личности представителей творческих профессий: половые различия: Психологические проблемы самореализации личности / Т.В. Андреева- СПб., 1998. - С. 203-215.
7. Асмолов, А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А. Г. Асмолов - М.: Институт практической психологии, 1996.
8. Баева И.А. Психологическая защищенность и психологическая безопасность современного человека / И.А. Баева // Материалы конференции «Психолог и общество: диалог о взаимодействии. - М., 2008 / http://www.ruscenter.ru/2151.html.
9. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества / Н.А. Бердяев- М., 2006.
10. Бердяев Н. А. Я и мир объектов / Н.А. Бердяев - Париж: YMCA Press, 1934.
11. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Издание Московской Патриархии, 1988. - 1372 с.
12. Богомаз, С. Л. Традиция качественных исследований в психологии: описательный феноменологический метод А. Джорджи / С. Л. Богомаз, М. М. Морожанова, В. И. Турковский // Право. Экономика. Психология. - 2019. - № 1. - С. 86-92.
13. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская-Учебн. пособие для студ. высш. учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. -320с.
14. Борисов Е.В. Феноменологический метод М. Хайдеггера / Е.В. Борисов // Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени-Томск: Водолей, 1998. - 355с.
15. Братусь Б.С., Инина Н.В. Вера как общепсихологический феномен сознания человека / Б.С. Братусь, Н.В. Инина -Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 2011. - № 1. - С. 25-37.
16. Братченко С. Л. Экзистенциально-гуманистический подход Джеймса Бюджентала: человек в поисках самого себя / С. Л. Братченко // Психологические проблемы самореализации личности- СПб., 1998. Вып. 2. - 1998. - С. 56-66.
17. Бубер М. Проблема человека / М. Бубер - М., 1992.
18. Бурлакова Н. С., Олешкевич В. И. Феноменологический метод в психологии: движение к адаптации в духе позитивизма или к развитию / Н. С. Бурлакова, В. И. Олешкевич // Консультативная психология и психотерапия. - 2017. - Т. 25. - №. 1. - С. 8¬27.
19. Буякас, Т. М. О феномене наслаждения процессом деятельности и условиях его возникновения (по работам М. Чиксентмихайи) / Т. М. Буякас // Вестн. Моск. ун -та. Сер.14. Психология. — 1995. — № 2. — С. 53—61.
20. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский-3-е изд. М.: Просвещение, 1991. - 93 с.
21. Выготский, Л. С. «Психология искусства»: Анализ эстетической реакции / Л. С. Выготский. - М.: Лабиринт, 1998.
22. Горелов А.А. Самотворчество как протестный потенциал духовной культуры / А.А. Горелов // Научные труды Московского гуманитарного университета. №1. С. 148-170. DOI: 10.17805/trudy.2019.1.14.
23. Глозман, Ж. М. Развитие субъекта творческой деятельности в период позднего онтогенеза / Ж. М. Глозман, В. А. Наумова // Развитие психологии в системе комплексного человекознания / под ред. А. Л. Журавлева, В. Л. Кольцовой. - М.: Изд-во ИПРАН, 2012. - С. 278-282.
24. Грановская Р.М. Психология веры / Р.М. Грановская - СПб.: Речь, 2004. - 576 с.
25. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии / Э. Гуссерль - Книга первая. М.: Академический Проект, 2009. - 489 с.
26. Дружинин В. Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин-СПб.: Издательство «Питер», 1999. -368 с.
27. Дыбина О. В. Творчество - сущностная характеристика человеческого бытия: Монография / О.В. Дыбина - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 160 с.
28. Зинченко В.П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. К началам органической психологии / В.П. Зинченко-М.: Новая школа, 1997.
29. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П.Ильин -СПб.:Питер, 2009.
30. Кабрин В.И. Психологический универсум человека ноэтического / В.И. Кабрин - Томск, 1999. - С. 47-59.
31. Клочко В.Е. Постнеклассическая наука и проблема объяснения в психологии / В.Е. Клочко // Методология и история психологии. - Томск, 2008. № 1. - С. 165-178.
32. Копытин, А. И. Арт-терапия психических расстройств / А. И. Копытин - СПб.: Речь, 2011.
33. Кьеркегор С. Страх и трепет / С. Кьеркегор - М.: Республика, 1993.
34. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев - 4-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1981. - 584 с.
35. Логинова И.О. Проявление творчества в актах самоосуществления человека / И.О. Логинова // Сб. статей ученых КГПУ им. В.П. Астафьева / Кыргызский гос. ун-т им. И. Арабаева. - Бишкек, 2007. - С. 54-61.
36. Маслоу А. По направлению к психологии бытия. Религии, ценности и пик переживания / А. Маслоу - М.: Эксмо-пресс, 2002. - 27с.
37. Махнач В. Л. История мировых культур / В.Л. Махнач - Курс лекций. - М.: ГУ-ВШЭ, 1999 [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://mahnach.by.ru/lections.htm.
38. Мей Р. Любовь и воля / Р. Мэй - М., 1997.
39. Мясищев В.Н. Психология отношений / B.H. Мясищев / под ред. А.А. Бодалева- М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995 - 356.c.
40. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Ф. Ницше / пер. с нем. Е. Герцык и др. - М.: Культурная Революция, 2005.
41. О.В. Лукьянов Феноменологическая психология: учеб. пособие / О.В. Лукьянов - Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2018 - 80 с.
42. Петрова В.Н., Козлова Н.В. Профессиональное развитие в меняющемся мире: стратегия жизнеосуществления / В.Н. Петрова, Н.В. Козлова- Томск: Сибирский психологический журнал, 2018. № 70. С. 59-74. https://doi.Org/10.17223/17267080/70/5.
43. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев-М.: Педагогика, 1976 - 280 с.
44. Рейковский, Я. Просоциальная деятельность и понятие собственного «Я» / Я. Рейковский // Вестн. Моск.ун-та. Сер.14. Психология. — 1981. — № 1. — С. 14—22.
45. Рождерс К. Становление человека. Взгляд на психотерапию / К. Роджерс - М., 1994.
46. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн - СПб.: Питер, 2000. - 712 с.
47. Улановский А.М. Феноменологический метод в психологии, психиатрии и психотерапии / А.М. Улановский // Методология и история психологии. - М.: Смысл, 2007.
- Т. 2, №1 - С.130- 150.
48. Улановский А.М. Феноменологическая психология: качественные
исследования и работа с переживанием. / А.М. Улановский — М.: Смысл, 2012. — 264 с.
49. Франк С.Л. Смысл жизни / С.Л. Франк // Смысл жизни: Антология / Сост. общ. ред.; предисл. и прим. Н.К. Гаврюшина. - М.: Прогресс, 1994.
50. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл - М.: Прогресс, 1990.
51. Фромм Э. Человек для самого себя / Э. Фромм / Пер. с англ. Э. Спировой - М.: АСТ, 2009.
52. Фрейд З. Тотем и табу / З. Фрейд - М.: АСТ, 2002. - 363с.
53. Чиксентмихайи М. Поток. Психология оптимального переживания / М. Чиксентмихайи / Пер. с англ. Е. Перовой. -М.: Смысл, 2011.
54. Юнг К. Aion. Исследование феноменологии самости / К. Юнг - М.: Рефл-бук; Ваклер, 1997.
55. Якобсон Р. В поисках сущности языка. Семиотика / Р. Якобсон - М.: Радуга, 1983.- С. 102-118.
56. Ясперс К. Ницше. Введение в понимание его философствования / К. Ясперс - СПб.: «ВЛАДИМИРДАЛЬ», 2004.
57. Bottrill P. Reseash Note: Children Thinking and Learning through Design Activity at Age Six / P. Bottrill // Early Child Development and Care. 1996. Vol. 121. P. 147-163.
58. Giorgi, A. The theory,practice, and evaluation of the phenomenological method as a qualitative research procedure / A. Giorgi // Journal of Phenomenological Psychology. - 1997.
- N 28. - P. 235-260.
59. Miller N. E., Dollard J. Social Learning and imitation / N.E. Miller, J. Dollard - N. Haven: Yale Univ Press, 1941. - 347 p.