Аннотация
Введение 6
1 Теоретические основы формирования страховой культуры 9
1.1 Сущность и значение страховой культуры как следствия развития страхового рынка 9
1.2 Критерии высокой страховой культуры и способы ее обеспечения 20
2 Анализ состояния страховой культуры в России 26
2.1 Анализ страховой культуры страхователей 26
2.2 Анализ страховой культуры страховщиков 40
3 Политика лидеров российского страхового рынка в повышении страховой культуры 53
3.1 Формирование лидерами страхового рынка системы повышения страховой культуры в
России 53
3.2 Мероприятия, направленные на повышение страховой культуры населения 58
Заключение 64
Литература 67
Приложение А Предпосылки и причины генезиса страхования на каждом этапе его эволюции 73
Приложение Б Функции страхования 74
Приложение В Сущность страховой культуры 75
Приложение Г Государственные меры совершенствования страховой культуры России 76
Приложение Д Изменения в российском страховом бизнесе в 2020 году 77
Приложение Е Мероприятия, направленные на повышение страховой культуры населения
78
Приложение Ж Предметный указатель компетенций 79
Актуальность темы исследования. Страхование выступает неотъемлемым элементом цивилизованной экономики, являясь не только институтом защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц, но и активным инвестором финансового рынка, что предполагает заинтересованность в его развитии со стороны всех участников страхования: государства, населения, страховщиков, представителей
коммерческих организаций. Развитие рынка страхования в Российской Федерации непременно обуславливается рядом факторов, которые отражают социальноэкономическое состояние населения. К таким факторам можно отнести страховую культуру страны. Она выражается в степени доверия человека к институту страхования.
Низкая страховая культура препятствует развитию экономики страны. Знание главных экономических понятий, механизмов функционирования рынка финансов, понимание ценности денег, умение эффективно управлять собственными средствами, сбережениями предоставляют человеку возможность стать финансово независимым и повысить качество своей жизни.
В последнее время актуальность повышения уровня страховой культуры и страховой грамотности населения возросла за счет активного внедрения в страховой сектор цифровых технологий, которые способствуют преобразованию практически всех финансовых продуктов и услуг. Это, в свою очередь, требует от человека наличия специальной подготовки к принятию решений. Отсутствие элементарных финансовых знаний и навыков может служить причиной потери возможного дохода от использования финансовых инструментов, а также являться поводом, провоцирующим безосновательное недоверие людей к страхованию. Кроме того, страховая неграмотность и низкий уровень страховой культуры граждан влекут за собой риск, связанный с мошенническими действиями недобросовестных участников рынка.
В значительной степени от уровня страховой культуры населения зависит устойчивое развитие национальной экономики. Поэтому повышение уровня страховой культуры и грамотности населения является важным аспектом, как в развитии финансовых институтов, так и во всех сферах социально-экономической жизни страны.
Степень разработанности темы. Актуальность проблем, связанных с развитием страхового рынка, подтверждается многочисленными исследованиями. Вопросы развития страхования и его отдельных отраслей в Российской Федерации рассматриваются в трудах Ю.Т. Ахвледиани, Д.В. Брызгалова, С.А. Белозерова, Д.Б. Гасановой, Н.Б. Грищенко, И.А. Еременко, Н.В. Завьялкиной, Н.М. Ованесян. На необходимость инноваций в страховании указывают А.Н. Зубец, А.В. Козлов, Н.Е. Саввина, на развитие регионального сектора страхового рынка обращают внимание Л.А. Орланюк-Малицкая, Е.Л. Прокопьева. Методологические обоснования содержания рынка страховых услуг в работах В. К. Воблого, Л. И. Рейтмана, В. К. Райхера, В. В. Шахова, Г.Ф. Шершеневича послужили отправной точкой для раскрытия сущностных черт современного понимания функциональных предназначений страховых институтов.
Вместе с тем недостаточно внимания уделено проблемам, связанным с повышением страховой культуры, которая является из важнейших аспектов становления институциональной среды страхового рынка. В указанном контексте актуальность приобретают вопросы развития и повышения страховой культуры населения России, поскольку без высокого уровня страховой культуры устойчивое развитие рынка страховых услуг и национальной экономики в целом невозможно.
Цель исследования - обобщить теоретические и практические аспекты формирования страховой культуры для разработки мер, направленных на ее повышение в России.
Исходя из цели исследования, поставлены следующие задачи:
1) Изучить теоретические основы страховой культуры: сущность, значение, признаки и способы обеспечения высокого уровня страховой культуры.
2) Проанализировать состояние страховой культуры страхователей и страховщиков в России.
3) Дать оценку политики лидеров российского страхового рынка в повышении страховой культуры для разработки мероприятий, направленных на повышение страховой культуры страхователей и страховщиков в России.
Объектом исследования выступает процесс формирования страховой культуры.
Предмет исследования - совокупность организационно-экономических отношений, направленных на повышение страховой культуры.
Объект наблюдения - состояние страховой культуры в России и других странах.
Теоретическая и методическая база исследования - это труды российских ученых по теме исследования. Теоретическое обоснование формирования страховой культуры основывалось на экономической теории, и прикладных экономических дисциплинах: финансы, страхование и страховое дело. Вопросам теории и практики развития рынка страхования и повышения страховой культуры посвящены научные труды ведущих зарубежных и отечественных ученых, таких как: С.В. Аксютина, Е. Злобин, С.А. Калайда, М.В. Ганенко, А. Кремлянский, Л.В. Лаврентьева, Е.В. Яшкова, В.Г. Ларионов, Е.В. Левшакова, М. Мамута, Е.С. Милинчук, М.К. Нечаева, А.А. Таржанова, А.П. Новикова, М.И. Одинцова, Ю.В. Панков, А.В. Половникова, Н.И. Серышева, М.Н. Степанова, И. Харин, А.П. Чудакова, С.В. Шведов и других. Вместе с тем, учитывая, что страховая культура является следствием развития страхового рынка, при этом страховой рынок России еще далек от уровня развития страхового рынка Европы и США, проблемы повышения страховой культуры в России являются важной научной и практической задачей, и требуют дальнейших исследований.
...
Проведенное исследование позволило сформулировать следующие теоретические результаты. Страховая культура - это форма психологического восприятия человеком института страхования. Такая культура, базируясь на системе ценностей и конкретных норм, формирует взаимопонимание и регулирует отношения субъектов страхового рынка.
Термин «страховая культура» активно используется в научной и публицистической печати, при этом во многих работах страховая культура рассматривается в контексте факторов развития страхования и определяется, во-первых, это «своеобразная форма психологического восприятия» населением страны института страхования. Во-вторых, под этой своеобразной формой восприятия, можно рассматривать уровень понятия населением страны необходимости в страховании как самом важном способе гарантии возмещения ущерба при наступлении различных непредвиденных обстоятельств. Всем участникам страхового рынка необходимо направить усилия на развитие у населения страховой культуры потребления страховых услуг путем обучения правилам индивидуального и коллективного поведения на страховых рынках.
Показатели результата проявления страховой культуры страхователей и страховщиков можно использовать для оценки уровня страховой культуры и, соответственно, целенаправленно улучшать их: 1) показатели оценки уровня страховой культуры страхователя: уровень благосостояния населения, динамика сбережений населения, уровень доверия к страховщикам, уровень лояльности клиента; 2) показатели оценки уровня страховой культуры страховщика: рейтинг страховщика на рынке, уровень внедрения инноваций в деятельность страховщика, структура каналов продаж страховых продуктов, страховой сервис.
В результате проведенного анализа состояния страховой культуры страхователей и страховщиков в России сформулированы следующие выводы.
Уровень страховой культуры растет по мере роста уровня благосостояния - с увеличением доходов повышается доля тех, кто положительно оценивает эффективность страховых инструментов. Высокий уровень лояльности среди клиентов крупных страховых компаний означает, что в целом потребители страховых услуг довольны предлагаемыми им условиями обслуживания. Этот показатель также свидетельствует о достаточной надежности отечественных страховых компаний. Отсутствие знаний в области страхования негативно влияет на формируемую модель поведения страхователя.
Анализ уровня страховой культуры страховщиков показал, что наиболее значимыми положительными эффектами для бизнеса страховщики считают движение в 64
сторону развития дистанционных продаж, ИТ-систем и повышения операционной эффективности, что повышает уровень страховой культуры в целом. Инновационные подходы к формированию страховых продуктов как отдельных частей универсальных продуктов способны повысить привлекательность страхования и повысить уровень страховой культуры страховщиков.
Оценка политики лидеров российского страхового рынка в повышении страховой культуры показала важность продуманной политики государства в области страхования. Государство сможет снять с себя обязательства по возмещению своим гражданам всевозможных ущербов и убытков, экономя, в конечном счете, немалые средства. В дальнейшем повышению страховой грамотности будет способствовать пропаганда знаний в страховой сфере у населения, повышение квалификации персонала, усовершенствованная система обучения для вузов страны, внесение обязательных курсов в общеобразовательную программу школ, усиление регулирования страховых компаний, увеличение уставных капиталов для страховых организаций.
Среди проблем, связанных с повышением страховой культуры выявлены следующие: негативное отношение к страхованию в целом (недоверие населения), исторически сложившуюся ориентированность населения на социальную и иную помощь со стороны государства, отсутствие доступной информации о страховых продуктах, деятельности страховых организаций, в том числе в силу их низкой рекламной
активности, финансовая неграмотность, отсутствие позитивных материалов о деятельности страховых организаций в средствах массовой информации, высокие
страховые тарифы, несопоставимые с доходами населения, невыгодные условия страхования.
Основными направлениями работы над повышением уровня страховой культуры населения, является повышение финансовой грамотности населения в целом и в области страхового рынка путем проведения различных семинаров и конференций в области страхового дела; решения вопроса о росте качества жизни и благосостояния населения (причем на макроуровне при непосредственном участии государства); стимулирование уровня доходов и жизни граждан; расширение доступа населения к финансовой информации; исследование рынка страховых услуг; публикация специализированных печатных изданий в сфере страхования; развитие страховой культуры страховщиков, постоянная переподготовка страховых агентов (повышение их квалификации); проведение просветительской и объяснительной работы среди населения, проведение семинаров и конференций в области страхования (с квалифицированными работниками компаний); разработка и проведение маркетинговых исследований, направленных на 65
выявление страховых потребностей у населения, адекватное требованиям времени изменение законодательной базы.
...
1. Об организации страхового дела в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Закон РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 (ред. от 30.12.2020) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.05.2021).
2. Об утверждении Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 22.07.2013 г. № 1293-р // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.03.2021).
3. Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 г. № 2039-р // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.03.2021).
4. Адашинская Е.А. Развитие уровня страховой культуры в разрезе субъектов Российской Федерации / Е.А. Адашинская // Российские регионы в фокусе перемен. - 2020. - №2. - С. 614-618.
5. Аксютина С.В. Трансформация страхования: инновационные продукты и технологии / С.В. Аксютина // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - Т. 10. - № 2. - С. 395-410.
6. Аксютина С.В. Страховой рынок РФ: оценка и приоритетные направления развития / С.В. Аксютина. // Проблемы развития территории. - 2020. - № 3 (107). - С. 90102.
7. Андреева А.В. Страховая пассивность [Электронный ресурс] / А.В. Андреева // Реальный бизнес. - Электронные данные. - М., 2021. - URL: http://www.real- business.ru/subpage.php?material=1256. (дата обращения 21.03.2021).
8. Архипов А.П. Основы страховой деятельности / А.П. Архипов, С.Б. Богоявленский. - М.: БЕК, 2019. - 768 с.
9. Башкирова К.И. Страховая культура населения и осознанность выбора страхования / К.И. Башкирова // Сборник научных трудов Ангарского государственного технического университета. - 2020. - Т. 1. - № 17. - С. 256-258.
10. Всероссийский союз страховщиков [Электронный ресурс] / Официальный
сайт. - Электрон. дан. - М., 2021. - URL: http://www.autoins.ins-union.ru/rus (дата
обращения: 18.01.2021).
11. Гребенщиков Э.С. Страховая отрасль России: законы больших чисел / Э.С. Гребенщиков // Финансы. - 2019. - № 6. - С. 29-35.
12. Данные статистической формы отчетности по отдельным страховщикам
[Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М., 2021. - URL:
http://www.cbr.ru/statistics/insurance/report_individual_ins/?UniDbQuery.Posted=True&UniDb Query.DtType=3&UniDbQuery. (дата обращения 02.06.2021).
13. Динамика страхового портфеля (накопительным итогом) [Электронный
ресурс] / Официальный сайт ЗАО Медиа-Информационная Группа «Страхование сегодня» (МИГ). - Электрон. дан. - М., 2021. - URL:https://www.insur-
info.ru/orgsandcomps/34/analytics/?section=a03#tabs. (дата обращения 02.06.2021).
14. Ефимов О.Н. Страховая культура в России: проблемы формирования / О.Н. Ефимов // NovaInfo. Экономика и управление. - 2018. - №28. - С.99-103.
15. Жигас М.Г. Перспективы развития страхования в условиях кризиса в экономике / М.Г. Жигас // Известия Иркутский государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). - 2015. - Т. 6. - № 1. - С. 22-25.
... всего 68 источников